л. 247 об. Под особыми главами: Слово о трусе бывшем в Антиохии граде, да и мы слышаще покаяние приимем. Слово о трусе бывшем в Костянтинеграде в царство Лва Исаура. Память великаго страха и труса св. царя Феодосия Малого. л. 249. Слово св. Афанасия о преступающих закон. Нач. Иже не творит воля Божия, дьяволя сеть есть. л. 249 об. Слово от Патерика о Феодосьи царе. Нач. Живяше егуптянин мних в селе Царяграда при унем цари Феодосьи, мимо ходяше царь по пути тому. л. 250. Слово св. Иоанна Златоустаг о о умилении души. Нач. Ох тебе душе моя, ангела хранителя своего отгнавши от себе всеми злыми обычаи беззаконными. л. 256 об. Слово св. Симона печерскаго монастыря. Нач. Брат, седя в безмолвии, встягни свой ум, рчн к собе: человече, не еси мира лишил, спасения ища, а не духовная себе дееши? Отрывок из послания Симона епископа владимирского к Поликарпу черноризцу печерскому. См. 713 л. 184. л. 257. Слово от Лимоннса. Нач. Рече некто старец: веру имите ми чада, яко велика слава и хвала царю отмещущуся царства и бывающю мниху. л. 257 об. Вспрос: что есть глаголемое аще издаю все имение мое и прочее, како отъимет кто имение свое без любви? л. 258. В суботу мясопустную, в нюже намет творим всем от века умершим отцем и братиям нашим. Нач. Божествении отци узакониша створити вины ради сицевыя. л. 26З об. В суботу мясопусную Слово св. Иоана Златоустаго о умерших утешително. Нач. Весть многажды слово утешати болезнь может и дружия утеха рассыпати печаль. л. 271. Слово Кюрила мниха на сбор св. Отець 318, от св. книг сказанье о Христе Исусе Сыне Божии и похвала св. Отцом св. никийскаго Сбора, в неделю преже Пятьдесятницы. Нач. Якоже ритори и витии, сиречь летописци и песнотворци, прикланяют своя слухи. Пам. росс. Слов. XII в. стр. 74. л. 280 об. Слово св. отца нашего Василья Великаго, бывшаго епископа Кесарии кападокийстей, кацем есть лепо быти чернцом. Нач. Слышали есте, братие моя благословеная, Господа глаголюща: иже оставит отца и матерь или братью. л. 291 об. Слово св. Феодорита патриарха, како благословити и креститися. См. 765 л. 316.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

5265 246. Нерон правил четырнадцать лет./исправлено: Нерон правил тринадцать лет. (54–68 н. э.) /добавлено: Он был необычайно жесток, и, предаваясь излишествам, даже ловил рыбу золотой сетью. /добавлено: Развратничал и приказал убить свою мать и свою сестру. /добавлено: Он приказал умертвить многих сенаторов. /добавлено: Утратил много провинций и городов римского государства. /добавлено: Он сжег Рим, чтобы полюбоваться зрелищем разрушения Трои. 247. В его время Симон Волхв бросил вызов апостолам Петру и Павлу, возвещая, что он есть величайшая сила Господня, и пообещал в полдень подняться на небо к Отцу небесному. Однако демоны, которые влекли его по воздуху, не устояв перед заклятьем Петра и молитвою Павла, уронили его, и он убился до смерти. Последствием этого было распятие Петра и казнь Павла мечом. 249./исправленная и перемещенная глава: Тогда же этим самым Нероном были умерщвлены Лукан и Сенека, наставник Нерона. 248. В это время умирает поэт Персий. 249. И убиты были Лукан и Сенека, наставник Нерона. 5275 250 . Веспасиан правил десять лет./исправлено: 5274; /добавлено: Он, будучи твердознатцем военного искусства, сражался и возвратил Государству утраченные Нероном провинции. (69–79 н. э.) /добавлено: Он был незлоблив на обиды и добродушно воспринимал выпады против себя. 251. На втором году его правления Тит захватил Иерусалим и превратил его в руины. Тогда от меча и глада евреев погибло один миллион сто тысяч. Помимо этого, на торгах было продано сто тысяч человек. 5277 252. Тит правил два года./исправлено: 5276. (79–81 н. э.) 253. Он был так красноречив и искусен в риторике на двух языках, что произносил речи на латыни и писал трагедии на греческом./Во второй редакции эта глава упразднена. 254. Кроме того, он был отважен в сражениях во время осады Иерусалима, где он воевал по приказу своего отца, и однажды убил двенадцать защитников города двенадцатью стрелами из лука./Во второй редакции эта глава упразднена. 255. Помимо всего прочего, в своем правлении он был так милосерден, что не наказал никого, он простил даже тех, кто умышлял против него и оставил их в прежнем кругу своих приближенных, к которому они принадлежали до тех пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1 . In Conceptionem SS. Deiparæ (Ballerini), 543–68. 2 .     In Nativitatem (Combefis), 567–600. 3 .     In Præsentationem (Ballerini), 599–632. 4 .     In Annuntiationem (id.), 631–60. 5 . In Visitationem (id.), 659–98. 6 . In Desponsationem (id.), fg,, 697–700. JEJUNATOR. Vide JOANNES J. JEREMIAS, Chersonis metr., s. XIV, 152. Attestatio (Ada Joan. Calecæ, 10), græce, 1227. JOANNES, s. IX. Acrostichon adversus imagines , 1–2, 99, 435–36, 475–76. JOANNES ANAGNOSTA, s. XV, 156. De excidio Thessalonicensi (Allatius), 587–632. Notitia Hankius, 583–6. JOANNES I ANTIOCHENUS ер., 77. Epistolæ in Synodico, 84, с. 2, 4, 17, 37, 38, 39, 44, 48, 49, 50, 76, 77, 80, 86, 91, 122, 123, 126, 176, 187, 196, 197. 1 . Epist. ad Nestorium (Mansi), 77, 1449–58. 2 . – ad Cyrillum (inter cyrillianas 22), 131–22. 3 . – ad Xystum papam (ibid., 35), 163–66. 4 . – ad Cyrillum (ibid., 38), 169–74. 5 . – -- (ibid., 47), 247–50. 6 .   – – latine (ibid., 66), 329–32. 7 .   – ad clerum CP. (inter Theodoreti epist., 145), 83, 1447–8. 8 . Relatio ad imperatorem (ibid., 161), 1457–64. Notitia Lequien, 77, 1449–50. JOANNES IV ANTIOCHENUS patr., s. XI-X1I, 132. De monasteriis laicis non tradendis, 1117–50. Notitia Cotelier, 1115–8. JOANNES ARGYROPULUS, s. XV, 158. De processione Spiritus S. (Allatius), 991–1008. Epistola ad cardinalem Roboreum (Pasini), 1007. Notitia Bo_erner, 983–92. JOANNES XIV CALECAS, CP. patr., 1334–47. Synodicæ constitutiones (Miklosich-Muller), 152, 1215–84. (n. 23=151, 679–92 [Dositheus].) Tomus contra Palamam (Allatius), 150, 863–4. De tomo [syhodica n. 23] (id.), 150, 900–6. Sermo patriarchalis (id.), 150, 891–7. De cruce (Gretser) 1–2, 152, 253–62, 263–80. Notitia, 249–50. Montfaucon. Index homiliarum 1–60 ex cod. Coislin 386, 249–52. JOANNES X CAMATERUS, CP. patr., 1199–1206. Responsio canonica (Leunclavius), 119, 890–94. JOANNES CAMENIATA. s. X. 109. De excidio Thessalonicæ, 52–638. Monitum Combefis, 519–22. JOANNES CANANUS, s. XV, 156. Narratio de CP. oppugnata (Allatius), 61–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Благодаря привычке «читать все, что попадется под руки» ( Dion. Alex. Ep. ad Philemonem - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 7) ему довелось случайно познакомиться с нек-рыми Посланиями ап. Павла, к-рые ему продала одна бедная женщина. Заинтересовавшись ими, Д. В. захотел познакомиться со всеми Посланиями ап. Павла и по совету женщины обратился за ними к одному из пресвитеров. Чтение этих Посланий, а также наставления свт. Димитрия Александрийского послужили стимулом к его обращению в христианство ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108). Приняв крещение от свт. Димитрия, Д. В. сделался учеником Оригена , возглавлявшего в то время Александрийское огласительное уч-ще ( Euseb. Hist. eccl. VI 29; ср.: Hieron. De vir. illustr. 69). В 230/1 г. свт. Димитрий скончался, его преемником сделался свт. Иракл , к-рый незадолго до этого принял от Оригена управление уч-щем. После свт. Иракла во главе уч-ща стал Д. В. По данным «Восточной хроники» и Коптского синаксаря, Д. В. был также викарием свт. Иракла, однако ни Евсевий, ни блж. Иероним не упоминают о викариатстве Д. В. Возможно, помощь, к-рую Д. В. оказывал Ираклу, заключалась гл. обр. в управлении Александрийским уч-щем ( Дружинин. 2007. С. 108). После смерти свт. Иракла Д. В. был поставлен на епископскую кафедру Александрии (247/8). Первое время епископского служения Д. В., приходившееся на период царствования имп. Филиппа Араба (244-249), было относительно спокойным. В нач. 249 г. в Александрии возникло волнение в народе против христиан, к-рое продолжалось ок. полугода. О причинах гонения и его жертвах Д. В. сообщает в послании к Фабию Антиохийскому. Некий языческий предсказатель и поэт возмутил против христиан александрийскую чернь. Первыми жертвами язычников были старец Метра, отказавшийся произносить богохульные слова, и благочестивая женщина Квинта, не захотевшая поклониться идолам. Кровь первых мучеников возбудила разъяренных язычников к еще большим убийствам христиан и грабежу их домов. Христиане мужественно жертвовали имуществом и жизнью.

http://pravenc.ru/text/178450.html

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Церковь свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском. 1585 г. Фотография. 2018 г. Фото: З. А. Зверева Церковь свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском. 1585 г. Фотография. 2018 г. Фото: З. А. Зверева Извлечение из этого «Поучения...», посвященное вопросу о вдовствующем духовенстве, в качестве «Правила/поучения Петра митрополита» встречается в Кормчих книгах с XVI в. (старший список нач. XVI в. PHБ.F.II.80. Л. 671, нач.: «Аще у попа умреть попадия, идеть в монастырь...»; Корогодина. 2017. Т. 1. С. 248-249, 522; Т. 2. С. 123). Однако текст данного «Правила...» без обозначения авторства П. обнаружен М. В. Корогодиной уже в списке сер. XV в. РГБ. Рогож. 253. Л. 198 (Там же . Т. 1. С. 141, 142, 144, 249). Это обстоятельство заставило исследовательницу сомневаться и в авторстве П. большого «Поучения...», составной частью к-рого является фрагмент о вдовствующем духовенстве. Корогодина отметила и стилистические отличия: «...в то время как весь текст Поучения написан витиеватым языком в духе пастырских назиданий, правило о вдовых попах отличается четкостью и краткостью формулировок и по стилю должно быть отнесено к церковным правилам, а не поучениям» (Там же. С. 249); фрагмент о вдовствующем духовенстве, по ее мнению, является в «Поучении...» заимствованием из др. источника, а само «Поучение...» сформировалось, возможно, в нач. XVI в. (в рукописях оно сопровождается правилом Собора 1503 г. о «вдовых попах»), «при этом церковный обычай, предписывающий вдовым священникам постригаться в монастырь или переставать служить, был известен значительно раньше, хотя и не являлся повсеместно распространенным, не был узаконен соборными правилами, и, по всей видимости, не должен связываться с именем митр. Петра. Упоминания об этом церковном обычае мы находим с кон. XIV в., хотя на раннем этапе акцент смещен в сторону повторных браков священников, а не их служения» (Там же. С. 250; см. также: Там же. С. 381). Еще одно поучение, в рукописной традиции имеющее авторство П.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Не изнемогай в уповании на своего Промыслителя, потому что дивное Его Домостроительство обнаруживается в преданных Ему ( 55, 174 ). Упоенные и согретые надеждой не знают скорби ( 55, 314 ). Надежда на Бога обнаруживается в страданиях за добродетели ( 55, 344 ). Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его ( 55, 375 ). Когда душа упоена радостью надежды и веселием Божиим, тело не чувствует скорбей, хотя и немощно. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 404 ). Непоколебимая надежда – дверь беспристрастия ( 57, 210 ). Надежда – невидимое богатство, несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища ( 57, 249 ). Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждой связаны наши труды, на ней основаны подвиги, ее окружает милость Божия ( 57, 249 ). Надежда есть упование в трудах, дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 249 ). Вместе с совершенным отречением от себя самих нам нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы ( 64, 22 ). Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления: 1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет... 2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас. 3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый... подать всякую помощь... как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием. 4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен... никто из уповавших на Бога. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В 216 г. жизнь горожан была снова омрачена жестокостями, учиненными в Александрии имп. Каракаллой ; впрочем, это не было гонением, направленным специально против христиан. Преследования имп. Максимина Фракийца , свирепствовавшего в вост. провинциях империи в 235-236 гг., обошли Египет стороной. II. Гонения при Филиппе Арабе (244-249) Имп. Филипп , о к-ром говорили даже, что он был христианином, благосклонно относился к Церкви. Но в 249 г., за неск. месяцев до его смерти, александрийские язычники, побуждаемые неким витией, подняли гонение против христиан. Они схватили старца Митру и после долгих мучений побили камнями в предместье Александрии; той же участи подверглась и благочестивая женщина по имени Квинта ; почтенная дева Аполлония после мучений была ввергнута в огонь; мч. Серапион был сброшен с обрыва. Христианам запретили появляться на улицах города; многие из них спасались бегством, бросая свое имущество, но мало кто отступал от веры. В конце концов в среде самих язычников начались раздоры, перешедшие в междоусобные распри. III. Гонения при Деции (249-251) Новый имп. Деций , придя к власти, издал эдикт о преследовании христиан (250), породивший многих мучеников за веру. Среди них - святые Кронион и Иулиан; воин Виса; Макарий Ливийский; Епимах и Александр; св. дева Аммонария , старица Меркурия и многочадная мать Дионисия; Ирон, Атир и Исидор, а с ними и юноша Диоскор; Немесий, доказавший свою невиновность по обвинению в разбое, но осужденный за веру; воины Аммон, Зинон, Птолемей и Ингений, а также старец Феофил, укрепившие ослабевшего от страданий христианина и принявшие вместе с ним мученический венец, и мн. др. В одном эфиоп. документе говорится, что число мучеников в Египте во время этих гонений достигло 16 тыс., что признается вполне возможной цифрой (De sedecim milibus martyrum in Aegypto sub Decio//ActaSS. Jun. T. 1. P. 32). В период этих преследований св. еп. Дионисий покинул Александрию и укрылся в Ливии, но следил за событиями в городе, посылая туда своих пресвитеров и диаконов. Преемник Деция Требониан Галл (251-253), хотя и не издавал эдиктов о гонениях, не прекратил преследований христиан, как об этом свидетельствует послание свт. Дионисия Ермаммону ( Евсевий. Церк. ист. VII 1). IV. Гонения Валериана (253-260)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Симеон столпник св., 36 223. Симеон юрод., 241, 244, 245. Симон Владимирский еп., 45, 50. Симон Московский митр., 227. Спиридон просфирник 47. Стефан Влад-Волынский свят., 75. Стефан Пермский свят., 78, 98, 110–116, 410, 413. Татьяна св., 146. Тихон Задонский св., 18, 32, 75, 132, 235, 300, 303–346, 348, 363, 385, 411. Тереза Авильская св., 254. Трифон св., 133. Трифон Печенгский преп., 115. Ульфа св., 249. Фёогност Московский митр., 80. Феодор муч., 52. Феодор освящ. св., 36. Феодор Студит св., 33, 358. Феодор Эдесский св., 33. Феодорит св., 300. Феодосий Печерский св., 29, 31–48, 54, 88, 85, 96, 107, 177, 190, 212, 242, 344, 385, 409. Феодосий, 45, 50. Феодора бл., 58. Феофан Оптинский, 365. Ферапонт прп., 120. Филипп Московский митр, св., 18, 82, 83, 113. Филипп Нери св., 249. Филофей Когастский патр., 95, 217. Фома Кемпийский св., 300. Фотий Московский митр., 154, 157, 168. Франциск Ассизкий св., 135, 249, 413. Франциск Ксаверий св., 110, 175, 410, 413. Франциск Сальский св., 342. Харитида «св. (Харитина Новгородская), 251, 252–254. 137 Биографию боярина Ртищева написал Ключевский («Богословский Вестник», за январь 1892 г., «Добрые люди древней Руси»). Во время голода, Ртищев продавал свое серебро и боярскую одежду, чтобы помогать голодающим; перед смертью он отпустил на волю своих дворовых. 138 Изучив деятельность Св. Дмитрия, невозможно согласиться с, по меньшей мере односторонним, утверждением о. доминиканца И. Дальмэ, будто русские „духовные авторы до XIX века ничуть не занимались множеством людей не призванных к монашеской жизни (т. е. массой верующих) и что преобладающее настроение... в особенности у славян заключается в принятии состояния греховности, слепо полагаясь на безграничное милосердие Божие ”... («La Vie spirituelle», Janvier 1949, R. P. I. H. Daimais, O. P., « Sacerdoce et Monachisme dans l’Orient Chrétien », p. 40). 140 Титов «Типография Киево-Печерской Лавры. Истор. очерк» т. II, приложение, стр. 454, примечание 5, Киев 1918 г. – «Hodie,    die octava festi praesentationis Christi in templo, ubi Simeon Jesum in ulnas suas accipiens dixit: Nunc   dimittis servum Tuum, hodie feria sexta, die       qua Dominus in cruce pendens dixit: Consummatum est».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В мотиве, по которому Максимин поднял гонение против христиан, было очень мало религиозного. Как иностранец родом, он не был предан римской государственной религии и ознаменовал свое царствование систематическим грабежом римских капищ. Все, что было в них драгоценного, отбираемо было в казну и переплавляемо в монету. Но одна подробность из его гонения поневоле останавливает на себе внимание исследователей: этот император отдал распоряжение, чтобы преследовали преимущественно touV twn ekklhsiwn arcontaV, «предводителей церквей» (Eus.VI, 28). Нет оснований полагать, что оно было направлено исключительно против предстоятелей церквей, но вообще против выдающихся лиц в христианском обществе. Несмотря на то, что во всю эту эпоху мы встречаем мученичества на основании эдикта Траяна, распоряжения Септимия Севера и Максимина обнаруживают все большее и большее знакомство с христианством. Если эдикт Септимия Севера ударяет на ту сторону, которая составляет жизненную силу христианства, именно на его пропаганду, то Максимин обнаруживает знакомство с устройством христианской церкви, правительство уже умеет отличать христиан новых от христиан прежних, христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Гонение Максимина по этой черте и имеет значение как предвестие приближающегося шторма; но по самому выполнению оно имело спорадический характер и затронуло далеко не всех христиан, а потому для многих мест время Максимина было лишь продолжением той сравнительно мирной эры, которая наступила для христиан со смертью Септимия Севера. То же самое положение дела продолжалось при двух преемниках Максимина – Гордиане (238–244) и Филиппе (244–249). Этот последний был аравийского происхождения и к христианам настолько был благосклонен, что существовала легенда, что он сам был христианин. Но тем ужаснее был переворот в положении христиан, когда корона перешла в конце 249 г. к Декию. Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Гонение Декия Декий (249–251) оставил по себе славу хорошего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010