Старец имел истинно евангельскую любовь к ближним. Ради этой любви он терпел большие скорби. Послушников своих называл как чадолюбивый отец «деточками», для него все были равны, для всех у него было одинаковое, без особых пристрастий, отношение. Даже родную сестру свою, пришедшую в Оптину, он встретил наравне с другими паломниками, не оказав ей никакого предпочтения. К обращавшимся к нему он имел разумную строгость. «Если спрашивать меня, – говорил он, – так и слушать, а если не слушать, так и не ходить ко мне!» Обладая великим смирением, он называл себя «многогрешным мнимым старцем», «ничтожеством», «непотребнейшим иеромонахом Леонидом», что не было простым смиреннословием, словесными фигурами. Письма свои он не подписывал одним своим именем. При отце Феодоре он рядом ставил имя старца Феодора; по смерти его – имя отца Антиоха, ученика своего (хотя он совсем не участвовал в написании письма), или так: «Иеромонах Леонид с приверженною братиею». Отца Леонида никто не видел в раздражении, гневе, унынии. Но он при случае смело исповедовал свои убеждения, не боясь никаких гонений. Отец Феодор называл его «смиренным львом». Он имел дар прозорливости. Через его учеников известно, что он читал в душе каждого из них, иногда обличая их в невысказанных помыслах, напоминал забытые или скрытые исповедующимся грехи, прибавляя: «А этого-то что же не говоришь?». Был у старца и дар исцелений: он лечил так называемой горькой водой (которая после его кончины перестала помогать больным). Иных посылал к мощам святителя Митрофана Воронежского (после 1832 года) и помазывал больных и бесноватых елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келии перед Владимирской иконой Богоматери, которой благословил его старец Феодор (а того в свое время преподобный Паисий). Даже давал этот елей пить. «Было очень много поразительных случаев исцелений», – как говорится в житии старца 99 . Один из его учеников спросил: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?». Старец отвечал: «Живи попроще – Бог и тебя не оставит». Потом прибавлял: «Леонид всегда был последним в обителях; никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь , а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом усталого и без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5–8. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. (И будет яко персть от колесе богатство нечестивых, и аки прах летяй множество утесняющих тя, и будет аки черта внезапу от Господа Саваофа. Присещение бо будет со громом и с трусом и гласом великим, буря несома и пламень огненный поядаяй. И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси, иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его. И будут аки во сне ядущии и пиющии, и воставшым, тощь их сон: и якоже во сне жаждай аки пияй, воспрянув же еще жаждет, душа же его вотще надеяся: тако будет богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю). Когда окончится время наказания Иерусалима, то последует страшная кара Божия на притеснителей его. Богатство «нечестивых» – оскорбляющих народ Божий и в особенности жителей Иерусалима, отлетит от них, так легко, как прах от колеса быстро движущейся колесницы; войско врагов рассеется бесследно, как пыль бурным ветром, и поражение врагов будет так быстро и внезапно, как является черта от Господа Саваофа, т.е. как молния, мгновенно низвергающаяся по прямой линии и сразу разбивающая предмет, находящийся на пути её падения. Так посещение Божие или обнаружение гнева Божия над врагами Иерусалима, как и над жителями его, будет соединено с грозными небесными знамениями и земными явлениями – землетрясением, бурей-ураганом, громом и разрушительной молнией. Соединенные полчища разноплеменных врагов святого города, этого «льва Божия», при всех своих усилиях и средствах к его погибели, однако же будут рассеяны, как призрак сновидения. И алчность их, питавшаяся надеждой на богатую добычу при ограблении Иерусалима, увы! не утолится, потому что само намерение их овладеть городом останется недостижимым и ожидаемое обогащение добычей несбыточным, как сновидение охотника, который, увлекаясь погоней за львом, углубляется в безводную пустыню, томится жаждой и, изнуренный, засыпает в таком состоянии: во сне ему представляются журчащие источники цветущей долины, а наяву остается та же жаждущая, песчаная, раскаленная пустыня, и он, беспомощный, испытывает смертельное томление... Подобное чувство испытают и враги Сиона, при осаде этого «Льва-города».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не замедлил Аман исполнить задуманное им. Быстро отправились гонцы во все области царя с царским повелением «убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, и имение их разграбить». «Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким: истребляется народ ни в чем не повинный!» В горести своей Мардохей обратился к Есфири, доставил ей список с царского указа об истреблении евреев и молил ее ходатайствовать перед царем о спасении своего родного народа. Но царица поручила ответить ему, что нет у нее в настоящую минуту доступа к царю, так как по закону казнится смертью всякий, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, а что она не звана к царю вот уже тридцать дней. Мардохей же на это велел передать Есфири: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» И склонилась Есфирь на увещания своего родного воспитателя и решилась действовать в пользу своих единоверных, хотя бы пришлось ей ради того пожертвовать даже жизнью своей. «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, — сказала она Мардохею, — и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну». «И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь. И молился он Господу, воспоминая все дела Господни» и моля Его умилосердиться над наследием Его и не погубить уст, прославляющих Его. «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и молилась, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его.

http://pravoslavie.ru/2929.html

Он тратил бесчисленные часы, навещая пациентов в больницах и встречаясь с прихожанами В своей первой проповеди в сане епископа в июне 1982 года владыка предположил, что совершенно разные жизненные пути святых показывают, что жизнь каждого из нас является уникальным путем ко спасению. В своих еженедельных проповедях он непрестанно напоминал о силе имени Иисуса, призывал к самоосмыслению, говорил о неизбежности испытаний и настаивал, что на первом месте должно быть благодарение Богу. Он подчеркивал, что истинная молитва есть славословие, а не перечисление Богу жалоб, и объяснял литургию как повод для действия Господа, а не как нашу возможность помолиться. Он следил за своими проповедями: однажды признался, что повторил проповедь пятилетней давности, проницательно заметив, что повторять проповедь, если она хороша, нормально. Но именно как духовник и духовный наставник владыка, возможно, оставил самый неизгладимый след в душах любивших его. Пожалуй, самый яркий образ владыки Каллиста, запечатлевшийся в моей памяти, — это бесконечная очередь прихожан, приближающихся к левому углу нефа Троицкого храма на всенощной в субботу. Это люди из разных слоев общества, с разным уровнем образования и культуры — и все они приходили к нему, чтобы излить свою душу на Исповеди и получить слово утешения. Владыка увещевал верующих обращать внимание на мелочи: на икону, к которой вы приложились; на человека, с которым вы встретились; на полученный вами подарок... Он был убежден в способности христианства вечно преподносить нам сюрпризы и безмерно изумлять нас, в тщетности попыток ограничить или сузить его до закосневшего прошлого и остывшей традиции. Христианство — оно с тобой там, где ты сейчас: для владыки совершенно естественным было полагать, что работа Великим постом по переустройству своей картотеки и системы хранения документов может быть использована в качестве благоразумного и полезного постового занятия для души. Владыку Каллиста будут помнить далеко за пределами Оксфорда и даже Православия. Он был одинаково уверен в успехе диалога как с англиканскими и католическими священнослужителями или богословами, так и с греческими, русскими, сербскими или румынскими православными мыслителями. Он был многолетним редактором (вместе с Джорджем Эври и Джоном Савардом) журнала «Eastern Churches Review» («Обозрение Восточных Церквей») и покровителем (вместе с Львом Жилле и другими) англиканско-православного экуменического Содружества святого Альбана и преподобного Сергия. Он также был сопредседателем международных комиссий по православно-англиканскому и православно-католическому диалогу.

http://pravoslavie.ru/148489.html

Агнелл Равеннский относил ко времени пребывания И. А. на архиепископской кафедре события кон. 80-х - нач. 90-х гг. V в., в т. ч. освящение ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо ин Чезареа) при имп. дворце в Равенне, к-рое он датировал правлением имп. Гонория (395-423). Церковь была построена на средства кубикулярия Лавриция, и, согласно цитируемой Агнеллом надписи, обнаруженной в храме, строительные работы были завершены в 15-е консульство императоров Феодосия II и Валентиниана III (приводимые Агнеллом датировки не совпадают с хронологией правления этих императоров). Тот же автор относит к периоду управления И. А. Равеннской кафедрой строительство рим. имп. Галлой Плацидией , матерью имп. Валентиниана III, ц. Св. Креста (вероятно, крестообразного мавзолея Галлы Плацидии), а ее приближенной Сиглейдой (Сингледией) - ц. св. Захарии. Эти события следует датировать более ранним периодом - до 450 г., даты смерти Галлы Плацидии. Чтобы представить И. А. как современника имп. Галлы Плацидии и имп. Валентиниана III, Агнелл пишет об истории, в действительности связанной с папой Львом I Великим ,- встрече с вождем гуннов Аттилой , после к-рой Аттила покинул Италию (452), как о событиях, имевших место во время пребывания И. А. на архиепископской кафедре Равенны. Т. е., согласно Агнеллу, именно И. А. остановил наступление гуннов под Равенной. Однако в сер. V в. кафедру там занимал св. Петр Хрисолог , близкий к имп. Галле Плацидии. Возможно, большой хронологический разрыв в жизнеописании И. А., приведенном в «Книге Равеннских понтификов», дал основание некоторым ранним историкам Равенны предполагать существование 2 архиепископов с именем Иоанн - один был предшественником св. Петра I Хрисолога, другой жил в кон. V в. В диптихах Равеннских епископов сведений об Иоанне, предшественнике Петра I Хрисолога, нет, там указан только И. А., предшественник архиеп. Петра II, жившего в кон. V - нач. VI в. Агнелл сообщает, что имп. Валентиниан III даровал И. А. статус митрополита над 14 кафедрами в пров. Эмилия и привилегию носить белый льняной паллий, как у Римского папы. В случае с паллием Агнелл приписывает И. А. привилегию, присвоенную Равеннским архиеп. Иоанном II Римлянином . Что касается особых прав Равеннского архиеп-ства над епископскими кафедрами Эмилии, то оформление этих привилегий было длительным процессом, завершившимся к кон. VII в., его начало традиционно связывается с возвышением Равеннской кафедры при св. Петре I Хрисологе. Тот факт, что И. А. своей властью поставил епископа в Мутину, свидетельствует о распространении архиепископской юрисдикции ко 2-й пол. V в. за пределами Равеннского архиепископства. В «Книге Равеннских понтификов» приводится предание о том, что немалое число людей видели, как во время Евхаристии ангел сослужил епископу (вероятно, так объяснялось прозвище И. А., греч.- видящий ангела).

http://pravenc.ru/text/469728.html

В то время как отлучение в менее строгом смысле означает отстранение от участия в тех или иных церковных Таинствах на какой-то определенный срок и назначается за конкретный и тяжелый грех, скажем, за блуд или убийство. Однако отлученный в данном случае все равно не перестает быть членом Церкви. Таким образом, анафема – это своего рода глобальное, полное отлучение. Тут достаточно сравнить, какие слова для «отлучения» и «анафемы» используются в латинском языке – excommunicatio и excommunicatio maior . Дословно на русский excommunicatio можно переводить как выключение из общения, а анафема, соответственно является наибольшим выключением из общения (maior). Конечно, можно говорить, что возможности для спасения у человека, подвергшегося именно анафеме, а не просто отлучению, резко падают, даже стремятся к нулю. Однако Церковь учит, что последнее слово в этом важнейшем вопросе все равно будет за Богом. И уж, конечно, Церковь не может никакому человеку желать духовной и физической погибели. Анафема, как и отлучение, имеет скорее характер врачевания и может быть снята, если полностью отлученный от Церкви принесет покаяние Так что провозглашением анафемы скорее лишь констатируется, что данный человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное. Он выставляется за ее ограду, лишается церковной поддержки и предоставляется одной воле Божией. Собственно, так и было с великим русским писателем Львом Толстым. Церковь знаменитым «Синодальным определением и посланием Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом» от 20-22 февраля 1901 года лишь с горечью констатировала, что Лев Толстой не может считаться членом Церкви, поскольку в первую очередь он сам этого не захотел. Действительно, как может называться православным христианином человек, отрицавший троичность Бога или воскресение Христа, не признававший загробной жизни и отвергавший все Таинства Церкви? Утверждавший, что Христос не воплотившийся Бог, а всего лишь обычный человек? И отпадение Толстого от Церкви случилось гораздо раньше, вовсе не в результате «Синодального определения».

http://foma.ru/anafema-vyinesenie-za-ogr...

Воссоединение Симпозия, Д. и их сторонников с правосл. Церковью состоялось на I Толедском Соборе. Д. представил Собору исповедание веры, в к-ром отрекся от основных принципов присциллианской ереси (о сосуществовании доброго и злого начал; о нерожденности Сына Божия; о единстве природы божественной и человеческой). Собор принял всех покаявшихся еретиков в сущем сане. После смерти Симпозия Д. занял кафедру Астурики. Дата кончины Д. неизвестна. В 447 г. епископом Астурики был уже свт. Турибий, из переписки к-рого с папой Римским св. Львом I Великим известно, что Д. в последние годы жизни твердо придерживался Православия и умер в мире с Церковью. В актах Бракарского Собора (561) Д. упоминается как епископ «святой памяти» (sanctae memoriae). С нач. IX в. Д. почитался в Асторге как святой. Ист.: Consilium Toletanum I// Mansi. T. 3. Col. 1004-1007; Innocentius I, papa. Epistulae. Ep. 3: De dissensione corruptaque disciplina Ecclesiarum Hispaniae. Cap. I//PL. 20. Col. 487; Leo I Magnus. Ep. 15: Ad Turibium Asturicensem episcopum//PL. 54. Col. 677-695; Augustinus Hipponensis. Contra mendacium ad Consentium//PL. 40. Col. 517-547. Лит.: CPL, N 797; Lezius F. Die «Libra» des Priszillianisten Diktinius von Astorga//Abhandlungen Alexander von Oettingen zum Siebenzigsten Geburstaggewidmet von Freunden und Schülem. Münch., 1898. S. 113-124; Chadwick H. Priscillian of Avila. Oxf., 1976; Sotomayor M. La Iglesia en la España romana//Historia de la Iglesia en España/Dir. R. G. Villoslada. Madrid, 1979. Vol. 1. P. 246-251, 261-270; Molas C. -M. Dictinius//DHGE. Vol. 14. Col. 394-395; Vilella M. J. La correspondencia entre los obispos hispanos y el papado durante el siglo V//SEAug. 1994. Vol. 46. P. 457-480; idem. Priscilianismo galaico y politica antipriscilianista durante el siglo V//Antiquité Tardive. P., 1997. Vol. 5. P. 177-185. Д. В. Зайцев Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.)

http://pravenc.ru/text/172030.html

В этом вообще парадокс человека: стыдиться людей и не стыдиться Бога. Как будто Творец не видит нашей мерзости, когда мы грешим тайно. Человек не стыдится Бога, потому что первородный грех говорит ему, что он — сам Бог. И поэтому, если он не впустит настоящего Бога к себе в комнату, то Тот и не войдет, не узнает и не услышит. А если и узнает, то это не Его дело. А если будет судить, то Он, как равный равного, строго не осудит. Эта идея равенства с Богом в максимуме была развита великим писателем Львом Толстым. Он, как гений, вобрал в себя всю экзистенцию «напрягаемых» людей, сложил ее и поделил на общий знаменатель. Нашел, что средневзвешенный и справедливо распределенный эгоизм — и есть покой и счастье. Он провел грандиозный эксперимент над собой: «Стать самим собой без Бога».  То есть, не мелкая стариковская хитрость – стать таким, каким тебе не давали быть всю жизнь, оправдываясь, борясь и обманывая. Не то что уклониться от рук родни и тяжести работы, а отвести с плеча руку Самого Бога, как главного сдерживающего. Этот самообман не есть собственный продукт творчества великого писателя. Он просто выразил, то, что подспудно понимали все те, кто не умеет любить. Ведь любовь – это иррациональный божественный дар. Он выразил мысли тех, кому Бог мешает жить. И это был «честный» обман. Толстой, как и большинство из нас, приняв плотский мир за самодостаточную данность, не вышел за пределы тленного мира. Кем он был, тем он и ушел. Обман заключается в устранении мистической составляющей нашей жизни и сведения мира к космосу человека. То есть, грубо говоря, к эгоизму. Все знают, что Бог есть. Но… Культура обмана царит над всеми нами. Толстой пишет о том, что мысли о смерти, как шум приближающегося водопада, в котором должны погибнуть наши лодки, люди пытаются перекричать шумом искусственного веселья. Оставаясь в мире вещей, не выходя за пределы материального бытия, душа утрачивает возможность преобразиться. Ведь преображение – это выход за пределы того, что имеем сейчас. Такая душа просто прокисает. И в старости становится отвратительной на вид так, что родные, плача, страдая и тоскуя об утраченной любви, ухаживают ради светлой памяти лучших лет.

http://pravmir.ru/smert-kak-preddverie-p...

Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 3 марта Икона Волоколамская О ней известно, что она явилась в 1677 г. и привезена из Москвы в Иосифов Волоколамский монастырь, почему и называется Волоколамской. Прославилась многими чудесами. 5 марта Икона, именуемая Воспитание Список с сей иконы, тоже прославившийся чудотворениями, находится в Москве, в Казанском соборе. На ней Богоматерь изображается с Иисусом Христом, сидящим на левой Её руке. 6 марта Ченстоховская икона Она находится в монастыре близ города Ченстохова, в 217 вёрстах от Варшавы, отчего самая икона и монастырь называются Ченстоховскими. редание говорит, что икона сия написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и находилась она первые три века. Св. царица Елена, обрётшая крест Христов, в 326 году 6 марта получила от верующих в дар сию икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была св. икона в Россию великим князем Львом, основателем города Львова, и поставлена в Бельзском замке, где прославилась чудесами. Так, когда татары, вторгнувшись в Россию, осадили замок Бельз, то икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, из которого истекла кровь, что остаётся видимым и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка. После сего чуда Владислав, князь Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ города Ченстохова. Он соорудил там монастырь и, в 1352 году, перенеся туда чудотворную икону, отдал её на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Еще в 811 г. имп. Никифором были возвращены из ссылки прп. Феодор Студит и др. монахи Студийского мон-ря. Прп. Феодор стал советником императора в т. ч. по политическим вопросам, часто вставал в оппозицию к патриарху Никифору. М. Р., вероятно по совету патриарха, издал указ о преследовании павликиан , включая вынесение им смертного приговора, однако прп. Феодор, ссылаясь на евангельский дух, убедил императора отменить закон о смертной казни для еретиков. Также за советом к патриарху и прп. Феодору М. Р. обратился и в другой сложной ситуации: в 812 г. болгары, успешно действовавшие против визант. войск, предложили мирный договор, условием к-рого был обмен пленными и перебежчиками. Патриарх Никифор счел условие приемлемым, однако прп. Феодор рассудил, что выдача перебежчиков противоречит евангельским словам «приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин 6. 37), привел он и др. аргументы в пользу своей т. зр. Император принял сторону Феодора, продолжил войну с болгарами, но в итоге потерпел поражение. Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11) Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11) Важным деянием М. Р. в церковной политике стало прекращение т. н. Михианской схизмы - внутрицерковного противостояния из-за развода в 795 г. имп. Константина VI с целью заключения нового брака. Непримиримые позиции сторон относительно легитимности развода, а также оставления в сане игум. Иосифа, во 2-й раз венчавшего императора, привели к острому конфликту между патриархом и студийской братией. М. Р. добился компромисса: Феодор Студит, в частности, перестал называть патриарха Никифора еретиком и помирился с ним. Удалось наладить и отношения с папой Римским Львом III, к-рый протестовал против поставления патриарха Никифора сразу из мирян, и оба иерарха возобновили общение. В 812 г. М. Р. официально признал имп. титул за Карлом Великим , ранее (в 800 им был принят титул императора) в Византии не признававшийся. Существовал даже план женитьбы старшего сына М. Р. Феофилакта на одной из дочерей зап. самодержца. Ответным дружественным жестом Карла стало признание власти Византии над Далмацией и Венецией.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010