« Если Ты Сын Божий – сказал сатана Христу, – бросься отсюда вниз » ... И тут же сослался на пророческие слова Писания: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Своею». ( Пс. 90:11–12 ).  Сатана пытается вновь вызвать сомнение в душе Иисуса. Он хочет, чтобы в основе веры Христовой лежало непреложное доказательство через чудо. Но зачем и кому доказывать? Самому Себе? В сердце Иисуса нет и не может быть сомнений в своем Богосыновстве. Сатане? Но он и без того знает, что пред ним истинный Сын Божий. Доказать людям? Но Христос сердцеведец и знает, что никакое великое чудо не сможет доказать людям тайны пришествия Бога на землю, ибо эта тайна открывается человеку только в вере и любви его сердца. Христос сошел на землю не для того, чтобы силой очевидных фактов и рядом невиданных чудес поработить свободную волю, ум и сердце человека. Он пришел, чтобы собрать воедино чад Божиих, соединенных между собой непринужденной сыновней любовью к Отцу Своему Небесному. Этой любви, конечно, нет в природе диавола, но она живет в сердцах людей. Истинная божественная любовь и свобода духа нераздельны. Чудо, которого требовал сатана у Христа, было бессмысленно и ненужно. И потому Христос сказал сатане словами Священного Писания: « Не искушай Господа Бога твоего » т. е. не требуй ненужных чудес. Окончив все искушения, диавол отошел от Христа до времени, т. е. не оставил окончательно своих вожделений. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею, и молва о Нем разнеслась по всей окружной стране. 13. Первая проповедь в Назарете ( Лк. 4:16–30 ) Вскоре Иисус пришел в Назарет, где был воспитан и где все его хорошо знали. Там жили Его родственники и друзья. По своему обыкновению, как и раньше, в субботу, Он вошел в давно знакомую Ему Синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии. Раскрыв книгу, он нашел место, где сказано: «Дух Господень на Мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Жених замедлил и пришел в полночь, неожиданно, когда все девы задремали и уснули. Пробудившись, они хотели выйти навстречу, но у неразумных не хватило масла в светильниках и вышли только мудрые. Пока же неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел, и только мудрые девы вошли с ним на брак. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери запертыми. Они стали стучать и говорить: «Господи, Господи, отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Здесь «брак» – это Царствие Божие, «Жених» – Христос, вечный Судья, «девы» – души человеческие; «светильники и масло» – исполнение христианского долга, в особенности дела милосердия; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Итак, бодрствуйте, – подтвердил Господь, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Ту же заповедь о необходимости постоянной бдительности, труда и добрых дел Господь выразил в притчах о «Талантах» и о благоразумном и неблагоразумном рабах. «Кто же верный и благоразумный раб – сказал Христос, – которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами», то придет господин неожиданно и подвергнет злого раба одной участи с лицемерами. «Там будет плач и скрежет зубов». «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:44–51 ). 30. Учение Иисуса Христа о втором Его пришествии и о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ) Господь сказал притчу о десяти девах, чтобы предупредить людей, что жизнь должна проходить в постоянном труде и духовной бдительности. Настанет момент, когда каждый человек должен будет дать ответ Вечному Судие. Это будет второе пришествие Христа и Страшный Суд. Тайну Страшного Суда Иисус Христос открыл в следующей притче:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Заветы апостола о поведении христиан . Христианская церковь в Риме, и где бы то ни было, должна представлять собой одно целое, учит апостол, как «одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (12:5). Не следует приспосабливаться к обычаям и нравам языческой жизни, а надо стремиться к «обновлению ума», чтобы познавать, что есть воля Божия. И всем нужна скромность. «Не думайте о себе более, – пишет апостол, – нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (12:3) ... Будьте братолюбивы друг к другу, с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте... в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите... В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве (т. е. принимайте у себя бездомных странников) ... Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте... Не воздавайте злом за зло... Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми; не мстите за себя...» (12:10–19). «Если враг твой голоден, – призывает Павел, – накорми его, если жаждет, напои его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (12:20–21). Отношение христиан к гражданским властям . На эти отношения ап. Павел смотрел так же, как и ап. Петр, т. е. он считал необходимым полное им повиновение не за страх, а за совесть. Но это повиновение не должно касаться внутренней жизни христианина, его веры в Бога и христианской проповеди. В свое время, когда в Синедрионе потребовали от апостолов Петра и Иоанна прекратить благовестие о Христе, они ответили властям: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4:19 ). И теперь ап. Павел пишет в Рим: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (13:1–2). Эти слова не могли удивить римских христиан, т. к. это было в начале, когда власть стояла на достаточной высоте. К концу века положение переменилось. Для Тайнозрителя в Апокалипсисе Рим есть Вавилон, великая блудница, и память о Нероне дает материал для образа зверя. Но и в эпоху начавшихся гонений ап. Петр призывает христиан оказывать послушание представителям власти (1 Пт. 2:13). Видимо, ап. Павел считал, что и власть Нерона, и его правительство существуют по предвидению Божию и, как власть гражданская, должны уважаться христианами. «Надо повиноваться, – пишет апостол, – не только из страха наказания, но и во совести... отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон» (13:5,7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь они не задержались, а отправились в первый большой город Македонии – Филиппы 51 . По обыкновению, ап. Павел начинал свою проповедь в синагогах, но в Филиппах, по малочисленности еврейского населения синагоги вообще не оказалось. Дождавшись субботнего дня, проповедники вышли за город и там возле реки отыскали «молитвенный дом», где встретили лишь несколько женщин, с которыми и начали свою первую беседу. Среди собеседниц оказалась одна женщина, приезжая из г. Фиатир (Мал. Азия), по имени Лидия, которая внимательно слушала благовестие ап. Павла. Уверовав в Господа Иисуса Христа, она пожелала креститься. Вместе с ней крестились и все домашние ее. Будучи продавщицей драгоценных тканей, Лидия имела в Филиппах свой дом и упросила Павла и спутников его поселиться у нее. Таким образом, в Филиппах и его окрестностях стала распространяться проповедь Царства Божия. Пользуясь гостеприимством Лидии, проповедники собирали народ за городом в молитвенном доне и там, продолжая благовествовать, привлекали новых язычников к вере и укрепляли Церковь . Однако, неожиданный случай прервал деятельность ап. Павла в Филиппах. Ап. Лука, который в Троаде присоединился к ап. Павлу, так рассказывает об этом событии: «Когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала: «Сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (16:16–17). Это она делала много дней, пока Павел в негодовании не сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел в тот же час. Тогда господа этой служанки, увидев, что она перестала предсказывать и этим лишила их источника постоянного дохода, пришли в невероятный гнев. Набросившись на Павла, они повлекли его к воеводам-начальникам города, а те, не разобрав в чем дело и даже не выслушав апостолов, сорвали с них одежды, жестоко избили и, заковав в цепи, бросили в темницу. Ап. Павел, по-видимому, не успел даже заявить, что он римский гражданин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И между самими фарисеями началась распря из-за Иисуса. Однако, было необходимо ослабить впечатление, произведенное на народ этим чудом. Фарисеи дважды допрашивали самого слепца, а потом и родителей его. Они надеялись найти в их показаниях что-нибудь, порочащее имя Христа. Но все тщетно, чудо было ясно засвидетельствовано всеми. Сам исцеленный открыто заявил: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному... и, если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». За эти простые и правдивые слова раздраженные фарисеи «выгнали вон бывшего слепца». А Христос, услышав, что выгнали его, и нашедши его, сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?» Он же отвечал: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «... И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «... Верую, Господи». И поклонился Ему . 33. Проповедь Христа на Празднике Обновления ( Ин. 10:1–42 ) Настал праздник обновления и к храму снова стал стекаться народ. Хотя этот праздник не был так популярен, как праздник «кущей», и меньше привлекал иностранных паломников, тем не менее иудеи любили его. Он напоминал им одну из славных страниц их национальной истории, когда Иудея была освобождена от власти сирийского царя Антиоха Епифана и храм очищен от осквернений. Это было за 164 года до Рождества Христова. Находясь под влиянием греческой культуры, Антиох решил ввести повсюду в своих владениях почитание греческих богов. В иерусалимском храме он поставил идолов и поклонение им сделал обязательным. Тогда нашелся храбрый иудейский вождь – Иуда Маккавей, который сумел тайно собрать и вооружить значительные военные силы. Внезапно напав на сирийцев, в жестоком бою он опрокинул их воинство. Освободив Иерусалим и очистив храм от идолов, он восстановил поклонение Единому Богу и объявил независимость Палестины. В честь этого события и был установлен праздник «обновления». (2 Макк. 10:1–8). Зимнее время еще только начиналось, но уже было довольно холодно и потому собравшийся народ старался скорее войти во внутрь храма и оставался в крытых притворах Соломона. Здесь в эти дни и проповедовал Христос. Теперь, после исцеления слепорожденного, Он снова стал центром внимания всех. Всюду о Нем говорили, спорили, старались увидеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И он поспешно сошел и оказался пред лицом Самого Господа, увидел Его вблизи. Был смущен и несказано обрадован, но надо было торопиться домой, чтобы принять у себя великого гостя. «И он принял Его с радостью», не зная куда посадить и чем угостить. А вокруг был шум и ропот. Видя, что Господь вошел в дом мытаря, «все начали роптать и говорить, что Он зашел к грешному человеку». В самом деле, почему такая исключительная милость и ласка оказана заведомо грешному человеку, обидчику и слуге римлян. Неудовольствие выражали вслух. Закхей слышал это и может быть первый раз в жизни подумал, что все, что о нем говорят, правда. Душа его заволновалась; встав из-за стола, сказал Закхей Господу: «Господи! Половину имения своего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус же ответил ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19:1–10 ). Итак, Закхей, доселе действительно погибший человек, изменник началам и вековым чаяниям еврейского народа, встретив Христа, вновь возродился душой и стал истинным сыном Авраама, ожидающим Царствия Божия. Никодим «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из начальников иудейских». Он знал, что Иисус творит великие чудеса, но не решался открыто присоединиться к ученикам Христовым. Он был членом Синедриона и его служебное положение мешало ему близко общаться со Христом. Большинство фарисеев и начальников относилось ко Христу враждебно, но у Никодима была живая душа и он искренно искал Правды Божией. Желая узнать Христа ближе, он пошел к Нему ночью, чтобы беседовать с Ним незаметно для других. Говорил не от имени Синедриона, но выражал отношение ко Христу некоторой группы фарисеев. «Равви, мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога». Господь ответил, что одного знания недостаточно. Чтобы войти в Царствие Божие надо совершенно переменить жизнь, родиться свыше, т. е. пережить духовное рождение. Эти слова удивили Никодима. Христос продолжал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие...».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И показал мне Ангел, – пишет далее св. Тайнозритель, – чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (22:1). Это символ Духа Божия, исходящего от Отца и посылаемого Сыном Божиим – Агнцем. Среди улицы города видел св. Иоанн по ту и другую сторону реки–древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой и «листья дерева – для исцеления народов» (22:2). «И рабы Его (Агнца) будут служить Ему и узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (22:3–4). Все это – таинственные, символические признаки Царствия Божия, о которых св. апостол Павел говорит словами св. пророка Исаии: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Во всяком случае, из описания св. Иоанна явствует, что Царствие Божие – это есть абсолютная, идеальная гармония и красота, и в то же время оно есть полное единение человека с Богом в непреходящей любви. В заключение своих видений, св. Иоанн приводит слова, слышанные им от Господа: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16) ... «Ей, гряду скоро». «Ей, гряди, Господи Иисусе» (22:20), – отвечает св. Иоанн имеющему второй раз явиться на землю Спасителю нашему Господу Иисусу Христу. Изложив здесь в самых кратких чертах содержание Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова, мы имели в виду дать лишь «схему» или «канву» для самостоятельного изучения текста этой книги самими читателями. Некоторые св. Отцы давали свои толкования Апокалипсиса, но в этих толкованиях нет полноты и единомыслия. Тем не менее, несмотря на все трудности понимания некоторых мест текста, книга св. Иоанна написана по повелению Божию для чтения и вразумления всех людей. Она есть прежде всего, как было нами указано, последний призыв к покаянию грешного человечества и ободрение верных христиан в тяжкие времена грядущих испытаний. «Когда увидите все сие сбывающееся – говорит Христос, – то восклоните головы ваши, ибо пришло избавление ваше» ( Лк. 21:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И сказал ему Иисус: « Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ». Христа распяли в полдень. Палило солнце. Распятые изнемогали от жары, жажды, болей, томления сердца и потери крови. Тогда воины, напитав губку уксусом и наложив ее на трость, подносили к устам Распятого, чтобы утолять Его жажду. Полуденный жар стал утомлять и толпу; некоторые начали расходиться. Но к кресту в это время приблизились близкие Иисуса. Подошли и стали у подножья креста «Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено, се Сын Твой». Потом говорит ученику: «Се Матерь твоя». Ученик этот, конечно, был апостол Иоанн. С этого времени он взял к себе в дом Пречистую Деву и заботился о Ней до конца Ее земной жизни. Прошло уже около трех часов, как Христос изнемогал на кресте. Народ приходил и уходил с Голгофы. Проходящие иудеи и иностранцы внимательно читали надпись на кресте и делали свои замечания. Одни хулили Иисуса, другие содрогались, видя страшные муки Распятого. Первосвященники были недовольны надписью на кресте и пошли к Пилату просить: «Не пиши – Царь Иудейский, но что Он Сам называл Себя Царь Иудейский». Но Пилат отказался изменить надпись: «Что я написал, то написал», – ответил он иудеям. Как всякий слабовольный человек, уступив в главном вопросе, т. е. в казни невинного Иисуса Христа, здесь он решительно настаивал на второстепенном. Враги Христа неотлучно находились на Голгофе, а друзья, вероятно, были где-нибудь поблизости и в горе переживали страшный конец своего Учителя. Но вот стало смеркаться. Это было странно, потому что час еще был не поздний и солнце стояло высоко в небе. Темнота стала сгущаться, солнце заслонил густой мрак и вдруг наступила совершенная тьма. «Было уже около шестого часа дня», – свидетельствует апостол Лука, «и сделалась тьма по всей земле до часа десятого» ( Лк. 23:44 ). Стало темно как ночью, так что по свидетельству историка Евсевия , на небе появились звезды 42 . Кругом воцарилась немая тишина. Толпы народа в смущении и страхе стали расходиться с Голгофы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И тогда серп упал на землю, и Ангел совершил жатву. Он обрезал виноград на земле и бросил его в «великое точило гнева Божия». Семь чаш гнева Божия (15 гл.) Начались последние испытания человеческого рода и новый; сильный призыв грешников к покаянию. Св. Иоанн увидел, как из храма (небесного) вышли «семь Ангелов, имеющих семь язв». И услышал св. Иоанн из храма голос, говорящий: «Идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (16:1). И Ангелы исполнили повеление. Тогда тяжкие кары Божии постигли людей. Но при всех своих бедствиях, грешники не покаялись, но хулили Бога за испытания, им посланные. Жена, сидящая на звере (17 гл.) Один из семи Ангелов сказал св. Иоанну: «Пойди, я покажу тебе суд над великой блудницей». «И повел меня в духе в пустыню – говорит св. Тайнозритель, – и увидел я жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... Она упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (17:3 и 6). «Жена, сказал Ангел, есть великий город, царствующий над земными царями» (17:18). Во времена св. Иоанна Богослова это был несомненно Рим, но в будущей истории человечества этим «Римом» может оказаться, как уже было отмечено, всякий другой столичный город, правящий миром, новый Вавилон. Падение Вавилона (18 гл.) И увидел св. Иоанн нового Ангела, сходящего с неба и имеющего великую власть. «Земля осветилась от славы его». Он предсказал окончательное разрушение греховной столицы, центра земного могущества, торговли и цивилизации. «Пал, пал, Вавилон, великая блудница», – взывал Ангел. И неожиданно для всех, в один день пришел на него конец, смерть и плач, и голод. В один час погибло великое богатство, накопленное неправдами в течение столетий... Гибель Вавилона – Рима явилась возмездием Божиим за все преступления великого города, в особенности за мучения христиан, «ибо, – как говорит св. Тайнозритель, – в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (18:24). 6. Конь белый и сидящий на нем (19 гл.) Уже после снятия первой печати с книги тайн Божиих, св. Иоанн видел, как конь белый и сидящий на нем венценосный всадник «вышел как победитель, и чтобы победить» (6:2). Теперь же этот всадник вновь появился на небе. «И увидел я, – пишет св. Иоанн, – отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадим... Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» ... И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы поражать народы». (19:11–15).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

« Иди, вера твоя спасла тебя ». И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Здесь замечательна настойчивость просьбы слепого и глубокая его вера в чудотворную силу Христа ( Мк. 10:46–52 ). Исцеление у Овчей купели Был праздник иудейский и пришел Иисус в Иерусалим. Здесь Господь исцелил одного тяжко больного, который в течение тридцати восьми лет страдал от своего недуга. Чудо исцеления совершилось на глазах у всех. Это было недалеко от городских ворот, называемых «Овечьими» ( Ин. 5:1–16 ). Там находилась купальня Вифезда, славящаяся целебной силой. Это была огромная, с пятью крытыми коридорами больница, ко без врачей, куда стекалось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Время от времени спокойная вода этой купальни вдруг начинала бурлить и волноваться. Это Ангел Господень сходил и возмущал воду. И кто первый погружался в нее, тот выздоравливал, какой бы он ни был одержим болезнью. Естественно, все больные спешили первыми погрузиться в воду, но не многим это удавалось. Таким образом один больной с верою в чудодейственную силу Ангела, возмущавшего воду, ждал своей очереди многие годы. И вот Христос, посетив это место, обратил внимание на этого несчастного. «Хочешь ли быть здоровым?» – спросил Он его. Больной отвечал: «Так, Господи, Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в дом свой. Но это великое чудо, вместо радости и сочувствия, вызвало озлобление и боль в сердцах многих иудеев. Почему – спрашивали они – Пророк из Назарета совершает исцеления в дни Субботы? И за это начали гнать Иисуса. Удивительно, что сам исцеленный больной донес иудеям на Христа его исцелившего. Иисус же, встретив его во храме, сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худого». Исцеление сухорукого Христос обличал бездушное соблюдение законов Моисея и преданий... и это очень не нравилось книжникам, фарисеям и законникам иудейским, которые путь спасения человека и всего народа видели главным образом в их внешнем, показном исполнении. А самое главное – любовь к Богу и людям – часто совершенно забывали. Например, считали, что по субботам вообще нельзя ничего делать, т. к. суббота «день покоя». Но Христос учил, что добрые дела можно и должно делать во все дни недели и показывал это примером Своих чудотворений. Однажды, когда Он вошел в синагогу и увидел там сухорукого, фарисеи спросили Его, чтобы обвинить: Можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: «Кто из вас, имея одну овцу, если она упадет в субботу в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро». Но враги Христа молчали и внимательно следили за Ним, не исцелит ли сухорукого, чтобы обвинить Его: это как раз была суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010