Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОКО ЦЕРКОВНОЕ» дополнительное название русских редакций Иерусалимского устава XV-XVII вв. (один из вариантов полного названия: «Устав, еже есть око церковное»). Составление первоначальной редакции «О. ц.» (1401) приписывается прп. Афанасию Высоцкому Старшему на основании послесловия, сохранившегося в некоторых списках «О. ц.» 1-й пол. XV в., в котором упоминается «грешный Афанасий», живущий в к-польском монастыре Пресв. Богородицы Перивлепты. По всей видимости, именно там поселился прп. Афанасий после того, как покинул Русь вместе с митр. Киприаном в 1382 г. В отличие от мн. др. слав. редакций Иерусалимского устава «О. ц.» не было простым переводом Типикона с греч. языка, в его состав были включены дисциплинарные главы из «Тактикона» Никона Черногорца, ряд богослужебных и дисциплинарных глав из южнослав. Типиконов, добавлены памяти рус. святых, сопоставление между палестинскими, студийскими и афонскими редакциями устава, рус. перевод мн. греч. терминов ( Мансветов. 1885. С. 276-280; Арранц. 1999. С. 56-57). Название «Око церковное» присутствует в наиболее ранних списках, сохранивших послесловие составителя устава (РНБ. F.n.I.25, 1409 г.; РГБ. Рум. 445, 1428 г.; НБказГУ 4634, 1429 г.; см.: Артемьев. 1852. С. 68-74), а также в нек-рых др. списках, напр., в РГБ. Троиц. 239. В более поздних списках такое самоназвание встречается нечасто, хотя в целом рус. редакции Иерусалимского устава XV-XVI вв. основываются на «О. ц.». Напротив, в дониконовских печатных изданиях XVII в. (М., 1610, 1633, 1641 гг.) термин «Око церковное» указан и описан в предисловиях и послесловиях, особенно подробно в оригинальном предисловии издания 1610 г. («Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, слово царскаго изволения...»), в к-ром устав сравнивается с «оком умным» в человеке (на основании слов Мф 6. 22-23: «Светильник для тела есть око...»; «око» здесь понимается как «ум» в толкованиях святителей Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского). «О. ц.» характеризуется как книга, «просвещающая Церковь и люди», как «вождь всем книгам».

http://pravenc.ru/text/2578245.html

Апостол ждал суда и готов был ко всякому решению. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, – писал он, – если жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое... И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» ( Флп. 1:21,23,25 ). Надеюсь скоро послать к вам Тимофея... тотчас же как скоро узнаю, что будет со мною... (а теперь) я почел нужным послать к вам Эпафродита, брата и сотрудника, и сподвижника моего» ( Флп. 2:19,23,25 ). В свою очередь Церкви посылали своих посланцев в римское заточение к Павлу; они сообщали ему сведения о своей жизни и доставляли пособия деньгами и продуктами. «Я весьма возрадовался в Господе, – отвечал им апостол, – что вы уже вновь начали заботиться о мне... Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Христе» ( Флп. 4:10–13 ). Наконец наступил срок суда над апостолом. Это было очень тревожное время. В Риме начались гонения на христиан, как на вредных иудейских сектантов; вообще же на всех иудеев в Риме смотрели очень подозрительно; недоверие усилилось, когда из Палестины стали приходить вести о непрекращающихся там волнениях и бунтах против римской империи. Сам Рим страдал от Нерона, деспотия которого приняла формы невероятной жестокости. Высшее общество жило в постоянном страхе за жизнь и имущество. Духовная и умственная жизнь столицы пришла в упадок настолько, что лучшими развлечениями, как знати, так и народа, стали конские состязания и бои гладиаторов. А в это именно время в Риме, особенно в низших слоях, зарождалась новая жизнь – христианство. Будущности его никто из правителей мира сего не мог предвидеть. Итак, Павел предстал пред императором. Будучи невиновным в преступлениях, которые возводили на него палестинские иудеи, апостол все-таки имел мало оснований надеяться на оправдание. Встреча с Нероном на суде не предвещала ничего хорошего. Не только сам обвиняемый, но даже судьи, присутствовавшие в зале суда, не могли быть уверены в своей безопасности: все могло случиться при вспышке гнева тирана. Был ли сам Нерон на судебном разбирательстве неизвестно, но предреченное Господом не могло не осуществиться. Апостол помнил слова Господа, сказанные ему ночью во время кораблекрушения: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесарем...» (27:24).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол Павел хотел сам выйти к народу, чтобы успокоить страсти, но некоторые из начальников асийских, а также и христиане, убедительно просили его не показываться толпе. Мятеж продолжался, пока не явился блюститель порядка, который разумной речью успокоил народ. «Мужи Ефесские – сказал он, – какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели сюда сих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы, пусть жалуются друг на друга...» (19:35–38). Сказав это, он распустил собрание. После прекращения мятежа, Павел созвал своих учеников и, дав им прощальное наставление, вышел из Ефеса. Он направился в Македонию и Элладу, где провел три месяца. Основанная апостолом Павлом Церковь в Ефесе сделалась знаменитой христианской метрополией, давшей целый ряд епископов. Четыре столетия спустя в Ефесе происходил великий Вселенский Собор. Позднее эта Церковь пришла в упадок и в настоящее время на месте ее осталась груда развалин (Откровение Иоанна Богослова, 2:5). Обратный путь Апостола Павла через малую Азию Побывав в Коринфе, апостол Павел в сопровождении своих сотрудников прошел всю Грецию и Македонию с юга на север. Посетив все христианские Церкви, им ранее здесь основанные, он прибыл в город Филиппы, а оттуда отплыл в хорошо ему знакомую Троаду. Там его уже ждали ученики, с которыми он провел целую неделю. В первый день недели (воскресение), когда все христиане собрались на вечерю Господню для преломления хлеба, апостол Павел пришел к ним. Это было одно из воскресных собраний для молитвы, духовной беседы, пения псалмов и трапезы Господней, которые теперь совершались в церквах почти повсеместно. Воскресное собрание в Троаде, по случаю приезда Павла, носило особенно торжественный характер, тем более, что апостол предупредил верующих о своем отъезде следующим утром, быть может, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостолов Он нашел спящими. Разбудил их и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». ( Мк. 14:41–42 ). И апостолы пробудились. Один за другим они поднимались с земли и с тревогой вслушивались в какие-то новые звуки. А в саду в это время замерцали огни и слышался топот приближающейся толпы; затем появились вооруженные люди. Одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья, среди толпы было несколько воинов из стражи храма. Впереди всех шел Иуда. Это он привел отряд («спиру») для взятия Иисуса Христа. Ученики растерялись. Но Иисус пошел навстречу толпе. Тогда Иуда, делая вид, что возвращается из города, исполнив данные ему в конце Тайной Вечери поручения Христа, и ничего не имеет общего с пришедшими, быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним. Но Господь кротко спросил его: «Друг Мой, зачем ты здесь?» – «Равви, – отвечал Иуда и слово замерло на устах его. – Равви, – повторил он с принуждением, – здравствуй!». И, наклонившись к Господу, поцеловал Его... Христос знал предательскую цену этого поцелуя и с негодованием спросил изменника: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Предатель содрогнулся. Он понял, что Христос насквозь видит его мрачную душу и знает его уговор с начальниками отряда: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно». Тем временем, стража стала приступать ко Христу и к группе апостолов, но неверные тени от факелов мешали ей разобраться в лицах. Нужно было точно увериться, кто именно Христос или взять всех. Тогда Спаситель, сам приблизившись к толпе, спросил: «Кого ищете?» Из толпы ответили: «Иисуса Назорея». – «Это Я» – ответил Господь. И когда Он сказал им: «Это Я», они отступили назад и пали на землю. Христос опять спросил их: «Кого ищите?» Они сказали: «Иисуса Назорея». Иисус отвечал им: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, – указал Он на апостолов, – пусть идут».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Апостолы и пресвитеры и братья, находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться (о Господе). Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами, и поколебали ваши души, говоря, что надо обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали; то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавой и Павлом, человеками, предавшими души за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же словесно. Ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (15:23–29). Доставленное в Антиохию письмо вызвало там среди новообращенных христиан большую радость и умиротворение. 12. Второе путешествие Апостола Павла ( Деян. 15:36; 17:14 ) Прожив некоторое время в Антиохии и утвердив там Церковь , апостолы Павел и Варнава вместе со спутниками Силой и Иоанном-Марком, разделившись на две группы, предприняли новое путешествие с целью проповеди. Варнава с Марком отплыли на о. Брит, а Павел с Силою отправились пешком вдоль берега Средиземного моря на север, в Тарс. Если посмотреть на карту Малой Азии и Греции, то невозможно не удивиться грандиозности второго путешествия ап. Павла. Даже в наше время, когда всюду построены хорошие дороги и введены быстрые способы передвижения, такое путешествие в тех странах заняло бы много времени и сил и стоило бы огромных денег. А во времена ап. Павла оно должно было представлять совершенно непреодолимые препятствия. Правда, Павел на своем пути, по-видимому, придерживался главным образом направления римских военных и торговых путей сообщения, но и эти дороги были очень далеки от совершенства. Кроме того, все путешествие совершалось пешком или по морю в труднейших условиях тогдашних корабельных плаваний. Для морских путешествий и для питания нужны были деньги, которые ап. Павел должен был зарабатывать по дороге собственным трудом (деланием и продажей палаток или поденным трудом). Впоследствии на жизнь и путешествия он получал пожертвования от созданных им новых церквей, но в первое и второе путешествие он был предоставлен всецело себе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Блажен, – подтверждает св. Иоанн, – соблюдающий слова пророчества книги сей» (22:7). Ибо Бог «послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (22:6). «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда настанет это время», говорит Христос ( Мк. 13:33 ). Заключение Четвертая книга Закона Божия показала, на основании письменных памятников 1 века (Священного Писания Нового Завета и христианского Предания) общую картину апостольской проповеди и жизни первохристианской Церкви. Содержание этой жизни, как в начале, так и на протяжении веков, заключалось в силе откровения Бога, переданного Иисусом Христом апостолам и их преемникам. В следующей пятой книге будет рассказано в общих чертах, как развивалась жизнь христианской Церкви после апостольского века и как воспринимали люди учение Христово в течение веков до наших дней. 48 Впоследствии, когда Церковь умножилась, и епископы не могли быть всюду, чтобы возлагать руки на крещаемых для низведения Духа Святого, в Церкви было введено таинство миропомазания, т. е. помазание миром, как печать дара Духа Святого. Это таинство миропомазания в наше время обычно совершается одновременно с таинством крещения (см. 2 кн.). 49 Отсюда юный помощник Варнавы и Савла, Иоанн (Марк), не выдержав трудности путешествия, вернулся в Иерусалим. 50 В них ап. Павел между прочим пишет: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей... такое завещание, чтобы ты воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть... чтобы ты знал, как должно поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины... Никто да не пренебрегает юностию твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте... Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение...» ( 1Тим. 1:18–19; 3:15; 4:12–42 ; 2Тим. 1:6 ). 51 Колония, город заселенный бывшими солдатами и получивший римские права, под особым управлением воевод. 52 Эти слова «стена подбеленная» соответствуют гневному обличению фарисеев Самим Господом, когда Он им говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Как голодные думают только о хлебе и всюду ищут его чтобы насытиться; и как истомившийся от жажды готов всегда заплатить любую цену за глоток свежей воды, – так есть люди, которые всюду ищут правды жизни. Одни надеются найти правду в науке, другие в искусстве, третьи в технике, иные в общественной жизни, в служении людям, в любви к Богу. Если это люди бескорыстные и настойчивые, каким бы путем они не шли, в личности Господа Иисуса Христа и Его учении о Царстве Божием, рано иди поздно они найдут живую правду. «Просите, и дано будет вам – сказал Христос, – ищите и найдете, стучите и отворят вам». Полное удовлетворение духовной правдой и познание Правды Божией осуществляется в вечных обителях Царства Небесного; но и здесь в земной жизни люди алчущие и жаждущие правды насыщаются истинным счастьем и радостью в познании тайн Божьего мира. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Милость, милосердие, – это свойство Божественной любви и одно из самых благородных и святых чувств человека. Если кто-либо из людей согрешит и впадет в тяжкое преступление, то, несмотря на безусловную свою виновность, грешник все же может быть помилован милостивым судией во имя любви и милосердия. Но тогда этот милостивый судия и сам будет помилован за свои личные грехи и беззакония высшим Судией, Богом... 33 Так и люди должны проявлять друг к другу милосердие и жалость. Тогда они будут помилованы Богом. Если мы пожалеем друг друга, то и Господь нас пожалеет. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят». Бог невидим и непостижим, но люди чистые сердцем могут чувствовать его присутствие всюду. Не телесными, а духовными очами они видят Бога в природе и в людях; они ощущают Его присутствие в собственном сердце. « Бог есть любовь – говорит святой апостол Иоанн, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Надо очистить свое сердце от злобы, зависти, недружелюбия и всяких других греховных чувств и недобрых мыслей, и тогда в душе человека засияет любовь к Богу. Как в чистых и прозрачных водах спокойного озера отражается солнце и небо, так в чистом и добром сердце человека отражается Бог. Только чистые сердцем люди способны узреть Бога в Его творении, услышать и понять Слово Его, постигнуть тайну Его бытия. Но черствые сердцем люди, как бы они ни были талантливы и умны, никогда не увидят Бога и даже не поверят в Его бытие. Про них сказал пророк Исаия:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное». Но кто такие нищие? Обычно нищие ничего своего не имеют и всегда просят помощи у других. Они не стесняются признавать, что все свое пропитание получают как дар. Нищие духом , так же, как и те простые нищие, считают, что ничего своего в душе у них нет и что все духовное богатство свое (таланты) они получают от Бога. Как голодные нищие, они просят у Бога духовной пищи, и Господь питает их плодами Духа Святого. А эти плоды суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера ( Гал. 5:22 ). Нищие духом могут сказать о себе словами апостола Павла: « Мы нищие, а всех обогащаем ». Их духовное богатство открывает им, а через них и другим, путь в Царство небесное. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кто в жизни не плакал? Слезы есть знак страдания. Но может ли страдание давать счастье и блаженство человеку? Не всегда. Если человек страдает из-за видимых благ, из-за гордости, страстей и самолюбия, то эти страдания только мучают душу и не приносят никакой пользы. Если же человек принимает страдание, как посланное Богом испытание, тогда горе и слезы очищают и омывают его душу, и даже в самом горе он находит радость и утешение. Плачущие в этой жизни утешатся в жизни вечной. Но горе не желающим каяться и страдать во имя Божие и не оплакивающим своих грехов и готовым только смеяться и веселиться. Они не войдут в Царствие Божие. « Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете », – сказал Господь. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Из-за земли и ее богатств постоянно борются люди. Чтобы обладать землей народы ведут войны, совершают насилия, жестокости и убийства, думают силой завладеть землею. Но у сильных землю отнимают более сильные, а против них идут сильнейшие и так без конца. И все страдают и мучаются, а самой красоты земли часто совершенно не замечают и не наслаждаются ей. Однако, есть люди, которые «ничего не имеют, но всем обладают». Такими являются, например, христианские странники, которые у нас на Святой Руси ходили пешком по всей стране, от монастыря к монастырю, наслаждались красотою земли, питались ее прекрасными плодами, дышали чистейшим воздухом, пили ключевую воду, молились Богу под открытым небом, работали своими руками и ни от кого никакой земли никогда не отнимали. А земля им действительно принадлежала. Они в кротости своей владели ею. Но этого мало. Наступит время, когда вся земля в действительности будет принадлежат счастливым, блаженным, кротким, а не злым и гордым людям. Они будут истинными наследниками всего земного богатства. Так обещал Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Бог есть Дух – сказал ей Христос, – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Эти слова еще более всколыхнули сердце Самарянки, и она убежденно исповедала свою веру в скорое пришествие Мессии. « Знаю, что придет Мессия, т. е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все ». Здесь и обнаружилось, что, несмотря на всю свою греховность и заурядную будничную жизнь, самарянка, все же, в глубине души всегда ожидала откровения Божией Правды и явления на землю Христа. И лишь только в ней пришло покаяние, – явилось и откровение Мессии. Иисус сказал ей: « Это Я, который говорю с тобою ». Тогда самарянка совершенно преобразилась душой и отправилась в город, неся людям живую воду благовестия Христова. Признавая себя грешницей, она звала всех жителей города идти ко Христу. Самаряне вышли к колодцу Иакова и, увидев там Спасителя, слушали Его речи. Они звали Его к себе в город Сихарь. И Он согласился прийти и пробыл у них два дня. Многие уверовали в Него. А женщине той говорили: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинный Спаситель мира – Христос» (Ин, 4:4–42). Церковное предание говорит, что эта самарянка впоследствии стала мученицей Фотиней . 25. Исповедание веры Апостола Петра ( Мф. 16:13–20 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–21 ) Вера живет в душе каждого человека, без нее невозможно угодить Богу. Когда Христа спросили, что надо делать, чтобы творить дела Божии, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин. 6:29 ), т. е. в Сына Божия. Исповедание веры во Христа – это начало всех чудес и первый шаг в Царство Божие. Когда Христос путешествовал по городам и селам Кесарии Филипповой, то однажды, после долгой уединенной молитвы, Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Тогда от лица всех апостолов Петр исповедовал свою веру во Христа, как Сына Божия. Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:14–16). О правдивости без клятвы : «Прежде всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою: но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет»; дабы вам не подпасть осуждению» (5:12). 2. Два соборных послания Апостола Петра Свои послания св. апостол Петр написал в конце жизни, в Риме, который он условно называет «Вавилоном», и адресовал к христианам, «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Он называет этих христиан «пришельцами», т. е. переселенцами. Откуда? Очевидно из Иудеи, Самарии и Галилеи, т. е. вообще из Палестины. Может быть, и в более общем смысле: «пришельцами» в этот мир. Но, несомненно, среди этих пришельцев было не мало христиан и из язычников, коренного местного населения, которым в свое время проповедовал Евангелие св. апостол Павел. Из Рима послания были доставлены Силуаном, сотрудником сперва апостола Павла, а затем и апостола Петра. В Риме правил тогда император Нерон, а в Палестине происходили страшные беспорядки, предшествовавшие иудейской войне. Начиналась борьба между Иудеей и Римом. Голод, повсеместные убийства и грабежи, принуждали евреев бросать родные очаги и массами бежать в Малую Азию и другие более безопасные места. Эти переселенцы увеличивали собою еврейскую колонизацию более древних эпох и времен завоевания Палестины Александром Македонским, а затем римским полководцем Помпеем. Жизнь всех этих «пришельцев» в рассеянии сущих в материальном и правовом отношениях была, конечно, далеко не легкой. В духовном же смысле евреи должны были свои иудейские верования и обычаи противопоставлять сильному влиянию духа эллинистических городов с их языческими верованиями и общим укладом языческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010