Ст. 32–33. Кто не взирая на клевету и гонения, будет твердо исповедать пред людьми Христа, как своего Владыку и Учителя, того и Христос исповедует, как Своего верного раба, на суде Отца Небесного, пред сонмом святых ангелов ( Лук. 12, 8 ); а кто отвержется Христа, от того и Он тогда отречется. Ст. 34–35. Не приидох воврещи мир, но меч. Несомненно, что царство Божие, основанное на земле Христом, заключает в себе сокровище мира, превосходящего всякое разумение и состоящего в примирении с Богом и в бесстрастии человека возрожденного. Но в царство мира стремятся не все; есть много людей, не любящих и даже ненавидящих мир ( Псал. 119, 6–7 ). Они поднимают ожесточенную борьбу против царства Божия, и его заставляя воинствовать и защищаться. Итак борьба получает начало не по желанию или намерению Христа, а по желанию и намерению ненавидящих Его. Но – как это часто бывает в св. Писании – результаты Своего пришествия, возбудившего к борьбе и сопротивлению Его врагов, Господь изображает так, как будто бы они были его целию. Ср. Лук. 12, 49 . Ст. 37. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: или по другому изречению, у ев. Луки в гл. 14, ст. 26 аще кто грядет ко Мне и не возненавидят отца своего и матерь, т. е., если это нужно для того, чтобы идти за Христом, – еще же и душу свою, не может быти Мой ученик. Обещал мысль этих выражений та, что для Христа должно жертвовать всеми земными привязанностями; живя со Христом одною жизнию, должно любить только то, что любит Он, и ненавидеть все, что Ему ненавистно и враждебно, согласно словам Псалмопевца: „мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться востающими против Тебя“ ( Псал. 138, 21 )? Ст. 38. И иже не приимем креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Осужденных на крестную смерть римляне принуждали самих нести на себе орудие казни на место ее исполнения. То было жестокое издевательство над чувствами осужденного, над его любовию к жизни и отвращением к смерти. Называя в этом месте крестом страдания и смерть за веру, Господь также требует от Своего ученика, чтобы он с готовностию взял и нес на себе доставшийся ему крест. Но – разница здесь в том, что Господь Сам идет впереди всех с Своим неизмеримо – тяжким и великим крестом, подъятым за спасение мира, призывает лишь следовать за Ним и в любви к Нему, в общении с Ним почерпать силу для перенесения не только страданий за веру, но и всех бедствий земного существовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественнаго ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 7, 16); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или безчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чист ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа освободившаяся от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественною любовию. 35) Страсть достойна порицания, как не естественное движение души. 36) Безстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нея, хотя бы претерпевал тысящи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Пего прощения, как по неведению творящим то (Лук. 23, 34). 38) Ежели свойство любви ест долготерпеть и милосердовать (1 Кор. 13, 4): то очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). 39) Не говорите, что вы есте храм Божий. говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Посему не должно удивляться тому, если и жизнь добродетельно живущих монахов называется совершенною. «Ибо Бог, говорит Златоуст, посредством бани пакибытия отпущает все прежнее, а после сего отпущения и бани даровал согрешающему пособие в покаянии. »Аще будут греси ваша, яко багряное, яко снег убелю» (Исаии.1:18) и превращу в противное. Поэтому не столь тяжко пасть, сколько упавши не встать». Итак, жизнь монахов надобно хвалить, а не презирать. Ибо кто чтит сих подвижников добродетели, тот чтит и Бога, а тот, кто учит презирать их, идя сим путем, дойдет до того, что оскорбит наконец и Бога. «Иже вас приемлет, говорит Господь, Мене приемлет, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Мат.10:40; Лук.10:16 ). Таковым и мы подражаем, и всегда прославляем Бога строгостию в жизни. И никто не может сказать, что ныне нельзя быть таковым людям. Любовь к Богу приобретается не через науку. Образователь и воспитатель сил, которые находятся в нас только как семена, есть закон. Поелику же мы имеем заповедь любить ближних, как самих себя: то через это же самое мы узнаем и то, имеем ли мы от Бога силу для исполнения сей заповеди. Но кто не знает, что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединенное и не дикое? Ибо ничто так не свойственно естеству нашему, как входить в общение друг с другом, взаимно один другому помогать и любить друг друга. Итак, Сам Бог предварительно даровал нам семена этого, а посему требует и плодов их, говоря: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Иоан.13:34 ). Желая возбудить к исполнению сей заповеди наши души, Он требовал от Своих учеников в доказательство сего не знамений и чудес, хотя даровал им Духом Святым и на это силу, – но что сказал? «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» ( Иоан.13:35 ). И везде Он сии заповеди соединяет так, что благотворение ближнему обращает к Себе: «взалкахся» говорит, " и дасте Ми ясти», а потом присовокупляет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мат.25:35,40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

25. Как Бог по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех людей, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания, милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего. 26. Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27. Искренно отрекшийся мipckux вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28. Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, «не утруждается, последуя Господу Богу своему» ( Иер. 17, 16 ); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29. Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31. Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32. Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33. Чист ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. 34. Чиста душа освободившаясь от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественной любовью. 35. Страсть достойна порицания, как не естественное движение души. 36. Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37. Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то ( Лук. 23, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Искомое «коварство» – не интрига; это – зама: «умышление, зло-умышление» ( Пс.26 /25:10). Враги Давида и Мессии неотступно «преследуют коварство» в умственной сфере, чтобы оно достигало такого качества, когда его можно обратить против праведника (ст.157). «Приблизились» к праведному те, кто «от Торы удалились». Когда зломысленно наложили руки на Иисуса, то был достигнут крайний предел удаленности от Учения-Торы. Пс.118:155             Далеко от нечестивых спасение,                         ибо уставов Твоих не ищут. Господь – близок: «близок Ты, Господи» (ст. 151). «Далеко» спасение тех, кто его не хочет – Учения («уставов» Торы) «не ищет». Пс.118:157             Много преследующих меня и врагов моих,                         от свидетельств Твоих я не уклонился. «Враги» суть «преследователи, охотники» за всякого рода умственным коварством (ст.150). Они и есть охотники на праведника; ср.: «князья преследуют меня напрасно» (ст. 161). Псалмы постоянно и в новых выражениях возвращают нас к мысли, что        мы живем в мире вражды духовной, в которой нет перемирия. «Нет такого времени, в которое праведник не был бы гоним, потому что «все, желающие благочестиво жить во Христе Иисусе, гонимы будут " ( 2Тим.3:12 )» (ПсСвОт). Пс.118:158             Я видел изменников и возгнушался [тем],                         что слова Твоего они не сохранили. «Изменники» багад – отмечены в Писании двумя образами: лук, который обращен назад – на своих ( Пс.78 /77:57), и псы ( Пс.59 /58:7). Об изменниках сказано: «не помилуй всех изменников беззаконных» ( Пс.59 /58:6). «Возгнушался» – «был раздражен» до омерзения. О поколении пустыни (которое должно было умереть в пустыне) сказано: «сорок лет Я был раздражаем родом [сим]» ( Пс.95 /94:10). Псалом говорит о тех, кто согрешил к смерти – тем, что они «слова Божьего не сохранили». Пс.118:161             Князья преследуют меня напрасно,                         но словесам Твоим ужасается 558 сердце мое. О своих ненавистниках Христос сказал ( Ин.15:25 ) словами Псалма: «они возненавидели Меня напрасно» – хинам: без вины, даром ( Пс.35 /34:7,19; Пс.69 /68:5). У Христа было «много преследователей и врагов» (ст.157), Его ненавидели «зломысленно» и неотступно (ст. 150), «без вины, напрасно» – и первую роль, среди гонителей имели сарим: «князья», вожди Израиля, авторитеты (архиереи, книжники и фарисеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1, за намеренных слушателей притчи признаются одни только Апостолы, фарисеи же и мытари, в свою череду, исключаются из массы слушающей, нисколько не лучше и неправдоподобнее первого, как потому, что не представляет достаточных оснований и следственно, во многом произвольно, так и потому, что, благоприятствуя объяснению одной половины притчи, представляет много несообразностей и неудобств к объяснению другой. Правда, в ту минуту, когда притча была изрекаема, Апостолы, кроме Иуды Искариотского, не имели ничего в своем заведывании: но разве сила нравственного вывода притчи исключительно падала на то только время, когда притча была говорена? Разве Спаситель Христос не мог иметь в виду тех будущих моментов в жизни учеников Своих, когда не малые суммы за продаваемые дома и земли приносились и полагались пред ногами их, и когда употребление имений, принадлежавших обществу верующих, по преимуществу, зависело от их воли (Деян. гл. 4, ст. 34, 35, 37, 32)? Совершенная правда и то, что об Иуде Искариотском, подавшем повод, как справедливо утверждают, своей неверностью к произнесению притчи, ничего не говорится ни тут (в самой притче), ни в другом месте. Но на основании сего отрицательного факта, разве можно утверждать, что Господь Иисус Христос хотяй всем спастися и в разум истины приити не хотел спасти Апостола, облеченного благодатной силой творить знамения в природе видимой и невидимой ( Матф. 10:1 ), и не делал никаких попыток, чтобы начавшего уклоняться от пути долга и чести, но еще продолжавшего наряду с другими Апостолами пребывать с Ним в напастех ( Лук. 22:28 ), вразумить и обратить к тому высокому служению, к коему он был призван? Нельзя думать, чтобы кто-либо, оставаясь верным логике, стал утверждать это. А допустим, что Спаситель желал уврачевать ученика, одержимого известным недугом, и имел в виду приведенные нами случаи из будущей служебной жизни Апостолов, должно согласиться, что Апостолы, если и могли быть изъяты из числа нарочитых слушателей притчи, как ничего не имевшие в минуту ее изложения, то разве только по отношению к ее содержанию, для коего главным и основным понятием служило богатство, нажитое неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне?    Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие — по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в — исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение.    Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» (Деян. 2:40), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее (Деян. 2:44—45 и 4, 34—35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни — совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри — тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, — представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми (Матф.10:25; 20, 1. Лук.13:25), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название (αγαπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви (αγαπη) или, лучше, общению (κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название αγαπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, Он преуспевал в возрасте, преуспевал в мудрости, преуспевал в благодати. Ибо если Он, снизойдя к нам, уничижил Себя, и уничижив опять восприял то, из чего ( φ ν) уничижил Себя, то почему неприлично Ему и преуспевать в мудрости, возрасте и благодати у Бога и у людей, и почему – неистинно сказанное: прежде неже разумети отрочати благое или злое ( Ис. 7, 16 )“? 34 „Иисус,-пишет Ориген в другом месте,-возрастал премудростию, представляясь возраст от возраста премудрее (sapiontior per singulas videbatur aetafes). Ужели Он не был мудр, ибо становится мудрее? Или,-поскольку Он уничижил Себя, приняв зрак раба,-Он воспринимал то, что утратил (id quod amiserat, resumebat), и исполнялся силами, которые Сам оставил, незадолго перед тем, как воспринять плоть? Итак, Он преуспевал не только мудростию, а и возрастом. Возраст же в Писании понимается в двояком смысле: 1) как физический рост, зависящий не от нас, а от законов природы, и 2) как возрастание души, вложенной в нас, в силу чего мы, если хочем, ежедневно возрастаем и приходим к совершенству” 35 . Правда, возрастание человеческой природы Логоса, как именно Логоса, отличалось необыкновенно успешным характером, по сравнению с прочими людьми: уже прежде 12 лет Иисус „исполнялся премудростию” ( Лук. 2, 40 ) 36 ,-но это преуспеяние Христа в благодати и премудрости не прекращалось и в последующее время. Так, замечание евангелиста Луки, что Христос после искушений от диавола в пустыне возвратился „в силе Духа ( Лк. 4, 14 )“, по Оригену , указывает на новые дары благодати, полученные Христом в награду за его мужество в борьбе с искусителем 37 . В комментарии на евангельское повествование об искушениях Христа в пустыне Ориген , в противоположность Иринею, с заботливостию отмечает их характер, как нравственно-свободного, человеческого подвига. Сорокадневным постом Христос умерщвлял в Себе чувство плоти (mortificabat sensum earnis jugi continuoque jejunio) 38 , и после этого, подобно атлету, закалившемуся в подвиге, добровольно подпускает к Себе искусителя (quasi athleta ad tentatiomen sponte proficiens), как бы говоря диаволу: „веди, куда хочешь, искушай, как угодно (ut placem),-дoбpoboльho отдаюсь искушениям, выдержу все натиски,...

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-harak...

(21) Воззри, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, во время, какое Ты, Боже, избрал, чтобы царствовал над Израилем отрок Твой 270 . (22) И препояшь его силою, чтобы он поразил начальников неправедных 271 , очистил бы Иерусалим от язычников, попирающих [его] в погибели; (23) в мудрости, в правде отринул бы грешников от наследия, уничтожил бы гордость грешников, (24) как сосуд горшечника жезлом железным сокрушил бы всю непоколебимость их 272 ; (25) истребил бы народы беззаконные словом уст своих 273 , чтобы при угрозе его язычники убежали бы от лица его; и изобличил бы грешников словом сердца их 274 . (26) И он соберёт народ святой, которым будет предводительствовать в правде, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его; (27) и не допустит, чтобы неправда обитала более среди них; и не будет жить с ними ни один человек, делающий зло 275 , ибо он познает их, что все они – сыны Бога своего 276 . (28) И разделит их по коленам на земле; и переселенец, и чужеродный не будут жить с ними более. (29) Он будет судить людей и народы в премудрости своей правды. Междупсалмие 277 . (30) И будет он иметь народы языческие для служения себе под своим ярмом; и будет прославлять Господа в знамении всей земли 278 ; и очистит Иерусалим в освящении, как и в начале 279 , (31) чтобы пришли народы от предела земли видеть славу его [царя], неся дары – истомленных сынов его (=Иерусалима) 280 , и видеть славу Господню, какою прославил его (=царя) Бог; и он праведный, наученный Богом царь над ними. (32) И нет неправды во дни его в среде их; ибо все – святые, и царь их – Христос Господень 281 . (33) Ибо он не будет надеяться на коня и всадника, и на лук, и не будет умножать себе золота и серебра для войны, и многим [воинам] не соберёт надежд на день войны 282 . (34) Сам Господь – Царь его [и] надежда того, кто силен надеждою на Бога; и он помилует все народы, [стоящие] пред ним в страхе. (35) Ибо он поразит землю словом уст своих навек, и будет благословлять народ в мудрости с радостью; (36) и сам он чист от греха, чтобы владычествовать над народом великим; обличит начальников и истребит грешников силою слова. (37) И не изнеможет он во дни свои у Бога своего, ибо Бог соделал его сильным в духе святом и мудрым в совете разума с силою и правдою. (38) И благословение Господне с ним в силе, и он не изнеможет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

(26) С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, (27) с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, (28) ибо Ты народ смиренный спасаешь, а глаза надменные унижаешь. (29) Ты возжигаешь светильник мой, Бог; Всесильный мой озаряет тьму мою. (30) С Тобой я нападаю на полк, со Всесильным моим я перехожу через стену. (31) Бог – непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него. (32) Ибо кто есть бог, кроме Бога, кто есть твердыня, кроме Всесильного нашего? (33) Бог, Который опоясал меня мощью, дал мне путь непорочный. (34) Он делает ноги мои, как у ланей, на высоты мои ставит меня. (35) Руки мои Он брани обучает; мышцы мои сокрушают медный лук. (36) Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя поддерживает меня, снисходительность Твоя меня возвышает. (37) Ты расширяешь шаг мой подо мною, не споткнутся ноги мои. (38) Я буду преследовать врагов моих и настигну их, не возвращусь, пока не будут они истреблены. (39) Поражу их, не смогут они встать, попадут под ноги мои, (40) [ибо] Ты опоясал меня мощью для войны, под ноги мои низложил восставших на меня. (41) Тыл врагов моих ко мне Ты обратил, истреблю недругов моих. (42) Они взывают – но нет спасающего – к Богу, но Он не ответил им. (43) Разотру их, словно прах пред ветром, как грязь уличную растопчу их. (44) Ты избавил меня от войн народов, поставил меня главой иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; (45) по слухам обо [мне] они повинуются мне, сыны чужеземцев заискивают предо мною; (46) сыны чужеземцев тощают, хромают они в оковах своих. (47) Жив Бог, благословен оплот мой! Да будет превознесен Всесильный спасения моего, (48) Бог, мстящий за меня, покорил народы мне. (49) Ты избавил меня от врагов моих, а также вознес меня над восстающими против меня, от насильника избавил Ты меня. (50) За то буду славить Тебя, о Бог, среди народов и имя Твое воспевать. (51) Великое спасение посылает Он царю Своему и проявляет милосердие к помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки».

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010