Итак, апостол прибыл в Рим. Это произошло в шестидесятых годах по Р. X., в 7-ой год царствования императора Нерона и в консульство Петрония Турпилиана. Прибыв в Рим, сотник передал узников военачальнику в общую казарму, но Павлу было позволено жить особо на частной квартире, под надзором стерегущего его воина. Надо отметить, что апостол Павел находился в ведении префекта преторианской стражи Аффрания Бурра, который, получив от сотника Юлия свидетельство о безукоризненном поведении узника во время кораблекрушения, а также свидетельство проконсула Феста о невиновности апостола в Иерусалиме, представил ему свободно общаться с друзьями до суда императора. Благодаря этому, Павел имел возможность принимать у себя на дому кого хотел. Отдохнув три дня, Павел созвал знатнейших из иудеев и объяснил им причину своего заключения в Иерусалиме и прибытия в Рим. «Я принужден был потребовать суда у кесаря – сказал он, – не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ, ибо за надежду израилеву обложен я этими узами» (28:19). Иудеи на это заметили, что они не получали о Павле из Иудеи никаких писем, но что им желательно знать, как он мыслит, ибо «о сем учении везде спорят». Назначив день, очень многие иудеи пришли к Павлу в гостиницу, и он с утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием. Одни убеждались, другие не верили и много спорили между собой. Тогда Павел, заканчивая беседу, сказал: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: «Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих». Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам» (28:25–28). И жил Павел в Риме на своем иждивении в течение двух лет и принимал у себя всех приходящих к нему и свободно проповедовал Царствие Божие, уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением. В течение этого времени великий апостол продолжал свои сношения с другими Церквами, куда отправлял свои послания. Так, в это время он писал послания к Филиппинцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону, а также Титу и Тимофею. В этих посланиях Павел дает некоторые, правда, очень скудные, сведения и о своей жизни в Риме. Так, он сообщает, что вместе с ним был заключен его друг Аристарх, что его навещал Марк (племянник Варнавы) и т. д. В послании к Филиппинцам апостол говорит: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории (т. е. императорской гвардии) и всем прочим» ( Флп. 1:12,13 ). Суд над Апостолом Павлом и смерть его

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К моменту возвращения Христа от Ирода, перед Преторией Пилата уже стояла большая, враждебно настроенная толпа. Пилат вынужден был снова начать неприятный для него суд. Известие о поруганиях, которым подвергся Христос у Ирода и его царедворцев, и насмешливое одеяние, в которое Его облачили, давали понять Пилату, что правитель Галилеи почитает Христа не более как мечтателем и ненормальным человеком, которого достаточно наказать за нарушение порядка. В преступлениях же, достойных казни, Он неповинен. Итак, призвав к себе первосвященников, начальников и народ, прокуратор так обратился к ним: «Вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. И Ирод также, ибо я посылал Его к нему и ничего не найдено в Нем достойного смерти... Итак, наказав Его, отпущу» ( Лк. 23:14–16 ). В этих словах Пилата была уже некоторая уступка. Раньше он утверждал, что Христос не достоин ни малейшего наказания , а теперь соглашается применить наказание исправительное. Что такой оборот дела принесет Праведнику незаслуженные страдания, об этом Пилат не заботился. Он надеялся и спасти жизнь невинному и удовлетворить Синедрион. Но первосвященники, видя уступку, сделались настойчивее и объявили, что кроме смертной казни не удовлетворятся никаким наказанием. Христос стоял перед лифостротоном 41 , а кругом шумела толпа. Пилат был в явной нерешимости. Вновь допрашивать Христа было бесполезно. Тогда он решил использовать обычай народа и освободить к празднику одного из содержащихся у него в тюрьме преступников. Зная, что Христа предали начальники несправедливо и из зависти, он надеялся, что народ потребует освобождения Его. Тогда Пилат сказал народу: «Есть у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху. Хотите ли отпущу вам Царя Иудейского?» Но толпа неожиданно для Пилата стала кричать: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву!». Варавва же был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Казалось, евреи могли привыкнуть надеяться на помощь Божию, но это было не так. Когда они пришли к обещанной им земле Ханаанской, они решили послать двенадцать человек заранее осмотреть ее. Эти разведчики сорок дней осматривали землю и, возвратившись, принесли с собой чудные плоды и виноградную кисть, невиданных размеров, чтобы показать какая это плодородная земля. Разведчики тоже рассказали, что жители ее сильны и евреям ни за что не победить их. Евреи упали духом. Напрасно двое из разведчиков, по имени Халев и Иисус Навин , убеждали их, что, с помощью Божией, они легко справятся с хананеями. Они решили убить и Моисея, и Аарона и возвратиться в Египет. – А то – сказали они, – хананеяне победят нас, и дети наши погибнут в пустыне. Тогда Господь сказал им через Моисея: –За то, что вы не поверили Мне и побоялись вступить в землю Ханаанскую, ни один из вас не увидит ее, кроме Халева и Иисуса Навина. Вы будете сорок лет странствовать по пустыне, и все там умрете. А детей ваших, за которых вы боялись, Я введу в землю обетованную. – Евреи раскаялись и захотели вступить в Ханаан, но помощи Божией уже не было с ними, и хананеи прогнали их. Сорокалетнее странствование Началось сорокалетнее странствование евреев. Господь Милосердный не оставил их Своим покровительством и всячески помогал им. Например, раз евреям очень захотелось перемены пищи, т. к. одна манна им надоела. Господь обещал исполнить их желание. На следующий день сильным ветром на их стан нанесло целую тучу перепелов, и евреи могли есть их, сколько хотели. В другой раз евреи пришли в место, где было огромное количество ядовитых змей. То и дело змеи жалили кого-нибудь, и от укуса змеи человек умирал. Тогда Господь велел Моисею сделать медное изображение змеи и повесить его на древе посреди лагеря, и всякий, кого укусит змея, должен был с верой посмотреть на медного змея и тогда он выздоравливал. Это было тоже прообразом Спасителя. Змеи – это грехи. А медный змей, повешенный на древе, изображает то, что Спаситель на Своем Кресте распял наши грехи и дал нам исцеление от них.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как и в первом послании, апостол предупреждает Тимофея, что «в последние дни наступят времена тяжкие» (3:1). Слово о «последних временах» здесь, как и вообще во всех пророчествах, может относиться, как к концу известной исторической эпохи, так и к концу всемирной истории. Дело проповеди Христовой истины тогда будет очень трудным. И это надо иметь в виду проповеднику. В чем же трудность? В том, что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены» (3:2–4). Как ни удивительно, но эти люди иногда будут прикидываться верующими и благочестивыми, «имеющими вид благочестия, но силы его отрекшиеся» (3:5). Будут также встречаться люди как бы любящие науку, на самом же деле «развращенные умом, невежды в вере, всегда учащиеся, но никогда не могущие дойти до познания истины» (3:7,8). Однако, все эти люди ничего не смогут сделать против истинной проповеди Христова учения. «Они не много успеют – говорит св. Павел, – ибо их безумие обнаружится пред всеми» (3:9). Церковь Христова непоколебима. Ее твердое основание стоит на исповедании веры в Господа Иисуса и делании правды Божией. Принадлежность к истине Христовой, учит св. Павел, имеет печать сию: «Познал Господь своих» и «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2:19). Эта печать дара Духа Святого, которую получает каждый христианин, становящийся после духовного рождения членом святой Церкви, хранит его от всякого соблазна и отступничества от истины (см. Апокалипсис Иоанна). В конце послания апостол еще раз просит Тимофея прийти к нему, если возможно, до зимы. Он просит также прислать к нему Марка «для служения» и прислать его вещи, оставленные в Троаде, у Карпа: книги, особенно кожаные, и фелонь (его дорожную одежду). Он предупреждает Тимофея остерегаться некоего Александра медника (4:14), который сделал апостолу много зла, и который сильно противился словам проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быти Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:1–21; 7:50–53; 19:39–42 ). Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребении Христа, уже не мог оставаться членом Синедриона и открыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа. Беседа с самарянкой Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Там, утомившись от пути, в полуденный зной, Он остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел Один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем. В это время из города пришла за водой женщина и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забывая вековую вражду, просит пить у нее, самарянки. Тогда Христос сказал ей: «... если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубокий: откуда же у Тебя вода живая?». Самарянка думала, что неизвестный путник говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о жизни духа, о той, что Он Сам и Его учение о Царствии Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «... Кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век», – сказал Христос. Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Господь обещает дать ей какую-то особенную воду. И тогда спросила: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но для духовной жизни нужна чистая совесть, нужно покаяться в своих грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Она, пораженная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, сама признала себя грешницей и воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк». И сейчас же в ней проявились лучшие свойства ее души. Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святое святых» ее души. – Где Бог ? Как и где Ему молиться? Чья вера правильная – иудейская или самарянская?..

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда в церкви читается это пророчество? Каковы будут воскресшие тела? Когда будет воскресение мертвых? Что будет с людьми, которые в то время будут еще живы? В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? Чем можно помочь душам умерших людей? Двенадцатый член Символа Веры И жизни будущаго века. Аминь . Воскресение мертвых будет последним великим чудом, которое Господь совершит на земле над всеми людьми. После этого мир этот кончится и будет уже новое небо и новая земля. Начнется новая жизнь. Веру в эту жизнь мы исповедуем в словах: «чаю... (т. е. ожидаю) и жизни будущаго века. Аминь». Мы ожидаем жизни будущего века, т. е. той жизни, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова, жизни вечной, о которой Иисус Христос говорил: и «пойдут праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Чтобы даровать эту жизнь нам Иисус Христос сошел с неба на землю, пострадал, умер и был погребен, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал Святого Духа. Эта вечная жизнь является целью и всей нашей настоящей жизни. Что же это за вечная жизнь? Какова она будет? Жизни будущего века противоположна наша настоящая временная жизнь. Временная жизнь начинается рождением и оканчивается смертию , она имеет и начало, и конец. Жизнь будущего века также имеет начало, но конца не имеет, она бесконечна . Уже в этом огромное различие между временной настоящей жизнью и жизнью будущего века. Жизнь будущего века для верующих и любящих Бога будет так блаженна, счастлива, что мы не можем себе даже представить этого: «Еще не открылось, что будем», – говорит апостол Иоанн ( 1Ин. 3:2 ), а апостол Павел подтверждает: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Источником бесконечного блаженства праведников будет постоянное их пребывание с Богом в Его славе, «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Праведники увидят Бога лицом к лицу, как сказал Иисус Христос: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И теперь, в нашей настоящей жизни, верующие люди в духовном общении с Богом находят для себя величайшую радость и блаженство. Насколько же больше будет эта радость и это блаженство, когда они непосредственно увидят Господа на престоле Его славы и услышат бесчисленное множество счастливых, блаженных, светлых духов, прославляющих и воспевающих Бога. Это и будет рай.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда же наступит гибель земли и Страшный Суд? Этого никто не знает. «Одно то не должно быть скрыто от нас, возлюбленные, – заканчивает св. Петр свое пророчество, – что у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день» (5:8). Т. е. время у Бога исчисляется жизнью духа, а не внешними событиями земной истории. И «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» (5:9). Поэтому, «берегитесь, заканчивает апостол, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь» (15:17–18). Примечание . По поводу значение воды в мироздании и ее роли при творении мира и грядущем его разрушении, не лишне вспомнить основы учения физиков о воде и водороде. Д. Менделеев 53 пишет: «С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и вся древняя мудрость признавала воду основным элементом мира, т. е. первозданным или исходным веществом». Современное научное учение о воде утверждает, что роль ее в природе громадна, так как, поглощая и распределяя солнечные лучи, она является носительницей и возбудительницей неисчислимого могущества явлений в природе. Возможность жизни со всей ее эволюцией обуславливается водой; без нее – смерть. Однако, древние мыслители не знали, что вода не является «простым» (первозданным), но химически сложным телом. Уже Лавуазье признал воду состоящей из водорода и кислорода, что составляет основу современных понятий о воде. Если в специальный сосуд ввести объем кислорода и вдвое больший объем водорода, то получается «гремучий газ». Достаточно пропустить через него электрическую искру (молнию), чтобы произошел взрыв и образовалась вода. На химическом языке формула частицы воды выражается знаком Н 2 0, т. е. она состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (Hydrogenium et Oxigenium). Водород (Н) способен гореть, и при его горении появляется очень высокая температура.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда же омовение кончилось, Христос надел одежду Свою и возлегши опять сказал ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13:12–15 ). Предательство Иуды В горнице царила торжественная тишина, но что- то тревожило и смущало всех. Это было присутствие Иуды. Уже при омовении ног Господь сказал апостолам: «Не все вы чисты», давая этим понять, что знает предателя Своего. А теперь, когда на Вечери обряд следовал за обрядом и Иуда, как ни в чем не бывало, вкушал со всеми пищу и пил вино из чаши благословения, присутствие предателя стало нестерпимо. Вместе с радостью и торжественностью Пасхи, что-то темное и тяжелое томило сердца апостолов. Это томление было и в сердце Иисуса. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою», т. е. хочет со злобой ударить Меня ногой ( Пс. 40:10 ). Сказав это, Иисус возмутился духом и прямо засвидетельствовал апостолам: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас, ядущих со Мною, предаст Меня». Услышав эти слова, апостолы заволновались. Неужели среди них таится предатель? Они с недоверием стали озираться друг на друга, недоумевая, о ком говорит Учитель, и в глубочайшей печали стали спрашивать: «Не я ли, Господи?», и другой: «Не я ли?» При этом и Иуда, предающий Его, сказал: «Не я ли, Равви?» На это Господь тихо ему ответил: «Да, это ты». А тот сделал вид, что не расслышал. Другие же апостолы действительно не расслышали этих слов. Иуде следовало скорее уйти, но он не решался уходом выдать себя. В его душе поднялась страшная буря последней борьбы. Полученные от врагов Христа деньги жгли совесть. Прежняя любовь к Учителю волновала сердце. Но все-таки Иуда не уходил. Тогда Петр сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил Христа. И Иоанн поняв, что хочет Петр, склонился низко на грудь Учителя и тихо спросил: «Господи, кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам». И обмокнув кусок подал Иуде Симонову Искариоту.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда Мария увидела Его, Она сказала: – Сын Мой, что Ты сделал с нами? Мы с большим беспокойством искали Тебя. Иисус отвечал Ей: – Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему? – Иосиф и Мария не поняли, что Он хотел этим сказать, и Иисус послушно пошел с ними домой и оставался с ними, во всем помогая им и слушаясь их, пока Ему не исполнилось 30 лет. Вопросы: Что такое синагога и чем она отличается от храма? Почему Иосиф и Мария с Иисусом Христом пошли в Иерусалим? Сколько было тогда лет Иисусу? Где нашли Его Иосиф и Мария? До каких лет оставался Иисус Христос с родителями? Как Он проводил жизнь у родителей? Самостоятельная работа: Что мы видим, входя в православный храм? Объяснить своими словами следующие названия: Икона Алтарь Престол Царские врата Иконостас Аналой Кадило. Рождение Иоанна Еще перед тем, как Дева Мария приходила навестить Елизавету, священнику Захарии, мужу Елизаветы, явился в алтаре храма ангел, который сказал: – Молитва твоя о рождении у твоей жены ребенка услышана Богом. У вас родится сын и вы назовете его Иоанном. Он будет праведным и Дух Святой будет на нем. Иоанн покажет многим путь для спасения. Он укажет людям Господа, который придет на землю. Захария не поверил ангелу, так, как и он и жена его были стариками. Ангел, увидев это, сказал: – Я Гавриил, предстоящий перед Богом, и послан говорить с тобой и принести тебе эту радостную весть. Ты будешь немым до рождения ребенка, так как ты не поверил словам моим. – Захария вышел из алтаря и знаками показал, что он не может говорить. И люди поняли, что у него было видение. И когда исполнилось сказанное ангелом и родился у Елизаветы сын, у Захария знаками спросили, какое имя хочет он дать ребенку. Захария написал на дощечке: Иоанн. И тотчас он стал говорить. Он прежде всего поблагодарил Бога за рождение сына и, вспомнив слова ангела о сыне своем, сказал: – Ты будешь великим пророком Божиим и покажешь людям путь спасения и покаяния в грехах. Ты будешь предтечей Спасителя, ты приготовишь путь Его. Проповедь Иоанна Крестителя

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда христианин все упование свое возложит на Бога, тогда душа его освобождается от искушений. «Верен Бог, который не попустит вам, – пишет апостол, – быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (10:13). Чаша благословения. «Чаша благословения, которую благословляем – говорит св. Павел, – не есть ли причащение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все приобщаемся от одного хлеба» (10:16–17). И здесь уже не должно быть никакой двойственности. Раз ты стал христианином и участником «трапезы Господней», ты уже не должен принимать участия в греховных пиршествах, ничего общего с христианской верой не имеющих. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской», восклицает св. Павел (10:21). Житейские компромиссы уничтожают силу христианина. Порядок в Церкви . До сведения ап. Павла дошли слухи, что в Коринфской церкви во время собраний бывает много разделений и споров. На это апостол отвечает, что разномыслие еще не беда, оно может породить и полезное, т. к. в столкновении различных мнений могут «открыться между вами искусные» (11:19). Но беда, если в Церкви начинается беспорядок... «Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию?.. Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (11:20–22) ... «Собираясь на вечерю, друг друга ждите» (11:33). В церковных собраниях все должно совершаться по чину и порядку. Упрек ап. Павла коринфянам касался «вечерней любви» (агапы), которые были преддверием таинства Евхаристии (см. Деян. 2:44–46 ). Учение ап. Павла о таинстве Евхаристии . Св. ап. Павел говорит, что ему Сам Господь Иисус Христос открыл, как совершается таинство Евхаристии и как к нему надо приступать верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010