с греч. еп. Порфирия). Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену. Пс.17:31 Бог мой, непорочен путь Его: словеса Господня разжжена. Защититель есть всех уповающих на Него.    Потому, говорит, я так крепко надеюсь на милость и помощь Божию, что Он — Праведен, непорочен путь Его, т.е. все дела Его праведны; и не только дела, но и слова Его так верны и святы, так чисты от примеси неправды, как чисто золото, огнем разжженное и очищенное. Он Защитник всех, защитит от искушений, от всех бед и напастей не только меня, но и всех уповающих на Него. Пс.17:32 Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего?    И не тщетна, как бы так говорит пророк, не напрасна вера и надежда на Господа Бога нашего всех уповающих на Него; потому что Он один есть истинный Бог, Бог вечный, всемогущий и праведный, един Творец мира и Вседержитель. И все надеющиеся на Него, как на твердую и непоколебимую скалу, будут безопасны, как и напротив, надеющиеся на какую-либо тварь, каковы были все языческие боги, бывают постыжены и посрамлены. Пс.17:33 Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.    Так как Бог наш есть Бог сильный и всемогущий, то и верных и уповающих на Него рабов Его Он наделяет силою для поражения врагов и побеждения искушения, и так как Он праведен и непорочен путь Его, то и верным рабам Своим Он устрояет путь чистый, непорочный и праведный. То и другое получил от Бога и Давид пророк, что и выразил словами: Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Дарованною от Бога силою он был непобедим в борьбе с врагами, а праведность и непорочность пути явил во всей своей жизни. Пс.17:34-35 Совершали нозе мои яко елени, и на высоких поставляли мя: научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя.    Как бы не довольствуясь тем, что высказал прежде о дарованиях Божиих к нему, Давид продолжает исчислять все другие оборонительные и наступательные воинские средства, какие он получил от Бога для успешной борьбы с врагами и искушениями. Ему приходилось в неравной борьбе с врагами или поспешно отступать от внезапных их нападений, или быстро наступать на них там, где они и не ожидали его, или же удаляться от врагов на высокие горы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

XXI:27). И не только страшит, но и грозно изгоняеть вон, говоря: „вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. XXII:15). Итак, уже и нет нам места на небесех; уже нас и не пустят туда, и изженут оттуда вон? – Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: „не приидох призвати праведные, но грешные; токмо покайтеся – и сподобитеся равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Мене и потом плакавшему горько, где место жене блуднице, плакавшей у ног Моих, где место блудному сыну, мытарю, разбойнику, – там будет место и вам, – только восплачите о грехах ваших, горько, как Петр, припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник, покайтеся – и спасетесь, На небеси у меня готово место и для вас, и вы вместитеся во утробу милосердия Моего». (Извлеч. в соращ. из „Твор. св. Димитрия, митр. ростовского»).   3. Библейские тексты о вознесении Иисуса Христа    Пророчества возвещающие: поднимите, врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. XXIII:7 – 9) . – (Посему и) сказано: восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам (Еф. IV:8). – Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1). – (Ибо) Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих (Деян. II:34, 35). – Вот раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится (Ис. LII:13).    Вознесение И. Христа предсказано Им Самим: отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией (Лук. XXII, 69). Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня (Иоан. VII:33). – Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же ( Лук. 6:33–34 ). Опять Господь не о должниках наших печется, а хочет этим примером научить нас самоотвержению ради нашего Небесного Отца. “И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (ст. 35). Если же мы любим Христа и следуем за Ним только потому, что “ели хлеб и насытились» (Ио.6:26), – если мы делаем добро только потому, что от Бога ожидаем большего вознаграждения, то чем наше доброделание отличается от языческого? Ведь, и язычники, ожидая награды, могут делать добрые дела, – совершают даже такие подвиги, пред которыми нельзя не остановиться в изумлении? Таковы, напр., факиры, буддийские подвижники, некоторые дервиши и т.п. Все они, всякий по своему, ожидают себе награды или выгоды за гробом и ради нее удручают свое тело, переносят обиды, отказываются от удобств и почестей мирской жизни и пр. Все отличие нашего доброделания от языческого будет состоять в том, что мы ожидаем себе награды от истинного Бога, тогда как буддисты, факиры и пр. гоняются за призраками; но в существе своем, с точки зрения настроения, мы от них нисколько не будем отличаться; мы будем такими же, как они, себялюбцами 167 . Нет, истинный последователь Христа “называет субботу отрадою” ( Ис. 58 13), а не бременем и не средством для выгоды, “рожденный от Бога не делает греха” не из-за страха наказания и не по желанию награды, а потому, “что семя Божие пребывает в нем” (Ио.3:9). Доброделание его, таким образом, должно находить себе корень внутри души, должно проистекать не из саможаления, по самому существу враждебного Христову учению, а из любви к добру и Богу. Но самого главного, так сказать, непримиримого обличителя наемническое доброделание находит себе в лице св. И. Златоустого, на которого иногда можно указать, как на, его защитника. Он прямо открывает настоящий источник этого доброделания в себялюбии в отсутствии любви к Богу и Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Итак, признавайте за всяким человеком, как существом свободным, свободу мысли (но без права публичного выражения всякой ложной мысли), свободу выбора, свободу дела, свободу жить, или умереть, свободу спастись, или погибнуть, но никак не свободу совести. 7 . Еще над умами наших образованных людей тяготеет ложное мнение о мире христианском, об осторожности относительно иноверцев и сектантов из опасения раздражить умы и страсти и произвести в обществе смуты и, беспорядки. И здесь смешение двух христианских понятий: о мире внешнем, и духовной ревности по вере православной. Относительно внешнего мира апостол Павел говорит: „если возможно, с своей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12, 18 ). А относительно ревности по вере Сам Господь сказал: „не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мат. 10, 34); „Огонь пришел я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» .( Лук. 12, 25 ). Это меч духовный, это огонь ревности и борьбы верующих за божественную истину с человеческими заблуждениями. Его мы видим в широком пламени в первенствующей Церкви и в цветущие века христианства. Где законное поприще этой борьбы? – В области мыслей, учения, прений, нравственных подвигов для защиты веры и побеждения противников. Эта борьба, по слову Спасителя, простирается не только на все христианские общества, но и семейства. „Я пришел, говорит Господь: разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ея, и невестку с свекровью ея. И враги человеку домашние его“ (Мат. 10, 35, 36). И это мы видим в древней Церкви, когда язычники отдавали жен и детей своих на мучения за исповедание имени Христова, а эти последние шли на страдания с молитвою на устах за своих гонителей. Что же из этого следует? – Это значит, не изменяй своим христианским убеждениям ради каких либо человеческих привязанностей и выгод; стой за них крепко, возвещай и защищай их гласно всею силою мысли и слова, но не нарушай мира во внешних отношениях, соблюдай пред всеми обязанности христианской любви; а когда ты не частный человек и обязан защищать в своем лице права своего общественного положения и власти, тогда действуй, как христианин с свободною совестью, умеющий примирить обязанности любви с правами власти. Вот истинные понятия о совмещении ревности по вере с соблюдением мира в христианском обществе. Непонимание этих истин, происходящее от незнания православного учения веры и произвело у нас этот индифферентизм, этот застой, этот нравственный сон, о котором говорит Спаситель: „Когда люди спали, пришел враг хозяина поля, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мат. 13, 25). Вот теперь, проспавши время, когда нужно было оберегать ниву Божию (в чем виновны и мы, и вы), и радуйтесь на все эти плевелы ложных научных воззрений, религиозных заблуждений и бесчисленных сект, заполонивших наше отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В это время Ахав на другом пункте поля сражения получает должную кару за свое неверие, за идолопоклонство, за отступление от веры в Бога завета, за свои преступления. Очень достойно внимания, что он погибает не вследствие сделанных его противником распоряжений, а совершенно – как это выражается на языке человеческом – случайно; и – как ясно для смиренного созерцателя судеб Божиих, – по повелению Божию, каковые повеления совершаются независимо от каких бы то ни было расчетов и соображений человеческих. 3 Ц. XXII, 34. «А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат 856 . И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен». В рядах войска никто по-видимому не заметил, что царь ранен,… «сражение в тот день усилилось и царь стоял на колеснице против Сириян… И вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу» (ст. 35). Вероятно не зная, что царь ранен, многие однако видели, что колесница царя выехала из передних рядов войска и отъехала к тылу войска. Чтобы не произвести паники в войсках Ахав, тяжело раненый, чувствуя себя умирающим, продолжает однако стоять на своей колеснице, поддерживаемый слугами, хоть кровь льется из его раны. Сражение усиливается; по-видимому ни одна из сторон не имеет решительного перевеса, и битва без результатов длится до заката солнца. В то время, когда вследствие усталости обе армии отступают и военные действия прекращаются, Ахав умирает, как добрый воин, на своем месте, выдержав до последней минуты, стоя на ногах свои страдания, чтобы не дрогнули его войска. Нельзя не сказать, что последние минуты его жизни доказывали, что при всех его преступлениях, – в особенности же при слабости его воли и постыдном подчинении глубоко преступной жене своей Иезавели, – в нем были задатки хороших качеств, и что едва ли мы ошибемся, сказав, что он мог быть и был бы хорошим царем, если бы он не был женат на Иезавели. Оглядываясь назад на его царствование, вспоминая и его преступления, и его отступления от Бога, но вспоминая и его хорошие порывы и его покаяния, – и в особенности то, что все преступные его деяния, как прямо говорит 3 Ц. XXI, 25, были делом наущения Иезавели,– мы заключаем, что все несчастие его жизни произошло от брака – может быть политически полезного по человеческому разуму – с Сидонянкой, но брака, решительно воспрещенного законом Божиим 857 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

27 С чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его. 28 Народ угнетённый Ты спасаешь, а очи гордых смиряешь. 29 Ты, Господи, возжёг светильник мой, 48 Боже мой, Ты осветил тьму мою. 30 С Тобой я спасался в испытаниях, с Богом моим восходил на стену. 31 Бог мой – непорочен путь Его, слова Господни испытаны огнём, 49 Он щит для всех уповающих на Него. 32 Ибо кто бог, кроме Господа? Кто бог, кроме Бога нашего?! 33 Бог препоясал меня силой и направил меня на верный путь; 34 Сделал ноги мои, как у оленя, и на высотах моих утвердил меня; 35 Научил ладони мои битве: руки мои сгибают медный лук. 50 36 Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя защитила меня. Наказание Твоё исправило меня совершенно, наказание Твоё – оно научило меня. 51 37 Ты сделал широкими шаги мои, не спотыкались ноги мои; 38 Я погнался за врагами моими и настиг их, и не вернулся, доколе не истребил их. 39 Ударил по ним, и они не смогли устоять, пали под ноги мои.  40 Ты препоясал меня силой для войны, всех восставших на меня низложил под ноги мои, 41 Врагов моих обратил спиной ко мне и ненавидящих меня истребил. 42 Они звали на помощь, но никто их не спас; Взывали к Господу, но Он не ответил им. 43 И я развеял их, как пыль на ветру, как уличную грязь растоптал их. 44 Ты избавил меня от бунта соплеменников, поставил меня во главу народов, Служит мне племя, которого я не знал; 45 повинуются, едва заслышав обо мне, иноплеменники заискивают предо мной; 46 Иноплеменники ослабели, в трепете вышли из укреплений своих. 52 47 Жив Господь и благословен Бог мой! Да будет превознесён Бог спасения моего! 48 Бог, отомстивший за меня и покоривший мне народы, 49 Избавивший меня от гнева врагов моих, вознёсший меня над восставшими на меня и от мужа неправедного спасший меня. 53 50 Потому буду славить Тебя, Господи, среди народов и петь имени Твоему, 51 Дающему великие победы царю Твоему и творящему милость помазаннику Твоему Давиду и потомкам его во веки! Слава Псалом 18 (19) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Небеса возвещают славу Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   «Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов, — обрати внимание на следующее. Рождается Христос, — Дух предваряет (Лук. 1:35). Крещается Христос, — Дух свидетельствует (Иоан. 1:33-34). Искушается Христос, — Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, — Дух сопутствует. Возносится Христос, — Дух преемствует.»    Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например:    а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Иоан. 16:13). Но «и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим, от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Иоан. 12:49)..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе.» Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье.    б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: ожьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11) — Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упоминаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходимости, чтобы упоминались и все три.    в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого текста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться. Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Матф. 10:20), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Сын Божий принял человеческое естество от Духа Святаго и Марии Девы. Евангелист Лука благовествует, что на недоумение Её, како будет сие,идеже мужа не знаю,Архангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). Житие Пресвятой Девы Марии известно из Священного Предания. Родители Её, Иоаким и Анна, происходили из рода Авраама и дома Давидова, из племени которых, по обетованию Божию, надлежало произойти Спасителю мира. С трехлетнего возраста Дева Мария воспитывалась при храме. Здесь Она возросла и дала обет Богу пребывать всегда девою. Для Её охранения Она обручена была Иосифу, старцу из того же рода. Как давшая обет девства, Пресвятая Дева всегда и пребыла Девою и прежде рождения Спасителя, и во время рождения, и после рождения, так что справедливо называется Приснодевой.Кроме этого, святая Церковь именует Её и Богородицей. Основанием для такого наименования служат известные слова св. пророка Исайи: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ). И праведная Елисавета назвала Её Матерью Господа, что совершенно однозначуще со словом Богородица И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк. 1:43 ). Хотя Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии не по Божеству Своему, а по человечеству, однако достойно и праведно именовать Её Богородицей, потому что Родившийся от Неё в самом зачатии и рождении от Неё был, как и всегда есть, истинный Бог . Как воистинну Богородица, Пресвятая Дева благодатью и приближением к Богу превосходит всякое сотворенное существо. Значит, правильно св. Церковь ублажает Её честнейшею Херувимов и славнейшею Серафимов, как стоящую по благодати превыше их. Рождение Пресвятой Девой Спасителя мира, Богочеловека, было свято и чуждо греха, следовательно, и безболезненно, хотя в числе наказаний за грех Господь Бог и определил Еве в болезнех родити чада. Приготовляя людей к принятию Спасителя рода человеческого, Господь Бог даровал им знаки, по которым они могли узнать Грядущего Избавителя, а именно: точные предсказания о различных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Из многих мы укажем некоторые: пророк Исайя пророчествовал, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ). Пророк Михей провозвестил, что Он родится в Вифлееме иудейском («И ты, Вифлеем, земля иудина, ничем не меньше воеводств иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля»), и иудеи понимали это предсказание ранее, чем узнали о самом событии ( Мф.2:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но не другое ли мы видим в образе явления Господа одиннадцати? В первый раз Он явился им в первый день недели. Когда они, смутившись и испугавшись, ду­мали, что видят духа, Он показал им руки и ноги и ребра Свои; когда же они еще не верили и дивились, Он взял пищи и ел перед ними. – В этот раз с апостолами не было одного из них, именно Фомы. Услышав от учеников о явлении им Господа, он сказал им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его; не поверю». После восьми дней, Господь снова явился им, когда с ними был Фома. Став по­среди них, Он сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Иоан. 20 ). По–видимому в этих явлениях Господа и особенно в последнем – на которое мы и обращаем преимущественное внимание – видение служит основой веры. Но остановиться на такой плоскости в понимании факта, не проникая в его глубь, нам не позволяют солидные доводы. Если в отношении к Иоаннову «увидел и уверовал» несомненно, что видение не служило достаточным основанием его веры; то несомненно то же и в отношении к вере Фомы. То, что видел Фома, не могло быть причиной Его веры. Он для этого видел слишком мало; в изъязвленных руках и прободенном ребре Он не мог увидеть ничего божественного, которое не видимо. Тем, что он видел, не успокаивается сомнение 33 . Поэтому здесь более, чем в других случаях 34 , есть нужда в таком объяснении, которое могло бы обойтись без необходимости предполагать рассудочное сомнение. Таково и известно объяснение, которое в требовании Фомы видит лишь «остаток чувственно–эгоистической и еще развивающейся веры, влияние слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине», понимает заявление апостола «в смысле усовершающейся и от ступени на ступень восходящей веры, при чрезмерно напряженном и пламенном желании осуществления предмета веры и обетования» 35 . Следует заметить, что и остальные апостолы, которым Господь также показывал руки и ноги, «не ве­рили от радости» ( Лук. 24:41 ), а не от сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Недостатки этих мнений приводят к признанию за наиболее правильное понимание этого наименования в мессианском смысле, в каковом оно употреблено в словах пророка Даниила: видел я в ночных видениях: вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ke-bar enosch), дошел до Ветхаго днями и приведен был к Нему, и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. ( Дан. 7:13–14 ). Под явившимся в образе Сына человеческого несомненно здесь разумеется существо выше-человеческого достоинства, сам Мессия. К Мессии, по свидетельству Талмуда (Schoetgen Horae hebr. 11), относили это пророчество еврейские книжники, и, следовательно, таковым было и древнейшее иудейское понимание видения Даниила. Пред временем явления Мессии пророчественное видение Даниила, без сомнения, было общеизвестным среди иудеев. Отсюда, – выражение «Сын человеческий» могло получить значение мессианского наименования. В апокрифической кн. Эноха, написанной приблизительно за полтора столетия до Р. X., Мессии действительно и усвояется часто наименование «Сын человеческий» (здесь же , впрочем, усвояется Мессии и другое наименование – «Избранный», находящееся и у Лук. 23:35 ) 26 ) Есть основания предполагать, что книга псевдо-Еноха была широко распространенною среди иудеев около времени рождества Христова, а, следовательно, и в народном словоупотреблении наименование «Сын человеческий» могло получить мессианское значение. Можно в самых евангелиях находить подтверждение, что иудейский народ во времена Спасителя принимал выражение «Христос» и «Сын человеческий», как однозначащие ( Иоан. 12:31–34 ). И учение Самого И. Христа, особенно о явлении Сына человеческого во славе Своей или во славе Отца Своего, о шествии Его на облаках небесных, одесную силы, о Его суде над миром, стоит в несомненной связи с видением пр. Даниила. Особенно очевидна эта связь в ответе Иисуса Христа на вопрос первосвященника: Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26:64 : ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010