Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «NOSTRA AETATE» [Лат. «В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям. История составления Первоначальная схема под рабочим названием «Decretum de iudaeis» (Декрет об иудеях), ставшая потом гл. 4 «N. a.», была разработана накануне Собора по личной инициативе папы Римского Иоанна XXIII усилиями основанного им в 1960 г. секретариата по содействию христ. единству во главе с кард. Августином Беа при активном участии евр. историка иудаизма и общественного деятеля из Швейцарии Э. Л. Эрлиха и австр. прелата евр. происхождения Й. М. Эстеррайхера (подробно см.: Recker. 2007. S. 167-169, 243-254, 386-399). Целью папы и его единомышленников являлось провозглашение документа, направленного против любых проявлений антисемитизма в католич. богословии, церковной жизни и культуре, отражающего отношение католицизма к иудейскому народу в исторических условиях после пережитого нацистского геноцида, к тайне его избрания в домостроительстве спасения Божия. Однако ввиду последовавшей крайне негативной реакции на это намерение араб. стран, находившихся в конфликте с Израилем, многостороннего внешнеполитического давления и внутреннего сопротивления епископов Ближневосточного региона (см. ст. Восточные католические Церкви ), опасавшихся последствий для своей паствы, его принятие было временно отложено. На 2-й соборной сессии в 1963 г. схема снова обсуждалась, но уже в качестве составной части или приложения к декрету об экуменизме «Unitatis redintegratio» и в контексте вопроса о свободе вероисповедания. В сообщении кард. А. Беа Собору особо подчеркивалась необходимость избежать поводов для искажающих замысел политических интерпретаций ( Bormanns. 2010. S. 33). В известной степени их предотвращению способствовали встречи папы Римского Павла VI с представителями Иордании и Израиля, состоявшиеся в рамках его паломничества на Святую землю в янв. 1964 г., и его энциклика «Ecclesiam suam» (6 авг. 1964), в к-рой понтифик обратился к теме диалога с верующими др. религий, в особенности монотеистических, призвав католиков уважать и признавать их духовные и моральные ценности (bona spiritualia et moralia) и стремиться к сотрудничеству в различных сферах на основе общих социально-культурных идеалов (AAS. 1964. Vol. 56. P. 654-655).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ († после 576), прп. (пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта), игум. Скитский. Сведения о Д., центральной фигуре многочисленных греч., сир., эфиоп. и копт. сказаний о егип. подвижниках, содержатся в разрозненных текстах, объединенных местом и временем действия (егип. пустыня в окрестностях Александрии, сер. VI в.), создававшихся на греч. языке (BHG, N 2099z - 2102d) с кон. VI в. и позднее переведенных на др. языки (BHO, N 241-243). Впосл. в копт. и эфиоп. традициях эти истории были объединены в единый хронологически выстроенный цикл, основой к-рого стало «Житие аввы Даниила и святых, к-рых он знал». Согласно этому источнику, Д. пришел в Скит еще в юности, там он 40 лет жил «в общежитии» с др. монахами, затем стал отшельником. Тем не менее он продолжал посещать окрестные города (чаще всего Александрию) и поддерживать контакты с близлежащими мон-рями, на к-рые имел большое влияние. Большинство историй рассказаны от 1-го лица и представляют собой поучения, основанные на воспоминаниях Д. В молодости он был трижды похищен разбойниками: 2 раза его выкупали христиане, на 3-й раз Д., защищаясь, проломил одному из похитителей голову камнем. В отчаянии от совершенного поступка он отправился к Александрийскому патриарху, чтобы покаяться в убийстве и понести наказание, но тот отказался осудить его. В К-поле, Антиохии и Риме его также не стали подвергать суду. Только светские власти Александрии были готовы арестовать Д., однако правитель города, разобравшись в деле, велел отпустить монаха. Тогда подвижник сам назначил себе епитимию, взяв на себя заботу о прокаженном из Александрии, отвел его к себе в келью и втайне от всех долгое время кормил и ухаживал за ним. В юности Д. был потрясен добротой некоего камнетеса Евлогия: каждый день тот собирал всех бродяг и нищих, приводил их к себе в дом, кормил и оставлял ночевать. Д. стал усердно молиться за него и был удостоен видения, в к-ром просил дать Евлогию богатства, поручившись за него перед ангелом.

http://pravenc.ru/text/171189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник. Источники Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном , бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем , опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г. Биография С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПСИХАИТ [греч. Ιωννης Ψυχατης] (2-я пол. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 26 мая; пам. греч. 7 мая). Основным источником сведений об И. П. является анонимное Житие (BHG, N 896), составленное монахом, современником святого. Оно сохранилось в 2 рукописях, одна из к-рых датируется IX в. Издание было осуществлено П. ван ден Веном в 1902 г. Согласно Житию, родиной святого была небольшая деревня в феме Вукелларии на севере М. Азии. Его отца звали Лев, он был иереем, при этом зарабатывал на жизнь строительством церквей и часовен. Впосл. семья поселилась в одной из деревень Никомидийской епархии. Кроме И. П. в семье были сыновья Феодор и Филипп и дочь Евфросиния. Отец воспитывал детей в любви к Богу, занимался их обучением, преподавал им Свящ. Писание. Когда дети выросли, он заговорил с ними о браке, но они предпочли вместе с родителями вести монашескую жизнь. Некий муж Антоний из лавры прп. Антония Великого научил их правилам монашеской жизни. Отец семейства вскоре понял, что женщинам тяжело вести такой же образ жизни, как и мужчинам, и тогда он отправил их в некий монастырь, а сам вместе с 3 сыновьями направился в К-поль. Они пришли в мон-рь Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь ) и были встречены настоятелем по имени Георгий, приняли постриг и подвизались в этом мон-ре. Вскоре отец И. П. и младший брат Филипп отошли ко Господу; И. П. был рукоположен св. Тарасием , патриархом К-польским, во диакона, а Феодор - во иерея. И. П. всегда отличался кротостью, приветливостью с братией, обладал даром смирения и красноречия. Видя достоинства И. П., игумен назначил его экономом монастыря, а затем рукоположил во пресвитера. Через нек-рое время некий патрикий Михаил оставил мирскую жизнь, стал монахом и все свое состояние потратил на строительство мон-ря (Пресв. Богородицы «тон Психа». Информация об этом монастыре содержится только в Житии И. П., по косвенным сведениям можно судить о его местоположении: он находился за городскими стенами, на европейском берегу Босфора. См.: Janin. Églises et monastères. P. 242-243). Он обратился к правившей тогда св. имп. Ирине (797-802) с просьбой прислать в его мон-рь И. П. и его брата Феодора. Феодор был поставлен игуменом монастыря, а И. П.- экономом, так же как и в монастыре в Пиги. Однажды И. П., отправившийся в путь по делам монастыря, был чудесным образом спасен от гибели.

http://pravenc.ru/text/471464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНТАКУЗИН Димитрий, слав. церковный писатель (2-я пол. XV в.). Сведения о жизни и деятельности К. можно почерпнуть из содержания его произведений, посвященных возвращению в Рильский монастырь мощей прп. Иоанна Рильского (1 июля 1469). Также известно, что по его заказу Владислав Грамматик в 1469 г. переписал Сборник житий и полемических сочинений (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa. 47). К. принадлежал к слав. ветви аристократической визант. семьи, к-рая, как предполагают исследователи, могла восходить к Андронику Кантакузину, протовестиарию серб. царя Стефана Душана ( Маринов. 1901. С. 75; Киселков. 1956. С. 323), к Матфею, сыну визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, или к родственникам Ирины Кантакузины, супруги серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи; Петканова-Тотева. 1971. С. 243-249; Данчев. 1979. С. 22). Возможно, К. был близким родственником известного по источникам господаря Ново-Брдо Яна (Йоане) Кантакузина, 2 брата и 8 сыновей к-рого были убиты в 1476-1478 гг. по приказу тур. султана Мехмеда II ( Петканова-Тотева. 1971. С. 251; Данчев. 1979. С. 18-28; Събр. съч. 1989. С. 12-13; Podskalsky. 2000. S. 266; и др. 2004. С. 62-64; Ангушева. 2008. С. 642). К. мог быть крупным торговцем, чиновником в Сев. Македонии ( Маринов. 1901. С. 74; Сырку. 1901. С. 203; Снегаров. 1932. С. 321; Иванов. 1936. С. 23) или даже правителем в Жеглигове и его окрестностях - на это может указывать титулование К. «господарем» в послесловии Владислава Грамматика ( Петканова-Тотева. 1971. С. 249; Данчев. 1979. С. 36-37). Местом проживания К. могли быть богатый серб. рудничный центр Ново-Брдо ( и др. 2004. С. 10-161; 2004. С. 137-139), г. Серры или Ежево, где была резиденция султанши Мары Бранкович ( Киселков. 1956. С. 325). В кон. 60-х гг. XV в. К. было ок. 30-40 лет ( Duj ev. 1966), и он был свидетелем ряда событий тур. экспансии на Балканы: захватов К-поля (1453), Сербии (1459), Морейского деспотата (1460), Трапезундской империи (1461), Боснии (1463) и Герцеговины (1483).

http://pravenc.ru/text/1470273.html

Н.В. Маслов Некоторые методы и средства работы с мыслями Очищение души от злых мыслей и приведение ума в сосредоточенное состояние целожизненный подвиг, который требует от человека, по мысли преподобного Иоанна Кассиана , «непременного и постоянного упражнения ума» 239 . «Непрестанно борись с парением помыслов и когда ум рассеялся, собирай его к себе» 240 говорит Иоанн Лествичник . Мы должны бороться за чистоту мыслей и потому, что (как учит преподобный Пётр Дамаскин): « Бог создал нас,... чтобы мы, насладившись Его благами, были благодарными и благомыслящими » 241 . Прежде всего человек должен научиться замечать, о чём думает (что очень непросто для тех, кто ранее этого не делал) 242 . «Мы думаем, что не навлекаем на себя вовсе никакой вины праздными, непостоянными развлечениями помыслов, но как поражённые слепотой глаз, ничего не видим в себе , кроме главных пороков, и считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов; если мы хоть немного сознаём что в этом невиновны, то думаем, что в нас вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе многих мысленных нечистот , мы вовсе не имеем спасительного сокрушения сердца. Многое что постыдно говорить или делать перед людьми, мы не стыдимся воспринимать умом и сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божия и противно Ему 243 . Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Кто не видит и не чувствует душевно добра и зла, которое входит [с мыслями]... тот не просвещён... и ему [необходимо] прийти в чувство и познать своё состояние» 244 . «Мы должны тщательно исследовать всё, что вошло в наш ум» 245 . Таким образом, святые отцы и подвижники благочестия прежде всего призывают человека быть внимательным. «Внимание тщательное и осмотрительное наблюдение вещей и явлений» 246 , в данном случае наблюдение внутреннее, за мыслями. «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями... и всячески избегать того, что оскорбляет Бога» 247 . «С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими мыслями» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наказание Божию человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их, угрозами призывал согрешивших к покаянию, Так предвещал Бог ниневитянам чрез Иону, так и на согрешившего Израиля не наслал истребление молча, но, возбудив раба Своего к молитве за народ, предвозвестил, говоря: и ныне остави Мя... и потреблю людей сих ( Исх. 32, 10 ) (свт. Василий Великий , 6, 161). Три угрозы возвещены грешникам: плен, мертвость и схождение во ад. Ибо пленом называется ниспадение из предшествовавшей жизни по обольщению врага, который отвлек нас от райского блаженства; мертвостью – отчуждение от животворящей заповеди, а схождением в ад – отлучение от Бога за преумножение греха и за расположение противное добру (свт. Василий Великий , 6, 187). Источник. Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству... (свт. Василий Великий , 9, 78). Источник. Налагающему наказание с каким расположением надобно делать сие? – В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохраниши ( Пс. 118, 158 ), а в отношении к наказываему с расположением, какое принял бы Отец и Врач, с состраданием и с сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо когда присоединится скорбь и тяжел способ врачевания (свт. Василий Великий , 9, 223). Источник. С каким расположением должно принимать наказание? С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни... с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания (свт. Василий Великий , 9, 243–244). Источник. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? – Он не познал ни опасности греха, особливо со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: любяй же наказует прилежно... (ср.: Притч. 3, 12 ) (свт. Василий Великий , 9, 244). Источник. ...Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы сатаною. Кто на земле грешил, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам (прп. Ефрем Сирин , 33, 106).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О последних вещах и последних событиях Впервые: The Last Things and the Last Events//The Theology of Emil Brunner. Ed. Ьу C. W. Kegley. N. У., 1962, рр. 207–224. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works III, рр. 243–265, 317. Статья включена в сборник, посвященный богословию Эмиля Бруннера, потому приведем краткую справку об этом ученом. Бруннер, Эмиль (1889–1966). Швейцарский протестантский богослов. С 1916 г. пастор. В 1924–1955 гг. – профессор систематического богословия в Цюрихе. В 1955–1956 гг. совершил миссионерскую поездку в Японию, где преподавал в Христианском университете в Токио. Один из основателей (вместе с Карлом Бартом) «диалектической теологии» или «теологии кризиса», подвергшей резкой критике либеральное богословие протестантизма и подчеркивавшей бесконечное онтологическое различие Бога и человека, преодолеваемое только свободно избираемой человеком верой в Божественное Откровение. Библия для Бруннера – рассказ об Откровении, но не само Слово Божие, лишенное погрешностей и ошибок. Откровение, по Бруннеру, подается сперва естественному разуму, а затем фокусируется и достигает полноты во Христе – единственном Посреднике. Христологии Бруннер посвятил свою работу «Der Mittler» [«Посредник», англ.: «The Mediator»] (1924). Признание Бруннером необходимости и единственности Откровения во Христе для всего человечества привели к разрыву с Бартом, который в работе «Nein!» отстаивал возможность только личного откровения. Церковь , однако, видится Бруннеру только свободной ассоциацией принявших откровение верующих. Се, творю всё новое. ( Откр.21:5 ) I Современное богословие долго пренебрегало эсхатологией. Надменные слова Эрнста Трельча: «Das eschatologische Bureau ist meist gescblossen» (Эсхатологическая контора по большей части закрыта) верно характеризуют всю либеральную традицию, начиная с века Просвещения. Это пренебрежение к эсхатологическим вопросам не до конца преодолено и в современной мысли. Многим эсхатология кажется окаменелостью, пережитком давно забытого прошлого. Самой этой темы избегают – или пробегают ее наскоро, как что-то ненужное и неуместное. Современного человека последние события не интересуют. Такое отношение только усилилось с появлением экзистенциализма в богословии. Сам экзистенциализм объявляет себя эсхатологическим учением. Но это грубое искажение понятия. Экзистенциалистское истолкование загоняет эсхатологию внутрь человека. Она растворяется в сиюминутном личном выборе. В каком-то смысле современный богословский экзистенциализм – не более чем свежая вариация на старую пиетистскую тему. В конечном счете он ведет к радикальной деисторизации христианства. Исторические события меркнут перед событиями внутренней жизни. Сама Библия превращается в сборник примеров и притч. История – только преходящее обрамление, ведь встреча с Вечностью возможна в любое время. История перестает быть богословской проблемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010