Принесение во храм. Фрагмент алтарной картины «Маэста». 1311 г. (Музей собора, Сиена) 15 апр. 1285 г. Д. д. Б. получил от Братства восхваляющих Мадонну (Confraternità dei Laudesi), состоявшего при доминиканской ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, заказ на алтарный образ. Вероятно, первоначально он находился в Капелле Барди, где происходили богослужения братства, в 1618 г. был перенесен в Капеллу Ручеллаи этой церкви и получил название «Мадонна Ручеллаи» ( Hueck. 1990. P. 33; Bellosi. 2002. P. 61). По контракту Д. д. Б. обязался исполнить образ на готовой деревянной основе. Неясно, было ли произведение в целом (проект конструкции и собственно живопись) выполнено Д. д. Б., или ему принадлежит только живопись. «Мадонна Ручеллаи» (Галерея Уффици, Флоренция), одна из крупнейших алтарных картин своего времени (4,5×2,9 м), написана на 5 вертикальных досках из тополя, вмонтированных в глубокую раму сложного профиля. При расчете размеров рамы и формата центрального поля использована традиц. для Флоренции единица измерения длины - локоть (braccio), составлявший 548 мм ( C ä mmerer. 1990. P. 47). Раму украшает орнаментальная лента, включающая круглые медальоны с погрудными изображениями патриархов, пророков, апостолов и святых. Появление на алтарной картине такого рода медальонов было новшеством, обусловленным иконографической программой ( Cannon. 1982. P. 69-93). Наверху, в центральном медальоне, представлен Иисус Христос; изображения персонажей ВЗ в правой части рамы и фигур 12 апостолов в левой части служат прообразовательному истолкованию НЗ. На центральном поле представлен образ Богоматери с Младенцем, сидящей на резном, украшенном росписью и позолотой троне, покрытом драгоценной узорной тканью, на его сиденье - алая с золотом подушка. Позы и положения рук 6 коленопреклоненных ангелов по сторонам от трона указывают на момент Вознесения. Помещенный в нижней части рамы образ св. Иеронима (автор описания «Вознесения Богоматери», приведенного Иаковом из Варацце в «Золотой легенде»), окруженного медальонами с изображениями св. Доминика, основателя ордена доминиканцев, и св. Петра Мученика - патрона Братства восхваляющих Мадонну, способствует истолкованию композиции как «Вознесение Богоматери», что соответствует посвящению ц. Санта-Мария Новелла.

http://pravenc.ru/text/180700.html

1047. Святитель Иоанн Златуост. Беседы на первое послание к Фессалоникийцам. 5, 3//Творения. Т. 11. С. 519 1048. Между колебаниями маятника…//Православие и современность. Саратов, 2007. (19). С. 59. 1049. В конце концов и «Американский телеканал NBC не решился показать выступление Мадонны без купюр, передает Reuters. Зрители не увидят скандально известной сцены, где Мадонна в терновом венке висит на кресте. Как сообщил агентству анонимный источник, во время композиции Live to Tell в эфире будет транслироваться изображение с камер, которые не были направлены на певицу. Мадонна, считающая эту сцену очень важной, настаивала на том, чтобы она была показана зрителям. При этом певица говорит, что у песни Live to Tell нет антирелигизного подтекста. Иначе считают верующие. Их жалобы и заставили NBC скорректировать телетрансляцию» [http://www.sostav.ru/news/2006/10/23/16/]. 1050. С ними Бог//Крокодил. M., 2007.9 aBrycTa.[http://www.krakadil.ru/ru/15/15706/] 1051. Богомолец А. Курица на теле-, радиои интернетнасесте//Русский вестник. M., 2007.16 августа [http://www.rv.ru/content.php3?id=7063] 1052. Клин Б. Сами вы не местные//Известия. M., 2007. 20 августа, [http://www.izvestia.ru/russia/artide3107377/] 1053. Королев Е. Попрание образа попа//Дело. СПб., 2007.20 августа 1054. Митрополит Антоний Сурожский. «Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…» Доклад на ежегодной епархиальной конференции//Русская мысль. Париж, 1998.6-12 августа. 1055. Александрова Т.П. Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 290. 1056. Мамонтова Е. Кто мы? Православные? Католики? 1057. Ср. Мф 16:18. —Ред. 1058. Преподобный Феодор Студит по этой причине запрещал общение в пище даже с императоромиконоборцем (см. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 27). 1059. «Дана теперь такая власть нынешним «богословам» бороться со святыми, что успешно и делают высокообразованные профессора из духовных школ Осипов, Кураев, Дворкин и другие, хуля Бога, жилище Его и живущих на небе» (Глухое С. П. Письмо в редакцию//Русский вестник. M., 2003.30 января). Речь идет, ясное дело, о нашем неверии в Николая Il как «в жертву искупления за грехи людей российских». Ну что ж поделаешь, мы не так презираем русский народ, чтобы считать, будто Жертва Христа омыла грехи всех народов, кроме нашего.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

икона XVIII в. «Коронование Богородицы» ( Iorga N. Les arts mineurs en Roumanie. Bucur., 1934. Т. 1. Il. 39). Под зап. влиянием трактован сюжет «Покров Пресв. Богородицы», который в каушанской стенописи занимает одно из центральных мест в росписи притвора: в верхней части стены, отделяющей притвор от нефа, над композициями из Акафистного цикла («Бегство в Египет» - иллюстрация к 6-му икосу и «Сретение Господне» - иллюстрация к 7-му кондаку). Композиция отличается размерами, формой и манерой представления покрова, изображенного в виде кулис, из-за к-рых появляется Богородица Оранта и коленопреклоненные апостолы. В сравнении со средневек. новгородской редакцией отсутствуют фигуры ангелов, поддерживающих покров, изображение Влахернского храма, образы св. Андрея Юродивого и его ученика Епифания. Фон между фигурами Божией Матери, апостолов и развернутым покровом заполнен орнаментами в виде листьев, цветов и стеблей. Подобный цветочный орнамент, характерный для украшения зап. розариев (сборники молитв, обращенных к Божией Матери) и нашедший оригинальное воплощение в композициях, аналогичных «Покрову» (см. картину «La Vierge au manteau» («Мадонна с мантией»), или «La Vierge de Miséricorde» («Мадонна Милосердия»), А. Картона (Шаронтона), 1452, Музей Конде, Шантийи), свидетельствует о влиянии западноевроп. иконографии на роспись Каушанской ц. Стилистические особенности росписи нигде не находят аналогов, в т. ч. и в искусстве запрутской Молдавии. В Мунтении и Олтении количество подобных памятников значительно, но изучение их иконографии и стиля существенно отстает от исследования их архитектурно-типологического характера. К. Чобану и Драгнев на основе ранее опубликованных работ, в т. ч. румын. историков и искусствоведов (Йорга, Балш, Н. Гика-Будешти, В. Дрэгуц, T. Войнеску, А. Палеолог, Т. Синигалия, К. Попа), пришли к заключению, что Станчул, Раду и Войкул работали в стилистической манере, характерной для стенописи постбрынковянской эпохи, и принадлежали к 3-му поколению живописцев Валашского княжества, продолжавших традиции хурезской школы монументальной живописи.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Джованни Беллини (1430/1433-1516). Мадонна с младенцем. Около 1486 (?). Дерево, масло. – Справа: Джованни Беллини. Мадонна дельи Альберетти. 1487. Галерея Академии, Венеция В этих картинах уже разрушены каноны, которые существовали в византийском церковном искусстве. Вокруг головы Богоматери и Младенца нет нимбов. Младенец Христос изображен просто как обычный ребенок, без драпировок и символических одежд. Многие исследователи Западного Ренессанса отмечают, что художники писали своих возлюбленных и использовали живых натурщиц для изображения Мадонны. Это начало расцерковления западного сознания, начало секуляризации. Ложкина Наталья Александровна, кандидат культурологии, сотрудник ГосЭрмитажа Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб.: Издательство Олега Абышко. —2010. —156 с. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика.1997. С.–51-54. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.:Издательство Олега Абышко, 2010. – С. 140. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика,1997. С.–54-55. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика,1997. С.–49-52. Эту позицию А.Ф. Лосев оценивал как типологически сходную и с дохристианской эллинистической мыслью, и с гносеологическим критицизмом в западноевропейской философии эпохи Ренессанса. См.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: 1930. – С. 882–883. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих . – М.: Канон , 1995. –С . 110 . 8 апреля 1945 года состоял ась публичная защита архимандрита Киприана (Керна) на соискание степени доктора церковных наук в Совете Православного богословского института в Париже. Хотя диссертация, казалось бы, подразумевала погружение в богословские споры XIV столетия и могла быть сугубо историческим исследованием лишь учения св. Григория Паламы, тем не менее вступительное слово на защите диссертации Киприан (Керн) озаглавил с предельной антропологической широтой - " Тема человека и современность " . Большая часть труда относится к историческому становлению святоотеческого учения о человеке с I по XIV век, " что делает его незаменимым справочником по святоотеческой антропологии и фундаментальным авторским осмыслением всей полноты тем, принадлежащих христианской антропологии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Переходя затем к рассмотрению икон в церквах Мессины и располагая их в алфавитном порядке по названию церквей, мы находим в ц. Б. М. Цистерцианского монастыря S. М. dell’Alto одно изображение греческого стиля, относящееся, повидимому, к XIV или XV столетию. На главной иконе (Зампери, табл. 44) два ангела держат поднятую завесу, за которой видна Б. М. с Младенцем на престоле в киево-печерском типе, причем Младенец сидит несколько сбоку. В капеллах той же церкви, по указаниям Зампери, три старинных иконы с латинскими названиями, видоизменяющими греческие: Б. М. Победительная (della Vittoria), Скоропослушница (del’ Udienza), Милостивая (della Grazia). В церкви, носящей название католической La cattolica, но которая, между тем, оказывается главной греческой церковью Мессины, еще сохранившей некоторые обряды греко-православной церкви, мы разыскали за алтарем икону Б. М., очевидно, греческого, если не афонского письма, с греческою надписью имени «Элеуса». Между тем, по положению Богоматери и Младенца, эта икона один из списков Одигитрии, хотя в том варианте, который послужил оригиналом для нашей Тихвинской иконы, так как фигура Младенца, обернутая слегка в профиль, имеет подвернутую ножку. Икона эта раньше находилась в ризнице и в недавнее лишь время помещена в капелле. Судя по характеру ликов, темно-малиновому мафорию Б. М., ее синему хитону и оранжевому хитону Младенца, икона относится, по всем расчетам, уже к XVI веку. В той же самой церкви находится (рис. 85) и пресловутая Мадонна di grafeo, имя которой Зампери выводит, весьма понятно, из того же предания о письме Б. М., считая слово grafeo, произведенным от греческого γραφ так, что это, будто бы выйдет та же самая «Мадонна письма» Madonna della Lettera. Б. М. эта имеет тип Иверской иконы, но с тою разницею, что Мать и Сын оба глядят друг на друга и Сын обнимает Мать. Икона эта находится в настоящее время в левом боковом алтаре упомянутой церкви греков-католиков. Фон иконы золотой, красноватого червонного золота (как большинство икон греко-восточной иконописи), Б. М. в темно-красном облачении, а Младенец в желто-коричневом. Икона эта считается одною из реликвий греко-восточной церкви Италии, самый же храм, в котором она хранится, несмотря на всю свою нищенскую наружность, еще сохраняет известные привилегии, дарованные папством, замешавшимся в латинском мире грекам: настоятель церкви носит имя протопапы, т. е. благочинного греческих церквей Мессины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМИНИКАНЦЫ Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг (ГЭ) Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг (ГЭ) [лат. dominicanes; офиц. название - Ordo Fratrum Praedicatorum (OP), орден братьев-проповедников], католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика . Транскрипция лат. названия Д. как Domini canes (псы Господни) отражена в символе ордена - собаке, несущей в пасти горящий факел для защиты и проповеди церковного учения (также, по преданию, этот образ был явлен во сне матери Доминика, Иоанне из Асы). Облачение Д. состоит из белой туники с белым капюшоном, наплечника ( скапуляра ), кожаного пояса, белых чулок и башмаков; выходя на улицу, монахи надевают черную накидку с капюшоном. Девиз ордена - «Laudare, benedicere, praedicare» (Восхвалять, благословлять, проповедовать). Организация и устав Орден Д. кроме основной имеет еще 2 ветви: монахинь-доминиканок («созерцательниц») и терциариев , т. е. Д.-мирян (ранее - орден братьев и сестер покаяния). В своей деятельности Д. руководствуются уставом и конституциями, к-рые определяют главной задачей «проповедь и спасение душ». Д. приносят основные монашеские обеты (послушание, целомудрие и бедность); нек-рые дополнительные монашеские правила, касающиеся поста, покаяния (в т. ч. публичного на капитулах), соблюдения тишины, были заимствованы из практики регулярных каноников . Монастырь св. Сабины в Риме. V в. Монастырь св. Сабины в Риме. V в. Основной организационной единицей ордена с самого начала являлся мон-рь, в к-ром не могло быть менее 12 членов. Во главе мон-ря стоят приоры, избираемые на 3 года; кроме монахов в обители живут послушники возрастом не моложе 18 лет и «конверсы», выполняющие работы по обслуживанию нужд мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178851.html

1976. P. 119): в ней отсутствует трансепт, 3 нефа разделены простыми мраморными колоннами, поддерживающими деревянный «корабельный» свод. К сер. XIV в. определился тип большого венецианского монастырского храма и были возведены главные готические храмы Венецианской республики - доминиканская ц. Санти-Джованни-э-Паоло (1246-1430) и францисканская ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (1340-1433). Церковь Санти-Джованни-э-Паоло имеет план в виде лат. креста, 3 нефа и трансепт, большие боковые капеллы завершены полигональными апсидами с высокими окнами стрельчатых очертаний. Арки, разделяющие нефы, также стрельчатых очертаний, опираются на толстые каменные пилоны, связанные между собой деревянными балками. На фасаде более высокая центральная часть украшена изящными пинаклями, большому круглому окну над центральным порталом соответствуют 2 меньших круглых окна в боковых частях и еще одно - под декоративным карнизом, венчающим центральную часть. Церковь выстроена из кирпича; исключение составляют пилоны, разделяющие нефы, и декоративные элементы из камня. Церковь Фрари во многом аналогична ц. Санти-Джованни-э-Паоло, но ее 3-частный фасад более декоративен: переходы от низких боковых частей к более высокой центральной решены в виде 2 фигурных ступенчатых полуфронтонов, центральную часть венчают 3-скатный фигурный фронтон и круглые пинакли. В значительно упрощенном виде устройство и декоративное решение обоих храмов нашли продолжение в небольшой кирпичной ц. Мадонна-дель-Орто (XIV-XV вв.): 3-частное устройство пространства и фасада, круглое окно над центральным порталом, «дублированное» маленьким под самым щипцом центральной части фасада, декор из белого камня. В отличие от упомянутых церквей в Мадонна-дель-Орто на фасад выходит два 4-частных готических окна, боковые части фасада увенчаны арочными галереями со статуями. Еще одной крупной готической церковью Венеции является Санта-Мария-дель-Кармело (XII в.- 1348; реконструирована в XVI в.), к-рая имеет план, сходный с планами церквей Санти-Джованни-э-Паоло и Фрари, но без трансепта.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Когда не стало дедушки, мне было 11 лет. Я хорошо помню и его, и бабушку, Зинаиду Петровну, умершую за 10 месяцев до ареста дедушки, с ними обоими у меня связаны самые светлые, самые счастливые дни моего детства и отрочества. Мой дедушка был также и моим крестным отцом. При крещении мне было дано имя в честь Св. Марии Магдалины. Дедушка тогда сказал обо мне «бэхора-бэхор» (на древнееврейском языке – «первородная дочь первородного сына). Священнический дедушкин дом имел палисадник и сад. Здесь родилась я и мой брат Николай. Дом примыкал к церкви Святителя Николая Доброго по ул.Покровской 6. Несмотря на то, что нас выселили оттуда, когда мне было года 3 (а брату около полутора), хоть и смутно, но помню отдельные его помещения, их интерьер и обитателей. Как сквозь сон вспоминаю большую комнату, наверное, столовую. На стене Мадонна с Младенцем Рафаэля и Мадонна без Младенца. Позже они были в маленькой дедушкиной комнате «наверху» – последнем его обиталище, затем у нас. На большом столе много тарелок, супник, разливная ложка с ручкой в виде рыбьего хвоста. В комнате много людей. Читается «Отче наш». Отдельные фразы этой молитвы всегда у меня ассоциируются с этим помещением. У дедушки был свой кабинет (я его представляю смутно). Здесь у дедушки бывал Михаил Булгаков. В книге «Белая гвардия» Алексей Турбин, после смерти своей матери, в этом кабинете вопрошает о. Александра: «Как теперь будем жить, о. Александр?» Рассказывают, что мой брат, совсем маленький, однажды забрался к дедушке в кабинет, вскарабкался на кресло, обмакнул в чернильницу тоненькую свечку и начал ею водить по столу. Затем надел дедушкин головной убор, взял посох и вышел. Только тогда его обнаружили. В этом кабинете дедушка писал свои труды, читал, писал письма во все концы. Когда он это успевал? Уму непостижимо. Ведь он очень долго (неспешно, без сокращений) служил в церкви. Очень много времени уходило на поминовения (молитвы за живых и усопших с перечислением имен). Случайно через много лет встретилась нам женщина-врач. Она рассказала, что зашла среди службы в церковь и стала у дверей. Тут слышит, что дедушка среди многих других поминает ее родных, о которых она давно подавала записку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

243 Монтерлан Анри де (1896—1972) — французский писатель и драматург, оправдывавший политическую власть диктатора; в период второй мировой войны сотрудничал с оккупационными властями. Жионо Жан (1895—1970) — французский писатель и эссеист, противопоставлявший городскому укладу жизни обожествленную природу. Во время войны склонялся к коллаборационизму. ...наибольшим успехом пользовались «Женщина-холостяк», «Мадонна спальных вагонов», «Мой кюре у богачей»... — «Женщина-холостяк» — роман французского писателя Виктора Маргерита (1866—1942), где в центре внимания отношения между полами (1922); «Мадонна спальных вагонов» — роман Мориса Декобра (1885—1973); «Мой кюре у богачей» — роман 1920 г., созданный Клеманом Вотелем ( наст. имя Клеман Воле, 1876—1954). 244 Бертело Филипп (1866—1934) — французский дипломат, занимавший в 20—30-е гг. пост генерального секретаря министерства иностранных дел. 245 ...ничего не отнимет и не прибавит к «Юной парке», клоделевским «Большим одам», «Антинее»... — «Юная парка» (1917) — поэма французского поэта П. Валери (1871—1945); «Пять больших од» (1910—1911) — произведение П. Клоделя; «Антинеа» (1901) — книга Ш. Морраса. «Царство мое не от мира сего...» — Евангелие от Иоанна, XVIII, 36. 247 ...если в Париже ...Клодель ...собрал и заставил плакать стольких зрителей... — Актер и режиссер Жан Луи Барро совместно с Полем Клоделем создал для Комеди-Франсез новый сценический вариант его драмы «Атласный башмачок» (1919—1924, опубл. 1930). Барро готовил постановку с 1940 г. Она прозвучала антифашистским призывом 28 ноября 1943 г. 249 ...и в 1814 году, когда он вместе с Сен-Валье организовал оборону Дофине... — В 1814 г. Стендаль принял участие в попытке группы французских войск под начальством Сен-Валье задержать наступление враждебной армии на реке Изер (провинция Дофине). Гельвеций Клод Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист, автор книги «Об уме» (1758), где ощущения рассматриваются как результат воздействия внешних предметов на органы чувств человека, единственный источник человеческих знаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

204 . Фрагмент иконы «Притча о богатом». XVIII век. ГМЗК (цв. табл. 7). 205 . К. Малевич. Уборка ржи. 1912. Из каталога: Казимир Малевич. 1878–1935. Каталог выставки. 1988–1989, илл. 34. 206 . Н. Гончарова. Спас в силах. Гуашь. 1910–1911. Из книги: Поспелов. 1990, илл. 29. 207 . Николай Чудотворец с житием. Литография. 1867. Типография Е. Яковлева в Москве. Отдел ИЗО РГБ. 208 . Бык не захотел быть быком и сделался мясником. Печатный раскрашенный лубок. Середина XVIII века. ГМИИ. 209 . В. Лебедев. Плакат «Дядя Пров». 1920. ГРМ. 210 . Мадонна деи Пеккатори (Мадонна грешников). Печатный лубок. Конец XIX-haчaлo ХХ века. Из каталога: Кокьяра. IPS, 1882, илл. 48. 211 . Богоматерь «Нечаянная радость», Клеймо четырехчастной иконы «Богоматерь Нечаянная радость. Богоматерь Феодоровская, Николай Чудотворец и святые Кирик и Улита». XIX век. Частное собрание, Москва. 212 . Архангел Михаил. XVII век. 33х27. ГТГ, собрание П.Д. Корина, 213 . А. Р. Голенкина. Агитационная тарелка «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала». 1920, ГИМ 214 . Н. М. Суетин. Супрематическая икона. 1929. Собрание Льва Нуссберга, США. 215 . Икона «Физический труд Святого Семейства». Мстера. 1923. 70х56. ГМИР. Иллюстрации 1–4, 8–16, 19, 22, 33, 36–40, 42, 44, 65–67, 71, 84–87, 91, 92, 95–97, 120, 121, 127, 128, 131–133, 140, 145, 146, 148, 150–155, 157, 159. 163, 166–168, 171, 173, 174, 176, 178, 181–183, 185, 186, 196, 197, 200–210, 212–214 – фотосъемка В.А. Соломатина. Цветные таблицы 1 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Конец XVII-haчaлo XVIII века. ГМЗК. 2 . Богоматерь Неопалимая купина. Вторая половина XVII века. 36х32. ГМЗК. 3 . «Смертный человек, бойся того, кто над тобою...» Начало XVIII века. ГМИР. 4 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Начало XVIII века. 31х28. ГМЗК. 5 . Богоматерь Феодоровская с чудесами. Первая половина XVIII века. 36х30. ГМЗК. б. Царевич Димитрий с житием. 1745. 61х37. ГМИР. 7 . Притча о богатом. XVIII век. 38х45. ГМЗК. 8 . Судьба праведника и грешника. XVIII век. ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010