24 Отец Геннадий (Давыдов, в схиме Григорий; 1913–1987) более двадцати лет знал отца Серафима. Во время сталинских репрессий он был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на Колыме. С 1957 г. до кончины служил в храме с. Покровка, что в шестидесяти километрах от Ракитного. См. кн.: прот. С. Клюйко»Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов)». ТСЛ, 1997. 25 Схиархимандрит Андроник (Лукаш) . Род. в 1889 году в с. Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1906 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1915 г. призван в армию, был на фронте, попал в плен к австрийцам. В 1918 г. вернулся в обитель. В 1920 г. пострижен в рясофор, а в 1921 г. в мантию с именем Андроник. В 1922 г. рукоположен во иеродьякона. В 1923 г. арестован и сослан на Колыму на пять лет. Освобожден досрочно и вернулся к епископу Павлину, у которого был келейником. С 1926 г. иеромонах. В 1927г. пострижен в схиму (в связи с серьезным заболеванием). В 1939 г. вторично осужден и сослан на Колыму. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1961 г. после закрытия обители переехал в г. Тбилиси к митрополиту Зиновию (Мажуга). Служил в храме Александра Невского. Скончался в 1974 г., похоронен на Грмагельском городском кладбище в Тбилиси. 26 Готня – ж/д станция в 8 км от Ракитного. Там был домик, где мать монахини Иоасафы Екатерина, который батюшка называл «наше подворье». Иногда отец Серафим там уединялся для молитвы, а иногда принимал кого-либо из приезжих. 27 Николай (в миру Орест Николаевич Бычковский; 1893–1981) – духовный сын отца Серафима. С 1915 г. – иерей в г. Житомире. В 1971 г. пострижен в монашество и рукоположен во епископа Курского и Белгородского. С 1974 г. до кончины OKOPMJVUI Пермскую епархию. Погребен в церковной ограде кафедрального собора г. Пермь. 28 Иеросхимонах Сампсон (1898–1979) имеет в виду особенную проникновенность в служении подвижников и сугубую благодать Божию, даруемую им во время служения. 29 Иеросхимонах Сампсон (Сивере). Беседы и поучения. М., 1995. Т. 2. У старца Сампсона в келлии рядом с иконостасом находилась фотография архимандрита Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 Зиновий (Мажуга), митрополит, в схиме Серафим. Родился в 1896 г., с 1914 г. насельник Глинской пустыни, после закрытия пустыни в 1922 г. поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, в 1926 г. рукоположен во иеромонаха. Служил в Сухуми, Ростове-на-Дону, в 1930 г. арестован, отбывал заключение в Беломоро-Балтийских лагерях. В 1942 – 56 гг. служил в храмах Грузии и Армении. С 1952 г. член Святого Синода Грузинской Православной Церкви. В 1956 г. хиротонисан во епископа Степанованского, с 1960 г. епископ Тетрицкаройский, с 1972 г. митрополит. Блаженная кончина старца наступила 8 марта 1985 г. Погребен в храме Святого Александра Невского в Тбилиси. 25 Схиигумения Серафима говорит: «Умирая, старцы не оставили нашу маленькую обитель, но вручили всех под покров молитв Святейшего Патриарха Илии II. Наша святая обитель жива, и все мы не забыты, в каком бы ни были краю земли, и хранит Господь удел, где получали радость и утешение». 26 Инокиня Лидия Чикина из Гудаут вспоминала, как отец Виталий рассказывал ей и другим, сколько мучеников было потоплено у берегов Черного моря в 20–30-е годы. «Это море святое, – говорил он, – ходите по утрам в нем купаться». Когда ему возразили: «Батюшка, там столько голых на пляже», – он отвечал: «Матушка, что ты говоришь. Это все ангелы Божии, никаких голых там нет». 27 Так, в 1970-е годы в Бурдино приезжали потрудиться: иеродиакон Алексий (Фролов, с 1995 г. епископ Орехово-Зуевский Алексий), Николай Васин (с 1996 г. епископ Задонский Никон), Николай Моисеев (с 2002 г. епископ Брянский и Севский Феофилакт). 28 Здесь и ранее был монастырь, но в царствование Императрицы Екатерины II его упразднили, и храм сделался сельским приходским. 30 Архимандрит Иннокентий (Просвирнин , 1940–1994) – выдающийся археограф, богослов, историк Церкви, педагог. Около тридцати лет работал в издательском отделе Московского Патриархата, участвовал в издании Священного Писания и Богослужебных книг (Минеи, Службы Русским Святым), работал над уникальным изданием 10-томной Русской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богослужения, совершаемые о. Иоанном, своей благоговейностью, красотой, духовностью и величием потрясали человеческую душу, влекли ее к небу. Отношение к священнодействию было у него духовное, благоговейное, святое. По отзывам сослуживших старцу, в священнодействии он являлся в ореоле всеобщего ходатая и предстоятеля перед Богом. Сам о. Иоанн учил, что «душевность и духовность пастыря паства узнает по дару молитвенности. Когда говорят о священнике, то первый отзыв о нем касается того, хорошо или плохо он служит. Под хорошим служением разумеется не музыкальность голоса или его громкость, а то, что в нем слышится, дух искренней молитвы». «Деятельность пастыря, – писал старец, – является наиболее... таинственной и ответственной частью его служения». Живой пример молитвенного церковного духа о. Иоанна заставлял людей ценить богослужение, прививал усердие к посещению его, внушительнее слов увлекал пасомых на добрый, спасительный путь. Дней, когда служил о. Иоанн, всегда особенно ждали. Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у священнослужителей, монахов, мирян и вообще у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской Православной Церкви (и не только Русской) понимали, какое большое духовное влияние оказывал о. Иоанн на воспитанников Московских духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга)схиме Серафим), например, писал батюшке: «Берегите себя, берегите для будущих пастырей». Святейшие Патриархи Aлekcuй I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году о. Иоанн был возведен в сан игумена, а в 1972 году – в сан архимандрита. Он был награжден двумя орденами преподобного Сергия, удостоился права служения литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» 1403 , имел два креста с украшениями и высшую церковную награду – Патриарший крест 1404 . Святейший Патриарх Aлekcuй II назвал о. Иоанна выдающимся подвижником XX века 1405 . Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают Церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Возлюбите любовь. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается//Задонский паломник 46, 2005. С. 10. Там же. С. 10–11 Там же. С. 11. Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается. Беседа 14. Из воспоминаний рабы Божией Параскевы (в монашестве Михаилы)//Задонский паломник 47, 2005. С. 11. Там же. Пророчество батюшки уже исполнилось. На сегодняшний день продолжается работа над написанием книг о Глинских старцах ХХ века, а следующие книги уже изданы: 1. Лизгунов Павел , священник; Чесноков Зиновий . Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014; 2. Чесноков Александр , протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. – Краснодар: Свято-Вознесенский храм, 1998; 3. Чесноков Александр , протоиерей; Чесноков Зиновий . Подвиг святой жизни: Святые старцы Глинской пустыни. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013; 4. Чесноков Зиновий . Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.: Новоспасский монастырь, 2014. 5. Чесноков Зиновий; Чесноков Николай . Сердцем моим страдаю о Вас: Схиархимандрит Серафим (Романцов). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. Это пророчество батюшки тоже практически полностью исполнилось. Мощи преподобных Андроника и Серафима (Романцова) уже перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного митрополита Зиновия, прославленного в числе Собора Преподобных отцов Глинских на Архиерейском Соборе в декабре 2017 года, пока еще не обретены и находятся под спудом в Никольском пределе тбилисского храма Александра Невского. Человек Божий. С. 9–10. Возлюбите любовь. С. 11. Там же. За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку» (см. там же). Косач Павел , протоиерей (г. Тбилиси). [Воспоминания], 2011 г. Аудиозапись. Архив Зиновия Чеснокова; Также опубликовано: «О жизни схиархимандрита Виталия». М: Новоспасский монастырь. 2002. С. 137.

http://pravoslavie.ru/117631.html

Воплощая в своей жизни святое старческое слово, духовные дети отца Иоанна несли в мирскую жизнь то истинное духовное начало, которое преображает мир. Батюшка сам каждым своим поступком нес добро и мир и учил этому духовных детей. Он говорил: «Людям надо помогать, очень они сейчас нуждаются в теплоте, в помощи. Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у нее, а свеча сгорает дотла». Многоплодной деятельность батюшки была не только на ниве духовничества. Почти 25 лет провел отец Иоанн в Московских духовных школах, и труды его, направленные на их процветание, неоценимы. В 1969 году он окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Этот труд опубликован трижды и является выдающимся исследованием о преподобном Амвросии. Отец Иоанн преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей, а с 1974 года – литургику. Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у священнослужителей, монахов, мирян и вообще у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской Православной Церкви (и не только Русской) понимали, какое большое духовное влияние оказывал отец Иоанн на воспитанников Московских духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга)схиме Серафим), например, писал батюшке: «Берегите себя, берегите для будущих пастырей». Святейшие Патриархи Алексий I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году отец Иоанн был возведен в сан игумена, а в 1972 году – в сан архимандрита. Он был награжден двумя орденами преподобного Сергия, удостоился права служения литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш», имел два креста с украшениями и высшую церковную награду – Патриарший крест. Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают Церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Извольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до минуты закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицем Его во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякой мелочью. Отличительная их черта есть – не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе... Садитесь, например, на диван; приходит желание развалиться... – откажите и приведите члены в напряжение, в струнку. Подобно этому и во всем. Мелочь это, но из полушек рубль составляется... Главное, навыкши этому в мелочах, – и на большом тем охотнее будете так же делать». По учению епископа Феофана, не только спасения, но и «совершенства можно достигнуть среди семейнной жизни... надо только страсти погашать и искоренять». Из книги: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Лекции по пастырскому богословию» М., 2001 с. 266,267. Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г. Пример аскетического подвига 8 (21) марта 2010 года исполняется 25 лет со дня кончины схимитрополита Серафима (Мажуги), в 2009 году причисленного к лику святых. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году, как старцам, так и молодым Глинским инокам много помогал митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга, в схиме Серафим). Он сам начинал свой иноческий подвиг в Глинской пустыни и всю жизнь был верным последователем ее духовных традиций. Митрополит Зиновий родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове. В 1914 году он поступил в Глинскую пустынь, где проходил послушание сначала при кучерской, затем при портной. В июне 1920 года был пострижен в рясофор, а в марте 1921 года – в монашество. После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, где в 1924 году епископом Пятигорским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 году – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у священнослужителей, монахов, мирян и вообще у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской Православной Церкви (и не только Русской) понимали, какое большое духовное влияние оказывал отец Иоанн на воспитанников Московских Духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга)схиме Серафим), например, писал батюшке: «Дорогой мой, берегите себя, берегите для будущих пастырей». Святейшие Патриархи Алексий I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году отец Иоанн был возведен в сан игумена и награжден палицей, а в 1973 году – в сан архимандрита. В 1972 году утвержден доцентом Академии. Он был награжден двумя орденами преподобного Сергия, удостоился права служения литургии с открытыми Царскими вратами по «Отче наш», имел два креста с украшениями и высшую церковную награду – Патриарший крест. Святейший Патриарх Алексий II назвал отца Иоанна выдающимся подвижником XX века. Преподаватели Московской Духовной Семинарии архимандрит Феодосий (ныне епископ Полоцкий и Глубокский) и протоиерей Владимир Кучерявый вспоминают: «Почти 25 лет трудился отец Иоанн в Московских Духовных школах. За эти годы среди членов большой академической семьи он снискал всеобщее уважение и авторитет как глубокий богослов, опытный наставник и ревностный пастырь». И поистине отец Иоанн много трудов положил, чтобы горячо любимая им Духовная школа действительно служила делу Христову. Ученый секретарь Совета Московской Духовной Академии архимандрит Платон в своей речи в день памяти отца Иоанна 29 июня 1996 года сказал: «Многие сотни, тысячи людей хранят светлую благодатную память о пастырских трудах, молитвенных воздыханиях, дерзновенной любви к Богу и людям, самоотверженном служении Православной Церкви, высоком смирении схиархимандрита Иоанна». Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения. Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Евгений называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С 28 июля 1999 г. Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и Священным Синодам УПЦ удостоен права ношения двух панагий. Имеет богословские труды: послания, слова, речи в 3-х тт. (1995–1998 гг.), сборник служб и акафистов (изд. 1977–97 гг., 1999 г.) 40 Схиигумен Кукша (Величко, 1874–1964). В 20 лет совершил паломничество в Иерусалим. Возвращаясь, посетил Святую гору Афон, где пребывал с 1894 по 1912 гг. В 1912 г. принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Ксенофонт. В 40 лет принял схиму в сане игумена. После закрытия в 30-х гг. лавры, служил в Киеве. В 1938 г. арестован и осужден на пять лет и выслан в Сибирь. В 1943 г. выслан в Смоленскую область. По окончании срока ссылки в 1948г. насельник Киево-Печерской лавры. В 1953г. переведи в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. В 1957 г. отправлен в с. Крещатик (260 км. от Почаевской лавры) в Иоанно-Богословский монастырь (Черниговская обл.). В 1960 г. переведен в Свято-Успенский Одесский монастырь. Преподобный Кукша 70 лет проживал в монастырях. В 1994 г. причислен к лику святых УПЦ Московского Патриархата. 41 Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в миру – Захарий Иоакимович Мажуга, в схиме Серафим; 14.09.1896–08.03.1985). Поступил в Глинскую пустынь в 1914 г., в 1920 г. пострижен в рясофор, в 1921 г. – в мантию. В 1922 г.. после закрытия Глинской пустыни, поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии. В 1924 г. рукоположен во иеродиакона, в 1926 г. – во иеромонаха. В 1930 г. был арестован (служил в это время в Ростове-на-Дону), с 1942 по 1945 г. служил в Тбилисском Сионском Успенском соборе; с 1950 г. – архимандрит. В 1952 г. назначен членом Св. Синода Грузинской Православной Церкви. В 1956 г. рукоположен во епископа, в 1972 г. возведен в сан митрополита. Духовно окормлял русские приходы Грузии и Армении. Был наделен даром прозрения и духовного утешения. Похоронен в Тбилиси. 42 Евлогий (Смирнов; род. в 1937г.) принял пострижение в Троице-Сергиевой лавре, до 1982 г. являлся ее экономом. В 1983–1984 гг. – наместник Данилова монастыря (его возобновитель), в 1988–1990 гг. – настоятель Оптиной пустыни (возобновитель обители), с 1990 г. – епископ Владимирский. Магистр богоаювия. Профессор МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глинская пустынь. Иеродиакон Исаия (Коровай) справа. 1959 г.      Первым его духовным учителем был преподаватель литургики в КДС Гермоген Иванович Шиманский, пребывавший в тайном монашеском постриге, учивший Якова школе Иисусовой молитвы. Благоволил к бывшему фронтовику Якову Короваю, называя его «наш освободитель», и сын священномученика Михаила Едлинского († 1937) преподаватель Ветхого Завета протоиерей Георгий Едлинский, тайно окормлявший киевскую интеллигенцию в Макариевском храме на киевской Татарке – в труднодоступном районе Киева, укрытом рощами и за глубокими оврагами. Одним из послушаний рясофорного инока Николая (Коровая) в Киево-Печерской Лавре было проведение экскурсий в пещерах Лавры. Бесстрашный фронтовик особо не церемонился с подбором фраз и выражений, когда речь заходила об атеистической пропаганде, доказывавшей, что мощи Киево-печерских угодников сохраняют нетление благодаря «особым климатическим условиям» пещер, о вере в Бога и массовом безверии некогда Святой Руси. Реакция бдительных органов последовала незамедлительно, и инок Николай во избежание ареста покидает Лавру и устремляется на север Украины, в Глинскую пустынь, славившуюся подвижниками благочестия, ныне канонизированными в лике преподобных, – к схиархимандритам Серафиму (Амелину; † 1958), Андронику (Лукашу; † 1974) и Серафиму (Романцеву; † 1976). Последний был духовником инока Николая, постриг его в монашество с именем пророка Исаии, рекомендовал для рукоположения в диаконский сан.    Старцы Глинской пустыни – слева направо: наместник архим. Модест (Гамов); митрополит Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга); схиархим. Серафим (Романцев); схиархим. Андроник (Лукаш)      Несколько раз обитель посещал постриженик Глинской пустыни, куда отдан был с малолетства, викарный епископ Патриарха всея Грузии Зиновий (Мажуга; † 1985), будущий схимитрополит Тетрицкаройский Серафим, также причисленный к лику местночтимых святых УПЦ, вместе с преподобным Серафимом (Романцевым) тайно окормлявший монашескую братию, спасавшуюся в горах Кавказа во времена хрущевских гонений. Он же постригал в монашество нынешнего патриарха Грузии Илию а отец Исаия, уже после кавказского пустынничества, по его рекомендации в сане иеромонаха и игумена служил в тбилисских храмах и кафедральном патриаршем соборе.

http://pravoslavie.ru/132128.html

«После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. как старцам, так и молодым Глинским инокам много помогал митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга, в схиме Серафим 97 ) Он сам начинал свой иноческий подвиг в Глинской пустыни и всю жизнь был верным последователем ее духовных традиций» 98 . Преподобный Серафим родился 14 сентября 1896 г. в г. Глухове. В 1914 г. в восемнадцать лет он поступил в Глинскую пустынь, где в июне 1920 г. был пострижен в рясофор, а в марте 1921 г. – в монашество с именем Зиновий. После закрытия Глинской пустыни в 1922 г. отец Зиновий поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии. «Этот подвижник духа был столь уважаем иерархами Грузинской Православной Церкви, что в 1956 г. он, русский, был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Православной Церкви. Владыка Зиновий духовно окормлял русские православные приходы в Грузии и Армении. Своей богоугодной жизнью он показал высокий пример ревностного служения Церкви и самоотверженной любви к ближним. Это был старец высокой духовности, его душа была озарена божественной благодатью, обильно изливающейся на всех, притекающих к его духовному окормлению. Имея во всей полноте дар прозрения и исцеления, митрополит Зиновий вопрошавшим его открывал волю Божию. Богослужения он совершал с таким благоговением, что преподобный Андроник (Лукаш) писал: “Сколько мне радости, что Господь сподобляет меня помолиться в церкви со святителем нашим”. Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что “всегда молится и призывает благословение на всех Глинских” и сам просил их молитв» 99 . Как пастырь, знающий своих овец, владыка стремился каждому помочь. Если к нему обращался за помощью больной со своими жалобами, то владыка молился о больном. О силе молитвы владыки Зиновия свидетельствуют следующие воспоминания. «Сила молитвы владыки проявлялась очень явно, но об этом было не принято говорить, чтобы не нарушить смирение. С послушником отца Макария произошел такой случай. Незадолго до одного из приездов владыки в Бурдино отец Макарий (Болотов) был обеспокоен здоровьем послушника и отвез его к своему знакомому доктору в Липецк в онкологический диспансер. Там была взята пункция из ткани на ноге, и затем они вернулись в Бурдино. В результате глубокого проникновения раскаленного медицинского инструмента через два-три дня рана на ноге распухла, ему трудно было стоять и ходить. В это время приехал владыка Зиновий. Вечером владыка подозвал к себе этого послушника и спросил его, что с ним. Затем трижды перекрестил больное место и сказал, чтобы он шел спать. Ночью рана прорвалась, и утром опухоль полностью спала. Но поразительным оказалось другое – в Липецком диспансере проба показала благоприятный результат, и врач об этом сообщил отцу Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010