Д.И. Макаров Глава первая. Космологические воззрения св. Григория Паламы КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ ВВ.) Византийская космология покоится на духовной синтезе поздней античности, основные компоненты которого слегка модифицировались на протяжении тысячелетия, порой (как это видно на примере св. Григория Паламы ) вступая между собой в очевидное противореча. Компоненты эти хорошо известны: библейское учение о творении из ничего наряду с представлением о Боге как Творце и Обустроителе мира ( Прем.7:21; 11:21 ); античное (в основе мифологическое) учение о 4 первоэлементах-стихиях, из которых формируется всё богатство видимого нами мира; платоновская теория материи и аристотелевское (подчас переработанное поздним аристотелизмом) учение о строении космоса и об эфире; геоцентризм и представление о сферах, бытовавшее как в платоновской, так и в птолемеевской обработке (столкновение этих версий будет значимым в XIV в.) 243 . В столь полифоничном ансамбле составляющих роль собственно науки была сравнительно невелика. В византийской астрономии, которая по большей части оставалась чисто умозрительной, эксперименту отводилось заведомо подчиненное положение, что препятствовало ему выступать в качестве стимула для активного усвоения обществом новых идей и знаний. «Для византийцев, – пишет А. Тион, – наблюдение оставалось чем-то ненастоящим, подсобный, и несовершенные инструменты не могли являться убедительным доводом против чистого размышления...» 244 . Поэтому та космология, которую нам предстоит рассмотреть – космологические представления Отцов Церкви о творении мира Богом, его последующем устройстве и оформлении – лишь в незначительной степени питалась собственно астрономическими сведениями, и необходимо сразу же оговориться, что при дальнейшем изложении феномен астрономии как таковой – астрономии в нашем понимании – не будет играть сколько-нибудь существенной роли. Библейское учение о творении ex nihilo ставило перед соборным сознанием Церкви ряд вопросов: о начале творения и эволюции первовещества; о Промысле; об истории. Византийцы никогда не забывали, что мир – мир как пространство, природа, как прекрасное и эстетически отмеченное целое – создан ради некоей высшей цели, которая должна быть достигнута в ходе мирового процесса. Начало этого процесса и ознаменовало начало мироздания как такового.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ (см. также: Делание). Блаженны те, которые с самоотвержением следуют истинному евангельскому учению, которые отреклись от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Похотения падшего тела греховны, греховны и похотения падшей души. Она всюду ищет осуществить свое «Я», сделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее. Евангелие требует, чтобы такая жизнь была умерщвлена, чтобы человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место – в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования – жизнь в Боге. 231 . «Никтоже бо нас, – сказал Апостол, – себе живет и никтоже себе умирает: аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы» ( Рим.14:7–8 ). Оставшись жить на земле, живи не для себя, а для Господа: живет для Господа тот, кто живет для исполнения Его воли; живет для себя тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для смотрящих одними чувственными глазами живым, но душой он мертв, вменяется как бы не существующим для Господа, не вписан в книгу живота, имя его внесено в другие книги. Господь для него – как бы несуществующий. Нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога! (см.: Еф.2:12 ). Первый не умирает: телесной смертью он только переходит в большее развитие жизни. Блюди, чтобы не жить для себя! Жизнью о Господе умерщвляй жизнь свою, греховную, плотскую и душевную, и тем сохрани себя в живот вечный. 238 . Благодарю Бога, избравшего меня в орудие для утешения и питания души Вашей. Вашим письмом Вы меня очень ободрили: я надеюсь видеть в Вас дальнейшие успехи на пути духовном, ведущем ко всему доброму. Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованной землей – мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насладится ее благами верный и мужественный израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетными попечениями и развлечениями, под именем земли обетованной – жизнь духовная, наполненная Божественными утешениями; пространство, составляющее переход от одной жизни к другой, – пустыня. Верный израильтянин – человек, решившийся принести жизнь свою в служение Богу. 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Время Ивана Калиты Наш современник князь Николай Трубецкой 17.10.2022 759 Время на чтение 8 минут Фото: из личного архива автора Недавно я подробно изучил важнейшую работу Н.С. Трубецкого «Русская проблема» (Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М., 2012, с.243-259). Интересно начало ее. Князь осторожно критикует общественную мысль патриотической, и даже конкретно монархической, направленности за её чаяние чудесного возрождения России. «Нельзя отрицать, что чудеса бывали, бывают и будут. Но можно ли исходить из чуда при политических расчетах? Можно ли вводить чудо, как элемент, притом необходимый, в реально-политическое построение? Ведь чудо по самому своему определению неожиданно и не поддаётся предвидению, предварительному вычислению. Когда настоящий реальный политик строит планы на будущее, он должен учитывать только реальные возможности. Если он верит в возможность чуда и хочет быть особенно осторожным, то самое большее, что он может сделать, это обдумать на всякий случай, как поступить, если в тот или иной момент вместо реально возможного вдруг произойдет чудо – и только. Но политик, совершенно не считающийся с реальными возможностями и обдумывающий свой план исключительно только на случай чуда, вряд ли может быть назван " реальным " . Большой вопрос приложимо ли вообще к нему звание " политика " . А между тем наши политические эмигранты все таковы. Реальные возможности их нисколько не интересуют. Они их как будто даже не замечают. Чудесное восстановление России является для них альфой и омегой, неизменной целью или отправной точкой всех их планов, проектов и построений. Эта слепая уверенность в неизбежности чуда была бы понятна, если бы речь шла о каких-нибудь мистиках. Но ведь в данном случае речь идет о практических деятелях, настроенных позитивно. Что же это, слепота, не позволяющая видеть реальную действительность, или страх взглянуть этой действительности прямо в лицо?..». Приходилось мне в прошлые времена слышать чаяния о возрождении монархии, которое должно было совершиться чудесным образом. Думаю, те же самые чаяния ходили и в эмигрантской среде значительно ранее. Богу всё возможно, но разве это основание, чтобы не сеять хлеб, не трудиться, в надежде, что всё это за нас сделает Бог? Из последующего видно, что князь Трубецкой, считая себя образованным человеком, могущим принести пользу своей родине и тем самым послужить Богу, пытается предположить дальнейшие судьбы Отечества и наметить пути к его спасению. Сделал он это – не скажу прекрасно, а просто гениально. Когда я читал эту статью, то хотел себя ущипнуть, потому что моментами мне казалось, что писал это наш современник, который видел и перестройку, последующих российских лидеров и нынешнее противостояние с Западом. Между тем Трубецкой умер в 1938 году в возрасте 48 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/17/vr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Д.Медведев внес в Госдуму законопроект о прямых выборах губернаторов 16.01.2012 243 Президент РФ Дмитрий Медведев сегодня внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям - выдвигать кандидатов в губернаторы, сообщает РИА Новости. Президент также вводит механизм консультаций с политическими партиями, желающими выдвинуть кандидатов в главы регионов, и сохраняет за собой право увольнять губернаторов в связи с утратой доверия. «Проектом федерального закона предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ... избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Поправки к закону «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» стали практической реализацией инициативы, которую Медведев огласил в послании федеральному собранию в декабре прошлого года. Законопроект после его принятия и подписания вступает в силу со дня опубликования. Российские регионы в течение двух месяцев после вступления в силу поправок должны будут внести изменения в свои конституции. Законопроект ограничивает пятью годами продолжительность полномочий губернаторов, которые будут избираться по новым принципам. Действующим главам регионам законопроект разрешает доработать до конца своих сроков при сохранении возможности отзыва президентом. Кандидаты в губернаторы в случае принятия поправок будут выдвигаться либо политическими партиями после консультаций с Президентом РФ, либо в порядке самовыдвижения. «Выдвижение политическими партиями своих кандидатов (в губернаторы) может осуществляться после консультаций с Президентом РФ, порядок которых определяется Президентом РФ», - говорится в пояснительной записке. Политическим партиям не потребуется собирать подписи в поддержку своих кандидатов. Количество подписей, которые необходимо собрать самовыдвиженцам, определят региональные власти. «Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта РФ», - говорится в пояснительной записке.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/dm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неправосудное правосудие О судебном процессе над И.Подпориным, повредившим печально известную картину И.Репина 20.04.2019 1453 Время на чтение 6 минут 10 апреля в Замоскворецком суде г. Москвы прошло очередное судебное заседание по делу Игоря Подпорина, повредившего в мае прошлого года живописное полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Тотчас по окончании судебных слушаний, завершившихся переносом прений сторон по просьбе стороны обвинения, на сайте «Московского Комсомольца» появился краткий репортаж корреспондента «МК» Натальи Беловой. Мне довелось выступать на этом заседании суда в качестве свидетеля стороны защиты, и мне хотелось бы познакомить читателей с рядом моментов, свидетельствующих, на мой взгляд, о явно необъективном характере проведенного следствия и целой череде грубейших ошибок, допущенных как стороной обвинения, так и экспертом, привлеченным следствием. Надо отметить, что Игорь Подпорин изначально был обвинен по ч. 1 ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей». Однако, вскоре следствие сочло возможным переквалифицировать обвинение на ч. 2-ю той же статьи «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/20/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > О письме двенадцати письменников - апостолов украинства галицкого разлива 18.10.2004 243 Время на чтение 3 минуты В середине октября много шума в центристской и левой прессе наделало письмо 12-ти письменников (писателей), малоизвестных за пределами Галичины и узкого круга правых национал-патриотов, но с претензией на всеукраинское мессианство. На сайте " Партактива " рядом левых политических деятелей оценка этому ОПУСУ " продвинутых в Европу " письменников уже дана: А.Голуб (КПУ) " Письмо двенадцати " является предостережением, показывающим какие силы рвутся к власти " ; Н.Витренко (ПСПУ) " Это " отморозки " цивилизации. Пусть забирают свои манатки и в 24 часа выезжают в США. США пригревают всех предателей " ; И.Шурма (СДПУ(О) " Я б так¦ листи публ¦чно рвав " ; А.Яковенко (КПРС) " Это бред больного, агония, безграмотность и хамство " . Пока не выразили своего отношение к этому артефакту - социалисты - морозовцы. На этом можно было бы и закрыть эту тему, если бы не одно " но " . " Письмо двенадцати " выходит за рамки некоей случайности, оно является свидетельством чуждой для действительного, истинного украинства, - ментальности галичан. Факт состоит в том, что если Украина - не Россия (...как с гордостью заявляет нынешняя национальная элита во главе с Президентом Украины Л.Кучмой), в " ярме " которой она была почти 350 лет, то Галичина - тем более не Украина, потому что она была около 600 лет в составе других государственных образований (Речь Посполитая, Великое Княжество Литовское, Австро-Габсбургская монархия) и среди чужих по религиозным верованиям народов. Эти 600 лет не прошли бесследно. Ментальность бывших галицких русичей оказалась под влиянием чуждых по происхождению и вере народов существенно деформированной, это не прошло бесследно. По большому счету, по своей ментальности Галичина является больше Восточно-Центральной Европой, чем Украиной. И прошедшие 65 лет после возвращения Галичины в лоно матери Украины были слишком маленьким в историческом смысле сроком, чтобы возродить свою русько-украинскую ментальность. С восторгом приняв самоназвание УКРАИНЦЫ, галичане таковыми по сути еще не стали.

http://ruskline.ru/analitika/2004/10/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Печальные судьбы современного юношества 28.10.2011 945 Время на чтение 6 минут К Неделе 20-й по Пятидесятнице мы публикуем одно из «Слов» ( 1974 г .) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том I V. Джорданвилль, 1976.- С.239-243. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин. «Жирный» шрифт в тексте - авторский. + + + «И приступль (Иисус) рече: юноше, тебе глаголю, востани. И седе мертвый и начат глаголати». (Лк.7,15) В таких словах евангельское чтение 20-ой недели по Пятидесятнице повествует нам о великом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос, воскресив умершего сына бедной Наинской вдовы. Размышляя над этим евангельским чтением, св. Василий Великий поставил себе вопрос: «Что так рано привело этого юношу к могиле?» А св. Амвросий Медиоланский указывает, что имеются четыре «гробоносца», которые несут тела молодых людей к могиле. Это, по его словам: 1) излишества в пище и питии, 2) распутство, 3) непослушание родителям и 4) необузданная гневливость. Как это особенно справедливо по отношению к нашему переживаемому нами времени, когда эти греховные наклонности не только не пресекаются в молодых людях, а как-будто нарочно культивируются, поощряются и развиваются. И есть много оснований полагать, что это делается именно нарочно, даже по особой специально-составленной программе! Всячески развращать молодое поколение - это теперь как бы ставится кем-то для себя задачей! Ведь ни для кого теперь не тайна, и это начинает уже многих смущать и возмущать, что современные школы с их учителями не только не воспитывают детей, а вполне определенно и систематически их развращают. Достаточно упомянуть, в подтверждение этого, о так называемом «сексуальном воспитании». Кому это нужно, кроме тех, кто именно ставит себе задачей уже в самые ранние годы детства и юности отравить сознание детей ядом нецеломудрия и распутства? Да и все вообще направление современного воспитания, как и пример старшего поколения и вся окружающая ребенка среда в настоящее время лишь способствуют развитию в детях вышеупомянутых губительных страстей, этой смертоносной заразы, которая духовно умерщвляя их души, нередко уготовляет им и преждевременную телесную смерть.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа здравого смысла Что России ждать от нового президента Словакии? 08.04.2024 49 Время на чтение 4 минуты Фото: REUTERS/Radovan В воскресенье, 7 апреля, в Словакии состоялся второй тур выборов президента. Спикер Национального совета (парламента) Словакии и лидер партии «Голос — социальная демократия» Петер Пеллегрини официально победил в президентской кампании с 53,12% голосов. Об этом заявил глава Государственной комиссии по выборам и контролю за финансированием политических партий Эдуард Бурда, сообщают «Известия». «На первом месте Петер Пеллегрини с 53,12%. На основе результатов голосования президентом был избран Петер Пеллегрини», — сказал он, оглашая результаты политической кампании, видеозапись с его выступлением публикует teraz.sk. Он отметил, что за Пеллегрини проголосовало 1 409 255 человек, второе место с 46,87% голосов в президентской гонке занял экс-мимнистр иностранных дел Иван Корчок, которого поддержали 1 243 709 избирателей. Соперник Пеллегрини, прозападный оппозиционер Иван Корчок, признал свое поражение, однако отметил, что выборы были непрозрачными. Накануне выборов бывший депутат словацкого парламента Петер Марчек заявил, что страны коллективного Запада опасаются победы в президентских выборах в Словакии Пеллегрини из-за его национальных интересов. Он подчеркнул, что второй тур выборов в Словакии в западной прессе представляют как борьбу России и Запада. Итоги выборов президента Словакии подвёл в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор Сергей Викторович Лебедев: Прежде, чем подвести итоги выборов президента напомню читателям «Русской народной линии», что Словакия, как часть исторической Венгрии, испытывает сильнейшее влияние венгров. В этом свете Пеллегрини скорее провенгерский, а не пророссийский политический деятель. Словакия не имела государственности до ХХ столетия. Только после распада Австро-Венгрии словаки обрели независимость. И сегодня всё равно сказывается традиции тысячелетнего совместного проживания с венграми. Кто такие венгры? Славяне, говорящие на угорском языке. А кто такие словаки? Мадьяры, говорящие на славянском языке. И то, то – правильно.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Солгать союзнику, значит - благо? 21.10.2009 243 Появление на учениях КСОР ОДКБ в Казахстане целых 3 (трех) военнослужащих из Беларуси немало позабавило российских и казахских офицеров («в учениях принимают участие бригада... дивизии ВС Казахстана... России... и т.д. и три белоруса»). Веселье достигло пика, когда при ближайшем рассмотрении один из трех добредших до джамбульских степей «сябров» оказался министром обороны очень гордой западной соседки России... Безусловно, это открытый скандал. Между тем, 2 октября, выступая перед российскими журналистами, белорусский президент гордо заявил: «ОДКБ - это тесная интеграция в военной сфере, в военно-техническом сотрудничестве. Нам это выгодно. Мы были в этом крайне заинтересованы. И если бы не мы, и ОДКБ бы не было этого. Я уже не хочу к истории создания ОДКБ возвращаться. Поэтому... ну мог ли я, откровенно говоря, свое детище «рубить топором»? Конечно, нет. Это уже потом увязали, что «вот Лукашенко пошел на Запад, поэтому он и ОДКБ разрушает». А чтобы долго не говорить, я отвечу по существу, и вы поймете, что я честно говорю. Мы все процедуры по подготовке документов к подписанию на сегодняшний день закончили. Более того, я своим коллегам сказал, что если вы на меня в чем-то обижены, то я готов председательствовать в ОДКБ и будущий год. Они согласились. Поэтому белорусская сторона сполна компенсирует свою задолженность перед Организацией Договора о коллективной безопасности». Через две недели после столь победных заявлений в формате «если бы не мы...» у А. Лукашенко появился шанс на деле доказать российским СМИ, что он человек слова... По сложившейся традиции, белорусский президент солгал. Чтобы это окончательно подтвердить, стоит напомнить слова белорусского президента, сказанные им еще раньше, после встречи с Д. Медведевы м 27 августа в Сочи, о готовности Минска подписать документы по созданию КСОР и приступить к председательству в ОДКБ. В общем, день за днем, неделя за неделей... Все это мы уже не раз проходили. Последняя кампания в формате «вот сейчас, вот сегодня, только с парламентом посоветуюсь, только с народом пошепчусь...» закончилась совсем недавно и была посвящена признанию Беларусью Абхазии и Южной Осетии. Естественно, А. Лукашенко не подписал никаких документов по КСОР ОДКБ. Поэтому он и не принял участие в совместным маневрах данной организации. Интересно то, что ни в Москве , ни в Астане и даже в Брюсселе никто этому не удивился, так как по всем азимутам заранее знают, что все, о чем говорит белорусский президент, следует рассматривать наоборот.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть Проблемы ликвидации этнической иерархии в рамках русской нации 23.12.2023 243 Время на чтение 13 минут Источник: блог автора Признание за русским народом права быть самостоятельным субъектом среди других российских этносов поднимает проблему каким социальным статусом он должна обладать. Русские внутри российской нации сейчас имеют более низкий социальный статус, чем автономно-республиканские, автономно-окружные и даже автономно-областные народы. Причина этого заключается в том, что в России практически в неизменном виде сохранилась советская этническая иерархия, в которой русским отводилось самое низшее место. Русские остаются народом разделенным и рассеянными среди других этносов. У них такой же социальный статус, как у цыган или ассирийцев. У русских, как и у цыган с ассирийцами нет своей государственности, то есть политического представительства и обеспеченности силовыми и правовыми средствами возможности поддержания и развития этнической идентичности. Причиной этого является то, что у русского народа нет явно выраженных политических и социальных элит, которые бы представляли его интересы. Наиболее ярким проявлением приниженного социального статуса русских является отсутствие территории, которая бы была закреплена за ними и не могла меняться без их согласия, в рамках которой осуществлялось бы формирование политического представительства. А автономно-республиканские, автономно-окружные и даже автономно-областные народы такой территорией и таким представительством обладают. Отсутствие равноправного статуса русских в рамках российской нации зафиксировано в Конституции России. В ст. 3 действующей Конституции РФ, записано, что сувереном в государстве является " многонациональный народ " без перечисления состава входящих в него этносов. Повторим, что в Основном законе используется ошибочный термин " народ " , перекочевавший в него из советской конституции, а не термин " нация " , обозначающий более высокий уровень социального развития этноса. Русские в Конституции не поименованы, как и другие народы. Зато в конституциях абсолютного большинства национальных республик, входящих в Российскую Федерацию провозглашается, что они самостоятельные государства. Первоначально в этих основополагающих правовых нормативных актах вообще было записано, что национальные республики учреждены титульными народами в порядке реализации их права на самоопределение, и они имеют право на выход из состава Российской Федерации.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/23/proble...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010