а) Анастасий Библиотекарь явственно сначала не понял августиновскую основу франкского Филиокве, поскольку он в этом вопросе упрекает " греков " в их возражениях и обвиняет их в неприятии толкования Максима Исповедника о двух употреблениях этого термина: первом, когда исхождение означает послание, в котором Дух Святой исходит от Отца и Сына (в этом случае и Дух Святой участвует в деле послания и оно, таким образом, является делом всей Святой Троицы), и втором, когда исхождение означает причинное соотношение, из которого вытекает само существование Святого Духа. Максим уверяет Марина, к которому он пишет, что в этом последнем смысле западные римляне признают причинное исхождение Духа Святого только от Отца и не считают Сына причиной. Есть основания полагать, что это точно и ясно отражает позицию папы Николая I в этом вопросе. Но не такова была позиция франков, которые в этом вопросе следовали не западным римлянам, а Августину; учение же последнего легко истолковать как учение о получении Духом Святым Своего бытия от Отца и Сына, тогда как Амвросий принадлежит к традиции, разъясненной Максимом. Но это также означает, что западные римляне никогда не могли поддерживать включение Филиокве в Символ веры не потому, что они не хотели раздражать " греков " , а потому, что это было бы ересью. Западные римляне прекрасно знали, что термин " исхождение " был внесен в Символ как параллель термину " рождение " и что оба они означают причинное отношение к Отцу, а не энергию или послание. Может быть, в результате осознания того, что франки в этом вопросе запутались и в своей безграмотности говорят опасные вещи, Анастасий и пришел к серьезной переоценке франкской угрозы и к поддержке восточноримской позиции, ярко представленной великим Фотием. б) То, что истолкование Филиокве, данное Максимом Исповедником, соответствует позиции Римских пап, явствует из случая со Львом III. Отчет франкского монаха Смарагдуса о беседе между папой Львом III и тремя апокрисиариями Карла Великого, в том числе самим Смарагдусом, ясно свидетельствует об этой последовательности в папской политике. Лев явно понимает, что изложенное франками учение святых отцов, согласно которому Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть ясное учение Августина и Амвросия, но никаких других отцов. Филиокве не следует добавлять к Символу, как это сделали франки, которым Лев разрешил петь Символ, но ничего к нему не прибавлять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/411/...

Молитву, начинающуюся словами: молим Тебя Господи, прийми милостиво сие приношение… (hanc igitur oblationem), – выражающую прошение у Бога мира и принятия приношения, составил Лев I, а дополнил и несколько изменил – Григорий великий в VI веке. Краткий рассказ установления Иисусом Христом таинства евхаристии – Который прежде страдания, приняв хлеб… (Qui pridie quam pateretur, accepti panem…), и следующую, за тем, молитву: посему и мы… воспоминая… (unde et memores…) приписывают Александру I (в 110 г.). К непосредственно следующей, за сим, молитве: благоволи воззреть, на сие приношение, оком милостивым и светлым… (supra quae (sc. oblata munera) propitio ac sereno vultu respicere digneris) – Лев I присовокупил слова: святое жертвоприношение, непорочную жертву… (sanctum sacrificium, immaculatam hostiam) 25 . Небольшое предисловие к молитве Господней: спасительными заповедями наученные… дерзаем говорить: Отче наш … (praeceptis salutaribus moniti et… audemus dicere: pater noster) – составлено Григорием великим . Молитва ко Иисусу Христу: агнец Божий, вземляй грехи мира, повторяемая три раза, по преломлении освященного хлеба, внесена в литургию папою Сергием I (в VII в.); а благодарение Бога – benedicamus Domino, – папою Львом великим . Да будет угодна Тебе, святая Тройце, покорность моего рабства… (placeat tibi s. Trinitas…), – последняя молитва литургии, преданная учеником апостольским Марцианом епископом, введена в мессу св. Амвросием. Кто сочинил и ввел в литургию прочие молитвы, не известно. – Из сказанного же видим, что состав различных частей литургии Римской, принадлежит разным лицам, жившим в различные времена. Отсюда, сам собою, вытекает новый вопрос: 3. Кто изложил Римскую литургию в письмени и привел ее в тот вид, в каком она теперь находится? Геласий папа умножил число молитв и гимнов, бывших до него в употреблении, составил службы на вновь учрежденные праздники святых, привел Римскую литургию в надлежащий порядок и изложил ее в сочиненной им книге тайноводств 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Вероопределение собора халкидонского приобрело вскоре в церкви общее уважение, ибо оно решило и разъяснило, насколько возможно это относительно одного из таинственнейших догматов, учение о лице Богочеловека. Определение собора халкидонского принято было епископом римским 917 . На востоке также оно нашло себе всеобщее сочувствие. Епископы египетские писали императору Льву I, что они почитают собор „сохранившим веру целою и неповрежденною”, „отсекшим плевельный нарост, действовавшим по внушению Духа Божия», и что только четыре или пять епископов с мятежным монофизитом Тимофеем Элуром не признала авторитета собора этого 918 . Собор халкидонский и его определение приняла церковь Иерусалимская, признавая оный собор „святым, великим, вселенским». Так смотрели на дело патриарх Ювеналий и епископы так называемых „трех Палестин», т. е. всего патриархата Иерусалимского 919 . Далее, на вопрос, предложеный императором Львом церквам вселенной: как смотреть на халкидонский собор, все епископы церквей Фракийских, Понтийских, Азийских, Сирийских, Елладских и пр. и пр. отозвались о соборе с полным одобрением 920 . Свою особенную важность догматическое определение халкидонского собора получает от того, что оно не дало предпочтение ни богословским воззрениям александрийским, ни антиохийским. Оно помирило их собою. Учение той и другой школы слилось в одно учение. Два направление богосдовских, которые доселе более или менее враждебно наступали одно на другое, в вероопределении халкидонском братски примирились. Из двух родов богословствования возникло одно богословское течение. Все должны были быть довольными вероопределением, поскольку в нем видели отпечаток дорогих для них стремлений и убеждений. Правда, немало было бурных споров о лице Богочеловека и после собора халкидонского в сферах монофизитских, но эти споры ничуть не могли ниспровергнуть определенного в Халкидоне. И после собора никейского истинное учение не вдруг утвердилось в церкви. Такова судьба великих истин: оне торжествуют только путем борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Авторизация мер короля Витицы на Толедском соборе; Усвоение римских обычаев касательно Пасхи и пострижения на Британских островах Миссия Винфрида во Фризию Провозглашение императором Льва Исаврянина Первая попытка Льва Исаврянина в деле иконоборчества Решение поднять иконы на такую высоту, что бы к ним нельзя было прикасаться и целовать их; Вторжение Лиутпранда, короля Ломбардского, в императорскую территорию Протест патриарха Германа против иконоборчества и решение снять образ Спасителя Поручника; Мятеж в Константинополе Григорий III и его ревность в деле почитания икон Получение Бонифацием архиепископского паллиума от папы Григория III; Победа Карла Мартела над сарацинами близ Пуатьера и прогнание их за Пиренеи Разрушение бурей флота, отправленного Львом в Италию для наказания непослушного папы Рождение Алкуина, знаменитого представителя учености в век Карла Великого Восшествие на папский престол Захарии и на императорский престол в Константинополе Константина Копронима; Смерть Карла Мартела Основание Бонифацием великого аббатства Фульды Столкновение Бонифация с Вергилием Зальцбургским по вопросу о перекрещивании неправильно крещеных Отреченье Карломана от престола и принятие им монашества Коронация майордома Пипина в Суассоне Предположение созвать собор по вопросу иконопочитания в Константинополе; Экспедиция Пипина в Италию Мученическая кончина св. Бонифация. – Дарование римской кафедре светской власти. Введение канонической жизни среди духовенства. Мученичество патриарха Константина за дело иконопочитания; Собор в Жантильи (Gentilly) по вопросу иконопочитания Смерть Пипина и вступление на престол Карла и Карломана Карл Великий, как единодержавный император; Начало войн Карла Великого против саксонцев Первая экспедиция Карла Великого в Италию Карл Великий ниспровергает Ломбардское королевство, подтверждает и расширяет дар Пипина папству; Первое посещение Карлом Великим Рима Кончина иконоборца Константина Копронима; Вступление на Константинопольский престол Льва IV

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 956 г.). Память 5 февраля. 50 Влахерны – территория в западной части города Константинополя. Во времена Византийской империи славилась своими святынями, особенно церковью Богородицы, построенной императором Львом Великим (457–474), при котором положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. В связи с праздником Покрова Влахернский храм знаменит еще одной святыней – иконой Богоматерь Оранта, изображающей видение святого Андрея Юродивого. 52 Иоанн Богослов – святой апостол и евангелист, сын рыбаря Заведея и Соломии, младший брат апостола Иакова. Родом из Галилеи. Услышав проповедь Христа, сразу же последовал за ним и стал любимым учеником Иисуса Христа. Иоанн Богослов был единственным апостолом, который стоял на Голгофе, он же первый уверовал в Воскресение Иисуса Христа. До Успения Богородицы, вверенной Христом на его попечение, жил в Иерусалиме, затем проповедовал в Ефесе (Малая Азия), мученически пострадал за Христа при римском императоре Домициане, умер мирно в глубокой старости в начале II в. Автор Евангелия, Апокалипсиса, трех соборных посланий. Память 8 мая и 26 сентября. 53 Омофор – (мафорион), головной убор Богородицы. Согласно церковному и историческому преданиям риза и омофор – одна и та же святыня, омофор «скорее, новая ипостась ризы, чем особая реликвия». (См.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. С. 25–31.) 54 Електор – обычно переводится как «молния», но в переводе с греческого означает солнце, огонь. 55 Ананий – один из 70-ти апостолов. В видении ему было сказано о Савле, жестоком гонителе христиан, которого Ананий разыскал в Дамасске и через возложение рук на него возвратил ему телесное зрение, а затем крестил. Одобряемый всеми иудеями в Дамасске, он впоследствии становится епископом Дамасским. Ананий мученически скончался в Елевтерполе (южная Палестина): отказавшись поклониться идолам, он был выведен за город и побит камнями. Память его празднуется 1 октября и 4 января. См.: Деян. 9, 10–19 . Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влахерны — местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457-474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенной из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованом ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием (греч. mathorion), разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе Своей. 3. Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (+ок. 936г.). Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XIIbeka. Замечательно, что видение было святому Андрею — славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею. 4. Память его совершается Церковью 2 октября. 5. Епифаний — знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии принявший иночество с именем Полиевкта и бывший Константинопольским патриархом (+956г.) Память его — 5 февраля. 6. Сказание о Покрове Пресвятой Богородицы заканчивается следующими подробностями. Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее, наподобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

http://pravoslavie.ru/49246.html

Им должны уступить и не только Варроновы толкования этих культов, объяснявшие их применительно к небу, земле, семенам смертных вещей и к знаниям; и это как потому, что обряды вовсе не имеют того значения, которое он старается им придать, почему его объяснения и не приводят к истине; так и потому, что если бы это и было так, то разумная душа все же не должна почитать Богом то, что естественным порядком поставлено ниже ее: не должна ставить выше себя, как богов, такие вещи, выше которых поставил ее саму истинный Бог. Необходимо уступить им и не только то, что действительно служило объяснением этого культа, что Нума Помпилий постарался скрыть, похоронив вместе с собой, и что сенат велел сжечь, когда оно было вырыто плугом. Чтобы не быть в своих предположениях слишком строгим к Нуме, – сокрытое им было, конечно, того же рода, о чем Александр Македонский писал своей матери, как об открытом ему неким Львом, верховным жрецом египетским 86 ; по нему выходило, что были людьми не только Фавн, Эней, Ромул или даже Геркулес, Эскулап, Либер, рожденный Семелой, братья Тиндариды и все другие из смертных, почитаемые ими за богов, но даже боги старейших народов, которых, по-видимому, Цицерон видит в Тускуланах, не называя их имен, как-то: Юпитер, Юнона, Сатурн, Вулкан, Веста и многие другие, которых Варрон пытается связать с частями или элементами мира. И тот жрец, как бы испугавшись, что открыл великую тайну, упрашивал Александра, чтобы он, сообщив матери написанное, велел бросить это в огонь. Итак, говорю, не только все это, составляющее содержание двух теологии, баснословной и гражданской, должно уступить платоническим философам, которые истинного Бога признавали и Творцом вещей, и Источником света истины, и Подателем блаженства; но им, таким великим исследователям такого великого Бога, должны уступить даже и все те философы, которые преданным телу умом видели для природы телесные начала то в воде, как Фалес, то в воздухе, как Анаксимен, то в огне, как стоики, то в атомах, т. е. в мельчайших телах, которые не могут быть ни делимы, ни ощущаемы, как Эпикур; также и все другие, заниматься перечислением которых нет необходимости, но которые вообще полагали, что причиной и началом вещей служат или простые, или сложные тела, не имеющие жизни, или живые, но во всяком случае – тела. Ибо некоторые из них, как эпикурейцы, полагали, что от неживых вещей могут происходить живые; другие же, что от живого может происходить и живое, и неживое, но, во всяком случае, от тел – только тела. Так, стоики думали, что огонь, то есть тело, представляющее собой одну из четырех стихий, из которых состоит этот видимый мир, есть и живой, и разумный, и творец самого мира и всего существующего в нем, и потому этот самый огонь считали богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Именно в таком духе 34-е апостольское правило трактуется и всей последующей православной канонической традицией на протяжении всей византийской эпохи. Несмотря на то, что данные каноны и все их толкования однозначно указывают на то, что уровень, в пределах которого действовало первенство, — это митрополия, стоящая во главе провинциального, епархиального уровня церковной организации, Рим переносил это правило на уровень вселенский. Выражение канона «епископам каждого народа надлежит знать первого среди них» в Риме понимали в том смысле, что Папа и есть первый епископ «каждого народа». Подтверждением именно этому тезису должна была служить вышеупомянутая фальсификация римлянами 6-го Никейского канона. Далее, для оправдания искаженного видения уровней власти, Папа Лев и его преемники начали говорить о наличии трехуровневой власти в Церкви, при котором каждый из более высоких уровней имел полноту власти над более низким. Лев писал: «Связь всего тела создает единое здравие, единую красоту; и эта связь всего тела требует единодушия, особенно же добивается согласия среди епископов, у которых достоинство хотя и общее, однако не таков всеобщий ранг, поскольку и среди блаженнейших апостолов, наряду с подобием чести, было некое различие власти, и хотя избранность была равной, только одному было дано выдаваться среди всех. Из какового примера также возникло и различие епископов, и великим предназначением было предусмотрено, чтобы не все присваивали себе всё, но были в каждой провинции те, которые среди своих братьев имеют [право] первого приговора. И опять же, чтобы те, кто поставлен в более крупных городах, принимали на себя более обширную заботу, и через них забота о Вселенской Церкви стекалась к единому престолу Петра, и ничто никогда не противилось своей главе. Тот, кто знает, что он поставлен над кем-то, пусть не тяготится тем, что кто-то поставлен над ним, но послушание, которого требует, пусть выкажет и сам…» . Изложенная Папой Львом трехуровневая схема архиерейской власти не стала окончательным выражением римского взгляда на папскую власть: в этом отношении католицизм проделал в дальнейшем значительный путь, развивая и конкретизируя то, что Лев Великий называл «полнотой власти» (plenitudo potestatis) римского епископа.

http://pravoslavie.ru/119735.html

Иногда преподобный, занятый богомыслием, слышал Ангельское пение: так был угоден он Богу и Ангелам, что, еще находясь в смертном теле, удостаивался уже бессмертных, божественных наслаждений, сподоблялся слушать Ангельское пение, которого ухо не слышало, и несказанно услаждаться им. Проведши в Солуни несколько лет, преподобный Григорий с одним из учеников своих пошел в Болгарию, тогда еще языческую, но, не дошедши до нее, возвратился. Когда ученик спросил его, отчего он так скоро переменил свое намерение, преподобный отвечал: – Мне хотелось побывать там, но вижу, что там солнце не светит. Сими словами он пророчески предвозвестил о тех беспорядках, которые вскоре после того там возникли, и во время которых кровь лилась рекою и вся страна была выжжена. Вслед затем преподобный Григорий ходил из Солуни в Византию и оттуда на гору Олимп 7547 , с которой снова возвратился в Солунь. Так подвизаясь и на земле помышляя о небесном, преподобный Григорий приблизился ко времени отшествия своего из сей жизни. Тяжко заболев от падучей болезни, он лежал неподвижно на одре и горячо молился Богу, чтобы Он освободил его от этой болезни и заменил ее другою – водяною. Бог услышал его молитву: освободив его от первой болезни, дал ему ту, о которой он просил. И так раздулось тело его, что казалось как бы мехом, наполненным воздухом. Оставив Солунь, преподобный с великим трудом прибыл в Константинополь, дабы противодействовать здесь ереси иконоборства 7548 , и уже более не возвращался обратно. С собою он привел также двух учеников и сподвижников своих Иосифа и Иоанна. Первого из них он вскоре послал, по просьбе православных иноков, в Рим к папе Льву III 7549 , чтобы просить у него помощи по случаю открывавшегося гонения на святые иконы; но, на пути туда, был захвачен подкупленными императором – иконоборцем Львом Армянином морскими разбойниками и заточен на остров Кипр. Иосифу не суждено было более увидеть в живых своего великого учителя. Преподобный Григорий вскоре после сего предал чистую душу свою Господу. За двенадцать дней до кончины, он предузнал день своего отшествия и велел отвести себя в странноприимный дом, где, 20 ноября, тихо скончался 7550 . Когда пришли погребать честное тело его, приблизился к нему с верою один больной, имевший тяжкую болезнь, так что не мог стоять прямо, но лицо его постоянно обращено было к земле. И вот представилось ему, что кто-то положил на него руку сзади, и он обратился с вопросом к стоявшему около него, не он ли коснулся его. Тот отвечал отрицательно, и больной узнал из сего, что это была сила Божия, осенявшая святого, который и даровал ему исцеление, – и он стал стоять прямо, совершенно исцелев от своей болезни. Другой мучим был духом нечистым, но как только приблизился ко гробу преподобного, демон оставил его. Один брат весьма мучим был плотскою страстью и близок к падению, но, пришедши ко гробу святого, со слезами просил помощи, – и плотская брань прекратилась, и он прославил святого и возблагодарил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нравственное учение Папы Льва также заслуживает особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца. Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждал обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи. Память свт. Льва Великого празднуется 18 февраля/3 марта, почитается он как святитель и пастырь Церкви Божией, предстоящий и молящийся о нас пред престолом Христа Бога нашего, славимого и покланяемого со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. Кондак святителю Льву Великому, глас 3. На престоле славне священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил ecu свет богоразумия твоему стаду: сего ради прославился ecu, яко божественный таинник Божия благодати. Примечания 1. Внешней философией в то время назывались произведения языческих философов - Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т.е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой. 2. Архидиакон - старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почетной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, Папы Римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т.е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях. 3. Папа Сикст III занимал римскую кафедру с 432 по 440 годы. 4. Гунны - азиатский народ, вторгшийся в конце IV века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная (территория современной Венгрии). Время правления Аттилы (433-454) представляет собой период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли к югу от Дуная. В 440 году Аттила во главе 500000-ной рати двинулся на Запад. Предавая все огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 году он предпринял новый набег - в этом раз на Италию. Риму и всей Италии грозила опасность стать жертвой врагов, но Аттила остановил свое победное шествие и после переговоров с папой Львом Великим возвратился назад. Вскоре после этого похода Аттила умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010