Но городу пришлось претерпеть большие бедствия от пиратов. Торговля была подорвана, и упадок дошел до разорения. Когда в 969 г. был построен Каир, то она совсем потеряла свою славу, а когда был открыт путь на Восток вокруг мыса Доброй Надежды (в1497), то и торговля её совершенно упала. В начале 19-го столетия она была просто деревней, но теперь это опять большой и богатый город… (Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина . Т. 1. Петроград, 1900. С. 504–506). «Птоломеи, греческие цари Египта были: Птоломей 1 (323–285 до Р. Хр.); Птоломей 2 (285–247); Птоломей 3 (247–222); Птоломей 4 (222–205); Птоломей 5 (205–182); Птоломей 6 (182–146); Птоломей 7 (146–117)» (Геллей Генри Г. Библейский справочник. Торонто, 1984. С. 404) О том, какое значение Рим придавал Египту и Александрии, как его главному городу, можно судить по жалованью генерал – губернатора этой провинции, августального префекта, который получал 40 фунтов золотом ( Мейендорф Иоанн , протоиерей. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 48). 3 В греко-римском мире «блудниц не только не презирали, но даже очень почитали…О богатствах…еллинских блудниц у древних историков мы находим следующее. Фрина, афинская блудница, после разорения Александром Великим каменных стен знаменитого…города Фивы, предлагала на свой счет возобновить эти стены и устроить город лучше прежнего, только, чтобы на стенах этих было написано: «Александр разрушил, а Фрина блудница выстроила». Лаиса, Коринфская блудница, была настолько богата и знаменита, что, по уверению некоторых, одно время вся греческая земля лежала при её дверях. Фаис,…афинская блудница, была так красива, знаменита и богата, что Птоломей, первый после Александра Великого египетский царь, не постыдился сделать её своей женой. Родоне из Фракии, египетская блудница, имела такое богатство, что подражая славе египетских царей, сама для своего прославления воздвигла пирамиду, нисколько не худшую египетских пирамид…» (Жития святых. Март. Житие и страдание святой преподобномученицы Евдокии. М., 1906. С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Оцениваю его баллом 5». 34) О сочинении студента Плешанова Павла на тему. «Вопрос о двухчастном и трехчастном составе природы человека». а) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора А.Д. Беляева: «Кроме кратких введения и заключения сочинение г. Плешанова распадается на три части. В первой части изложены: “библейские основания трихотомии” (гл. 1, стр. 19–41) и “учение святых отцов и учителей Церкви о трехчастном составе природы человека” (гл. 2, стр. 41–62). Во второй части раскрыты: “учение Библии о двухчастности природы человека” (гл. 1, стр. 67–102), “патристическое учение —309— о двухчастном составе человеческой природы” и “учение о том же предмете православной русской догматики” (глав. 2, стр. 103–140). Часть третья, обнимающая две трети всего сочинения, содержит критический разбор учений о двухчастном и трехчастном составе человеческой природы, а именно, в главе первой дан “анализ терминов, употребляемых Библией для обозначения внутреннего, невидимого существа человека” и показана “ошибочность понимания этих терминов трихотомистами” (143–247 стр.). Во второй главе раскрыта “несостоятельность трихотомистических ссылок на патристическое учение” (247–290 стр.); в третьей главе опровергнуто “учение о трехчастном составе природы человека древних христианских еретиков, греческой философии и религий древнего востока” (291–308 стр.); в четвертой главе показано “согласие дихотомистического ученая о составе природы человека с данными современной психологии” (309–412 стр.). Рассмотрение библейского учения о духовном начале в человеческой природе приводить автора сочинения к выводу, что различные наименования в Библии этого начала не свидетельствуют о двухсоставности или многосоставности этого начала, что душа в человеке, называемая и духом, есть одна сущность. Равным образом и исследование святоотеческого учения о составе человеческой природы побуждает автора заявить, что даже те отцы и учители Церкви, которых иные богословы считают трихотомистами, на самом деле таковыми не были, потому что в их сочинениях можно найти изречения, в которых они духовную часть человеческой природы признавали единой и простой, а не двойственной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В апреле 1918 г. протоирей Николай Чуков составил записку «Положение Церкви и духовенства в Олонецкой губернии» из 10 пунктов, в которой подробно описал все беззакония, творившиеся в епархии. 9/22 ноября 1918 г. он передал ее М. В. Галкину для представления В. Д. Бонч-Бруевичу (Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2007. Вып. 34. С. 54–55, 132–133). Из Дневника протоиерея Н. Чукова, 15/2 ноября 1918 г.: «Сегодня был у митрополита… Говорил мне, чтобы я побывал у Галкина, который по поручению Смольного будто бы ездит в провинцию налаживать более нормальные отношения к Церкви и духовенству. Советовал поговорить о Свирском монастыре и о Петрозаводске, как и вообще о губернии»; 31/18 декабря 1918 г.: «Отец Галкин сообщил мне из Москвы, что две недели назад должен был быть доклад у Ленина по моей записке. Может быть, и тут удастся принести пользу епархии, облегчив участь заключенных и сосланных священников» (Митрополит Григорий (Чуков). Дневник 1918–1922 годов (Последние годы святительства митрополита Вениамина)/Публ. Л. К. Александровой//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2004. Вып. 32.С. 67). ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 691, л. 12–13. Конфессиональная политика советского правительства... Кн. 3. С. 196–197; Отделение Церкви от государства…С. 603. РГАСПИ, ф. 17, оп. 86, д. 247, л. 118–119 об.Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Церковная организационная комиссия (1919–1920 гг.): адаптация православных верующих к религиозной политике Советского государства//Вестник церковной истории. 2012. 3/4 (27/28). С. 260–307. ГА РФ, ф. А–353, оп. 4, д. 379, л. 3–3 об. ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14–15. РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 15185, л. 1 об. ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 708, л. 103–104 об.; РГАСПИ, ф. 17, оп. 86, д. 247, л. 118–119 об. ГА РФ, ф. Р–130, оп. 4, д. 287а, л. 209–212. Там же, л. 178–183 об. Там же, л. 209–212. Там же, л. 178–183 об. Михаил Иванович Калинин (1875–1946 гг.), член РСДРП с 1898 г. С 30 марта 1919 г. председатель ВЦИК, с 1919 г. член ЦК РКП(б), в 1921–1922 гг. кандидат в члены Оргбюро и Политбюро ЦК РКП(б).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

6 . На Апокалипсис толкование Андрея Кесарийского (сокращённое против подлинника), относимое А. В. Горским к началу XIII века (ibidd. и и 1602 . Писатели и книги в алфавитном порядке. Августин Иппонийский. Краткая выписка из: „Угустина от уставьныих” ( κ τν δογμτων), содержащая некоторые подобия, уясняющие тайну св. Троицы. Нач. Съмотриим, кая е огньная сила, – в Святославовом Изборнике 1073г. л. 247. Агапий преподобный. См. ниже апокрифы. Александрия См. Иоанн Малала. Амартол Георгий. См. Георгий Амартол. Анастасия Синаита (о котором см. Fabric. Biblioth. Gr., ed. Harles, X, 571) „Отъвети противу нанесеныим ему ответом (читай: вопросом) не от какыих правоверьныих о различьныих главизнах”, разделённые на 395 глав и представляющие сплошной ряд выписок из Священного Писания и из отцов, составляют главное содержание Святославова Изборника 1073г., л. 27–223 (о славянском разделении вопрос-ответов, не соответствующем греческому, равно как и их оглавление по славянскому переводу, см. у Горского и Невоструева в Описании Синодальных рукописей Слово о шестемь псалме, имыи (sic, сочетание с греческим λγος) учение святого поста (по-гречески: κατανυκτικτατо ς περ μετανοας). Нач. Подобьно постьный начатък целомудрьного покаяния образ церкви имать учения св. Духа, – читается в Троицком Лаврском сборнике XII в., л. 195 1603 . Андрей Иерусалимский (монах) или Критский (архиепископ). Похвала о четверодневнем Лазаре. Нач. Лазарь, пришедши и съвькупи сбор и хощет своего ожития, – в Майской Четь-Минее XII-XIII века Московского Успенского собора, л. 222 об. (Чтения Общества Истории и Древностей 1879г. кн. I, Библиографические Материалы, стр. 34. В греческом подлиннике слово в Патрологии Миня t. 97 р. 960. В этом же томе у Миня и о самом Андрее). Андрей Кесарийский . См. выше в отделе: Священное Писание . Антиоха, инока монастыря св. Саввы Иерусалимского (о котором см. Fabric. Biblioth. Gr., ed. Harles, X, 499 fin.). Пандект 1604 , состоящий из 130 нравоучительных глав о добродетелях и пороках, переведён был на славянский язык не позднее XI века. Древнейший список Пандекта, именно – XI века, находится в Ново-Иерусалимском монастыре; о нём – Известия Академии Наук 1858г., стр. 44 и 131, и Срезневский Древние памятники русского письма и языка, стр. 21 fin. (образцы текста и фотографический снимок письма в приложениях к книге Срезневского). Значительная часть Пандекта читается в Троицком Лаврском сборнике XII века, л. 64–155. Оглавление Пандекта у Горского и Невоструева в Описании Синодальных рукописей .V 153, отд. II, 2, стр. 247 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Луи Дюшен (католик) XXIII. Дионисий Александрийский Дионисий, епископ Александрийский. – Его странствования во время гонения Деция. – Его отношение к вопросу об отступниках и еретиках. – Его ссылка в правление Валериана. – Александрийские волнения. – Египетские хилиасты: Непот. – Савеллианство в Киренаике. – История двух Дионисиев. – Евсевий II Анатолий Лаодикийский. Столь темная для II века, история христианства в Александрии и в Египте не делается более известной нам и в следующем столетии вплоть до гонения Деция. Из жизни епископов Димитрия (189–231) и Иракла (231–247) известно только то, что относится к истории Оригена 601 . Иракл по отношению к знаменитому учителю, который продолжал жить вдали от Александрии, кажется, в общем держался так же, как и его предшественник. Больше, чем о предшествующих епископах, мы знаем о Дионисии (247–264), который занял епископское место после Иракла, как раньше он же был его преемником по управлению школой. Он, подобно Киприану, оставил после себя сборник посланий, теперь утраченных, но из которых Евсевий сообщает нам длинные выдержки или пересказывает содержание их. Время его епископства совпало с очень бурным периодом в истории церкви вообще и в особенности острым для александрийской церкви. Едва он вступил в должность, дикий мятеж вспыхнул в городе. Подстрекатель придал ему сперва религиозный оттенок; народ вдруг воспылал необузданной ревностью к своим старым богам, которым грозила гибель от христиан. Местные власти, или не будучи в силах справиться с движением, или сами сочувствуя ему, стушевались. Христиан травили, били, дома их подвергли разгрому; некоторых заставляли отречься, а когда они отказывались, то побивали их камнями, сжигали или сбрасывали с крыш; многие бежали. Через несколько времени мятеж, нисколько не утихая, принял другой характер, и междоусобица залила кровью улицы Александрии. Среди всех этих событий пришло известие о воцарении имп. Деция, а вскоре после этого был опубликован указ о гонении. Префект Собин не терял времени; немедленно „фрументарий“ был послан арестовать епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  1. Марк (40?-63) 2. Авилий или Аниан (61-82) 3. Мелиан (83-95) 4. Кердон или Кедрин (96-106) 5. Перим или Ефрем (106-118) 6. Пуст (118-129) 7. Евмений-Именей (129-141) 8. Марк (142-152) 9. Келодиан (152-166) 10. Агриппа или Агриппин (166-178) 11. Юлиан (178-188) 12. Димитрий (188-231) 13. Иракл (231-247) 14. Дионисий (247-264) 15. Максим или Максимилиан (264-282) 16. Феона (282-300) 17. Петр (300-311) 18. Ахилл (311) 19. Александр (311-326) 20. Афанасий (326-373)   Антиохийский епископ . Благодаря своему апостольскому происхождению и величине своей общины, Антиохия сделалась центром весьма значительного круга христианских общин. Еще св. Игнатий Богоносец может быть назван антиохийским митрополитом. Отсюда и наименование его епископом Сирии (ad Rom. II — τον επσκοπον Συρας). Все покоится на факте и зависит много от личных качеств представителя известной кафедры. С течением времени власть эта крепнет и мало-помалу превращается в правовую. К половине III-ro века митрополит антиохийский достигает этого. Он созывает Соборы (Евс. Ц. И. VI, 46) и имеет под своею властью целый ряд подчиненных ему епископов (см. соборное послание 269 г. у Евс. VII, 30). О величине антиохийской митрополии в самом начале IV b. говорит Евсевий (Ц. И. VIII, 6), Епископский каталог Антиохийской Церкви за I-III b. приблизительно таков: 1. Св. Петр (38-46) 2. Еводий (43-71) 3. Игнатий (69-110) 4. Ерон (108-130) 5. Корнилий (129-144) 6. Ерас (143-170) 7. Феофил (169-179) 8. Максимин (178-192) 9. Серапион (191-214) 10. Асклепиад (213-221) 11. Филет (223-230) 12. Зевен (230-238) 13. Вавила (238-250) 14. Фабий (201-256) 15. Деметриан (256-260) 16. Павел (260-269) 17. Домн (269-274) 18. Тимей (274-282) 19. Кирилл (282-302) 20. Тирон (304-314) 21. Виталий (314-319) 22. Филогоний (319-323) 23. Евстафий (324-330)   Иерусалимский епископ . В первые десятилетия 1-го века во всем христианском мире ярко горела звезда Иерусалима. Иерусалимская община была центром христианства. Стоявший во главе иерусалимской христианской общины Иаков Праведный между апостолами занимал первое место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

649). Сколько можно судить по изложению Солунского, не отличающемуся и здесь большой связностью, служащие входили в алтарь при самом начале славословия и продолжали его в алтаре вместе с певцами, исполнявшими этот гимн „ σματικς“. Таким же способом, соединенными силами певцов на клиросе и клириков в алтаре, произносились далее воскресные тропари трижды со сладкопением ( τρς δυμελς). Священник читал с амвона утреннее Евангелие, и затем, после ектений и молитвы главопреклонения, утреня оканчивалась отпустом. Таков в главных и выдающихся чертах ход песненной утрени. Мы не имели в виду изчерпать его во всех подробностях и оставили без внимания те детальные стороны, с которыми встречались в службе вечерни, или которые относятся к области теперешнего устава и не имеют с древним последованием никакой существенной связи. Нам остается выяснить исторический смысл некоторых обрядов, отмеченных здесь Солунским и показать их отношение к ныне принятому порядку службы. Как мы уже видели, утреня начиналась в притворе перед входными средними вратами. В древности таким образом начинались все суточные службы, а некоторые из них, как, например, часы, навечерница и полунощница, отправлялись здесь от начала до конца и не имели входа. Что же касается утрени, то вот как она начиналась по изложению ее в синод. уставе 330–380, л. 247, 247 об. 94 . „Малому билу… клеплющу внидут вся братия и станут в паперти со игуменом молчаще… попом и дьяконом стоящем преди… в паперти окрестъ… а поп его же дневная чреда, в церковь вшед и пред алтарем став, приемлет от парамонаря церковного кадильницу… и крестом покадив единой (т.е. сделав один раз кадилом знак креста) пред степеньми (перед ступенями солеи) внутрь алтаря будет (т.е. входит)… Изшедшу тому (из алтаря после каждения) приимет того един от чтецъ… с свещею дóндеже поп престанет кадя… вследует же поп первее от северные страны (т.е. направляется северной стороной церкви) и начнет кадити… егда же к царским приидет дверем (к дверям ведущим в притвор) к западу воззрев покадит крестом единой и братия убо поклонится до земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Там же. Л. 247 об. Там же. Л. 250 об. См. также приложение. Николай Ефграфович Якубов (1837 — 24.03.1918 н. ст.) окончил Вологодскую семинарию (1858) и Московскую академию (1862), преподаватель Вологодской семинарии до 1877 г., когда был назначен смотрителем Вологодского духовного училища (до 1895 г.). «С 1883 г. после смерти кафедрального протоиерея Нардова» определён настоятелем кафедрального собора (19.12.1883). 26 декабря 1883 г. рукоположен во священника, 1 января 1884 г. — протоиерей (ВЕВ. 1889. 16. С. 265; Метрическая книга Покровской Казанской церкви г. Вологды на 1918 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 25. Л. 164 об. — 165). С 1881 г. епархиальный цензор, цензор Вологодских епархиальных ведомостей. Почётный член Вологодского отдела Союза русского народа. 19 октября 1907 избран в 3-ю Государственную думу от съезда землевладельцев. Входил во фракцию правых (Государственная дума Российской империи. Т. 1. 1906–1917. М., 2006. С. 754). «…Это человек был старого закала… Высокого роста, статный, с тщательно расчёсанной бородой, он своей фигурой выдавался весьма заметно среди городского духовенства. Держал себя с лицами, стоявшими не только на одинаковой с ним ступени, но занимавшими более высокое положение, гордо, и когда с кем разговаривал, то получалось такое впечатление, что он как будто далает большое снисхождение, разговаривая с тем или иным лицом» ( Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 320 об). Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 22. Якубов Н. Е. , прот. Последнее литургийное служение в Вологодском кафедральном соборе Преосвященного Антония, бывшего епископа Вологодского и Тотемского, и отбытие его из Вологды//ВЕВ. 1895. 14. С. 235–237. Вологда (от нашего корреспондента)//Московский листок. 1895. 192. С. 3. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 250. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 247. Епископ Алексий (Соболев; 1836 — 02.02.1911) правящий вологодский архиерей с июня 1895 г.

http://bogoslov.ru/article/6174623

    Невский А. (составитель). Русская духовно-нравственная хрестоматия. М., 1861. (Святитель Василий Великий. Из беседы на память мученицы Иулитты: О молитве. С. 80—81 ...Преподобный Ефрем Сирин: О молитве. С. 108—112 ...О значении церковного молитвословия на Новый год. С. 245—247. Сущность утренних и вечерних молитв. С. 247—253. Всенощные бдения. С. 253—256 ...О зове к богослужению в Христианской Церкви. С. 276—279. и др.).     Невский А., священник. Уроки Пространного православно-христианского катихизиса. Пособие к изучению катихизиса. Тверь, 1908. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 105—117).     Нейгум М., священник. Святоотеческое понимание зла в мире. Курсовое сочинение по кафедре Патрологии. Приложение. Т. З. Загорск, 1980. Машинопись. («Молитва». С. 155—286).     Неплюев Н. Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Благовест Библейский. Благовест Псалтири. Молитва Господня. 5 гл. Евангелия от Матфея. 10 гл. Евангелия от Матфея. Христианское мировоззрение. Христианская гармония духа. СПб., 1901. – 399 с.     Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности. Учебное пособие для Регентской школы. Сергиев Посад, 1994—1995 учебный год. Машинопись. (О молитве. С. 90—95).     Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. Ч. 4. М., 1992. (О молитве. С. 32—33).     Никитский С. Вера Православной Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам. М., 1890. (О молитве. Молитва Господня. Другие молитвы... Общественное богослужение... С. 83—111).     Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. Иллюстрированная полная популярная. В 4-х выпусках. М., 1891. (Молитва. С. 484).     Никольский А., священник. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1903. – 304 с.     Никольский П. Молитва. Тамбов, 1901. – 53 с.     Никольский Т., священник. О молитве за умерших. (Рассуждение). СПб., 1847. – 173 с.     Нилус С. Сила Божия и немощь человеческая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (...Повесть о пяточисленных молитвах. С. 311—316).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Л. 75 «Без правды епископъ изгнанъ... бывшаго на немъ досаждения». – 19-е правило с толкованием поместного Сардикийского собора (в Средце) 344 г.: текст этого правила патриарх Никон поместил в изданную во время его патриаршества книгу Кормчую (Кормчая 1653, л. 114–114об.) и неоднократно использовал в своих сочинениях: в «Наставлении царю», где текст правила написан рукой патриарха Никона (Наставление царю, л. 331; Севастьянова 2003, 360, 396, 424, 426–427); трижды цитировал правило в «Возражении» (Никон 1982, 109, 218, 653); кратко изложил содержание правила в послании к газскому митрополиту Паисию Лигариду 1662 г. В послании к царю Алексею Михайловичу текст правила воспроизведён не по Кормчей, а по «Наставлению царю»: как и в «Наставлении царю», в тексте правила из послания пропущены в начале словосочетание «приятен бывает», а в конце слово «примирение»; ср.: «Правило 19. Бес правды епископъ изгнанъ аще и въ чюждемъ предл пребываетъ, приятенъ бываетъ Дóндеже досаждение мимо идетъ. Толкование. От буести и гордости возбраняюще, святии отцы повелша епископомъ в реченное время во инхь епископиях пребывати. Аще же нкий епископъ//исповдания ради чистыя нашея вры или понеже б поборникъ истин, рекъше, противяся властелемъ, не творящимъ истины, и того ради от своего града изгнанъ бывъ и въ другий градь приидетъ, не возбранится ту пребывати ему, Дóндеже примирение обрсти возможетъ и премнение бывшего на немъ досаждения» (Кормчая 1653, л. 114–114об.) и «Бес правды епископ изгнан аще и в чюждем предле пребываетъ, Дóндеже досаждение мимо идетъ. Толкование. От буести и гордости возбраняюще, святии отцы повелша епископом в реченное время во инх епископиях пре//бывати. Аще же нкий епископъ исповданиа ради чистыя нашея вры или понеже б поборник истин, рекъше, противяся властелем, не творящим истины, и того ради от своего града изгнан быв и во другий град приидет, не возбранится ту пребывати ему, Дóндеже обрсти возможет и пременение бывшаго на нем досаждения» (Наставление царю, л. 330об.–331).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010