Каковы причины принятого Бенедиктом XVI решения оставить папский престол? Сам он объяснил необходимость уйти на покой так: «Неоднократно испытав свою совесть перед Богом, я пришел к уверенности, что моих сил — из-за преклонного возраста — больше недостаточно для надлежащего исполнения служения Святого Петра. Я прекрасно осознаю, что это служение, в силу его духовной сущности, должно исполняться не только делами и словами, но в не меньшей степени страданиями и молитвой. Тем не менее в сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять ладьей Святого Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа, а энергия эта в последние месяцы настолько угасла, что я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение». Думаю, что Бенедикт XVI совершил мужественный и мудрый поступок — не каждой значительной публичной личности дано вовремя уйти со сцены: для иных судорожное цепляние за любую возможность остаться превращается в итоге в фарс, чреватый полной потерей былого авторитета и доброй о себе памяти. Безусловно, Папа, которому в апреле этого года исполнится 86 лет, приняв решение о своей отставке, прежде всего проявил заботу о возглавляемой им Католической Церкви, почувствовав, что настал момент, когда следует передать бразды правления в более молодые и энергичные руки. Не менее важно и то, что Бенедикт XVI избавил свою паству от унылого зрелища угасания очередного понтифика, способного нанести ущерб имиджу Церкви. Многие еще помнят, сколь тягостными были последние годы жизни его предшественника — Иоанна Павла II, агонизировавшего на глазах у миллионов приверженцев католицизма, но почему-то так и не решившегося уйти на покой (хотя сам Папа Войтыла о такой возможности заговаривал не раз). Каким нам запомнится понтификат Бенедикта XVI? Мне кажется, что его деятельность сродни той поре «отлива», которая сопровождала большинство великих революций. Для Католической Церкви таким потрясением стал Второй Ватиканский собор и последовавшие за ним реформы. Многое из его предначертаний были необходимы для оздоровления церковной жизни, но не меньше было и решений, которые нанесли ей существенный урон. Новации, вводимые в Католической Церкви в принудительном порядке при склонном к популизму Иоанне Павле II, болезненно сказались на положении Католической Церкви, прежде всего — в странах Европы, где наиболее ощутим кризис католицизма. Бенедикт XVI, который имеет репутацию консерватора, никогда, однако, не был узколобым ретроградом. Его умеренный консерватизм пошел на пользу Католической Церкви, позволив во многом добиться удачного синтеза новаций и традиции, что сбалансировало характер современного католицизма.

http://pravmir.ru/ob-uxode-benedikta-xvi...

Троицы распят», трисвятое с «распныйся за ны» (до сих пор об этом нам напоминает на литургии Юстинианово «Единородный Сыне»...) и повторил в сущности Ефес в диалектически излишнем V Вселенском соборе 553 r., по Кирилловски добивая мертвых «несториан» – Феодора, Иву, Феодорита и поглощая монофизитского верблюда. Что иное затем ересь монофелитская – μ α θεανδρικ ν ργεια, как не повторение через 200 лет Кирилловой μ α φ σις Θ. Λ. σεσαρκωμ νη? И сколько нужно было иметь в недрах богословского сознания церкви истинного догматического здоровья, чтобы после двухсотлетних отрав монофизитством, снова, в 680 году дать торжество Халкидону, даже Антиохии, скажу еще более – самому Несторию! Ибо «две природные воли, и два природных действия, и Его человеческая воля не противоборствующая, но во всем последующая его Божественной воле» (орос VI Вселенского собора) это – ликвидация монополии Кирилловой μ α π στασις. В двуволии восстановлена двуипостасность, совершенная антиохийская полнота природ, до конца раздельных и соединенных только в ν πρ σωπον, с возможностью толковать его даже в Несториевом стиле «Объединенного Лица». Но спасен ли Халкидон даже этим изумительным по смелости перегибанием дуги VΙ Собором? Принципиально да. Но в жизни церкви и в практическом благочестии нет. На Востоке, по крайней мере, интерес к тайне человека угас. И снова приходится звать отнесенных волной Ефесского отлива: «Опять к Халкидону! К чистой антиномии! К сохранению во Христе смысла всего тварного, конечного, множественного, индивидуального, личнаго, человеческого!» Перелицовывая крылатое словечко русской публицистки, можно сказать: «Время антиохийствует!» Поймет ли это, подготовляемый без великой русской церкви новый восточный вселенский собор? Не собирается ли Кирилл снова поторопиться открыть его, не выждав четырех дней до подъезда Иоанна Антиохийского? Тогда вновь устремимся от соблазнительного Ефеса к спасительному Халкидону... 2 Речь произнесенная на годичном акте 15-XI-1931 г. Православного Богословского Института в Париже. 3 Максимум – это принятие Василием Великим тех, кто не называл даже Духа Святого Богом. Памятником этой чрезмерной тактической уступчивости является и не называние Духа Св. Богом в Никео-Цареградском символе веры , родившемся в компромиссной атмосфере II Вселенского собора, для нашего времени совершенно антиквированной. Давно наша свободная совесть протестует против этой обидной для нас осечки языка в ту самую минуту, когда мы должны дерзновенно исповедовать нашу веру во Св. Троицу, Единосущную и Нераздельную. Давно пора всем христианским церквам согласно вставить в 8-й член символа одно нужное слово «Бога»; «И в Духа Святого Господа Бога, Животворящего» и т. д. Я думаю, это не мое только скромное предложение ближайшему Вселенскому Собору. Читать далее Источник: На путях к вселенскому собору/А. В. Карташов. - Paris : YMCA Press, 1932. - 140 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Когда же наконец Яков открыл свое лицо - оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/20/...

В их дни основалась Покровская Нининская община в восьмидесяти трех верстах от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний (Николаевский) с 31 марта 1873 года, Исаакий (Положенский) с 30 мая 1881 года и Тихон (Донебин) с 8 марта 1886 года, сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) . Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 году Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богадельнею, больницею для духовенства епархии и школой иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881–1883 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население, как выражался Владыка, «от злоумышленников против Божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного». На долю же Владыки Тихона (Донебина) выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина (Благонравова) по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 года был назначен отдельный архипастырь Георгий (Орлов), и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 года. Первым архипастырем на эту Дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта 1899 года и ныне состоит Высокопреосвященный Евсевий (Никольский). Владивостокско-Камчатская епархия вначале заключала в себе Южно-Уссурийский край, Сахалин, Командорские острова и Камчатку с громаднейшими Анадырским, Гижигинским и Удским уездами, а потом, с 1907 года, добавлены все приходы Маньчжурии и Харбина, и, наконец, с 1908 года, по указу Святейшего Синода от 27 октября 1908 года за 12565, присоединена учрежденная в 1897 году Корейская миссия с ее девятью заграничными станами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Его сын Василий Васильевич Ададуров (1765-1845) в 1781 году поступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк, находясь в гребной флотилии в Финском заливе, участвовал в войне со шведами в 1788-1790 гг. В 1800 году генерал-майор В.В. Ададуров уволен в отставку Павлом I. В 1812 году вступил в Петербургское ополчение, с мая 1813 года командовал всем ополчением. За заслуги на полях сражений награжден золотой шпагой с алмазами, орденами Святой Анны 1-й степени, Святого Владимира 3-й степени. После выхода в отставку жил в Петербурге. В конце XIX века через село Дно прошла линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в начале XX века Дно стала узловой станцией. 14 сентября 1914 года последовало предписание епископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздов) всем священникам епархии, в приходах которых находились железнодорожные станции, посещать их во время остановки поездов с больными и ранеными воинами, обходить вагоны, исполнять желания тех воинов, которые по состоянию своего здоровья хотели бы исповедоваться и принять Святые Тайны. К этим воинам, и всем, находившимся в вагонах, священник обращался со словами утешения. Поскольку станция Дно была узловой, в этом благом деле принимали участие и священники ближайших погостов Скугры и Гористо. Приходские священники погостов и сёл, расположенных вдалеке от станции, присылали иконки, крестики, а также белье и другие предметы, собранные прихожанами, для раздачи раненым и больным воинам. Ныне существующая Михайловская церковь построена генерал-майором В.В. Ададуровым на собственные средства в память об однополчанах, погибших в боях с французами. Её начали строить в 1818 году, в 1825 году церковь была освящена. Престолов в церкви три. Главный престол - Архангела Михаила, престолы в приделах: Пророка Илии и Мучеников Флора и Лавра. Колокольня также каменная, построена в связи с храмом. На колокольне было девять колоколов. Вес первого колокола 47 п. 6 ф., второго - 16 п. 12 ф., третьего - 10 п., четвертого - 6 п. 7 ф., пятого - 3 п. 20 ф., шестого - 2 п., седьмого - 1 п. 30 ф., восьмого - 1 п. 10 ф., девятого - 30 ф. Надпись была только на первом колоколе, был указан год и месяц отлива.

http://sobory.ru/article/?object=11445

Говорилось, что ребенок воспринимает только внешность, которая потом, с развитием, в юности и не удовлетворяет его. Отвечал. После и по поводу лекции дама какая-то подходила с практическим вопросом, где могла бы она обучать сына Закону Б[ожию]. У меня в связи с этим явилась мысль об организации обучения Закону Божию при Институте (при храме) в качестве практических занятий студентов. В слушатели заявляют желание записаться многие; подают прошение. Во вторник снова было собрание по поводу Общеприх[одского] совещания, явились новые лица: о.о. Боярский, Ивановский, Лев, г. Шпергазе. Мы с Новицким и Введенским провели в правление о. Богоявленского и Бенешевича.       3   16 апреля 1920 г. – Речь протоиерея Н. К. Чукова при открытии Петроградского Богословского института       Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, достопочтенное собрание!   Мы испросили сейчас Божие благословение на начало деятельности нового Богословского института. Открытие этого духовно-учебного заведения поистине является для нашей местной Петроградской (по крайней мере) церкви – светлым праздником, потому что возрождается – возрождается в новом виде – духовная школа, потому что нива церковная вновь получает возможность иметь так нужных ей, должным образом подготовленных и соответствующих именно нынешнему времени работников.   После всего пережитого церковию за эти последние годы, появление нового высшего рассадника духовного просвещения естественно должно радовать всех верных чад церкви, как радует глаз, как поднимает дух – вливая надежду – даже и небольшой луч света, пробивающийся сквозь густо застлавшие солнце тучи… И не без воли Божией, не без провиденциального значения, думается, открывается наш институт – не в январе, как предполагали, не в феврале, как затем намечалось, а именно в дни Светлого праздника Пасхи, праздника духовного возрождения, праздника победы света и вечной жизни…   Если верно, что прогресс, или, во всяком случае, исторический ход жизни идет путем постоянной периодической смены прилива и отлива, подъема и упадка, то последний период духовной жизни человечества, несмотря на все великие открытия человеческого гения, был именно периодом упадка истинной духовной жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

P. Bouet, O. Desbordes. Caen, 2009. P. 98-99). Согласно этому произведению, архангел, ранее являвшийся на горе Гаргано, в правление франк. кор. Хильдеберта принял под защиту жителей стран Запада и освятил своим присутствием гору Тумба - скалистый остров в 6 милях от Авранша, на к-рый в часы отлива можно было пройти посуху. На уединенном острове издавна жили отшельники. Однажды ночью св. Аутберт, еп. Авранша, получил откровение, что ему следует построить церковь во имя М. Епископ усомнился в том, что повеление исходило от ангела, и лишь после 3-го явления отправился на остров. Там Аутберт обнаружил быка, которого ранее у него похитили; по указанию ангела он заложил храм на том месте, где стоял бык. Строители не могли сдвинуть с места 2 огромных валуна. М. явился некоему Байнону, жившему с 12 сыновьями в сел. Иций (ныне Монтитье), который по его приказу с легкостью убрал валуны. Пока строилась небольшая церковь «округлой формы, наподобие пещеры», епископ послал монахов в святилище Гаргано, где они получили фрагмент покрова с алтаря М. и обломок скалы, на которой отпечатались следы ног архангела. В день, когда монахи вернулись с реликвиями и когда был освящен храм (16 окт.), получили исцеление 12 слепых и некая женщина из сел. Астериак. Еп. Аутберт назначил клириков для служения в церкви и наделил их земельными владениями. Впосл. по молитве епископа из скалы на острове забил ключ с целительной водой, к-рая помогала страдающим лихорадкой. В некоторых рукописях добавлено, что впосл. на острове также происходили чудеса и что преемники Аутберта расширили храм и освятили еще 11 алтарей. Это сказание послужило источником для Жития св. Аутберта (BHL, N 858) и стихотворного «Романа о Горе св. Михаила», автором к-рого был мон. Гийом де Сен-Пер ( Guillaume de Saint-Pair. Le Roman du Mont Saint-Michel (XIIe siècle)/Éd. C. Bougy. Caen, 2009). Исследователи указывали на сюжетные параллели между нормандским сказанием и «Книгой о явлении св. Михаила на горе Гаргано». В обоих произведениях М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - июнь 2009 г.   У меня уныние, бессилие, равнодушие ко всему и ко всем. В голове почему-то крутятся стихи Николая Рубцова: «Лодка на моей мели скоро догниет совсем». А раньше, когда я начинала ходить в Церковь, было не так. Каждое посещение храма было для меня событие и праздник. В. Глебов, г. Вологда Опыт показывает, что очень часто наша духовная и нравственная жизнь подобна лодке, севшей на мель на берегу озера или, лучше сказать, моря во время отлива. Сама лодка не может вновь соединиться с морем, она прибита к земле. Скованная своей тяжестью, она осуждена все более увязать в песке. Пока не придет морской прилив и не снимет ее с мели. Тогда она будет поднята волной, которая понесет ее, и она будет плыть, обретая свободу и бескрайние горизонты. Точно также бывает с нами. Предоставленный самому себе, человек не может изменить в своей жизни ничего (или может изменить ничтожно мало). Он пленник своих привычек и своей тяжести. Но как только достигнет его волна Божественной любви, он входит в поток истинной жизни. И его жизнь преображается. Наученная милосердию у Бога, она устремляется в порыве милосердия к Богу и к другим людям. Через многие скорби и испытания надо пройти нам, чтобы научиться вымаливать этот дар!   Вы часто повторяете: «Сколько ложных учений о Боге, столько ложных учений о любви». Понятно, что Вы имеете в виду. Во всех религиях, кроме христианства, ложное учение о Боге. Но в христианстве разве не было ложных учений? И разве нет их сейчас? Л. Денисов, г. Арзамас Разумеется, были и есть, и будут. Возьмите, например, главную тайну нашей веры - тайну Боговоплощения. В течение веков разбором христологических ересей занимались по преимуществу знатоки богословия. Но вот эти ереси сегодня вновь оживают. Как реагирует на них наша вера, если она не мертва? Хуже всего, говорят святые отцы, привычка к святыне. Сколь многие христиане привыкли жить в спокойном и несколько бессознательном обладании истинами нашей веры. Вместе со всеми они поют в Символе веры, что Иисус Христос «истинный Бог и истинный человек». Но теплохладность в исповедании истины вызывает, как сказано, у Бога отвращение. В век глобализма все больше появляется и среди православных тех, кто делает из нашей веры мораль, удобную для людей, «живущих без огня и умирающих без желания». Все значительней присутствие их в нашей Церкви, и все ощутимей их усилия превратить православную веру в разумную интеллектуальную систему, успокоительно действующую на людей, любящих порядок и логику. Так возрождаются старые христологические ереси, согласно вкусу дня. Одни, под влиянием индуизма, видят во Христе лишь Божественное существо, явившееся под видом человека. Другие, вдохновляемые западным рационализмом, видят в Нем лишь высокоодаренного духовно человека, которого обожествили первые христианские общины.

http://moral.ru/dom_0609.html

Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим послушником   Епископ Игнатий. 25-го декабря 1865-го года Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! При сем присылаю пресс-папье, сделанный из камня, найденного близ монастыря. Вы, как знаток, определите значение этого камня, необыкновенно плотного, но вместе мягкого и весьма удобного к отделке. Мы хотели сделать из него четыре столба под главный купол, но денег не хватило; много повалили его в бут. Также близ самого монастыря нашли гряду гранита, вроде сердобльского, голубого отлива, особенно приятного для глаз: из этого сделали цоколь под всею церковью в 13 вершков вышины. Надо Вам посмотреть эту церковь! Вы из первых ктиторов ее. К сему избраны Вы Божиею Материю, во имя Которой строится храм, и который Сама, не мы, Сдательница этого единственного здания в здешнем краю. Извините за плохое письмо: вечером плохо вижу. Поручая себя Вашим Святительским Молитвам, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим послушником   Епископ Игнатий. 14 февраля [ 1866 года] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! При почтеннейшем письме Вашем от 18-го сего февраля получена мною копия с представления Вашего в Святейший Синод. Не нахожу слов для достаточного выражения моей благодарности Вашему Высокопреосвященству за беспримерную отеческую любовь, которую Вы оказываете мне. Един Бог может вознаградить за такую любовь, да вознаградит Он Вас обильным излиянием щедрот Своих на особу Вашу. Совершенно согласен с Вашим Высокопреосвященством, что найденный камень всего ближе подходит к яшме. В натуральном виде он имеет синий цвет. Когда его отполировали в первый раз — он сохранил этот цвет, но при дальнейшей полировке синий цвет исчез — и явился зеленоватый. Огромные камни этой породы лежали близ того места, где строится церковь; заставила повалить их в бут, который обошелся бы вчетверо дороже, если б возить для него камень из отдаленных мест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Правительству стоило большого труда заселить быстро растущую территорию, тем более что заселение новых мест, по словам проф. Багалея, никогда не производилось за счет излишка центрального населения, потому что такого излишка населения нигде не было. Наоборот, можно сказать, всякий более или менее значительный отлив жителей известного края отражался вредным образом на его населении и экономических средствах 779 . Естественно, что после вольного и невольного отлива из центра на окраины везде обнаруживалась сравнительная пустота. В 1684 году по просьбе священников села Ичалова, Арзамасского уезда произведена перепись. В приходе налицо оказалось 154 двора, а убыло, сравнительно с никоновской переписью, 161 двор. При переписи сказывали, что одни умерли в моровое поветрие, другие переведены помещиками в понизовые города 780 . И Москва после опустошительной смерти не могла оставаться без людей: туда еще до мора 1654 года переводились целые села. Так случилось в 1650 году с подмосковным селом Останкиным, переведенным по царскому указу в черные московские сотни. Церковь осталась без прихожан, и духовенство освобождено от взносов 781 . После войны, опустошений, мора, выселений, пожаров и т. п. церкви и монастыри часто стояли пустыми, или очень медленно возобновлялись. Псковский Николаевский Каменоградский монастырь со времени литовского разорения стоял пуст до 1692 года, пока не нашелся благодетель, торговый человек Василий Колягин и не возобновил его 782 . Мариеченский монастырь Новгородской епархии после разорения не восстанавливался и в 1675 году приписан к Торопецкой Богородично-Борисоглебской церкви; Троице-Сергиевская церковь в Пушкарях, начавшаяся строиться еще при Никоне в 1653 году, за скудостью прихожан, не могла выстроиться до 1682 года; благословенная грамота во время морового поветрия затерялась 783 . Около г. Архангельска, вместо сгоревших в 175 году двух церквей – Воскресения Христова и Параскевы, промышленные немцы угораздились построить амбары – именно там, где стояли алтари.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010