" От смоковницы возьмите подобие… " Как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь. " Не прейдет род сей, как все сие будет " — " сие " противополагается здесь " тому " , о чем говорится дальше в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под " родом сим " , как толкует Златоуст, можно понимать " Род ищущих Господа " (Пс. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века. " Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " — это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что так же точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его. " О дне же том и часе никто не знает " , по св. Марку даже Сын , конечно, как человек, а не как Бог. По слову св. Луки, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как сеть на всех живущих по всему миру земли (Лук. 17:26-27 и 21:34-35). Это уподобление последних дней дням Ноя мы находим и у св. Матфея. " Тогда двое будут на поле… " — эти слова показывают, как быстро и решительно произойдет разделение между праведниками и грешниками, хотя бы они находились в момент Второго Пришествия Христова близко друг ко другу и за одними занятиями, хотя бы даже спали на одной постели (Лук. 17:34) " Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет " — отсюда естественно вытекает необходимость постоянного бодрствования: Господь желает, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, но были бы внимательны к признакам времен и были всегда готовы к сретению Его, ведя добродетельную жизнь. По своей неожиданности и внезапности, пришествие Господа нередко сравнивается с приходом вора. Следующая затем притча о верном и нерадивом приставниках или рабах имеет целью еще сильнее внушить необходимость постоянного духовного бодрствования. Эта притча имеет особенно близкое отношение к духовным пастырям и гражданским начальникам, которые поэтому должны бояться нерадения в исполнении своих обязанностей, помня, что они должны будут дать отчет в своей деятельности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Ныне немало людей, которые серьезно говорят: „К чему это? можно быть добрым человеком, ни во что не веруя“. Но как понимать это „ни во что не веруя“? Верите ли вы в человека, в его ничем незаменимую личность? Верите ли вы в абсолютную ценность добра? Но это, скажут, чисто научная вера, не имеющая религиозных предпосылок. А определила ли наука, что такое добро? Не разрешается ли для нее это понятие в простое признание выгодного, полезного, какое понятие всегда условно, относительно, ибо, что выгодно для меня, то может быть невыгодно для другого. Не является ли для положительной науки человек простым бездушным объектом?.. Любовь к человеку имеет религиозные основания, ибо, стоя на чисто научной точке зрения, можно сказать подобно некоторым социологам, что частная помощь бедняку вредна для общества, умножая только нищенство. Кому не известно, как часто холодна бывает в своих приговорах наука. Да и кого разуметь под этим „добрым неверующим человеком“? Того, кто не обижает, не грабит, не насильничает? Но это чисто отрицательные качества, которых далеко недостаточно. Никогда нельзя смешивать простую корректность с нравственною добротою. При таком смешении можно назвать добрым человеком и того, кто аккуратно платит по своим долговым обязательствам и сам не требует получки раньше срока. Без религиозной веры человек теряет источник самых чистых и светлых побуждений и может руководиться по большей части только узкоутилитарным соображением: „не вредить, потому что и мне могут причинить вред“. А велика ли нравственная ценность подобных побуждений? «Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? Ибо грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность, ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лук.6:32–34 ). Можно быть корректным человеком без веры, но добрым человеком нельзя быть, ибо нравственная доброта есть внутреннее очищение души, ее богоуподобление. «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете вы сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лук.6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Пс.17:30 .  С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену. «Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену». Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати. Пс.17:31 .  Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. «Бог мой, непорочен путь Его». Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия. «Словеса Господня разжжена». А сие дознал я из Твоих нелживых словес, ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога. «Защититель есть всех уповающих на Него». Не я один пользуюсь сею помощию, ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду. Пс.17:32 .  Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? «Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?» Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому. Пс.17:33 .  Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь. «Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой». Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою. Пс.17:34 .  Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня. «Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя». Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов. Пс.17:35 .  Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. «Научаяй руце мои на брань». Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне. «И положил еси лук медян мышца моя». Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов. Пс.17:36 .  Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. «И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит». Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех , и сподобил спасения. Пс.17:37 .  Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Христос, действительно раз навсегда совершивший оправдание наше ( Евр. 10:10, 12–14 ). Пророк Нафан также предсказал Давиду, что от него произойдет велкий Потомок, Которому Господь будет отцом и царство Которого будет вечно ( 2Цар. 7:12–14, 16 ). Пророк Михей предсказал место рождения (Мих. 5:2), пророк Даниил – время рождения ( Дан. 9 гл.), а другие пророки предвозвестили многие иные обстоятельства жизни Спасителя, которые все, даже самые частные, исполнились на одном только Иисусе Христе. Напр., Евангелие свидетельствует, что, согласно пророчествам, И. Христос происходил из рода Давидова ( Лук. 1:27, 32 , сн. Деян. 13:23 ; Рим. 1:3 ), и родился по плоти в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2:1), бывшего у Иудеев первым иноплеменным царем, происходившим по отцу от иудеев, а по матери – от аравитян (Евсев. Церк. ист. кн. 1, гл. 6). Рождение И. Христа во плоти было чудесное, сверхъестественное, какое было только с Ним одним. «Се Дева во чреве примет, – говорил прор. Исайя царю Ахазу и с ним всему народу иудейскому, – и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Евангелист Матфей, повествуя о рождении Спасителя, говорит, что эго совершилось в исполнение приведенного пророчества Исайи (Мф. 1:18–25), а еванг. Лука поясняет, что самое зачатие Христа Спасителя было сверхъестественное: по наитию Св. Духа ( Лук. 1:34–35 ). Воплотившись, Иисус Христос принял хотя действительное, настоящее человеческое тело, подобное во всем нашему ( Кол. 2:9 ), но без греха ( Ин. 8:46 ; 1Ин. 3:5 ; 2Кор. 5:21 ). Будучи безгрешным, Он «взял на себя наши немощи и понес наши болезни... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Ис. 53:4–5, 7 ) и «есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). Поэтому Он был и есть наш Спаситель, наш Искупитель. После воплощения Сына Божия в лице Иисуса Христа другого подобного воплощения не было, нет теперь и впредь быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   Тот же, кто не захочет постоянно помышлять о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, а будет говорить в сердце своем: «коснит господин мой приити», то есть: «не скоро придет господин мой» и станет жить легкомысленно и безпечно, будет подвергнуть строжайшему наказанию: «приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть: и растешет  (разсечет)его, и часть его с неверными положит»  (подвергнет его одной участи с неверными (Лук. 12:45—46).«Внемлите же себе», наставляет Господь: «да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той»  (Лук. 21:34), «яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли»  (ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земли — (Луки — 22, 35).    Весьма характерный признак близости Второго Пришествия Христова указывает нам св. Апостол Петр, предрекший, что «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по своим собственным похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала Творения, все остается так же» (2 Петр. 3:3—4). Не приходится ли нам, в наше время именно, встречать множество таких «наглых ругателей», которые позволяют себе грубо и цинично издеваться над священным христианским верованием о кончине мipa, Втором Пришествии Христовом, Страшном Суде и будущей вечной жизни? Но что особенно типично для нашего времени, это то обстоятельство, что и среди лиц, считающих себя верующими христианами, все чаще и чаще встречаются такие, которые в вопросе о кончине мipa и Втором Пришествии, по какому-то печальному недоразумению, оказываются единомысленными с этими «наглыми ругателями». Они не терпят напоминаний о кончине мipa и разговоров о возможной близости ее, считая это признаком «сектантской психологи».    Печальное недомыслие, ведущее к самому пагубному умонастроению!    Живое исповедание одного из коренных догматов христианства, служащего венцом всех наших упований, мы уступаем заблудившимся в своих умствованиях еретикам-сектантам, отпавшим от истинной Церкви, а сами солидаризируемся с «наглыми ругателями».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

По сектантскому же пониманию выходит, что слова о храме, который будет домом молитвы для всех народов, прешли, оказались пустыми. Что касается слов, сказанных Господом о том, что, люди должны молиться втайне, то этим нисколько не отвергаются храмы, как место общественных молитв. Св. Православная Церковь признает и требует такую молитву, но вместе с тем она учит на основании слова Божия, что нужна и общественная молитва , исходящая от всего сердца. Мытарь молился в храме ( Лук. 18:13 ) и был оправдан Господом. Храм нужен нам и потому, что в нем совершается бескровная жертва, которую совершил Сам Христос в новозаветном храме, в сионской горнице ( Мф. 26:18–28 ). Молитва частная и молитва общественная одна другую не исключают. Апостолы так и поняли слова Господа нашего Иисуса Христа, молясь наедине и в храме: «и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Если бы Христос признавал только молитвы «втайне», в комнатах, то Сам бы не подавал Пример Своими молитвами в храме ( Иоан. 18:20 ; Иоан. 10:22–23 ) и не благословлял бы пожертвований на храмы ( Мк. 12:41–42 ). Св. апостол Павел называет общество верных христиан домом Божиим, Церковью ( 1Тим. 3:15 ), но отсюда еще не следует, что апостол отрицал значение вещественных храмов, церквей. Когда христиане первых веков позволили себе неуважительно отнестись к «храмам», «церквам», то апостол Павел строго осуждал из за это: «Когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... разве у вас нет домов на то чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию?..» ( 1Кор. 11:18,22 ); «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Таким образом, что св. апостол разрешает дома, того он не разрешает в церкви: церковь он почитает особым местом, куда собираются люди на молитву и к которому он повелевает относиться с уважением, как именно к дому молитвы, к храму Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в предстательстве святых угодников Божьих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лук.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши и потому с тем большей готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лук.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвой к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой… вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего ( Дан. 3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34–36 ; 3Цар.15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть, впрочем, мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Во-первых, ответ «этот неоснователен, – говорит он 67 , – потому, что если мы позволим себе признать каких-либо людей злодеями особенными (рака), то мы этим уничтожим весь смысл христианского учения, по которому все мы равны и братья, как сыны одного Отца небесного». Так Толстой понимает христианское учение; но Христос учил иначе. Он всегда ясно указывал на то, что между людьми, сынами Отца небесного, есть добрые и злые и что в этом отношении полного равенства между людьми нет. Даже в той самой нагорной проповеди, на которую постоянно указывает Толстой, Господь полагает это различие между людьми, говоря, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Такое же различие между добрыми и злыми людьми Христос постоянно указывает Своим слушателям, как свидетельствуют Евангелия и в других местах. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, – учил Он ( Мф. 12:35 ); а злой человек из злого сокровища выносит злое» (срв. Лук. 6:45 ). Злыми людьми Христос прямо называл современных Ему фарисеев: «как вы можете говорить доброе, будучи злы?» ( Мф. 12:34 ). В притче о злых виноградарях: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям»... ( Мф. 21:41 ; Лук. 20:16 ; Марк. 12:9 ). Отличает Господь праведников от грешников и в притче о страшном суде ( Мф. 25:31–46 ) и во многих других местах и притчах. Поэтому ясно, что учить, будто бы христианство не различает между людьми добрых и злодеев, потому что «все мы равны и братья, как сыны одного Отца небесного», – значит – прямо «уничтожать весь смысл христианского учения» и стать в непримиримое противоречие с ясным и точным учением Иисуса Христа. Таким же софизмом отличается и другое основание, указываемое Толстым против приведенного им ответа. «Если бы и было разрешено Богом употреблять насилие против злодеев, – говорит Толстой 68 , – то никак нельзя найти того верного и несомненного определения, по которому можно наверное отличать злодея от незлодея».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Итак, сущая правда то, что простота веры, соединенная особенно с милостынею, чудеса творят. Да, стоило только преподобному Венедикту, в простоте души младенческой, возслать свое прошение к Богу, и прошение, можно сказать, тотчас же, чудесно было исполнено. И это пример не единственный. Читайте жития Святых и там вы таких примеров найдете множество. А если так, то об усвоении веры младенческой и о прилежании к милостыне и заботьтесь. И если станете заботиться, то, может быть, и для вас Господь чудеса сотворит; а если и не сотворить, то, во всяком случае, Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор. 9, 10). А это также будет для вас великою милостью Божьею. Аминь. Ближние наши, которым мы помогаешь, при их несчастьях и нуждах, отворяют нам райские двери (Поучение на предпразднество Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Прол. февр. 1) Знаете ли вы то, что ближние наши, которых мы любим и особенно те из них, которым мы помогаем при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и, следовательно, соделывают нас наследниками царствия Божия? Не знаем, известно ли сие вам, но на самом деле это подлинно так, ибо в этом убеждают нас: во 1-х, слово церковное, во 2-х, Господь Иисус Христос, в 3-х, Его святый Апостол и, в 4-х, наконец, пример. Что же они, по сему предмету, говорят нам? Говорят они нам, братья, следующее. Слово церковное говорит: " будем споспешниками Богу, любя Его всем сердцем своим и ближних, своих, как самих себя, как и сказал Господь (Луки 10, 27). Но кто же ближние наши? Это те, которым мы оказываем милость: слепые, хромые, алчущие, странные, которых Господь братьями Своими называет. Им, если окажем милость, то они отверзут нам райские двери и, без сомнения, введут нас в царствие Божие, если мы только сами не затворим его для себя своей скупостью. В это царствие зовет нас и Сам Господь, когда говорит: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). И будете сынове Вышнего вот, как видите, и язычнику Бог отверз двери царствия Своего за его милостыни. (Лук. 6, 35). Видите ли, как Бог Своими сынами милостивых называет. Поэтому, слушая святых слов Его, напишем оные на сердцах наших, чтобы услышать сей вожделенный глас Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Да даст же Он нам быть наследниками оного, чтобы в нем мы всегда прославляли Святую Троицу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

27. И с избранным – избранным будешь, а с лукавым (криводушным) –развратишься. 17 28. Яко Ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши. 28. Ибо Ты смиренных людей спасешь, и очи гордых – смиришь. 29. Яко Ты просветиши светильник мой, ГОСПОДИ БОЖЕ мой, просветиши тьму мою! 29. Ибо Ты просветишь светильник мой, Господи Боже мой, светом пронижешь тьму мою! V. 30. Яко Тобою избавлюся от искушений, и БОГОМ моим – прейду стену. 30. Ибо Тобою избавлюсь я от искушений, и Богом моим (укреплен) перейду (через всякую) стену. 31. БОГ мой, непорочен путь Его: словеса ГОСПОДНЯ разжжена; Защититель есть всех уповающих на Него! 31. Бог мой, непорочен путь Его! слова Господни – разожженные (раскаленные, как светится раскаленный до белого каления металл). (Он) – Защитник есть всех, надеющихся на Него. 32. Яко кто БОГ, разве ГОСПОДА? или кто БОГ – разве БОГА нашего? 32. Ибо – кто Бог помимо Господа?! иль кто Бог – кроме Бога нашего?! 33. БОГ, препоясуяй мя силою, и положи непорочен – путь мой! 33. Бог препоясывающий меня силой, и (Он) непорочным уставил – путь мой! 34. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя! 34. (Он), делающий ноги мои, как у оленя, и на высоту – (высоко) поставляющий меня! 35. Научаяй руце мои на брань, и положил-еси лук медян мышца моя. 35. Научающий руки мои на брань, и (Ты) соделал луком медным мышцы мои. 36. И дал-ми-еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя! и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое-то мя научит! 36. И Ты дал мне защиту в спасении моем, и десница Твоя восприяла меня! и научение Твое исправит меня до конца и научение Твое – (именно) оно наставит меня! VI. 37. Уширил-еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. 37. Расширил Ты шаги мои подо мною, и не изнемогут ноги мои. 38. Пожену враги моя, и постигну я, и – не возвращуся, Дóндеже скончаются. 38. Буду гнать врагов моих, и настигну их, и – не вернусь, пока они не исчезнут. 39. Оскорблю их, и не возмогут стать, падут – под ногама моима! 39. Поражу их, и они не смогут устоять, падут (они) – под ноги мои!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010