См.: Канонник. М., 1994. С. 170. 19  Κωνσταντνου Πρωτοψλτου. Τυπικν εκκλησιαστικν кατ το φος της του Χριστο Μεγλης Εκκλησας. Εν Κωνσταντινουπλει, 1838. Σ. 158. 20  Иоанн Нейчев, свящ. Типикон. Стара Загора, 1909. С. 230. 21  Святогорский устав церковного последования/пер. с греч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 140. 22  Николаевич Василий, протоиер. Великий Типик (Устав Церкви). Белград, 1984. С. 168. 23  Иоанн (Маслов), архим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 12. 24  Арсений (Швецов), еп. Уральский (старообрядческий). Краткий практический устав. Уральск, 1908. Л. 11 об. 25  Чиновник. Указ о звону и о чину в пост Великии и в Пятдесятницу до Недели всех святых; Голубцов А. П., проф. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 88. 26  Голубцов А.П., проф. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 159-160. 27  Там же. С. 1. 28  Голубцов А.П., проф. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72. 29  Стихира из службы Преображения Господня на «Господи, воззвах», на Слава; и ныне «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже…». 30  Тропарь из службы иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радости». 31  Голубцов А.П., проф. Чиновник нижегородского Преображенского собора. М., 1905. С. 40. 32  Парфенов А., свящ. Чиновник ростовского Успенского собора//URL: 33  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 270 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 34  «На Прежесвященнои братия ходят ко Святыни. На целовании ставят образ Пречистые Богородицы в трапезе на налои. И преж прощаются у власти или у попа. И пред образом кладут по два поклоны земных, и Спасов образ целуют в ногу, а образ Богородицы и Чюдотворьцев целуют в руку, и третеи поклон в землю жь» (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. М., 2002. С. 99). 35  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 418-421//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 36  Обиходник Иосифо-Волоцкого монастыря. Ф. 304/I. 739. Л. 89//URL: 37  Келарский обиходник Матфея Никифорова. С. 96. 38  Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 269-270. 39  Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 2007. С. 172. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/151133.html

Каким образом ап. Петр оказался во дворе первосвященника? Сопоставить описания отречения ап. Петра евангелистами с. 253–255]. Зачем Господа повели к Пилату, если Синедрион уже вынес приговор? Формулировка обвинения против Господа на суде у Пилата. Перечислить попытки Пилата отпустить Господа 15, с. 255–256; 16, с. 111–113]. Суд Ирода, какой Евангелист его описывает? с. 256–258] Ссылка на Евангелие, где упоминается именно этот представитель династии Иродов. Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих евангельских стихов: Лк. 22:31–32 «...сеять вас как пшеницу» с. 245–246]; Лк. 22:42 «чаша» с. 248–249]; Лк. 22:42 «... не Моя воля, но Твоя да будет» с. 249]; Лк. 22:44 «... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» с. 249–250]. План семинара I . Гефсиманское моление (в Ин отсутствует). Взятие Господа под стражу Моление о Чаше Гефсимания (Мф, Мк), гора Елеонская ( Лк. 22:39 ); Имена учеников, их поведение; Мф. 26:38 ( Мк. 14:34 ) Господь начал «скорбеть смертельно» с. 104]; «Вержение камня» ( Лк. 22:41 ) с. 248]; «Ангел с неба» ( Лк. 22:43 ) с. 249]. Господь был безгрешен, смерть противоестественна для Него. Толкование ( Лк. 22:42 и парал.): «не Моя воля, но Твоя да будет» (домашнее задание) Взятие под стражу: Иуда знал это место ( Ин 18:2 ); Мф. 26:47 подчеркнуто: «один из двенадцати»; Он приходит в сопровождении множества народа с мечами и кольями от первосвященников и старейшин (Мк. – книжников), отряда воинов, служителей от первосвященников; Лк. 22:52 «первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус...»; Евангелист Иоанн говорит о римских воинах и спире ( Ин 18:3,12 ) (тысяченачальник – трибун); Поцелуй Иуды, кто его описывает? Особенности описываемого события в Евангелии от Иоанна; Ин 18:5 : «Это Я». Почему пали на землю пришедшие после этих слов? Исполнение предсказания ( Ин 17:12 ); Поступок ап. Петра и реакция на него Господа; Рассеяние учеников после взятия Господа под стражу; Только в Мк. 14:51–52 – эпизод с юношей, следовавшим за Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Кроме послушания настоятелю, старцу или духовному отцу, подвижники должны оказывать послушание и друг другу, если это послушание, «согласное с заповедью Божией или содействующее ей» (V, 246). Если же брат приказывает или просит другого сделать что-либо несогласное и «противное Господней заповеди... то любящий Бога должен такового бегать и гнушаться им» (V, 246–247). На вопрос, как должны мы оказывать послушание друг другу, святой отец отвечает: «Как рабы владыке, по заповеданному Господом: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою... и всем рабом» ( Мк. 10: 43–44 )» (V, 247). Вообще, «я увидел, – говорит святитель Василий, – что всякое благочиние и согласие между многими до тех пор держится с успехом, пока охраняется общая всех благопокорность одному начальнику, а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывает следствием безначалия» (V, 7). Если послушание монаха, по учению святителя, «должно простираться до смерти» (V, 247), «то отказывающийся от порученного дела и домогающийся другого, во-первых, нарушает послушание и явно показывает, что не отвергся себя самого, а потом делается и для себя и для прочих виновником многих других зол» (V, 248). Во всех тех случаях, «в которых ум будет уклоняться от совершенного послушания или сатана станет полагать препятствия, ослабляя и отсекая усердие», святой отец советует усердно «молить Бога и просить, чтобы дано было нам обилие добрых дел, плоти наши пригвождены были страху Божию, а ум наш соделался нерассеянным» (V, 416), а также «просить братство помолиться... Богу», чтобы мы смогли приобрести истинное послушание (V, 415). Оно заключается в том, чтобы монах не только по совету настоятеля удерживался от несообразного, но чтобы без его воли не делал даже самого похвального. «Награда за послушание выше награды за преуспеяние в воздержании» (V, 72). Во времена святителя Василия Великого было распространено отшельническое и общежительное монашество. Предпочитая общежительное монашество перед отшельническим, святой отец учит, что понятие любви Христовой не дозволяет иметь каждому собственное свое, ибо сказано: «Любы...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Он отметил многие нарушения, допущенные в ходе реставрации, плохое состояние памятника: течь кровли, отсутствие стекол в окнах, иконостаса, недостаточность утвари ( Гавриил (Кикодзе). 1868. С. 29-30). Посетив церковь спустя 2 года, свт. Гавриил нашел ее в том же «прискорбном состоянии». Он отправил телеграммы наместнику на Кавказе вел. кн. Михаилу Николаевичу Романову и экзарху Грузии архиеп. Евсевию (Ильинскому ; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) с просьбой «о скорейшей высылке остатков сумм Абхазской кафедры для немедленного начания необходимых к исправлению работ» ( Он же. 1870). К 1871 г. храм был перекрыт новой черепицей, в окна вставлены стекла, дом на территории был перестроен в сельскую школу. Общество восстановления православного христианства на Кавказе на свои средства заказало для кафоликона М. иконостас (установлен в 1872). Однако к 1875 г. крыша вновь требовала ремонта, стены отсырели, иконы портились ( Милованова. 2014. С. 247-248). Изменение художественно-стилистического облика М. (разрушены древние ограда и постройки, перестроена колокольня, исчезли 3 притвора (с запада, севера и юга), утрачены мозаичный пол, мраморные резные карнизы и колонны, стены оштукатурены, груз. надписи (лапидарные и фресковые) стерты, с запада возведен портик, на куполе сооружена ротонда, что исказило пропорции храма, изменены наружные очертания апсид, барабана и купола, которым взамен округлой придали многогранную форму, фасады облицованы плитами) вызывало резкую критику со стороны ученых и общественности (Д. З. Бакрадзе, А. М. Павлинов, Ф. Жордания и др.) ( Бакрадзе. 1875. С. 103; Милованова. 2014. С. 246-247). Храм стал приходской церковью и усыпальницей дома Шарвашидзе. До кон. XX в. хорошо были видны надписи, выполненные асомтаврули и мхедрули на надгробных плитах кн. Михаила Шарвашидзе († 1866), его супруги кнг. Александры Дадиани († 1862) и полковника кн. М. Маршаниа († 1877), женатого на кнг. Д. Шарвашидзе, который погиб в бою «с татарами и соотечественниками, отпавшими от русского ига» - т. е. с турками и грузинами ( Бгажба. 1967. С. 30-33; Силогава. 2006. С. 298-303). В М. были также похоронены сын кн. М. Шарвашидзе, поэт и общественный деятель Георгий Шарвашидзе, абх. военачальники, служившие в рус. армии, некоторые архиереи, иереи и др. ( Милованова. 2014. С. 247). Во время русско-тур. войны (1877-1878) храм подвергся разрушению местных мусульман, богослужения прекратились (Там же. С. 248). Храм М. описывали миссионер Дж. М. Дзампи (XVII в.), путешествовавший вместе с Жаном Шарденом по Грузии, А. Нордман (1835), М. А. Селезнёв (1841). Первые чертежи и зарисовки собора были выполнены архит. акад. П. П. Норевым (Норовым) (1847) и М. И. Броссе (1848). В 1859 и 1865 гг. в М. побывал Бакрадзе. В 80-х гг. XIX в. фотографии кафоликона сделали итал. путешественница К. Серена и археолог Павлинов. Снимки отразили изменения, происшедшие с собором после реставрации 60-х гг. XIX в. Г. Чеишвили Успенский Моквинский женский монастырь в 1-й четв. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564014.html

Патриарх Иоаким, когда после литургии, на которой он был поставлен на патриаршество (1674 г. июля 23), шел к себе в Крестовую палату; тогда пред ним шли певчие дьяки в стихарях и подьяки и пели стих: «О дивное чудо». Потом пришли в Крестовую палату боляре царевы: князь Юрий Алексеевич Долгорукой, сын его болярин князь Михаил Юрьевич Долгорукой, околничей Артемон Сергеевич Матвеев, думный дьяк Иларион Иванов, головы и полуголовы. Патриарх, по получении вести о времени шествия к царю, пошел к нему с архиереями, с болярами и со всеми властьми. Перед патриархом шли певчие дьяки и подьяки все в стихарях и пели стих: Пособивый Господи кроткому Давыду (Дополн. к акт. истор. Т. V. 26, стр. 147, 148). Когда патриарх Адриан, по поставлении на патриаршество, шел после литургии из собора в свои патриаршия палаты; тогда пред ним соборный ключарь с диаконом несли животворящий крест Господень, на серебряном блюде, со святою водою. Пред крестом шли и пели певчие и подьяки. Для почести креста Господня за патриархом были бояре: князь Борис Иванович Прозоровский, князь Григорий Офонасьевич Козловский, околничей Федор Тихонович Зыков, думный дьяк Никита Зотов, в золотых кафтанах; полковники: Лаврентий Сухарев, Иван Озеров, Иван Кобылский, Алексей Обухов, и четыре человека полуполковников в объяреных кафтанах (Двор. раз. Т. IV стр. 586). Пребывание патриарха у царя Пребывание патриарха у царя сопровождалось архипастырскими молитвословиями и священнодействиями. По приходе патриарха в Золотую палату, и по благословении им царя, патриарх с властями говорил, по обычаю вход (1690 г. Двор. разр. Т. IV, стр. 587), то есть произносил «Достойно есть» и прочая по обычаю, и благословлял государя честным крестом, кропил образ и царя и шапку святою водою, действовал над хлебом Богородичным, и, стоя за царским столом, говорил «Отче наш». Затем благословлял рукою на царском столе и на прочих столах брашно и питие (1641 г. Вифл. Т. VI, стр. 247). После сего патриарх был приглашаем царем сесть за стол. Патриарх Филарет Никитич сидел за столом вместе с сыном своим – царем (там же стр. 161). Патриарх Иосиф хотя сидел за одним столом с царем, но с сажень или мало больше от него (там же стр. 247). Патриарх Иоаким был близ государского места с левой стороны в креслах (там же стр. 356. Дворц. разр. Т. IV, стр. 587). А митрополиты, архиереи, архимандриты сидели за особыми столами (Вифл. Т. VI, стр. 161, 247, 356). По поставлении же патриарха Адриана, архиереи и архимандриты сидели на левой стороне на лавке, а стола пред ними не было (Дворц. разр. Т. IV, стр. 587); потому что в тот день, после шествия патриарха Адриана по городу, у государя не было стола для патриарха, властей и бояр. Стол был у патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

198 Patrologie cursus completes Series Latina Ed byJ -P Migne Pans, 1857 T LXV11 их хронологических расчетов (Подробнее об этом см. Цыб С В 2000 лет от Рождества Христова история нашего летоисчисления Барнаул, 1999 С 28–31). 199 Дату и обстоятельства появления этого сочинения сам Дионисий описал в кратком авторском комментарии к таблице в год консульства в Риме Проба Младшего (525 г.) папа Иоанн 1 приказал своему архивариусу составить новые пасхальные таблицы. Знать дату Пасхи заранее надо было потому, что от нее высчитывался весь годичный цикл передвижных религиозных праздников и церковных служб Папа не ставил перед Дионисием задачу разработки нового летоисчисления, оно появилось как «побочный продукт» пасхальных расчетов. В Римской церкви уже на протяжении многих лет пользовались пасхальными таблицами, составленными еще в V веке александрийским патриархом Кириллом Кирилл начал свои таблицы от 153-го года эры Диоклетиана (т. е. от 23 августа 473 г н э ) и завершил 247-м годом той же эры (т. е. 28 августа 531 года). Поэтому ясно, почему папа Иоанн I поручил Дионисию составить новые пасхальные таблицы до окончания Кирилловых таблиц оставалось всего 6 лет. Не мудрствуя лукаво, Дионисий решил просто продолжить таблицы Кирилла. Однако после 247-го года эры Диоклетиана он вписал «532 anno ab mcarnatione Dommi», т. e. от Воплощения Господа, затем 533-й год от Воплощения и так далее до 626-го года. Таким образом, он стал применять счет лет по новой, никому еще не известной эре, принимающей за начало отсчета появление Сына Божия в человеческой плоти. Но каким образом римский пасхалист определил, что 532-й год от Рождества Христова следует за 247-м годом эры Диоклетиана? Как он установил, что год Воплощения Христа был на 283 года и почти 8 месяцев раньше воцарения Диоклетиана? К сожалению, об этом Дионисий в своем пасхальном сочинении не написал ни слова, оставив нас в неведении по поводу своих хронологических расчетов (Подробнее об этом см. Цыб С В 2000 лет от Рождества Христова история нашего летоисчисления Барнаул, 1999 С 28–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

13. Архиепископ Андрей Кесарийский , толкуя повествование об исцелении язвы зверя, говорит, что под этим можно понимать «временное, кажущееся соединение разделившегося царства» (О лжепророке//Толкование на Апокалипсис. Гл. 37. С. 107–109). См. также: Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 48//О Христе и антихристе. С. 239–241. 14. Феодорит Кирский , блж. Сокращенное изложение Божественных догматов. Гл.. 23: Об антихристе//Творения. М., 2003. С. 64–68. (Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 12); Кирилл, архиеп Иерусалимский, свт. Огласительное поучение пятнадцатое//Огласительныя и тайноводственныя поучения. Репр. воспр. изд. 1900 г. Сидней., 1991. С. 224–247. 15. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Беседа в понедельник 29й недели по Пятидесятнице: О чудесах и знамениях//Собр. творений: в 6 т. Т. 3. С. 476–535. 16. См.: Антихрист родится тогда, когда обнищает мир духовно… Всемирное воцарение антихриста//Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. Репр. воспр. изд. 1912 г. СПб., 2000. Ч. 1. Гл. 31. С. 80–82. 17. См.: Ефрем Сирин , прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Избранное. Сл.. 111. С. 459–470. 18. См.: Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Огласительное поучение пятнадцатое//Огласительныя и тайноводственныя поучения. С. 224–247. 19. См.: По убиении Эноха и Илии антихрист снимет с себя личину нравственности, совершатся крайние злодеяния//Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. Ч. 1. Гл. 36. С. 87–88. 20. Такого мнения придерживались Иоанн Дамаскин (Об антихристе//Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 26. С. 265–267); Ириней Лионский (Обман, гордость и тираническое царство антихриста//Против ересей. Кн. 5. Гл. 25. С. 506–509); Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение пятнадцатое//Огласительныя и тайноводственныя поучения. С. 224–247). 21. Эту точку зрения разделяли архиепископ Андрей Кесарийский (О Гоге и Магоге//Толкование на Апокалипсис. Гл. 63. С. 174–175), Ефрем Сирин (Толкования на послания Божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам//Полн. собр. творений: в 4 т. Репр. воспр. изд. 1913 г. Единецко-Бричанская епархия, 2003. Т. 4. С. 125–132), Иоанн Златоуст (Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам//Священное Писание в толкованиях святителя: в 9 т. М., 2006. Т. 9. С. 528–578). Святитель Иоанн также говорит, что Иерусалимский храм «уже не будет восстановлен, и иудеи не получат опять прежнего устройства» (см.: Иоанн Златоуст , свт. Против иудеев//Полн. собр. творений: в 12 т. Репр. воспр. изд. 1898 г. М., 1991. Т. 1. Кн. 2. С. 692).

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Выходные данные кн. «Праздники», изданной Л. Ф. Калашниковым и С. Д. Чистовым (К., 1910. Л. 179 об.) При подготовке изданий большое значение для К. имели контакты с Московской старообрядческой Архиепископией. В кон. 1908 г. издатели объявили в анонсе, что книга ирмосов будет напечатана за небольшим исключением с напева московского Рогожского старообрядческого кладбища. Однако архиеп. Иоанн (Картушин) нашел расхождения в напевах, назвал К. «реформатором» и в нач. 1909 г. намеревался разослать предписание приходам не покупать эти книги. Тем не менее издательская деятельность К. продолжалась. 28 сент. 1909 г. вышло постановление Собора старообрядческих епископов, в котором архиепископу рекомендовалось назначить комиссию для исследования и избрания лучших древних певческих книг в качестве образцов для печатания (Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов. 1898-1912 гг. М., 1913. С. 106-107). Напечатанные вскоре Обедница и Обиход были разосланы архиепископу и ведущим архиереям, однако поддержали издателей только епископы Нижегородский Иннокентий (Усов) и Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков) (Тернистый путь. 1915. С. 753-754). Летом 1910 г. К. приехал в Москву за оригиналами для печатных книг и попросил архиеп. Иоанна указать необходимые источники и заверить их подписью и печатью. 27 авг. 1910 г. К. сделал доклад на Освященном Соборе в Москве и дал подписку с обязательством печатать книги с оригиналов, сверенных с певч. книгами, хранящимися в б-ке Рогожского кладбища. Собор постановил передать это дело в ведение архиеп. Иоанна (Постановления. С. 119). Архиепископ признавал лучшими гуслицкие (беливские) книги. Заверенные архиеп. Иоанном оригиналы - Октай беливского письма (РГБ. Ф. 247. 439), Ирмосы нач. XIX в. (Там же. Ф. 247. 812), Трезвоны 1-й трети XIX в. (Там же. Ф. 247. 805) - впосл., как свидетельствуют записи на их листах, были переданы б-ке Рогожского кладбища. Получив печатный экземпляр Праздников, архиепископ передал его певцам, «которые нашли несогласно подлинника, на одной скамейце на помете «ми» 350 разниц» (Тернистый путь. 1915. С. 758). Один из певцов и учитель пения на Рогожском кладбище М. Д. Озорнов (Азбука. 19153. С. 38) впосл. признал, что высказался «пристрастно», т. к. сам решил издавать книги и уже заказал шрифт.

http://pravenc.ru/text/1319935.html

яз.); Гуджары земель Мцхетского Католикосата 1447-1448 гг., пожалованные Георгием IX. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Завещание Давида Строителя Шиомгвимскому мон-рю. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Три грамоты мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Законы Католикосов и время их составления. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Иесе, сын Осе. Приключения Иесе, сына Осе. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Порядок коронования царя, составленный в начале XIII в. Тифлис, 1913 (на груз. яз); Приходо-расходная опись кафедрального собора Хони 1600 г. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Приходо-расходная опись Цаиши. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Большая опись крестьян Абхазского Католикосата. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Письма и материалы по истории Грузии. Тифлис, 1914. Т. 1 (на груз. яз.); Приходо-расходная опись Цагери. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Царевич Вахтанг: Ист. описание, сочиненное сыном царя Грузии Ираклия, Вахтангом, пересказанное С. Какабадзе. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); О кровных грамотах: В связи с недавно найденными кровными грамотами//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 1-107 (на груз. яз.); О так называемом праве Баграта Куропалата//Там же. С. 241-247 (на груз. яз.); Решение о крови крепостных горца Георгия//Там же. С. 247-254 (на груз. яз.); Художественные рукописи «Витязя в тигровой шкуре» 1600 г.//Там же. С. 152-158 (на груз. яз.); Большой иадгари Абхазского Католикосата//Там же. 1925. Вып. 2. С. 177-192 на груз. яз.); Данные о крепостных Илори в Хони и Кухи//Там же. Вып. 1. С. 161-175 (на груз. яз.); Древняя часть журнала церкви в Кутаиси//Там же. С. 244-247 (на груз. яз.); Исторические документы//Там же. Вып. 2. С. 134-141 (на груз. яз.); Материалы о государственном положении Имерети в XVII в.//Там же. Вып. 1. С. 182-218 (на груз. яз.); Недавно найденная грамота Арсения Чкондидели ближе к 1240 г.//Там же. Вып. 2. С. 123-133 (на груз. яз.); Парсадан Гиоргиджанидзе. История//Там же. С. 198-319 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86=1.23. 79 Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236=1.64. 80 Тот же текст (с незначительными изменениями) в Сл. 20, 1, 5–13; SC 270, 56–58=1.298. 81 Сл. 2, 6, 1–5, 12; SC 247, 94–96=1.25. 82 Здесь и далее в нашей работе термин " " православные " " будет обозначать те богословские партии, которые в раннехристианскую эпоху и в период Вселенских Соборов, защищая традиционное учение Церкви, боролись с ересями. 83 Подробнее об арианстве см. Williams. Arius. См. также Grillmeier. Christ I, 219–248. 84 Подробнее о " " Никейской вере " " см. Grillmeier. Christ I, 264–273. 85 См. Флоровский. Восточные Отцы, 38–41. 86 Об аномействе (евномианстве) см. Cavalcanti. Studi; Sesboue. Apologie. См. также Eunomius. Extant Works. 87 Подробнее о богословских воззрениях омиусиан см. Lцhr. Homoiousian Church Party, 87–100. 88 О Евсевии Эмесском (ок. 300–ок. 359) см. Grillmeyer. Christ I, 303–308. 89 Его не следует путать с другим Евсевием, преемником которого на Кесарийской кафедре стал Василий Великий. 90 О Евсевии (ок. 260–339) см. Grillmeyer. Christ I, 167–190. 91 Так называемая 4–я Сирмийская формула. 92 Об этом Соборе см. Василий Великий. Против Евномия 1, 2. Ср. Simonetti. Crisi, 338–347. 93 Ср. Cavalcanti. Studi, 24. В частности, Евномий возражал против подобия " " по сущности " " : см. Апология 24. 94 Ср. Pelikan. Emergence, 212. 95 Подробнее об этом см. в разделе " " Святой Дух " " главы III настоящей работы. 96 Подробнее об Аполлинарии см. Lietzmann. Apollinaris; Grillmeier. Christ I, 329–340. См. также Prestige. Fathers, 94–119. 97 См. Bowersock. Julian, 83. 98 Цит. по Успенский. История, 86–87. 99 См. Browning. Julian, 172. 100 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. 101 Т. е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. 102 Сл. 4, 68; SC 309, 176–178=1.91. 103 Сл. 18, 32; PG 35, 1025=1.281. 104 Сл. 18, 34; PG 35, 1029=1.283. 105 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32. 106 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Memoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий–старший подписался под 4–й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88–89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4–м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл. 4, 10, 1–13; SC 309, 100=1.68–69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1, 2 и 3, относящихся к началу священства Григория–младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием–старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Gregoire, 182–183; Calvet-Sebasti. SC 405, 30–31. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010