14 Отверзли на меня пасть свою, подобно льву, что, рыча, хватает добычу. 15 Как вода растекаюсь, рассыпались кости мои; стало сердце мое, как воск, тающий в груди моей. 16 68 Иссохла, будто глиняный сосуд, сила моя, язык мой прилип к гортани моей, и в прах смерти низвел Ты меня. 17 69 Ибо окружило меня псов множество – сборище лукавых людей обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои; 18 70 Изочли кости мои и смотрели с презрением на меня. 19 71 Разделили ризы мои меж собой и об одежде моей метали жребий. 20 Но Ты, Господи, не лиши меня помощи Твоей; на защиту мою поспеши. 21 Избавь от меча душу мою, от песьих лап единственную мою! 22 72 Спаси меня от пасти львиной, от рога единорогов – меня, смиренного! 23 73 Поведаю имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя. 24 Боящиеся Господа, восхвалите Его, потомство Иаковлево! 25 Ибо не презрел и не отверг Он молитвы нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда воззвал я к Нему, услышал меня. 26 Ты вложил в уста мои хвалу; в церкви великой прославлю Тебя; обеты мои исполню пред лицом боящихся Его. 27 Вкушать будут убогие и насытятся, и восхвалят Господа все, кто ищет Его; живы будут сердца их вовеки. 28 Помянуты будут Богом и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся Ему все народы и племена. 29 Ибо подвластно Господу царство, и Он обладает народами. 30 74 Вкушать будут и поклонятся Ему все благоденствующие на земле, к Нему припадут все нисходящие в землю; и для Него живет душа моя. 31 И потомство мое послужит Ему, воздаст хвалу Господу род грядущий. 32 И возвестят правду Его людям, еще не родившимся, которых сотворит Господь. Псалом Давида, 22. 1 75 Господь Пастырь мой, ничего не лишит Он меня. 2 На нивах обильных поселил Он меня. У тихих вод воспитал меня. 3 Душу мою обратил к добру, наставил меня на стези правды во славу имени Своего. 4 Если и пойду я во мраке, грозящем смертью , не убоюсь зла, ибо Ты со мной. Жезл Твой и посох Твой были поддержкою мне. 5 76 Сотворил Ты мне трапезу пред лицом гонителей моих; помазал елеем главу мою, и чаша Твоя напояет меня, ибо велика ее сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир 66 . У Бога, Который пришел на землю, всю жизнь были труды и страдания. И где Он окончил Свою жизнь? Повешенный на Кресте, проклятый, дабы разрушить средостение проклятия 67 . Страшные муки терзали сердце Богочеловека, и Он возопил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 68 Земля потряслась и завеса церковная разодралась посередине, что было видно чувственными глазами. Но в умопостигаемом мире потряслась и разрушилась до основания стена проклятия, средостение между Богом и человеком 69 . И когда Иисус испустил дух, соединилось прежде несогласное 70 и человек стал не просто другом Божиим, а сродником Его. Он получил благодать усыновления (наследник Божий, сонаследник же Христов 71 ), потому что дал Сыну Мать – Пресвятую Деву Марию, а Христос от Ее пречистых кровей принял плоть. И эта обОженная человеческая плоть воссела одесную Бога и Отца. И Бог в человеческом естестве видим на небесах и принимает поклонение Ангелов. Видишь ли ты, куда вознесся человеческий род? Мы боги по благодати! И разве может кто-либо попасть туда, минуя стеснительные обстоятельства? Мы будем в тесноте, претерпим скорби, но однажды все закончится, и мы забудем обо всем. Внезапно вечная Радость широко отверзет Свои нежные объятия и воскликнет: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные скорбями, и Я успокою вас 72 . В любом своем деле и поступке, слове или мысли представляй, что Бог присутствует при этом, все видит и однажды будет все это судить. От такого спасительного упражнения рождается страх Божий, который является виновником еще большей пользы: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь 73 ,– говорил пророк Давид.– Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим 74 . Этот страх рождает и смирение. Потому смиренномудрие рождается не только в искушениях и испытаниях, но и от духовного поучения и от познания своей немощи. Подумать только, как немощен человек, что он не в силах творить благое, посеянное в его природе! И наоборот, с легкостью творит злое, несмотря на то что оно прокралось в него с черного хода. Человек желает благоугодить Богу, но если этому не посодействует благодать Божия, то добро, которое он сделает, не будет добром. И, несмотря на всё его желание и труд, если не поможет Бог, то всуе и желание, и труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Кто любит нежить свой слух звуками голоса или музыки, выражающими одну суету, праздность и душевную нечистоту, кто тяготится слушанием всего, что духовно назидает и утешает, кто и в храм Божий ходит не для удовлетворения благочестивых стремлений, а для одного услаждения игрою искусного пения, тот оскорбляет Духа Божия, освятившего чувство слуха для славы Божией. Печатлеются св. муром руки для освящения труда, совершаемого посредством рук. В сем освящении заключается для нас побуждение вести жизнь трудолюбивую и почитать унизительным для себя не труд честный, а праздность и тунеядство. Кто вопреки сему проводит жизнь праздную и простирает руки не на труд, а на чужое добро, тот оскорбляет Духа Святого, освятившего труд и орудия труда. Печатлеются св. миром ноги для освящения движений, совершаемых ногами. Помня сие, мы должны удерживать наши ноги от хождения на совет нечестивых, в собрания людей развратных, в места увеселений безнравственных: должны бояться движений соблазнительных, подобных тем, какие осуждены словом Божиим в лице Иродиадиной дщери, чтобы не оскорбить и не прогневать Духа Святого, освятившего орудия нашего движения для употребления их на одно добро, а не на зло. – (Извл. из поуч. прот. В. Нечаева, ныне еп. Виссариона костромск., помещ. в «Душепол. Чтении» за май 1871 г., стр. 6873). 242 Примеч. Скажем здесь о происхождении внешней формы таинстства миропомазания. 1. Замена возложения рук помазанием мира в миропомазании совершилась еще в апостольское вреня. Что это действительно так, – для подтверждения имеются сравнительео ясные сввдетельства в самом Свящ. Писании. В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете поназание от Святого и знаете все; помазавие, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно ( Uoah. II, 20, 27 . ). Подобно этому ап. Павел в посл. к Коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас ест Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ ( 1Кор. 21, 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

к сожалению, подобен тому, кто уже никого не слушает. 67. «…Ибо Он знает тайны сердца.» (Пс. 43:22). Узкий и широкий путь У лестницы, ведущей вверх, есть множество ступеней, На узком пути, ведущем внутрь, есть множество дверей, У пропасти нет ступеней, На широком пути нет ворот. 68. «…Ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1Петр. 4:1-2). Жить не по плоти Тот, кто вышел из темницы, удивляется обилию света, Тот, кто выбрался из непроходимого ущелья, облегченно вздыхает, Тот, кто переплыл опасную реку, любуется землей, Тот, кто убежал от разбойников, радуется жизни. 69. «…Дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф. 5:16). Дни лукавы Успей обернуться – ты такого не знал, – и узнаешь, Успей прикоснуться – ты такого не чувствовал, – и почувствуешь, Успей прислушаться – ты такого не слышал, и услышишь. Успей приглядеться – ты такого не видел, и увидишь. Неизвестно только, успеешь ли? 70. «Он вывел меня на пространное место…» (Пс. 18:20). Апория Не падаешь, а ухватиться не за что, Летишь, а ничего не движется, Стоишь неподвижно, а от скорости захватывает дух, Не живешь, а умереть невозможно. 71. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог» (Пс. 45:11). Тормозной путь Кораблю, чтобы остановиться, нужно несколько миль, Поезду – несколько километров, Автомашине – несколько десятков метров, Человеку, чтобы остановиться, нужна целая жизнь. 72. «…Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» (Рим. 7:6). Пользоваться и дрежаться По лестнице – отражению в воде подняться нельзя, но упасть в воду можно, Слова в книге прочитать можно, но сразу все понять – нельзя. За сами слова держаться нельзя, а за их смысл – можно, Пользоваться представлениями можно, но держаться за них нельзя. 73. «…В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.» (Пс. 47:11). Работа Вызывает улыбку слово «работает», когда: Сторож сторожит, Музыкант играет,

http://isihazm.ru/?id=116

Следует отметить, что существование нравственного закона у святителя иногда преобретает ярко выраженную космологическую окраску. Так, святой владыка напоминает, что сербский народ назвал Млечный Путь – Кумовой соломой. Святитель объясняет это так. В одном селе кум у кума украл солому. И хотя вора никто не схватил, по пути солома из охапки просыпалась и оставляла след. Это событие простой народ воздвиг на космическую высоту, сравнив огромное количество звезд с рассыпанной соломой. Но святитель в этой «народной догматике» 66 видит то, как простой народ понимает нравственный закон. Этот закон существует независимо от людей, и именно благодаря ему все тайное когда-нибудь станет явным, как грех кума 67 . Заметим, что учение о логосе, вложенном в естество твари, находится и в трудах других святых отцов. Так, преподобный Антоний Великий учит: «Как на листе в природе созданий читаю всегда Господне слово» 68 . «Бог от вечности видит и находит сообразыми с Своею премудростью и благостью Свои творения» 69 , – пишет святитель Филарет (Дроздов) . Это же учение можно встретить и в трудах святителей Григория Нисского 70 и Василия Великого . Последний, в частности, объясняя слова из 18 Псалма: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18,2–5 ), говорит, что «небеса» и вся тварь «проповедуют славу Божию» тем, что следуют законам, установленным Творцом 71 . Интересно, что тема Логоса и логосов звучит и в трудах сербских богословов, которых можно назвать продолжателями духовного делания святителя Николая Сербского . Так, преподобный Иустин (Попович) учит: «Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим» 72 . В силу этого «каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, кыждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

67 . Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли, шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем, ибо искупил Господь Иакова и прославится во Израиле ( Ис.44:22 ). 68 . Сице глаголет Господь, искупивший тебя и создавый тя от чрева: Я Господь, Который сотворил все, распростер небо Един и утвердил землю ( Ис.44:24 ). 69 . Говорит Господь Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы. И так было, после Навуходоносора стал царем Набонид, и его сын Валтасар правил в столице. В 538 г. Кир захватил Вавилон и основал Мидо-Персидскую монархию ( Ис.45:1 ). 70 . Пророк возвещает, что Бог мир приуготавливает к пришествию Спасителя, дабы познали Бога истинного и правду ( Ис.45:4 ). 71 . Могила Кира находится в Иране у Персополиса и всем напоминает о судьбах Божиих. Как сказал Господь, так и было: Сядь на прах, дочь Вавилона, престола нет у тебя, уйди в темноту, дочь Халдеев, не будешь ты госпожою царств, ибо ты не оказала милосердия, и никто не спасает тебя ( Ис.47:115 ). 72 . Господь говорит народу, что жилы в шее у него железные и лоб медный, и поступает вероломно, как отступник, и только ради имени Своего Господь терпел, и ради славы Христа Спасителя источается вода из камня ( Ис.48:421 ). 73 . Как вторая песнь раба Господня, Отрока Иисуса, звучит глава 49 (первая песнь – глава 42) – Иисус Христос взывает: Слушайте Меня, острова, и внемлите, народы, от чрева Матере Моея – Девы Богородицы – наречено имя Мое – Иисус Спаситель ( Ис.49:1 ). 74 . И положу уста Моя яко меч остр, и рече Ми: раб Мой еси Ты, и в Тебе прославлюся, и Бог Мой будет Мне крепость ( Ис.49:25 ). 75 . Се, дах Тя в завет рода христианского, во свет языков, еже быти Тебе, Иисусе, во спасение даже до последних земли, и поклонятся Сыну Человеческому, Спасителю мира ( Ис.49:67 ). 76 . Говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения проповеди Евангелия – помог Тебе, и дах Тя в завет вечный языков ( Ис.49:8 ). 77 . Глаголюща сущим во узах: изыдите, и сущим во тьме: открыйтеся. На всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их ( Ис.49:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

68 . И о слове Бога Истинного возревновала Иудифь, сияющая красотою своей, и пришла к Олоферну и речами, и видом своим смутила его, и он возлюбил ее, и она пребывала в шатре его ( Иудиф.8:18 ; гл.10:11). 69 . И на пиру упился Олоферн, а Иудифь осталась одна с воеводою и сняла она с него меч его, и мечом его сняла с него голову, и унесла ее в град свой, и повесили голову полководца на зубцах стены ( Иудиф.12:1620 ; гл. 13; 14:1). 70 . Когда узнали воины, что нет головы на вожде их Олоферне, то смутились, и страх и трепет напал на них, и они бросились бежать, а сыны Израиля погнались за ними, и гнали их за Дамаск и пределы его, и поразили их, и захватили все шатры их и обозы, и богатство ( Иудиф.15:17 ). 71 . А Иудифь в масличном венце и с нею лик жен и девиц шли в Иерусалим, воздавая славу Богу и пели: Велик Ты, Господи, и славен, да работает Тебе всякое создание Твое ( Иудиф.15:1214; 16:1314 ). 72 . И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, много дней по смерти ее, и многие уверовали в Истинного Бога ( Иудиф.16:25 ). 73 . Стали искать для царя Артаксеркса жену в великом царстве его, и обрели Есфирь, и царь возложил царский венец на голову ее ( Есф.2:19, 17 ). 74 . В эти дни Аман убедил царя, и дан был указ по империи: в тринадцатый день двенадцатого месяца февраля истребить всех евреев в 127 областях от Индии до Ефиопии ( Есф.3:6, 12 ). 75 . И все иудеи в Сузах постились три дня: не ели, не пили, и Господь напомнил царю заслугу Мардохея, дяди Есфири, когда он спас жизнь царскую от смерти, и он возвеличил Мардохея, а Аман, хотевший умертвить Мардохея и всех иудеев, был по приказу царя повешен ( Есф.4:16; 6:12; 7:10 ). 76 . У иудеев была радость и торжество, ибо царь, по желанию царицы и Мардохея, наказал всех врагов их и умертвили 75 тыс. неприятелей их в империи, и многие из народов земли приняли веру и закон Моисеев ( Есф.9:16 ). 77 . И празднуется Адар Пурим, ибо жребий был на истребление народа Божия, и Господь оправдал наследие Свое, и в четырнадцатый и пятнадцатый день до сего дня у иудеев ( Есф.9:2126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

И, обращаясь к Иисусу, сказал ему: смотри: я снимаю с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды светлые (ст. 4). Начинаясь обращением, прежде всего, лично к первосвященнику, речь Ангела Иеговы показывает, что и сам Иисус, наравне с прочим народом, был виновен в некоторых общенародных грехах 68 ; но на этот раз Господь прощает ему вину его, – и, когда эта незаслуженная милость Божия к первосвященнику возбудила в самом пророке – созерцателе видения – смелость ходатайствовать о полном прощении и восстановлении Иисуса в его первосвященническом достоинстве, через возложение чистого кидара на голову его (сравн. Лев. 16:4 ), ходатайство его было уважено, – первосвященника одели во все чистое 69 . И сказал я, говорит пророк 70 , пусть бы возложили и чистый кидар на главу его; и возложили чистый кидар на главу его; и одели его в одежды (ст. 5). «Священнику, говорит св. Ефрем Сирин , служившему перед наступлением плена, сказано было: сниму с тебя украшение и кидар ( Иез. 21:26 ), который на главе твоей; теперь же Ангел повелевает, говоря: на главу, возвращающегося из плена, священника возложите кидар чист» 71 . После этого, Ангел Иеговы встает со своего судейского седалища, или, вернее, представляется зрителю в стоячем положении, – но не в знак того, что видение окончилось, а в доказательство особенной важности последующей речи. И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. (ст. 6, 7). Следовательно, оправдание первосвященника, а в лице его и всего народа израильского, было не безусловное; оно имело основание в тайне будущего, которой прообразом должно было послужить ветхозаветное священство. И, так как эта тайна имела быть велией благочестия тайной ( 1Тим. 3:16 ), к которой желали бы приникнуть сами Ангелы Божии ( 1Пет. 1:12 ), хотя в качестве водителей нового истинного священства 72 ; то понятно, что только лица, отличавшиеся высоким нравственным совершенством и полной преданностью себя в волю Божию, могли послужить этой величайшей тайне 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Не от своего ума я сказал, что сыновья Иуды были названы «огнистыми камнями», но пророк Иеремия [так] сказал о них, ибо, когда оплакивал он их своими песнями, то говорил: Сыны Сиона превосходнее драгоценных камней 64 . И еще сказал: Они как камни святилища раскиданы по всем перекресткам 65 . И еще [Бог] сказал через пророка: Камни святые раскиданы по Его земле 66 . А в камнях этих горел огонь, как сказал пророк Иеремия: Слово Господне было в сердце моем, как горящий огонь, пламенеющий в костях моих 67 . И еще сказал Иеремия: Вот, Я сделаю слово Мое в устах твоих огнем, а этот народ-дровами 68 . И еще сказал: Слова Мои выходят, как огонь, и как молот, разбивающий скалу 69 . И поэтому Хирам, начальствующий в Тире, ходил между пророками, что названы были «огнистыми 70 камнями». 9. И еще сказано [Хираму]: Ты был с херувимом, помазанным и осеняющим 71 . Херувимом же назван царь [иудейский], который был помазан святым елеем, и осенял весь народ свой, как сказал Иеремия: Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, тот о котором мы говорили: «под сенью его будем жить среди народов» 72 . Ибо [народ] обитал под сенью царя, (201) и он стоял во главе их. Когда же упал венец с головы их, то остались они без сени. А если скажет кто-нибудь, что это говорится о Христе, то пусть примет написанное мной без возражения, убедившись, что это сказано о царе, ибо Иеремия сказал от лица народа: Горе нам, ибо упал венец с головы нашей 73 . Христос же не упал 74 , но, напротив, восстал на третий день. Упал царь дома Иуды, и не будет вновь восстановлено их царство. А о сказанном: Изгнал его херувим осеняющий 75 , – [необходимо разъяснить], что херувим, который изгнал его, есть Навуходоносор, как написано: Он предпринял действия против Тира, а ни ему, ни его войску нет от Тира вознаграждения. И за действия против Тира дана была ему земля Египетская 76 . Почему не было дано Навуходоносору платы от Тира, если не потому что богатства его ушло в море 77 , и Навуходоносор не смог взять его. И [именно] в тот час изгнал его херувим осеняющий, который есть Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010