Из всех городов, которые лежали при озере Генисаретском, особенно часто бывал Господь в Капернауме, где был дом тещи апостола Петра. Господь «прибыл в Свой город», говорит евангелист Матфей о Капернауме (9:1). Но местность, где стоял Капернаум, остается до сего времени ненайденною. Достоверно известно, что он был или на месте нынешнего Хан Маниега или на месте Тель Гума. Но на месте которого из двух? Оба города находятся в соседстве с Вифсаидою и Хоразином; оба примыкают к водам Генисаретского озера в северо-западной его части; притязание того и другого на право быть Капернаумом подтверждаются сильными доказательствами: решение в пользу одного из них представляет неразрешимое затруднение. Но где бы ни был древний Капернаум, на месте ли Хан Маниега или Тель Гума, во всяком случае это был город большой и торговый. Будучи расположен на узле дорог, ведущих к Тиру, Дамаску, Иерусалиму и Сепфорису, он был центром торговли, а вместе с тем и самым удобным местом для сбора пошлин. Близ Капернаума были Хоразин и Вифсаида. Вифсаида вероятно была просто селением рыбаков близ Капернаума. «Сидон, говорит Норов, значит рыба, саид – рыболовство, Вифсаида – дом рыбаков». Южнее Капернаума при озере было селение Магдал, жители которого имели очень дурную славу. Не даром, говорит Олесницкий, и в евангелии типом кающейся грешницы избрана Мария Магдалина. Еще южнее при озере находилась вновь отстроенная великолепная Тивериада. Предпочитая красивый берег озера всем другим местам своего владения, Ирод Антипа основал в Тивериаде свою резиденцию, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и город окружил стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь; это потому, что вблизи от города был целебный горный ручей. Но так, как местность, поступившая под город по распланировке Ирода, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были скрыты, то евреи считали этот город нечистым, боялись селиться в нем на гробах своих предков и в первое время он имел вполне языческий характер. «Если Иисус Христос , пишет Фаррар, не входил никогда в языческий амфитеатр или на улицы Тивериады, проходившие по разным кладбищам, то ему часто приходилось видеть в отдалении стены этого города с их укрепленными башнями, а равно и золотой дом Антипы, отражавший далеко в озере мраморных львов и скульптурные архитравы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Они пели свою песнь, перелетая с цветка на цветок, собирая драгоценный нектар. Кто может поведать нам об этом чудном пении, о чём поют пчёлы, может быть они славят своим жужжанием Того, кто даровал им жизнь, эту прекрасную поляну, этот чудный цветочный нектар. Спускаясь с поляны по узкой извилистой дорожке к водоёму, нельзя не восхититься красотой, широтой и величественностью русской реки. Здесь свежо и легко дышать. Где-то невдалеке слышны задорные и веселые крики деревенской ребятни, купающейся в речке, рёв коров, идущих на водопой, крики пастухов. Всматриваясь в водную и прозрачную гладь, можно заметить стайку мальков, они весело кружатся друг против друга в причудливом танце. Вдалеке же видна рыба покрупней. Выплывая из глубины, она выплескивается вверх из воды, а затем снова уходит вниз на дно, оставляя после себя водяные кольца. Идя по речному песку вдоль берега, можно повстречать рыбаков, которые с раннего утра уже здесь в ожидании удачной поклёвки. Вот прилетела стайка чаек, они прохаживаются по песчаному берегу, исследуют его, а, возможно, просто ищут, чем поживиться после незадачливых рыбаков. А вот и рыбаки. Старик с седой бородой в рыбацком картузе, а рядом с ним рыжеволосый мальчик лет семи в одних шортах и тельняшке. Они, закинув свои удилища, притаились, сосредоточив всё своё внимание на своих самодельных поплавках. Кто знает, может им сегодня повезёт. Во всей этой обыденной и повседневной красоте, которую мы перестали замечать, нельзя не увидеть самого Господа, Творца этой красоты. Ведь всё, что мы видим, сотворено Им для нашего с вами блага, для нашего счастья. Но и эта земная красота должна нам напоминать и о неземной райской красоте, которую уготовил Господь избранным во царстве своем. Уже становится жарко. Лето... Благодать Господня. Всякое дыхание да хвалит Господа. К оглавлению   Говорят, что чудес не бывает   В беседе с простыми людьми, особенно с людьми пожилого возраста, можно услышать много интересного и назидательного. Вот рассказ ветерана Второй мировой войны (передаю его по памяти).

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-1....

прот. Владимир Рыбаков I. Введение Богослужение Православной Церкви представляет самое широкое поле для всевозможных исследований. И много уже сделано в этом отношении. Но и после многих трудов в этой области весьма компетентных исследователей – и наших, и заграничных, все-таки остается много такого, о чем нет почти никакой литературы. Можно указать на вопрос о самом плодовитом Греческом песнотворце Иосифе Сицилийце, так много давшем для богослужебных книг Православной Церкви. При первом даже беглом знакомстве с Славянскими богослужебными книгами нельзя не остановить своего внимания на том, что очень многие каноны трипеснцы и четверопеснцы имеют в надписании имя – Иосиф, Иосифа, Иосифово, господина Иосифа. Даже беглый подсчет подобных произведений поразит огромной цифрой. К этому следует прибавить, во-первых, очень много канонов, находящихся в Печатных Славянских Минеях, не подписанных именем Иосифа, но несомненно принадлежащих ему; во-вторых, также много канонов, особенных от славянских печатных богослужебных книг, находящихся в Греческих печатных богослужебных книгах. А какое множество подобных канонов св. Иосифа, теперь забытых, сохраняется в рукописях разных библиотек России, Востока и Запада! Получается впечатление прямо подавляющей колоссальной песнотворческой деятельности св. Иосифа. Недаром у некоторых западных исследователей Греческой церковной гимнографии, как, например, у кардинала Pitra, возникало прямо смущение, приписать ли всю эту громаду одному лицу? Недаром Православные Греки, современники св. Песнописца, в объяснение многоплодовитой деятельности св. Иосифа Гимнографа, как и подобной же деятельности своего другого песнописца св. Романа Сладкопевца , создали сказание о божественном даровании св. Иосифу песнотворческого дара. Ученый француз Леклерк (Leclercq) в большой своей работе, посвященной Греческой гимнографии, приписывает св. Иосифу Сицилийцу более 1000 канонов, обнимающих 8–9 тысяч песен. 1 Естественно спросить: кто же этот столь плодовитый автор? Кто же этот св. Иосиф? Какова его песнотворческая деятельность? Каков состав и строй его произведений? Каковы законы церковной гимнографии, которыми он руководствовался? Каково его значение как церковного песнописца? Подобные вопросы есть дело не только научного любопытства, научного интереса, а скорее интереса практического, выдвигаемого требованием сознательного отношения к нашим богослужебным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14  Таким образом, можно сказать, что каноны Николаю Чудотворцу на 3-й и 1-й плагальный гласы не писались вовсе – за исключением венков канонов, когда сама избранная форма вынуждала песнописцев включать и каноны на эти гласы в один общий ряд. 16  Протоиерей Б. Рыбаков, Евхаристи Томадакис, И. Паттерсон-Шевченко. См.: Рыбаков Б., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002 (посмертное издание). С. 271–282; Τωμαδκης Ε. . ωσφ μνογρφος· Βος κα ργα. θναι, 1971. Σ. 52–54; Patterson-Ševenko N. Canon and Calendar: The Role of a Ninth-Century Hymnographer in Shaping the Celebration of the Saints//Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive? Papers from the Thirtieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1996/Ed. L. Brubaker. Aldershot, 1998. P. 101–114. 21  Диакон В. Василик в своей публикации канона из Минеи синайского происхождения [Василик В.В. О неизвестной службе святителю Николаю: Публикация текста службы святителю Николаю (рукопись РНБ. Греч. 89, 1000 г.)//«Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии/А.В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2004. С. 285–336) приводит свои доводы в пользу атрибуции Иосифу содержащегося в этой Минее анонимного канона святому Николаю (см.: Там же. С. 285–314); тем не менее с этой атрибуцией согласиться нельзя: акростих этого канона – Τος Νικολου θαυμτων πλκω κρτους – не включает в себя характерное для иосифовых канонов имя автора в девятой песне; содержание канона, как будет показано ниже, не соответствует иосифовым и, вероятно, соответствует традиции не ранее начала Х в.; приведённые диаконом В. Василиком языковые параллели между этим и иосифовыми канонами недостаточны и не могут служить основанием для атрибуции. Иосифу не может принадлежать и сохранившийся в единственной рукописи канон Николаю Чудотворцу и Трём святителям, 4-го плагального гласа, с именем Иосиф в акростихе девятой песни, но без акростиха в других – праздник Трёх святителей был установлен позднее времени жизни преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Впервые Н. упоминается в надписи на антиминсе из Николо-Дворищенского собора в Новгороде, к-рый датируется 1 сент. 1148 г. (6657 г.; в лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. нередко приводится ошибочная дата - 1149); в надписи сообщается об освящении свт. Нифонтом Новгородским, впервые упоминаемым здесь с титулом архиепископа, церкви: «повелениемь епискупа ростовьскъго Не(сто)ра» ( Рыбаков. 1964. С. 28. 25). Антиминс, по всей видимости, имеет отношение к поездке свт. Нифонта в 1148 г. в Суздаль к кн. Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому, когда Новгородский владыка, в частности, освятил «великим священием» (вероятно, совместно с Н.) некую церковь Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 28, 214). Очевидно, Н., свт. Нифонт и кн. Юрий Долгорукий имели общую позицию по отношению к Клименту Смолятичу. По мнению А. Е. Мусина, поддержавшего версию прот. К. Никольского ( Никольский К., прот. Об антиминсах Правосл. Рус. Церкви. СПб., 1872. С. 29), антиминс был освящен свт. Нифонтом во время пребывания на Ростово-Суздальской земле (поэтому и понадобилась санкция Н.) для некой новгородской ц. св. Георгия на «ростовском подворье», находящемся в юрисдикции не Новгородского, а Ростовского владыки ( Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерус. богослужения XI-XIII вв.: (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литург. контексте эпохи)//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 217-219). Согласно др. исследователям, храм, освященный по повелению Н., находился на Ростово-Суздальской земле, а антиминс был привезен в Новгород позднее ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 64, 66; Рыбаков. 1964. С. 30-32). Как отмечает Б. А. Успенский , выражение «великое освящение церкви» применяется вообще в том случае, когда совершается одновременно освящение храма и антиминса ( Успенский. 1998. С. 277. Примеч. 31; см. также: Никольский. Устав. С. 798). Это позволяет предполагать, что антиминс был освящен для упомянутой в летописи ц. Пресв. Богородицы (по мнению Успенского, придела во имя вмч. Георгия Победоносца суздальского Успенского собора, перестроенного в 1222-1225, когда этот придел мог прекратить существование, а его антиминс был привезен в Новгород, напр., блгв. кн. Александром Ярославичем Невским ).

http://pravenc.ru/text/2565130.html

Проповедники произносили в день его памяти проповеди 87 . В “Слове о проявлении Крещения Рускыя земли” читаем: “Тем же вси речем: Радуйся, апостоле святый Андрею, благословивый землю нашю и прообразивый нам святое Крещение и еже мы прияхом от благочестиваго Володимера” 88 . По мнению И. И. Ма­лышевского, пребывание апостола Андрея в русских пределах показывает, “что Русская страна, хотя и позже многих других стран ставшая христианскою, младшая между ними, была однако же ещё при апостолах предъизбрана в наследие благодати Божией, освящена стопами Апостола, его благословением и Крестом” 89 . Историческими можно назвать церковно-государственные торжества, проходившие в июне 2003 года, когда мощи Первозванного апостола были принесены с Афона и им поклонялись на всех флотах России 90 . В послании Святейшего Патриарха Алексия по этому поводу говорится: “апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. Спустя века исполнилось пророческое речение святого. Русская земля сподобилась Святого Крещения, а Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже стала его преемницей” (ЖМП. 2003. 6. С. 10). 1 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994. С. 83. 3 Повесть временных лет/Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Изд. 2. СПб., 1996. С. 16; ПСРЛ. Т. 1. Изд. 2. Л., 1926. Стб. 28. См. также: Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 248–249. 6 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., 1979; Он же. Путешествие Геродота в Скифию//Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984. С. 29–33. 7 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. С. 91–92. 8 Евсевий Памфил. Церковная история.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Слава, и ныне, глас 8: Когда Духа Твоего послал Ты, Господи,/ во время собрания Апостолов,/тогда сыны евреев, видя это, приходили в ужас,/ибо слышали, как те говорили/на иных, чужих языках, как давал им Дух;/ибо, будучи неучеными, они мудрости исполнились/и, народы в веру уловляя,/витийствовали о божественном./Потому и мы восклицаем Тебе:/«На земле явившийся и спасший нас от заблуждения,/Господи, слава Тебе!» Стихиры на стиховне, глас 2 Мы увидели свет истинный,/приняли Духа небесного,/обрели веру истинную/нераздельной Троице поклоняясь,/ибо Она спасла нас. Стих: Сердце чистое сотвори во мне, Боже,/и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:12 Через пророков Ты возвестил нам путь спасения,/и в Апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего;/Ты – Бог – первый; Ты Бог – и после того,/и вовеки Ты – Бог наш! Стих: Не отринь меня от лица Твоего/и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:13 Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира,/и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе,/вечером, и утром, и в полдень,/и во всякое время благословлю Тебя, Господи! Слава, и ныне, глас тот же: Троицу единосущную воспоем/– Отца и Сына со Святым Духом,/ибо так провозгласили все пророки/и Апостолы с мучениками. Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш: Тропарь, глас 8 Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе! Ектения сугубая и отпуст. НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах» стихиры на 10 Преподобного Иоанна Дамаскина, глас 1 Пятидесятницу празднуем/и Духа пришествие,/и срок осуществления обещания,/и надежды исполнение./И какое таинство!/Сколь великое и досточтимое!/Потому мы взываем Тебе:/«Создатель всего, Господи, слава Тебе!» (2) Языками иноплеменников/Ты обновил, Христе, Твоих учеников,/чтобы ими они провозгласили о Тебе,/бессмертном Слове и Боге,/подающем душам нашим великую милость. Все подает Дух Святой:/источает пророчества, священников поставляет,/простецов мудрости научил,/рыбаков богословами явил,/составляет весь устав Церковный./Единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну/Утешитель, слава Тебе!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

259 В хронике аббатства Сен-Трон (XI в.) о новосооруженном крестово-купольном храме говорится: «Новая церковь построена, как говорят учителя, по величине человеческого тела. Алтарная часть вместе с обходами вокруг алтаря соответствует голове и шее, хор – грудной клетке, обе простертые в стороны ветви трансепта – рукам, неф – животу, а второй трансепт на западе – ногам». Цит. по: Всеобщая история архитектуры. Т. 4. С. 640. 263 Для измерения использовались различные виды саженей. В Новгороде в XII веке, например, различали сажени мерную (175,6 см), малую, или тмутараканскую (142,2 см), большую (216 см) и целый ряд других. Каждая сажень состояла из четырех локтей: соответственно, локоть мерной сажени (44 см) отличался по длине от локтей тмутараканской (35,5 см) и большой саженей (54 см). Подробнее об этом см. в: Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих. С. 82–103. 264 Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. С. 12; Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса). С. 73. 269 Некоторые источники называют этот баптистерий неонианским, по имени епископа Неона, при котором, предположительно, и были созданы мозаики (451–473). 284 Он же. О надписании псалмов 2, 3 (PG 44, 495–496). (Пер. в кн.: Музыкальная эстетика. С. 109–110). 287 Ис. 5:11–12 в переводе LXX. Эта же цитата приводится в 22-м правиле VII Вселенского собора, где говорится о недопустимости для христиан вкушать пищу «с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями». 294 Псевдо-Иустин. Ответы (PG 6, 1354). Сочинение относится к разряду spuria и написано около 400 г. 326 Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. С. 208. Косвенным (и достаточно поздним) подтверждением западного происхождения колокольных звонов на Руси является выражение «малиновый звон», указывающее на бельгийский город Малин (Мехелен), крупнейший средневековый центр колокольного литья. 352 Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам 24, 1–2 2 (PG 61, 200). Рус. пер. С. 236–237.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

357 Жданов В. П. Памятник морской славы//Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право», 2. 1997. С. 45. 358 Корякин В. С. Исторические материалы исследования памятников истории освоения Арктики. Нова Земля. М., 1991. С. 48. 359 Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты. К вопросу о типологии//Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 63. 360 Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982–1984 гг.//200 лет арктической археологии. М., 1990. С. 100. 361 Кресты 1 и 2, расположенные в старинном поморском селе Кереть, к разряду «промысловые» можно отнести лишь условно. 362 Ермонская В. В., Нетуханина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978. С. 23. 367 Фрейман Н. Придорожная часовня – пережиток древнего погребения «на столбах на путях»//Советская этнография. 1937, 3. 368 Динцес Л. А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства//Советская этнография. 1947, 2. 369 Орфинский В. П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма//Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1998. С. 62–63. 374 Алымов В. Намогильные памятники поморских рыбаков. (Из истории северо-поморской культуры)//Карело-Мурманский край. Л., 1929, 2. С. 21–22. 375 Медведев Π. П. Намогильные памятники Беломорского Поморья и их связь с традицией старообрядчества//Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. С. 60. 377 Ермонская В. В., Нетуханина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978. С. 23. 379 Воробьева С. В. Крестьянские намогильные памятники Заонежья и Поморья//Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 169. 381 Воробьева С. В. Крестьянские намогильные памятники Заонежья и Поморья//Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 168. 382 Алымов В. Намогильные памятники поморских рыбаков. (Из истории северо-поморской культуры)//Карело-Мурманский край. Л., 1929, 2. С. 21–22. 384 Орфинский В. П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма//Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1998. С. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Другим послушником старца Онуфрия Кипрского был отец Серафим из Димитриады. Чтобы достичь высоты добродетели своего старца, он выполнял все, что говорили ему отцы, проявляя предельное послушание. Однажды отец Мина сказал ему: «Брат, будь милостив, сходи в гавань и возьми у рыбаков рыбы, а то нам нечего есть». Отец Серафим, не замедлив, отправился к морю. У рыбаков не было рыбы, и вместо нее они наложили ему морской гальки. Отец Серафим взял сумку и стал подниматься, думая, что несет очень много рыбы, раз сумка такая тяжелая. Придя в скит, он положил сумку, и как только отец Мина увидел гальку, то сказал: «Видишь, непослушный послушник! Твое непослушание превратило рыбу в камни, и ты их сюда притащил». Послушник поверил этому и расплакался, прося прощения за свое непослушание. Отец Серафим был неграмотным, но при этом каллиграфически переписывал молитвы. И сейчас в скиту хранится стихословие, им переписанное. Жизнь свою он закончил преподобнически. Старец Дамаскин Старец Дамаскин был послушником старца Онуфрия. Он совершал подвиг в пещере, расположенной на пути из каливы Преображения в каливу Сретения. Благодаря совершенному безмолвию он очистил ум от всего земного и стал учителем сердечной молитвы. Томясь божественным рачением, он попросил позволения отца Мины, старца каливы, отправиться в самую уединенную область Афона, чтобы возлюбить в полном безмолвии вершину желаний – Троического Бога. Отец Мина пал к его ногам и сказал: «Я позволю тебе отправиться в место безмолвия, но только в границах скитских владений. Над каливой Святой Троицы, где начинаются скалы, есть полуразвалившаяся калива. Туда и отправляйся за подвигом безмолвия и будешь мне утешением в этой жизни: ведь мы чада одного духовного отца». С великой радостью и ликованием старец Дамаскин отправился на указанное ему место. Он увидел, что в скиту царит безмолвие. По благословению старца Мины он начал расчищать мусор во дворе каливы. На закате солнца он обрел мощи трех подвижников, от которых исходило несказанное благоухание. Старец начал плакать слезами радости и ликования. На землю спустилась ночь. Он сидел на утесе, который и сейчас виден, и думал о том, как известить обо всем скитскую общину и Великую Лавру. Около часа ночи, по афонскому счету часов, его ум вдруг прояснился, и помолившись, он увидел перед собой (о чудо!) трех небесных мужей, которые, воззрев на него строго, молвили ему: «Старче Дамаскине! если бы нам нужна была человеческая слава и похвалы, мы бы не пришли и не поселились бы на этих безводных скалах, чтобы обрести успокоение в Царствии Небесном. Возьми обретенные мощи и закопай их в неведомом месте, чтобы они оставались там до общего воскресения, когда в день суда нам воздаст щедродаровитый Бог, удостоивший нас, по любви Своей, пребыть в этом месте до последнего вдоха!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010