В это время два ангела в белой одежде явились им и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящего на небо» ( Деян. 1:11 ). Сошествие Иисуса Христа на землю, Рождество Христово, было состоянием Его умаления, уничижения . Он родился беспомощным Младенцем в бедной, скромной обстановке, почти в полной безвестности и вскоре претерпел гонение от царя Ирода. Напротив, вознесение Иисуса Христа на небо было Его прославлением . В церкви, в день праздника Вознесения так и поют: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» (тропарь праздника). Вознесясь на небо, Господь Иисус Христос воссел одесную , т. е. по правую руку, Бога Отца. Так мы и говорим в шестом члене Символа Веры – «и седяща одесную Отца». Но Бог есть Дух и не имеет правой стороны, как человек. Значит, это есть образное выражение, которое надо понимать духовно. Постараемся это понять. Из Священной истории мы знаем про Иосифа, сына Иакова, как высоко почтил его фараон, когда Иосиф объяснил ему сны. Фараон снял тогда со своей руки кольцо и надел его на руку Иосифа, затем одел Иосифа в дорогие одежды, возложил на его шею золотую цепь и велел везти его на одной из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Поклоняйтесь»! Такие почести воздавались в Египте только царям. Но фараон одарил Иосифа не только царскими почестями, но и царской властью, так что все египтяне должны были повиноваться ему. Если бы мы пожелали кратко и в образной речи выразить эти царственные почести, которые фараон воздал Иосифу, то должны были бы сказать, что фараон посадил Иосифа одесную себя , или по правую свою сторону. Но фараон был земным царем и мог даровать Иосифу только земную власть. Бог же есть высочайший Царь, власть и слава Которого беспредельна. Значит, Иисус Христос и как Сын Божий, и как Богочеловек имеет божественное могущество и божественную славу такие же, как их имеет Бог Отец, значит, Иисус Христос равен Богу Отцу. Вот о вере в Господа Иисуса Христа, вознесшегося в человеческом прославленном теле на небо и во всем равным Богу Отцу и говорит шестой член нашего Символа Веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Велико значение Святого Духа в нашей жизни, Он оживляет все сотворенное. Его главное дело среди людей – духовное возрождение человека. Он вместе с Богом Отцом и Сыном дарует человеку жизнь духовную. Вот почему и называется Он в Символе Веры животворящим , т. е. дарующим, творящим жизнь. Вот почему на всенощной под праздники, перед чтением Евангелия, мы слышим, как поют: «Святым Духом всяка (всякая) душа живится (оживляется) и чистотою возвышается...» Дух Святой возрождает и освящает человека, делает святым. Несвятыми нас делают грехи. Дух Святой очищает нас от всего греховного и направляет к добру; все доброе в человеке происходит от Него. Святые являются носителями Святого Духа; иногда они прямо сияют особым светом, как было и с преп. Серафимом, поэтому их и изображают на иконах с сиянием. Особенно могущественно и славно Святой Дух открылся и действует в Новом Завете, в Церкви Христовой, после сошествия на апостолов в день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христова). Но еще и в Ветхом Завете Бог не лишал людей Святого Духа, очищал от грехов и приуготовлял их к принятию Иисуса Христа. С особой силой Святой Дух тогда проявлялся в некоторых благочестивых и послушных Ему людях. Царь Давид это знал и молился Богу так: «научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс. 142:10 ). Когда Давид тяжко согрешил, то он больше всего боялся, чтобы Господь Бог не лишил его Святого Своего Духа, и взывал: «сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня » ( Пс. 50:12–13 ). Давид знал, что человек сам собой не может очиститься от грехов, что это может сделать только Бог через Святого Своего Духа. Перед своей смертью Давид сказал: « Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня » ( 2Цар. 23:2 ). Из этих слов Давида видно, что он находился под особым водительством Святого Духа и что Дух Святой говорил через него. По внушению Святого Духа он составил и свои дивные псалмы-молитвы, которые до сих пор мы так часто слышим в церкви за богослужениями. Мы нередко говорим о вдохновении поэтов и художников, которые под влиянием вдохновения написали свои произведения (картины и поэмы). Это действительно так: чтобы создать что-либо прекрасное, надо получить вдохновение, приток особых духовных сил. Но обыкновенное человеческое вдохновение, хотя бы и высокое, не может сравниться с тем вдохновением, тем притоком сил, который подает праведным людям Святой Дух. Это «вдохновение» просветляет всю жизнь и существо праведного человека, может одарить его силой чудотворной, сверхъестественной. Это – вдохновение божественной любви и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великому блаженству души будет соответствовать и блаженное состояние тела. В настоящей жизни, по причине греха, тело человека подвержено болезням и всяким немощам. В жизни будущей этого не будет: Они (праведники) не будут уже алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( Апок. 21:4 ). Тогда тела праведников будут славны и светоносны, подобно как тело Иисуса Христа во время преображения на горе Фаворе. Но как ни велико будет блаженство праведников, однако блаженство это не будет для всех одинаковым и будет иметь различные степени, сообразно с нравственным состоянием и способностью каждого вместить блаженство. Господь говорит о Себе, что Он « воздаст каждому по делам его ». Об этом же свидетельствует апостол Павел в словах: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, так и при воскресении мертвых» ( 1Кор. 15:41–42 ). Это значит, что как в видимой природе небесные светила, хотя и все славны, но разнятся в славе, так и при воскресении светила духовные – праведники также будут различаться по степени блаженства. А что же будет с неверующими и нераскаянными грешниками? Как праведники будут наслаждаться невыразимым блаженством, так грешники, наоборот, будут страдать в невыразимых мучениях. Для праведников всякие скорби и болезни, которые они терпят в настоящей жизни, со смертью прекращаются; для грешников же, отвергших любовь Божию, напротив, с этого времени только начинаются. Это видно из притчи о богатом и Лазаре. «Я мучаюсь в пламени сем», – говорил находившийся во аде богач. В другом месте Евангелия говорится о грешниках, что Господь скажет им тогда «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную», – говорится в другом месте Священного Писания ( Мф. 25:46 ). Значит грешники, отвращаясь от Бога, отдают себя вечному мучению вместе с диаволом и злыми темными духами. Это состояние будет так ужасно, что его называют вечной смертью и адом .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Величайшее таинство христианской Церкви таинство причащения . В нем верующим под видом хлеба и вина подается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство причащения установлено Господом в Великий Четверг на Тайной Вечери, когда Иисус Христос впервые причастил Своих учеников. Это было так: «Когда они ели, говорится в Евангелии, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: «Пиите от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, еже за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; 1Кор. 11:23–25 ). И еще до этого сказал Господь апостолам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:55–56 ). Каким образом хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Христа Спасителя непостижимо не только для человеческого ума, но и для ангелов. Это чудо всемогущества Божия. Причащение теснейшим образом соединяет нас с Иисусом Христом, служит источником вечной жизни, очищает нас от грехов и укрепляет для духовной жизни, поэтому мы должны стараться, как можно чаще приступать к этому таинству. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Нам следует причащаться непременно каждый год, а по возможности и чаще. Но нужно помнить, что причащение не всегда бывает для нас спасительно; само по себе оно не может нас спасти и привести к вечной жизни. При известном состоянии нашем оно даже служит к нашему осуждению. Чтобы достойно приступить к св. Причащению, нужно предварительно испытать свою совесть пред Богом, раскаявшись на исповеди во всех своих грехах, и примириться со всеми ближними. Кто недостойно причащается, того ожидают здесь на земле болезни, даже смерть, а на небе – суд и осуждение, как предупреждает нас об этом св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам ( 1Кор. 11:29–30 ). Причащение мирян совершается за Божественной литургией, когда выносится из алтаря святая чаша, и диакон (или священник) возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Все молящиеся, вспоминая в это время воскресение Господа Иисуса Христа и Его явление ученикам после воскресения, преклоняются перед Святой Чашей, как перед Самим воскресшим Господом. Затем, приготовившиеся к св. Причащению, читают про себя, вслед за священником, молитву перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую...» и, по окончании молитвы, с благоговением подходят к Св. Чаше, крестообразно сложив руки на груди, и принимают с лжицы (ложечки) св. Дары.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вера, надежда, любовь . В жизни Церкви Христовой царствуют три духовные силы: вера, надежда и любовь. Но любовь из них больше. Настанет время при втором пришествии Христа, когда истина станет очевидной для всех живущих на земле. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти – говорит апостол, – а тогда познаю, подобно как я познан» (13:12). Это значит, что верующие души будут так же в совершенстве знать Христа, как знает их Христос. Тогда «вера» прекратится, а вместо нее будет царствовать духовное знание Бога. «Надежда» также не будет нужна, т. к. все надежды верующих уже исполнятся, а для неверующих настанет безнадежность осуждения на страшном суде. Но «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и Языки умолкнут, и знание упразднится» (13:8). Да, любовь никогда не прекратится, потому что «Бог есть любовь», как свидетельствует об этом апостол Иоанн Богослов. В человеке любовь есть божественное свойство. Раз начавшись в человеческой душе на земле, она переходит в вечность, ибо Бог вечен. Христианская любовь есть великий дар Божий. И этот дар христианин должен не только бережно хранить, но и умножать делами всей своей жизни, скапливать богатство любви для вечности. «Достигайте любви, – восклицает ап. Павел, – ревнуйте о дарах духовных». (14:1). Молитва и проповедь на собраниях верующих . Дар пророчества в древней Церкви означает не только способность предсказывать грядущие события в жизни Церкви или отдельных ее членов, но, главным образом, дар «прорекать» духовные истины, т. е. проповедовать Христово учение. На собраниях верующих в Коринфской церкви приходили люди разных национальностей, иногда не понимая языка друг друга. Движимые. Духом Божиим, они вместе усердно и восторженно молились. Свою молитву они часто выражали вслух, но, по различию языка и, может быть, невнятности произношения, эти вслух произносимые молитвы или поучения не всеми понимались, тем более, что сразу начинали говорить двое иди трое. Создавался внешний беспорядок собрания, и проповедь становилась бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Верно и ты тоже из них, потому что говоришь так, как говорят галилеяне. Тогда Петр опять стал отказываться и громко божиться, что не знает этого Человека. В это время петух запел второй раз, и Спаситель, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр, как Спаситель предсказал ему еще за Тайной Вечерей: «В эту же ночь, прежде, чем петух пропоет два раза, ты трижды отречешься от Меня», вышел со двора и горько заплакал. Иисус Христос у Пилата Евреи не имели права сами присуждать человека к смертной казни. Иудея была под властью римлян, и потому нужно было выпросить у римского правителя Пилата позволение на казнь Спасителя. Рано утром в пятницу всей толпой отправились евреи к Пилату и начали обвинять Спасителя, говоря, что Он учит народ плохому, запрещает платить налоги, называет Себя царем. Узнав, что Иисус родом из Галилеи, Пилат послал Его к Ироду, римскому правителю Галилеи, приехавшему к Пасхе в Иерусалим. Но Ирод, насмеявшись со своими воинами над Иисусом, велел надеть на Него светлую одежду в знак Его невиновности и отослал Его обратно к Пилату. Когда Христа привели к Пилату, он спросил Его: – Правда ли, что Ты называешь Себя царем? – Да, Я Царь, – отвечал Христос, – но царство Мое не на земле. Поговорив с Христом, Пилат вышел к собравшимся евреям и сказал: – Я не нахожу на Нем никакой вины. Есть же у вас обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху одного преступника. Хотите ли отпущу Вам Иисуса? Но все опять закричали: «Не Его, но Варавву», Варавва же был разбойник. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Избив Христа, воины сплели венец, положили Ему на голову, одели Его в красную царскую одежду, в руки дали палку и говорили, смеясь над Ним: «Радуйся, царь Иудейский». И били Его палкой по голове и ударяли по щекам. Думая, что, увидав Иисуса окровавленного и избитого, евреи пожалеют Его, Пилат велел вывести Христа и, показывая на Него, сказал: «Се человек» ... Но первосвященники и начальники еще громче кричали: «Распни Его, распни» ... «Если ты не распнешь Его, ты не друг римскому кесарю (царю). Всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вечером, когда стемнело, христиане собрались в большой комнате на третьем этаже дома. От множества зажженных светильников было жарко. При многолюдстве собрания открыли окна, и некоторые сидели на подоконниках. Несомненно, у христиан было много вопросов о жизни и вере, на которые Павел должен был давать свои разъяснения. Несомненно и то, что в эту последнюю свою ночь в Троаде святой апостол говорил ученикам о смысле великого таинства Тела и Крови Христовой. «Чаша благословения – говорил он, – не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все приобщаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:16–17 )... «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, т. е. что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:23–26 ). Т. е. таинство святой Евхаристии будет совершаться до второго пришествия Христа, когда Он придет судить вселенную. Поэтому к Вечери Господней надо приступать с великим страхом и смирением. Каждый должен испытать свою совесть и только тогда вкушать Тело и пить Кровь Христову. Иначе причащающийся подвергнется осуждению Божию. Вот причина, говорил Павел, почему «многие из вас немощны и больны и не мало умирает... Посему, братия мои, собираясь на вечерю друг друга ждите...» ( 1Кор. 11:30–33 ). Беседа Павла продолжалась до полуночи, но тут случилось несчастие. От напряженного внимания, а может быть от усталости и жары, один юноша, по имени Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, упал на улицу и разбился на смерть. Тогда Павел сошел вниз и, склонившись над телом юноши и обняв его, сказал окружающим: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем» (20:10). Затем Павел снова поднялся в горницу и продолжал беседу. Здесь он совершил преломление хлеба и, причастившись вместе со всеми, на рассвете вышел из дома. А ожившего юношу, ко всеобщей радости, привели в горницу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Взойдя на гору Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Богу, а утром призвал к Себе учеников Своих, кого сам хотел. И те пришли к Нему. И Он поставил из них двенадцать и наименовал их апостолами , чтобы они с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов. «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей брат его, Иаков Заведеев и Иоанн брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф. 10:2–4 ). Этих двенадцати избранных апостолов Христос послал на проповедь и сказал им: «Идите, проповедуйте, что приблизилось Царство Божие... Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби... Не бойтесь врагов, смело и решительно делайте Ваше дело, не жалейте ни сил, ни самой жизни вашей ради Меня и Евангелия». Выслушав это напутственное слово, двенадцать апостолов пошли на проповедь. Они крестили ( Ин. 4:2 ), проповедовали Евангелие Царствия Божия и исцеляли недуги людей. Возвратясь из своих путешествий, они рассказали Христу обо всем, что видели и чему научили. «Господи, и бесы повинуются нам» – сказали они в восторге. Но Христос заметил им: «Не тому радуйтесь, что злые духи, слуги диавола, повинуются вам, а радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», т. е., что как соратники на ниве Христовой вы уже записаны в «книгу жизни» и сделались чадами Царствия Божия. С избранием двенадцати апостолов проповедь Царствия Божия стала быстро распространяться по всем городам Сирии и Палестины. Духовная жажда народа была так велика, что двенадцать проповедников и целителей не успевали ее удовлетворять. Всегда было много людей, приходивших к апостолам со своими нуждами, так что у них зачастую не было времени на то, чтобы поесть хлеба ( Мк. 3:20 ). Тогда Господь избрал еще семьдесят других апостолов, дав им такую же власть и наставление, как двенадцати, и стал посылать их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти ( Лк. 10:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вид измученного, окровавленного, но кроткого и непреклонного в своей воле Иисуса Христа обезоружил римского судью. Голос совести ему сказал, что подсудимый действительно совершенно невиновен в тех преступлениях, которые возводят на Него иудеи, и что, это Святой и Праведный Человек, Которого никак не следует выдавать Его врагам. «И с этого времени Пилат искал отпустить Его» ( Ин. 19:12 ). Но во дворе продолжала бушевать толпа. Крики «Распни, распни Его!» становились все неистовее. Первосвященники уловили настроение Пилата и решили пустить в ход новые угрозы доноса в Рим. «Если ты отпустишь Его, – кричали они, – ты не друг Кесарю; всякий, делающий себя царем, противник Кесарю». Это уже было обвинение самого Пилата в измене Риму. И Пилат испугался. Он понял, что иудеи, конечно, поведут против него сильные интриги при дворе Кесаря в Риме и это может испортить его служебную карьеру. Однако, нужно было кончить дело и прокуратор сел на судейское место, чтобы произнести окончательный приговор. Но какой? А в то время, как сидел он на судейском месте, жена его прислала ему сказать: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». « Се Царь ваш », – сказал он иудеям, надеясь, что этими словами парализует обвинение его в измене Цезарю. Но они закричали: «Возьми, возьми, распни Его!». Пилат говорит им: «Царя ли вашего распну?». Первосвященники отвечали: «Нет у нас царя, кроме Кесаря». А в то же время толпа настойчиво требовала отпустить им Варавву. Тогда Пилат говорит им: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христос?». Говорят ему все: «Да будет распят!». Правитель вновь бессильно спросил: «Какое же зло сделал Он?» – Но они еще сильнее кричали: «Да будет распят!» ( Мф. 27:23 ). Потеряв всякое терпение и видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается и грозит перейти в открытый бунт, Пилат закончил суд. Он потребовал себе воды, умыл руки перед народом и сказал: « Не виновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы ». И отвечая ему весь народ сказал: « Кровь Его на нас и на детях наших ». И превозмог крик первосвященников и толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видение кончилось, и Иисус вместе с апостолами стал спускаться с горы. По дороге Господь предупредил учеников, чтобы они никому не говорили о видении, пока Он не воскреснет из мертвых. И апостолы запомнили эти слова Христа, но спрашивали друг друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?». 27. Христос в Иерусалиме на празднике «кущей» и «обновления» ( Ин. 7, 8, 9,10 ) Уже после насыщения пятитысячной толпы пятью хлебами, деятельность и проповедь Христа стали казаться все более и более опасными еврейским начальникам. Толпы всюду шествовали за Иисусом и это волновало гражданских и духовных вождей народа. В Галилее царь Ирод «замышлял убить Иисуса» ( Лк. 13:31 ), о чем некоторые фарисеи предупреждали Его, а в Иудее первосвященники и книжники давно уже искали повода арестовать и казнить ненавистного Пророка. Особенно негодовали они с того времени, когда Христос начал учить о хлебе, сошедшем с небес. «Я – хлеб живой, сшедший с небес, – учил Он в Капернауме, – ядущий хлеб сей будет жить вовек». «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день». Это было начало учения о Таинстве Причащения, но ни враги, ни друзья не поняли смысла этого учения. Многие из учеников Его говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?». Но Господь сказал им: «... слова, которые говорю Я вам, – есть дух и жизнь». С этого времени даже многие ученики отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?». На это Симон Петр отвечал Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Ин. 6:49–69 ). Но вот наступил «праздник кущей», т. е. палаток, установленный в память сорокалетнего странствования иудеев в пустыне. Это был октябрь месяц, еще совсем теплый в Палестине. Тысячи полотняных шатров раскидывались в это время вокруг Иерусалима и его окрестностей. В течение 8 дней многие евреи жили в этих палатках, шумно проводя время и вспоминая древнюю эпоху Израиля. В храме же происходили торжества и жертвоприношения, а в город съезжалось много иностранцев, что оживляло гражданскую жизнь и торговлю Иерусалима. Христос отказался идти на этот праздник со всей толпой Своих галилейских соотечественников, а спустя некоторое время направился в Иерусалим отдельно, с группой ближайших учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010