Диаконы Иисус Христос, явившийся на землю, чтобы по бесконечной любви предать Себя в жертву для искупления людей от греха, проклятия и смерти, словом и примером жизни учил Своих учеников и последователей, чтобы они имели любовь между собою и по любви творили бы добрые дела. В изображении страшного суда по правую сторону всеправедного Судьи станут те люди, которые оказывали благодеяния ближним. Век церковнообрядовые богослужебные действия имеют значение не сами по себе, но насколько они могут возбуждать в людях любовь к Богу, любовь к ближним и любовь к благотворениям. Когда великий Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою поучительную и строгообличительную проповедь в пустыни Иудейской, то «народ спрашивал его: что нам делать? Иоанн сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему: у кого есть пища, делай то же» ( Лук. 3:10–11 ). Апостолы и первые христиане, помня заповеди и пример жизни Иисуса Христа, старались преизобиловать делами милости. «Все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:44, 45, 47 ). Несомненно, что руководительство во святом деле взаимной помощи и деле милосердия принадлежало Апостолам: «Между же верующими не было никого нуждающегося. Все, которые владели землями или домами, продавали их, деньги полагали к ногам Апостолов: и каждому из верующих давалось то, в чем кто имел нужду». ( Деян. 4:34–35 ). Апостолы Павел и Варнава, находясь в общении с Иаковом, Петром и Иоанном, почитаемыми столпами, получили от них совет идти к язычникам и следующее завещанье: «чтобы мы помнили нищих, что я старался, говорит Апостол Павел, исполнять в точности» ( Гал. 2:9–10 ). Строго исполняя завещание апостольское, которое они приняли от Иисуса Христа, Апостол Павел желал урегулировать это святое дело взаимопомощи. Так в послании к Коринфянам он убеждает христиан поступать следующим образом: «В первый день недели (воскресный) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволить ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ответ. Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния (Деян.10,30; 13, 2—3; 14, 23), и как научает нас избранный Давид (Псал.34, 13). Посему, если кто на таком основании постится; то, конечно, удостоится и того, чтобы перенести пост. Ибо «верен Обещавший» (Евр. 10, 23). Вопрос 130. Когда бывает нужда в посте для чего–нибудь требуемого благочестием; как надобно поститься, принужденно ли, или с охотою? Ответ. Поелику Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Матф.5, 6); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию. А потому как постящемуся неохотно делать сие не безопасно, так и поститься во время подобной нужды необходимо, потому что Апостол в числе других своих подвигов в научение наше упомянул и сей: «часто в посте» (2 Кор.11, 27). Вопрос 131. Кто не вкушает того, что едят братья, а домогается другого, хорошо ли делает? Ответ. Вообще домогаться снеди—противно заповеди, потому что Господь сказал «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь», и еще внушительнее присовокупил: «всего этого ищут люди мира сего» (Лук.12,29.30). А приставленный к снедям должен тщательно исполнять сие: «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Вопрос 132. Что значит, если кто говорит: «это мне вредно», и скорбит, если не дано ему иное? Ответ. Сим показывается, что он не имеет в себе упования Лазарева, и не знает любви того, кому вверено попечение о всех и о нем. Вообще же суд о том, что вредно или полезно, всякий должен представлять не себе, но тому, кто приставлен дознавать потребное для каждого, и главным образом ищет пользы душевной, а за сим, во–вторых уже, сообразно с волею Божьею, распределяет и потребное для нужд телесных. Вопрос 133. А если и роптать будет из–за пищи? Ответ. Тогда подвергается одному осуждению с роптавшими в пустыне (Числ.11, 1); ибо Апостол говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор.10, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

лд. совершай ноз мо к и на высокихъ поставлй м: 34. делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; 34 . Господь помогает ему с быстротою оленьего бега избегать угрожающих ему опасностей и, подобно горным сернам, укрываться на высоких и неприступных скалах от преследования врагов своих. Это с буквальною точностью испытал на себе Давид во время Саулова гонения. См. 1Цар.23:14, 19, 25; 24:3 и др. Так Господь и всегда помогает верующим избегать соблазнов и восходить на высоту добродетелей (Зигабен). начай рц мо на брань, и положилъ лкъ мднъ мышца мо: 35. научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. 35 . Рукам его Господь дает уменье ловко действовать на войне оружием, мышцам его сообщает крепость и силу, чтобы натягивать (русск. сокрушать) самый упругий, медный лук (с слав.– гр.-лат. – мышцы делает крепкими, как медный лук=халд., сирск.), т. е. вообще дает ему способность и силу к открытой борьбе со врагами, к ведению с ними победоносных войн. – Действительно, Давид, проведший свою юность у стад отца своего, никогда не бывши на войне и не обучавшись воинскому искусству, с первого же выступления своего на поле сражения в единоборстве с Голиафом обнаружил в себе замечательную воинскую отвагу, ловкость и силу, и вскоре за тем показал редкую способность в военном деле (ср. 1Цар.18:5, 13, 14:30 ), что не иначе ложно было объяснить, как содействием ему силы Божией (ср. 1Цар.17:35–47; 18:12 и 14 и 28). Русск. пер. 2 полуст.: и мышцы мои сокрушают медный лук основан на производстве евр. выражения от =сокрушаться, ломаться ( Иер.51:56 и 1Цар.2:4 ); но и здесь представляется лучших понимать это слово, как относящееся в корню =напрягать, сгибать, как оно понято в русск. перев. 2Ц.22:35. При этом, по масор. пунктуации, можно это слово считать или за ниф. 1 аор. 3 л. ж. р. ед. ч. и переводить: «напрягается медный лук моими мышцами», – ила же за пиэл того же 1 аор. в сочетании с подлеж. мп. ч. (Ges. § 146:3): «напрягают медный лук мышцы мои»; но еще лучше читать его как 2-е л. Ед. ч. м. р. пизл с прибавл. , относя к лицу Господа; «и напрягаешь (Ты, Господи), как лук медный, мышцы мой». Это отвечало бы и контексту речи, каковая последняя обращена к Господу, и притом, в следующих 36–37 ст., именно во 2 л., и согласовалось бы с чтением 2Ц.22:35, где тоже слово, только в 3 л., отнесено именно к Господу (ср. русск. Пер.), и соответствовало бы пер. гр.-лат.-слав., – хотя по переводу положилъ – θου, – можно заключать, что 70 толковников читали как Быт.3:12 . – Слав. пер. этого полуст. для большей определенности можно бы дополнить частицею «яко»: положилъ ( як) лкъ мднъ мышца мо, как в вульг., у бл. Иер.и у Док. Скорины (=халд, и сирск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

О хранении от соблазнов, о вразумлении заблуждающих и о праве Церкви вязать и решить Матф. 18, 1–20 ; гр. Марк.9, 33–50 ; Лук. 9:46–50, 17:1–4 . Матф. гл. 18 ст. 1. В той час, после того как Христос совершил в Капернауме чудесную уплату пошлины на храм (17, 24–27), приступиша ученицы, и раньше нанимавшиеся вопросом, кто из них больше ( Лук. 9, 46 ), ко Иисусу, Который и прежде видел помышления сердца их (47), глаголюще: кто убо (аз них, Лук. 9, 46 ) болий есть в царствии небесным, т. е. кто будет первенствовать по власти и чести в том царстве Христовом, откровения которого ученики ожидали в непродолжительном времени. Ев. Марк говорит, что вопрос учеников был вызван Самим Иисусом Христом, Который, будучи в доме, спросил их: „о чем дорогой (сюда) вы рассуждали между собою“ (9, 33). Они сначала не отвечали (34), а потом уже вопросили Господа так, как повествует ев. Матфеи. За этим вопросом скрывалось стремление каждого из апостолов занять в Царстве Христовом высшее место, чтобы пользоваться наибольшими утехами и почестями. Ответ Господа прямо не решает вопроса учеников: не говорит им Спаситель, что они будут все равны, или что первенствовать будет такой-то. Имея в виду основание этого вопроса стремление учеников первенствовать в радостях и почестях, Иисус Христос направляет свой ответ против этого стремления, желая пресечь и рассеять его. Марк. гл. 9 ст. 35. Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший, и всем слуга. В подобном изречении у Луки (22, 26–27) Иисус Христос говорит: болий в вас, да будет яко мний: и старей, яко служай. „Не стремитесь», как бы так говорит Он, „к первенству в Моей Церкви; с первенством будут соединены и наибольшие труды и лишения, и наибольшее самоотречение, а отнюдь не слава и покой, как думаете вы“. Преобладающий, в смысле раздаятеля даров этой Церкви, первенствующий, в смысле главного строителя таин Божиих, должны будут всем поработить себя, для всех быть всем ( 1Кор. 9, 19, 22 ), по примеру Пастыроначальника, Который был посреди учеников Своих не яко старей, но яко служай ( Лук. 22, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Они чувствовали, что находятся накануне великих и необычайных событий, но что именно ожидало их божественного Учителя, – догадаться об этом, несмотря на поразительно ясную речь Христа, они решительно были не в состоянии (Лук. 18, 34). Это неведение смущало и ужасало их, так что, по выражению евангелия, они в страхе следовали за Иисусом, когда Он в последний раз восходил в Иерусалим на Свои вольные страдания и смерть (Map. 10, 32), и все-таки они следовали за Ним, следовали не потому, что хотели разделить с Ним чашу Его великих страданий, а потому, что они твердо верили в царскую власть Его и в скорое наступление обещанного Им царства Божия (Лук. 19, 11). Они следовали за Ним, помышляя о хороших местах для себя в наступающем царстве Его (Матф. 20, 20-24; Марк. 10, 33-41; срав. 9, 33-34). События последних дней в земной жизни Иисуса Христа прошли с поражающей быстротой и не оправдали собой земных ожиданий Его апостолов. Торжественный вход в Иерусалим, когда народ восторженно встречал Иисуса как Сына Давидова, как Царя израилева (Матф. 20, 9; Иоан. 12, 13; срав. Map. 11, 10), вызвал собой последний взрыв страшной ненависти и злобы к Нему со стороны книжников и фарисеев, первосвященников и старейшин иудейских. Тотчас же последовали зловещие предостережения Христу (Матф. 21, 15, 16; Лук. 19, 38-39); а потом начались и решительные заговоры против Него обезумевших вождей народа, и явилось позорное предательство Иуды, и совершился беззаконный суд синедриона с произнесением заранее составленного приговора о смерти, и раздался наконец дикий вопль озверевшей толпы: кровь Его на нас и на детях наших, распни Его! Язычник проконсул оказался выше и нравственнее, чем все эти кровожадные блюстители закона Божия, на одно только и способные, чтобы неповинной кровью Божиих посланников запечатлевать свое исконное неповиновение Богу (Матф. 23, 35-37). Пилат сразу догадался, что пред ним стоит не какой-нибудь злодей вроде разбойника Вараввы, а невинная жертва людской ненависти, и язычник Пилат преклонился пред нравственным величием иудея Иисуса (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

После сего мщение и памятозлобие даже в отношении к самим закоренелым врагам, казалось бы, не должно не только быть, но и именоваться между христианами. Дабы показать, что мы истинные ученики и последователи Христовы, должны мы искоренять из своего сердца самую мысль о мщении врагам нашим и прощать им обиды от чистого сердца: ибо Начальник веры и совершитель исповедания нашего Иисус Христос, претерпевая различные укоризны и поношения от неблагодарных иудеев, не преставал благотворить им, исцеляя их больных, очищая прокаженных; будучи злословим ими, не только взаимно не злословил, страдая от них не только не мстил им, хотя бы и мог отмстить во мгновение ока самым жестоким образом, но еще, вися на кресте, молился за них – врагов своих: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лук. 23:34 ), взывал сей крестоносный Страдалец. Так и мы, христиане, обязавшиеся следовать стопам Его, должны терпеливо переносить обиды и оскорбления от врагов наших, и не только не мыслить о мщении им, но и всеми возможными для нас средствами благотворить им. Любовь ко врагам есть отличительная черта любви христианской, есть несомненный признак последователей Христовых. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, говорит Иисус Христос, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13:35 ). И в другом месте, характеризуя качество любви сей, присовокупляет: аще любите любящые вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящые их любят; и аще благотворите благотворящым вам, кая вам благодать есть? ибо и грешницы тожде творят. Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе ( Лук. 6, 32–35 ). Итак, слушатели-христиане, да не устрашает нас тягость сей обязанности. Зная твердо, сколь полезно и душеспасительно исполнение оной для нас самих, отложим всякую досаду и злобу, гнев и ярость от сердец наших, и будем всегда во всем милосерды и сострадательны друг к другу, прощая, как и Бог простил всех нас во Христе. Да не речет кто из нас даже в сердце своем: отмщу врагу моему. Не допустим себя быть побежденными от зла, но постараемся благим побеждать злое. Ищущие погибели нашей устыдятся и посрамятся. Мы же, проведши в сем веке тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте, в будущем – в царстве сынов славы удостоимся соделаться сынами Вышнего и приять мзду велию из рук Отца нашего небесного, по неложному обетованию Господа: любите враги ваша, и благотворите, и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышнего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

33. Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Бог укрепляет силы Давида, в борьбе его со врагами, как бы Сам пояшет меч на бедре его (ст. 40), и, при Его помощи, Давид мужественно восходить на стену (ст. 30); но Давид не злоупотребляет этой силой, не производит насилия или оскорбления другим; напротив, он, терпя страшные бедствия и лютые скорби, сохраняет непорочный путь, указанный ему Господом (ст. 5–7, 22–24 и 30). 34. Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя. Ноги елени или лани тонкие, но твердые и легкие; преследуемая охотником, она быстро перескакивает по скалистым уступам и способна неустрашимо держаться на самых страшных стремнинах. Подобно тому, и Давид, при самых опасных обстоятельствах, твердо держался пути, указанного ему Богом и стоял на высоте праведности, непоколебимый искушениями, как бы на скале, недоступной никакому наводнению (ст. 33, 30, 24, 22, 19, 36; ср. Пс.35:6–7 ). 35. Научаяй руце мои на брань, и положил ecu лук медян мышца моя. Сам Господь делает преимущественно способными руки Давида к единоборству, к метанию стрел с лука и камней из пращи; его мышцы – мускулы рук – делались так крепки и упруги, как медный, особенно упругий, лук, с которого стрела пролетает самое большое пространство и поражаемого врага пронзает насквозь. Такое искусство владеть оружием особенно обнаружилось в единоборстве Давида с Голиафом. 36. И дал ми ecu защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Укрепив Давида на борьбу, Господь и Сам помогал ему своей силой и властью (ст. 17, 49): Он вразумлял его своим внушением и делал его окончательно безукоризненным в жизни и безопасным среди смертельных опасностей. 37. Уширил ecu стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Плесны – ступни ног Давида как бы расширялись, а потому и стояли прямо, ровно, твердо и неустанно, тогда как на неровной дороге они стоят неровно и путник утомляется. Это – образ доброго и безукоризненного поведения Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материнскими руками Я Тебя поддерживаю, но бездыханнаго и лежащаго по образу мертвыхъ. Ты тогда покрывалъ Мое лицо Своими сладчайшими поцелуями. Тогда Я могла считать Себя счастливой темъ, что чудеснымъ образомъ Я явилась Родительницей Моего Создателя. А теперь, въ свою очередь, Я могу считать Себя несчастнейшей оттого, что хороню Сына Моего. Тогда въ рожденіи Тебя Я избежала болезней, а ныне въ Твоемъ погребеніи Меня объяли болезни. Тогда по–младенчески Ты часто бывало засыпалъ на Моей груди, а ныне, какъ умершій, покоишься сномъ на той же груди. Я ублажаю Симеона, пріявшаго Тебя въ храме изъ Моихъ рукъ въ свои (Лук. 2, 25–28 и сл.). И въ то время, какъ пророки пророчествовали о вещахъ приносящихъ радость и говорящихъ о Моей славе, онъ единственный предсказалъ Мне сумрачныя вещи, связанныя съ печалью (Лук. 2, 34–35). О, какъ Ты подвергъ Себя оплеваніямъ, Ты, Который Своимъ плюновеніемъ отверзалъ очи слепыхъ (Марк. 8, 23; Іоан. 9, 1–7)? Какъ Ты стерпелъ заушенія? Ты, Который бичемъ ударялъ торгашей священныхъ предметовъ и изгналъ ихъ изъ пределовъ храма (Іоан. 2, 14–16)? Какъ Ты подъялъ поносную смерть, о, безгрешный Сыне? Твои руки и Твои Ноги были пронзены, но гвозди Я чувствовала простирающими боль въ самую Мою душу. Ты былъ пронзенъ въ ребра (Іоан. 19, 34), но и Мое сердце было тогда пронзено вместе съ Тобою; вместе съ погребеніемъ Твоимъ отдаю Себя гробу. О, что Мне жизнь, когда Тебя нетъ со Мною, о, Творецъ Мой и возлюбленнейшій Сынъ! Но где сонмъ учениковъ, чтобы вместе со Мною, скорбящей, восплакать? Пораженъ былъ Пастырь и овцы разсеялись (Матф. 26, 31). Голова спитъ, и руки и ноги пребываютъ безъ деятельности! И другіе умирающіе склоняютъ головы, но это происходитъ тогда, когда сначала уйдетъ духъ человека; Ты же, наоборотъ, сначала склонилъ голову, затемъ велевъ смерти придти, предалъ Твой духъ (Іоан. 19, 30). И колени Твои не были перебиты, потому что и въ древности у приносимаго въ жертву агнца никакая кость не была переломлена (Іоан. 19, 36; Исх. 12, 46).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Он есть Учитель-Пророк единственный и всемирный, ни с кем несравнимый, – Свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир ( Иоан. 1:9 ). Он Сам говорил о Себе: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ); никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); Аз есмь Свет миру, ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Иоан. 8:12 ; сн. 9:5; 12:35–36); Аз есмь путь, истина и живот (14:6). Следовательно, Он был таким Просветителем мира, каким не был никакой пророк. Ев. Иоанн говорит о самом большем из пророков: не бе той (Иоанн Предтеча) свет, но да свидетельствует о Свете (1:8). По сравнению с И. Христом, и апостолы не имеют права называться учителями, а они только ученики: вы же не нарицайтеся учителие, един бо есть ваш Учитель – Христос ( Мф. 23:8 ; сн. 10 ст., Иоан. 13:13 ). Посему-то, когда Он учил истине, то говорил так, как свойственно говорить только безусловному носителю истины, а не так, как говорили, напр., пророки. Последние, сообщая людям откровение Божие, обыкновенно так выражались: тако глаголет Господь, или – сия глаголет Господь; Он же, как Сам первоисточник и законоположник истины, так учил: Аз же глаголю вам ( Мф. 5:22. 28 . 32. 34. 39), или: аминь глаголю вам ( ), аминь, аминь глаголю вам ( Иоан. 1:51; 5:19. 24. 25; 6:47. 53 ); глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Иоан. 6:63 ). Отсюда же, – Его учение, по действию на слушавших Его, отличалось такими качествами, какими никогда не владело ни одно человеческое учение. Слуги, посланные схватить Его, не осмелились взять Его, и возвратившись, отвечали первосвященникам и фарисеям: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Иоан. 7:46 ). Он учил, яко власть имея, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:29 ); со властию бе слово Его ( Лук. 4:32 ). О действии Его проповеди в назаретской синагоге евангелист замечает: и вси свидетельствоваху Ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В настоящем греховном состоянии не мало, а много и умаленные пред Ангелами, если благодатию Христовою сподобимся улучить тот век: то, по воскресении из мертвых, как сынове Божии, будем подобны Ангелам. Сподобившийся век он улучити и воскресение, говорит Спаситель, равни суть Ангелам, и сынови суть Божии, воскресения сынове суще. ( Лук. 20:35, 36 ). А потому, чтобы соводвориться на небесах с Ангелами, необходимо нам стяжать в земном бытии нашем свойства, уподобляющия человеков Ангелам и в естестве и в действиях их. Что нужно для сего? Братие, с глубоким чувством вразумляет нас Апостол сие глаголю вам, яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует. (50). И так станем внимать себе, по слову Спасителя, да некогда отягчают сердца наша объядением и пьянством и печальми житейскими. ( Лук. 21:34 ). Ведая духовное, в благодатном обновлении даруемое нам свойство будем духом ходить, и угождения плотским похотениям не творить. Жизнь наша собственно состоит в духе. Тело наше точно есть животный стебль, в котором образуется нетленный цвет и зреет плод, в живот вечный. Посему нужно блюсти в чистоте и скудельный сосуд, чтобы лучше возращать насажденный в нем плод, нужно украшать и свещник, чтобы светлее горел светильник. Но светильник телу есть душа. Если душа наша будет чиста: то и все тело наше чисто будет (Мф. 6:22). Будем непрестанно возжигать умный светильник наш светом слова Божия, наполнять елеем благих и благоговейных чувствований и расположений, украшать подвигами Богоугодных дел, чтобы, сколь возможно, плотское в себе очищать, духовное просветлять и возвышать. Тогда мы и по естественному свойству духовности будем приближаться к духовным свойствам св. Ангелов. ЧАСТЬ 2-я. Дабы действеннее приближаться к духовым свойствам Ангелов, будем подражать в земном служении нашем небесному служению их. Ангелы выну поют и славят Бога на небеси. Мы будем петь и славить Бога на земли. Будем петь Бога и гласом слова в исповедании уст, петь, по наставлению Апостола, от полноты духа, и в храме и домах, назидая себя псалмами, песнями и пением духовным, поя и воспевая в сердцах наших Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010