В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа... Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни " земных Ангелов - небесных человеков " - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иерусалимская икона Божией Матери. Первописанная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании. В 463 году Иерусалимская икона была перенесена в Царьград греческим царём Львом Первым, или Великим, и поставлена в храме Богородицы - Пигии, т.е. источника, и пребывала здесь до времени благочестивого царя Ираклия. Когда заступничеством этой иконы скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и изгнаны из пределов царства - Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь, где она пребывала до времени царствования Льва Шестого Философа. При нём эта чудотворная икона была перенесена в Херсонес или Корсунь. В 988 году икону принесли в дар великому равноапостольному князю Владимиру, когда он покорил этот город и принял в нём святое Крещение. Впоследствии князь Владимир даровал эту Корсунскую святыню новгородцам, обратившимся в христианскую веру. В новгородском Софийском Соборе она пребывала до царстия Иоанна Васильевича Грозного, который в 1571 году перенёс её в Успенский Собор московского Кремля, откуда в нашествие Наполеона этот святой образ был похищен. Его место занял верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Промыслом Божиим и подвигом веры самоотверженных православных верующих, Иерусалимская икона была спасена от поругания и уничтожения, настигшего множество православных святынь в годы большевистского террора и последующих гонений на Веру и Церковь. В 1993 году она вернулась в монастырь. Находится в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В Белых Берегах (в 1807 году) о. Феодора постигла сильная и продолжительная болезнь. Девять дней не принимал он никакой пищи, и трое суток пробыл в летаргическом сне. «Испытав в сей болезни, – как говорит описатель жизни и подвигов о. Феодора, –сладостные ощущения благодатных даров Духа Божия, старец возжаждал еще более уединенной и безмолвной жизни, и объявил о сем желании настоятелю и братии. По любви и уважению к нему немедленно устроили для него уединенную келью в глуши леса в двух верстах от обители, где он и поселился вместе с другим великим подвижником, иеросхимонахом Клеопой. К ним в скором времени перешел и смиренный о. Леонид, добровольно сложивший с себя в 1808 г. настоятельство». Здесь-то, как говорят, живя с о. Феодором в пустынном безмолвии, он келейно принял пострижение в схиму и наречен был Львом. Но сказано: не вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть ( Матф. 5:15 ). Скоро Провидение открыло людям великие подвиги пустыннолюбивого Феодора. Слава о высокой жизни и мудрости его пронеслась повсюду, и к дверям келлии его стали стекаться тысячи посетителей. Тогда о. Феодор и его сподвижники, утомленные молвой, столь приятной для самолюбия, и столь тягостной для смиренномудрия, возымели сильное желание переселиться в отдаленные северные пределы царства Российского. Не мало времени продолжалось и возрастало в них сие влечение. Наконец, смиренному Феодору определено было прежде своих сподвижников оставить Белые Берега. Предавшись воле Всемогущего, носящаго всяческая глаголом силы Своея, он направил путь свой в Новоезерский монастырь (в 1809 году), лежащий на восточной стороне Новгородской губернии. Впрочем, там не остался, а по воле С.-Петербургского Митрополита Амвросия поместился в Палеостровской пустыни (на острове Онежского озера), где и провел три скорбных для него года; а оттуда в 1812 г. переселился в скит Валаамского монастыря. Недолго о. Леонид и о. Клеопа оставались в Белых Берегах по выходе оттуда о. Феодора: еще в 1811 г. они, желая жить несколько поближе к своему духовному наставнику и другу, переселились на жительство в Валаамский скит, где в следующем году и имели утешение соединиться «с утомленным, по словам жизнеописателя, от борьбы с завистью и ненавистью старцем Феодором» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вскоре Авраамий превзошел своего наставника. Кроме того, за богатство мудрости, он пользовался любовью и уважением всех. Императору было подано прошение о назначении Авраамия на наставническую должность. Видя таланты и высокую жизнь Авраамия, император согласился исполнить просьбу и сделал его, по должности наставнической, равным учителю его, Афанасию. Но Авраамий недолго оставался на кафедре: его популярность среди учеников вызвала раздражение ритора Афанасия. Тяготясь славой и не желая служить камнем преткновения своему наставнику, Авраамий оставил должность. В скором времени хозяин дома, где жил Авраамий, был послан императором на острова Эгейского моря. Он взял собой и Авраамия. Когда они, посетив Авиду, были на острове Лемнос, Авраамий увидел оттуда Афонскую Гору и решил со временем поселиться там. Вернувшись в Константинополь, Авраамий познакомился с преподобным Михаилом Малеиным – игуменом Киминского монастыря в Вифинии, что в Малой Азии. Авраамий открыл подвижнику свое давнее желание – принять монашество. Как раз во время этого разговора преподобного Михаила посетил его племянник Никифор Фока – военачальник и будущий император. Когда Авраамий вышел от старца, Никифор спросил своего дядю, кто это такой и зачем он пришел; преподобный рассказал ему все, и с того времени этот военачальник запомнил его. Авраамий, вслед за преподобным Михаилом, отправился на Кимин и принял в его монастыре постриг с именем Афанасий. Сделавшись Афанасием, Авраамий, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел принимать пищу только раз в неделю, но старец, чтобы отсечь волю его, велел ему принимать пищу однажды в три дня и спать на рогоже, а не на стуле, как спал он прежде. Наряду с обычными послушаниями Афанасий занимался переписыванием рукописей. Так он прожил четыре года, а затем, взяв благословение, ушел в уединенное место, дабы безмолвствовать. Когда Никифор Фока с братом Львом посетили своего дядю-подвижника, они спросили его об Авраамии. Он рассказал им, что Авраамий уже четыре года как принял постриг с именем Афанасия и ныне подвизается в безмолвии. Желая увидеть преподобного Афанасия, они отправились к нему в уединение. По возвращении в обитель Никифор и Лев, растроганные свиданием с Афанасием и пораженные мудростью духовных его бесед, говорили своему дяде: «Ты обогатился поистине великим сокровищем; благодарим тебя, что показал нам его» с. 463].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Графиня Мария Алексеевна, рождение 7 июня 1782; за государственным контролёром Алексеем Захаровичем Хитрово Графиня Наталия Алексеевна, рождение 1784 † 1829; за генерал-лейтенантом князем Дмитрием Михайловичем Волконским † 1835 Графиня Екатерина Алексеевна, рождение 4 октября 1786; за генерал-майором князем Василием Петровичем Оболенским Графиня София Алексеевна, рождение 1792, за генерал от инфантерии князем Иваном Леонтьевичем Шаховским Графиня Варвара Алексеевна, рождение 1796 † 1829; за князем Николаем Ивановичем Трубецким КОЛЕНО XX: Николай Михайлович † 18.. 155.Михайло Михайлович; женат на княжне Анне Яковлевне Болховской Екатерина Петровна, за Сергием Васильевичем Трубецки Алексей Сергеевич; женат на княжне Наталие Николаевне Трубецкой Анна Сергеевна, за подполковником Николаем Александровичем Дубовицким Елисавета Сергеевна, за бароном Львом Андреевичем Боде Графиня Екатерина Ивановна, за графом Георгом Александровичем Игельштрёмом КОЛЕНО XXI: Михайло Михайлович Лидия Михайловна † во младенчестве Михайло Иванович Шарап находился воеводою в Великих Луках, в 1543 году, и служил воеводою в полоцком походе 1551 года. Илья Григорьевич 8-й) служил воеводою в казанском походе 1544 года и находился воеводою в Великих Луках, в 1550 году. Антон Захарович 24) убит при осаде Смоленска, в 1634 году. Никита Андрианович 50) находился воеводою в Суздале, в 1689 и 1690 годах. Богдан Андреевич 25), упоминается на свадьбе Царя Михаила Феодоровича с княжною Мариею Владимировною Долгоруковою, 19-го сентября 1624 года. Сын его Алексей Богданович был комнатным стольником Царя Алексея Михайловича, а внук, Иван Алексеевич, находился, при Петре Великом, сперва боярином и начальником Монастырского Приказа, потом действительным тайным советником, президентом каммер-конторы и статс-конторы; при учреждении, в 1711 году, Сената, был первым сенатором, и возведён Петром Великим, 16 февраля 1710 года, в Графское Российского Царства достоинство. Из сыновей его, граф Платон Иванович был, при Императрице Анне Иоанновне, сенатором и президентом коммерц-коллегии; в последствии сослан в Соловецкий монастырь, откуда возвращён при Императрице Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Желание о. Вассиана «пожити вкупе» с оптинскими старцами осуществилось только в октябре 1853 г., когда он переселился, наконец, в Иоанно-Предтеченский скит. Погребен о. Вассиан на скитском кладбище, в описании которого сказано, что о. Вассиан «был нрава миролюбивого, имел прямой характер и горячую ревность к добру, любил природу, видя в ней открытую книгу к познанию премудрости и благодати Божией. Будучи человеком, не получившим научного образования, он основательностью своих суждений и взглядов на вещи мог служить примером того, как вырабатываются люди в монашеской жизни, если с самого своего в оную поступления получат правильное направление. Скончался о. Вассиан после трудной 9-месячной болезни — рака, которую переносил с христианским благодушием, часто укрепляясь в духе приобщением Святых Христовых Таин, коего сподобился и накануне мирной кончины, последовавшей 28 мая в половине 12 часа дня на 54-м году от рождения». Ввиду многолетней дружбы иеромонаха Вассиана и иеросхимонаха Макария можно полагать, что во время своих приездов в Москву в 1852 и 1853 гг. оптинский старец посещал Данилов монастырь, на кладбище которого нашли упокоение близкие старцу люди: В.П. Брагузин (†1851) и Н.В. Гоголь (†1852). Василий Петрович Брагузин был великим подвижником благочестия. Родом из дворян, в 1812 г. — офицер гусарского полка, он принял на себя юродство Христа ради и после странствований по России поселился в г. Орле, где часто терпел оскорбления и даже побои от людей грубых и неверующих. «Он истинно распялся миру и себе мир распял и поругался ему, — писал о Брагузине старец Макарий. — Жизнь его была страдальческая и труженическая». Василий Петрович нередко посещал иноческие обители и особенно любил Оптину пустынь. Он находился в близком духовном общении со старцами Львом и Макарием, а братии приносил большую пользу увещаниями, наставлениями, предсказаниями и утешениями. В октябре 1841 г. Василий Петрович, находясь за 180 верст от Оптиной, духом провидел близкую кончину старца Льва и поспешил в обитель. Войдя в келлию к больному старцу, он сказал: «Надобно переодеться», — имея в виду скорое отшествие души от тела. «Василий Петрович, помолись, чтобы Господь избавил меня от вечной смерти», — тихо проговорил старец Лев. — «Авось избавит», — отвечал Василий Петрович.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.). В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Перед смертью император-иконоборец захотел попрощаться с Кассией. И на этот раз она согласилась. После беседы с ней император покаялся в иконоборчестве. К одру умирающего принесли образ Божией Матери, и Феофил, поцеловав его, отошёл в мир иной. Через несколько лет почитание икон было торжественно восстановлено на Константинопольском соборе. И в этом первом праздновании Великим постом Торжества Православия принимала участие и преподобная Кассия. Она осталась единственным автором-женщиной, чьи произведения и по сей день звучат на богослужении. И, услышав стихиры Великой Субботы или стихиру Рождества Христова «Августу единоначальствующу на земли...», стоит вспомнить о византийской поэтессе. Её монашеский подвиг остался тайной, а поэтический дар живёт и служит Церкви уже много веков. Преподобный Феодор Студит (759–826) — подвижник и исповедник православной веры, церковный полемист и участник важных церковно-политических событий эпохи. Он родился в Константинополе в христианской семье, получил блестящее светское образование, был ритором и философом. В 22 года принял постриг, основы монашеского подвига постигал под руководством своего дяди монаха Платона в Студийском монастыре. Через несколько лет, по просьбе братии, Феодор стал игуменом Студийского монастыря. За свою твёрдость и непримиримость Феодор Студит трижды подвергался ссылке. Две первые ссылки были связаны с осуждением разводов и незаконных вторых браков императоров, в третий раз он был сослан императором-иконоборцем Львом Армянином за исповедание догмата о почитании святых икон. Преподобный много писал, среди его сочинений «Слова» о почитании святых икон, главы о подвижнической жизни; для Студийского монастыря он сочинил Устав, излагающий порядок годовой церковной службы. Поучения, адресованные инокам Студийского монастыря, содержат правила монашеской жизни: послушание игумену, участие в литургической жизни, труд и личная бедность. Согласно этим правилам, монастырь должен быть организованной литургической и трудовой общиной. Феофила короновали на царство соправителем ещё при жизни отца — императора Михаила II. греч. Κασσα; Кассиана, Икасия скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74679.html

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман. В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа. За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим. Галльский период В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом. Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика). Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии и распространилась по всей Южной Галлии. В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того, в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования...». Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения). Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином . В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа». В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Преп. Мария Египетская,  пролившая слезы пред иконой Царицы Небесной и давшая Ей обет покаяться, услышала голос от иконы, повелевший ей перейти Иордан, и она стала там великой подвижницей, достигнув ангельской высоты и чистоты. Малая отроковица Муза   (в конце VI века) удостоилась явления Божией Матери, Которая предрекла ей близкую кончину и велела воздерживаться от детских шалостей, смеха и игр. Проснувшись после этого сонного видения Муза совершенно изменилась во всем своем поведении, разсказала своим родителям о бывшем ей видении и объявила, в какой день она отойдет на служение Божией Матери. Через 25 дней она заболела, а в 30-й день она увидела идущую к ней Божию Матерь, окруженную такими же отроковицами, как она. На зов Богоматери она радостно отвечала: «Иду, Госпожа моя, иду!» и предала Богу свою чистую душу (память ее 16 мая). Мать  преп. Стефана Нового  исповедника (памяти 28 ноября) молила Пресвятую Богородицу перед Ее св. иконой даровать ей сына и обещала посвятить его Богу. После долгой молитвы она задремала и увидела Матерь Божию, Которая ей сказала: «Иди с миром: ты будешь иметь сына по прошению твоему». И у нее действительно родился сын, ставший великим ревнителем славы Божией. Явившись во сне  преп. Косьме Иерусалимскому   (VIII в.), Пречистая Матерь Божия одобрила составленную им песнь: «Честнейшую херувим». Преп. Иоанну Дамаскину   (VIII в.) Пресвятая Богородица дважды явила Свою великую милость. Оклеветанный греческим императором Львом Исаврянином, лютым гонителем св. икон, он подвергся отсечению его правой руки. По молитве его пред иконой Богородицы, отсеченная рука вновь срослась. В благодарность пр. Иоанн воспел в честь своей Исцелительницы: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, от чего эта икона получила наименование Троеручицы. Поступивши в монастырь св. Саввы, Иоанн попал под духовное руководство строгого старца, который для смирения запретил ему составлять духовные песнопения. Но Божия Матерь явилась этому старцу во сне и сказала, чтобы он не запрещал этого, назвав Иоанна Своим источником: «Не заграждай источника Моего!» (память преп. Иоанна 4 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сметливый и в высшей степени способный приказчик во время этих переездов сталкивался с представителями всех классов общества, он хорошо освоился с манерами и бытом каждого из них. Этот опыт пригодился ему в годы его старчествования, когда к нему приходили и раскрывали ему душу самые разнообразные люди, знатные и незнатные. Начало монашеской жизни о. Лев положил в Оптиной Пустыни, но потом перешел в Белобережскую Пустынь, где в то время настоятельствовал известный Афонский подвижник о. Василий Кишкин. Вскоре о. Лев принял монашеский постриг с именем Леонида. Здесь он прошел искус обучения монашеским добродетелям: послушанию, терпению и всем внешним подвигам. В 1804-ом году о. Леонид стал преемником о. Василия. Еще до назначения своего настоятелем, о. Леонид временно прожил некоторое время в Челнском монастыре, где встретился с учеником старца Паисия Величковского – о. Феодором и стал его преданным последователем. Старец Феодор стал обучать о. Леонида высшему монашескому деланию, этой «науке из наук и искусству из искусств», как зовется подвиг непрестанной молитвы и посредством которой происходит очищение сердца от страстей. В описываемое время о. Леонид также встретился с инспектором Орловской семинарии игуменом Филаретом, будущим митрополитом Киевским и имел с ним духовное общение. Это обстоятельство имело для старца значение в его последующей жизни. Как только о. Леонид был назначен настоятелем Белобережской пустыни, о. Феодор перешел к нему на жительство. Впоследствии оба подвижника во многих скитаниях прожили совместно от 15 до 20 лет. Под руководством о. Феодора о. Леонид достиг высоких духовных дарований. В Белых Берегах о. Феодора постигла продолжительная болезнь, после которой построили ему уединенную келлию в лесной глуши, в 2-х верстах от обители, где он и поселился с о. Клеопой, о котором читатель знает из предыдущего. К этим великим подвижникам вскоре присоединился и сам о. Леонид, сложивший с себя звание настоятеля – 1808 г. Здесь в пустынном безмолвии он принял келейно пострижение в схиму и наречен был Львом. Как уже известно из предыдущаго жизнеописания о. Феодора, он перешел в Новоезерский монастырь, откуда его митроп. Амвросий перевел в Палеостровскую пустынь. Там он провел 3 скорбные года и в 1812-ом году переселился в Валаамский монастырь. Здесь его встретили о.о. Клеопа и Леонид, которые ранее его переселились туда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010