XV. Высочайший указ и конференуция Сената с Синодом об устроении Синода. – Суд над воронежеким епископом Львом Юрловым При Петре Великом Синод состоял из представителей как монашествующего, так и белого духовенства. Из мовашествующего духовенства членами Синода были, кроме епископов, архимандриты и игумены, готовящиеся на высшие места в духовной иерархии. Но, по смерти Петра, это высшее духовное учреждение мало по малу потеряло свой первоначальный характер. Из синодального присутствия один за другим исключены бьли архимандриты и игумены и совершенно устранены члены из белого духовенства. Синодальное присутствиее составляли только четыре, а иногда даже три, архиерея. Императрица Анна решилась дать Синоду прежнее устройство, какое он имел при Петре I-м. По какому побуждению и по чьему представлению это сделано, не известно. Можно догадываться, однако ж, что это было не против желания Феофана, если не прямо по его представлению. С одной стороны, это разом прекращало толки о патриаршестве; с другой – увеличивало силу Феофана в борьбе с опасным совместником Дашковым, который забрал в Синоде всю власть в свои руки. 337 20 мая, 1730 года Императрица дала указ Синоду: – «Всем известно, коим образом блаженныя памяти его императорское величество, дядя наш, Петр Велишй, правительствующий Духовный Синод учредил и регламентами принадлежащими удовольствовал, который тогда состоял в довольном числе персон; a ныне оной Синод не в таком состоянии, каков прежде был. Того ради прилежно о том, яко о зело благопотребном деле разсуждая, благоизволяем: оный Синод в доброй порядок привесть. Того ради повелеваем Духовному правительствующему Синоду, снесшись с правительствующим Сенатом, общим советом учинить следующее: первое – толикому ли числу персон быть в Синоде, колико положено в Регламенте, или еще прибавить и по скольку и из каких чинов быть? Второе – персонам, определенным в Синод непеременным ли быть или переменным, и ежели разсуждено будет быть переменным, то во сколько времени переменять? Третие – выбрать кандидатов по имянам для избравия в число, какое определено будет. Оное все учиня Духовному Синоду, обще с Сенатом, представить нам для конфирмации. А понеже ныне в Синоде число персон зело малое, только четыре обретается, а так малому числу вступить в совет с Сенатом невозможно: того ради повелеваем Духовному Синоду, для совету вышеписанных дел, взять в прибавок из духовных персон людей к тому достойных, и прилежно стараться немедленно по вышенисанному учинить, дабы в настоящих духовных делах остановки и непорядку не было». 338

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Великое переселение народов и арабские завоевания. К VII в. политическое положение Римской Империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего название «Великое переселение народов». К этому времени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от варварос – непонятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провинциям Римской Империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испании. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятилетия одна их часть двинулось в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгромлена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной Империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы были в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI–VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков , на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высшего могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742–814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) Империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как император, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продолжали считать единственным центром Империи ромеев (то есть римлян).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Демон-реформатор Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться! 25.03.2022 3176 Время на чтение 10 минут Прошло 30 лет после развала СССР и уничтожения его экономики. В погоне за призрачной мечтой «демократии», в результате «экономических реформ» было заплачено обнищанием советского народа. Про отношения между братскими народами, вообще, теперь лучше не вспоминать. На территории бывшей РСФСР «либеральную мечту» строила «команда реформаторов» в тесной связи с «зарубежными партнёрами», многие из которых являлись сотрудниками западных спецслужб. Работали не за страх, а за деньги, превращая могучую державу в холопа западного мира. По-разному сложились судьбы «великих реформаторов», некоторые уже ушли в мир иной при невыясненных обстоятельствах, как, например, г-н Березовский. До сегодняшнего дня в России оставался только Анатолий Чубайс, одна из ключевых фигур «реформ» «лихих девяностых». Но 23 марта 2022 г. последний могильщик социального государства, раздражитель общественного мнения, демон либеральных реформ по собственному желанию покинул пост специального представителя президента России по вопросам устойчивого развития, как сообщил в этот же день пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков . Источники Bloomberg сообщили, что Чубайс ушёл со своей должности и покинул Россию. По словам собеседников агентства , отъезд политика связан с его позицией по Украине . Уже вечером в СМИ появились фотографии либерального гуру рядом с банкоматом в Стамбуле. Можно провести историческую аналогию: 12 февраля 1929 г. на пароходе «Ильич» (бывший «Николай II») из порта г. Одесса с паспортом на фамилию Седов « демон революции» Лев Троцкий вместе с супругой и сыном Львом Седовым прибыл в Константинополь (Стамбул), о чём с правительством Турции было достигнуто предварительное соглашение (турецкие власти были уведомлены о том, что Троцкий прибыл в Турцию «на лечение»). В 1990 г. Чубайс стал заместителем председателя Ленсовета А. Собчака, потом его главным экономическим советником.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/25/de...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Праздник со слезами... О войне. Рассказы 08.05.2020 936 Время на чтение 29 минут Александр Щербаков Отец с фронта " Эта радость со слезами на глазах... День Победы ... " Наверное, никто не станет оспаривать факт, что песня с приведённой пронзительной строкой, впервые исполненная в 1975-м году Львом Лещенко, поныне остаётся одной из самых, самых (хотел сказать популярных, но такое определение было бы, пожалуй, слишком легковесным при столь серьёзной и значительной теме) известных, общепризнанных и востребованных среди всех, посвящённых Победе нашей страны в Великой Отечественной войне. То есть песня эта без всяких оговорок стала народной. Её поют на площадях, в концертных залах и дружеских застольях. И даже то, что многие из нас не готовы навскидку, к стыду своему, назвать авторов её слов и музыки, лишний раз свидетельствует о глубокой народности песни. Почему же народ наш выделил и принял её почти сразу, после первых исполнений популярным (здесь это слово более уместно) певцом? Ответ, по-моему, прост. Потому, что она наиболее точно и правдиво передаёт те глубокие и сложные чувства, которые переживаем все мы в этот майский день. Хотя у них, у наших чувств, тоже была некоторая эволюция... Лично мне, чьё раннее детство " опалено войной " , представляется, что в первые послевоенные годы, при всей внешней скромности тогдашних празднований и болезненной " открытости " ещё не затянувшихся ран, было больше внутреннего торжества, общей победной радости, включавшей радость от возвращения отцов и братьев. Позволю себе коротко воспроизвести " картинку " отцовского прибытия домой. ... Давным-давно, ясным морозным утром поздней осени сорок пятого года, к нашим воротам вдруг свернул с дороги грузовик. Почти упёршись радиатором в дощатый створ, он остановился, зачихал мотором и заглох. Звякнула щеколда, залаял Борзя, сначала гулким басом, потом тише и, наконец, запел, затянул весело и звонко - песню встречи. Мать припала к окну, выходящему в ограду.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/08/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Септуагинта и Вульгата-3 Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России 06.02.2021 2708 Время на чтение 63 минут СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА - 3 Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России Поиск блаженным Иеронимом «еврейской истины» и его последствия Вместо введения На рубеже четвертого и пятого веков от Р.Х. почтенный и блаженный Софроний Евсевий Иероним Стридонский, выполняя поручение Римского епископа Дамаса I, для исправления накопившихся за столетия ошибок переписчиков и возможного в связи с этим уточнения текста, вновь переводит Святое Писание на латынь. Но Ветхий Завет переводит почему-то не с греческой Септуагинты, получившей и в оценках Отцов Церкви, и в христианском народе статут богодухновенного канонического Писания, а с «софримо-масоретской» Торы. В дальнейшем этот перевод получил название Вульгата, под каким и вошел в историю. С этого момента можно отсчитывать разделение Христианства на Западное и Восточное. Удивительным образом появление на свет латино-иудейского текста Писания хронологически совпало с фактическим разделением формально единой Священной Римской Империи на практически самостоятельные, а зачастую и враждебные части. Получившие в европейской исторической науки не вполне корректные названия Западной и Восточных Римских Империй. [Так называемое же «падение» в 476 году Западной Империи «под натиском варваров» успешно выдается этой наукой за падение Римской Империи вообще. П одробнее этого коснемся ниже, а пока подчеркнем еще и еще раз, что по крайней мере до 800 года – года коронации в Римские Императоры папой Львом III Карла Великого, в сознании всех христиан, независимо от их реальной «госпринадлежности» существовала единая Священная Римская Империя во главе с Императором, и со столицей во Втором Риме – Константинополе. Правда, существовала она у западноевропейских христиан в основном действительно только в сознании, да и то только у тех, кто таковым обладал. А таких всегда немного. Практическая же жизнь, а зачастую и смерть обитателей Западной Европы, зависела от власти конкретного правителя той местности, в которой довелось им родиться и проживать. Единого железного Римского закона для всей европейской ойкумены с 476 года в действительности не существовало.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Таинство нельзя сыграть» Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова 02.03.2024 623 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора В день рождения писателя 9 февраля в Музее Достоевского в рамках музейного Лектория состоялась лекция доктора филологических наук старшего научного сотрудника Музея Бориса Николаевича Тихомирова по теме «Священнослужители в биографии Ф.М. Достоевского», которую я никак не мог пропустить. Содержательная лекция была посвящена отношениям великого писателя со священниками в разные периоды его жизни. Ближе к концу Борис Николаевич упомянул историю, кажется, выходившую за рамки темы, о том, как одному священнику предложили сыграть в кино священника... Эта неординарная история произошла со мною. Мне действительно предложили исполнить в экранизации романа «Преступление и наказание» роль священника, который исповедовал перед смертью Семена Захаровича Мармеладова. Что из этого вышло? Давайте все по порядку. Думаю, что многие любители Достоевского помнят замечательный художественный фильм «Преступление и наказание», снятый в еще 1969 году режиссёром Львом Кулиджановым. В нем были блестяще воплощены образы романа: Раскольников в исполнении Тараторкина, Порфирий Петрович — в исполнении Смоктуновского, и один из самых сильных образов Мармеладов, сыгранный Евгением Лебедевым. Фильм стал классикой российского кинематографа. После него трудно представить героев Достоевского в другом воплощении. Казалось, лучше сыграть невозможно. Может быть, поэтому несколько десятилетий роман не экранизировался. Только спустя почти 40 лет за новую экранизацию в жанре телевизионного сериала взялся опытный кинорежиссёр Дмитрий Светозаров, известный по телесериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности». Работа продлилась полтора года. Премьера 8-серийного фильма состоялась 3 декабря 2007 года на «Первом канале». О новой работе я узнал совершенно случайно на стадии подготовки. Где-то в начале осени 2006 года мне позвонил помощник режиссера фильма (сейчас боюсь ошибиться в имени) и сообщил, что начата работа над фильмом по роману Достоевского.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/ta...

По словам самого Анфима, он тридцати лет от роду рукоположен был воронежским епископом, несчастным Львом Юрловым (1727–1730) в дьячки, а вскоре потом поступил в число братии Кременского монастыря и здесь воронежским же епископом Иоакимом Струковым (1730–1742) посвящен в иеродьяконы и иеромонахи. Познакомившись с старообрядцами, которых и тогда, как и теперь, на Дону было много, Анфим ушел к ним, но, не оставаясь долго между донцами, отправился странствовать по России. О первоначальных похождениях его между старообрядцами нам ничего неизвестно, но в конце сороковых годов прошлого столетия мы находим его уже схимником. Приняв схиму, конечно, в каком-нибудь старообрядческом ските, Анфим, вследствие сенатского указа 1746 года, декабря 13, о том, чтобы «сыскивать богопротивной ереси наставников и предводителей и их сообщников, а по сыску, заковав в ручныя и ножныя железа, отсылать их в следственную о раскольниках комиссию (бывшую в Москве при синодальной конторе) в самой скорости, безо всякаго задержания», был где-то пойман и представлен в Москву. Его судили, пытали, присудили к кнуту, вырванию ноздрей и ссылке в Сибирь на каторжную работу. С каторги ли, на пути ли в Сибирь, того не знаем, ему удалось бежать, и он после того долгое время по-прежнему странствовал между старообрядцами. Позорные клейма, наложенные рукой палача, рваные ноздри, следы кнутовых рубцов на спине Анфима были чествуемы ревнителями «древляго благочестия» как святые доблие раны великого страдальца за имя Христово. Лишь только появлялся он где-нибудь в укромном месте, среди горячих своих почитателей, как уже сходились к мученику за «старую веру» и стар, и млад, и мужчины, и женщины, и дети; как святыню, со слезами лобызали они следы ран Анфимовых и отверзтою душой слушали его поучения. А он был речист. Помнилось каждое слово учительного схимника, честно хранилась каждая незначительная вещь, даваемая странником-страдальцем на благословение. Но недолго продолжался этот второй период странствий Анфима: в 1750 году его опять поймали и опять переслали в Москву, в комиссию.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Скачать epub pdf Глава 13 Статья тридцать шестая О семиглавом и десятирогом звере Откр.13:1 . И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Под «зверем» иные разумеют некоторую нижайшую силу сатаны, властвующую над прочими демонами, а под выходящим после него из земли – антихриста. Мефодий, Ипполит и другие настоящего зверя считают за самого антихриста, выходящего из моря житейского, потрясаемого бурями и сильно волнующегося. Десять рогов с венцами и семь голов указывают, что диавол и антихрист одно и то же (ибо и выше это отнесено к нему же), но вместе с этим и на разделение в последние времена земли на десять царств и соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и разделяющееся, как увидим ниже, на семь периодов. Поэтому сатана, действующий в нем, и называется князем века сего. Его хульное имя написано на его головах, то есть помощниках и слугах, ибо они непрестанно хулили Бога от начала мира до великого и благочестивого Константина, после которого богохульниками были Юлиан и Валент. Откр.13:2 . Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; «Рысью» называется царство греческое, «медведем» – персидское, а «львом» – вавилонское; над ними будет господствовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит их глиняные персты, означающие слабость и удоборазрушимость разделенного на десять частей царства. и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Сатана, сей мысленный змей, чтобы погубить некрепких, даст антихристу всякую власть и силу в ложных знамениях и чудесах. Откр.13:3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. Слова «видех едину от глав его яко закалену в смерть» указывают или на то, что кто-нибудь из его князей, умерщвленный посредством чарований антихриста и ослепления людей, будет им ложно показан воскрешенным, как делал это Симон волхв, обличенный апостолом Петром – или же что римское царство, как бы погибавшее от разделения, под единою властию антихриста (как кесаря Августа) восстанет снова сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Ф.Н. Козырев Глава 4. Сенаар – Пенуэл. От богоборчества к богосыновству Однажды Самсон, последний из двенадцати великих судей Израиля, шел к филистимлянам свататься к одной из дочерей их народа. Навстречу ему вышел лев, но Самсон «растерзал льва как козленка», ибо «сошел на него Дух Господень» ( Суд.14:6, 8 ). Когда же он шел назад спустя несколько дней, то «зашел посмотреть труп льва» и с удивлением обнаружил, что в пасти мертвого хищника вместо мух поселились пчелы и дали мед. И Самсон ел этот мед дорогою, и оказалось, что он хороший. Сказочные метаморфозы, переполняющие этот краткий сюжет, несут в себе откровение потрясающей важности. Человек растерзал льва, хотя обычно происходит наоборот, и эта необычная смерть произвела необычнейшие последствия. Вместо мух – пчелы, вместо смрада – благоухание, вместо трупного яда – целебный мед. Самсону дано было прозреть духовный смысл этого чуда, который он выразил в форме загадки: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Ему открылось, что удивительная метаморфоза, произошедшая со львом, произойдет когда-то в отношениях Бога и человека. И связана она будет тоже с убийством и с невероятной смелостью, проявленной Человеком. Раньше человек приносил жертвы Богу, и Он принимал их, теперь Бог Сам принесет Себя в жертву людям, и люди будут питаться ею – Его Плотью и Кровью. «Из ядущего вышло ядомое»! Раньше Бог являл Себя только как Сила – творческая, устрашающая, поддерживающая порядок на земле и карающая за преступления. Он требовал от человека подчинения Себе и держал его страхом. Но Он всегда хотел, чтобы человека с Ним связывала любовь. Когда человек оказывается достойным звания сына, а не раба, когда он, подобно Самсону, одолевшему льва, одолевает темные силы, мешающие ему любить Бога, тогда и Бог являет Себя как Любовь . Всесильный Элогим-Шаддай передает Свою власть Иисусу Сладчайшему. «Из сильного вышло сладкое». Смерть во Христе становится началом вечной жизни, медом бессмертия, потому что Сын Человеческий растерзал льва – пожиравшую людей смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

«ХРИСТИАНСКИЕ КОРНИ ЗАПАДА И РОССИИ» Сегодня мы хотим обратиться к тем, кто не читал Гомера , но читает и любит книги Хемингуэя, Фолкнера, Толкина, смотрит фильмы Нолана и Тарантино, восхищается картинами Ван Гога. И вместе подумать: какие смыслы транслирует европейская культура и как они влияют на современность?   Наш проект это: 12 курсов 60 онлайн-лекций 12 подкастов 15 живых лекций в разных городах России 12 подкастов ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО В нашем курсе вместе с киноведом Львом Наумовым разберемся: почему Тарковский — событие мирового кино? Как снимал великий режиссер? НЕИЗВЕСТНЫЕ ЛЬЮИС И ЧЕСТЕРТОН Льюис и Честертон — христианские апологеты XX века. Познакомьтесь с книгами английских писателей. 5 американских авторов, мимо которых не пройти ХХ век — время глобальных трагедий и катастроф. Мировые войны, революции, экономические кризисы. Старый мир умирал, а вместе с ним — прежняя жизнь.  «Неудобный» Достоевский Что мы упускаем из виду при чтении его книг? Почему во взрослом возрасте мы снова перечитываем произведения Ф.М. Достоевский? В этом курсе мы разберёмся: почему ключи от рая – у нас? Как просиять Солнцем? Что такое настоящая самореализация? Толкин: какая философия стоит за его книгами? Дж.Р.Р. Толкин, «отец» современного фэнтези, перевернул ХХ век и запустил волну популярности сказки нового формата. И при этом он переживал страшные события, страдал и любил. Что на самом деле автор вкладывал в свою вселенную? ЧТО ОБ ЭТОМ СКАЖЕТ БИБЛИЯ? Наш курс поможет вам через погружение в библейские тексты найти ответы на главные экзистенциальные вопросы и посмотреть на стереотипные представления по-новому. Каково предназначение человека на земле? РИМ: ОБРАТНАЯ СТОРОНА Чем жила Европа после падения Западного Рима? Влияние Античности на Европейскую историю и культуру безгранично. Философия, риторика, поэзия, логика, этика, политика – все это щедрые подарки Античности. 5 авторов, с которыми стоит познакомиться поближе Вместе с героями любимых произведений под чутким руководством эксперта по европейской литературе предлагаем разобраться: как прожить эту жизнь достойно и счастливо?

http://academy.foma.ru/christian-roots-o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010