Мк.16:19 . «Господь... вознесся на небо и воссел одесную Бога». Евангелие от Матфея умалчивает о вознесении и сидении одесную Отца, евангелие от Луки о сидении, как факте совершившимся (24:51 ср. 22:69). Таким образом, проповедь ап. Петра оказывается тождественною с евангелием от Марка в 3 пунктах (А. Б. Ж.), из которых особенно важно полное согласие в изображении Христа как чудотворца и исцелителя бесноватых (Б). Из пунктов, в которых замечается разногласие (В. Г. Е.), представляется наиболее значительным В. Но в общем сходство оказывается более значительным, чем различие. Деяния Апостольские сохранили нам одну довольно значительную речь (исторического содержания) ап. Павла (13:16–41). Пополняя ее местами из посланий ап. Павла, мы получаем такой очерк евангельской истории: А. Деян.13:23 «Из Давидова потомства Бог, по обетованию (данному отцам, ст. 32) воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Сходство в этом пункте между проповедию и евангелием от Луки замечается полное, даже в слововыражении. «Из потомства Давидова ( Лк.1:27, 32, 69 ) Бог воздвиг (ср. 1:69), по обетованию (ср. песнь Зах.1:68–73 также 54–56), Израилю Спасителя (2:11; замечательно, что самое слово «Σωτρ» в других синоптических евангелиях не встречается 1107 ) Иисуса» (без всякого дополнения в роде: «из Назарета ( Деян.10:38 . Мк.1:9 )» или «из Галилеи ( Мф.3:13 )»; ев. Лука в 2:52, 3:21, 4:1, тоже не употребляет никакого дополнения). Б. Гал.4:4 «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону». В евангелии от Луки нет слов: «исполнилось время», которые читаются только в ев. Мк.1:15 и которые так близки к начальным словам приведенного стиха; но существование в Иерусалиме лиц, чающих утешения Израилева (2:25), ожидающих избавления (ст. 38), – всеобщее ожидание пришествия Мессии, когда явился Иоанн (3:15), наконец согласие всех присутствовавших в назаретской синагоге, – согласие со Христом в том, что время пришествия Мессии наступило (4:22, 21:18–19), достаточно восполняют отсутствие слов Мк.1:15 . Сын Божий как «рождаемый от жены» изображается и в евангелии от Матфея (1:18–25; Лк.2:1–7 ), но как «бываемый под законом» представляется преимущественно (если не исключительно ( Мф.3:15, 5:17 )) в евангелии от Луки (2:21–22.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

прим. к Мф. 26:71–72 и парал. у Мк. и Лк.). Из сопоставления сказаний о сем отречении Петра (втором) видно, что смущённый первым отречением Пётр от огня из внутреннего двора перешёл во внешний, но когда Господа проводили чрез этот двор от Анны к Каиафе, он, вероятно, опять возвратился в этот внутренний двор и очутился у огня. Здесь последовало второе отречение. – Сказали ему: по сказанию ев. Марка – та же служанка, привратница, по сказанию ев. Матфея – другая, по сказанию ев. Луки – другой, т. е. говорили несколько человек, высказывая подозрение, что Пётр – ученик Иисусов. – Он отрёкся: опять, и с клятвою, как говорит первый евангелист. – Один из рабов и пр.: частность, указанная только Иоанном. В третий раз высказали подозрение на Петра также несколько человек ( Мф. 26:73 ; Мк. 14:70 ); одни указывали в подкрепление своего подозрения на галилейское наречие Петра, а родственник Малха, по сказанию Иоанна, прямо указывал, что видел его в саду, когда Пётр ударил Малха ножом. Это последнее особенно должно было поразить Петра, ибо он мог опасаться, что его возьмут и привлекут к ответственности, как дравшегося ножом, и – в этом, кажется, ближайшее объяснение того, что Пётр начал клясться и божиться, что не знает Иисуса (Мф. и Мк.). В это время запел петух, и Господь взглянул на Петра из судебной палаты, и Пётр с горькими слезами вышел вон. Эти два последних отречения были в то время, когда Господа судили пред Синедрионом (первое заседание) у Каиафы. 28. Ин. 18:28 . От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Мф. 27п.; Ин. 19:14 . От Каиафы повели Иисуса в преторию: о суде Господа пред Каиафой Иоанн не говорит, как известном его читателям из первых Евангелий ( Мф. 26:59–68, 27:1 ; Мк. 14:55–65, 15:1 ; Лк. 22:63–65, 66–71 ). – Было утро: рано утром было второе собрание Синедриона, с которого прямо и повели Господа к Пилату. – В преторию: судебная палата римского правителя и – вообще место жительства его на время пребывания его в Иерусалиме, вероятно, в крепости или близ крепости Антониевой (на северо-западе от храма), в которой стояли римские войска, занимавшие город.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Проповедь именуется Нагорной потому, что Господь произнес ее на горе, куда к Нему стеклись ученики и народ ( Мф 5:1 ). Как ветхозаветный закон Божий был дарован Израилю на горе Синай, так и евангельский закон Господь Иисус Христос даровал, взойдя на гору. Евангельский закон является новым Откровением Божиим, в котором Богочеловек Иисус Христос дополняет и углубляет заповеди Декалога. В отличие от закона Моисеева, требования евангельского закона обращены ко всем людям, с верою следующим за Спасителем Христом, то есть к новому народу Божию, составленному из представителей всех народов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5:3 ). Выражение «нищие духом» в буквальном смысле означает «добровольно нищие» или «нищие по велению своего духа». По словам святителя Василия Великого , «нищие духом — это те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: “пойди, продай имение твое и раздай нищим” ( Мф 19:21 ; Лк 18:22 ). Но если кто, приняв приключившуюся ему нищету, будет управлять собой по воле Божией, как Лазарь ( Лк 16:20–26 ), то и он не чужд Этой заповедью Господь обнадеживает тех, кто обделен земными благами, указывая на тщету мирских стяжаний, которым Он противопоставляет истинное богатство, обретаемое в вечном Царстве Небесном. Бедность и нищета принуждают человека возлагать надежду на Бога, о чем говорит Псалмопевец: «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» ( Пс 68:30 ); «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне!» ( Пс 69:6 ; см. также: Пс 73:21; 85:1–6 ). Также под «нищим духом» понимается тот, кто надеется не на себя, не на свой разум и таланты, а на Промысл Божий и на помощь благодати Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, нищие духом — это «смиренные и сокрушенные сердцем»; Господь называет «блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают», тех, «которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» ( Ис 66:2 )». По слову Псалмопевца, «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

44 Libertus – вольноотпущенник, т. е. освобожденный раб, его отношение к бывшему господину, патрону, определялось законом (ius patronatus): вольноотпущенник должен был оказывать уважение патрону, который являлся его законным наследником, а также законным представителем, часто опекуном (см.: Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989). 45 Свт. Амвросий употребляет термины римского права: manumissor – отпускающий раба на волю, патрон; obsequium – обязанность вольноотпущенника почитать патрона, нарушитель становился ingratus, неблагодарным, и по закону его могли вернуть в рабство (см.: Бартошек М. Римское право. М., 1989). 68 В части рукописей стоит noxium (виновный, достойный наказания, преступник), в других – innoxium (невинный, невиновный). Переводчик ориентировался на издание Ж. Норуа. Возможно, под «преступником» подразумевается благоразумный разбойник (см.: Лк.23:43 ). 69 Nexum – древнейшая форма займа, в случае неуплаты в срок должник-плебей лишался личной свободы, кредитор мог даже убить его. Этот вид займа выходит из употребления уже в конце III в. до н. э. 70 Плавание на корабле как метафора жизненного пути встречается в европейской литературе начиная с Алкея. Образы кораблекрушения, бури, гавани развивают эту метафору (см.: Nazzaro A. V. Simbologia e poesia dell’acqua e del mare in Ambrogio di Milano. Napoli, 1977). 71 О гавани покоя (portus tranquillitatis, p. quietis) свт. Амвросий упоминает и в других своих сочинениях, см.: pair. 5. 27; ехс. fr. 2. 22: bon. mori. 4. 15,8. 31. 73 Перевод дан по: Псалтирь Давида пророка и царя (на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык). М., 2003. 76 Р. Палла в своих комментариях (Palla. Р. 255, п. 35), ссылаясь на Р. Джоанни (Johanny R. L’Eucharistie centre de l’histoire du salut chez Saint Ambrose de Milan. P. 143), указывает на следующее место трактата «О вере»: Non divinitas crusifixa, sed caro est (fid. 1. 15. 95), которое помогает лучше понять мысль свт. Амвросия, см. также: fid. 1. 17. 109: Ioseph 3. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

68 См.: Исх.11:4–7, 12:23–29 . 69 Почитание, отраженное в богослужении, молитвах и иконографии. 70 Первородный грех наследует каждый человек при рождении. Вследствие греха непослушания Богу, природа первых людей Адама и Евы повредилась. Это состояние падшей природы, т. е. души, стремящейся ко злу и противящейся добру, мы наследуем от наших прародителей. Например, нам не хочется осуждать или ругаться, но мы не можем сдержаться и постоянно срываемся, хотя и страдаем после этого душой и обещаем впредь исправиться. Но исправиться не получается или получается на незначительное время путем колоссальных усилий. Напротив, чтобы осудить человека или оскорбить его, усилий никаких не требуется, все получается само собой. Залог избавления от поврежденного состояния первородного греха человек получает в Таинстве Крещения, и при условии жизни во Христе это греховное состояние души врачуется окончательно. 71 Свт. Григорий Палама (1296–1359) – отец и учитель Церкви. Его учение о нетварной Божественной энергии, через которую человек приобщается к Богу, занимает одно из центральных мест в православном богословии. 72 Помимо поврежденного состояния души, следствием грехопадения Адама и Евы стали болезни и смерть. Эти следствия будут преодолены во втором пришествии Христовом, когда состоится всеобщее воскресение мертвых. Тогда вместе с бессмертной душой обретут бессмертие и наши тела, и таким образом реализуется Божественный замысел о человеке: вечная радость спасенного человечества, пребывающего в любви и единстве друг с другом и со своим Отцом. 73 По учению католичества Римский Папа обладает непогрешимостью мнения в вопросах веры и морали, если он официально, с кафедры (ex cathedra), высказал решение по тому или иному вопросу. 74 Бернард Клервоский (1091–1153) – французский католический богослов-мистик и авторитетнейший общественный деятель своей эпохи. Основатель и аббат монастыря Клерво. 75 См.: Лк.2:41–49 . 76 Св. Юстиниан Великий (482–565) – один из самых выдающихся византийских императоров, инициатор и проводник кодификации римского права. Автор идеи симфонии власти императора и патриарха. В его правление была отвоевана Италия у вестготов и отстроен величественный храм Святой Софии в Константинополе.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Почему благодать и проникает во все члены тела”, — находим подтверждение вышесказанному у преподобного Макария Великого 64 . “И на небе и на земле Господь познаётся только Духом Святым, а не от науки. И дети, которые совсем не учились, познают Господа Духом Святым ; Так Господь применяется к нам, чтобы больше утешить всякую душу”, — писал афонский подвижник первой четверти двадцатого века преподобный Силуан 66 . Слова блаженного старца, стяжавшего дар непрестанной Иисусовой молитвы, наполнены свежим ароматом живого богообщения. Его духовный опыт ещё раз убеждает нас в истинности Иеремиина пророчества. Возраст младенца, препятствующий пока пропускать в сознание возвышенные понятия богословия, непосредственно обнажает юное сердце для благодати 67 . “Божественная благодать вся подаётся младенцу и без него всё в нём производит, что производить ей свойственно ; Благодать осеняет сердце и обитает в нём ; Далее подаются и все другие дары благодати и все преимущества облагодатствованных, благоволение Божие, сонаследие Христу, поставление вне области сатаны, вне опасности быть осуждёну в ад ; Благодать в младенце укрощает и заглушает грех”, — это небольшие выдержки из замечательного труда святителя Феофана Затворника по христианскому нравоучению 68 . Младенец, у которого “фильтры” рассудочного мышления ещё не проснулись, находится в состоянии “невинности и простоты” 69 . Его ум не способен сомневаться и отвергать, чем может страдать, как мы сегодня видим, ум взрослого человека. По этому поводу святитель Феофан называет детей премудрей философов 70 . Душа ребёнка “чиста от всех страстей” 71 , какими может “болеть” взрослый человек. Обращаясь в проповеди к детям, тот же Святитель недвусмысленно подчёркивает, что отношения (которые переливаются во взаимные) Бога к ребёнку выше, нежели ко взрослому: “Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать” 72 . Раскрывая своим юным слушателям их взаимоотношения с Богом, проповедник в то же время остерегает их от неверных шагов, и тогда Он “руки Свои возложит на вас и обымет вас, — и душе вашей даст почувствовать это Своё приближение и прикосновение” 73 . “Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто” 74 . Вот небольшие штрихи к ангельскому облику, который нужно выковать собственной свободой, чтобы войти в новый завет Иеремии — в Царство Божие (ср. Лк 18:15–17).

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

263). — Ред. 68 См. Noah " " s Ark: A Feasibility Study by John Woodmorappe (1996 ) — Ред. 69 У греков есть симантрон — доска, в которую бьют, созывая людей в храм; это напоминает то, как Ной выходил и созывал животных в ковчег 70 См. Animals and Man: A State of Blessedness by Dr. Joanne Stefanatos (1992). — Ред 71 Это относится как к «христианским эволюционистам», так и к сторонникам взглядов о «старой земле прогрессе». — Ред 72 Известно, что в результате сбора фактических данных, проведенного светскими историками Р. Анд ре, X. Юзнером, и Дж.Г. Фрейзером, свидетельства о великом потопе присутствуют в древних культурах всего мира, на всех континентах. В большинстве случаев в этих историях потоп наступал вследствие греховности падшего человече­ства, старый мир погружался под воду, спасались только животные и всего несколько человек, и новый мир начинает существовать (ср.: Micea Eliade, A History of Religious Ideas, vol. 1, pp. 63—64.) К наиболее интересным историям о потопе относятся истории Австралийских аборигенов, которые полны поразительных параллелей, сходными с по­вествованием книги Бытия (см. Howard Coates, «Australian Aboriginal Flood Stories,» и «Aboriginal Flood Legend,» Creation Ex Nihilo, vol. 4, nos. 1 and 3). Как пишет Джон Маккей в Творении из ничего, почти всемирное распространение параллельных исто­рий о потопе «предоставляет поразительные обстоятельные доказательства, что общие предки аборигенов были евреи, а всех современных рас человека — Ной». — Ред. 73 Апостол Петр ясно подтверждает, что потоп был всемирным, когда пишет: «Тмжс тогдашшй лир, водою потоплена кыв, погивс» (2 Петр. 3:6). В этом, как и других местах Нового Завета, для передачи слова потоп (Мф. 24:39; Лк. 17:27; 2 Петр. 2:5) использован уникальный термин kataklusmos (катаклизм), а не обычное гре­ческое слово, выражающее «потоп». — Ред 74 По православному христианскому календарю, год которого начинается 1 сен­тября, мы определяем эту дату как 27 октября. 75 Т.е. пятнадцать локтей над вершинами гор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

и слуш. слова Божия в кн. В. и Н. Зав. стр. 120 Спб. 1861 г. Введ. в Н. Зав. кн. Свящ. Пис. Гернье, пер. архим. Михаила ч. 1 стр. 222 М. 1869 г. 68 Церков. Библ. Ист. стр, 453. М. 1857 г. Около 65 г., Iacobus moritur 62 ап., говорит Калмет, Cronolog. р, 73. 327. Argentor. 1734 an. 69 Де Ветте, Реус, Пфейффер и Гофман полагают время написания послания гораздо ранее, но взгляды на этот предмет очень неудовлетворительно обусловливают. Гофман полагает между 44–52 г. Значит до написания послания к Галатам. Отсюда главная цель не только умаляется, теряется из виду, но даже мало будет иметь приложения к делу. 76 Сердце человека, размягченное терпением, способно принимать высокия впечатления истины, пробуждающей самопознание. Страсти, волнующия душу, и выводящия ее из нормальнаго состояния, он обуздывает своею могучею силою терпения и держит их в совершенном повиновении разсудку. И как терпение разширяет круг действий разсудка, то терпеливый яснее судит обо всем и вернес усматривает такия свойства в предметах, которыя могут ускользать от обыкновеннаго внимания. «Терпение, говорит Св. Киприан, нетолько хранит доброе, но и предотвращает злое: благоугождая Духу Святому и прилепляясь к небесному и божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми пренобежуается, и увлекается душа. Будучи не тверд в терпеливости, мог ли бы ты не клясться, не злословить... Прощать своему врагу, согрешающему против тебя?... Что сказать о гневе, о раздоре, о притворстве, которых не должно быть в христианине? Пусть будет в сердце терпение, и они не могут иметь в нем места, – а если бы и они попытались войти в него, то немедленно уйдут, не находя там для себя пристанища» (Твор. ч. 2 стр. 289--291. К. 1862 г.). 77 См. ж. Густпи Ф .лосоФа Истор. уч. об отах церкви т. 1. стр. 62 Спб. 1859 г Тр. К. Д. Лк. т 1. стр. 38. 1866 г. 78 Внемли себе и разсуди, едали твоя душа стяжала свет, управляющий ея;.. еже есть Господь? Ежели же нет, то потщися Его искати день и нощь. Егда воззриши на солнце, ищи истиннаго солнца, яко слеп еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Так, действительно, апостол Павел и приписывает все Богу, а не людям (см.: 1Кор. 3:7 ). Совершитель Таинства не должен присваивать себе того, что принадлежит Богу. Это было бы несправедливо. Значение совершителя весьма ограниченно. Это – только слуга. Благодать дана не повелевающим, но пасущему. Апостол вместе с собою смиренно и других называет слугами. Чтобы кто не подумал, что все свое упование должно полагать в одних апостолах или епископах, Павел сказал: Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители Того, в Кого вы уверовали ( 1Кор. 3:5 ) 66 . Все представители иерархии имеют не господство, а служение (non dominium, sed ministerium) 67 . Благодать подается от Самого Бога по вере получающего. Значение веры и ее необходимость для получения благодати Оптат раскрывает, истолковывая чудо исцеления Христом кровоточивой женщины (см.: Мф. 9:20–22 ; Лк. 8:43–48 ) и слуги капернаумского сотника (см.: Мф. 8:5–13 ) 68 . Так при крещении, когда Пресвятая Троица согласуется с верой, рожденный для века духовно возрождается для Бога. Отец людей – Бог , мать – Церковь Святая, а совершитель Таинства (operarius), будучи человеком, ничего не присваивает себе, как это делают донатисты 69 . Церковь обладает освящающими дарами Духа независимо от достоинства иерархических лиц, и лица эти – только служители Церкви при раздаянии ее благодатных даров 70 . Этими дарами обладает Церковь всеми вместе, потому что они неотделимы один от другого 71 . Таким образом, Оптат подходит к своему определению святости Церкви. Донатисты по гордости приписывают себе особенную святость (speciales sanotitatem), и на этой святости они обосновывают святость самой Церкви 72 . Этот, как уже показано Оптатом, весьма шаткий принцип донатистов не разделялся церковными писателями. Таинства не зависят от личности священника: они святы сами по себе. Также и святость Церкви не зависит от святости ее членов; напротив, сами члены Церкви получают святость от Церкви. Церковь едина, и святость ее – в Таинствах, а не в гордости отдельных лиц 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Радуйся Богонарочитая златокованная труба, провозвещая православным радость; радуйся аргане украсивый церковьнаа устроения, радуйся цевница 64 доброгласная исполняя радости благородных мудрованиа, радуйся верных наставниче и крепителю, радуйся необоримая забрала и утверждение граду нашему./Радуйся царствиа скипетром держава, радуйся поборниче православных собор, радуйся молниа пожигая соблазны, радуйся громе устрашая нечестивых полкы, радуйся Богодавче упование мое Николае, радуйся радости души моей преподобне, радуйся телеси моего врачевание, радуйся избавый мя от убожиа; радуйся, даровавый ми добрословие, радуйся всем обуреваемым прибежище и заступление 65 . Темже аз убогий и недостойный, паче же многогрешный и грубый, тмою неразумия одержим и неверьствием грубости скытаяся, от усердия принесох ти, якоже вдова она две цате ( Мк.12:42 ; Лк.21:2 ), но не красна похвала от скверных устен избранному Святителю от Господа Бога.//(Л. 151) Но о пресвятый отче Николае, надеюся твоими молитвами обрести милость в настоящем сем нужнем времени и грядущая избавитися муки от належащих на ны зол пременитися во приидущий 66 час будущаго века и присносущнаго наслаждения сподобитися, Небеснаго Царствиа наследником быти и Горняго Иерусалима доброту зрети твоим пречюдным наставлением, великий архиерею Христов Святителю Николае, славяще Святую и Живоначалную Троицу, неразделимое Божество Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно. Иконы святителя Филиппа Наиболее известным Митрополитом Русской Церкви времени царя Иоанна Грозного был святитель Филипп († 1569; пам. 9 января). Библиография публикаций 67 о нем настолько обширна, что здесь нет необходимости подробно останавливаться на его жизни. Будущий Святитель родился 11 февраля 1507 года в семье боярина Колычева и при святом Крещении был назван Феодором 68 . Он был вхож в великокняжеский дворец при малолетнем Иоанне Грозном, но затем оставил мир и ушел в Соловецкий монастырь 69 . В монастыре новоначальный инок при постриге был дан для духовного руководства спостнику преподобного Александра Свирского († 1533; пам. 30 августа) 70 иеромонаху Ионе (Шамину; † 1568). Но жизнь будущего Святителя простым монахом продолжалась недолго. По одним данным уже в 1546 году он становится игуменом монастыря 71 , по мнению других – в 1548 72 . В последнее время стал известен новый источник, согласно которому поставление в настоятели произошло в 1545 году. Имеется в виду надпись на иконе Соловецкой Боголюбской Богоматери, находящейся ныне в Успенском Кремлевском соборе: “Лета з н г (7053/1545 г.) написаны бысть иконы сии при бл(аговер)ном и великом кн(я)зи Ивани Васильевич(е) всия Руси и при архиепискупе Феодосии при игумени Филиппи” 73 . В это же время был слит благовестный колокол для монастыря “в связи с избранием нового игумена” 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010