Владыка Зиновий (Мажуга) с отцом Виталием (Сидоренко). Начало 1980-х гг.      Всю свою жизнь владыка Зиновий посвятил служению Господу и утешению страждущих. Во время блокады Ленинграда , он, как и многие, горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения, о котором вспоминал потом: «В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из Ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу». Пресвятая Богородица исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть Являлась владыке Зиновию и Сама Пресвятая Богородица. Однажды Она исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть. В сан митрополита епископ Зиновий был возведён 1972 году. Владыка стал духовным отцом Патриарха Илии II, и сам постригал его в монашество. Он завещал своим духовным детям после его смерти слушаться Патриарха Илию II. При жизни он покровительствовал всем насельникам Глинской пустыни, изгнанным из стен родной обители. В ограде Александро-Невского храма в Тбилиси архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андроник (Лукаш). Начало 1970-х гг. Жил владыка Зиновий чрезвычайно скромно, в маленьком домике при церкви и не соглашался на предложения переехать в более подобающую для митрополита резиденцию. Одевался так, что многие, не знающие его, принимали владыку за бедного монаха. Святитель обладал даром прозрения: многие слова, сказанные им своим чадам, были пророческими и сбывались со временем. Раба Божия Анна вспоминает, что те, кто не слушался совета владыки, потом очень сожалели об этом, потому что впоследствии сказанное им часто сбывалось. Часто владыка произносил свои пророчества, говоря как бы в третьем лице, а позже становилось совершенно ясно, что это было сказано именно про того человека, с которым беседовал владыка. Вот как вспоминает о нем архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «Тайна спасения»:

http://pravoslavie.ru/73463.html

Еще честность. Честность к Богу, честность к службе – тоже характерная черта. Даже вдали от обители служили по монастырскому чину, что никого не тяготило, потому что благодатность молитвы, которую они несли, передавалась окружающим. Люди старались как можно больше бывать у старцев и на богослужении, и просто приходя к ним. Получали дары, становились какими-то облагодатствованными, как говорил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , постриженик митрополита Зиновия. Он вспоминал, что, даже коротко пообщавшись со старцами, люди уже получали благодатные дары, которые давали им силы на дальнейшую жизнь, на дальнейшее преодоление препятствий и надолго оставались в памяти. Так происходило потому, что за того, с кем соприкасались, старцы потом и молились. Митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим – Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II – постриженик митрополита Зиновия? – При постриге будущего патриарха владыка Зиновий сказал в приветственном слове: «Я постриг будущего патриарха», – хотя Блаженнейший Илия был тогда еще семинаристом. Католикос-Патриарх сам вспоминал об этом в нашей беседе при встрече и говорил, что до сих пор ощущает небесную помощь владыки. – Блаженнейший Илия также утверждал, что митрополит Зиновий устроил в Тбилиси «филиал» Глинской пустыни… – В 1961 году Глинская пустынь была окончательно закрыта, и старцы объединились вокруг владыки Зиновия. Трое из них: сам митрополит Зиновий, в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) – в будущем пошли к Богу общим прославлением и вместе были причислены к лику святых в 2009 году. Владыка Зиновий многим помогал. Мог, выйдя в храме и увидев стоящего монаха, подойти к нему с благословением и тихонечко оставить деньги на дальнейшее проживание. И кругом знали, что он всех поддерживает. Время было очень тяжелое, можно сказать – богоборческое, но у него каждый мог найти приют. И впоследствии, уже епископом, правящим архиереем, он много о чем мог попросить Грузинского патриарха: многих назначали на приходы, и они служили в Грузинской Церкви. А там были послабления по сравнению с Русской Церковью, хотя тоже и уполномоченные и прочее.

http://pravoslavie.ru/62816.html

Удивительно, что везде - и в школе, и в техникуме, и в институте - мне попадались глубоко порядочные люди. Их вообще было гораздо больше, чем непорядочных. Другое дело, что кто-то верил в Бога, кто-то не верил, а кто-то уже ходил в храм Божий. Но, соприкасаясь со всеми этими людьми, я вольно или невольно учился у них многому: доброте, умению себя вести и прочему. Виктор Доровских (второй слева, ныне - архиепископ Тихон) с друзьями и старшим братом Дмитрием (крайний справа, ныне - игумен Серафим). Воронеж, конец 1960-х гг. - А были ли у ваших родителей знакомые священнослужители? - Да, у моего отца был друг Василий Тиньков - участник Великой Отечественной войны, инвалид, который впоследствии принял священный сан и служил в Курской епархии, в Красной Долине. Отец Василий часто приходил к нам домой - и до и после своей иерейской хиротонии. Дружба нашего отца со священником и нас подвигала на добрые христианские отношения, несомненно повлияв на наш выбор. Впоследствии Господь сподобил нас встретить и других замечательных священнослужителей. Так, митрополит Зиновий (Мажуга) , в схиме Серафим, благословил моего брата, будущего митрополита Даниила, поступать в Одесскую духовную семинарию. Сейчас владыка Зиновий прославлен в лике святых, и несомненно, что благословение святителя также наложило свой отпечаток, поскольку я уверен, что он и молился, и молится за всех тех, кто к нему обращался. Так накопилась целая череда, говоря светским языком, «случайностей», которые и привели нас к нынешнему положению. И, конечно же, желание служить Матери-Церкви было у меня с детства, но дошел до его осуществления я много позже, когда уже закончил техникум и институт и успел потрудиться на производстве. - Владыко, однако, что бы ни предпринимали родители, чтобы передать свою веру детям, всё равно человек должен встретиться с Богом сам. И обычно в подростковом возрасте - у кого-то раньше, у кого-то позже - происходит бунтарство. Было ли у вас что-то подобное? - Нет, у меня ничего подобного не было, поскольку с детства наши родители и бабушки заложили фундамент доверия Богу. Другое дело, что были различные периоды увлечения миром сим.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/04/ar...

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом. «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…» Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

http://pravoslavie.ru/73463.html

Старец говорил: «Христианин без креста подобен воину, оставившему свое оружие... Как охотник сторожит свою добычу, так диавол день и ночь следит за человеком. Когда увидит, что человек снял крест, то свободно действует в его душе, как входят в дом без ворот». Владыка Зиновий (Мажуга, в схиме Серафим) с отцом Виталием (Сидоренко) Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) любил повторять слова аввы Дорофея: «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека — сделаешь для Христа» . Он старался не пройти мимо нищего, не подав ему милостыню. Это было его правилом, которое он завещал исполнять своим чадам. Случалось, что когда у него не было денег, он давал нищим что-нибудь из своей одежды, и не только нищим. Однажды в разговоре он узнал, что у его собрата старые, порванные брюки. Он тут же, в метро, быстро снял брюки и отдал ему, а так как он был одет в подрясник и длинный плащ, то это обнаружилось не сразу. Он говорил: «Если ты несешь деньги, чтобы отдать долг, а по дороге встретится нищий и в твоей душе будут бороться помыслы: вернуть долг или дать милостыню нищему,— то подай милостыню; лучше остаться должником у человека, чем у Бога». Изречения отцов Монах Амвросий (Гвазава) сказал: «Наш игумен говорил: не враги, а наши грехи закрывают храмы и монастыри. Разве Бог не в силах защитить свое достояние? Но за наше нерадение Он предназначил нам спасаться скорбями». Говорил схиархимандрит Андроник (Лукаш): «Смех, шутки и ласки — не дело монаха, это привычки мира, от которого он отрекся. Если монах стяжает благодать, то и без шутливости и внешней ласковости в словах он сможет утешать людей». Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участ­ником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать».

http://pravoslavie.ru/36750.html

И даже спрашивал, бывало, как приедешь: . – Письмо переписали? – Переписали, Батюшка» . Слева направо: архимандрит Власий (Болотов, в схиме Макарий), митрополит Зиновий (Мажуга, в схиме Серафим), архимандрит Валерий (Мирчук, в схиме Серафим), архимандрит Венедикт (Сидоренко, в схиме Виталий) Когда отцу Виталию становилось очень плохо, матушка Серафима звонила Католикосу-Патриарху Илие II, и Святейший что-нибудь присылал или сам приходил к старцу. Так, однажды он принес миро с мироточивой Иверской иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в Канаде. При своих посещениях его Святейшество всегда приводил отца Виталия и всех присутствующих в бодрое настроение. Когда же он уходил, все могли заметить, как Католикос беспокоится о здоровье отца Виталия, хотя перед ним он этого никогда не показывал. Схиигумения Серафима вспоминает: «За день до кончины отец Виталий вдруг показал жестом, чтобы я отодвинула занавески окон. Я спросила: “Кого-нибудь увидели?” Он же, задумавшись, смотрел на меня. Затем приложился к своей руке и ею же показал на икону Божией Матери. Я подала ему икону, которой он нас и благословил. Я его спросила: “Матушка Богородица являлась?” Он в ответ кивнул головой и заплакал» . Причиной раннего ухода старца из земной жизни в жизнь вечную стала чрезмерная аскеза Схиархимандрит Виталий отошел ко Господу 1 декабря 1992 года, в 18 часов 45 минут, прожив всего 64 года. Причиной такого раннего ухода этого великого старца XX столетия из земной жизни в жизнь вечную стала его чрезмерная аскеза. Попрощаться с покойным, дорогим ему человеком пришел Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он поблагодарил всех, кто ухаживал последние дни за отцом Виталием. Указывая на комнату, где жил и молился великий старец, Святейший сказал: «Приидите и поклонимся сему месту». 5 декабря 1992 г., на проповеди после литургии в тбилисском Александро-Невском храме перед погребением отца Виталия, Католикос-Патриарх Илия II, в частности, сказал следующее: «…Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – все это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя…» .

http://pravoslavie.ru/117631.html

 В месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного схимитрополита Серафима (Мажуги) было внесено в календаре 2013 г. См.: Православный Церковный календарь 2013 г. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. А в Православном Церковном календаре за 2014 г. на стр. 129 указано: Зиновий – богоугодно живущий (греч.) (Мажуга)схиме Серафим), схимитрополит, прп.; А на с. 151 указывается: Серафим – пламенный (евр.) (Мажуга) – см. Зиновий (Мажуга).  Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. – М.: Новоспасский монастырь, 2011. С. 3.  Более подробно см.: Чесноков Зиновий. Святые старцы Глинской пустыни//Журнал Московской Патриархии. 4 (апрель) 2014. С. 52–56.  Пыльнева Г. А. Глинская мозаика. Воспоминания паломников о Глинской пустыни. (1942–61). – Изд-во «Православный паломник». 1997. С. 110.  Девятова С. Великие старцы XX столетия. 115 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы. – М.: Артос-Медиа, 2010. С. 484.  Диденко Михаил, протоиерей. Мои воспоминания о Глинских старцах. Тбилиси, 1989. Рукопись. Цитируется по: Чесноков Александр, священник. Диссертация кандидата богословия «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Приложение 2. Загорск, 1990. С. 7–8. Машинопись. Находится в библиотеке МДА.  Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об их отцах, Тбилиси. 1989. Р.к.п. См.: Чесноков Александр, священник. Диссертация кандидата богословия «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Приложение 2. Загорск, 1990. С. 66–67. Машинопись. Находится в библиотеке МДА.  Чесноков Александр, протоиерей; Чесноков Зиновий. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век. – М.: Сретенский монастырь, 2013. С. 9.  Карагодин В. Архимандрит Модест. Человек, который умел любить. Изд-во «Свеча», Ростовской-на-Дону епархии, 2008. С. 85–86.  Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. Жития новопрославленных святых и Подвижников Благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Том I, январь–июль. – С.-Пб.: «Воскресение», 2001. С. 298.

http://pravoslavie.ru/101009.html

Отдельная иконографическая композиция с образом Н. была создана в апр. 2011 г. с.-петербургским иконописцем Ю. В. Филипповым для ц. равноап. Нины в С.-Петербурге в Полежаевском парке в связи с почитанием святой как заступницы за Ленинград в период блокады и в память о мучениках блокады. В основе изображения - видение в 1942 г. митр. Зиновию (в схиме Серафим (Мажуга), местночтимый святой УПЦ) стоящей на коленях перед престолом Божиим и слезно молящейся о спасении Ленинграда Н.; снятие блокады произошло 27 янв. 1944 г., в день памяти святой. На иконе Н. представлена стоящей на облаке в коленопреклоненном молении, по ее ланитам катятся крупные слезы, в правом верхнем углу в небесном сегменте - полуфигурный Деисус, в левом, рядом с подписью с именем святой,- изображение дарованного Н. Пресв. Богородицей креста из виноградной лозы. Ниже - панорама блокадного Ленинграда с видом на разные части города, в т. ч. на Петропавловский собор, с группой молящихся во главе с митр. Ленинградским и Новгородским (впосл. патриарх Алексий I (Симанский)) перед Казанской иконой Божией Матери. По словам иконописца, Божественное участие в жизни города он показал не только через образ Н., но и введя в композицию изображения ангелов: ангела, меч которого обращен в сторону надвигающейся тьмы; ангела, укрепляющего обессилевших людей; ангела, принимающего души людей, «во дни блокады скончавшихся»; ангела, покровительствующего детям. По нижнему полю иконы идет надпись: «Образ предстательства святыя Нины о граде Петрове иже на Неве» ( Кутейникова Н. С. Иконографические поиски петербургских мастеров: Юрий Филиппов//Науч. тр. ин-та Репина. СПб., 2018. [Вып. 44]: Проблемы развития Отечественного искусства. С. 146-155). В 2012 г. иконописцем А. Шишовым был создан несколько обобщенный вариант этой композиции (дар свящ. В. Матяшева в ц. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси, в которой настоятелем был митр. Зиновий (Мажуга), в наст. время икона находится во Владимирском соборе С.-Петербурга): под коленями Н.- гористая местность, в небесном сегменте - изображение Спасителя, а вместо развернутой и символической картины блокадного Ленинграда над горными лещадками справа от святой показан стоящим в огненном столпе заключенный в крепостные стены город Петра с узнаваемой архитектурой. В 2013 г. икона была творчески переосмыслена груз. иконописцем А. Гоглидзе - изображение в среднике дополнено включением в композицию слева, на горе, груз. храма, на полях - избранные груз. и рус. святые, в числе к-рых и митр. Зиновий (Мажуга) (икона передана Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в дар ц. св. Жен-мироносиц в С.-Петербурге).

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Преподобный Серафим (Мажуга) Владыка Зиновий является великим светильником Православия, носителем Божественной благодати, и источающееся отсюда не земное, а небесное тепло собирает вокруг него столько духовенства, столько верующих... Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии Митрополит Зиновий, в схиме Серафим (в миру Захария Иоакимович Мажуга), родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. В святом крещении его нарекли Захарией. Жизнь его была трудна с самого детства. И возрасте трех лет он лишился отца, а когда мальчику было всего одиннадцать, умерла его благочестивая мать Феодосия, воспитавшая в нем веру и любовь к Богу. Он был внимательным и впечатлительным мальчиком, сверстники называли его монахом. Они дали ему это прозвище, не ведая о Промысле Божием. Сам владыка Зиновий отрицал позднее, что давал к такому прозвищу повод, но именно тогда он уже часто бегал в монастырь, где выполнял для монахов различные мелкие поручения. В самом городе Глухове было несколько церквей, а в 20 верстах от города – мужской Глуховский Петропавловский и женский Глуховский Успенский монастыри. Но жизнь старца Зиновия с детства была связана с Глинской пустынью, обителью, устроенной в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Навсегда он запомнил крестные ходы, совершаемые из Глинской пустыни в город Глухов и обратно с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятая взяла мальчика под свое покровительство с самого детства. Даже Свою Глинскую обитель Она показала Захарии впервые в день Своего святого Рождества. Чудесным образом все главные события в жизни митрополита Зиновия оказались потом связаны с праздниками Пресвятой Богородицы. После смерти родителей Захария некоторое время жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. Семья была бедной, лишний рот в тягость. Захарии с детства пришлось испытать сиротство и нужду, но, как часто это бывает. Господь скорбями и лишениями приводит избранных к Себе. Сестра через некоторое время, чтобы снять с себя заботу о мальчике и определить его, отдает учеником в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скромный, исполняет все возлагаемые на него послушания. Старцы отзываются о нем хорошо» 1379 . После закрытия Глинской пустыни о. Симеон переехал в Абхазию. В настоящее время он служит в городе Гудаута в сане архимандрита. (Сведения приведены автором на год написания жития о. Симеона – Примеч. издат.). Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 9. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 3. Документы АУПЦ, АСЕУ, личного архива автора. МОНАХ ЗИНОВИЙ, ВПОСЛЕДСТВИИ МИТРОПОЛИТ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (В СХИМЕ СЕРАФИМ) (†1985) (Память 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст.) После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. как старцам, так и молодым Глинским инокам много помогал митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга, в схиме Серафим). Он сам начинал свой иноческий подвиг в Глинской пустыни и всю жизнь был верным последователем ее духовных традиций. Митрополит Зиновий родился 14 сентября 1896 г. в городе Глухове 1380 . В 1914 г. он поступил в Глинскую пустынь 1381 , где проходил послушание сначала при кучерской 1382 , затем при портной 1383 . В июне 1920 г. был пострижен в рясофор, а в марте 1921 г. – в монашество 1384 . После закрытия Глинской пустыни в 1922 г. о. Зиновий поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, где в 1924 г. епископом Пятигорским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. – во иеромонаха 1385 . С 1925 по 1930 г. о. Зиновий служил в г. Сухуми, затем в Ростове-на-Дону, где был арестован. В заключении он встретился с о.  Серафимом (Романцовым) , о чем писал: «... Я батюшку Серафима больше... знал по ссылке, когда вместе коротали этот курорт» 1386 . С 1942 по 1945 г. о. Зиновий служил с Тбилисском Сионском Успенском соборе и был духовником скита святой Ольги в Мцхета. В 1943 г. он был награжден наперсным крестом, в 1945 г. – возведен в сан игумена. С 1945 по 1947 г. служил в селе Кирово (в Армении), в 1947– 1950 гг. в Батуми. В 1950 г. о. Зиновий был назначен настоятелем храма во имя святого князя Александра Невского в Тбилиси и возведен в сан архимандрита, а в 1952 г. назначен членом Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010