Сохранилось известие, что в Константинополе существовал еще и другой храм в честь Богоматери во Влахернах, построенный императором Маркианом (450—457 гг.). В этом храме положены были погребальные ризы Пресвятой Богоматери, присланные императору из Иерусалима патриархом Ювеналием. Влахернский храм, построенный императором Львом Великим, сгорел 19 января 1434 года, и теперь видны лишь ничтожные его остатки. Какова дальнейшая участь ризы Богоматери, неизвестно. Сохранились достоверные известия только о том, что Богоматерь в то время, пока риза Ее находилась в Константинополе, неоднократно оказывала чудодейственную помощь как самому городу, так и всему греческому народу во время опасностей при нападении врагов. Так, во время осады Константинополя персами и аварами в 626 году, сарацинами в 673 и 716 году, киевскими князьями Аскольдом и Диром в 866 году священная риза Богоматери при многочисленном стечении народа выносилась из Влахернского храма и погружалась в воды Босфора. Всякий раз после этого на море поднималась сильнейшая буря, от которой гибли все корабли неприятелей. Ныне в различных местах христианского мира хранятся лишь отдельные части одежд Богоматери. Так, одна часть находится в Петропавловском приделе Московского Успенского собора, перешедшая туда в XVIII веке от князя В. В. Голицына; другая часть хранится в Благовещенском соборе, — она приобретена Дионисием, архиепископом Суздальским, в XIV веке; третья в Московском Никитском монастыре. Есть и еще одна часть Богоматерней ризы, которая сохраняется в Риме, в так называемом Латеранском соборе. Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Примечание от PRAVICON.COM : Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1362

Так, в первый раз упоминаются: в 1262 г. монастырь Полонинский в городе Полонном (между Владимиром и Луцком) , где подвизался некто Григорий, славившийся редким благочестием и бывший наставником в монашеской жизни литовскому князю Воишелгу; 1268 г.— монастырь святого Даниила в Угровеске — городе, основанном великим князем Даниилом, вероятно им же основанный во имя его ангела, и монастырь святого Михаила во Владимире Волынском, бывший местом несчастной кончины Воишелга. Сын Даниила Романовича Лев, княживший во Львове, основал два монастыря: Георгиевский в предместии этого города, по завещанию дяди своего Василька, скончавшегося в 1269 г., и Спасский близ Самбора, где и сам был погребен (в 1301 г.). Племянник Даниилов, сын Василька Владимир († 1288), княживший во Владимире Волынском, создал «монастыри многи» и в числе других монастырь святых апостолов в самой своей столице, которому пожертвовал село Березовичи. К концу XIII в. один скромный инок по имени Петр, впоследствии митрополит Киевский, создал монастырь Ратский на реке Рате в Галиции . С 1340 г., когда значительная часть Волынско-Галицкого княжества подпала владычеству Польши и потом переходила во власть то венгров, то литовцев, то опять поляков, обстоятельства в этой стране сделались менее благоприятными как для православия вообще, так и для православных обителей. Впрочем, по местам мы встречаем в ней и теперь разные монастыри, которые прежде почти все были нам неизвестны. В 1407 г. Владислав Ягайло, король польский, утвердил своею грамотою за владыкою Перемышльским Афанасием и его преемниками находившиеся в области Перемышльской и Самборской монастыри: Грушевич, Микулич (Николаевский), Святого Спаса, Сусанны, Смольницкий, Лавров, святого Онуфрия и, как сказано в грамоте, «все другие монастыри, какие были подвластны владыке». Из числа этих монастырей Спасский Самборский и Лавров упоминаются также впоследствии в одном акте 1422 г., и первый, вероятно, есть тот самый, который основан галицким князем Львом Даниловичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

халкидонитов ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13). Согласно Либерату Карфагенскому, имя П. М. было сразу внесено патриархом Акакием в диптихи К-польской Церкви ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127). Текст «Энотикона» доставил в Александрию новый августальный префект, Пергамий (Pergamius 2//PLRE. Vol. 2. P. 859), к-рый вместе с новым дуксом Египта, Аполлонием (Apollonius 5//Ibid. P. 122), должен был содействовать П. М. в проведении церковно-политической линии имп. Зинона ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 13; Либерат Карфагенский путает должности Аполлония и Пергамия: Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129). П. М., будучи согласен с основным содержанием имп. исповедания веры, подписал его и обещал разослать по Александрийской Церкви. Впрочем, как сообщает Захария Ритор, он сделал это после некоторых колебаний ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 7). Захария приводит также текст обращения (сир.  ; от греч. προσφνησις) П. М. к клиру и пастве, к-рое должно было читаться в егип. церквах перед провозглашением «Энотикона». В обращении патриарх Александрийский кратко изложил содержание имп. документа, а также заявил, что в нем справедливо осуждается дифизитство , в т. ч. учение, выраженное свт. Львом Великим в его «Томосе» (Ibidem). После вступления на Патриарший престол П. М. направил синодальную грамоту Акакию К-польскому, который вступил с ним в общение ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127, 129); текст послания Акакия приводит Захария Ритор ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 11). Сохранилась арм. версия переписки П. М. и Акакия, возможно содержащая интерполяции (см. англ. пер.: Conybeare F. C. Anecdota Monophysitarum//AJTh. 1905. Vol. 9. N 4. P. 719-740). Кроме того, П. М. направил грамоты Симплицию, папе Римскому ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129), и Мартирию , патриарху Иерусалимскому. Последний ответил П. М., приняв его т. о. в общение (послание Мартирия см.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 12). Календион, патриарх Антиохийский, занял сторону Иоанна Талайи.

http://pravenc.ru/text/2580330.html

Другой сын, Леонид, тоже родился в Православии. Так что годы сотрудничества в газете Гилярова можно назвать счастливыми в литературной судьбе Эфрона. Он многое узнал необходимого в православном мире, выправил свой письменный слог - и он приобрёл чистоту и выразительность. В «Современных Известиях» Савелий Эфрон повидал ряд выдающихся журналистов, и даже посчастливилось ему свидеться с самим графом Львом Николаевичем Толстым, чтобы ускорить срочный набор его знаменитой статьи «О переписи в Москве». Пробыл с великим писателем в типографии более пяти часов, пока вся статья не была набрана и оттиснута. А вскоре после этого Савелий Эфрон, как он сам пишет, «у достоился счастия прослушать в чтении самого Толстого первые главы» его замечательной повести «Смерть Ивана Ильича». Лев Николаевич поначалу задумал напечатать её в «Современных Известиях». Очерк об этих встречах с Львом Толстым Эфрон позже поведает в «Русском Листке» (1902, 13 октября). После кончины Гилярова (1887) Эфрон принят в редакцию газеты «Свет» Виссариона Виссарионовича Комарова, сподвижника публициста М.Н. Каткова, объединявшего светлые умы славянского мира. Исполнительный, начитанный, владеющий пером, Савелий Эфрон пришёлся к месту в патриотическом православном издании. Более того, ему уделяют ласковое обращение и дружбу. В доме Комарова - он близкий человек. К тому времени душа его окончательно окрепла в христианстве, и в ней проявились силы смиренной любви к людям, возвышающей их во всех жизненных обстоятельствах. В своих воспоминаниях Савелий Эфрон скажет: «Если Гиляров ввёл меня в круг идей русского миросозерцания, если он привил мне любовь к России и научил понимать сущность её своеобразной, оригинальной культуры, то Комаров укрепил во мне привитое Гиляровым введением в круг идей славянства… Будучи близок к нему, я не мог пройти мимо того, что наполняло Комарова, что составляло суть его славной деятельности, суть его жизни… Да, я любил Комарова и был ему предан, он и меня любил и был мне другом, другом и учителем: по его указанию и настоянию я изучил литературу славянофилов: Хомякова, Данилевского, К.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/10/...

Наконец, членов левой и правой стороны разделяла неодинаковость воззрений по вопросу христологическому, поднятому монофизитством. Отцы, занимавшие левую сторону собора, утверждались на учении о различии естеств во Христе Иисусе, соединенных во единство Лица Богочеловека. Они стояли под влиянием тех мыслей, какие высказаны были папою Львом Великим в окружном послании к собору разбойническому. Послание это легло в основу воззрений, отличавших теперь левую сторону собора. Анатолий, патриарх конотантинопольский, как мы знаем, принял это послание, а за ним, конечно, и все прочие епископы 835 , сгруппировавшиеся вокруг него. В рядах левой партии мы не замечаем во все течение собора ни малейших сомнений, колебаний касательно высокого достоинства послания Льва, о котором мы говорим. Вот главные мысли, высказанные касательно учения о Богочеловеке Львом в окружном послании, которые нашли себе прием у отцов левой стороны: „истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в своем, всецел в нашем (totus in suis, totus in nostris). Тот, кто сотворил человека, Он же сам сделался человеком, приняв образ раба. Оба естества сохраняют свои свойства без всякого ущерба (tenet sine defecmu proprietatem suam utraque natura). Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти (verbo орегапте quod verbi est, et сагпе exequenme quod carnis est). Одно из них сияет чудесами, другое подлежит страданию. Хотя в Господе Иисусе одно Лицо (una persona) – Бога и человека, однако иное то, откуда происходит общее того и другого – уничижение, и иное то, откуда проистекает общее их прославление. От нашего естества у Него есть меньшее Отца человечество, а от Отца у него есть равное со Отцем Божество» 836 . Соглашаясь с воззрениями Льва, отцы левой партии однако далеки были от мысли о разделении во Христе естеств в смысле несторианском. Так они при одном случае во время первого деяния собора восклицали: „анафема разделяющему, анафема раздробляющему на части» 837 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

На Кавказе есть много непонятного для нас, русских христиан, многое нам не нравится. Но бояться их чуждости не стоит, иначе мы так никогда их не узнаем. А узнать стоит, поскольку в любой национальности при желании можно найти близкое себе. Мне вот не нравятся чеченские проклятия. Но есть у них и другие клятвы, например клятва куначества. Это когда, братаясь, люди говорят: ты – это я, я – это ты, мой дом – твой дом... И на Кавказе у меня очень много друзей, близких людей, которые действительно стали мне братьями и сёстрами. Ещё что важно. Очень много для создания курса «прикладной этнографии» дало мне прежнее знакомство, даже дружба, с великим русским этнографом Львом Николаевичем Гумилёвым. Я слушала его лекции по этнологии в Москве, в Ленинграде, делала с ним интервью, мы много говорили у него дома. Его считаю своим учителем. Зикр и кропило – Вы призываете, чтобы христиане поняли кавказцев-мусульман, – перевожу я «стрелку» нашего разговора на другие рельсы. – Но что-то не видно, чтобы мусульмане пытались понять нас. Они упорно считают нас язычниками, полагая, что у христиан «три бога». Когда им говорят, что Пресвятая Троица – это один Бог, они словно не слышат... – Таким недоразумениям несть числа, – соглашается Татьяна Алексеевна. – Иногда они приводят к трагическим последствиям. Помните, я вам рассказывала про маслице из Дивеево, которое отдала сапёрам перед разминированием Шали? А ведь везла я его совсем в другой город – это освящённое масло меня просили передать настоятелю грозненского храма отцу Анатолию Чистоусову. После тех событий прошёл год – и вот снова я разыскиваю отца Анатолия. Но уже по другому поводу: его вместе с представителем Московского Патриархата Сергеем Жигулиным боевики взяли в заложники. Обращаюсь к знакомому полевому командиру: «Я знаю, что священников держит в плену бригадный генерал Ахмед Закаев. Посодействуйте, чтобы он отпустил их. Они ж не солдаты, а священнослужители!» И в ответ слышу: «Да этот ваш отец Анатолий! Вы знаете, что он делал? Он посылал русских солдат и офицеров убивать чеченцев». «То есть как? – не верю я. – Когда и где это было?» «Да на глазах у всех, на площади, перед строем солдат». Оказалось, что чеченцы приняли ритуал окропления святой водой военных и оружия за призыв к «православному джихаду». Отца Анатолия за это казнили. А Сергей (ныне архимандрит Филипп) чудом спасся.

http://pravoslavie.ru/36593.html

Он довольно хорошо осведомлен с трудами своих предшественников Элианом, Аррианом и Онасандром, хотя основная часть текста имеет своим источником знаменитый трактат «Стратегикон Маврикия», который впрочем, ни разу не упоминается. с.277] Трактат Льва, несомненно, являлся официальным военным руководствоми довольно продолжительное время применялся в военной практике римско-византийской империи. Согласно сообщению Константина Багрянородного императоры постоянно имели этот трактат в своих походных библиотеках, с.279] Важнейшим инструментом повышения воинского духа и боеспособности имперских войск Лев считает духовно-нравственное воспитание морального облика командного и рядового состава армии, причем главным компонентом идеологической подготовки является религиозное воспитание стратиотов. Армия империи рассматривается Львом Мудрым как «христолюбивое воинство», которое сражается не только за интересы римско-византийской империи, но за судьбы и во славу всего Христианского мира (ойкумены). с.287] Именно посредством этогодревнего источника происходит возрождение некоторых базовых принципов римско-византийского военного законодательства в русской армии, которая со времен христианизации Руси испытывавшее огромное культурное и правовое влияние Восточно-римской империи. с.288] Можно проследить явное влияние норм византийского военно-дисциплинарного кодекса содержащегося в «Трактате Льва» (T.I., VIII. 1-27) на первый русский военно-уголовный кодекс «Артикул воинский с кратким толкованием», который составлял вторую часть знаменитого «Воинского Устава» утвержденного лично Петром Великим в 1716 году. Влияние византийского военно-уголовного законодательства на русский военный кодекс прослеживается и в классификации конкретных составов воинских преступлений, в соотношении различных степеней их тяжести, которые и определяют общий подход «Артикула» к проблеме военно-уголовной ответственности. с.289] Дисциплина петровской армии была довольно суровой: под арестом содержали в оковах, телесные наказания бывали частыми, разжалование с «шельмованием» и без выслуги практиковалось довольно широко.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/12/...

по 518 г.). Но искусственно перешагнув через столетие, перейдем прямо к творцу и виновнику V Вселенского Собора, знаменитому императору Юстиниану I Великому (527–565 гг.). Не всуе прозванный Великим, Юстиниан приведен был на трон после блестящей специальной подготовки его дядей, императором Юстином I. Сам Юстин был безграмотный солдат, подписывавший императорские указы, водя стилем по трафарету, вырезанному на золотой пластинке. Но цену образованию он знал и своего племянника Юстиниана, от природы даровитого, он провел по всем ступеням греческой школы до высшей включительно. Кроме общего классического Юстиниану сообщено было специально юридическое образование. Продолжая обычай, заведенный императором Львом I, Юстиниан короновался церковно с миропомазанием. Коронована была с ним и жена его василисса Феодора. Феодора была дочерью хранителя зверинца на столичном ипподроме. Рано втянута была в жизнь цирковой актрисы. И, как яркая красавица, вовлечена на путь громких похождений, от которых даже бежала в Александрию. Там она пережила резкий духовный перелом. Ее заинтересовали Фиваидские подвижники. Она вернулась в КПль другим человеком. Увидевший ее соправитель Юстина, еще молодой Юстиниан, сразу влюбился, женился на ней и нашел в ней верную жену, мужественную советницу в самых больших вопросах церковной и имперской политики. Феодора была умна, властолюбива и охотно вмешивалась в государственные дела. Создалось на практике размежевание ролей в большом государственном деле. Муж проводил общие линии политики, жена интересовалась конкретной стороной: назначением лиц на должности. Сановники и политики очень считались с Феодорой, и стремились через нее проводить разные планы. Выдающимся примером роли Феодоры может служить история усмирения бунта 11. I. 523 г., получившего название «ника» (ν κα) Боровшиеся обычно между собою цирковые и вместе политические партии «зеленых» и «голубых» на этот раз столкнулись вместе против Юстиниана. Бунт принял грандиозные размеры. Подожжены были центральные здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Слову «потомство» опятьтаки и в еврейском, и в греческом языках присуща лишь форма единственного числа, то есть «потомок». Это заметил еще апостол Павел: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос ( Гал. 3:16 ). Авраам – первый человек, восходящий к представлению о Едином Боге, являющемся ему и сразу же пророчащем о его потомке, который и будет обладателем этой земли. Вся вера Авраама устремлена ко Христу, она, по сути, христоцентрична, хотя, казалось бы, что мог знать Авраам о Христе, о Его Рождестве, Преображении, смерти и Воскресении? Однако о Христе ему было уже возвещено. Ему не просто отдается земля для потомков, ему даруется земля, которая впоследствии будет названа «землей Иисуса», то есть землей, с которой началось спасение. Внук Авраама, Иаков, — третий из праотцев, благословляет двенадцать своих сыновей. Именно от них произойдут двенадцать колен Израилевых. Благословляя четвертого сына, Иуду, Иаков сказал: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт.49:9-10 ). Иаков пророческим взором видит особую судьбу сына и его потомков. Но его интересует судьба одного Потомка, долженствующего прийти через это колено, которого он называет «львом», поднимающимся с добычи, «львицей», которая заснула. Наконец, он недвусмысленно говорит о том, что не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Действительно, иудеи всегда возглавлялись собственными правителями, вне зависимости от того, были ли они в тот момент свободны или попадали в порабощение. Лишь через восемнадцать веков после этого пророчества иудеи впервые теряют своего правителя, своего законодателя. Скипетр оказывается в руках Ирода, прозванного Великим, который не был иудеем и вообще израильтянином, а происходил из исторической области, располагавшейся на юге Палестины. Несмотря на это, Ироду удалось воцариться. Именно в его царствование и родился Христос, Который назван Примирителем. Ему будет принадлежать покорность народов.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Из письма Елизаветы Федоровны отцу, великому герцогу Гессенскому, о назначении супруга на пост генерал-губернатора Москвы Необыкновенная религиозность - черта, отличавшая великого князя с детства. Когда семилетнего Сергея привезли в Москву и спросили: чего бы тебе хотелось? - он ответил, что самое его заветное желание - попасть на архиерейскую службу в Успенский собор Кремля. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна на Святой земле. Гефсимания, храм святой Марии Магдалины, 1888 Впоследствии, когда взрослым молодым человеком он встречался во время поездки по Италии с Папой Римским Львом XIII, тот поражался знанию великим князем церковной истории - и даже велел поднять архивы, чтобы проверить озвученные Сергеем Александровичем факты. Записи в его дневниках всегда начинались и заканчивались словами: «Господи, помилуй», «Господи, благослови». Он сам решал, чтó из церковной утвари следует привезти на освящение храма святой Марии Магдалины в Гефсимании (тоже его детище) - блестяще зная как богослужение, так и всю его атрибутику! И, кстати, Сергей Александрович был первым и единственным из великих князей дома Романовых, кто за свою жизнь трижды совершил паломничество на Святую землю. Причем первое отважился проделать через Бейрут, что было крайне трудно и далеко не безопасно. А во второе взял с собой жену, в то время еще протестанку... «БЫТЬ ОДНОЙ ВЕРЫ С СУПРУГОМ - ПРАВИЛЬНО» В их родовом имении Ильинском, где Сергей Александрович и Елизавета Федоровна провели счастливейшие дни своей жизни, начиная с медового месяца, сохранился храм, теперь он снова действует. По преданию, именно здесь присутствовала на своем первом православном богослужении тогда еще протестантка Элла. Елизавете Федоровне по статусу было необязательно менять вероисповедание. Пройдет 7 лет после замужества, прежде чем она напишет: «Мое сердце принадлежит Православию». Злые языки говорили, что к принятию новой веры Елизавету Федоровну активно подталкивал ее супруг, под чьим безусловным влиянием она находилась всегда. Но, как писала отцу сама великая княгиня, муж «никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести». Все, что он делал, - мягко и деликатно знакомил ее со своей верой. И сама княгиня очень серьезно подошла к этому вопросу, изучая Православие, присматриваясь к нему очень внимательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010