В чем же, – спрашивается, – особенное и существенное достоинство всякого христианина, как верующего? Его главнейшее характерное отличие заключается в том, что он получил свойства и права сыновства и в этом отношении располагает совершенною свободой – подобно юридически и фактически полномощному наследнику, вступившему в обладание всем достоянием. Теперь понятно, что и в нравственной жизни всегда и всюду должна проявляться одна свобода, без которой не может и не бывает христианского облагодатствования. Тогда первым принципом христианской нравственности будет неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения (V, 1). Но для безошибочности выполнения этого основного правила следует со всею отчетливостью раскрыть специальные качественные преимущества данной свободы, как истинно христианской. Об ней сказано, что именно ею (τ λευθερ) и в интересах ее утверждения в мире ( – 243 dativus commodi – ) нас Христос свободил и, конечно, лишь постольку, поскольку Он сам эссенциально свободен. А в Нем это достоинство покоится на всецелом воплощении воли Божией по Его натуральному богосыновству, откуда естественно, что Он и действует вне всяких ограничений с сыновнею независимостью. Отражение этих свойств в верующих будет святостью при закреплении в себе божественности, а последняя почерпается при единении со Христом и сохраняется чрез живое воспроизведение Его во всем своем благодатном устроении. Необходимо, что человек возрожденный, будучи свободным, проявляет в этом свое сыновство, которое реально награждает сыновнею независимостью. Значит, христианская свобода есть непосредственное обнаружение сыновне-чистого общения с Отцом чрез Сына, когда под водительством божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, или чрез возможно полное осуществление «закона Христова». Христианская свобода, являясь прямым выводом 244 христианского усыновления, служить только натуральным отблеском последнего, в равной мере пользуясь всеми его прерогативами и принимая все его высокие обязательства. Христианин живет свободно, но в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Георгий (Седов), исповедник Исповедник Георгий (Егор Егорович) Седов родился в 1883 г. в с. Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. В 1925 г. познакомился с епископом Афанасием (Сахаровым) и стал его духовным сыном. В конце 1920-х гг. он был избран старостой церкви в с. Чурилово. Во время следствия по делу арестованного за проповеди в с. Лыково святителя Афанасия предложил церковному совету составить прошение во Владимирский отдел ГПУ об освобождении из заключения епископа и первым подписал его. В 1936 г. он поселился в г. Тутаеве, работал конюхом. В послевоенный период он стал старостой Воскресенского собора Тутаева и добился освобождения из заключения Владыки Афанасия, приложив немалые усилия и оформив себя опекуном епископа, который, как не имеющий близких родственников, мог быть отпущен только на этих условиях. Егор Егорович одним из первых навестил Владыку в Зубово-Полянском доме инвалидов, обговорив способы, при помощи которых можно было бы добиться освобождения Владыки. После многих хлопот Е. Е. Седову удалось забрать Владыку и поселить его в своем доме в Тутаеве. Скончался 16 декабря 1960 г. Причислен к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 г. (исповедник Георгий Романово-Борисоглебский). Письма написаны без знаков препинания, с большим количеством орфографических ошибок (большинство которых при публикации исправлены, живым характерным языком. 1. 1 ноября 1954 г. 1–Х–54 г. 240 Благословите, П[реосвященнейший] В[ладыко], сообщить о поездке. Приветствую Вас, дорогой наш Папочка, с наступающим праздником Казанския Божией Матери и желаю Вам от Господа Бога доброго здравия и спокойствия. Я по милости Божией и по Вашим св[ятым] молитвам доехал благополучно. В Москве повидался с нужным человеком. Советует до времени быть спокойным. И цветы посмотрел, все оставил им в пользование, а в Загорске М. Н. 241 не видал, а что было у м. М[аргариты] 242 , взял себе. Дедушка 243 приветствует и благодарит и восхищается. Домой приехал, меня не встретили, темно и грязновато было идти. Пришел домой от м. М[аргариты]. Был у м. Сергии 244 , ее не пускали к нам без меня, да и грязно очень было до меня дойти. А я поспешил, до сроку приехал домой, не ждали, так как в Москве все было обделано быстро, только, простите, не посмотрел, что Вы говорили: «ложечку чай заваривать». Хочу написать Титовне 245 , она не найдет ли, да еще простите, не сразу по приезду Вам отвечаю. М. М[аргарита] восхищается об моей поездке, оставляю ее погостить на праздник, не остается, собирается завтра во вторник. Провожу до Яросл[авля], заедет к Титовне, хотела к о. Ио[си]фу 246 , да праздник мешает, до дому хочет добраться. У нея дух-то бодр, да тело немощно, жалось на нея глядя. Посылку не успею собрать сегодня, что будет. По приезду из Ярославля за время отлучки моей накопилось делов, месячной отчет с настоятелем промелишь да разные рабочим будут 247 . Простите, любящий Вас смиренный Е[гор] Е[горович].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Выражение этого участия в присутствии при богослужении. Цель этого. Упражнения оглашенных, имевшие значение для их моральной стороны, покаяние, пост и молитва . Полная вероятность существования этих упражнений с VI в. Постановления относительно их в древней и позднейшей практике Русской Церкви. Приготовляясь к достойному вступлению в лоно Церкви, оглашенные в древности не были лицами только пассивными. Вместе с наставлениями Церковь требовала от них активности, самостоятельного участия в оглашении. Это участие прежде всего должно было проявляться в присутствии при богослужении. Приводит исторические доказательства в подтверждение этого факта нам нет необходимости, если мы припомним второе уже рассмотренное ними возражение против IV-ro класса оглашенных. Более необходимо в данном случае сказать о том, в каком месте стояли оглашенные, присутствуя при богослужении? Некоторые утверждают, что они стояли вне храма 238 . Но такое мнение не оправдывается ничем. Свидетельства древней Церкви 239 таким местом указывают храм. Такое указание находится, напр., в творении «О церковной иерархии». Древние чины литургии, дошедших до нас из самой древности, свидетельствуют тоже самое, когда почти все содержать в себе возглас», повелевающий оглашенным удалиться из собрания верующих. Конечно, предполагать, что они стояли вместе с верными, нет основания. «Оглашенные, как говорит Златоуст, не суть вообще тела Христова уды и потому стоят вне церковных дворов 240 ». Но если оглашенные стояли при богослужении в стенах храма и не смешивались при этом с верными, то возникает вопрос, где же именно было их место? На этот вопрос дается прежде всего один общий ответ, – в притворе или той части храма, которая в христианской древности называлась – « νρθηξ " 241 . Как известно из исторических свидетельств в этом же месте помещались еще и все, так называемые, очищающиеся ( καθαρμενοι), под которыми разумеются бесноватые. Нет сомнения, что как они, так и первые не стояли смешанно, как придется, так по крайней мере было в IV веке. Из свидетельств этого времени видно, что бесноватые, которые при нормальном состоянии могли приобщаться св. Тайн 242 и выходили из храма после оглашенных 243 , занимали сравнительно с последними высшее место. «Множество бесноватых, говорится в творении «De Hierarch. Eccles», удаляются от посвященных мест, но занимают второе... место в высшей части края оглашенных» 244 . Отсюда понятно, что оглашенные занимали последнее низшее место в притворе, около дверей по входе в него. «Последний чин, говорится там же, принадлежит оглашенным» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Глава VI. Ступени совершенства Исихаст борется за достижение совершенства, зная, что достигнуть его естественным развитием человеческой природы принципиально нельзя. Совершенство человека есть дар-энергия от Бога 238 ; в полном смысле слова совершенство божественно, отсюда просматривается связь аскетической борьбы за совершенство и стремления аскета к обожению. Исихасты говорят о достижении человеком совершенства с важными оговорками: «Достигнем совершенства по человеку, насколько это возможно» 239 . На страницах «Добротолюбия» можно прочесть о «совершенстве, которое всегда несовершенно» (Игнатий и Каллист Ксанфопулы). Как и для Григория Нисского , писавшего об эпектасисе, для Ксанфопулов человек даже в эсхатологической перспективе не обладает полнотой совершенства. Возрастание в совершенстве продолжается всегда; таким образом, даже будущая вечность человеческого бытия оказывается динамичной, а не статичной. Тем более в настоящей жизни несовершенство в совершенствовании побуждает исихаста постоянно действовать и не довольствоваться уже достигнутой ступенью восхождения, сколь бы высокой она ни была. Аскетические тексты обнаруживают понятие о совершенстве в сильном и в слабом значении слова 240 . Вот пример сильного словоупотребления: человек «сколько бы ни возвышался, не достигнет совершенства восхождение ведения его, пока не наступит оный век славы» 241 . Пример слабого словоупотребления дает Варсануфий Великий: «Есть же три мужа совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества Иоанн в Риме, Илия в Коринфе и еще некто в епархии Иерусалимской» 242 . В корпусе, надписанном именем Макария Великого , есть фрагмент, сочетающий речь о бесстрастии в сильном и слабом смысле слова: «Человек не может отрицать того, что он еще несовершенен и не вовсе свободен от греха. Можно же сказать, что он и свободен, и не свободен Впрочем, в иные времена приходил я в совершенную меру, вкушал и испытывал оный век наученный опытом, знаю, каков совершенный человек» 243 . Отмеченные два типа словоупотребления зависят от выбора точки отсчета. То, что со ступеней покаяния и борьбы со страстями представляется совершенством, с точки зрения мистических ступеней представляется несовершенным. Разное словоупотребление даже ключевых для исихастов понятий объяснимо тем, что с переменой опыта несколько меняется смысл, вкладываемый в одни и те же слова 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Глава XVI В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. 243 С ним прибыли: управвлявший при нем Кавказским архиерейским домом игумен Иустин, присный духовный сын епископа, ризничий иеромонах Каллист, из послушников Сергиевой пустыни, иеромонах Феофан, состоявший духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома, из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители. Время основания Николо-Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его истреблены многократными пожарами. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского. Николо-Бабаевский монастырь по уставу своему есть общежительный, а по иерархическому значению – заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца, особенно чтимая народом как в городах Ярославле и Костроме, так и во всей окрестной местности. При иконе этой имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в особо устроенной серебряной раке. Местное предание говорит, что частица эта святых мощей святителя пожертвована князем Потемкиным Таврическим, которому в окрестностях монастыря принадлежало более двенадцати тысяч душ крестьян. Князю частица эта прислана была в дар от папы, а князем прислана в обитель через управлявшего его имениями Аладова. Сама же икона святителя обретена на бабайках – веслах, сделанных из цельного бревна, употребляемых на плотах, в кои связываются бревна, сплавляемые по реке на продажу, и которые при вводе плотов в речку Солоницу складывались за ненадобностью близ монастыря на правом берегу речки при впадении ее в реку Волгу. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава шестая 1. Попытка о. Булгакова подтвердить свое учение о Софии по кн. Притчей ссылкой на кн. Премудрости Соломона Премудрости Иисуса сына Сираха. Православное толкование библейского выражения: «Премудрость» Такое отрицательное отношение к святоотеческому авторитету о. Булгаков допускает и в своем учении о Софии при толковании им известного места из кн. Притчей – гл. 8:22–31; когда тщетно ищет опоры сему толкованию в словах неканонических книг: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сираха. Здесь он явно отвергает святоотеческое толкование, заявляя, что оно не соответствует истине. О таком, опять должны сказать, полемическом отношении к св. отцам прот. Булгаков свидетельствует в своей книге «Купина Неопалимая». Мы уже приводили выдержки из книги прот. Булгакова «Свет невечерний», где в качестве обоснования для его представления о Софии и авторитетного руководства к пониманию изречений Св. Писания ( Быт. 1:1 ; Ин. 1:1 ) и в частности слов кн. Притчей 8 гл. 22–31 ст. приводится учение каббалы 243 . А здесь в «Купине Неопалимой», о. Булгаков пытается обосновать свою точку зрения на указанные слова кн. Притчей словами Священного же Писания из вышеуказанных неканонических книг Премудрости Соломона 244 и Премудрости Иисуса сына Сирахова 245 , в коих говорится о Премудрости Божией 246 . Он полагает, что эти книги говорят именно о той Софии, о которой он учит и о которых, будто бы, говорится и в кн. Притчей, почему о. Булгаков и называет означенные неканонические книги комментариями к кн. Притчей в вопросе о Софии. Только в том случае мы могли бы согласиться с прот. Булгаковым и считать неканонические книги Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова комментариями к кн. Притчей в учении о Премудрости Божией в желательном для него смысле, если бы св. отцы истолковали нам это учение в означенных книгах, так же как истолковал его о. Булгаков. Но такого толкования Премудрости Божией из кн. Притчей у св. отцов мы не находим. Напротив, мы указывали и очень подробно на свидетельства св. отцов: Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова и бл. Августина, из коих видно, что в кн. Притчей говорится о Премудрости Ипостасной, – как о Слове Божием – Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Града Вологды святыя 241. Святый Антоний епископ Вологодский чудотворец преставися в лето 7000 Местно-чтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. Житие его неизвестно, но в рукописной полууставной книге: «Жития Вологодских чудотворцев», хранящейся в соборе, сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит дека с его изображением. Не канонизирован, но от прежнего аремени сохранились тропарь и кондак святителю. Ум. 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Василия Великаго , поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския, и во омофоре, в руках Евангелие», а на гробовой иконе изображен с лицом продолговатым, с черными и длинными волосами и бородою» (Филимонов, стр. 67. Верюжский, Сказания о св. Вологодской епархии, стр. 502). 242. Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий преставися в лето 6900 месяца февраля в 11 день Урожденец Переславля-Залесского, сын богатого купца, родился в начале XIV века, обучен в юности чтению книг. Приняв пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, он снискал себе чистою, равноангельскою жизнию любовь и уважение братии. Спустя несколько лет, Димитрий основал, на берегу Переславского озера, Николаевский монастырь, что на болоте, с правилами строгого общежития для братии. С 1354 года был другом и собеседником преп. Сергия; оба они принимали от купели одного из сыновей великого князя Димитрия Донского. Но, бегая славы человеческой, он решился удалиться в глухое место, и отправился с любимым учеником своим Пахомием на север, тогда еще малолюдный, в непроходимые дубравы Вологодские. При слиянии рек Лежи и Великой, недалеко от Авнежской волости, он поставил храм Воскресения Христова, существующий доныне; окрестные жители, боясь потерять часть земли своей, не дозволили ему устроить монастырь. Смиренный отшельник ушел в Вологду, где еще не было до него обителей иноческих. За 3 версты от города полюбилось ему уединенное место «при луке» (излучине) р. Вологды. Здесь преп. Димитрий в 1371 году основал монастырь. Ум. 11 февраля 1392 года. Мощи почивают под спудом в соборной Спасской церкви основанного им Спасоприлуцкого монастыря, построенной над гробницею его в 1537 году. Память празднуется в день преставления. Житие преп. Димитрия описано Прилуцким игуменом Макарием со слов Пахомия, ученика и преемника в игуменстве преп. Димитрия. Оно помещено в Минее митрополита Макария под 11 февраля вместе с похвалою и словом о чудесах. (Обзор Русск. Дух. Литерат. § 91). 243. Преподобный князь Игнатий Андреевичь Углицкий, иже бысть на Прилуце, преставися в лето 7030 месяца маиа в 19 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Дупли. Церковь " Одигитрии " иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1600 - 1673. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская область, Ферзиковский район, д. Дупли. Координаты: 54.357067, 36.889499 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Дупли (Дубли, Дубки). По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим при речке Ничега в 60 верстах от уездного города Лихвина по левую сторону большой дороги из Калуги в Тулу. В 58 дворах проживало 275 мужского и 243 женского населения. Одигитриевская церковь построена в 1600 г. господином Апраксиным. По сведениям офицеров генерального штаба, построена в 1660 г., возобновлена в 1845 г. Здание деревянное с таковою же колокольнею. В клировых ведомостях за 1862 г. сообщается, что построена церковь в 1660 г., возобновлена в 1859 г. госпожой Петрищевой. У Преображенского одноглавая деревянная церковь с трапезною и колокольнею значится построенной в 1673 г. Престол освящен во имя Божией Матери Одигитрии, память 28 июля/10 августа. Земли при церкви состояло 36 десятин. В 1893 г. сдавалась в аренду крестьянам за 43 руб. в год. Имелась школа грамоты. В 1893 г. в ней обучалось 23 мальчика. Ближайшие церкви: на юго-востоке Николаевская в селе Титово в 4 верстах, на севере Спасо-Преображенская в селе Богданино в 4 верстах. Приход Одигитриевской церкви в 1862 г. состоял: в селе Дупли помещицы Елены Николаевны Петрищевой дворовых людей (3-20-18), временно-обязанных крестьян (69-212-210) при церкви. В пустоши Пашнево проживала помещица Надежда Александровна Кондорева (1-0-2), её дворовых людей (0-8-6), временно-обязанных крестьян (4-13-15). Итого за 1862 г. в 77 дворах проживало 253 мужского и 251 женского населения.

http://sobory.ru/article/?object=38179

его, монах Михаил, с великою похвалою отзывается о литературной деятельности Студийского игумена. «Он, т. е. Феодор, пишет биограф, составил много книг сам от себя 243 , получив свыше талант мудрости за преизбыток чистоты; и первую ту, которая доселе у нас читается трижды в неделю и называется книгою «Малых огласительных поучений», числом до ста тридцати четырех, сказанных им без приготовления по обычному собеседованию с братиями 244 ; вторую, третью и четвертую книгу «Великих огласительных поучений», которые не без приготовления, но обдуманно он сочинил и издал 245 … Им составлена и книга «Похвальных слов» в которой он некоторые из праздников Христа и Богоматери и все праздники великого Крестителя и Предтечи и некоторых других знаменитейших святых прославил не хуже важнейших писателей похвальных слов 246 . Сочинил он еще другую ямбическими стихами, весьма полезную книгу, в которой описал сотворение и падение прародителя; также оплакал по достоинству грех и тление; потом особо изобразил зависть Каина к Авелю и убийство его; затем Еноха и Ноя и родившихся от него троих боголюбивейших праотцев, отдельно и по порядку каждого, равно как и приснопамятных жен их прославил по справедливости 247 . Кроме того, он исчислил все ереси и подверг их проклятию, трехмерными и чистыми, как я сказал, стихами; а некоторые из них опроверг совершенным образом 248 . Еще пять книг «Писем» его сохраняются у нас до настоящего времени 249 ... Кроме того, есть еще другое догматическое его сочинение, написанное прозою, в котором он тремя состязательными речами, как бы другой Давид иноплеменника Голиафа, решительно низложил чуждую истине ересь иконоборцев и избавил церковь от этого тягчайшего позора 250 ; а обоих императоров, бывших главами упомянутой богохульной ереси, т. е. Константина Копронима и зверя по душе, или, лучше, зверя и по имени, Льва, высоко подняв обличительными словами, как бы какими копьями, ниспроверг и предал позору, и нечестивые дела их раздельно и ясно изобразил для потомков» 251 . Кроме поименованных произведений преп. Феодора, ему принадлежат трипеснцы на св. Четыредесятницу 252 и несколько других мелких статей, касающихся монастырского благоустройства 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > " А впереди пустим девочек в костюмах ангелочков " 23 июня в Россию из США вернется чудотворная икона Тихвинской Божией Матери 22.06.2004 243 Время на чтение 3 минуты Перед ней преклоняли колени все российские самодержцы, начиная от Ивана Грозного. Новоизбранный президент России Владимир Путин был благословлен на вступление в должность списком (копией) Тихвинской иконы. С XIV века чудотворный образ Тихвинской Богоматери хранился в Тихвинском монастыре в 220 километрах от Петербурга. Но последние 60 лет икона провела в Чикаго, куда была вывезена после войны. Американский хранитель православной святыни выдвинул обязательное условие ее возвращения на родину: восстановление полуразрушенного Тихвинского монастыря. Благодетель из ГИБДД Стук, рев моторов, крики - монастырь превращен в огромную стройплощадку. Полуразвалившийся памятник архитектуры федерального значения Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь спешно восстанавливают к грядущему грандиозному празднику. Все здания в лесах, двор перекопан, внутри собора - облупленные стены. Суетятся озабоченные монахи в подрясниках, спонсоры в отутюженных костюмах, строители, школьники с лопатами - работа в три смены. " К празднику успеем! " - уверенно говорит руководитель проекта реставрации Николай Бабяк. Еще пару месяцев назад работы шли ни шатко ни валко. Дело сдвинулось лишь благодаря высокопоставленному благодетелю, взявшему реставрацию под личный контроль. Фамилию благодетеля в монастыре держат в тайне, уважительно именуя его " Виктор Николаевич " . Но даже местные кошки эту фамилию выучили наизусть. Кирьянов - руководитель Главного управления ГИБДД России, начальник всех " гаишников " , родился в Тихвине. В преддверии праздника он наведывается в родной город чуть ли не через день. - Виктор Николаевич был позавчера - до трех ночи сидели! Он и вечером, и ночью прилетает! Участвует! Спонсирует работы и организует других спонсоров! - по строительной привычке кричит Бабяк. - Он сам попросил меня руководить работами. Митрополит благословил - и 9 апреля я приступил. А до этого здесь даже леса строительные не стояли!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010