В. Толстой: Вы правильно сказали: «так называемое отлучение», потому что, по сути дела, речь идет об определении Святейшего Синода, в котором в очень деликатной форме были обозначены расхождения, имевшие место между Церковью и Толстым. Я не буду сейчас пытаться защищать позицию Льва Николаевича. Удивлюсь лишь тому, что не только Православная Церковь, но и Владимир Ильич Ленин, мой тезка, считали Толстого великим писателем, но при этом слабым философом. Философию Толстого, действительно, все пытаются отделить от его художественного гения. Но Толстой обладал внутренним единством. Это были его искренние искания. Для Церкви они являются заблуждениями, но как человек он был очень честен. То, что он чувствовал и думал, он не мог выразить другими словами. Если он не мог поверить в чудеса, он не мог делать вид, что верит в них. Он поразителен в своей правдивости, искренности. Он не мог скрыть своих внутренних сомнений и высказывал их так, как велело ему сердце, его ум. Действительно, нельзя не признать, что были моменты, когда он переходил границы дозволенного. И в этом ему помогали окружающие. Мне кажется, особую роль здесь сыграл Чертков. В том же романе «Воскресение» есть отдельные пассажи, которые собственно и вызвали прямую реакцию Синода, — а именно описание Евхаристии, —Толстой не собирался их печатать. В той версии, которую он готовил для публикации, он убрал эти моменты. Но по настоянию Черткова они все-таки появились в печати. Конечно, эта тема — очень глубокая и сложная. Сейчас нам с Вами не удастся разобраться в ней во всей полноте. Толстой не стремился к разрыву с Церковью. Но когда определение Синода вышло, он вынужден был с горечью признать и констатировать свое расхождение с определенными догматами. Митрополит Иларион: По сути, он признал правоту этого определения, потому что сказал: да, действительно я не разделяю те догматы, о которых говорится. Оспаривала это постановление его жена Софья Андреевна, а сам Лев Николаевич не оспаривал. Здесь нельзя не коснуться знаменитого ухода Толстого, о котором не так давно была написана, на мой взгляд, очень хорошая книга Павла Басинского «Бегство из рая», где он показывает, что помимо религиозных исканий большую роль сыграл очень глубокий бытовой конфликт между Львом Николаевичем и Софьей Андреевной, и что это был последний порыв Толстого к истине. Ведь куда он направился? В Оптину пустынь и в Шамординский монастырь. И когда он находился на смертном одре и когда, по-видимому, для него было возможно покаяние, он оказался в руках своих последователей. Он оказался заложником той ситуации, которую в значительной степени сам и создал, приблизив к себе определенный круг людей, замкнувшись в этом круге. И потом, в критическую минуту, когда он уже не владел собой, когда он был, наверное, на грани сознательного и бессознательного сознания, именно эти люди не допустили к нему оптинского старца.

http://patriarchia.ru/db/text/3615569.ht...

В тот же период Карл I воюет с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши). Несколько славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью. Карл I поставил в зависимость от франков сильное Аварское царство на среднем Дунае. При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство на Верхнем Дунае, которое ранее платило франкам дань, и то нерегулярно. Карл Великий присоединил к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского полуострова. В результате завоеваний Карла Великого и его паладинов границы Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии. Папство при Карле Великом находилось от него в вассальной зависимости. Обширность и значимость созданной империи приводила Карла I и его советников к мысли о перемене королевского титула на императорский. В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой Львом III как «император римлян» — именно в такой форме был зафиксирован документально его новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции. После некоторого сопротивления титул императора, или басилевса, признает за Карлом Великим и Византия. Создав в Западной Европе огромное государство, по территории превосходящее Римскую империю, Карл I дипломатическими путями расширяет свое влияние на Востоке. Он заставляет признать себя императором не только Византию, но и мусульманский мир, в лице могущественного и легендарного властителя Востока — Гаруна-аль-Рашида. Между этими двумя государями устанавливаются дипломатические отношения, происходит обмен посольствами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441052/

Владыка Фаддей (Успенский) в сане епископа Так вот однажды эти хищники во главе с князьями Аскольдом и Диром учинили осаду Константинополя. Второй Рим был славен и богат. В столице империи явно было чем поживиться. Но вот чего эти князья никак не ожидали, так это всемощных сокровищ благодати! Греки, увидев плывущих на штурм, взмолились Божией Матери. Кстати, именно во Влахернском храме, где было видение юродивому Андрею, и хранилось облачение Владычицы. В специальном золотом ковчежце пребывали риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Храм был построен императором Львом Великим специально для хранения этих святынь после их обретения в 458 г. Здесь же совершалось одно уникальное чудо, над смыслом которого думают до сих пор. В каждую пятницу образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его в течение всей недели, на пятничной вечерне вдруг безо всякого содействия, сам собою подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть. В субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы. Удивительно: известный Киккский образ Божией Матери «Елеуса» («Милостивая») по воле Пречистой постоянно скрыт под покровом. А здесь в день воспоминания Страстей Христовых – в пятницу – Божия Матерь отлагает покров. Много чудес было в Константинополе… И вот к этому городу подплывают руссы… Греки совершают богослужение перед ризой Пречистой и выносят святыню на берег, погружают в воды Босфора… Началась страшная буря! Волны расшвыряли всю эскадру. Большинство кораблей потонуло. Наши предки явно не ожидали такого поворота событий! Уповающие на силу понимают только язык силы. И явленное – их более чем поразило. Оставшиеся в живых князья-предводители, разумеется, захотели креститься. С этим они и отправили в Византию посольство, как только вернулись к родным берегам. Им уже не надо было наживы. Они просили только крещения и наставления в вере Христовой. В память об избавлении Константинополя и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Парадокс заключается в том, что греки этот праздник собственного избавления практически забыли. (Кстати, по другой версии: Покров был явлен в момент избавления Константинополя от нападения сарацин – мусульман). А мы празднуем! Схиархимандрит Илий (Ноздрин) рассказывал, что в детстве думал так: у русских есть три главных праздника – это Рождество, Пасха и Покров. И годы служения Господу и Его Пресвятой Церкви вовсе не разубедили нынешнего духовника Святейшего Патриарха, что у русских именно эти три праздника являются главными.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

До 567г. власть императорского наместника в Равенне осуществлял генерал Нарсес, победитель Тотилы. Однако в 568г. его преемнику Лонгину стало угрожать нашествие лангобардов, все еще арианского германского народа, который вскоре завладел большей частью Северной Италии со столицей в Павии. Лангобарды образовали герцогства и южнее-в Сполето и Беневенто. Византийские власти без особого успеха пытались бороться с властью лангобардов, заключив союз с Хильдебертом II, франкским кафолическим королем Австразии (575–596). Но нападения франков не смогли уничтожить лангобардов. Тогда, чтобы закрепить имперскую власть в Италии, император Маврикий создал так называемый равеннский экзархат, сосредоточив в руках экзарха всю гражданскую и военную власть (ок. 584). Фактическая власть экзарха распространялась на разрозненные города и провинции, то есть Лигурию (со столицей в Генуе), Истрию-Венецию (с городом Аквилеей), Эмилию (с Равенной и морским портом Феррарой), область Пентаполя, связь которого с Римом охранялась крепостью Перуджия, и, наконец, на юге на Неаполь, Апулию, Луканию и Бруттий. Помимо этих разбросанных имперских владений страну контролировали лангобарды, так что сообщения были возможны главным образом морским путем. Политические раздоры и постоянные войны только поднимали значение пап для сохранения в Италии romanitas. Но их моральной, канонической и экономической власти угрожали арианство лангобардов и аквилейский раскол, вызванный осуждением на Пятом соборе «Трех Глав», в котором на Западе многие увидели измену Халкидонскому собору. Население Рима за время готских войн сильно уменьшилось. Оно теперь сосредоточивалось главным образом вокруг Латеранского дворца, где проживали папы, и Золотой базилики (Basilica aurea), служившей епископским соборным храмом. Кроме того, местность Ватиканского холма, города Льва, с его огромным мартирием, построенным на гробнице святого Петра, с приютами и странноприимными домами, окружавшими храм, ежегодно посещали тысячи паломников. Если в первое время в народном благочестии Петр и Павел всегда были вместе как покровители Римской церкви, то с развитием петровой экклезиологии, так хорошо обоснованной и изложенной святым Львом Великим , появилась тенденция выделять базилику святого Петра как истинный символ римского престижа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

И вот однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в лесу, Александр, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчании слова: «Хвалите Бога, любите Бога…» Александр Михайлович в столь важном деле, как выбор жизненного пути, решил получить благословение духовно опытного молитвенника – известного в то время подвижника Илариона, проживавшего в Тамбовской епархии, в селе Троекурово. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». И прибавил знаменательные слова: «Ты там нужен». Гренков послушался. Осенью 1839 г. он прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Наставник и утешитель многих В апреле 1840 г. Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Некоторое время он был келейником старца Льва и его чтецом. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение, делая вид, что гневается на него. Другим же про него говорил: «Великий будет человек». В ноябре 1840 г. послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около 50 лет. В 1842 г. Александр принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского. В 1843 г. последовало его рукоположение в иеродиаконы, а через три года – в иеромонахи. Отец Амвросий служил всегда с великим благоговением. Позже старец скажет одному иеродиакону, тяготившемуся отправлением череды священнослужения: «Брат! Не понимаешь дела. Ведь жизни причащаешься!» Отец Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), стал одним из ближайших помощников оптинского старца Макария в издании святоотеческой литературы. Под руководством отца Амвросия были изданы «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание отца Макария и другие книги. Старец Макарий строго воспитывал подвижника, говоря, что «выговоры и замечания монаху – это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души; без сего монах ржавеет».

http://pravoslavie.ru/124068.html

На трехстепенном помосте, или солее, возвышается трехъярусной алтарный иконостас, которого верхи осенены распятым Спасителем мира с предстоящими Ему Божией Матерью и усыновленным Ею Иоанном Богословом; по обе их стороны – резные из дерева Херувимы. Кипарисный иконостас алтаря не красуется затейливою резьбой, не испещрен красками, не блистает золотом, но сохраняет природный цвет благовонного дерева. Одни иконы в нем древние, другие вновь написаны в древнем пошибе 11 . В средине этого иконостаса изображен ветхий денми – Бог Отец, сидящий на Херувимах, с Предвечным Младенцем на лоне Его; по обе Его стороны ветхие Адам с Авелем и Пророки, предстоящие Ему в молении; над царскими дверями Царь славы на престоле, окруженный Серафимами и Херувимами, Апостолами Петром и Павлом, Иоанном и Андреем, вселенскими Святителями Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем. Царские двери древние из Подсосенской церкви со столпцами 12 ; на створах 13 их изображены, в древнем иконном пошибе, с Благовещением четыре Евангелиста, Св. Иоанн со львом, а Марко с орлом; на столпцах лики Св. Архидиаконов. На северной двери алтаря олицетворено изгнание Адама из рая; изгнаннику Ангел дает мотыгу, для копания земли, а Евва сидит с поникшей от печали головою, оплакивая грех свой и его последствия; на Ватиканском же саркофаге Бог Отец, в виде юноши, подает Адаму сноп, символ земледелия, а Евве – агнца, прообразование Христа. На южной же двери виден вход в рай благоразумного разбойника с крестом в руке, который разделил он с новым Адамом . На поклоне, в ряду местных икон заметим изображающую Преподобного Сергия с его учениками и подвижниками, в последствии начальниками монастырей, возникших от его Радонежской пустыни. В этот св. образ вставлен деревянный крест с золотым сосудцем, хранящим в себе капли крови Христовой и 34 частицы мощей разных Святых. Пред местными образами, в замене серебряных лампад, стоят на железных поддонах фаянсовые вощаницы 14 с девятью светильниками, по числу девяти чинов Ангельских. Пред царскими вратами висит паникадило, искусно выточенное из дерева скитскими братиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Отец Андрей также говорит о памятниках V века. Вот что пишет святитель Лев Великий: ««После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть». Когда отец Андрей Кураев говорит, что точка зрения относительно того, что мы подражаем святым апостолам, которые постом готовились к предстоящей проповеди, неверна, что мы должны апостольствовать и не поститься, тогда он спорит не с какими-то православными маргиналами, а он спорит со всемирно прославленным православным святителем Львом Великим, духовным отцом IV Вселенского Халкидонского Собора, поскольку именно его Томас способствовал выработки халкидонского вероопределения, он спорит с устами Православия. Да, в общем, и по чину не положено отцу протодьякону спорить с римским епископом, да еще и святым. Но это так, к слову. В данном случае я не могу понять, что демонстрирует здесь отец Андрей - полузнание или намеренное незнание. С одной стороны, он высказывается по всем вопросам. Он такой просветитель-популяризатор-журналист, и, наверное, ему некогда учиться. Допускаю, что в библиотеке Духовной Академии руки у него до Скабалановича не дошли, но в 1995 году Михаил Скабаланович был переиздан. Кстати, если уж говорить о памятниках IV-V века, то следует отметить такую очень интересную литургическую инициативу: посты четырех времен года, о которых упоминает тот же самый святитель Лев в 16-м Слове. На протяжении всего года распределены посты, так что закон воздержания предписан для всех времен года, именно пост весенний совершается в Четыредесятницу, летний - в Пятидесятницу, осенний - в седьмом месяце, зимний - в десятом. И в качестве основания для этих постов святитель Лев указывает благодарность Богу за собранные плоды (Скабаланович, стр. 316). Так вот, не знать этой книги отец Андрей, я думаю, все-таки не мог. Следовательно, стоит предположить, что он либо чудовищно некомпетентен, либо намеренно вводит слушателей в заблуждение.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/di...

По достоинству Преподобные были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви. Во время второй ссылки Святителя преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом был направлен константинопольским клиром во главе посольства в Рим к папе Иннокентию I с ходатайством о защите святителя Иоанна. Миссия эта не увенчалась успехом; более того, опала распространилась и на друзей Святителя. После завершения посольства преподобный Иоанн Кассиан в Константинополь уже не вернулся. Пробыв некоторое время в Риме, где он сблизился с будущим папой Львом Великим , преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию. Там он был посвящён папой в сан пресвитера города Массилии (Марселя). В Марселе, следуя своему стремлению к устроению монашеской жизни в соответствии с высоко ценимыми им образцами восточной православной аскетики, он основал две обители – мужскую (святого Виктора) и женскую (Христа Спасителя) – устроенные по правилам палестинских и египетских общежительных монастырей, но смягчённым при этом в соответствии с более суровыми условиями Запада. Здесь проявилась характерная для преподобного Иоанна черта следовать “царским путём”, избегая крайностей и фанатизма. В своём сочинении “О правилах общежительных монастырей”, которое он написал по просьбе аптского епископа Кастора, собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь по образцу восточных и преимущественно египетских, Преподобный писал: “Лучше тех монастырей, которые с начала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое новое братство на западе в стране Галлии ; Если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы ; то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями” . По слову профессора К. Е. Скурата , говоря о личном подвиге во имя спасения, преподобный Иоанн предостерегает – он не для всех одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери - не встречало более возражений со стороны церковной власти. Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать ( Torquebiau. Col. 158). Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I , еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу - «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия - 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет - CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским) , могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque . Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

http://pravenc.ru/text/155356.html

Преподобный Иоанн пробыл в Риме некоторое время и, по всей вероятности, был рукоположен там во священника 15 . Кроме того, там же он сблизился с будущим папой Львом Великим. Около 415–416 гг. преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию, в Марсель, где он основал два монастыря — мужской (святого Виктора) и женский (Христа Спасителя) 16 , в которых он, основываясь на своем опыте, приобретенном на Востоке, попытался соединить общежительный уклад с высоким подвижническим духом отшельничества. С тех пор преподобный Иоанн не покидал Марселя. Там он написал свои сочинения. Преподобный Иоанн скончался ок. 435 г. Хотя он не был официально канонизирован Западной Церковью, его почитали как местночтимого святого в Марселе (память 23 июля); его считали святым западные церковные деятели и писатели, такие, как Геннадий Марсельский 17 , папа Григорий Великий 18 и Урбан V (1362–1370), который был аббатом основанного преподобным Иоанном монастыря святого Виктора и выгравировал слова “святой Кассиан” на раке с головой Преподобного. Память преподобного Иоанна в Восточной Церкви отмечается 28 (29) февраля. II. Сочинения Преподобный Иоанн написал всего три сочинения. Два первых относятся к аскетическим сочинениям и посвящены внешнему и внутреннему монашескому деланию. 1. Decoenobioruminstitutis (“О правилах общежительных монастырей”, в XII книгах, PL 49, 53–476) 19 . Это сочинение было написано преподобным Иоанном ок. 417–419 гг. 20 по просьбе Кастора, епископа Аптского (AptaJulia), собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь. В кн. I–IV говорится об устройстве “внешнего жития” монахов 21 — о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии и др., причем все это иллюстрируется примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. Кроме того, источниками для этой части трактата могли стать сочинения святителя Василия Великого и блаженного Иеронима 22 . В следующих восьми книгах (V–XII) преподобный Иоанн рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principaliavitia, или passiones) — чревоугодием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010