Видимо эти люди действительно очень грешили, если предпочитали жизнь с бесноватым и со свиньями, но не со Христом. И Христос тогда вошел в лодку, чтобы покинуть страну Гадаринскую. Исцеленный больной хотел плыть вместе с Иисусом, но Господь сказал ему: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с Тобою Господь и как помиловал тебя». И он пошел проповедовать о Христе ( Мк. 5:1–20 ; Мк. 8:28–34 ). Насыщение хлебами ( Мф. 14:2 ; Мк. 6:35–44 ; Ин. 6:5–21 ) Слухи о чудесах Христовых быстро распространялись повсюду и наконец дошли до Ирода. Он встревожился и сказал своим приближенным: «Это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых и потому чудеса делаются им». Суеверный Ирод боялся, что Иоанн воскрес и будет мстить ему за свою смерть. Иисус Христос продолжал творить чудеса. Пережив в уединении смерть Иоанна, Он возвратился к Своим ученикам. И вышедши увидел множество людей, которые из всех городов шли к Нему пешком. И сжалился над ними, и исцелил больных их. И вновь начал учить их Царствию Божию. Это было по ту сторону моря Галилейского, в окрестностях Тивериады. Проповедь продолжалась долго, до самой темноты, а народ все шел и шел. «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». Но Иисус сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Ученики удивились словам Христа. Как и чем накормить всю эту огромную толпу? Здесь было более пяти тысяч мужчин и женщин. И сказали ученики Иисусу: «Может быть нам пойти и купить хлебов динариев на двести и дать им есть?» – «Сколько у вас хлебов?» – спросил Христос. Но никакого запаса у апостолов не было. Тогда апостол Андрей говорит: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки, но что это для такого множества». Позвали этого мальчика, и он уступил свое пропитание на общую пользу. Христос принял от него хлебы и рыбки и повелел рассадить народ отделениями по сто и по пятьдесят человек. Когда это было сделано, взглянул на небо и помолился. Затем, благословив хлеб и рыбу, начал преломлять их и передавать апостолам, а те народу. И сколько не преломлял – количество хлеба и рыбы не уменьшалось. Все получили через апостолов столько пищи, сколько кто хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видя перед собой торжествующего, сияющего победой Христа, апостолы спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израиля?» Даже и в этот последний момент некоторые апостолы думали, что Христос осуществит земное царство Израиля. Но Господь сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли». И подняв руки, Господь благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо. И облако взяло Его из вида их. И апостолы стояли, смотрели на небо и ждали... Вдруг явились им два Ангела в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, восходящим на небо». Тогда апостолы поклонились вознесшемуся Христу и с великою радостью в сердце возвратились в Иерусалим. Там, пребывая все вместе в горнице Сионской, этом новом христианском храме, ожидали обещанного им Господом крещения Духом Святым . ( Деян. 1:13 ). Читая эту книгу, мы познакомились с главными событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, от Его Рождества до Воскресения из мертвых и Вознесения на небо. Мы услыхали Его проповедь и узнали Его учение. Мы увидели, что сбылись говорившие о Нем древние пророчества Ветхого Завета, мы узнали о совершенных Им чудесах: об исцелении больных, насыщении голодных, хождении по водам, укрощении бури, изгнании бесов и о воскрешении мертвых, особенно о воскрешении Лазаря. Читая Евангелие, мы убедились, что только Бог мог совершить те дела, которые совершил Иисус Христос и что, следовательно, Он и есть Бог и Человек, пришедший на землю спасти грешников, победить смерть и проповедать Царствие Божие. После Вознесения Иисуса Христа на небо и Сошествия Святого Духа на Апостолов, в день Пятидесятницы, начинается жизнь христианской церкви. Об этой жизни, о том, как она развивалась трудами и подвигами Св. Апостолов, говорят следующие книги Нового Завета: Деяния Св. Апостолов и их Послания. Этим книгам мы посвящаем следующий том Закона Божия. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вначале не было Марии за трапезой. Когда она наконец появилась, в руках ее был алавастровый сосуд с ароматным миром из чистейшего нарда. Приблизившись к столу возлежащих, она тихо подошла к Иисусу. Отбив у сосуда горлышко, стала молча лить драгоценную жидкость на голову и ноги Иисуса, а сама плакала... Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись до земли и распустив свои волосы, отирала ими ноги Учителя, как будто готовя Его к погребению. Среди гостей начался шепот и упреки. Им казалось, что она нарушила благочиние вечера. Тогда, ободренный ропотом гостей, апостол Иуда Искариотский громко сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?». Апостол Иоанн говорит, что Иуда сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому что был вор. Он носил и держал всегда при себе денежный ящик с подаяниями. В это время в сердце его засела уже мысль предать своего Учителя... Мария была смущена. Иисус же ободрил ее и сказал: « Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению . Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала». Гости разошлись, а Иуда Искариот направился к первосвященникам, чтобы предать Учителя. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его», – сказал он. Пораженные и обрадованные предательством одного из ближайших учеников Христа, они предложили ему тридцать серебренников. Он взял деньги и с того времени искал удобного случая, чтобы предать Господа. 38. Вход Господень в Иерусалим ( Мк. 11:1–11; 12:12–19 ; Лк. 19:29–45 ) Между тем, Иерусалим все больше и больше наполнялся паломниками. К празднику Пасхи народ стекался сюда со всех концов Палестины, а также из соседних стран. Было много иностранцев. Огромные гурты скота для жертвоприношений сгонялись к городу по окрестным дорогам. Караваны верблюдов, нагруженные разными товарами, проходили узкими улочками к центру города. Торговля оживилась. Еврейская полиция и римские воинские патрули наблюдали за порядком в городе. Всюду кипела жизнь. Весеннее яркое солнце согревало и веселило пеструю толпу, переполнявшую площади и улицы Иерусалима. А с захождением солнца сразу делалось холодно, дул ветер, и уличная жизнь затихала. Храм, его притворы, соседняя площадь и улицы, являлись наиболее оживленным центром города. В северной же части его, где находился дом римского претора (преторий), было сравнительно тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вокруг храма и по всему городу можно было встретить множество жрецов, заклинателей, волшебников, чародеев и гадателей, которые эксплуатировали суеверие язычников и зарабатывали этим большие деньги. Проповедь Павла в корне подорвала суеверие и идолопоклонство. Многие из чародеев, собрав свои тайные книги, сожгли их на площади на глазах у всех. С такой силой в Ефесе возрастало и превозмогало слово Божие. Считая свое дело в Ефесе законченным и имея здесь много подготовленных сотрудников и пресвитеров, Павел решил отправиться в дальнейший путь, чтобы посетить христианские Церкви в Македонии и Ахаии (Греция), с тем, чтобы оттуда возвратиться в Иерусалим. «Побывав там – сказал он, – я должен видеть и Рим» (19:21). Впереди себя апостол послал двух учеников – Тимофея и Эраста, а сам остался на некоторое время в Ефесе, ожидая первых известий от своих посланцев. Но в это время в городе произошел великий мятеж. Один ювелир, серебренник Димитрий, изготовлявший серебряные модели храма Артемиды и статуэтки идола, заметил, что, вследствие проповеди о Христе, заказы на его изделия стали убавляться. Тогда он собрал художников и ремесленников, которые занимались тем же ремеслом, и заявил им: «Друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Между тем, вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но и почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает Асия и вся вселенная» (19:25–27). Выслушав эту речь, ремесленники пришли в великую ярость и стали кричать: «Велика Артемида Ефесская». Весь город пришел в возбуждение. Разбушевавшаяся толпа схватила сотрудников Павловых и повлекла их на арену цирка, намереваясь там растерзать. По предложению иудеев, был вызван некий Александр, чтобы говорить к народу, но, когда узнали, что он еврей, язычники закричали в один голос, и около двух часов кричали: «Велика Артемида Ефесская».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: Как молился Иисус Христос в Гефсиманском саду? В какой день вспоминается в церкви Тайная Вечеря? Что такое двенадцать Евангелий? Самостоятельная работа: 1. Склеить фонарик, чтобы можно было принести домой свечу после чтения двенадцати Евангелий или участвовать в крестных ходах вокруг церкви на Страстной неделе. 2. Постараться купить книжку с текстом двенадцати Евангелий и следить по ней во время чтения их в храме. Иисус Христос у Анны и Кайафы Сначала воины повели Иисуса Христа к Анне, который раньше был еврейским первосвященником. Анна спросил Иисуса, о чем Он учил, и кто были Его ученики. Иисус отвечал ему: – Я всегда открыто учил; спроси тех, которые Меня слышали. Тут один из служителей ударил Спасителя по щеке. Анна послал Иисуса связанным к Кайафе, который был первосвященником в тот год. У Кайафы собрались главные еврейские судьи. Они стали искать лжесвидетелей и придумывать какую-либо вину за Иисусом Христом, чтобы осудить Его на смерть. Кайафа спросил Иисуса Христа: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». «Да, – отвечал Иисус, – и даже говорю тебе, что вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую сторону Бога и идущего на облаках небесных». Тогда Кайафа разорвал одежды свои в знак негодования и сказал: «На что нам еще свидетели? Вы слышали, как он дерзко говорит про Бога? Как вы думаете об этом?». И все сказали в ответ: «Он достоин смерти». Тогда Иисуса Христа окружили слуги первосвященника, вывели во двор и стали насмехаться над Ним, плевать на Него, бить Его по лицу. Отречение апостола Петра Апостол Петр, который вместе с Иоанном издали следовал за Христом после того, как Его взяли, сидел во дворе первосвященника и грелся с другими у огня, который развели слуги. Одна из служанок узнала его и сказала: – И ты тоже был с Иисусом Назаретским. Петр испугался и сказал: – Нет, я не знаю Его; – и запел петух в первый раз. Вскоре после того, подошел другой слуга и сказал, указывая на Петра: – Это один из Его учеников. – Но Петр опять отрекся. Тогда в третий раз стали говорить другие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: О каких долгах говорится в молитве Господней? Кто наши должники? Чему учит нас притча о милосердном царе и злом рабе? Самостоятельная работа: Докончить работу, начатую в предыдущем уроке. 43. Притча о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Мы вы все часто грешим, и, согрешив, сами знаем, что поступили нехорошо. Но чувствовать, что мы поступили нехорошо, еще недостаточно – нужно в своем грехе покаяться, просить прощения у Бога и у тех, кого мы обидели, и стараться больше грехов не делать. Вот какую притчу о покаянии рассказал нам Иисус Христос. Было у одного богатого человека два сына. Младший из них попросил отца выдать часть имущества, которая ему осталась бы по наследству. Отец исполнил его просьбу, и сын ушел в далекую страну, где очень быстро растратил свое имущество на дурные, грешные удовольствия. Когда же у него ничего не осталось, в той стране настал голод и нужда, и он нанялся пасти свиней у одного из жителей. Голод был так силен, что ему приходилось, когда это удавалось, брать себе для еды корм свиней. Наконец, стал он думать: – У моего отца сколько слуг и они всегда сыты, а я здесь умираю от голода. Пойду к нему и скажу: Отец мой, я согрешил перед небесным Отцом и перед тобой; я недостоин называться сыном твоим: прими меня к себе в работники. И грешный сын пошел к отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его, пожалел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын сказал: – Отец, я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим. – А отец сказал рабам своим: – Принесите лучшую одежду, оденьте его и дайте кольцо на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка. Станем есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. В это время старший сын возвращался с поля, где он работал, и услыхал звуки музыки и пения. Он спросил у слуг, что это значит, и ему рассказали о возвращении его брата и о радости отца. Вместо того, чтобы самому обрадоваться, старший сын рассердился и не хотел войти. Отец стал звать его, но сын упрекал отца в несправедливости к себе:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: О чем говорится в пятом члене символа веры ? Что значит «воскрес»? Какие свойства имело тело Иисуса Христа после воскресения? Что значит: по писанием ? Что укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа? Что значит, что они были свидетели? Что подтвердило воскресение Иисуса Христа? Как приветствуют христиане друг друга на Пасху? Какую Пасхальную молитву вы знаете? Шестой член Символа Веры И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца . В шестом члене Символа Веры говорится о вознесении на небеса Господа Иисуса Христа. Это произошло в сороковой день по воскресении Спасителя (значит, праздник Вознесения всегда бывает в четверг). Об этом событии рассказано в 24-й главе Евангелия от Луки и в 1-й главе Деяний Святых Апостолов. Обратим внимание на некоторые подробности. Апостол Лука говорит: «И собрав их (учеников), Он (Иисус Христос) повелел им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Апостолам было обещано, что на них сойдет Святой Дух. «Вы примете силу», говорит Спаситель, «когда сойдет на вас Дух Святый и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли». Это значило, что ученики Христовы должны будут проповедовать о Нем все, что видели и слышали, и что свою проповедь они должны будут начать в Иерусалиме, а затем возвестить ее всей Иудее, Самарии и, наконец, по всей вселенной. «Идите, научите все народы», повелел ученикам Господь перед Своим Вознесением, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Окончив наставление апостолам, Господь поднял руки Свои и благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Господь Иисус Христос вознес на небо наше человеческое, прославленное тело. И как бережно надо нам относиться к нашему телу, чтобы не осквернить его грехами! Господь Бог сошел на землю, стал человеком, чтобы потом человека вознести на небо и ниспослать людям от Отца Духа Святого, Утешителя. Изумленные Вознесением, ученики стояли и смотрели на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: Почему еврейские начальники и после воскрешения Лазаря были врагами Спасителя? Почему Господь не сразу исполнил просьбу Марфы и Марии? Как назвала Марфа Иисуса Христа? Почему Господь прослезился? Что думали люди об Иисусе, когда встречали его в Иерусалиме? Как мы празднуем Вход Господень в Иерусалим? Самостоятельная работа: Некоторые праздники празднуются каждый год того же самого числа, но празднование Пасхи падает каждый год на другое число. Поэтому все праздники, которые связаны с Пасхой, тоже празднуются каждый год в другие дни. Чтобы отметить их на нашем Годовом круге праздников, сделаем, по чертежу 2 второй круг и прикрепим его кнопкой или гвоздиком к центру нашего круга 1, так, чтобы он вращался вокруг своей оси. Круг 2 должен быть такой величины, чтобы ровно закрывать собой пустое пространство в середине круга 1. Омовение ног По обычаю, накануне дня праздника Пасхи, Иудеи готовили особую пищу и с молитвами и пением ели ее (см. гл. 14). Спаситель с учениками пришел к этому дню в Иерусалим и сказал Петру и Иоанну приготовить все для пасхальной вечери (ужина). Вечером Спаситель и ученики собрались в большой чистой комнате, где были приготовлены к ужину вино, хлеб и испеченный ягненок, как полагалось по еврейскому обычаю. Когда ученики собрались у стола, Спаситель встал, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, влил воду в умывальницу и умыл ноги ученикам. Сделав это, Он сказал: – Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете. Итак, если Я, Господь и Учитель, послужил вам, то и вы должны служить друг другу. Установление Таинства Причащения Когда они начали ужинать, Господь сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху до Моего страдания». Потом, взяв хлеб, Спаситель помолился, разделил его, дал ученикам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем, взяв чашу с вином, Он сказал: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (которая за вас) и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воскресшего из мертвых Христа видели все апостолы и многие ученики, видел и сам ап. Павел. Факт воскресения Христова несомненен и можно только удивляться, как некоторые из коринфян говорят, что «нет воскресения мертвых». «Если нет воскресения мертвых, – восклицает ап. Павел, – то и Христос не воскрес» (15:13) ... но тогда и вся христианская вера тщетна. Но на самом деле Христос воистину воскрес. Он есть первенец из умерших. Смерть постигла человеческий род за грехопадение Адама, а жизнь восторжествовала через Голгофскую жертву Христа. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (15:22), – пророчествует св. Павел. Поэтому сущность Евангелия заключается именно в проповеди о воскресении Христовом. Если бы кто-нибудь усомнился в воскресении, для него и все Евангелие потеряло бы смысл. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (15:14), – продолжает св. Павел. – «Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (15:19), но Христос воскрес из мертвых и открыл путь к воскресению всем верующим в Него членам Церкви Божией. Воскресший Христос будет царствовать во веки. С Ним будут царствовать все верные христиане. Смерть будет окончательно побеждена. «Последний же враг истребится смерть (15:26) и будет Бог все во всем» (15:28). Ради этой светлой веры во всеобщее воскресение не страшно жить на земле и подвергаться каким угодно бедствиям и страданиям, не боясь смерти. «Я каждый день умираю» (15:31) – говорит апостол, т. е. всегда готов отдать свою жизнь за Христа, искупившего род человеческий от греха и смерти. Как воскреснут мертвые . Коринфскую церковь волновал вопрос о будущем воскресении мертвых. Коринфяне хотели знать, как именно осуществится это воскресение. «Как воскреснут мертвые и в каком теле придут?» (15:35). На это св. Павел отвечает, что неправильно было бы думать, что люди воскреснут в таком же теле, в каком они теперь на земле. При воскресении мертвых тело человека преобразится и получит новые свойства; оно станет нетленным и бессмертным (15:52–53). Чтобы это уразуметь, надо знать, что понятие «тела» не так просто, как кажется на первый взгляд. Уже на земном плане, например, «тела» растений способны изменяться и получать новые свойства. «То, что ты сеешь, – говорит ап. Павел, – не оживет, если не умрет» (15:36), т. е. если брошенное на землю семя не разложится («не умрет»), не перестанет иметь свой прежний вид, то из него ничего не произойдет, а если семя умрет, то из него вырастет растение, «тело» которого будет иметь совсем другие формы и свойства, чем «тело» семени, из которого оно произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Вот лежит этот Младенец на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:25 ). Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись беспрестанная духовная борьба, и что сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий; но мысли страдающих человеческих сердец ей будут всегда открыты. Тут же присутствовала св. Анна Пророчица, вдова 84-х лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она рассказывала всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа. Когда Иосиф и Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. ( Лк. 2:39 ) 29 . 7. Поклонение Волхвов ( Мф. 2:1–12 ) Еще до возвращения св. Семейства в Галилею, в жизни новорожденного Младенца Иисуса произошло новое чудесное событие. Из далеких стран Востока, из Аравии или Персии, а может быть и Индии, пришли в Иерусалим волхвы, т. е. мудрецы. Это были ученые люди – «Звездочеты» или «Астрологи», – которые изучали звездное небо и древние книги. Придя в Иудею, они стали расспрашивать всех: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Но никто не мог указать им место рождения Спасителя. Вместе с тем приход волхвов и слухи о рождении нового царя встревожили всех иерусалимлян и в особенности царя Ирода. Будучи человеком подозрительным и жестоким, Ирод испугался, что новорожденный Младенец может стать ему опасным соперником и решил во что бы то ни стало погубить Его. Для этого он созвал всех первосвященников и книжников и спрашивал их: «Где должен родиться Христос?» Те отвечали: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через Пророка...». Но где именно в Вифлееме никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы хотя приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что по сведениям книжников иудейских, новый царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010