Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц. Итак, лиц, покончивших с собой, не будучи в состоянии тяжелого душевного заболевания, можно поминать только на домашней молитве. Нельзя поминать их на церковной молитве как за Божественной литургией, так и на панихиде. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 204-205.- Сост. Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид, в схиме Лев. Шамордино, 1917. С. 181-182. [Репр.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1994].- Авт. Подробнее см.: Оптинский патерик. Саратов, 2006. С. 420-426.- Сост. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. С. 106. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. М., 1906. С. 188-189. Синаксарь субботы мясопустной. Часть 6. Душеполезное чтение Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: " Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,- по духу добродетельных и мудрых так: " Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя! " . Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

На могилах всех четырех старцев любовью и усердием к ним поставлены скромные памятники с приличными надписями. На памятнике о. Анатолия (в схиме Алексия) сделана следующая надпись, им самим предначертанная за год до кончины: „Здесь погребено тело игумена Анатолия (в схиме Алексия); пострижен в монашество в Молдавии; управлял Гефсиманским скитом 30 лет; скончался 6-го мая 1881 года, на 77 году от рождения, из коих в монашестве 50 лет .“ К этой скромной надписи с другой стороны памятника прибавлены стихи: Ты православья истину сознал, И до конца ей верен оставался; Кончину мирную за то приял, Жил мирно, тихо и скончался. Ты погребен внутри ограды, Своей же трудовой; Окрест тебя отцы и чада, Собранные тобой. Мы все тебя с любовью вспоминаем И царствие небесное наследити желаем. А. Л. XIV. Другие более замечательные подвижники и старцы Подвижническое направление, положенное приведенными старцами в основание иноческого жительства в Гефсиманском ските, не осталось бесплодным, и привлекло сюда многочисленных последователей „пути Илиина, Иоаннова, Антониева, Сергиева...“ He только скит наполнился ревнителями сего пути, но и вокруг него вскоре возникло множество отшельнических келий, в которых любители строжайшего уединения искали достигнуть конца своих желаний в полном отрешении от всего. Мы видели, что и из Молдавских выходцев двое стремились к вящему уединению, и хотя сначала были остановлены в этом владыкой, но впоследствии тот же владыка должен был уступить, и благословить о. Макария (в схиме Илариона) на отшельничество. Из других более замечательных подвижников известны: 1 . Схимонахи Харитон и Матфей, Относительно их имеется в „Монастырских письмах“ сказание о том, как они, по смерти, явились одной крестьянской девице, которая желала поступить в монастырь, но не была принята игуменьей за неимением средств к уплате требуемого взноса. Девица, зайдя после полученного отказа в келлию одной знакомой ей монахини той обители, в скорби об отказе в приеме уснула, и видит во сне, что два схимника молятся о ней пред образом Богоматери, и просят, чтобы Матерь Божия повелела игумении принять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соответственно, с открытием пароходства эта цифра возрастала. В праздничные и особо торжественные дни, как, например, 28 июня (ст. стиля) – в день святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в обители находилось до 4000 человек, а в приезд Государя Императора Александра Николаевича с Августейшим семейством в 1858 г., на пристани в монастырской бухте собралось не менее 6000 паломников 145 Игумен Дамаскин 1 октября 1856 г. писал Высокопреосвященнейшему Григорию (Постникову) , возглавившему Санкт-Петербургскую митрополию, поясняя причину не совершения им Богослужений в некоторые «воскресные и значительные дни»: «…по принятому здесь местным Уставом столповому пению, совершаемому, как и чтение, неспешно, всенощные бдения с малыми вечернями, повечериями, их канонами и акафистами, в такие дни продолжаются 6, 7 и 8 часов, а обедни с молебнами 3 и 4 часа, так что из трапезы почти всегда выходят уже во 2 часу; между тем летом пароход с богомольцами на Валаам приходит по субботам в 1 часу, обратно же отправляется на другой день в 3 часу: по таким причинам если бы я сам всегда совершал богослужения, то, не говоря уже о моей старости, слабости здоровья и усталости, я никогда не мог бы принимать богомольцев, сотнями приезжающих в обитель . Между тем принимать их у себя в келлии необходимо для того, чтобы побеседовать о душевной пользе или, иногда, и о монастырских интересах…» (Дело по доносам… АВМ. Ф. 2. Оп. 4. Л. 76) 146 …а никак не молодых и не рясофорных послушников… – Из рапорта игумена Дамаскина. поданного следователю игумену Аполлосу 19 ноября 1855 г.: «…всякому желающему спастися, а посему необходимо требующему руководства на пути спасения, назначал и назначаю старцев. Таковыми старцами первоначально были: духовник иеромонах Амфилохий (в схиме Антоний), монах Серапионсхиме Серафим), монах Феофан (в схиме Феоктист) и монах Пахомий; по причине же слабости здоровья некоторых из них, а иных даже и крайней болезни, мною избраны другие, хотя, к сожалению, и не украшенные внешними сединами, но не менее нечуждые здравого учения, всегда поучающиеся в Отеческих книгах, сами внимательно жившие, и живущие под старцами, и посему могущие с помощию своих старцев о Бозе наставлять на добро смиренные души мною вверяемых им учеников .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI - 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21). Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца - кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами ( Самойлова. 2004. С. 206). На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Дядя Ерошка – герой повести Л. Н. Толстого “Казаки” (опубл. 1863). Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – отшельник, основатель восточного монашества. Подвизался в Фиваиде, египетской пустыне. Иисусова молитва (“Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного”) наряду с чтением Псалтыри почитается у иноков верным средством борьбы с демонами. Имеется в виду следующее издание: “Рассказ святогорца, схимонаха Селевкия, о строе жизни и о странствовании по святым местам: Русским, Палестинским и Афонским; с присовокуплением: 1) подробного описания службы на 1 октября в Руссике и 2) краткого сказания о некоторых старцах а) усопших и б) ныне подвизающихся с Божией помощью, в Русском монастыре на Святой Афонской Горе” (Спб 1860). Архимандрит Макарий (в миру – Михаил Иванович Сушкин, в схиме – Макарий, 1821–1889) – с 1853 года духовник обители, с 1868-го – игумен. Значительно укрепил материальное положение монастыря, устроил много его подворий в России и других странах. При о. Макарий в Пантелеймоновом монастыре процветала издательская деятельность: было выпущено большое количество книг, брошюр и печатных листов, начато издание журнала “Душеполезный собеседник”. 94 Духовник обители о. Иероним (в миру – Иоанн Павлович Соломенцев, в монашестве Иоанникий, в схиме Иероним, 1803–1883). Происходил из благочестивой семьи – 15 человек из его родственников были в монашестве. О. Иероним провел на Афоне 45 лет, трудился над обновлением обители, широко продолжал ее издательские традиции, много сделал для примирения враждовавших в монастыре партий греков и русских. Отличался властным, сильным характером. Духовник обители о. Иероним (в миру – Иоанн Павлович Соломенцев, в монашестве Иоанникий, в схиме Иероним, 1803–1883). Происходил из благочестивой семьи – 15 человек из его родственников были в монашестве. О. Иероним провел на Афоне 45 лет, трудился над обновлением обители, широко продолжал ее издательские традиции, много сделал для примирения враждовавших в монастыре партий греков и русских. Отличался властным, сильным характером.

http://azbyka.ru/fiction/afon/

Агиографическая школа митр. Макария: (На мат-ле некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Самойлова Т. Е. Сюжет о Петре, царевиче Ордынском в системе росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Смысл и значение//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 133-137; Мельник А. Г. К истории почитания ростовского святого Петра царевича в XV - сер. XVIII вв.//9-е Золотаревские чт.: Мат-лы науч. конф. Рыбинск, 2002. С. 95-97; он же. К вопросу о времени возникновения «Повести о Петре, царевиче ордынском»//ТОДРЛ. Т. 53. С. 626-627; он же. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004; он же. Социальные функции ростовских святых в XII-XVII вв.//ИЗ. 2008. Т. 11(129). С. 75-93; он же. Иконография ростовского святого Петра царевича//ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 100-125; он же. «Ростовские патерики» кон. XV-XVI в.//СРМ. 2017. Вып. 22. С. 22-30; Насонов А. Н. Монголы и Русь. СПб., 20062; Стрельников С. В. Потомки Петра ордынского и Карашская слобода//Исследования по истории средневек. Руси. М.; СПб., 2006. С. 223-229; он же. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 63-68; Беляков А. В. Чингисиды в России XV-XVII вв.: Просопографическое исслед. Рязань, 2011. С. 90, 301; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 204-209; Ленхофф, Г. Термин «годовнии оброкы» в «Повести о Петре царевиче Ордынском»//ДРВМ. 2019. 1. С. 57-61. Иконописные подлинники посл. четв. XVII - 40-х гг. XIX в. под 29 июня предписывают изображать П. «в схиме» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 178 об.), «в венце царском, сед, аки Никола брадою, мантия и схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 203 об.); «подобием стар, власы надсед, брада поострее Николины, в схиме, ризы преподобническия; преставися в старости мастистей» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 375); «надсед, брада поостряя Николины, в схиме, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 119; см. также: Большаков.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Мисаила иеромонаха, пустынника Соловецкаго (†ок. 1617) Адриана, пустынника Соловецкаго (†ок. 1632) Нестора, пустынника Соловецкаго (†ок. 1632) Тимофея алексинца (в схиме Феодора), пустынника Соловецкаго (†1634) Саввы, пустынника Соловецкаго (†1636) Ефрема Чернаго, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Алексия калужанина, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Иосифа I, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Тихона москвитянина, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Феодула рязанца, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Трифона, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Иосифа II младаго, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Севастиана, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Гурия, инока чуднаго, Соловецкаго (сер. XVII) Кирика (Кириака), больничнаго старца, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Кассиана Муезерскаго, Соловецкаго Авксентия, Аксия и Тарасия, иноков Соловецких, Кашкаренских Антония Кенскаго, Кожеезерскаго (в схиме Авраамия; †1634) Никодима Кожеезерскаго (†1640) Макария Холмогорскаго, Красногорскаго (†1640) Евфросина Куржескаго, Каргопольскаго (†ок. 1641 † 1652) Антония Краснохолмскаго (†1642) Дионисия Переяславскаго (†1645) Иоакима Шартомскаго (сер. XVII) Далмата Пермскаго (†после 1646) Геннадия иконописца, Черниговскаго (сер. XVII) Иова Почаевскаго (†1651) Леонида Устьнедумскаго (†1654) Лукиана Александровскаго (†1654) Елеазара Анзерскаго (†1656) Филиппа Сухонскаго (†1662) Тихона Крестогорскаго, Вохмовскаго (†ок. 1679 † 1690) Корнилия Александровскаго (†1681) Макария Высокоезерскаго (†1683) Макария Менюжскаго (†ок. 1684) Феодосия Сийскаго (†1687) Исаии и Никанора Сийских, Ручьевских (XVI † XVII) Авраамия игумена Богородицкаго, Пинежскаго Корнилия Переяславскаго (†1693) Кирилла, схимонаха Борисоглебскаго Пимена, затворника и верижника Ростовскаго (XVII) Карпа Московскаго, Тита, пустынника Юрьевскаго, Поволжскаго Зосимы Александровскаго (†ок. 1713) Иова Анзерскаго (в схиме Иисуса; †1720) Синесия схиархимандрита, Сибирскаго (†1787) Мисаила, иеромонаха Абалацкаго (†1797) Андрея игумена Рафаиловскаго, Тобольскаго († 1820)

http://pravoslavie.ru/2368.html

В стенописи старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (1-я четв. XIX в., поновлена в 1897-1899) Д. А. изображен в схиме на юж. грани сев.-зап. столпа средокрестья, напротив - св. кн. Александр Невский. В росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова мон-ря 2-й пол. XIX в. святой представлен с родителями, в княжеских одеждах, с прижатым к груди крестом и с мечом в левой руке, на фоне 5-главого Успенского собора Владимира. Образ Д. А. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. зап. стены сев. придела во имя св. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя; у оконных арок и на дверях на сев. фасаде храма (представлены «просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах») находились горельефные изображения Д. А. в схиме работы скульпторов Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого сер. XIX в. ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 34, 36, 42, 78; Юбилейный справ. Имп. АХ: Список рус. художников/Сост.: С. Н. Кондаков. Пг., 1914. Ч. 2. С. 269). В композиции генеалогического древа российских государей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве 1883 г. (артель Ф. Г. Торопова) фигура Д. А. вполоборота влево, в княжеском одеянии, со скипетром в руке, в овале с растительным обрамлением. В ряду др. св. князей он написан на сев. стене в интерьере Вознесенского собора в Ельце (ок. 1888, художники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев). Необычное изображение святого («милосердна начальника, вдов и сирот предстателя, нищих питателя») в княжеских одеждах, с крестом и денежным мешочком для раздачи бедным в руках - в росписи собора Всемилостивого Спаса (1900) Давидовой Вознесенской пуст. Редким образцом житийной иконографии Д. А. являются литографии 1903 г. (выпущены Даниловым мон-рем к 600-летию преставления святого) с сюжетами Жития и видом Даниловой обители - Д. А. в среднике изображен в схиме, с небольшим одноглавым 3-апсидным храмом в руках как храмоздатель правосл. Москвы и основатель 1-го московского мон-ря. В клеймах отображены важные события из его жизни: благословение св. вел. кн. Александром Невским; моление Д. А. об устроении града Москвы; передача правления сыну Иоанну Калите; пострижение в иноческий образ и схиму; погребение в Даниловом мон-ре; чудо от гроба в царствование Иоанна Грозного - явление кн. И. М. Шуйскому; обретение и перенесение св. мощей при царе Алексее Михайловиче; вид Данилова мон-ря с юго-вост. стороны.

http://pravenc.ru/text/171280.html

В Хутынском монастыре покров 1580 года, на крашенинной подкладке, с вышитым изображением по крапивному атласу преп. Варлаама, шелками, серебром и золотом, украшен разными камнями и жемчугом. По краям вышиты тропарь и кондак преподобному. Летописная надпись на покрове внизу вышита золотом: «7088, марта въ 20 день, при Государи, цари и великомъ князи Иван Васильевичи всеа и при его дтехъ при царевич княз Иван Иванович и при его цариц княгин Ирин, покровъ шитъ бысть на преподобнаго Варлаама Хутынского чудотворца, nobeлhieмъ царевича князя еодора Ивановича и его царицы княгини Ирины». Покров этот в монастырской описи за 1642 год описывается так: «покров камка лазорева, а на нём образ преп. Варлаама чудотворца: венец шит золотом волоченым травами; в венце у преподобного камень мал червчат, да две камени яхонты лазоревы, а те камени в серебряных гнездех позолоченных; а около гнёзд низано жемчугом; да около венца низано жемчугом в две нити; а около жемчугу всех слов обложены верёвочками золотными. У преподобного схима шита шёлком лазоревым; на схиме на схиме на главе крест большой и трость и копие низано жемчугом; да два креста невеликих низано жемчугом же, а обведены все кресты и трость и копие верёвочкой золотной; подпись у креста низана жемчугом; да и преподобного ж среди схимы крест и трость и копие и подпись – низано жемчугом, а кругом всего креста обведено верёвочкой золотной; да на схиме ж пониже плетей два креста невеликих низаны жемчугом; около крестов обведено верёвочками золотыми; у преподобного верхняя риза шита шёлком багровым; плетёнек шёлковой гвоздничной – тканы столбцами. Пониже плетей три строки низаны жемчугом; поперёк схимы правая рука благословящая; в руки свиточек шит серебром. Да у преподобного ж в подножии слова шиты серебром: „лта 7088 марта въ 20 день“. Да у преподобного ж около покрова подпись: слова шиты серебром в начале: „Ублажаемъ тя преподобне отче Варлааме“, – весь до конца; а около подписи две с троки шиты вязью золотом; подложен тот покров тафтой червчатой» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010