( Деян. 15 ) После смерти царя Ирода Агриппы, которого покарал Ангел Божий за богохульство, декретом римского императора Клавдия в 48 году был назначен новый царь, Ирод Агриппа II, сын Агриппы I. Но он не был подобно своему отцу «царем иудеев», а только царем Халкиды; затем (в 52 году) царем тетрархии Филиппа, позднее (в 55 году) царем и других городов. Правда, он наследовал своему дяде Ироду Халкидскому право охранения храма и назначения первосвященников, но в Иерусалиме, как и при Понтии Пилате, все гражданское и военное управление снова было в руках римского прокуратора. Поэтому, Агриппа II фактически там не имел никакой власти. То же было и в других областях Палестины. При таком положении у Синедриона были «связаны руки», так как Агриппа II его не поддерживал, и открытое преследование христиан пошло на убыль. В виду этого, в Иерусалиме и мог состояться Апостольский Собор 52-го года. Как раз в это время Павел и Варнава вернулись из своего первого путешествия. Прибыв в Антиохию, они собрали Церковь и рассказали все, что «сотворил с ними Бог, и как отверз дверь веры язычникам». Этот рассказ вызвал великую радость у всех, но нашлись братия, пришедшие из Иудеи, которые стали спорить с Варнавой и Павлом. Они доказывали, что язычники прежде всего должны принимать закон Моисея со всеми его правилами и обрядами, а затем уже христианское крещение; иначе для них не может быть спасения. Чем дальше, тем больше этот вопрос стал вызывать споры и разногласия среди христиан. Дело грозило разделением Церкви. Тогда было решено послать Варнаву и Павла в Иерусалим за авторитетным разъяснением апостолов. Прибыв в Иерусалим, они были приняты Церковью и подробно рассказали о всех событиях своего путешествия и особенно об обращении к вере во Христа язычников. Этот рассказ, будучи принят большинством Церкви с большим удовлетворением, в то же время вызвал горячие протесты со стороны бывших фарисеев. Они доказывали, что «должно обрезывать язычников» и заставлять их соблюдать закон Моисеев. Для разрешения этого вопроса, апостолы и пресвитеры созвали особое совещание, т. н. «Апостольский Собор». В нем приняли участие ап. Петр, ап. Иоанн и все другие бывшие в это время в Иерусалиме апостолы, а также вновь прибывшие Варнава и Павел. Председательствовал Иаков, апостол от семидесяти, глава Иерусалимской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( Деян. 9 ) Родиной Савла был город Киликийской области Таре. По происхождению Савл был иудеем «из колена Вениаминова», а по гражданскому состоянию римским гражданином. В этом гражданстве он и родился. Савл был врагом Церкви и проповедь апостолов о Царствии Божием считал опасным и вредным лжеучением. Он ненавидел Христа и христиан и не мог слышать проповеди о Царствии Божием. Сам же Савл Иисуса не видел, хотя и проводил юношеские годы в Иерусалиме, как раз в то время, когда там проповедовал, страдал и умирал Господь. Возможно, что будучи усердным учеником строжайшей фарисейской школы Гамалиила, он не знал и не хотел знать ничего, кроме своей науки. Большие события жизни города и страны проходили мимо него. Возможно, что и апостолов Христовых Савл также никогда не видел, поэтому ненависть к христианской Церкви не носила у него личного характера. Он гнал христиан не по зависти или личной злобе, как почти все фарисеи, но как «ревнитель по Боге» и защитник закона Моисея – так научили его в школьные годы. Про себя Савл впоследствии говорил так: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (22:3). «Я преуспевал в иудействе больше многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал. 1:14 ). «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Они знают, ...что я жил фарисеем, по строжайшему в нашем вероисповедании учению... И я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея... Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я много святых заключал в темницы и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и в чрезвычайной против них ярости преследовал даже в чужих городах» (26:4,9–11). Гонению на христиан в Иерусалиме в значительной степени способствовали политические обстоятельства того времени. Понтия Пилата уже не было в Иерусалиме. Его отозвали в Рим, и на его место временно никто не был назначен. Царь Ирод Агриппа добился личного управления и сам являлся представителем римской власти. При этом, Синедрион имел возможность большей свободы действий расправляться с врагами по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дома уже все приготовлено, чтобы после поста разговеться в радостный день Воскресения Христова. Эту радость передают друг другу все, ходят поздравлять один другого, угощают всех лучшим, что имеют, христосуются и дарят красные яички. Еще в субботу и после пасхального богослужения священник освящает куличи, пасхи и мясо, чтобы после заутрени и литургии съесть благословенную в храме пищу за радостным пасхальным столом. В России на Пасху весь день во всех храмах звонили колокола. Вопросы: Что сделали сторожившие гроб воины? Как узнали о воскресении Христовом жены-мироносицы? Как узнала об том Мария Магдалина? Что будет при общем воскресении? Когда оно будет? Что нам напоминает об этом каждый год? Почему Пасха называется «Праздников праздник»? Почему Пасхальная заутреня служится ночью? Почему в Пасхальную неделю Царские врата открыты? Самостоятельная работа: 1. Нарисовать пасхальное красное яйцо с буквами X. В. или раскрасить деревянное, или пустое куриное яйцо, чтобы подвесить его под иконами. К Пасхе приготовить расписные яйца для своих друзей и родственников. 2. Отметить на Годовом круге праздник Воскресения Христова. Явление по пути в Эммаус В тот же день Воскресения Христова двое из учеников – одного из них звали Клеопа – шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сердце их не было спокойно: они говорили и о смерти Господа, и о слухах об Его воскресении в Иерусалиме. Когда они беседовали, к ним приблизился Спаситель, но они не узнали Его, как и Мария в саду у гроба. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали. Клеопа ответил Ему: – Неужели Ты не знаешь, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином: Он был пророком, сильным перед Богом и людьми, делавшим чудеса и проповедовавшим. Наши начальники предали Его на смерть и распяли. А мы надеялись, что Он спасет нас. Но вот уже три дня, как Он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб Его пуст и что они видели ангелов, сказавших им, что Он жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но Его Самого не видели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Другое явление Спасителя ученикам после воскресения произошло на озере, когда апостолы провели целую ночь на рыбной ловле и ничего не поймали. На рассвете они увидели из лодки Спасителя, стоящего на берегу, но не узнали Его. Иисус говорит им: «Дети, есть ли у вас какая пища?». Они отвечали Ему: «Нет». Он же сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь». Петр же, услышав, что это Господь, бросился в море, чтобы скорее доплыть, а другие ученики приплыли на лодке. На берегу уже горел огонь и лежала приготовленная рыба и хлеб, и Христос сказал ученикам идти обедать. Из них же никто не смел спросить: «Кто Ты?», зная, что это Господь. Во время обеда Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», и три раза повторил ему: «Паси овцы Моя», как будто давая ему этими тремя заявлениями любви ко Господу загладить то, что он три раза отрекся от Христа в ночь суда. И тут же Христос сказал Петру, что ему будет дано смертью своей прославить Бога. Явление в Галилее. Повеление крестить и учить Через несколько дней Господь явился одиннадцати апостолам в Галилее, куда они пошли по Его повелению. Увидев Его, они поклонились Ему, а некоторые стали сомневаться: не призрак ли они видят. Господь, приблизившись к ним, сказал: «Теперь дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и учите их исполнять все, что Я повелел вам, и Я буду с вами во все дни до скончания века». Господь в течение сорока дней много раз являлся ученикам Своим и учил их всему тому, что они должны делать и чему должны учить людей после Его Вознесения на небо. Вопросы: Какие мы знаем явления Господа после воскресения? Сразу ли узнавали апостолы Христа, когда Он являлся им после Своего воскресения? Какую власть дал Спаситель апостолам? Что Он повелел апостолам, когда явился им в Галилее? Самостоятельная работа: Заметить и записать, какие перемены мы видим в храме во время пасхальной недели в облачении священника и в убранстве храма. Обратить внимание на Царские Врата. 53. Вознесение Господне и сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте (т. е. не спите) со Мной», – сказал Он оставшимся с Ним ученикам. И, отойдя немного, упал лицом на землю и начал молиться, говоря: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта, впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь». Выражение «чаша эта» взято из древнего обычая – осужденных на казнь заставляли выпивать чашу, в которой к питью был подбавлен яд. Обыкновенно открывались двери тюрьмы, стража вносила чашу и подавала ее уже осужденному на смерть. Конечно, каждый надеялся, что чашу пронесут мимо него. Кончив молиться, Он подошел к ожидавшим Его троим ученикам и застал их спящими. «Не могли ли вы и один час бодрствовать со Мной?» – сказал Он Петру и, отойдя другой раз, опять начал скорбеть и молиться. И был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его. Когда Он второй раз вернулся к ученикам, то опять застал их спящими и опять отошел, продолжая молиться. Наконец, подойдя в третий раз, Он разбудил их, говоря: «Встаньте, вот приблизился предающий Меня». Взятие Христа Иуда с толпой воинов и слуг приблизился к Спасителю. Он условился с ними, чтобы они взяли Христа, которого он поцелует. Он подошел ко Христу и поцеловал Его. Спаситель сказал ему: – Друг! Ты поцелуем предаешь Меня? – Слуги связали Христа. Петр хотел было защитить Его и даже ножом отсек ухо одному из слуг. Но Спаситель запретил ему и исцелил раненого, сказав: – Если бы Я хотел, Я просил бы Отца послать на Мою защиту множество ангелов. – Тогда ученики в страхе бежали, оставив Спасителя, которого повели к дому первосвященника. Петр и Иоанн издали следили, куда ведут их Учителя. Служба двенадцати евангелий Так начались страдания Господа нашего Иисуса Христа, кончившиеся Его смертью на кресте. Мы особенно вспоминаем страдания Христа на последней неделе перед Пасхой, которая поэтому и называется Страстной неделей. В четверг на Страстной неделе, за вечерней службой, в церквах читают двенадцать отрывков из Евангелия, в которых рассказывается про страдания Христа. Во время этой службы мы все стоим с зажженными свечами, и потом многие, которые живут недалеко от церкви, стараются, по старому русскому обычаю, принести зажженный огонек домой, чтобы зажечь лампаду перед иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Душа Моя теперь возмутилась – сказал Он, – и что Мне сказать? Отче ! Избавь Меня от часа сего ! Но на сейчас Я и пришел . Отче ! Прослави имя Твое » ( Ин. 12:27–28 ). Тогда как бы гром прогремел в храме. Божественный глагол прозвучал с неба: « И прославил и еще прославлю ...» Народ, стоявший здесь и слышавший это, говорил: «Это гром». А другие говорили: «Ангел говорил Ему». Никто в точности не понял слышанных слов, но всем было ясно, что сейчас совершилось в храме что-то великое и неизъяснимое, что было свидетельством с неба. Тогда Иисус сказал: «Не для Меня был голос сей, но для народа... Ныне суд миру сему... Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Эти слова Христос сказал, чтобы люди поняли, какой смертью Он умрет, т. е. что Он будет распят. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни божественное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых сердцах врагов Истины. Что же помешало им поверить в Божество Иисуса Христа? Апостол и Евангелист Иоанн отвечает на это словами пророка Исаии: «Потому не могли они веровать, что народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). Однако, многие из начальников иудейских все же уверовали во Христа, но они боялись открыто признаваться в этом, чтобы не быть отлученными от синагоги. Не хотели отказаться от почетного звания начальников, не хотели портить свои служебные отношения и терять связи с влиятельными лицами и синагогой, «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» , – продолжал Господь. «...Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Сказав это, Христос отошел и скрылся от них ( Ин. 12:36,46 ). 40. Тайная Вечеря ( Мф. 26:17–35 ; Мк. 14:12–26 ; Лк. 22:7–39 ; Ин. 13:1–38 ) Приближалась Пасха, когда нужно было заколоть пасхального агнца. Это был самый великий иудейский праздник, в котором должно было принимать участие все население. Христос с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. И теперь ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть Пасху? Мы найдем и приготовим» ( Мк. 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании, со всякою честностью: ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись (т. е. заботиться) о Церкви Божией?» (3:2–5). К диаконам предъявляется такое же требование; они должны «хранить таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если бесщись (т. е. заботиться) о Церкви Божией?» (3:2–5). Вопрос о руководстве церковной жизнью и, в связи с ним, о священстве, всегда был важнейшим вопросом, как во времена апостольские, так и в наше время. Поэтому св. Павел подчеркивает: «Сие пишу тебе, – обращается он к Тимофею, – чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (3:15). То есть, без церкви и ее иерархии не может быть хранения Истины Христовой. «И беспрекословно, – продолжает апостол об учении Церкви, – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (3:16). В этих кратких словах содержится вся история Боговоплощения и жизни небесной и земной Церкви. Ее должен знать, исповедовать и проповедовать каждый священнослужитель – епископ, пресвитер, диакон. О пресвитерах апостол говорит, как о лицах, начальствующих в местных церковных общинах, но зависимых от высшей церковной власти – апостольской или епископской. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся во слове и учении», – учит ап. Павел и добавляет Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях, согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие имели страх» (5:17,19–20). Всякое служение в Церкви (епископское, диаконское или пресвитерское) не может быть самочинным, а должно иметь своим источником благодать Святого Духа, получаемую через апостольское рукоположение. Так, апостол Павел возложением рук поставил на служение своего ученика Тимофея и дал ему власть возлагать руки на других священнослужителей. Так делали и другие апостолы. И эта преемственность священства через рукоположение хранится в Церкви во все века до нашего времени. Об этом св. Павел пишет Тимофею:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если вечерня служится отдельно от утрени, то она, как и все ваши богослужения, заканчивается так называемым «отпустом», на котором священник поминает Матерь Божью, святых, которым посвящен этот день, и святых, в честь которых построен данный храм. Священник благословляет молящихся : «Благословение Господне на вас». За всенощной священник заканчивает вечерню, благославляя молящихся: «Благословение Господне на вас» ... Утреня Вторая часть всенощной, утреня, напоминает нам своими молитвами и священнодействиями новозаветную жизнь людей и подвиг Сына Божия. Если утреня совершается отдельно от вечерни, то она начинается, как большая часть других богослужений, возгласом: «Благословен Бог наш» и читается обыкновенное начало молитв: «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...». «Отче наш...», а потом так называемые «царские псалмы». Эта, вступительная, часть утрени заканчивается краткой сугубой ектенией, которую всегда читает священник, даже если диакон участвует в богослужении. После ектении священник говорит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице» ... и начинается чтение шестопсалмия. Шестопсалмие . Шестопсалмие начинается чтением славословия, которое пели ангелы в ночь Рождества Иисуса Христа: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», потому что шестопсалмие посвящено ожиданию Рождества Христова в последние дни Ветхого Завета. В шестопсалмии чередуются радостные и скорбные псалмы. Скорбь Ветхого Завета, не знавшего нашей христианской радости, сменяется радостью в надежде на пришествие Спасителя. «Господи, что ся умножиша стужающие ми» ... «Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною». Но с другой стороны псалмы говорят: «Яко от тука и масти (т. е. от богатой полноты, конечно, духовной) да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя». И «В крове крилу Твоею возрадуюся». В середине шестопсалмия священник выходит из алтаря и, стоя перед царскими вратами, молча, читает особые утренние молитвы, напоминая собой о скором пришествии Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если израильский народ уклонился от своего духовного пути «Богоизбранного народа», то тем самым он перестал быть духовным Израилем. Только незначительная часть народа осталась верной. К таковым принадлежали все апостолы и их последователи. Св. ап. Павел вспоминает пророчество Исаии об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется» (9:27), т. е. большинство народа погибнет, а спасется только меньшинство. Однако, проповедь Христова учения, которое родилось в недрах израильского народа, («ибо от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (9:5), вызовет к жизни дух «Нового Израиля». Этот Израиль не по плотскому происхождению, а по «избранию благодати» (11:5). Здесь уже «нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (10:12). Историческая и духовная судьба израильского народа (по плоти) еще не кончилась. В ней есть тайна. Ап. Павел объясняет, что падение и ожесточение Израиля вызовет ревность к принятию христианства у всех прочих народов и, таким образом, упорством своего неверия и отвержения, Израиль сыграет большую роль в распространении христианства. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – пишет апостол, – чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется...» (11:25–26). Апостол сравнивает израильский народ с «веткой маслины», которая отломилась от дерева, но которую «Бог силен опять привить» (11:23). В этом отношении Новый Израиль, т. е. христиане из язычников, не должны гордиться перед историческим Израилем. Они как ветви «дикой маслины», привившиеся к духовному древу израильского народа, должны помнить, что «если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя... не гордись, но бойся» (11:20–21). Ибо и «те (израильтяне), если не пребудут в неверии, привьются, ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (11:23 и 32). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! – восклицает ап. Павел, – как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (11:33 и 36).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Если Лазарь заснул, значит он поправляется. Но Спаситель ответил: – Он умер. Я рад за вас, что Меня не было там. После того, что вы увидите, будете веровать в Меня крепче. Когда подходили они к Вифании, прошло уже четыре дня, как умер и похоронен был Лазарь. Сестра Лазаря, Марфа, которую провожали соседи, вышла навстречу Спасителю и сказала: – Господи! Если бы Ты был с нами, Лазарь не умер бы. Но и теперь я знаю, что Бог даст Тебе все, что Ты попросишь у Него. Иисус сказал: – Воскреснет брат твой. – Конечно воскреснет, – ответила Марфа, – когда воскреснут все умершие. Спаситель ответил: – Я даю воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, никогда не умрет. Веруешь ли ты в это? Марфа ответила: – Верую, что Ты Сын Божий, пришедший в мир. Пришла и Мария и, плача, сказала: – Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Видя ее плачущей, Спаситель прослезился. – Где вы похоронили его? Иудеи, видев слезы Господа, говорили: – Смотрите, как Он любил Лазаря. Он открыл глаза рожденному слепым. Не мог ли Он сделать так, чтобы Лазарь не умер? Подойдя к могиле, Господь приказал отвалить камень, закрывавший ее. Марфа сказала: – Господи! Четыре дня, как он похоронен, и от него уже идет дурной запах. Но Спаситель сказал: – Откройте могилу. Вы увидите славу Божию. И когда открыли могилу, Спаситель сказал: – Благодарю Тебя, Отец, что Ты услышал Меня: не для Меня нужно это, а для людей, которые здесь. Они увидят и будут верить, что Ты Меня послал в мир. И Он громко сказал умершему: – Лазарь, выйди из могилы. Умерший, покрытый погребальными пеленами, вышел. Его развязали, и он пошел в свой дом. Многие из бывших при этом поверили в Господа. Когда же начальники Иудейские узнали об этом, они стали искать удобное время, когда при Господе не будет народа, чтобы убить Его. Заодно решили убить и воскресшего Лазаря, потому что народ сходился видеть и его. Вход Господень в Иерусалим Приближался праздник еврейской Пасхи, когда в Иерусалим собиралось много народу помолиться в храме. Спаситель тоже пошел после воскрешения Лазаря с учениками в Иерусалим. Подходя к городу, Он подозвал двух учеников и сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010