XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ). В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невский (в схиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Филарет (в схиме Феодор), иеромонах Московского ставропигиального Новоспасского монастыря (Память 28 августа). Иеромонах Филарет (в схиме Феодор), был одним из известнейших, особенно, жителям Москвы, подвижников благочестия. Он родился 9 мая 1758 года. Отец его – купец Николай Пуляшкин, житель г. Вязьмы Смоленской губернии, торговал, так называемым, красным товаром и владел достаточным состоянием. Родительница Филарета Матрона Никитична, по смерти своего мужа, и после пожара, истребившего почти все ее имущество, переехала с семейством для жительства в Петербург, к родному брату, богатому торговцу иностранными винами, а в 1786 году поступила в Московский Новодевичий монастырь, н здесь постриглась в монахини, с именем Митрополии. Погребена в Ростовском Яковлевском монастыре, настоятелем коего был (с 1806 по 1818 г.) старший сын ее, брат Филарета, архимандрит Аполлинарий, в мире Архип. В доме родительском Феодор (мирское имя Филарета) обучился грамоте, чистописанию и, разумеется, закону Божию. С той поры чтение духовных книг, находившихся в доме отца, составляло его любимое занятие. По смерти родителя, он взят был вместе с матерью в дом своего дяди – богатого Петербургского купца (Никитина), и определен в лавку (равно как и брат его). Юный Феодор скоро почувствовал отвращение от мирской суеты. Когда прочие спешили на торг, он устремлялся в Александро-Невский монастырь, к церковной службе, и после обедни проводил время в беседе с старцем-монахом, за что много раз терпел побои от приказчиков. Тринадцатилетний мальчик умолил свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь, к знакомому старцу. Ревность Феодора в служении Господу была столь велика, что он через полгода, по совету старца, перешел из монастыря в Саровскую пустынь (в Тамбовской епархии). Здесь ему поручаемы были разные послушания; три года он был звонарем; потом трудился в хлебной, квасоварне, три года в просфорне и, наконец, проходил пономарскую должность. Из Саровской пустыни Феодор поступил в Московский Симонов монастырь, вероятно, по желанию подвизаться вместе с родным братом, который был тогда послушником этой обители 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И об этом много говорит великий в богословах и исповедник и отец, Феодор Студит (Sym. Thessal. De haer.//PG. 155. Col. 104CD) 664 . Здесь заметно развитие того, что было сказано у свт. Григория Паламы : свт. Симеон не ограничивается констатацией тождества отречений и обетов, произносимых при пострижении в малую и великую схиму, но вводит определение «малой схимы» как «несовершенного монашеского образа» и своего рода «залога», или «обручения», великой ангельской схимы. Какое развитие получат заключения свт. Симеона в дальнейшем, в монашеской традиции поствизантийского периода, мы увидим чуть позже. Однако эта единая и единственная схима – и даже те обряды, что предваряют ее, служа «обручением» и «приуготовлением» (идет ли речь о рясофоре или же о «малой схиме» в понимании, данном ей свт. Симеоном), – наделена такими особенностями, которые свойственны таинству. Так, в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих» свт. Григорий Палама пишет о философе Варлааме, своем противнике: ...Что уж говорить о священной молитве или призвании или крестовидном напечатлении в волосах и о прочих символах монашеского усовершения, без которых мы, послушные законоположениям святых отцов, не признаем монаха! Ведь он не испросил даже святой молитвы при введении в монашеское таинство, но явился самодельным, а отсюда недалеко уже сказать поддельным монахом (Greg. Pal. Triad. III 1. 5) 665 . Показательна та терминология, которую использует свт. Григорий Палама : μοναχικ τελεωσις и μοναχικν μυστριον – именно этим «таинствам» оказывается непричастен не прошедший «законного» посвящения в монахи Варлаам. Еще интереснее то, что пишет о «совершении схимы» свт. Симеон: Несовершенный схимою да получит совершение, чтобы не отойти [ему ко Господу] несовершенным и лишенным совершеннейшего совершения (τς τελεωττης τελετς) схимы. Ибо я знаю многих нерадящих об этом, подобно тому как некоторые в прежние времена медлили принять Крещение и лишились его. Но как не крестившийся – не христианин, так и не получивший совершения в схиме – не будет монахом. И как ты узнаешь об этом от учителей Церкви, и особенно от Василия [Великого] и Григория [Богослова], пусть их слова о Крещении будут тебе [как бы] о схиме и покаянии. А тот, кто еще не стал монахом, пусть станет им при кончине своей: ибо это – величайший дар, царская печать, второе Крещение – от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует (σημειο), спасает от врагов, Царю представляет и делает Его другом (Sym. Thessal. De sacr. Cap. 360//PG. 155. Col. 673AB).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Когда на новых монахов возлагаются кукули и мантии, монашествующие поют Κριε λησον. Чин заканчивается молитвой Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... Молитва эта читается над всеми новопостриженными иноками и заключает в себе прошение, чтобы они, пожив по заповедям Господним в вере, надежде и любви, удостоились наследия святых (το κλρου τν γων), во свете славы Божией. Кто эти святые? Конечно, в широком смысле под святыми следует разуметь благоугодивших Богу и прославленных Церковью праведников, но в более тесном смысле и применительно к строю монастырской жизни можно разуметь в данном случае совершенных по жизни и выдающихся по подвигам насельников обители, облеченных в великую и ангельскую схиму. Поэтому, молитва об удостоении в будущем новопостриженных иноков наследия святых оказывается как бы связанно с молитвенным пожеланием им вступить, со временем, в ряды старейших и совершеннейших подвижников обители, облеченных уже в ангельскую одежду и сподобляющихся благодатных духовных озарений. VII В Евхологии 213 содержатся два приуготовительных к великой схиме чина: а) Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον, лл. 164 об. –165 об., и б) κολουθα το προσχματος τν μοναχν κα εχα, лл. 166–167 558 . Ни первый, ни второй чин не возбуждают сомнения в том, что они суть чины, приуготовительные к великой схиме. Второй чин имеет определенное заглавие, показывающее его значение, как именно последования το προσχμаτоς, а в первом чине, при возложении на инока мантии, священник прямо говорит, что мантия примется иноком как обручение великой и ангельской схимы (λαμβνει τ παλλον, τν αβνα το μεγλου κα γγελιχο σχματος). Но если оба чина являются одинаково приуготовительными к великой схиме, то какое же соотношение оказывается между этими чинами? Не имеем ли мы дело, в данном случае, с такими чинами, которые последовательно должны были совершаться над монахами и которые были двумя последовательными ступенями к великой схиме подобно тому, как в наше время великой схиме предшествуют малая схима (мантия) и рясофор? – Текст чинов не позволяет признать их за такие последовательно – приуготовительные ступени к схиме великой, ибо на внутреннею зависимость между чинами, по которой, напр., последование Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον совершалось бы перед последованием το προσχματος, в тексте памятника нет ни единого намека. Таким образом, остается допустить предположение, что в рассматриваемых чинах по Евхологию 213 мы имеем две редакции приуготовительного к великой схиме монашеского последования.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Последнее, Афинское издание греческого Большого Евхология 1902 года, воспроизводя текст прежних изданий чина, помещает чин ες ρχριον ασοφοροντα на сс. 200–201. Заключение Обозрение чинов пострижения в монашество в Греческой Церкви за длинный период времени их существования, начиная с времен псевдо-Дионисия по настоящее время, обнаруживаете удивительное разнообразие этих чинов не только в отношении частностей, но и главного. Разумеем неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов, которою они заявляют о себе чуть ли не с первых годов введения в богослужебно-монастырскую практику малой схимы, просхимы и рясофора. Неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов стоить, конечно, в связи с неустойчивостью самого взгляда на смысл и значение этих чинов, а равно и не выясненностью их отношения к великой схиме. Нужда в создании чинов, предваряющих великую схиму, сознана была монашествующими еще в VIII веке, пред эпохой преп. Феодора Студита . В монастырскую практику тогда же введена была малая схима, называвшаяся в то время иначе просхимой. Не взирая на решительный протест преп. Феодора Студита , эта малая схима или просхима все более и более завоевывала себе симпатию среди монашествующих. К XIV веку приуготовительные монашеские чины обогащаются новым чином на одеяние рясы и камилавки, которому и суждено, по-видимому, сыграть немаловажную роль в будущей истории монашеских постригальных чинов. Замечательно, что предприятия по части реформы чина пострижения в монашество касались всегда больше приуготовительных к великой схиме чинов. На целость великой схимы и на какие либо существенные изменения в ею чине никто не решался посягать. Поэтому, чин великой схимы и теперь существует почти в том же самом виде, в каком представляет его Евхологий 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библиотеки 213. Другое дело – малая схима и рясофор… С XIV века рясофор стремится занять изолированное положение среди чинов пострижения в монашество. Лишь обряды пострижения волос и облачения в некоторые монашеские одежды – обряды, совершаемые при самой скромной богослужебно-монастырской обстановке, роднят чин рясофора с последованиями малой и великой схимы. По особым молитвам, по особым песнопениям и по отсутствию акта произнесения обетов, чин на рясофор решительно отделяется от чинов малого и Великого пострига, весьма близких по содержанию друг к другу, и обнаруживаете тенденцию представить собою какой-то особый чин пострижения в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит Зиновий (Мажуга) Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов — Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка, и стяжал большую любовь и уважение местных жителей. Я несколько отступлю в сторону, чтобы рассказать об одном эпизоде. В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька. Он вспоминал, что некоторое время жил в лесу в шалаше, а один раз ему даже пришлось ночевать в дупле огромного дерева. Был такой случай. Однажды председатель сельсовета Георгиевки вызвал монаха Зиновия и сказал: «На мое имя из центра поступило распоряжение арестовать тебя». Тот ответил: «Я не прописан в селе, поэтому вы не отвечаете за мое местонахождение». Председатель сказал: «Я знаю об этом. И вызвал тебя, чтобы предупредить. Наверно, за тобой придут сегодня ночью. А теперь поступай как знаешь. Но помни, что я тебе ничего не говорил». Надо было скрываться. Зиновий рассказал, что его ищут, одной греческой семье, особенно близкой к нему. Отец этого семейства решился проводить его в уединенное место в глухом лесу, где он должен будет скрываться несколько недель, до тех пор пока не минует опасность. Обычно аресты производились кампаниями: набирали по плану определенное число людей, а затем наступала пауза до следующей кампании, вернее, охоты за людьми, как за зверями. Монах Зиновий быстро собрался.

http://pravoslavie.ru/38151.html

С. 250–260 (с дополнениями В. И. Мажуги). 59. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. «Getica»/Вступ. статья, перевод, коммент. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1997. 506 с. Ср. 41. 60. Московско-венецианские отношения 70-х годов XV века в русских летописях и документах Сената Венеции (дело Тревизана)/Подгот. к печати М. В. Скржинской//Annali di Ca’Foscari. Rivista della Facoltà di lingue e letterature straniere dell’Università di Venezia. 1997. T. 36/1–2. C. 569–598. Cp. 62. 61. Олимпиодор Фиванский. История/Перевод с греческого, вступ. статья, комментарии и указатели; Под ред. П. В. Шувалова. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1999. 234 с. 62. Русь, Италия и Византия в средневековье/Подг. текста к печати М. В. Скржинской; Вступ. статья Η. Ф. Котляра. СПб., 2000. 284 с.: 1) Половцы. Опыт исторического истолкования этникона (Из архива ученого). С. 36–86. Ср. 56. 2) Греческая надпись из Тмутаракани. С. 90–113. Ср. 43. 3) Венецианский посол в Золотой Орде (по надгробию Якопо Корнаро). С. 114–152. Ср. 53, 54. 4) Кто были Ралевы, послы Ивана III в Италию. С. 153–179. Ср. 52. 5) Русь и Венеция времени Ивана III (по русским летописям и венецианским источникам). С. 180–237. Ср. 60. 6) Приложения I, II, III, IV (Извлечения из русских летописей, итальянских актовых и нарративных источников). С. 238–283. Литература о Е. Ч. Скржинской 1. Памяти Е. Ч. Скржинской (1897–1981)//СВ. 1982. Вып. 45. С. 383–384 (без подписи). 2. Медведев И. П. Елена Чеславовна Скржинская//ВВ. 1983. Т. 44. С. 267–269. 3. Мажуга В. И. Исторический источник как предмет истории культуры (об исследовательском методе Е. Ч. Скржинской)//ВИД. 1987. Т. 18. С. 3–24. 4. Мажуга В. И. Е. Ч. Скржинская – исследователь и публикатор исторических источников//Иордан. О происхождении и деяниях гетов. 2-е изд. СПб., 1997. С. 490–505. 5. Шувалов П. В. Римляне и варвары в комментариях Е. Ч. Скржинской//Олимиодор Фиванский. История. 2-е изд. СПб., 1999. С. 12–17. 6. Шувалов П. В. Предисловие ко второму изданию//Там же. С. 5–9. 7. Котляр Η.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 марта 2009 г. назначен ректором Университета им св. царицы Тамары Грузинской Патриархии. Занимается педагогической деятельностью. Автор 4 книг, более 60 научных трудов и более 70 художественных и публицистических статей, доктор медицинских наук, профессор. Автор сердечно благодарит Тамару и Латавру Дуларидзе за помощь в подготовке этого материала. Фотографии Александры Никифоровой, а также из книг: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М., 2044; Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.,2011 Читайте также: Тбилисские старцы из Глинской пустыни. Митрополит Зиновий (Мажуга) Схиигумения Елисавета (Орлова): Искали Бога — нашли старцев О духовнике и старцах Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 июня, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 19 июня, 2022 3 апреля, 2022 19 декабря, 2021 17 сентября, 2021 6 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Итак, как же следует смотреть на чины ες μονχους σταυροφρους? К какому разряду должно отнести эти чины, – к разряду ли чинов приуготовительных к великой схиме, или к разряду чинов великой схимы? По нашему мнению, их следует относить к разряду чинов приуготовительных к великой схиме. Будучи в основе своей древнейшими последованиями пострижения в монашество и воспроизводя те порядки, какие господствовали при пострижении в монашество до разделения схимы на малую и великую, эти чины, вследствие осложнения их новыми элементами (четвертая молитва Ες τν ζυγν σου, Δσποτ τν σωτριον πρσδεξαι..., новые обряды), а главным образом, вследствие укрепления в богослужебной монастырской практике чина великой схимы в редакции преп. Феодора Студита , – утратили свое первоначальное назначение, снизошли в разряд чинов второстепенного достоинства и стали совершаться над лицами, только еще принимающимися за монашеские подвиги. Не может не обращать на себя внимание малочисленность одежд, возлагаемых на постриженика даже по Евхологию 568, как не может не бросаться в глаза то обстоятельство, что специально принадлежащий великосхимникам и составляющий их внешнее отличие кукуль изменяет, по указанию Евхология 568, свой обычный вид и становится малым (βνει ατ τ μικρν κοοχολιον). Такого изменения во внешнем виде кукуля не могло бы быть, если бы чин ες σταυροφρον μοναχν назначался для принимающих великую схиму. В чине отсутствуют, далее, обеты. Это опять таки важный показатель значения, какое имел чин ες σταυροφρον μοναχν. Следы обетов отречения, как мы видели, заявляют о себе уже в Евхологии 961 646 . Поэтому, если обеты не находятся в Евхологии 568 (как и в 73 (274), 975, 978 и 985), то ясно, что содержащейся здесь чин может быть отнесен только к разряду подготовительных к великой схиме чинов и никак не может быть признан за самый чин великой схимы. Присутствие креста, если под ним разумет велико-схимнический аналав, не должно колебать нашего взгляда на значение чина ες σταυροφρον μοναχν, ибо по позднейшим чинам малой схимы аналав уже входит в число облачений мало-схимника 647 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010