3.34. Диакону Евпору. Закон Моисеев между прочим иным предписывает остерегаться «мыши и ласицы» (Лев.11, 29). Узаконивая же сие, иносказательно и образно, повелевает не входить в согласие с предыдущими и последующими скверными помыслами. Ибо запрещенные законом страсти, и обычаи, и нравы частью предваряют, а частью сопровождают друг друга. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть. Также злое вожделение выкапывает предварительно нору непотребства, и тотчас входит студодейный демон и, поселившись в уготовленной норе, соделывает грех. Ибо Господь Иисус говорит, что воззревший на жену с вожделением есть совершенный прелюбодей (Матф.5, 28). И еще за предшествующими ненавистью и гневом идут по следам злокозненность и вред. Ибо часто сперва мышь прогрызет в стене скважину, а потом входит «ласица», или змея, или что–то другое, и гнездятся в скважине. 3.35. Монаху Давурию. Во время искушений великая помощь — терпение по Богу. Ибо Господь говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. 21, 19). Не сказал: в посте вашем, или в безмолвии вашем, или в псалмопении вашем, хотя все это способствует спасению души, но — «в терпении вашем. В терпении», — то есть во всяком, какое ни придет, искушении, во всякой скорби, будет ли это обида, или уничижение, или бесчестие от какого бы то ни было человека, важного и неважного, или телесная немощь, или восстание сатанинских браней, или какое бы то ни было искушение от людей, или от демонов. «В терпении вашем стяжите души» ваша, — не просто в терпении вашем, но и со всяким благодарением, и молитвою, и смирением благословляй и песнословь Спасителя всяческих Бога, Благодетеля, все приводящего в согласие, все, будет ли это благо или нет, всяко устраивающего на пользу. И Апостол пишет: «терпением да течем на предлежащий нам подвиг» веры (Евр.12, 1). Ибо что выше добродетели? Что тверже и сильнее терпения, разумею терпение по Богу, эту царицу добродетелей, основание доблестных дел, неволнуемую пристань? Ибо оно, оно именно, есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей. Оно преуспевшего в нем делает тверже адаманта. Ни приводимые в движение оружия и луки, ни мятущиеся полчища, ни придвинутые стенобитные орудия, ни пущенные стрелы и копья, ни самое демонское полчище, ни темные дружины сопротивных сил, ни сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возмогут повредить тому, кто о Христе приобрел терпение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

29. Непамятование зла есть знак истиннаго покаяния; а кто, помня зло, думает что проходит покаяние, тот похож на человека, во сне представляющаго себя бегущим. 30. Видел я злопамятных, которые, другим злопамятным подавая совет не быть злопамятными, устыдились собственных своих слов и отстали от сей страсти. 31. От ненависти и памятозлобия раждается злословие, — тонкий недуг, скрытная пьявица, высасывающая кровь любви. 32. Иной прикрывает злословие любовию, желанием исправить. Но если ты любишь ближняго, то не обхаивай его, а молись о нем. Такой только образ действования приятен Господу. 33. Кто хочет избавиться от духа осуждения, тот пусть обращает укор не на падающаго, а на подущающаго беса. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя всякий свободен от насилования (т. — е. грешит сам). 34. Один из самых кратких путей к получению прощения грехов состоит в том, чтобы никого не осуждать; ибо сказано: не судите и не судят вам (Лук. 6, 37). 35. Как огонь противен воде, так кающемуся несвойственно судить других. Еслиб ты увидел кого нибудь согрешающим даже при исходе души из тела, — и тогда не осуждай его, ибо суд Божий сокрыт от людей. Иные явно падали великим падением, тайно же совершали еще большия добрыя дела; и любители пересудов впали в ошибку, видя дым, и не усматривая за ним солнца. 36. 0пытом дознано, что за какие грехи, телесные или душевные, — осудим ближняго, в те сами впадем. 37. Скорые и строгие истязатели прегрешений ближняго потому сею страстию негодуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и печали о своих собственных согрешениях. Ибо если кто, без покрывала самолюбия, верно взглянет на свои злыя дела, то не будет уже заботиться ни о чем другом, кроме их, справедливо разсуждая, что и на оплакивание себя самого не достанет ему времени всей своей жизни, хотя бы прожил сто лет, и хотя бы видел из очей своих изливающимся целый Иордан. 38. Бесы, убийцы душ, побуждают нас или согрешить, или, если не грешим, осуждать грешащих, чтоб чрез то осквернить нас, — и не грешащих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

10:34, 35). Поскольку согласно возлюбили нечестие, то добрым раз­делением разрушает худое согласие, и после достохвального разногласия производит единодушие благочестия» 270 . «Внезапу возстанут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои и будеши в разграбление им ( Авв. 2:7 )... Преступный сатана собрал к себе все народы, расширяя сеть многобожного заблуждения, и привязывая путами греха. Но восстали угрызающие его, т. е. проповедники Евангельских учений, как зубами терзающие тело его, т. е. имеющих одинаковый с ним образ мыслей и чувств. «Итак, ободрятся злоумыш­ляющие против него (сатаны), так как, уразумев, что он покорён, наконец, под ноги святых ( Лук. 10:19 )..., они будут легко расхищать единомысленных с тем и легко приводить их в познание истины, научая их, кто есть действительный и истинный Бог, и изъясняя им тайну Христа, Который оказывается первым начавшим рас­хищать его» (поклонение Волхвов – почётнейших сосудов диавольских) 271 . Они, святые Апостолы и Евангелисты, были блестящими стрелами ( Авв. 3:11 ), которые вонзаются во внутренность диавола и умерщвляют змия 272 . «Наполнится земля познания славы Господни, якоже вода многа покрыти моря ( Авв. 2:14 ). Не думай, что приобретение ведения Божия трудно, напротив того, знай, что весь человеческий род весьма скоро приимет сей луч и озарится светом Боговедения так, что горькое море неверия по­кроется сладкими водами ведения 273 . Впрочем «познание вещей Божественных», согласно 1-му стиху 2-ой главы на­шей книги, «непременно требует трезвенности, отвлечения духа своего от всего земного, очищения ума чрез упражнение и подвиг (ν τιβ α υνηϑε), чтобы подняться на камень, т. е. к некоторой непоколебимости и возвышенному постоянству мыслей» 274 . Но борьба с диаволом еще не кончилась. Объясняя ст. 910 второй главы (горе лихоимствующим), св. Кирилл Александрийский говорит, что слова этого пророчества в высшей степени применимы и к самому сатане и к изобретателям ересей, которые, увлекаемые любоначалием и желанием управлять многими, скончали люди многи, внесли в собственные дома по истине злое властительство, на высоте учиняли гнёзда свои, говоря напыщенные пустые слова и изрыгая против божественной славы нечто такое, что может излиться только с их языков и из их умов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Поскольку сновидения бывают не только естественные, или от Бога, но и соблазнительные, от темных сил, то в Библии, также как в святоотеческой традиции, неоднократно встречаются предостережения против некритического восприятия сновидений (и тех людей, которые пытаются пользоваться сновидениями в своих целях): Благодатные состояния Христианство никогда не останавливалось только на состояниях греховно-безблагодатных, не меньше внимания оно обращало и на состояния духовно-благодатные . При этом они являются жизненно важными для духовного развития каждого христианина: «Как иной ощущает в себе действия злобы в страстях, каковы: раздражительность, похоть, зависть, отяготение, лукавые помыслы и другие несообразности: так должен человек восчувствовать благодать и Божественную силу в добродетелях, а именно: в любви, в снисходительности, в благости, в радости, в легкости, в Божественном радовании…» 33 . Это те духовные переживания, которые приходят с Божьей помощью: «Познание Бога, чтобы отвечать своему понятию, должно быть переживанием в себе присутствия Божия, которое дает человеку непосредственно ощутить божественную жизнь и, таким образом, приведет к опытному постижению Божественного Существа» 34 . И хотя духовные дары и чувствуются духовно, но они могут быть вполне ощущаемы: «Будем молиться, чтобы и нам получить благодать Святаго Духа во всяком удостоверении и ощущении…» 35 . Эти внутренние ощущения, с христианской точки зрения крайне важны из-за вызывающего их источника, ибо, по евангельскому слову, царство Божие внутрь нас есть ( Лук. 17:21 ). Поэтому, с этой точки зрения, «Царство Небесное есть бесстрастие души, совокупное с истинным ведением сущих» 36 . Другими словами: «Царство Бога и Отца, по силе своей, находится во всех верующих; но действием своим обнаруживается только в тех, которые благим произволением, отложив вовсе естественную жизнь по душе и телу, провождают токмо жизнь духовную, и могут сказать о себе: живу не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 )» 37 . Или, как писал о царствии Божием с психической стороны святитель Феофан Затворник : «С психической же точки зрения о царствии Божиим должно сказать следующее: царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетавается с сердцем, сам срастворившись с памятию о Боге» 38 . Этот психологически-внутренний аспект царствия Божия всегда был важен в христианстве: «Сущность Царства Божия, как особого внутреннего состояния человека, частнее, как восприятие человеком «обожения» или «богообщения», вполне определенно указывается почти одинаково всеми св. отцами» 39 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

(13) Г-сподь смеется над ним, ибо видит, что придет день его. (14) Меч обнажили нечестивые и натянули лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, убить (идущих) прямым путем. (15) Меч их в их (же) сердце войдет, и луки их ломаются. (16) Лучше немногое для праведника, чем изобилие для множества нечестивых, (17) Ибо мышцы нечестивых сокрушены будут, а праведника поддерживает Г-сподь. (18) Знает Г-сподь дни непорочных, и наследие их вовек пребудет. (19) Не будут они пристыжены во время бедствия и в дни голода будут сыты, (20) Ибо нечестивые сгинут, и враги Г-спода, как тук овец, исчезнут, в дыме исчезнут. (21) Берет взаймы нечестивый и не платит, а праведник оказывает милость и дает. (22) Ибо те, кого благословил Он, унаследуют землю, а проклятые Им истреблены будут. (23) Г-сподь утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему. (24) Если падать будет – не упадет, ибо Г-сподь поддерживает руку его. (25) Молод я был и состарился, но не видел я праведника оставленного и детей его, просящих хлеба. (26) Весь день оказывает он милость и дает взаймы, и над потомством его – благословение. (27) Уклоняйся от зла и делай добро, и будешь жить вовек, (28) Ибо Г-сподь любит правосудие и не оставляет благочестивых Своих, вечно охраняемы будут они, а потомство нечестивых истребится. (29) Праведники унаследуют страну и будут обитать в ней вовеки. (30) Уста праведника говорят мудрое, и язык его изрекает справедливое. (31) Тора Б-жья в сердце его, не поскользнутся стопы его. (32) Выслеживает нечестивый праведника и ищет, чтобы умертвить его. (33) Г-сподь не оставит его (праведника) в руке его (нечестивого) и не (даст) обвинить его на суде его. (34) Надейся на Г-спода и следуй пути Его, и Он возвысит тебя, чтобы (ты) овладел страной; когда истребляемы будут нечестивые – увидишь. (35) Видел я тирана нечестивого, и утвердился он, как укоренившееся свежее (дерево). (36) И прошел он – и вот нет его, и я искал его – но он не отыскался. (37) Присмотрись к беспорочному и вглядись в прямого, ибо будущность (такого) человека – мир; (38) А преступники уничтожены будут разом; будущность (потомство) нечестивых истребится.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне? Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие — по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в — исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение. Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» (Деян. 2, 40), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее (Деян. 2, 44-45 и 4, 34-35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни — совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри — тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, — представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми (Матф.10, 25; 20, 1; Лук.13, 25), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название (γπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви (αγπη) или, лучше, общению (κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название γπαι… В этой-то любви, в этом общении исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης… Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010