Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. Возле кормы на лодке устроен небольшой навес от дождя, «заборница», вроде кузова на нашей дорожной таратайке. Туда можно забраться, лечь на сено и дремать. Я устраиваюсь там, дремлю. Иногда вижу бородатого мужика и блестки от серебряных зверей, а иногда ничего, — какие-то красные огоньки и искры во тьме под навесом. Сказки и белые ночи и вся эта бродячая жизнь запутали даже и холодный, рассудочный, северный день. Я проснулся. Солнце еще над морем, еще не село. И все будто грезится сказка. Высокий берег с больными северными соснами. На песок к берегу с угора сбежала заморская деревушка. Повыше — деревянная церковь, и перед избами много высоких восьмиконечных крестов. На одном кресте я замечаю большую белую птицу. Повыше этого дома, на самой вершине угора, девушки водят хоровод, поют песни, сверкают золотистыми одеждами. Как в сказках, которые я записываю здесь, со слов народа. — Праздник, — говорит Иванушка, — девки на угор вышли, песни поют. — Праздник, праздник! — радуются женки, что ветер донес их вовремя домой. Наверху мелькают девушки своими белыми плечами, золотыми шубейками и высокими повязками. А внизу из моря на желтый берег выползли черные бородатые люди, неподвижные, совсем как эти беломорские тюлени, когда они выходят из воды погреться на берег. Я догадываюсь, — они сшивают сети для ловли дельфинов. Мы приехали не вовремя, в сухую воду. Между нами и песчаным берегом широкая черная, покрытая камнями, лужами и водорослями темная полоса; тут лежат, наклонившись набок, лодки, обнажились рыбные ловушки. Это место отлива, «куйпога». Мы идем по этой куйпоге, утопая по колено в воде и грязи. Множество мальчишек, приподняв рубашонки, что-то нащупывают в воде ногами. Топчутся. Поют песню. — Что вы тут делаете, мальчики? — Топчем камбалку. Достают при мне из воды несколько рыб, почти круглых, с глазами на боку. Поют: Муля, муля, приходи, цело стадо приводи, Либо двух, либо трех, либо целых четырех… “Муля” — какая-то другая, совсем маленькая рыбка, а эту песенку дети выслушали тут на отливе. И сами эти ребятишки, быть может, скатились сюда на отлив с угора, а быть может, море их тут забыло вместе с рыбами.

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

Обратимся теперь к внутренней стороне жизни Русской Церкви в те дни. После Поместного Собора в церковной жизни стал замечаться некоторый сдвиг. На местах, в отдельных епархиях, например в Петрограде, при покровительстве митрополита Вениамина (Казанского), стали применять русский язык для чтения шестопсалмия, часов, отдельных псалмов и пения акафистов, составленных даже с применением рифмы и несколько русифицированного текста, например, акафист Св. Кресту. Стали широко применять народное церковное пение. Но особенно отрадно было наблюдать, как росло евхаристическое движение, – люди стали приобщаться св. Таин Христовых не по обычаю раз в год, как это требовалось до революции, а чаще, в силу потребности души и религиозного чувства. В церковных людях стали пробуждаться глубоко христианские нравственные начала. Интеллигенция, ранее далеко стоящая от Церкви, приблизилась к ней и сознательно приобщилась к духовной и церковной жизни. Может быть, на это оказали влияние чисто внешние мотивы: военная разруха, гражданская война, экономические трудности, общественная перестройка и т. д., во всяком случае подъём сознательных религиозных чувств являлся характерной чертой того периода. Разумеется, из лона Церкви вышел некоторый контингент людей, до революции входивших в состав её членов ех officio 441 . Но в этом взаимном балансе прилива и отлива лишь выкристаллизовывалась крепость тела Церкви и чистота церковного самосознания верующих. Но «сдвиги», о которых мы упоминали выше (применение в богослужениях русского языка, русифицированных текстов, народного пения и т. д.) были терпимы, пока они не грозили перерасти в антиправославные формы. Некоторые батюшки вносили в богослужение собственные импровизированные стихотворения, извращавшие богослужебный строй, и тогда все эти «вольности» Патриарх Тихон запретил. Вероятно, из этих же соображений Патриарх отрицательно отнесся к предоставлению автокефалии некоторым Церквам, усматривая в желании самостоятельности освободиться от общецерковного строя жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Но в один год царствования Никифора, царя Греческого, не было обыкновенного морского отлива и так продолжалось более 50 лет. В IX в. пришли в Херсонес Кирилл и Мефодий, шедшие на проповедь к хозарам. Они побуждали епископа Георгия разыскать честные мощи священномученика Климента. Еп. Георгий отправился в Константинополь и рассказал обо всем царю Михаилу III и патриарху Игнатию. Отсюда был отправлен клир для отыскания мощей св. Климента. По прибытии в Херсонес посланное из Константинополя духовенство с Кириллом и Мефодием отправилось на морской берег с духовными песнопениями, но вода не расступалась. По захождении солнца все сели на корабль; около полуночи показался свет из глубины моря и сначала явилась глава, а потом и все мощи св. священномученика, которые и были честно отнесены в город и положены в св. апостольской церкви. Когда начали совершать литургию, Господь еще раз чудодейственно прославил своего угодника. Многие, одержимые различными болезнями, получали исцеление от мощей священномученика. О св. священномученике Клименте упоминает в Послании к Филиппийцам апостол Павел, когда говорит: Ей прошу… помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни ( Флп.4:3 ). После св. Климента, папы Римского, осталось Послание его к Коринфянам, в подлинности которого никто не сомневается. Имеющийся же отрывок из другого Послания его к Коринфянам некоторые подвергают сомнению. Послание св. Климента было вызвано несогласиями, которые возникли в Церкви Коринфской между ее клиром и народом. Оно исполнено евангельского духа и все проникнуто высоким чувством христианской любви и кротости. Св. Климент представляет коринфянам преимущества мира и бедствия, происходящие от раздора, и убеждает их повиноваться пастырям Церкви. Послание св. Климента к Коринфянам пользовалось в древней Церкви глубоким уважением. Память св. священномученика Климента Св. Церковь празднует трижды в году: 22 апреля, 10 сентября и 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историк В.Г. Добронравов пишет о нём: " Внутри храма своды его... поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется раздельным на несколько частей. Алтарь разделён на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконника в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стены идут каменные лавки для сослужащих архирею. В западной части устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части " . Что касается хода на хоры, то он действительно, по всей видимости, изначально находился снаружи. " Заложенная (при реставрации 90-х годов) белым камнем на цементе дверная ниша с арочным верхом на уровне отлива в западной трети северной стены - след этого входа " , - пишет Н. Воронин. Пол Спасского собора нынче мраморный, а в княжескую эпоху он был выложен керамическими плитками - частью красными неполивными, частью разноцветными поливными (жёлтыми, коричневыми, зелёными). Остатки их найдены во время раскопок 1939 года. Изначальная высота собора составляла 22 метра. Стены собора, выполненные в технике полубутовой кладки, имеют толщину около 1 метра. Фундамент - ленточный, сложен из крупного булыжника, заглублён на 1,2 метра. Собор в древности был украшен фресками. Старожилы помнят, что прежде кровля и глава собора были иными - чёрно-металлическими. Перед Олимпиадой 1980 года это покрытие, совсем прохудившееся, заменили медным. Медь тоже вскоре почернела, и тогда решили покрасить главу и кровлю в зелёный цвет. Решение это - и его воплощение в жизнь - вызвало многочисленные споры. Так московский художник Евгений Путятин в интервью газете " Переславские вести " прямо высказался: " Имитировать современной эмалью старину не совсем правильно. Ведь раньше, пусть даже 100 лет назад, таких красок не было. На мой взгляд, если уж придерживаться традиций, то нужно и работать в тех же материалах или близких к ним, чтобы добиться более полного исторического соответствия... Храм нами воспринимается, как воин в серебряном шлеме, а тут - зелёная " шапка " . Хотя бы подобрали другой оттенок... " . Недовольны были результатами " главной " реставрации и многие жители Переславля. Впрочем, сейчас уже, кажется, привыкли. Примелькался собор в озеленённом своём виде - и въяве, и в многочисленных теле-фото сюжетах. Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов, коим ведает Переславль-Залесский музей-заповедник.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Кирилл одолевал. Ведь не один Несторий видел в Халкидоне свой реванш. Все монофизиты со своей точки зрения и в противоположном смысле твердили то же. Считали Халкидон хитроумной ловушкой. Несторий будто бы был анафематствован для отвода глаз, чтобы провести самое несторианство. И это была правда в смысле восстановления равновесия, нарушенного Ефесом. Но вся Юстинианова эпоха (VI в.) снова ушла к Ефесу, услаждалась монофизитствующими формулами — «Един от Св. Троицы распят,» трисвятое с «распныйся за ны» (до сих пор об этом нам напоминает за литургией Юстинианово «Единородный Сыне.»..) — и повторила, в сущности, Ефес в диалектически излишнем V Вселенском соборе 553 г., по-Кирилловски добивая мертвых «несториан» — Феодора, Иву, Феодорита — и поглощая монофизитского верблюда. Что иное затем ересь монофелитская — μα θεανδρικ ενεργεα, как не повторение через 200 лет Кирилловой μα φσις του θεο Λγου σεσαρκωμνη? И сколько нужно было иметь в недрах богословского сознания истинного догматического здоровья, чтобы после двухсотлетних отрав монофизитством снова в 680 г. доставить торжество Халкидону, даже Антиохии, скажем еще более — самому Несторию! Ибо «две природные воли и два природных действия, и Его человеческая воля не противоборствующая, но во всем последующая Его Божественной воле» (орос VI Вселенского собора) — это ликвидация монополии Кирилловой μα πστασις. Β двоеволии восстановлена двуипостасность, совершенная антиохийская полнота природ, до конца раздельных и соединенных только в Единое Лицо с возможностью толковать его даже в Несториевом стиле «Объединенного Лица.» Но спасен ли Халкидон даже этим изумительным по смелости перегибанием дуги VI собором? Принципиально да. Но в жизни церкви и в практическом благочестии нет. На Востоке, по крайней мере, интерес к тайне человека угас и снова приходится звать отнесенных волной Ефесского отлива: «Опять к Халкидону! к чистой антиномии! к сохранению во Христе смысла всего тварного, конечного, множественного, индивидуального, человеческого!» Религиозные проблемы нашей эпохи, можно сказать, все громче и яснее «антиохийствуют.»  Против аполлинаризма (монофизитства), подозреваемого в Кирилле, в его учении (принятом и IV Вселенским собором) об «ипостасном» соединении двух природ.

http://sedmitza.ru/lib/text/435155/

Вообще, православная Антиохийская церковь в последнее время сделалась ареною усиленной миссионерской деятельности латинян и протестантов, которые соперничают друг с другом в завоеваниях среди туземного православного населения и вторгаются в самые отдаленные села и деревни для соблазна православных и умножения своих прозелитов. Стоит лишь протестантам открыть где-нибудь свою школу, как через один или два месяца там же появляется и латинская школа, и – наоборот. Рассказывают, что бывший ректор американского университета в Бейруте, доктор Блисс, однажды отправился в небольшое ливанское село открывать американскую миссионерскую школу. На пути он встретился с одним из своих знакомых и на вопрос последнего, куда уважаемый доктор едет, ответил, что отправляется в село открывать две школы. Когда же собеседник выразил недоумение, зачем открывать две школы в небольшом селе, для которого вполне достаточно и одной школы, доктор Блисс сказал, что в Сирии давно уже установился такой порядок: лишь только он откроет в каком-либо месте Сирии школу, как немедленно являются латиняне и открывают в той же местности свою школу. Этот характерный рассказ показывает, что латиняне и протестанты давно уже поделили между собою древнюю православную Сирийскую церковь и признают ее своим достоянием. Наконец, в последнее время и в Сирию стали проникать, вместе с другими «благами» западно-европейской культуры, масонство и социализм, которые также отравляют народный организм, растлевают ум и сердце туземного православного населения и вносят индифферентизм в религиозные воззрения народа и отрицание и разрушение в области моральных и церковных его начал. Таким образом, православие в Сирии, действительно, нуждается в настоящее время в посторонней поддержке и помощи для противодействия завоевательному натиску инославия и противоцерковных учений. XIX. Количество православного населения в Антиохийском патриархате Численность православного населения в пределах Антиохийской церкви нелегко поддается учету, вследствие отсутствия достоверных статистических данных относительно всего вообще населения в турецкой империи и вследствие усиленного в последнее время отлива эмигрантов из Сирии в Америку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Может быть и сил мало, но усилия должны быть проявлены все. У святых отцов ярко , что помогает Бог там, где человек усиленно действует и крепко верит — сочетание, не встречающееся почти никогда. Все в духовной жизни совершается для нас необъяснимо внутренно; но борьба должна быть с ясным сознанием, что надо идти в смиренном желании идти путями Божиими, чутко их стараться усмотреть и действовать, как угодно Господу. Царский путь это — умеренный подвиг, умеренная жизнь и чистая совесть. Спасаться надо, пробираться сквозь тернии; надо пройти сквозь иглиные уши. Входи тесными вратами, узким путем в Царствие Божие. Осознай, что именно это-то и есть счастье. Отходи , иди и неси Христа, иди, не взирая ни на что. Иди внутрь себя, рвись в себя. И, главное, смиряйся. Больше внутрь! Внимание себе всегда нужно. При великом внимании и смирении себя достигнешь многого. Приливы и отливы привычны для хода душевного настроения, и во время отлива нужно понуждать себя, а во время прилива — умерять. Умеряй себя, твое спасение — в неослабном внимании и суде над собою. Блюди равновесие души. Нужно себя воспитывать, держать себя в постоянном надзоре, чтобы не подловил кто. Воспитывай же себя, будь над собою педагогом. Нужно теперь особенно держать себя в руках и воспитывать во всю свою волю. Перегори, перебори, переболи. Переборешь, переболеешь и родишь дух спасения, который твое сердце созиждет чистым. Поступай по наставлению пр . Сисоя: пала — немедленно вставай, снова пала — опять немедленно вставай и бойся, чтобы смерть не застала тебя в падении и лежании. Значит, внимание себе и покаяние. В них держись. Надо жить внутренней жизнью. Знай себя и будет с тебя. С углублением души и отношений становится мелким то, что казалось крупным, и не занимает то, что раньше занимало. Я хочу победы тебе над твоими страданиями. Препятствия — указание не на то, чтобы отказываться, а чтобы побеждать. Надо преодолевать, а не подавлять. В ветрах и бурях закаляешься. Усилие нужно, родная! Все должно быть, с помощью Божией, препобеждено.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

27 июня/9 июля 1897. Пятница. В девять часов утра начался выпускной акт в Женской школе. Всех ныне учениц восемьдесят семь; выпускных было семь. Елисавета Котама прочитала список; выпускным даны дипломы и по целой охапке книг, то есть все главные религиозные сочинения Миссии. Первая из них прочитала благодарственное письмо; потом две партии остающихся пели выпускным свои приветствия, на которые сии отвечали благодарственным пением; все было в высшей степени мило и даже трогательно; но портил регент Кису, неистово размахивавший руками и свирепо тыкавший пальцем в воздух; может быть потому певшие почти не сразнили; но уж лучше бы сразнили, чем это обезображенье их милых и скромных групп. В заключение я сказал им простое и задушевное напутствие, дал Анне пять ен на ихний симбокквай и ушел, – было уже десять часов. С десяти часов здесь акт: в нижней классной зале собрались мужские школы. Начальник их (Коочёо) Иоанн Кавамото прочитал списки, причем объявлены кончившими курс и выходящими на службу Церкви: четыре из Семинарии, восемь из Катехизаторской школы, один из певческой; прочие все переведены в высшие отделения. Сущность моей речи: «Вас мало, – не смущайтесь, – скоро будет много. Народ – живой организм и дышит, как и отдельный человек, и чем моложе, тем чаще: я здесь менее сорока лет, но уже четыре раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление узнать иностранцев, затем рабское подражание всему иностранному, ныне: „Христианство не нужно, – у нас своя религия, и мы особый народ: христианство-де вредно для Японии”… Но правда ли? В этих стенах, в двадцать пять лет, слышалось ли хоть слово непочтительное к Императору, не полезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что Император – бог; учение это трудно обосновать, шатко оно. Иное дело, если сказать: „Бог велит: Царя чтите, за Царя молитеся, – несть власть, аще не от Бога“; этого никто не может поколебать, ибо это слово Всемогущего… Или: учащие, что японцы – не братья другим народам, а что-то особенное (Иноуе Мецугоро), – не опасное ли для японцев говорят?.. Все подобное ложь, а потому скоро рухнет, – и хлынет после отлива прилив; и вновь строющаяся наша Семинария, ныне столь обширная для вашего малого числа, когда войдете в нее после каникул, – не много лет пройдет, – окажется тесною для всех желающих поступить в нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Влияния на Библию. – Клерикальная организация по законодательству Пятокнижия соответствует той, какую евреи изучили в Египте. – Культ ангелов, в частности – херувимов, – влияние Месопотамии. Культ небесных существ вообще – влияние Персии. – Кодекс вавилонского царя начала второго тысячелетия Гаммураби (кодекс можно видеть в Лувре) содержит предписания, подобные Моисеевым. Более того, Моисеевы законы дают основания видеть в них прямое влияние заповедей «Книги мертвых» древнего Египта. Песнь Песней – свадебные песни, вполне соответствующия найденным на берегах Нила. Книга Притчей содержит тот же материал, что египетская «Аменетопэ». Псалом 104 почти моделирован по гимну в честь египетского бога солнца; разве только, может быть – библейский текст повлиял на Египет (примечание: в греческой и русской псалтири это псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой»). Греческая книга Премудрости употребляет словарь (номенклатуру) Александрийских философов и отражает их доктрины. Нужно учитывать, что иудейския и христианския книги создавались в условиях, когда окружающий мир был гораздо более внешне культурен, чем иудеи. Проблема чуда. – Было бы напрасным отрицать, что для современных умов, пропитанных рационализмом, хотя бы безсознательно, или просто трезвым реализмом, чудеса составляют затруднение. Как писал монсиньор Минье, полстолетия назад: «В настоящее время чудеса для многих людей служат скорее препятствием, чем путем к вере». Следует помнить о литературных жанрах в Библии. «Мидраш об Ионе не понимайте буквально, как поглощение пророка морским чудовищем; так равно и остановку солнца и луны Иисусом Навином». Можно разделить чудеса в исторических книгах на три категории: одни выглядят просто провиденциальными; другия – как соединение ряда явлений, хотя и естественных, но особенных, сцепление, цепь их, скопление их – для исполнения божественного плана; третьи – как чудеса в точном буквальном смысле слова. На первые два вида будем смотреть объективно, не преувеличивая их до сказочного характера, но и не преуменьшая. Так, напр., переход через Чермное море был, очевидно, связан с обычным явлением отлива в Еламитском заливе; манна с белыми трюфлями (ботанич.) находится в аравийской пустыне, – или же это сахарная гумми, вытекающая из некоторых сортов акации. Однако, нужно видеть здесь провиденциальный акт спасения от голода по воле Божией. Казни египетския, по документам, бывали результатом условий географических, климата и характера фауны; но их экстраординарность в данном случае говорит о воле Божией. Иное представляют чудеса евангельския. Однако, признаем, что вся Библия есть свидетельство дела Божия, исполнения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Проект создания храмового комплекса был принят на градостроительном совете Тольятти в дни августовского путча 1991 г. Все строительные работы по сооружению храма вела с мая 1992 года фирма АПСО «Гидромонтаж». Строительство Преображенского храмового комплекса в Тольятти началось в июне 1992 г. с возведения крестильного Иоанно-Предтеченского храма, рассчитанного на 800 человек, и примыкающего к нему административного корпуса. В административном корпусе разместились: воскресная школа, библиотека с читальным залом, трапезная, хоровая комната, просфорня. Кроме Закона Божьего, в воскресной школе изучают историю Русской Православной церкви и духовную музыку. По воскресным дням проводится лекторий для взрослых прихожан. Иоанно-Предтеченский храмВ самом храме сооружен баптистерий (купель для крещения взрослых), детей крестят в отдельном помещении. Первое крещение в купели для взрослых нового храма ознаменовалось необычным природным явлением. Несмотря на зимнее время года (февраль 1995 г.), после крещения засверкали молнии, грянул гром и пошел проливной дождь. А в небе появилась радуга. Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был написан иконописцем А. В. Вахромеевым. Колокола для Иоанно-Предтеченской церкви были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве. 20 ноября 1994 года епископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Иоанно-Предтеченского храма. С тех пор в нем регулярно проводятся богослужения. В проектировании Спасо-Преображенского собора участвовали проектное управление ОАО «АвтоВАЗ», архитектурный отдел Троице-Сергиевой лавры, строительные организации «Гидромонтаж» и «Монолит». В мае 1995 г. начали копать пятиметровой глубины котлован. Потом на дно было уложено около полутора тысяч кубометров бетона. 500 тонн металла ушло на устройство арматурного каркаса. Для отлива толстых подвальных стен использовали специально изготовленную опалубку, общий вес которой составляет 200 тонн. На одном из бетонных заводов сделали нестандартные плиты перекрытия. После того, как они были смонтированы, сверху соорудили ещё и монолитную плиту. Такой мощный цоколь гарантирует устойчивость собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010