(44) И хранить буду Тору Твою всегда, во веки веков. (45) И ходить буду на просторе, ибо повелении Твоих искал я. (46) И говорить буду по заповедям Твоим пред царями и не устыжусь. (47) И утешаться буду заповедями Твоими, которые люблю я. (48) И вознесу руки свои к заповедям Твоим, которые люблю я, и размышлять буду о законах Твоих. (49) Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, которым Ты поддерживал меня. (50) Это утешение мое в бедствии моем, потому что слово Твое оживляет меня. (51) Злодеи осмеивали меня чрезвычайно – от Торы Твоей не уклонился я. (52) Вспоминаю я установления Твои древние, Г-споди, и утешаюсь. (53) Дрожь охватила меня из-за нечестивых, оставляющих Тору Твою. (54) Песнями были мне законы Твои в доме, где обитал я. (55) Вспоминал я ночью имя Твое, Г-споди, и сохранял Тору Твою. (56) Это сталось со мной, потому что сохранял я Тору Твою. (57) Удел мой, Г-споди, сказал я, – соблюдать слова Твои. (58) Умоляю Тебя всем сердцем – помилуй меня по слову Твоему. (59) Размышлял я о путях своих и обращал стопы свои к заповедям Твоим. (60) Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои. (61) Банды нечестивых окружили меня – Тору Твою не забыл я. (62) В полночь встаю я благодарить Тебя за суды Твои праведные. (63) Товарищ я всякому, кто благоговеет пред Тобой и хранит повеления Твои. (64) Милости Твоей, Г-споди, полна земля, – научи меня законам Твоим. (65) Благо сотворил Ты рабу Твоему, Г-споди, по слову Твоему. (66) Доброму разумению и ведению научи меня, ибо в заповеди Твои верю я. (67) До того, как страдал я, заблуждался я, а ныне слово Твое храню. (68) Добр Ты и творишь благо, научи меня законам Твоим. (69) Возвели на меня ложь злодеи, – (а) я всем сердцем соблюдаю повеления Твои. (70) Отупело, (стало) как тук, сердце их, – (а) я Торой Твоей утешался. (71) Благо мне, что страдал я, чтобы научиться законам Твоим. (72) Лучше для меня Тора из уст Твоих, чем тысячи золотых и серебряников. (73) Руки Твои сотворили меня и утвердили меня, вразуми меня, и изучу я заповеди Твои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

67. Sokol J. Msto a jeho hradby. Р. 289. 68. Ibid. Р. 290. 69. Так повышается общественная значимость еще одного объекта интересов экономистов, рынка, который становится средством коммуникации индивидуума с огромным множеством других членов общества, с коими изза их количества он уже не смог бы найти точки соприкосновения и торговать с каждым по отдельности. 70. Эпос о Гильгамеше. Табл. I.II, 38–41. С. 167–168. 71. Stigler G. J. Frank Hyneman Knight. Р. 58. 72. Heffernanová J. Gilgameš. Р. 4. 73. Mumford L. The City in History. Р. 44. 74. Эпос о Гильгамеше. Табл. XI, 10–13 С. 212. 75. Единственным способом, которым Гильгамешу удалось Энкиду «укротить», был трюк с блудницей. Силой бы он его никогда не покорил. 76. То же самое, как заметил чешский философ и биолог Зденек Нойбауэр, характерно и для науки: «Естественность науки, как каждая естественность, любит прятаться, то есть казаться совершенно герметичной. (Кстати, “герметичный” означает то же, что “тайный, секретный”…)» (Neubauer Zd. O em je vda. Р. 59). Нойбауэр также пишет: «За это “тайное тело” науке — в силу своей духовности — очевидно стыдно» (Ibid. Р. 58). 77. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:10–11). Скрыт был именно наш детородный орган, средоточие человека, о чем свидетельствует известный рисунок Леонардо да Винчи. 78. Ис. 11:6–8. 79. Лесть и обман играют в древних мифах вообще очень важную роль: так называемый trickster (шалун, мошенник) является одним из основных архетипов героя. Эту трактовку подчеркнул в 1956 году американский антрополог польского происхождения Пол Радин в своей книге «Трикстер», где описал четыре основных архетипа героя. Добавим только, что трюк, лесть, уловка, жульничество, ложь есть символы первоначального освобождения людей и их борьбы с чемто более сильным, чем они сами, — с богами, например, или природой. Это начало восстания против шаблонов и данностей, борьба с кажущимся пока непоколебимым «абстрактным» принципом, отказ от пассивности.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

То же самое нужно сказать и о других харизматиках, устами которых глаголал сам Святой Дух. Но что было критерием того, что через данного харизматика вещает сам Бог , а не выступает собственное мнение того или иного учительствующего? Таким критерием была сама община, экклесия. По древнему воззрению, экклесия – свободна, независима и является отражением на земле небесной церкви Божьей. Экклесия это собрание всех верующих общины 67 , со включением вначале, как кажется, даже женщин 68 . Глава экклесии – Христос. Он невидимо присутствует в собрании и через него осуществляет Свою волю 69 . Экклесия отсюда действуем от Его имени. Этим само собою исключается всякая правовая власть, которая стояла бы над собранием. Такая власть не принадлежала и учительствующим. Доказательством этого является прежде всего то обстоятельство, что выступление и деятельность учительствующего в экклесии находится в зависимости от экклесии, которая обладаем правом дать слово или отказать в нем 70 , так как экклесия ответственна за проповедуемое и принятое в ней учение 71 . Вследствие этого она прежде всего испытывает одаренного словом, истинный ли он учитель или же лжеапостол, лжепророк и только тогда позволяет проходить ему служение слова, когда признает его за истинного учителя 72 . К этому примыкает другое обстоятельство, а именно то, что всякая деятельность учительствующего, поскольку ею вызываются внешние действия (например, увещание в покаянию, избрание на какую-либо должность, предписания о церковном устройстве) для отдельной экклесии может проявиться только в силу, как мы говорили, свободного согласия собрания 73 . Не каким либо правовым положением и не фактами решается вопрос о том, действительно ли слово учительствующего – слово Божие, но единственно настоящим свидетельством Святого Духа, обитающего в собравшихся. «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое или много трое и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

(45) И ходить буду на просторе, ибо повеления Твои искал я. (46) И говорить буду о свидетельствах Твоих перед царями, и не буду стыдиться. (47) И увлекаться буду заповедями Твоими, которые я люблю. (48) И вознесу я руки свои к заповедям Твоим, которые я люблю, и рассуждать буду об уставах Твоих. «Зайин». (49) Вспомни слово Твое к рабу Твоему, которым Ты обнадежил меня. (50) Это утешение мое в бедствии моем, ибо слово Твое придало мне жизненных сил. (51) Злодеи осмеивали меня до чрезвычайности, [но] от учения Твоего не уклонился я. (52) Вспоминаю я право судие Твое издревле, о Бог, и утешаюсь. (53) Ужас охватил меня из-за нечестивых, оставляющих учение Твое. (54) Песнопениями были мне уставы Твои в доме странствования моего. (55) Вспоминал я ночью имя Твое, о Бог, и сохранял учение Твое. (56) Это сталось со мной, потому что соблюдал я учение Твое. «Хет». (57) Доля моя, Бог, — сказал я, – соблюдать слова Твои. (58) Умоляю Тебя всем сердцем – помилуй меня по слову Твоему. (59) Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим. (60) Торопился я и не медлил – чтобы хранить заповеди Твои. (61) Банды нечестивых окружили меня, но учение Твое не забыл я. (62) В полночь встаю я благодарить Тебя за правосудие Твое справедливое. (63) Друг я всем, кто благоговеет пред Тобою и хранит повеления Твои. (64) Милосердием Твоим, о Бог, наполнена земля -научи меня уставам Твоим. «Тет». (65) Хорошо поступил Ты с рабом Твоим, о Бог, – согласно слову Твоему. (66) Хорошему разумению и познанию научи меня, ибо в заповеди Твои я верю. (67) До того, как страдал я, заблуждался я, а ныне слово Твое храню. (68) Добр Ты и творишь добро, научи меня уставам Твоим. (69) Замышляющие на меня зло сплетают ложь – я же всем сердцем буду соблюдать повеления Твои. (70) Ожирело сердце их, как тук, – я же учением Твоим утешаюсь. (71) Хорошо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. (72) Учение уст Твоих для меня лучше тысяч [монет из] золота и серебра. «Йод». (73) Руки Твои сотворили меня и усовершенствовали меня, вразуми меня – научусь я заповедям Твоим.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

68 Достигнуть этого может только тот, кто стоит на высшей ступени богоподобия, когда он уже не за Логосом идет, но делается спутником Самого Бога. 69 Мысль такого человека уносится за пределы всего рожденного и созерцает Того, Кто не рожден, 70 переходит пределы чувственного, чтобы взойти на вершину умопостигаемого к самому Великому Царю, 71 и осиявается неослабным светом божественным: 72 душа его является храмом самого Бога. 73 Но так как Божество возвышено над миром и непричастно ничему сотворенному, то это единение с Ним человека в акте созерцания носит мистический характер, – оно совершается в состоянии экстаза или исступления, когда человек не только отрешается от своего тела и чувственности, но и от себя самого, чтобы всецело предать себя воздействию божественному и принять Бога в себя. 74 Необходимым условием этого созерцания служит апатия – в смысле и стоического подавления аффектов, и платоновского отрешения от чувственности и библейского воздержания от грехов. Одним из средств к этому нравственному очищению Филон признает, по примеру Платона, изучение наук во главе с философией: польза от них также указывается в том, в чем ее полагал и Платон. 75 Таковы типы идеального человека, созданные философскою мыслью и оказавшие наибольшее влияние на Климента при составлении им своего идеала. Христианство выступило пред человечеством с новым идеалом –идеалом человека любви, любви к Богу и ближним. Земная жизнь его Основателя была совершеннейшим осуществлением этой любви, а страдания и крестная смерть были ее завершением. Идя на страдания, Он говорил: пусть знает мир, «что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю ( Ин. 14:31 )», а пред Отцом исповедовал: «Я прославил Тебя на земле и совершил дело, которое Ты мне поручил исполнить... Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира... Слова, которые Ты дал мне, Я передал им: и они приняли, и уразумели, что Я изшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал меня... И сохранили слово Твое ( Ин. 17:4, 6, 8 ). Прощаясь с учениками, Он говорил: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

67 Обручение (покупка жены) делает ее собственностью мужа и не есть еще бракосочетание, которое может последовать и позже. При обручении сына бывает так, что его жена может оставаться в родительском доме (в своем племени), a он может жить также в доме её родителей в её племени, как это не раз мы встречаем в библейском повествовании, напр., в истории Иакова, жившего у Лавана, и в истории Моисея, жившего у Иофора. 68 В предыдущей главе речь была о кровной матери, которая может быть и побочной женой; здесь разумеется главная жена, которая называется по отношению к побочной жене, законной женой, по-библейски гебира, Быт.16:4 ; преступник не её кровный сын. 70 Отцовское наследство не должно делить на две «материнские доли», но должно делить на столько равных частей, сколько имеется сыновей. Материнские приданые отходят к сыновьям каждой из матерей. 72 О посвящённых срав. § 110: блудница составляет противоположность ей; в отношении обеих обычай требовал, чтобы он не вступали в замужество (§§ 180 и 181). По-видимому, нужно различать обычную puella publica и посвященную храму (§ 181). Занятие это не пользовалось доброй славой или почетом. Ср. Zona в В. Завете. 73 Съемщик или арендатор, который берет хозяйство на себя за известную ежегодную плату. Ср. § 47. 75 Это две противоположности, хотя обе живут при храме. Как посвятившая себя на служение храму и отрешившаяся от мира, она уже не получают полной доли в наследстве. 76 Изложение многих постановлений в кодексе Аммураби весьма неясно и часто не поддается юридически точному переводу на новейшие языки – отчасти вследствие архаически своеобразного способа выражения вавилонского подлинника, отчасти недостаточной ясности в самом тексте законов, причем одно и то же слово или понятие можно читать на несколько различных способов, и, наконец, вследствие испорченности надписи во многих местах. Вот почему многие из постановлений кодекса приходится воспроизводить по догадке. 79 Библейская параллель этому закону: «Когда ссорятся (двое) и один человек ударит другого камнем, или кулаком, тот не умрет, но сляжет в постелю, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший его не будет повинен смерти; только пусть заплатят за остановку в его работе и даст на лечение его». Исх.21:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vavilo...

66. Осанна в вышних ( Мк. 11:10 ) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие– спаси Ты, Который в вышних. 67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах ( Ис. 21:7 ). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста грядущего в мир в последние дни по действию диавола. 68. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста. 69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие. 70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни. 71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших. 72. Правда есть исполнение заповедей. 73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не воздавать за обиду, 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на злострадание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненависти: 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем. 74. Злоба сама себе вредит. 75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его. 76. Бог прославляется в теле, если не предаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении. 77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе побить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога. 78. Любовь есть признак учеников Христовых: любить и быть любимым. 79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало и оно поведет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Предсказано было пророками и то, что Христос совершит исцеления, воскресит мертвых (Доказ. Гл. 67). У Исайи стоит: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53,54). И еще: «В тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29,18 ); «воскреснут мертвые, и те, которые во гробах, восстанут» (26, 19). Особенно же много в Ветхом Завете пророчеств о страданиях и позорной смерти Христа (Ириней отводит им гл. 68–82). Исайя говорит: «Сколь многие изумлялись о Тебе: так бесславен лик Его среди людей... Он не имел ни вида, ни славы; и мы видели Его, и у Него не было ни вида, ни красоты. Но вид Его презрен и умален более других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лицо Его. Он был презираем и ни во что не ставили Его. И Он грехи наши носит и ради нас терпит болезни. А мы думали, что Он в болезнях и язвах от Бога, тогда как Он уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание мира нашего на Нем, и язвами Его мы исцелились» ( Ис. 52, 13–53. 5 ). Также у Иеремии стоит: «Он подставляет ланиты бьющим Его, пресытился поношением» (Плач Иер. 3, 30 ). Давид пророчествует: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Ис. 2, 1–2 ). Предуказан был и образ страданий Христа: предание за 30 сребреников ( Иер. 32, 6 ); распятие на кресте ( Ис. 65, 2 ); разделение риз ( Пс. 21, 19 ); вкушение уксуса с желчью ( Пс. 68, 22 ). Есть места, касающиеся воскресения Господа: «Я лег и уснул, Я встал, ибо Господь защитит Меня» ( Пс. 3, 6 ; Доказ. Гл. 73). Вознесение на небо также предсказано Давидом: «Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс. 67, 19 ); «поднимите, князья, ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ; Доказ, Гл. 83–84). Вознесшись, Господь сел одесную Бога Отца, воспринял власть над всем миром и снова придет судить человечество. Обо всем этом также были пророчества в Ветхом Завете. «Так говорит Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Тебе» ( Пс. 104, 1 ). И еще: «От края небес исход Его и возвращение Его до (другого) края небес, и ничто не останется сокрытым от жара Его суда» ( Пс. 18, 7 ; Доказ. Гл. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Это был поистине свет, воссиявший в темном месте. И откуда этот свет мог изливаться, как не от неба? Мессия был обетован, князь мира должен был явиться, камень «нерукотворенный, нерукосеченный», который уничтожит все другие царства. Духовное царствование Спасителя предсказано в выражениях, которые определяют его существо и распространение, и описывают его свойства: «Вижу Его, но ныне ещё нет, зрю Его, но не близко. Будет имя Его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя Его и благословятся в Нем все колена земные, все языцы ублажат Его. И обладает от моря до моря, и от рек до конца вселенной. Проси от Меня и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли. Помянутся и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все отечествия язык 66 . Но не сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. И явится слава Иеговы, и все вкупе плотское увидит, что уста Иеговы изрекли сие 67 . Обнажил Иегова Святую мышцу Свою пред глазами всех народов, и все концы земли видят спасение Бога нашего 68 . И раздерет на горе сей печальное покрывало, лежащее на всех племенах 69 . Откроюсь тем, которые не вопрошали; буду найден теми, которые не искали меня; буду говорить: «се Я! Се Я!» народу, не именовавшемуся Моим именем 70 . И будет в последние дни, говорят оба Исаия и Михей одними словами: «гора дому Божия поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут на неё народы 71 . И будет число сынов Израилевых, как песок моря, который не измерится, и не исчислится; и будет, что на том месте, где им было сказано: «вы не мой народ», они будут названы: «сыны Бога живого» 72 . Когда богатство морей обратится к тебе, имение народов пойдет к тебе 73 . Воспой, неплодная, не рождавшая; воспой песнь и ликуй, не мучившаяся родами: ибо у отверженной будет более сынов, нежели у замужней, говорит Иегова. Распространи место кущи твоей, и да расширяют покровы жилища твоего; не держи, пусти длиннее верви твои, и колья твои утверди крепко. Ибо распространишься направо и налево, и племя твое овладеет народами, ибо супруг твой есть Творец твой; имя Его Иегова воинств; Богом всей земли называется 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Стих 67: Тогда начали плевать Ему в лице и бить в него кулаками. — Так что исполнилось то, что сказано: Я подставил щеки Свои [или: щеку Свою] под удары, и не отвернул лица Своего от позора плевков . Стих 68 : А другие давали Ему в лице пощечины со словами: Христос, угадай по–пророчески (prophetiza) нам: кто Тебя ударил?  — Неразумно было отвечать наносящим удары и по–пророчески угадывать Получающему побои [или: наносящим побои], когда безумие наносящего удары было явным. Но как этого Он не предсказывал нам, так, наоборот, весьма ясно предсказал, что Иерусалим будет окружен войском и в храме не останется камня на камне. Стих 69: Петр же сидел вне на дворе. — Он сидел вне, чтобы видеть исход дела. И не приближался он к Иисусу, чтобы как–нибудь не зародилось подозрение у слуг. Стих 72 : И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру. — Я знаю, что некоторые благочестивые под влиянием любви к апостолу Петру так изъясняют это место, что будто апостол отрекся не от Бога, а от человека, и что смысл [его слов] такой: «Я не знаю человека, потому что знаю [Его как] Бога». Насколько такое толкование легкомысленно, благоразумный читатель понимает: они так защищают апостола, что Бога представляют виновным во лжи. Действительно, ведь если апостол не отрекся, то Господь произнес ложь, когда сказал: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Обрати внимание: Он говорит: отречешься от Меня, а не: от человека. Стих 73: Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. — Это значит не то, что Петр был из чужого народа или говорил на другом языке. На самом деле, и обличавшие его, и он, обличаемый, были евреи; а значит это то, что каждая область и страна имела свои особенности, и [ или: так что] говорящий не мог избегнуть особенностей простонародного выговора. Вот почему и Ефрафеи [ или: Ефремляне], по свидетельству Книги Судей не могли выговорить условленного слова (σνθημα, или σμβολον) [шибболет произносили: сибболет].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010