1347 Teteriatnikov N. В. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. Roma, 1996, p. 165–182. 1349 Иоаннисян О. М. Основные этапы разития галицкого зодчества//Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988, с. 45–49. 1350 Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире. Владимир, 1891; Георгиевский В. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896, с. 43–90; Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре, с. 7–17, 50–52; Ушаков И. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913, с. 35–74; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. I. М., 1961, с. 149–186, 354–377. 1352 Рыбаков Б. А. Древности 11. М.–Л., 1949, с. 60–93. См. также: Рибаков Б. О. Блarobiщehcьka церква у Чephirobi 1186 року за даними розкопок//Apximekmyphi памятники. Kuib, 1950, с. 55–63. 1353 Карнабед А. А. Новые данные о памятниках Чернигова XI–XII вв.//Древнерусское искусство. Художественная культура Х – первой половины XIII в. М., 1988, с. 36–38. 1354 Холостенко Н. В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове. С. 198–210; Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв., с. 41–43. 1365 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ, соч., с. 254–273. Следует отметить, что погребений в приделах не обнаружено, но кладка и слой здесь были в очень плохой сохранности. 1367 Седов Вл. В. Афони русская архитектура начала XIII в. (причины влияния)//Архитектура в истории русской культуры. Вып. 1. М., 1996, с. 39–45. 1368 Каргер М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском монастыре в Полоцке//СА. 1977. 1, с. 240–247. 1371 В 1235 г. упомянут Изяслав Новгородский, а в 1256 г. – Роман Новгородский. – ПСРЛ.Т. И. Стлб. 776, 816. 1372 Уваров А. С. Древний храм во Вщижском городище//Уваров А. С. Сборник мелких трудов. Т. I. М., 1910, с. 386–388; Рыбаков Б. А. Раскопки во Вщиже в 1948–1949 гг.//КСИИМК. Вып. 38. М., 1951, с. 34–40; Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж//По следам древних культур. Древняя Русь. М., 1953, с. 98–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 . Поппэ А. Истоки церковной организации Древнерусского государства.//Становление раннефеодальных славянских государств. Киев,1972. 83 . Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI ст.//ВВ 1968. т.28; 1969. т.29. 84 . Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//История СССР, 1970, 85 . Поппэ А. О причине похода Владимира Святославовича на Корсунь 988–989 гг.//Вестник МГУ, 1978, 86 . Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси. СПб, 1913. 87 . Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. Л.,1940. 88 . Рапов О.М. Русская Церковь в XI – первой трети XII в. М.,1988. 89 . Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия. Сергиев Посад, 1915. 90 . Рыбаков Б.А. Древняя Русь. М.,1963. 91 . Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.,1982. 92 . Рыбаков Б.А. Предпосылки образования Древнерусского государства.//Очерки по истории СССР, III-IX вв. М.,1958. 93 . Сахаров А.М. Дипломатия Древней Руси. М.,1980. 94 . Сахаров А.М. Дипломатия Святослава. М.,1982. 95 . Смирнов С. Древнерусский духовник. М.,1913. 96 . Смирнов С. Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества.//Богословский вестник, 1896, т.10. 97 . Соловьев С.М. История России. Сочинения. М.,1993, кн. I-II. 98 . Соловьев С.М. Древняя Россия. Сочинения. СПб. б/г. 99 . Соклов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до XVb. Киев,1913. 100 . Срезневский И.И. Чтение о древнерусских летописях. СПб., 1862. 101 . Татищев В.Н. История российская с самых древнейших времен. М., 1768–1784, кн. I-IV. 102 . Толстой М. Рассказы по истории Русской Церкви. М.,1992. 103 . Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. М.,1995. 104 . Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.,1971. 105 . Федотов Г.П. Святые Древней Руси X-XVIII вв. М.,1988. 106 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. М.,1848. 107 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859, т.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» файл в pdf (в сокращении) 1 В своем исследовании «Св. Иосиф песнописец и его творческая деятельность» прот. Владимир Рыбаков постарался выяснить причины исчезновения второй песни из песенного канона. Работая с рукописями, он убедился, в неосновательности расхожего мнения, будто эта песнь исключена из-за своего непраздничного характера. Прот. В. Рыбаков подтвердил выводы проф. А. И. Пападуполо-Керамевса: предание, идущее от Зонары и Продрома — первых толковников песенных канонов, есть предание ложное и с XIII в. до нашего времени воспроизводится некритично 2 . На материале найденных им вторых песен различных канонов автор показал, что содержание этих песен соответствует празднуемому торжеству и что практика девятипесенного канона до XI века была обычной для многих гимнографов и своего расцвета достигла в творчестве св. Иосифа Песнописца († 883 г.). Девятипесенная традиция нашла отражение и в древней Грузинской Церкви и сохранялась, судя по памятникам, до X и отчасти XI вв. Прот. В. Рыбаков указывает, что практику девятипесенного канона ввел св. Андрей Критский , а после него, в VIII веке, Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский исключили из канона вторую песнь. Но чем же все-таки было вызвано опущение второй песни? «Мы не знаем причины этого явления», — признает исследователь 3 , однако делает предположение: «IX век был временем, если можно так выразиться, полного насыщения церковных служб разными трудами песнотворцев. Отсюда являлась необходимость редакционного сокращения богослужебного материала. В этих целях и канон стали употреблять в большинстве случаев только один, но его стали брать именно в том сокращении, какое сделали в свое время Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский, т. е. без вторых песен. Переписчики, эти почти единственные составители и редакторы церковных сборников, помещая в последних восьмипесенные каноны, стали и прежде составленные девятипесенные каноны писать уже без вторых песен». 4 Окончательный вывод исследователя таков: «Во-первых, песнописцы VIII и главным образом IX века, особенно Иосиф Гимнограф, писали девятипесенные каноны среди многих восьмипесенных на торжественные христианские праздники и памяти святых всего года, не наблюдая того, чтобы во вторых песнях канонов непременно сохранить характер ветхозаветного прототипа. Во-вторых, вторые песни были исключены из канонов по неизвестной нам пока точно причине, может быть, ради порядка и экономии времени и примера великих иерусалимских песнописцев — Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского, но не потому, что они не подходили своим содержанием, будто всецело печальным и скорбным, к торжественности и радости христианских праздников. И, наконец, втретьих, нам неизвестно точно время смены одной практики другой» 5 .

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Таким образом цепь есть утверждение Евангелия, не для тех только, но и для нас, страдающих, - потому что она делает нас испытаннее, крепче, заставляет больше презирать козни. Потому он и говорил: " хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает " (Рим. 5:3 - 5). 5. Видишь ли, как скорбь утверждает Евангелие? Потому именно и в другом месте, когда он просил об освобождении от испытаний и часто ради этого приступал (к Господу), он услышал: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " (2 Кор. 12:9). Немощью здесь называются преследования, испытания, опасности, козни, оскорбления. А сказанное вот что значит: Я мог, говорит, этому воспрепятствовать, погасить войну и задержать волны, но не сделал, чтобы больше выразилась Моя сила. Сила Его так не выразилась бы, если бы этого не было, как (выразилась), когда было, но не имело крепости. Так точно и лучшим кормчим мы называем не того, кто может направлять корабль по тихому морю, но кто плывущих на нём проводит между скалами, волнами, бурями и ветрами, - и врачом того, кто страдающего исторгает от бесчисленных удручающих болезней, - и полководцем того, кто может поставить победный знак, когда отовсюду облегают и поражают враги, - и пастырем того, кто соблюдает стадо в безопасности от бесчисленных окружающих волков и других злоумышленников. Так и тогда особенно удивительно было то, что они, терпя бесчисленное множество бед, одерживали верх над ними и превосходили самих причинявших (беды). Когда Петра и Иоанна, сына грома и основание веры, ввергли в темницу, подумай, в каком оказались затруднении, когда те были выпущены. Приведши их, говорят в сонмище: " что нам делать с этими людьми " (Деян. 4:16)? Иудеи, вскормленные на крови пророческой, народ неистовый и яростный, разрушавший до основания алтари, убивавши пророков, вскормленный на убийствах, народ свирепее зверей, с которого капала, ещё Владычняя кровь, распинатель, - этот народ, взяв двух рыбаков - неучёных, простых, неизвестных, безгласнее рыбы, из которых один не перенёс пустой угрозы даже привратницы, - их именно взяв, и держа связанных у себя, обнажённых, не облечённых ни богатством, ни крепостью тела, ни искусством слова, ни силою ораторства, ни знатностью рода, ни величием отечества, этих рыбаков от рыбаков, боровшихся с крайнею бедностью, - (Иудеи) оказались в затруднении, как поступить с ними, и говорят: " что нам делать с этими людьми? " Видишь ли, насколько великое дело добродетель, и каким образом испытания - утверждение Евангелия? И говорят к ним: " не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1643...

1494 Там же. С. 236. Мысль о полифункциональности полюдья разделяют и некоторые историки средневековой Руси. – См. напр.: Назаров В. Д. Полюдье и система кормлений. Первый опыт классификации нетрадиционных актовых источников//Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. Проблемы Феодальной государственной собственности и государственной эксплуатации (Ранний и развитой феодализм). Чтения, посвященные памяти академика Л. В. Черепнина. 1. М., 1988. С. 164. 1499 Не отделяют дань от полюдья и другие этнографы. См., напр.: Попов В. А. «Хождение в Абомей в сухое время года», или к вопросу об инверсиях полюдья//Ранние формы политической организации. . . С. 331, прим. 7. 1503 Приселков Μ. Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам//Учен. зап. Ленингр. ун-та. Серия исторических наук. Вып. 8. 1941. С. 235, 236. 1507 Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971. С. 66. 1510 См.: Рыбаков Б. А. 1) Смерды//История СССР. 1979, 2; Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. С. 278, 318–329. 1511 Горемыкина В. И. Возникновение и развитие антагонистической формации в средневековой Европе (Опыт историко-теоретического исследования на материале варварских королевств Западной Европы и Древней Руси). Минск, 1982. С. 63. 1515 А. П. Новосельцеву кажется, будто раннее упоминание о людье, кроме сочинения Константина, содержится и в «русских источниках», под которыми он разумеет запись Повести временных лет «под 945 годом, когда древляне убили киевского князя» (Новосельцев А. П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX в.-первой половины X в. (полюдье)//Социально-экономическое развитие России. Сб. статей к 100-летию со дня рождения Николая Михайловича Дружинина/Отв. ред. С. Л. Тихвинский. М., 1986. С. 23). Это, по меньшей мере странно, поскольку Повесть временных лет говорит о дани, а не о полюдье. А. П. Новосельцев, по всей видимости, исходит из распространенного в литературе представления о полюдье как объезде подвластного населения с целью сбора дани. Это и позволяет ему находить полюдье там, где его нет, т. е. чересчур вольно обращаться с источником, привнося в него чуждые ему элементы. А. П. Новосельцев поступает примерно так, как Б. А. Рыбаков, который заявляет, что «путешествие ради сбора дани носило название «полюдья». Летописец избегает этого слова, хотя и поход Игоря, стоивший ему жизни, и поездка Ольги по Деревской земле точно соответствуют этому термину» (Рыбаков Б. А. Смерды. С. 39). Но так можно доказать все, что захочется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед началом Своего служения Иисус делает то, что не смог сделать Адам,- Он преодолевает искушение от диавола. После крещения Спаситель удаляется в пустыню, где пребывает 40 дней, претерпевая эти искушения (Лк 4. 1-13). Иисус побеждает диавола, отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений. Предложение превратить камни в хлебы, чтобы утолить голод,- словами «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк 4. 3-4; ср.: Втор 8. 3). На предложение поклониться диаволу, чтобы получить от него власть над «всеми царствами вселенной», Он отвечает: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк 4. 5-8; ср.: Втор 6. 13; 10. 20); на предложение броситься с кровли притвора Иерусалимского храма, чтобы в воздухе быть поддержанным ангелами и этим доказать Свое Богосыновство,- словами «не искушай Господа Бога твоего» (Лк 4. 9-12; ср.: Втор 6. 16). III. Служение Иисуса в Галилее (Лк 4. 14 - 9. 50). В центре данного раздела - учение Иисуса и совершаемые Им в Галилее чудеса, к-рые показывают способность Иисуса принести спасение (ср.: Лк 4. 31-44). Основные блоки данного повествования, содержащие учение Иисуса,- проповедь в назаретской синагоге (Лк 4. 16-30) и т. н. проповедь «на ровном месте» (Лк 6. 17-49; см. в ст. Нагорная проповедь ). Первая из них представляет понимание Иисусом Собственной миссии, а вторая - основы Его нравственного учения. Согласно Евангелию от Луки, проповедь Христа начинается в синагоге Назарета (Лк 4. 16-30), где Он читает из Книги прор. Исаии слова, определяющие сущность Его миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк 4. 18-19; ср.: Ис 61. 1-2; 58. 6), и в этой миссии видит исполнение пророчества: «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4. 21). Однако первую же проповедь жители Назарета не приняли (Лк 4. 28-30). В Лк 4. 31 - 5. 16 приводятся (общесиноптические) описания чудес, исцелений и призвания рыбаков. Из Назарета Иисус уходит в Капернаум. Там Он совершает чудеса, включая экзорцизмы и исцеления, а также призывает первых последователей - галилейских рыбаков (исцеление бесноватого в синагоге (Лк 4. 33-37), исцеление тещи Петра (Лк 4. 38-39), исцеление многих и изгнание бесов из них (Лк 4. 40-41), призвание рыбаков, чудесный улов Петра, после к-рого ко Христу обращаются братья Иаков и Иоанн Зеведеевы (Лк 5. 1-11), первые ученики, к-рые призваны стать «ловцами человеков» (Лк 5. 10), исцеление прокаженного (Лк 5. 12-16)).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Когда щука мечет икру, тогда самцы молостники (от 2-х до 6-ти) гуляют с ней вместе, схватив её (самку) за жабры. На рыболовство имеют огромное влияние ветры. Рыбаки в совершенстве изучили каждый уголок озера, знают, в каком месте, на какой глубине и когда какую рыбу ловить: всё озеро у них разделено на тони, успех и неуспех в рыбной ловле определяют ветрами. Тони Тонею называется место на озере, на пространстве которого накидывается рыболовная снасть и вынимается с рыбой. Рыбаки так наметили мне тони, начиная от устья реки Трубежа к Никитскому монастырю. Тони закидывают на глубине 9 сажен и на таких местах, где есть много рыбы, они суть следующие: Введенская натыка от церкви Введенской направо, Галея – у Галеева потока, Надмонастырь – против Никитского монастыря, Лесок, Дресянка – против дороги в село Городищи, Городок – против самых Городищ, Могилки – против курганов, Гора, Вязье, Поляна, Ровина, Лес, Корь, Камень, Холм, Глубина, Чиста-пойма, Кутнора – у речки Кутнюры (от 1-й тони 2 650 сажен), Всыез, Яма. Затем идут 3 тони глубокие, в коих закидывают снасти на глубине 15 сажен, тони, самые дорогие для рыбаков, потому что на этих местах сельдь ловится и днём, тогда как на других местах того не бывает. Зимой также только на этих тонях ловится сельдь, и потому артели рыбаков чередуются между собой. За раз закидывают все три тони на пространстве 300 сажен. м] Тони эти следующие: а) Гридни, б) Городовая, в) Красный стан, Дедовик – от Дедовика, речки, впадающей в озеро (от тони Кутнары 1 014 сажен), Поток, Мельская натыка – от мелей, Струя – против устья реки Вёксы (от Дедовика 977 сажен), Дорога, Хвост, Язык – место мыском, Сушка, Симоныч, в древности Синовач (здесь домик, в котором рыбаки стерегут рыбу во время осени (от струи 756 сажен), Лука, Глумическа, натыка Говельник, Собянина, Корова, Середовик. Последние четыре тони тоже очень дороги для рыбаков, потому что на них ловится полёдная сельдь. Яма, Лесенки, Сосенка, Лука, городовая Курятня – близ села Соломидина (от Симоныча 646 сажен), Лука, поток Введенский, Дубец, Кругла, Дорожка, Пальник, Травы – против дворца Петра I-ro, Мыс – по селу Веськову, Вымол, Липа, Бараблека – против башни Горицкого собора, Сорокосвятска – натыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Таким образом, после нежданного циклона, близнецы уже росли вполне безмятежно. Даже во время свалок, когда дети разделялись на враждебные партии и на площади собора смело начинали вселенскую потасовку, от которой даже окрестные собаки прятались куда попало, а взъерошенные коты возносились на плоские кровли поближе к их трубам – Бепи с Пепой, взявшись за ручки, спокойно проходили через объятые воинственным огнем дружины сражающихся. Если же они удосуживались попасть в слишком опасный пункт, где в данную минуту совершался решительный момент боя, то кто – нибудь из вождей победоносной армии схватывал их за концы рубашек, торчавших неизбежно, как полагается детскими модами, позади в разрезах штанов (ибо и Пепа носила таковые же) и оттаскивал сирот назад. – Здесь не ваше место, видите, дерутся. Достанется вам по затылку – нас же бабушки драть будут. И проникаясь великою мудростью этого детского совета, Бепи с Пепой за ручку подымались на ступени и там под защитою громады мраморного св. Николая оставались спокойными зрителями героического эпоса. У них притом была своя роль и свои обязанности, чисто, впрочем, духовные. В Бари очень часты религиозные процессии. То и дело по узким белым улицам медленно движутся кресты, хоругви, мощи святых и Мадонна, одетая на этот случай местною портнихой в самое модное платье. «Banda municipale» впереди открывает шествие иногда гимном Гарибальди, иногда королевским маршем, а то какою – нибудь арией из оперы, не всё ли равно, лишь бы в участвующих совершался надлежащий подъем духа. Вверху на плоских кровлях девушки поют свое, совсем не в лад старым священникам, двигающимся в средоточии процессии, окутанным фимиамом и от солнца прикрытым балдахинами с страусовыми перьями. И вот тут – то Бепи с Пепой исполняли провиденциальное назначение, умиляя сердца грубоватых рыбаков, контрабандистов, не совсем безопасных членов таинственных обществ Malavita , Camorra, Mafia и других. Близнецы св. Николая должны были изображать ангелов. На них ярко горело трико, покрытое серебряной или золотой чешуей, а позади красиво колыхались крылья из лебединых перьев.

http://radonezh.ru/2023/05/18/bliznecy-s...

О, Пречудная, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего, светом небесным от иконы Твоея люди страны Российския присно озаряющая, Ты бо еси преизобильная река Благодати Божественныя. Сего ради к Сыну Твоему молитвами от всяких нас бед защити, покровом милости Твоея огради и в Горний Иерусалим, Царствие Небесное, возведи. Использованы материалы: Об авторе Валентин Арсеньевич Николаев . «21 октября 1937 года — время моего рождения. Какое-то роковое время в жизни людей и страны. Небольшая рыбацко-сплавщицкая и одновременно сельскоохотницкая деревня притягивала тогда многих: рыбаков, охотников, бродяг, нищих, странников, налоговых инспекторов… У всех было «дело» тогда в нашей деревне: все были голодны и шли хоть чем-нибудь поживиться, хотя бы рыбинкой. Официально место моего рождения: д.Вторушино Юрьевецкого района Ивановской области. Древний город Юрьевец, основанный князем Юрием Всеволодовичем в 1225 году, был постоянным местом, куда стремились зимой и летом из всех окрестных деревень на базар, в церковь, в больницу… Тогда Юрьевец не был ещё полузатоплен (Горьковским водохранилищем) и его каменные мостовые, казалось, хранили дыхание древности. Отзвук конницы орд Батыя и шествие ополчения Минина и Пожарского, громовая проповедь протопопа Аввакума — всё это как бы застыло навеки в маленьких пыльных проулках среди деревянных домишек. До революции в юрьевецких пределах было 12 церквей и три монастыря. Юрьевец был неповторимо красив при слиянии Унжи и Волги. Недаром он притягивал на свои берега знаменитых художников: братьев Чернецовых, Саврасова, Левитана… с Юрьевцом связано всё моё детство: здесь были куплены первые картины, книжки, ружьё. Родился я в семье колхозников — рыбаков, в небедной грамотной семье. Не только родители, а и деды умели писать и считать. Один дед, по отцу, был сельским старостой, другой – мелким лесопромышленником. Обоих в «крутое» время раскулачили, но не расстреляли и не выслали; заступился народ: «Они не эксплуататоры, а труженики». Послушали. Я помню, в каретнике, сараях, на пчельнике, в овинах догнивали наши старинные тарантасы, кошовки, хомуты, ремённые вожжи, колоды… Всё это было ещё от того старого, XIX beka.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Якутская епархия /Патриархия.ru После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма иерей Евгений Тремаскин. Затем владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем святого пророка Божия Иону. В этот воскресный день в храме прозвучал евангельский рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в лодку к рыбакам, которые всю ночь трудились и ничего не поймали, как они чудесным образом поймали столько рыб, что лодка не могла вместить и уже начинала тонуть, а Петр, один из рыбаков, увидев все это и устрашившись, сказал: Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный (см. Лк. 5:8). Это евангельское чтение так же, как и житие пророка Ионы, говорит нам, что в разные эпохи Господь призывает разных людей для того, чтобы вверить им служение, на которое Он хочет их послать. При чтении книг ветхозаветных пророков мы видим, что очень часто эти книги начинаются с рассказа самого пророка, как Господь призвал его на служение. Ветхозаветные пророки по-разному реагировали на призыв Бога. Одни сразу же на него откликались и выражали готовность исполнить ту миссию, которую Господь на них возлагает. Другие колебались и говорили: если возможно, пошли другого − у меня нет достаточных способностей, необходимого красноречия. Но, как говорит апостол Павел, не мудрое человеческое избрал Бог (см. 1 Кор. 1:27). Господь очень часто избирал людей, которые совершенно этого не ждали. Они не ожидали, что Господь их пошлет на какую-то ответственную миссию, как те самые рыбаки, которые не делали в своей жизни никаких расчетов и никогда не предполагали, что окажутся за пределами своей маленькой страны, что им придется не просто сменить профессию, но из рыбаков превратиться в проповедников слова Божия. Они, наверное, даже читать и писать не умели — может быть, лишь впоследствии, когда жизнь заставила, овладели этими навыками; возможно, некоторые из них так и не научились читать и писать и просто надиктовали своим ученикам те послания, которые мы сегодня читаем и находим мудрость Божию в каждом их слове.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010