10). Предлог ν с существительным или прилагательным в дательном падеже весьма часто (гораздо чаще, чем в разговорном койне и тем более в классическом греческом) передает инструментальное значение древнеевр.   а также близкие к нему значения (причины). Лк 1. 51; Мф 12. 28. 11). Конструкция «το + инфинитив» употребляется в Евангелиях для обозначения не только цели (как в классическом греческом), но и следствия, а также в др. значениях, в т. ч. в эпекзегетическом. Мф 21. 32; Лк 1. 73. 12). Перифрастические формы прошедшего времени, состоящие из глагола «быть» в имперфекте и причастия наст. времени, встречаются в Евангелиях чаще (особенно в Евангелии от Луки, где не менее 30 таких случаев), чем в памятниках разговорного койне, что скорее всего объясняется влиянием арамейского или древнееврейского. Лк 1. 10; Мк 1. 22; Ин 1. 28. 13). Частое употребление перед основным глаголом причастий, обозначающих предшествовавшее основному дополнительное действие, к-рое иногда кажется избыточной подробностью («открыв уста, учил», «протянув руку, дотронулся», «присев, писал», «подняв глаза, посмотрел» и т. п., чаще всего перед глаголами основного действия - причастия со значением «пошедший», «вставший»), находит объяснение в употребительности соответствующих конструкций в древнеевр. и арам. языках. Мф 2. 8; 9. 13; 13. 33; 25. 16; Мк 2. 14; Лк 1. 39; 15. 18. ( Moulton-Howard. 1929. P. 452-453) 14). Частое употребление междометия (или указательной частицы) δο (особенно в Евангелиях от Матфея и от Луки) необъяснимо без влияния многозначного и важного для организации древнееврейского текста слова   ( ср.: Ламбдин. 1998. § 135-136). Мф 1. 20; 2. 9; 3. 16; Лк 1. 20, 31, 36; 2. 25, 10. 3. В совр. переводах либо используется указательная частица («се» в синодальном переводе Евангелия от Матфея, «вот» в нек-рых местах синодального перевода Евангелия от Луки), либо применяются др. средства передачи смысла, придаваемого высказыванию словом δο (о разных возможностях см.: Комментарии к Евангелию от Луки: Пособие для переводчиков Свящ. Писания/Пер. с англ. под ред. А. Л. Хосроева. М., 2000. С. 68-69).

http://pravenc.ru/text/347622.html

И они осмьнадесяте, на нихже паде столп Силоамский, и поби их, мните ли, яко грешнейши бяху паче всех человек, живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете ( Лк.15:2–5 ). Зриши ли, яко, за еже не имети покаяния, осуждаемся? Покаяние же, якоже мню, ниже времевы, ниже делы киими определено есть: но заповедми Христовыми, соразмрне онем, соделовается. Заповеди же некия обдержителнши 67 суть, многи от единичных в себе обдержаще, и многи части злобы 68 единою отсецающе: якоже писано есть: „всякому просящему у тебе дай: и от взимающаго твоя не истязуй“ ( Лк.6:30 ); и, „хотящаго заяти от Тебе, не отврати“ ( Мф.5:42 ): сия убо единична суть. Обдержительно же над сими, еже, „продаждь имение твое, и даждь ннщим“ ( Мф.10:21 ): и, „взем крест твой, гряди в след мене“ ( Мк.10:21 ), Крест глаголя терпение находящих скорбей. Вся убо раздавый нищим, и вземый крест свой, вся заповеди предреченныя единою сотвори. И паки: „хощу, глаголет, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобный руки,“ ( 1Тим. 2:8 ); и над сими: „вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему иже в тайне“ ( Мф.6:6 ); и паки: „непрестанно молитеся (Сол.5:17): вшедый же в клеть свою, и непрестанно моляйся, юже на всяком месте молитву отвсюду заключи 69 . И паки глаголет: „не соблуди, не прелюбы сотвори, не убий“ и елика такова; и над сими: „помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий“ ( 2Кор.10:5 ). Очищаяй же 70 помышления, вся предреченныя злобы прегради. Сего ради Боголюбивии и извествовернии, на обдержительныя заповеди нудятся, и частныя же, по случаю сретающыя, не препущают. Темже непщую, покаяния делу треми сими добродетельми 71 соделоватися: сим, еже помыслы очищати 72 , и непрестанно молитися, и находящыя скорби терпети: яже неточию явное, но и умное делание имети должна суть, яко укосневшыя безстрастны сотворити 73 . Понеже убо без, предреченных триех добродетелей не может 74 совершено быти дело покаяния, якоже слово указа: всемъ всегда приличествовати мню покаяние, грешником же и праведником, хотящым снасение получити: занеже ниедин есть предел совершенства, не требуяй делания предреченных добродетелей: ибо начинающим убо, благочестия ввождение: средним же предспеяние: совершенным же, утверждение теми прибывает, занеже тыя ни времены, ни 75 оправдании не пресецаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Греч. te/ktwn (Мк. 6,3) чаще всего означало «плотник», хотя не исключались и значения ремесленника, имеющего дело с любым твердым материалом. 67 Подзаголовки вставлены автором — А.С. 68 В Синодальном переводе он называется «плат», в славянском — «сударь» — прим. А.С. 69 Адам К. Иисус Христос. Брюссель. 1961. С. 87-121. 70 Здесь необходимо подчеркнуть различие между сборщиками налогов (gabbaja) и сборщиками пошлин, или мытарями (mokesa). Сборщики налогов, в обязанность которых входило взимать прямые налоги (подушный и земельный), были в новозаветные времена государственными чиновниками, которые традиционно набирались из уважаемых семей и должны были распределять налоги по подлежащим налогообложению жителям; при этом за непоступление налогов они отвечали своим имуществом. Мытари же были субарендаторами богатых откупщиков (Лк. 19, 2, старший мытарь), купивших право сбора пошлин на данной территории на аукционе. Обычай сдавать пошлины в аренду был, видимо, распространен по всей Палестине — как в областях, управляемых царями из рода Ирода, так и в тех, которые были колонизированы римлянами. Понятно, почему ненависть населения была обращена именно на мытарей. Несомненно, что и сборщики налогов позволяли охранявшим и защищавшим их полицейским превышать свои полномочия (Лк. 3, 14). Однако мытари были в несравненно большей степени подвержены искушению обманывать, так как они при любых обстоятельствах должны были выбить арендную плату плюс дополнительную прибыль. Они пользовались тем, что население на знало таможенных тарифов, и беззастенчиво набивали свой карман». — Иеремиас И. С.131-2. 71 См.  Meier J.P. Jesus.//NJBC. P. 1319; Иеремиас И. С. 133. 72 См.  Иеремиас И. С. 137. 73 «Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок. Оно применялось не только в общем значении..., но и в специальном — к людям презираемых профессий. До нас дошли таблицы с перечнем занятий, подвергавшихся поруганию... К этой категории грешников относили, в числе прочих, игроков в кости, ростовщиков, сборщиков налогов, мытарей, а также пастухов (их подозревали в том, что они выгоняют стада на чужие поля и утаивают часть доходов)». — Иеремиас И. С. 130-1. 74

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

61 В каждом человеке мы можем найти причину для разногласий. Но лучше самим не иметь то, что нам неприятно в других. 62 Если ничего не делать или, напротив, делать недолжное и ездить по старцам – это значит зря безпокоить пожилых людей. 63 У каждого человека позади – жизнь, безвозвратно ушедшая в заботах и попечениях, впереди – плод всех забот и попечений – неизбежная смерть. 64 Суеты привлекает к себе смерть, покой привлекает Безсмертие. 65 Одно и то же действие, в зависимости от обстоятельств, может быть и добрым, и не добрым. 66 Смерть души страшнее смерти тела: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12: 4). 67 Упорную душу поддерживает Бог, а упрямую – диавол. 68 Жизнь не имеет тупиков, – человек сам заходит в тупики. 69 У Бога даже страдания – наши помощники. 70 Потеряй себя, и еще потеряй, – и удивлению твоему не будет конца: «кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 25). 71 Сопереживать опыту Спасения другого человека, совсем не значит обрести собственное Спасение. 72 Грезы о своем спасении – это далеко не само спасение. 73 Всегда иди вперед, не останавливайся. Просто иди вперед, и все... 74 Есть два вида молчания: Можно говорить всю жизнь, – и не сказать ничего дурного. Можно молчать всю жизнь, – и не сказать ничего хорошего. 75 Когда мы бьемся головой о стену, мы укрепляем эту стену своей головой. 76 Тот, кто, живя в городе, тоскует о своем уединении, а удалившись в уединение тоскует о городе, – можно сказать, что он дважды обворован. 77 Только тогда, когда приходят трудности, познается красота человеческой души. 78 Людей, красиво рассуждающих о бедности, часто можно встретить рядом с богачами. 79 Чем больше отклонишься от добра, тем большие испытаешь несчастья, которые помогают «непокоривым» возвратить «образ мыслей праведников » (Лк. 1: 17). 80 Совершенное Добро – это совершенное Счастье. А все, что не Добро, – это уже не Счастье. 81 Для человека жизнь – самое важное, поэтому в жизни ничего нет неважного.

http://isihazm.ru/?id=192

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». К этому-то возвещенному пророками Мессии и были устремлены с горячею надеждою взоры духовно алчущих и жаждущих еще задолго до явления Его в Мир, почему Он назывался «Чаяние народов» ( Быт.49:10 ; сравните: Ис.42:4 ; Пс.71:17 ; Ис.11:10 и др.). Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная Ему, и Той чаяние языков ( Быт.49:10 ). «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Возсияет и не потухнет, дондеже положитъ на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут ( Ис.42:4 ). «Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова». Будет имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его ( Пс.71:17 ). «Будет имя Его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его». И будет в день оный корень Иессеов, и востаяй владети языки, на того языцы уповати будут: и будет покой его честь ( Ис.11:10 ). «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». На Него же направлено было пламенное желание благочестивых иудейском народе и во времена Христа ( Лк.1:69-73 ). Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: и воздвиже рог спасния нам, в дому Давида отрока Своего: якоже глагола усты святых сущих от века пророк его, спасние от враг наших и из руки всех ненавидящих нас: сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый Свой, клятву, еюже клятся ко Аврааму отцу нашему, дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего ( Лк.7:68-75 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Это то, о чем говорится: Ты пойди вслед стадам и паси козлят своих у пастушеских шатров ( Песн.1:7 ), – ибо под «стадами» мы понимаем Царство, потому что управлять стадами свойственно власти 67 . Но всякий правит собой как бы с царской властью, если подчинит себе телесные излишества и свою плоть приведет к рабскому послушанию. Потому сказано: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Оттого прекрасные слова сказаны душе: Ты пойди – то есть ты пойди прочь из своего рабства, уйди от власти и господства плоти и иди не в плоти, но в духе, иди к кормилу власти. Поэтому добавил песнопевец: и паси козлят своих, – управляй теми, которые слева от тебя 68 , потому что, если ими не управлять, их легко потерять. Усмиряй своеволие, распущенность твоего тела и неразумную роскошь; укрощай легкомысленные побуждения, паси не тех, которые в телесных скитаниях обитают, но в шатрах пастухов, которые познали, как пасти стадо 69 . Ведь они – возлюбленные шатры Израиля, как тенистые рощи над рекой 70 , в которых душа, словно готовая к сражению, постоянно упражняется в добром воинствовании, разведывает вражеские вылазки и с помощью добродетели добывает победу, так что душу можно уподобить лошади Соломоновой 71 , быстрой в беге, пригодной на племя, потому что плодовитость души желанна и вожделенна. 17 . Следовательно, эта лошадь ценная и колесницы фараоновы быстрые, и некоторые относят это к Церкви и народу Божию. Но об этой тайне мы больше сказали в других сочинениях, особенно в «Изъяснении 118-го псалма» 72 , а здесь мы решили говорить о душе. Душа ценится подобно этой лошади, то сеть пророческому дару или апостольскому, потому что причисляется к тем, которые плодородием своей проповеди наполнили пространства всего круга земель, и хотя пребывали в теле, однако не претерпели никакого убытка на своем духовном пути. И потому хвалят ее, что, благолепная от облиставшего ее небесного учения, она уже прекрасна, на лике являя красу чистоты, гордо неся ожерелье на шее, отмеченной знаками терпения и смирения 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

59 Разности же такие, как напр. Матфей вводит в родословие женские лица, а Лука не упоминает ни одной, или Матфей ведёт родословие по нисходящей, а Лука по восходящей, оставляем без внимания, т.к. подобные разности не имеют особенного значения. 60 Штраус в сочинен.: Leben Jesu. Erst. Band. II cap. Jesu Davidische Abkunft; Ренан, популяризатор Штрауса, в сочин.: La vie de Iesus и друг. рационалисты; из древних стоит упомянуть об Юлиане богоотступнике и неоплатоническом философе Порфирии (Hieronum. Comment. in Matthaeum), которые в разногласиях родословий евангельских находили предлог к нареканию на евангельские сказания. 63 На основании этого считаем не лишним заметить, что г. Хвольсон слишком поспешно и далеко не основательно сослался на Григория епископа Сирского в подтверждение своего предположения о таком же будто бы случайном повреждении текста в Мф.26:17 . См. Хр. Чтен. 1864 г. Родосл. И. Христа. Срав. Curs. compl. sacr script. Т. XXI, p. 372. 65 По этому закону ближайший родственник – ужик, в большинстве случаев брат умершего или деверь (levir, отсюда левиратный брак) обязан был вступить со вдовою умершего в брак и восстановить ему семя – потомство. 67 Да и вообще нигде в священных книгах Ветхого Завета ни одно лицо из этих двух родовых линий не встречается. 68 Dav. Parei. Tom. XXI. Comment. Cap. 1. Можно ещё читать в так называемой Адамовой книге на эфиопск. языке. См. Sepp. D. Leben. J. Chr. Der Adel Christi, S. 119. Anmerk. 34. 70 Наглядное объяснение: Мф.: Соломон →...Иоаким → Иехония → (по закону ужичества) Салафииль Лк.: Нафан →...Мелхий → Нирий → (по природе) Салафииль 73 Rozenmüller, Schol. in. N. Tekst. Calmet: Dissert. de geneolog. Godet: Comment. z. d. Evang. d. Lukas, dentsch bearbeit. v. Wunderlich. Hannover. 1872. 75 Некоторые на основании этого места доказывают наоборот, что св. Матфей исчисляет предков Девы Марии, а св. Лука предков Иосифа (см. Прав. Собес. 1865 г. стр. 184: «Опыт толкования»). Мало того, хотят даже сделать поправку в чтении текста, именно: Иаков же роди Иоакима отца Марии, вместо: Иаков же роди Иосифа мужа Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

62. Не отдавай сердца своего гордыне и не говори пред лицем Божиим: силен я, - дабы Господь не оставил души твоей и лукавые бесы не смирили бы ее. Ибо тогда враги через воздух наведут ужас на тебя, явив тебе страшные ночи. 63. Ведение оберегает житие монаха, отпавший же от ведения попадет в руки разбойников (Лк.10:30). 64. Из духовного Камня струится поток, и душа, подвизающаяся в [духовном] делании, пьет из него. 65. Избранный сосуд (Деян.9:15) - душа чистая, душа же нечистая преисполнится горечи. 66. Без молока не может быть вскормлено дитя, а без бесстрастия не может вознестись горе сердце. 67. Бесстрастие предшествует любви, а любовь - ведению. 68. К ведению присовокупляется мудрость, благоразумие же порождает бесстрастие. 69. Страх Божий рождает благоразумие, вера же во Христа дарует страх Божий. 70. Раскаленная стрела цепляет душу, а муж, предающийся духовному деланию, гасит ее. 71. Ведение отвращает крик и богохульство, мудрость же избегает коварных речей. 72. Приятен мед и сладки соты, но ведение Бога слаще их. 73. Внимай, монаше, словам [духовного] отца своего и не считай неуместными наставления его. Когда он тебя отправляет [куда-нибудь], всегда призывай его на помощь [в молитвах] и в мысли [всегда] сопутешествуй с ним. Ибо подобным образом ты избежишь злых помыслов, и лукавые бесы не одолеют тебя. Если он вверит тебе серебро, не растрачивай его, а если что заработаешь, отдай ему. 74. Дурной эконом угнетает души братии, а злопамятный не имеет жалости к ним. 75. Растрачивающий монастырское имущество совершает преступление против Бога, и нерадеющий о нем не останется безнаказанным. 76. Несправедливый эконом распределяет дурно, эконом же справедливый дает [каждому] по достоинству. 77. Злословящий брата своего погибнет, а не заботящийся о немощном не узрит света. 78. Мирянин, прислуживающий больному брату [своему], лучше отшельника, не жалеющего ближнего своего. 79. Глупый монах не радеет об орудиях ремесла своего, монах же разумный заботится о них. 80. Не говори: сегодня я остаюсь [в монастыре], а завтра уйду [из него], потому что ты рассудил об этом, не подумав как следует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/733/...

65 . Спасет нас вера, любовью споспешествуемая – правая, и добрые дела. Сам избирай: служить ближним в телесных потребностях, как Марфа ( Лк.10:38 ), или восходить до созерцания духовного, тайн Божиих, как Мария; избрав благую часть – едину на потребу. 66 . Должно не только победить зло и страсти, но и подвизаться законно ( 2Тим.2:5 ), все делать по заповедям, по воле Божией, что узаконено Богом для благочестия и спасения. 67 . Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть. Совершать молитвы и между делами. 68 . Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать. 69 . Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам. 70 . Надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее. 71 . Выбор работ: это делания, труд, которые не нарушают мира и безмолвия нашей жизни, не требуют многих хлопот и не ведут к неприличным и вредным встречам с нами мужчин и женщин. Не служить человеческим похотям, несмысленным и враждующим (чтобы одежда, обувь, изделия не употреблялись для уловления и опутывания сетями юных, а удовлетворяли лишь потребность в необходимом и не отвлекали от молитвы и благочиния). Недопустимы корчемства, развлечения и непозволительные прибытки. 72 . Делание должно быть по силам. 73 . Заповедовали отцы время от третьего часа (9 час) до десятого (три часа дня) работать. 74 . Самое производство работ было определено правилами. Была назначена мера изделиям, меньше или больше которой сработать равно считалось нехорошим делом – первое по нерадению, второе по тщеславию. 75 . Если кто жаловался на старшего, что обременяет работой, то проверяли; если справедливо, то исправляли, если по ропотливости и нежеланию трудиться, то его до пяти раз увещевали не роптать. Если и после этого оставался он таким, то его считали одним из больных, отводили его в больницу и там кормили, оставляя праздным, пока не возвратится к истине, устыдясь своего бездействия. 76 . Должно знать, что такое дар Божий, чтобы хранить его, ибо все, что приобретает кто-нибудь со многим трудом, старается он сохранить, чтобы, потеряв это, не потерял и много труда своего, и, отринув благодать Божию, не соделаться недостойным жизни вечной. Какую пользу принесло Соломону, что он скоро получил дар мудрости и утратил оный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Толкуя евхаристические места НЗ, К. всякий раз сводил их к духовному приобщению ко Христу, опираясь при этом в качестве своего рода «герменевтического ключа» на Ин 6. 63, 1 Кор 10. 3-4 и Евр 9. 9-10. Эти места в НЗ, по убеждению К., свидетельствуют о необходимости понимать причащение исключительно духовно. Так, согласно К., слова Христа в Ин 6. 32-59 относятся не к материальному, а к духовному вкушению Его Тела: вкушать плоть Христову означает познавать Христа и любить Его ( Kriechbaum. 1967. S. 103). К. предлагал собственное толкование установительных слов Христа на Тайной вечере (см.: Мф 26. 26-28; Мк 14. 22-24; Лк 22. 14-20), с к-рым не соглашались даже близкие к К. в учении о Евхаристии Цвингли, Эколампадий и Буцер (см.: Burnett. 2011. P. 136-137). По мнению К., говоря «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», Христос указывал не на Хлеб и Вино, а на Себя; т. о., преподавая ученикам Хлеб и Чашу, Христос не «превращал» их в Свои Тело и Кровь, но устанавливал как постоянные знаки для воспоминания верующими искупления, единожды совершенного Его Телом и Его Кровью на Кресте (Ibid. P. 62-63, 67-68). Объясняя 1 Кор 10. 16, К. утверждал, что «чашу благословения» и «преломляемый хлеб» ап. Павел именовал Телом и Кровью лишь символически, и главный акцент делал на духовном общении между собой всех тех, кто совершают воспоминание смерти Христовой (Ibid. P. 60-61, 72-73). «Виновность против Тела и Крови Господней» в 1 Кор 11. 27-29 К. интерпретировал не как недостойное принятие телесно присутствующего в Евхаристии Христа, но как указание на недопустимость участия человека в Евхаристии без веры в совершенное Христом искупление (Ibid. P. 63-64). Влияние и значение При оценке значения религ. деятельности и взглядов К. для развития протестантизма исследователи выделяют 2 аспекта его влияния: богословский и церковно-организационный. Наиболее сильным влияние К. на протестантизм было при его жизни: его идеи распространялись как через его сочинения, так и в ходе его общения со мн.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010