Преподобный Арсений Комельский тайно покинул Троице–Сергиев монастырь, где несколько лет был игуменом, и направил свой путь в вологодские земли. Однажды на берегу реки Кохтыш (в 25 верстах от Вологды) тяжелая ноша сама собой упала с его плеч. Усталый путник решил отдохнуть, а когда проснулся, увидел солнечный луч и блистающий свет над Кохтышем. Святой обрадовался такому ясному и чудесному указанию и встал на молитву. Потом он срубил крест в освящение месту и принялся сооружать келью. Многие годы население тех земель, куда приходил подвижник, жило своей обычной жизнью: люди били зверя, ловили рыбу, спасались от голода и холода, и эта привычная жизнь была им близка и понятна. Но вот среди их заповедного леса появлялся святой, и все естественные законы бытия начинали нарушаться. Необычная история, в которой тесно переплелись чудо и реалии повседневной жизни, предшествовала основанию обители преподобного Адриана Пошехонского. В начале сентября 1540 года из Корнилиево–Комельского монастыря ушли два старца: диакон Адриан и монах Леонид. Вечером 13 сентября они остановились на реке Ветхе между селами Белым и Патроболским. Утром 14 сентября – в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – старцы совершили утреню с великим славословием («катавасию всю и прочее правило церковное»), после чего они поставили на большой дуб образ Пречистой Богородицы, а сами пошли искать место, подходящее для строительства келий, а заодно и дорогу в близлежащие села. Тем временем, вниз по реке, крестьяне из села Белого ловили рыбу. Когда они поднялись выше, как раз к тому дубу, где преподобные оставили икону, то поймали две большие щуки, каких никто в этих местах, ни прежде, ни потом, не ловил. Пока все обсуждали такую невероятную удачу, один из рыбаков решил выйти на берег, и тут на дереве увидел икону. От неожиданности рыбак стал громко звать «свою дружину». А те, думая, что их товарищ обнаружил зверя, быстро примчались к нему. Однако увидели не зверя, а икону. Удивлению рыбаков не было предела, все живо обсуждали, откуда в этих непроходимых лесах взялась икона. Некоторые предположили, что, видимо, ктото из крестьян хочет занять это место. Тогда рыбак, обнаруживший икону, подойдя к дереву, стал хвалиться, что сейчас он ее снимет и унесет домой, но неведомая сила отшвырнула его на десять локтей от дерева. Товарищи же, обступив его, сказали: «Напрасно, брат, ты сотворил это непотребное дело». Он же словно онемел и не отвечал им. Тогда испуганные рыбаки, взяв его за руки и ноги, стали трясти, говоря: «Пробудись, брат!» Через некоторое время их дерзкий товарищ очнулся и рассказал, что ему явился неведомый старец и запретил брать образ Пречистой. Пораженные чудом рыбаки оставили под иконой пшеничный хлеб и большую рыбу, а сами ушли восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не прекращались и аресты священнослужите­лей. Тяжелый удар по общине Николо-Богоявленского собора был нанесен так называемым делом " евлогиевцев " . Аресты по этому делу начались 22 декабря 1933 г. Его " сутью " была целиком надуман­ная концепция ОГПУ — якобы в 1932-1933 гг. в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживав­ший во Франции митрополит Евлогий (Гергиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), " наиболее контрреволюционная часть " ду­ховенства и мирян будто бы " вступила на путь анти­советской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Цер­ковь " . Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты продолжа­лись до 26 января 1934 г. В Доме предварительного заключения оказались священники главных храмов города, члены последних уцелевших братств, прихожане и даже два епископа — Сергий (Зинкевич) и Валериан (Рудич) Всего по делу " евлогиевцев " проходили 175 че­ловек, из них 157 были арестованы. Среди пяти главных руководителей " антисоветской организа­ции " значились епископ Сергий и протоиерей Николо-Богоявленского собора Владимир Рыбаков. Отец Владимир с 16 сентября 1911 г. служил настояте­лем храма Христа Спасителя (Спаса-на-водах) на Английской набережной, был заместителем прото­пресвитера Военного ведомства, магистром богосло­вия. 8 марта 1932 г. храм Христа Спасителя закрыли (а затем — взорвали), и протоиерей В. А. Рыбаков перешел служить в Николо-Богоявленский собор. Его арестовали 22 декабря 1933 г., и обвинили в руководстве " антисоветской ячейкой " организации из 8 прихожан, большинство которых ранее служи­ло в царском флоте. Их также арестовали: бывше­го капитана II ранга А. И. Лебедева, внука графа Вит­те М. М. Меринга и других. Вместе же с епископом Сергием (Зинкевичем) оказались схвачены 17 января 1934 г. две его сест­ры — Ольга и Анна, племянница и воспитанница вла­дыки — Вознесенская Любовь Алексеевна и его личный секретарь и иподиакон Серафим Булатов. Одной из причин ареста епископа Сергия послужи­ли пострижения в монашество, которые он тайно совершал у себя на дому.

http://bogoslov.ru/article/2518081

Ковчег архиеп. Дионисия Суздальского. 1383 г. (ГММК) История создания ковчега изложена во вкладной надписи, размещенной по периметру центрального квадрата (опубл.: Рыбаков. 1964. С. 16-17. 54. Табл. XXXVI-XXXVII; Стерлигова. 1999. С. 283; Она же. 2000. Кат. 5. С. 45-47). В надписи упоминаются патриарх К-польский Нил и вел. кн. Суздальский и Нижегородский Димитрий Константинович. Реликвии были принесены в 1381 г., о чем сохранились сведения в рус. летописях (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 147-148; Т. 18. Л. 263 об.; Т. 23. С. 129; Т. 25. С. 210-211). Б. А. Рыбаков, анализируя исторические источники, обосновал дату создания памятника как период янв.-июнь 1383 г. После смерти архиеп. Дионисия и вел. кн. Димитрия Константиновича в ходе междоусобной борьбы его наследников ковчег мог быть в 1392 г. перенесен в Суздаль и «заздан в стене» кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, стараясь скрыть мощевик такого размера и значения в церковном здании, князья полагались не только на надежность укрытия, но и следовали к-польской практике поклонения Страстям Господним. По свидетельству паломника Антония Новгородца, в К-поле реликвии Страстей были вмонтированы в стену алтаря Св. Софии ( Айналов Д. В. Примечание к тексту книги «Паломник» Антония Новгородца//ЖМНП. Н. с. 1906. Ч. 3. 6. С. 259). В XIV-XV вв. запечатанные имп. печатью Страстные реликвии использовали в богослужениях Великого четверга в Св. Софии К-польской, куда их приносили из ц. вмч. Георгия в Манганах, позднее - из ц. прор. Иоанна Предтечи в Петре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 342, 369. (DOS; 19)). Обладание святыней подобного рода сближало храмы Нижегородско-Суздальского княжества с визант. столицей, освящало власть епископа и князя, создание новой кафедры и укрепляло статус столицы великого княжения. В 1401 г. ковчег был обретен и торжественно перенесен в Москву - столицу вел. княжества, где стал одним из главных сокровищ государевой казны, передаваемых в правящей семье по наследству (ДДГ. С. 59. 121).

http://pravenc.ru/text/1841626.html

Иконы в иконостасе также относятся к XVIII веку, часть из них написана местным иконописцем Степаном Соколовым в 1719 году, то есть вскоре после пожара, а икона «Всех скорбящих» — в 1753 году. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Степан Соколов, 1718 год. Происходит из местного ряда иконостаса Воскресенского придела церкви Вознесения. Ретавратор А. С. Терентьев, 1989-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. На нижнем поле надпись белилами: «Написан сей образ в лето от сотворения мира 7226 от Рождества по плоти Бога Слова 1718 месяца июля в 6 день Писал устюжанин Степан Соколов " (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995). Успение Богородицы. Василий Колмогоров, 1744 год. Происходит из местного ряда иконостаса Воскресенского придела церкви Вознесения. Реставратор А.С. Терентьев, 1988-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. В правом нижнем углу иконы на поземе имеется авторская надпись белилами: «Написан сей святый образ 1744 году октября 15 дня. Писал устюжанин Василий Колмогоров». По композиции и колориту икона является уменьшенной и несколько упрощенной копией местного образа на тот же сюжет, написанного Василием Спиридоновым Холмогорцем для иконостаса Успенского собора  (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995). 14 февраля 1930 года Вознесенская церковь была закрыта, имущество по традиции разделили Госфонд, музей и община верующих. Здание храма было передано музею. Не имея должной охраны, здание церкви неоднократно подвергалось набегам вандалов. Были выбиты стекла, появились трещины в стенах. В 1933 году дважды в здании был пожар, пострадали входные двери, покрытия барабанов и колокольни. Внутри здания из иконостасов были вынуты и разбросаны иконы, с некоторых сняты медные ризы, уничтожена часть резьбы. В алтаре разбросана церковная библиотека. Повреждено паникадило. Пострадал иконостас верхнего храма.

http://sobory.ru/article/?object=00248

«Должен быть какой-то выход, Андрей. Давай пошевелим мозгами и подумаем, как привести Виталика в Воскресную Школу. Когда он придет один раз, мы с тобой знаем, что он захочет придти еще раз,» — сказал папа. «Я сдаюсь, папа. Я соглашусь с любой твоей идеей.» «Подожди-ка! Придумал! В следующую субботу недалеко от нас будет салют и фейерверк в честь праздника. Мы пригласим Виталика пойти с нами и остаться ночевать у нас дома, а на следующее утро пойти в Воскресную школу. Давай сходим прямо сейчас к нему и пригласим его.» «Я могу сказать прямо сейчас, что это не поможет,» — сказал Андрей. «Но давай попробуем еще раз.» Они попробовали еще раз. Все получилось. Сейчас Виталик ни за что не пропустит Воскресную Школу! И его родители начали ходить в Церковь. Стоило попробовать еще раз, правда? ПОДЕЛКИ: Дети сделают рыбацкую лодку с четырьмя рыбаками. Вырежьте для каждого ребенка две лодки. Если у Вас младшие дети, пусть они вырежут четыре рыбака. Если дети более старшего возраста, пусть они вырежут своих собственных рыбаков.  (Вам нужно нарисовать их на картоне, чтобы дети вырезали.) Дети сначала приклеят рыбаков к внутренней стороне одной из лодок. Затем они могут склеить две лодки вместе. Дети могут нарисовать лица рыбакам. А затем приклеить кусочек сетки (из пакета для фруктов) размером 5х10 см. к внешней стороне лодки. Пусть дети разыграют историю, используя свои лодки. ОКОНЧАНИЕ: Наградите детей за изучение «золотого стиха». Затем повесьте таблички с именами  Петр ,   Андрей , Иаков   и   Иоанн  на доску под заголовком «Мы послушались». Спойте песню про послушание. Закончите молитвой. Урок 14. Сотворение ПРИВЕТСТВИЕ: Когда дети придут в класс, пусть они посмотрят на доску. Скажите им: «На нескольких следующих уроках мы узнаем, как жить в мире, который создал Бог, и как радовать Его. Когда вы выучите «золотой стих», я повешу ваше имя и фотографию вот здесь на доске.  (Попросите родителей принести Вам фотографию ребенка.) Этот стих о том, что мы должны знать Бога. И это как раз то, что мы и будем делать – узнавать о Боге.» Пусть каждый ребенок выберет один из следующих учебных центров.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

Сто лет назад староверы прекрасно понимали важность народного образования. Энтузиастом открытия церковных школ и училищ был Александр Рыбаков (1884–1977), член общины старообрядческой Покровско-Успенской церкви на Немецком рынке в Москве, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, отец известного историка Бориса Рыбакова. В 1911 году Александр Рыбаков опубликовал в журнале " Церковь " большую статью " Вопросы народного образования в старообрядчестве и всероссийские съезды " . В ней рассказывалось о решениях по вопросам организации приходских школ и училищ, принятых на всероссийских съездах староверов. Участники съездов считали, что образование – это " первая необходимость " , что " вся наша надежда в образовании " . Они говорили и об организации педагогического училища: " нужно нам старообрядческого учителя или учительницу, нужно построить училище " , " училище может принести громадную пользу и развить приход " . В том же году Совет Министров разрешил открыть в Москве Старообрядческий богословско-учительский институт, который стал преемником образовательной эстафеты, начатой в XIX веке училищем для сирот и подкидышей, существовавшим на Рогожском кладбище. Знаменитое Рогожское кладбище в Москве было основано в 1771 году, когда в городе свирепствовала страшная эпидемия чумы. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного императрицей Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В их числе оказались два старообрядческих кладбища – у Серпуховской и Тверской застав, известные еще с 1718 года. Вместо закрытых кладбищ староверам по указу Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы (ныне Застава Ильича). Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло Рогожское кладбище – всероссийский центр старообрядчества. На рубеже XVIII–XIX веков на кладбище были построены два величественных собора, Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и палата для умалишенных. Опекаемое купцами-миллионщиками (Кузнецовыми, Морозовыми, Рябушинскими и др.), Рогожское кладбище украсилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.

http://religare.ru/2_91034_1_21.html

В XIII в. мощи К. перенесли в новый собор в Оденсе, освященный в его честь. Широкое почитание короля-мученика в Дании относится к позднему средневековью (XIV-XV вв.). Поминовение святого также совершалось в Швеции и Норвегии; в бревиарии были включены чтения, основанные на тексте Мученичества К. В 1833 г. мощи К. и Бенедикта, спрятанные после Реформации, были выставлены в крипте собора в Оденсе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 118-149; Gesta Swenomagni regis et filiorum eius et passio gloriosissimi Canuti regis et martyris//Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. København, 1908-1912. P. 38-53, 76-147; Passio sancti Kanuti regis et martiris//Ibid. P. 62-76; Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6. Лит.: Otto A. Canut II//DHGE. 1949. T. 11. Col. 814-815; Hoffmann E. Knut der Heilige und die Wende der dänischen Geschichte im 11. Jh.//Hist. Zschr. 1974. Bd. 218. S. 529-570; Die heilige Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkern. Neumünster, 1975. S. 89-139; Breengaard C. Muren om Israels hus: Regnum og sacerdotium i Danmark, 1050-1170. København, 1982; idem. Det var os, der slog kong Knud ihjel!//Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige. Odense, 1986. S. 9-20; idem. Regnum og sacerdocium i Knud den Heiliges gåvorbrev//Gåvorbrevet 1085: Föredrag och diskussioner vid symposium kring Knut den heiliges gåverbrev 1085 och den tidiga medeltidens nordiska samhälle/Ed. S. Skansjö, H. Sundström. Lund, 1988. S. 90-103; Nyberg T. S. König Knut der Heilige: Tenzo und der Peterspfenning aus Dänemark//AHPont. 1985. T. 23. P. 359-365; Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige/Red. T. Nyberg, H. Bekker-Nielsen, N. Oxenvad. Odense, 1986; Knut IV//DHGE. 2007. T. 29. Col. 390-391; Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христ. миссионеры в Скандинавии. М., 2008; Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200)/Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010. В. В. Рыбаков Рубрики: Ключевые слова: ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/text/1841576.html

— Послушай, Антоний, — сказал я своему брату, — я хотел бы поклониться Пресвятой Богородице. — Не будем задерживаться, такая погода долго не продержится. А так уже утром мы будем в Пиреях. Что я мог сказать — Антоний был старше меня. Примерно в 300–400 метрах от Тиносского порта ветер внезапно стих. Паруса беспомощно повисли, а вода вокруг нас стояла как масло. Но что это такое — штиль был только для нас! Немного дальше ветер дул с прежней силой. Это, я думаю, было вмешательство Владычицы, дабы я смог исполнить свое желание. — Ладно, пускай будет по-твоему! — сказал Антоний. Была Светлая седмица. Мы вышли на берег и поклонились Тиносской Богородице». Вскоре Богородица чудесным образом призвала отца Геласия в Свой удел. «Однажды ночью, во сне, — рассказывал старец, — я увидел огромную толпу народа, собравшуюся, чтобы встретить Царицу. Вот вдали показались лошади, запряженные в золотую колесницу. На колеснице сидела Царица со свитой. Внезапно кто-то словно восхитил меня, и я оказался сзади колесницы. Вскоре мы оказались у прекрасного дворца, окруженного башнями. Здесь Царица сошла, однако я не успел Ее как следует разглядеть. Я только заметил часть Ее лица в тот момент, когда Она поднималась по лестнице во дворец. Проснувшись, я пошел в кофейную, где находились и другие моряки. Мои помыслы были поглощены неземной красотой Царицы. Позже я повстречал одного монаха-святогорца и рассказал ему свой сон. Тот разъяснил мне, что мне явилась Пресвятая Богородица и что Она призывает меня в Свой удел — на Святую Гору. Я сначала колебался, но любовь Царицы в конце концов победила. В тот же день я оставил свой корабль, брата, родителей и отправился на Афон. Конечным пунктом моего путешествия был монастырь святого Григория. Прибыв в монастырь, я первым делом вошел в храм, дабы поклониться святым иконам. Шла Литургия. На иконостасе в образе Божией Матери я узнал Царицу из своего сна!» Рыбак-богохульник В 1931 году, накануне праздника Успения, у Дальнего Луга на острове Парос собрались вместе три группы рыбаков, которые рыбачили по ночам в водах между островами Парос и Наксос. В ту ночь еще одна небольшая группа рыбаков осталась в заливе. Рыбаки начали пить. Опьянев, они начали ругаться, хуля имя Божией Матери. Их не могли утихомирить даже охранник порта и владелец таверны.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

А блаженный Пафнутий по–прежнему ходил и искал других заблудших, чуждых истинного благочестия. Так он забрел на берег реки, где находилось около восьмидесяти человек. — Радуйтесь, чада, о Господе, — воскликнул он, обращаясь к ним. — А почему вы не пришли подвизаться, ведь настало время для подвига и за него вам уготована плата. Послушайте меня хотя бы сейчас, и уверуйте в Господа нашего Иисуса Христа, Царя веков. Исповедуйте святое Его имя перед судьей, и Господь дарует вам вечную жизнь. После этих слов все слушавшие христианского проповедника уверовали в Единого Бога, приняли Духа Святаго и прославили Создателя. И в тот же час, оставив лодки, ибо были рыбаками, направились в город. И снова Пафнутий пришел первым к судье и вновь воскликнул: — Помост, помост, я опять пришел против тебя. Ты с Аполлоном, Ариан, а я буду побеждать тебя с Господом моим Иисусом Христом. Тогда судья весьма разгневался и приказал воинам окружить мученика. На этот раз Ангел Господень ободрил преподобного, чтобы он мог противостоять тирану, но не забрал блаженного, как делал раньше. Схватив Пафнутия, воины связали его. В этот момент на судилище взошли восемьдесят рыбаков. — И мы христиане, — дерзновенно воскликнули они. — Кто посмеялся над вами, чтобы вы умерли злой смертью? — спросил их Ариан. — Мы пришли сюда посрамить и тебя, и твоих идолов. — Злодеи, за что вы, в тот момент, когда я говорю с вами кротко, отвечаете мне с таким бесстыдством? — возмутился тиран и приказал нещадно бить рыбаков. Тогда семьдесят из них подошли и разбили трон судьи. В ответ воины вытащили мечи и нанесли им раны, после чего правитель повелел предать мучеников смерти. Всех их привели в пустыню и разрубили на куски. После этого тиран Ариан принялся судить святого Пафнутия. — О, отступник, злодей и маг. Сейчас я сделаю так, что все стоящие здесь узнают: Иисус Христос, в Которого ты веруешь и Которого призываешь, не избавит тебя от моих рук, — пригрозил правитель и приказал поднять исповедника на железное колесо, которое сверху было острым, как лезвие ножа, а снизу, как пила. Сдавленный этим сатанинским колесом, святой был разрезан на четыре части.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

В актовом материале не встречаются вклады от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. 44). Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422). Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92). В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, сильно страдавший от болезни ног, совершал келейное правило сидя. Несмотря на немощь, К. всегда служил литургию по праздничным дням. В праздник Пятидесятницы святой отслужил последнюю литургию и причастился Св. Таин. В день преставления святого исцелился от «трясавицы» монастырский слуга Авксентий, находившийся вне мон-ря, «на селе». Спасение рыбаков от гибели на озере. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Спасение рыбаков от гибели на озере. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) К. оставил завещание - Духовную грамоту. Она сохранилась в подлиннике, написана на свитке с остатками шнура, к к-рому была подвешена печать (КБМЗ; опубл.: АИ. Т. 1. 31. С. 61-62; Розов Н.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010