Центральный прямоугольник храма – неф, корабль, Ноев ковчег, пророческий образ Церкви. Храм – корабль, устремленный через пространство в сторону востока. Апостольские правила, ссылаясь на Пс.68 : «От Востока восшел Бог на небеса» и на книгу Деяний святых апостолов: «Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ), указывают на происхождение молитвенной обращенности к востоку. Она есть ожидание пришествия Господа: «Как молния исходит от востока и видна бывает далее до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). Это указывает на то, что любая верно направленная молитва есть ожидание и, таким образом, эсхатологична в самой своей сущности. «Как молния исходит от востока», так и Христос – «Солнце Правды» и «Восток» ( Мал.4:2 ; Лк.1:73–78 ). Поэтому алтарь и престол обращены к востоку, выход же обращен к западу, к неустроенному пространству тьмы, непросвещенной евангельским словом земле, может быть даже – к аду. Исповедание веры обращено к востоку, в отличие от отречения, обращенного к западу. Характерная для христиан молитвенная обращенность к востоку отличается от еврейской обращенности к Иерусалиму и от мусульманской обращенности к Мекке. Входя в храм, идешь по пути спасения, к обиталищу святых и земле живых, где сияет незаходящее Солнце. Полярная, вертикальная ось и горизонтальные оси четырех сторон света крестообразно синтезируют пространство по шести направлениям. Вместе с Божественным центром они составляют священное число, семь, как о том говорит Климент Александрийский . В базиликах с тремя абсидами Франц фон Дельгер усматривает образ креста и символ Света и Жизни. Действительно, эти слова на греческом языке – Ζω, Φως – имеют одинаковую среднюю букву, омегу, заключительную, эсхатологическую букву греческого алфавита. Это с новой силой указывает на образ корабля, плывущего в эсхатологическом измерении к мистическому Востоку. Направленный, упорядоченный храм, подобно скинии Моисея и храму Соломона, делится на три части: алтарь с восточной стороны, нартекс, или притвор, в западной части и между ними – неф, центральная часть. Алтарь соответствует «святая святых», жилищу Божию. В нем сияет и покоится Святость Божия. Будучи образом Царства, алтарь отделяется от нефа, в котором находятся верующие, перегородкой, иконостасом. Иконы на этой перегородке стали помещать после победы над иконоборчеством. В иконостасе три двери. Центральная дверь – двустворчатая, ее называют «царские врата», «святые двери». По обе стороны от них расположены служебные двери – северная и южная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Тогда Петр продолжал то же отречение, говоря: «Жено, не знаю Его» ( Лк. 22:57 ), «Не вем, что ты глаголеши» ( Мк. 14:68 и Мф. 26:70 ). Так совершилось первое отречение, начавшееся у ворот и кончившееся у огня. Как свидетельствует св. Марк, Петр, желая, видимо, избавиться от неотвязчивой привратницы, ушел от огня в переднюю часть двора, на преддворие, к воротам, чтобы в случае нужды бежать. Так прошло немалое время. Снова увидев его, все та же служанка ( Мк. 14:69 ) стала говорить стоявшим тут: «Яко сей от них есть». К ней присоединилась и другая служанка ( Мф. 26:71 ), тоже говорившая: «И сей бе со Иисусом Назореем». Еще кто-то обратился прямо к Петру: «И ты от них еси» ( Лк. 22:58 ). Петр снова переменил место и опять стал у огня, но и тут некоторые ( Ин. 18:25 ) начали говорить: «Еда и ты от ученик Его еси?» «Он же отвержеся и рече: несмь». Это было второе отречение, происшедшее как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна. После второго отречения прошло около часа ( Лк. 22:59 ). Приближался утренний рассвет и с ним обычное петлоглашение ( Мк. 13:35 ). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «Не аз ли тя видех в вертограде с Ним?» ( Ин. 18:26 ), а другой добавил: «И сей с Ним бе, ибо галилеанин есть» ( Лк. 22:59 ), и вслед за тем многие начали говорить: «Галилеанин еси, и беседа твоя подобится» ( Мк. 14:70 ), «и яве тя творит» ( Мф. 26:73 ). На Петра напал страх, и он начал «ротитися и клятися, яко не вем Человека Сего», и «второе алектор возгласи», как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра ( Мк. 14:71–72 ). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «И обращься Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне – и исшед вон плакася горько» ( Лк. 22:61–62 ). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа, уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра ( Лк. 22:63–65 ) и нового уже официального заседания синедриона, на котором был вынесен формальный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Письмо 43. - Там же, ч. 1, с. 234. 48 Письмо 42 к Корнелию. - Там же, ч. 1, с. 212 49 О единстве Церкви, гл. 6. - Там же, ч. 2, с 181. Ср.: гл. 17, с. 191: можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом? 50 Письмо 58, гл. 1, - В кн.: Творения, ч, 1, с, 325. 51 Письмо 53 к Квинту, гл. 1. - Там же, с. 326; Письмо 61 к Помпею, гл. II. - Там же, с. 351 52 О единстве Церкви, гл. 11. - Там же, ч. 2, с. 185-186. Ср.: Письмо 60 к Юбаяну. - Там же, ч. 1, с. 346. 53  Мф. 16, 16; 3, 8, 29; Мк. 1, 24; Лк. 8, 28. 54 К Рим., гл. III. 55 Против ересей, кн. 3, гл. I, § I. 56 См. предисловие к женевскому изданию " Краткого изложения Евангелия " . 57 См.: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906, с. 651. 58 На ариан слово 1, 1-2. 59 Спасский А. А. Указ. соч., с. 200. 60 См.: Попов М. В. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909; Он же. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Ср.: Спасский А. А. Указ. соч. с. 198-199. 61 Против ересей, кн. 3, гл. 17, 7. 62 Слово 2 против ариан, глава LXIX. 63 На литии стихира 2. 64 На стиховне стихира на " Славу " . 65 На литии стихира 4. 66 Канон Космы, песнь 1, тропарь 1. Ср.: того же канона 2-й тропарь 3-й песни: " Причастием плоти горшия подав Божественнаго естества " . 67 Канон Иоанна, песнь 9, тропарь 2. Ср.: того же канона 2-й тропарь 7-й песни: " богатство обожения носяй " . Ирмос 4-й песни: " рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум предвозвещает... людей во обновление слово " . 68 Ирмос 9-й песни канона на повечерии в день предпразднества. 69 Доказательство апостольской проповеди, гл. XCIX. 70 Против ересей, кн. 4, гл. XXXIV, § 1. 71 Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910, с. 460. 72 Против ересей, кн. 3, гл. IV, 1. 73 Там же, гл. XXIV, 1-2. 74 Письма Преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического. Симферополь, 1910, с. 178.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Лишь необыкновенной возвышенностью духа Девы Марии можно объяснить возможность такого разумного пророческого вещания чрез Нее Св. Духа. Лк. 1, 56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. По целомудрию Своему Мария не осталась у Елизаветы на время рождения ею сына. 58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. Это была радость о Господе – Его милости, по верованию иудеев. Лк. 1, 61 И сказали ей (Елисавете): никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. Очевидно, у иудеев был обычай называть детей именами предков. Лк. 1, 63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились и 64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. По мере продолжения времени чревоношения крепла вера Захарии в истину обещания Ангела о его сыне и по рождении его достигла полноты, так что не стало греха неверия, почему и разрешились его уста, за [неверие] наказанные. 67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря. И он не только получил прощение, но ради сына исполнился особенно Св. Духом, так что стал пророчествовать. 68 Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 ка к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой. Это относится к Иисусу Христу, а 73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей – к победе христианского благочестия над миром и злобой язычества. Итак, если будем служить Господу в святости и правде, то Он будет избавлять нас от наших врагов: вот залог мира и благополучия на земле. Лк. 1, 76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. Здесь св. Захария пророчествует о сыне своем, а раньше и потом говорит об исполнении ветхозаветных пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. ( Лк.1 ) …………… 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, 73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. 76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.” ( Лк. 1 ) Устав предписывает петь все девять песен в течение всего года, но сложилась практика пения их только в великопостные Утрени. В ранней христианской церкви когда складывался строй Утрени и еще не существовало так называемых “канонов, поемых на Утрени» каждый день воспевалось по три библейские песни: Таблица 4 Неделя (воскресенье) Седьмая – « Молитва отроков » Во все дни поются: Понедельник Первая – «Песнь Моисея по исходе» восьмая песнь – «Благословение трех отроков» девятая песнь – «Песнь Богородицы» Вторник Вторая – «Песнь Моисея во Второзаконии» Третья – «Песня Анны» Четверг Четвертая – «Молитва пророка Аввакума» Пятница Пятая – «Особая молитва «Песнь пророка Исаии» Суббота Шестая – «Молитва пророка Ионы» Церковь Христова выработала, как мне представляется, знаковое исполнение библейских песен и псалмов. Когда вместо “библейских песен” стали воспеваться девятипесенные “каноны Утрени”, то для каждой песни канона был предпослан стих, перефразирующий одну из библейских песен, повторяющий ее тему, осмысленную в новозаветных образах и идеях. Такие перефразы, предшествующие песням канона называются ирмосами. Они являются смысловой связкой исходной библейской песни и христианских гимнов, то есть тропарей канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.26:69-70. Петр же вне седяше во дворе. И приступи к нему едина рабыня, глаголющи: и ты был еси со Иисусом Галилейским. Он же отвержеся пред всеми, глаголя: не вем, что глаголеши.Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.    Смотри, как тот, который недавно пред этим так сильно хвастался, испугался теперь слабой служанки, когда был оставлен Божиею благодатью. Мф.26:71-72. Изшедшу же ему ко вратом, узре его другая и глагола сущым тамо: и сей бе со Иисусом Назореом. И паки отвержеся с клятвою, яко не знаю Человека.Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.    Какой страх объял его! Не только отрекся, но даже с клятвою. Вышел не за ворота, но к воротам, т.е. на передний двор, как сказал Марк (14, 68). Мф.26:73-74. Помале же приступивше стоящии, реша Петрови: воистинну и ты от них еси, ибо беседа твоя яве тя творит. Тогда начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека…Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека.    Марк (14, 70) сказал: «ибо Галилеанин еси, и беседа твоя подобится». Галилеяне имели некоторые отличия в одежде и особенности в своем наречии. «Ротитися» (καταθεματζειν ) значит отрицаться, то же что и αναθεματιζειν , которое употребил Марк (14, 71). Оба эти слова означают — отрицаться. Мф.26:74-75. И абие петель возгласи. И помяну Петр глагол Иисусов, реченный ему, яко прежде даже петель не возгласит, трикраты отвержешися Мене...И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».    Марк (14, 68, 72) сказал, что когда Петр отрекся в первый раз, тогда запел петух; а когда он отрекся в третий раз, тогда второй раз запел петух. Отметил это, чтобы показать, что первое пение петуха не напомнило ему об этом. А Лука (22, 61) пишет, что после пения петуха Господь, обернувшись, взглянул на Петра, чтобы этим взором напомнить ему. Страх настолько овладел им, что он едва не умер; и не только первого, но и второго пения петуха он все-таки не замечал и нуждался для этого во взоре Спасителя. Обрати внимание на слабость, как он в короткое время трижды отрекся и произнес одно за другим три отречения, не нарочито допрашиваемый, но случайно мимоходом спрошенный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мк.14:68 .  Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Мк.14:69 .  Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Мк.14:70 .  Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Мк.14:71 .  Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Мк.14:72 .  Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. (См. Мф.26:69–75 ). «На дворе внизу» (стих 66). Евангелист здесь противополагает двор верхним комнатам дворца первосвященника, в которых производился суд над Христом. Он, так сказать, заставляет своих читателей спуститься из этих комнат вниз, во двор. «И вышел вон на передний двор» (стих 68). Евангелист Марк здесь точнее определяет место второго отречения, чем Матфей ( «когда же он выходил за ворота» – Мф.26:71 ). Это было, так сказать, преддворие ( τ προαλιον), окружавшее дом первосвященника снаружи. «Служанка, увидев его опять...» (стих 69). По-видимому, евангелист Марк говорит о той же служанке, о которой говорил выше (стих 66), тогда как Матфей прямо упоминает о «другой». Может быть, евангелист Марк, по свойственному ему стремлению к краткости речи, не упомянул, что теперь выступила уже другая служанка. «Галилеянин» (стих 70; см. Мф.26:73 ). «Клясться» (стих 71), точнее: «проклинать» ( ναθεματζειν). О лице или предмете проклятия ничего не сказано, важно, что Петр дошел до проклятий. «И начал плакать» (стих 72), точнее: и бросившись ниц, на землю лицом, плакал ( πιβαλν κλαιεν). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Марка. 619-733 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор.5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось» (Иоан.19:30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды — Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс.103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? — Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс.73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он — Христос [ 7 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

61 Сети грешников опутали меня. Но я закона Твоего не забыл. 62 В полночь вставал я прославлять Тебя за правые суды Твои. 63 Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. 64 Милости Твоей, Господи, исполнена земля; повелениям Твоим научи меня! 65 743 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему; 66 Милосердию, покорности и разумению научи меня, ибо верю заповедям Твоим. 67 Доколе не испытал я унижений, я согрешал, но ныне храню слово Твое. 68 Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня повелениям Твоим! 69 Умножилась и восстала на меня неправда людей гордых; я же всем сердцем моим познавать буду заповеди Твои. 70 Отвердело, будто сыр, сердце у них; я же закону Твоему поучаюсь. 71 744 Благо мне, что смирил Ты меня. Да научусь повелениям Твоим. 72 Благ мне закон уст Твоих, дороже он многого множества золота и серебра. Слава: 73 745 Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. 74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал. 75 746 Уразумел я, Господи, что праведны суды Твои, и воистину смирил Ты меня. 76 Да осенит меня милость Твоя, да утешит меня по слову Твоему, что сказал Ты рабу Твоему; 77 Да низойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой наставляет меня. 78 Да постыдятся гордые, ибо они неправедно и беззаконно поступали со мной; я же размышлять буду о заповедях Твоих. 79 Да направят меня на путь Твой боящиеся Тебя и познавшие откровения Твои. 80 747 Да будет сердце мое непорочно хранить повеления Твои, и не буду я посрамлен. 81 748 Изнемогает душа моя, ожидая от Тебя спасения, на слова Твои уповал. 82 Изнемогли очи мои в ожидании слова Твоего; когда утешишь Ты меня? 83 749 Ибо стал я точно мех, скованный морозом, но повелений Твоих не забыл. 84 Много ли дней жизни остается рабу Твоему? Когда рассудишь Ты меня с гонителями моими? 85 Поведали мне беззаконники измышления свои, но далеки они от закона Твоего, Господи. 86 Все заповеди Твои – истина; неправедно гонят меня, помоги мне!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тем не менее, на что только люди не идут, лишь бы не принимать библейского свидетельства! По этой причине аргументы, представленные в предыдущих главах, импонируют мне. они оставляют неверующему путь к отступлению Если ему угодно, он всегда может сделать вид, что «Большой Взрыв» ничуть не противоречит вечности материи Или, скажем, отвергнуть причинность возникновения Вселенной и уверять, что она беспричинно возникла из ничего Но поступая таким образом, он расписывается в том, что заинтересован лишь в ниспровержении доказательства, а не в действительных поисках истины о Боге и о Вселенной. Ведь, как мы уже отметили, даже скептики вроде Юма считают абсурдным предположение о том, что нечто может возникнуть из ничего, без всякой причины Каким же образом человек приходит к личному знанию Бога? Во-первых, что самое важное, он должен искать Бога искренне, с открытым разумом и сердцем. Затем – ему необходимо некоторое понимание следующих библейских положений. 1. Бог любит человека и создал его таким образом, что человек может знать Бога. Иисус учил, что Бог любит созданный Им мир, и что Он призывает людей к личным отношениям с Собой. 67 Он учил также, что " Бог есть Дух». 68 Чтобы придать конечным материальным существам способность приобретать личное знание бесконечного духовного Существа, Бог создал человека по Своему личному образу и подобию, с духовным измерением, которое делает его способным знать Бога так, как это не под силу животным. 69 Из всех земных созданий один лишь человек был сотворён таким образом, что он может знать Бога, общаться с Ним и быть причастным Его любви. 2. Зло человека уничтожает в нём духовную способность знать Бога. Обладая свободой воли, человек восстаёт против Бога, допуская дурные мысли и поступки. Результат такого бунта бывает троякий: а) Человек духовно умирает и отторгается от Бога. Библия говорит: «Душа согрешающая, та умрёт» и «возмездие за грех – смерть». 70 Таким образом, человек духовно мертв «по преступлениям и грехам» своим. 71 В результате человек отделяется от Бога. Библия говорит» «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» 72 и «все согрешили и лишены славы Божией». 73 Таким образом, все люди отсечены, отторгнуты от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sam...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010