Он просил в 1741-м году об отпуске в Москву, для завершения образования, но не был уволен 2050 . Рядом с притоком шла и убыль монашествующих – по тем же путям, по которым она шла в предшествовавший период. Один из главных путей отлива Александро-Невских иеромонахов – назначение на начальственные места – едва не был теперь закрыт; но, впроч ом, остался неприкосновеиным. В декабре 1725-го года, при докладе архимандрита Петра, рассуждая об определении на его прежнее место в Симонов Монастырь настоятеля, Государыня выразила желание, чтобы братство Александро-Невского Монастыря оставалось неприкосновенным и из него никто не был определяем на другие места. Архимандрит Петр напомнил Государыне, что по указам Петра Великого были замещаемы архиерейские и настоятельские в знатнейших Монастырях места именно из братии Александро-Невского Монастыря. И «Ее Императорское Величество, по довольном о том рассуждении, указала: в Троицком Алекеандро-Невском Монастыре крылошан токмо, в пении учрежденных, никуды в другие Монастыри не отпускат, но быть им в Алекеандро-Невском Монастыре, для церковного в пения украшения, неотлучно» 2051 . В 1725-м году бывший во флоте иеромонах Филарет («Рабашкеевич») посвящен во архимандрита в Псковский Святогорский Монастырь 2052 . 19-го июля 1726-го года назначен архимандритом Святогорского Монастыря иеромонах Вениамин (Сахновский). В 1730-м году он переведен в Псково-Печерский Монастырь, отсюда 25-го июля 1731-го года хиротонисан во епископа Коломенского, в 1739-м году переведен в Вятку, в 1742-м году в Воронеж, где и скончался 29-го марта 1743-го года, на 53-м году жизни 2053 . В 1727-м году, 19-го января, служивший во флоте иеромонах Спиридон, прибывший в Александро-Невский Монастырь из Троице-Сергиевского в 1718-м году, был посвяшен во архимандрита Московского Златоустовского Монастыря, в котором он и скончался 9-го февраля 1734-го года 2054 . 17-го марта 1727-го года назначен экономом в Иверский Монастырь иеромонах Карион Николаевский 2055 . В 1727-м году вкладчики Лнхвина Успенского Гремячего Монастыря просили о назначении в Монастырь игуменом иеромонаха Иосифа (Добринского), все время служившего во флоте, где он отбыл 7 кампаний, и Святейший Синод требовал из Александро-Невского Монастыря справку о неимении к тому препятствий 2056 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

князья) любили своих детей, не презирали их незрелый еще разум и запинающийся язык – и еще более их “любили и 1212 . В редакции Соболевского (вероятно, вторичной) в центре повествования находится чудо об утонувшем отроке. Однако в начале вкратце рассказано о жизни и деяниях римского епископа Климента, изгнанного при Траяне, но успевшего склонить к крещению римских сенаторов. В Херсоне местные христиане принимают его с радостью, Климент и здесь многих обращает, совершая при этом множество чудес. Слава о нем распространяется по всей епархии, так что ежедневно совершается порой более пятисот крещений, а в год строится семьдесят пять новых храмов. На триста верст вокруг не остается ни одного языческого капища, ни одного идола. Тогда император Траян посылает в Херсон дуку Авопсидиана, по приказу которого множество христиан замучено до смерти. Чтобы поколебать их стойкость, он велит Клименту принести жертву (статуе императора), а когда тот отказывается, приказывает бросить его в море. Клименту привязывают на шею железный якорь и погружают в пучину, чтобы его тело не досталось христианам и не стало предметом почитания. Но ученики Климента Корнилий и Фив молят Бога явить им тело святого, после чего море отступает во время отлива на три версты и становится видна мраморная церковь , в которой и погребают тело Климента вместе с якорем. С тех пор вода отступает каждый год в день памяти святого, чтобы люди могли пройти к святилищу, не замочив ног. Такова легенда о мученичестве св. Климента. В числе паломников однажды оказался некий богобоязненный муж со своею женою и единственным сыном. Помолившись у могилы святого, они возвращаются, а море вновь покрывает церковь , где по недосмотру осталось дитя. Поочередно описываются горе и отчаяние матери и отца (как и в Чуде св. Николая об утонувшем дитяти). По совету друзей и соседей, родители дожидаются следующего через год дня памяти Климента. Когда они вместе с народом, как обычно, являются в церковь , то находят своего сына целым и невредимым. На вопросы о том, как он пережил все это время, отрок только молча указывает на могилу святого. Ликуя и благодаря Божественное провидение, все возвращаются домой. Затем в качестве похвалы идет первая часть рассмотренного выше Слова на обновление Десятинной церкви. Еще в большей степени, чем это последнее, Чудо св. Климента свидетельствует не только о радости живой непосредственной веры, но и о сознании единства всей Церкви, от Запада до Востока, от Рима до Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князья ездили в Орду водою; так, известно, что сын Димитрия Донского Василий отправился к Тохтамышу в судах из Владимира Клязьмою в Оку, а из Оки вниз по Волге; Юрий Данилович московский поехал в последний раз в Орду из Заволочья по Каме и Волге. Из Москвы в города приокские и приволжские отправлялись водою; так, отправился из Москвы в Муром на судах нареченный митрополит Иона для переговоров с князьями Ряполовскими насчет детей великого князя Василия Темного. Епифаний в житии св. Стефана Пермского говорит: «Всякому, хотящему шествовати в Пермскую землю, удобствен путь есть от града Уствыма рекою Вычегдою вверх, дóндеже внидет в самую Пермь». При удобстве путей сообщения водою летом и санным путем зимою перечисленные прежде благоприятные обстоятельства для торговли имели силу и теперь. Касательно же препятствий для торговли мы прежде всего должны упомянуть, разумеется, о татарских опустошениях, после которых Киев, например, не мог уже более оправиться. Но здесь мы опять должны заметить, что Киев упал не вследствие одного татарского разгрома, упадок его начался гораздо прежде татар: вследствие отлива жизненных сил, с одной стороны, на северо-восток, с другой – на запад. Других главных рынков – Новгорода, Пскова, Смоленска, Полоцка – не коснулись татарские опустошения. После утверждения татарского господства ханы и баскаки их для собственной выгоды должны были благоприятствовать торговле русской; в Орде можно было все купить, и у новгородцев была ханская грамота, обеспечивавшая их торговлю, притом же по прошествии первого двадцатипятилетия тяжесть ига начинает уменьшаться, и после видим значительное развитие восточной торговли и волжского судоходства; даже с достоверностию можно положить, что утверждение татарского владычества в Средней Азии, также в •низовьях Волги и Дона и вступление России в число зависящих от Орды владений очень много способствовало развитию восточной торговли; время от Калиты до Димитрия Донского должно считать самым благоприятным для восточной торговли, ибо непосредственной тяжести ига более не чувствовалось, и между тем татары, успокоиваемые покорностию князей, их данью и дарами, не пустошили русских владений, не загораживали путей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Более глубоко-сердечно-религиозного этих строк я ничего не встречал во всей литературе наших дней! Над этими строками нужно годы думать и можно годы умиляться. 3968 Об этом неоднократно говорит и В. В. Розанов в книге «В мipe неясного и не решенного». Он пишет: «Начало собственно плоти и плотского человека к человеку «прилепления» не только не враждебно Христу, но, можно сказать, что в эту слепленность людскую Христос и вошел, как в сень свою, везде беря человека не в сиянии одежд его, не в украшениях гроба, но в радости семейного очага, у колыбели. Против этого общего колорита Евангелий и Лика Христова совершенно бессильны бегучие и, может быть, апокрифические привески, в роде «лучше не жениться», «даяй деву в брак – хорошо поступает, а не даяй – лучше поступает«… Тайна Боговоплощения: «Слово – плоть бысть и вселися в ны». Таким образом, фундаментальное очертание христианства не только не бес-»поло», как думают некоторые, не бес-«плотно»: но именно эта религия, с во-»площением» в центре, и есть, истинное поклонение ставшей божескою плоти " … 3969 Не то, чтобы христианство только в «пытке и смерти», только в разрыве семьи, но в них наглядно выражается характерное устремление христианства. Если полная жизнь – в ритме прилива и отлива, то «чистое христианство» – один отлив, оно лишь момент в общей сложности жизни. 3972 Книги В. В. Розанова содержат множество внутренних противоречий разновременный статьи не приведены к согласованию. То же между прочим встречаем и в вопросе об отношении христиан к смерти. Доказывая, что все христианство в культе смерти, вся поэзия христианства есть поэзия гроба, и что в этом отличие христианства от язычества и еврейства, В. В. Розанов (в статье «Наши возлюбленные усопшие») раскрывает ту мысль, что «поэзия и религия своего угла для могилы известно присуща смертному. Извечно мы будем любить покойного. Любовь эта, уважение к праху – один из краеугольных камней красоты образа человеческого. Только христиане смотрят на умерших, как на собак: «сжечь их?», «опустить в землю?», «на родине?», «на чужбине?». – «Э, все равно, где-нибудь«… Я говорю, что у христиан нет почтения к праху; или, по крайней мере, его меньше, чем у древних и у современных язычников»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 мая 1831 года совет попечителей новостроящегося в городе Тучкове Свято-Покровского собора подал прошение градоначальнику: «Начатый постройкою 1821 года в городе Тучкове Собор Покрова Пресвятой Богородицы помощью всемогущего Бога приведен в окончание как наружной, так и внутренней готовности для отправления священнослужения, и жители все православного исповедания усердно желают видеть освящение сего собора настоящего месяца 28 числа в день Вознесения Христова». Но в связи с тем, что в градоначальстве свирепствовала холера, освящение собора было перенесено на более благоприятное время. Осенью 12 сентября 1831 года Архиепископом Кишиневским и Хотинским Димитрием в присутствии Бухарестского митрополита был освящен Свято-Покровский собор. Избранный в 1831 году совет попечителей собора в составе Дмитрия Севастьянова, Данилы Забутенко, Мирона Яковенко, Адама Шпаковича и церковный староста Артем Иваненко составили ведомость денежных средств, которые были израсходованы на постройку и оснащение собора, приобретение церковной утвари, свечей, ладана, масла и др. Эта сумма составила 40224 рубля 50 копеек. Собор сооружался на деньги прихожан и пожертвования купцов и, вообще, всем миром. Десять тысяч рублей в виде беспроцентного займа выделила в 1826 году Бессарабская казенная палата, так как «Новороссийский и Бессарабский Генерал Губернатор усмотрел из доклада комиссии учрежденной для построения в г. Тучкове Соборной Покровской Церкви, что церковь сия не оканчивается по неимению (достаточной) суммы…»  Граф Михаил Семенович Воронцов пожертвовал на святое дело огромную по тем временам сумму — 30 тыс. левов. Русские императоры Александр I и Николай I также внесли свою лепту в строительство храма. Царь Александр Первый вложил в строительство храма 12 тыс. рублей, а его престолонаследник Николай Первый предоставил часть трофейных пушек, взятых в войне с турками 1828-1829 гг. для отлива колоколов. Генерал Сергий Тучков оказал как денежное, так и нравственное влияние при постройке собора; генерал лейтенант Павел Иванович Федоров (Бессарабский Военный Губернатор Управляющий Гражданской Частью и Измаильским Градоначальством) уплатил долг 10 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=36853

От храма остались незначительные фрагменты, однако и они поражают своим совершенством. Это базы круглых колонн чистого аттического профиля, полуколонки базы портала и цоколь западной стены. Сохранился значительный фрагмент кубовидной формы с так называемыми девичьими масками – ликами херувимов – на каждой из четырех сторон. Его диаметр и форма позволяют предположить, что он мог являться в числе многих возможных вариантов своего назначения и капителью круглой колонны. Базы полуколонок имеют грифы-копытца, удивляющие чистотой и сочной пластичностью исполнения. Такая же энергия, отточенность и выспренность декора были присущи наружному убранству, о чем можно судить по археологическим фрагментам. Лопатки усложнились, приобрели дополнительные профили (между стеной и лопаткой встали маленькие полуколонки), центральные полуколонны, приставленные к лопаткам, получили значительный вынос, они стали почти трехчетвертными. Наконец, в углах здания вместо традиционных острых лопаток появились круглые, сильно выдвинутые за границы основного куба колонны (диаметром около 75 см.). Сложными, многоуступчатыми стали порталы, в них также большее место отведено не прямым, а круглым профилям, к тому же их фланкируют круглые полуколонки. В уровне отлива стен проходил аркатурный фриз (фрагменты сохранились под примыкавшей к северному пряслу стеной перехода к дворцу), его полуколонки, подобно большим колонкам наружных стен, завершались, по мнению Н. Н. Воронина, коринфскими капителями. Исследователь считал, что и полуколонки по сторонам от пилястр имели тоже коринфские капители, в которые упирались крайние арки аркатурного фриза. Уровень расположения фриза заставляет предполагать менее динамичное решение объема храма, более спокойный ритм членения прясел и их заполнения формами, в том числе обязательным для этого центра скульптурным декором. Естественно, что многое в утраченном практически памятнике останется лишь на уровне гипотез. Некоторые из них позволяют сделать заключения об общем характере этой необычной постройки. Она отличалась явной смелостью, неожиданной свободой и энергией в оперировании классическими формами, откровенным подчеркиванием круглой пластики во всех мотивах убранства, отчетливой скульптурностью, приданной самому храмовому объему, и почти дерзкой роскошью. Свое любимое детище князь продолжал украшать до самой своей трагической смерти: по источникам известно, что в 1174 г. (во время убийства Андрея) в Боголюбове находились «делатели церковные», пострадавшие от министериалов Андрея, грабивших дворец. Вероятно, все это объяснялось тем, что собор располагался в личной резиденции Андрея, где облик церкви мог быть менее каноничным, чем это было принято для сооружений в городе. Замечательна и оговорка летописца: «измечтаная всею хитростью» церковь создается не в соответствии с традиционной формулировкой «во славу Божию», но «створи церковь сию в память собе (курсив мой. – Г. К.)». 590

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1907. 8 сент.). О. Павел Флоренский , работавший над книгой о Бухареве, очень высоко ценил опального богослова, издавал его сочинения и материалы о нем, утверждая, что подлинное понимание архим. Феодора Бухарева еще впереди. 6 Именно прот. А. П. Устьинский обратил внимание Розанова на фигуру Бухарева и настойчиво рекомендовал ему написать об этом полузабытом, но важном мыслителе. 8 Об этом неоднократно говорит и В. В. Розанов в книге «В мире неясного и нерешенного». Он пишет: «Начало собственно плоти и плотского человека к человеку «прилепления» не только не враждебно Христу, но можно сказать, что в эту слепленность людскую Христос и вошел, как в сень свою, везде беря человека не в сиянии одежд его, не в украшениях гроба, но в радости семейного очага, у колыбели. Против этого общего колорита Евангелий и Лика Христова совершенно бессильны бегучие и, может быть, апокрифические привески вроде «лучше не жениться», «даяй деву в брак – хорошо поступает, а не даяй – лучше поступает»... Тайна Боговоплощения: «Слово – плоть бысть и вселися в ны». Таким образом, фундаментальное очертание христианства не только не бес-«поло», как думают некоторые, не бес-»плотно», но именно эта религия, с во- " площением» в центре, и есть истинное поклонение ставшей божескою плоти»... 9 Не то чтобы христианство только в «пытке и смерти», только в разрыве семьи, но в них наглядно выражается характерное устремление христианства. Если полная жизнь – в ритме прилива и отлива, то «чистое христианство» – один отлив, оно лишь момент в общей сложности жизни. 12 Книги В. В. Розанова содержат много внутренних противоречий: разновременные статьи не приведены к согласованию. То же, между прочим, встречаем и в вопросе об отношении христиан к смерти. Доказывая, что все христианство в культе смерти, вся поэзия христианства есть поэзия гроба и что в этом отличие христианства от язычества и еврейства, В. В. Розанов (в статье «Наши возлюбленные усопшие») раскрывает ту мысль, что «поэзия и религия своего угла для могилы извечно присуща смертному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

От монахини Митрофании Богдановой: 1. Металлический ящик с 14-ю частицами Св. Мощей. Присланы Св. Мощи с благословения Патриарха. 2. Кусок Мамврийского дуба, две иконы с печатью и подписью Его Блаженства Патриарха Герасима. На куске написана в России по за казу о. Сергия икона Св. Троицы. 3. Доска для иконы от древнего купола, бывшего на Гробе Господ нем, с врезанным камнем от Гроба Господня. 13 (25) июня 1897. Пятница О. Метоки пишет из Таката, что Григория Катака, тамошнего катехизатора, застал имеющим школу аглицкого языка из 18 учеников, надеется, что кое-кто чрез это привлечется и к христианству; избитая дорога всех протестантских миссионеров, противная проповедничеству православному; впрочем, хоть катехизатор занят, не развратится от безделья, — и то польза. 27 июня (9 июля) 1897. Пятница В 9 часов утра начался выпускной акт в Женской школе. Всех ныне учениц 87, выпускных было 7. Сущность моей речи: «Вас мало, — не смущайтесь, — скоро будет много. Народ — живой организм, — и дышит как и отдельный человек, и чем [нрзб.], тем чаще; я здесь менее 40 лет, но 4 раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление прогнать иностранцев, затем явное подражание всему иностранному, ныне: " Христианство не нужно, — у нас своя религия, и мы особый народ, христианство-де вредно для Японии... " Но правда ли? В этих стенах в 25 лет слышали мы хоть слово непочтительное , неполезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что Император — Бог; учение это трудно обосновать — шатко оно. Иное дело, если сказать: " Бог велит: царя чтите, за царя молитесь — несть власть, аще не от Бога " ; этого никто не может поколебать, ибо это слова Всемогущего... Или: учение, что японцы не братья других народов, а что-то особенное не опасно ли для японцев? Все подобное ложно и потому скоро рухнет, и хлынет после отлива прилив...» 12 (24) июля 1897. Суббота Эх, Господи! Людей хороших для службы Церкви совсем нет! Ужели Антихрист проглотит эту страну? И Христос не найдет достаточно добрых людей, чтобы из-за них не позволить этого?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

После него святительствовал Иаков Домский с 8 января 1884 г. и, наконец, вышеупомянутый исследователь инородческой жизни епископ Мелетий Якимов . Дух этих архипастырей и их доступность и готовность на всякое добро много способствовали к поддержанию власти Православной Церкви в этой области, переполненной анархией сектантства и преступности. В их дни основалась Покровская Нининская община в 83 вер. от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний Николаевский с 31 марта 1873 г., Исаакий Положенский с 30 мая 1881 г. и Тихон Донебин с 8 марта 1886 г., сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина Благонравова. Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 г. Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богодельней, больницей для духовенства епархии и школою иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881 – 3 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население – как выражался владыка – от злоумышленников против божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного. На долю же владыки Тихона Донебина выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина Добронравова по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 г, был назначен отдельный архипастырь Георгий Орлов и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 г. Первым архипастырем на эту дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта I899 г. и ныне состоит высокопреосвященный Евсевий Никольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Оренбург. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Казанский кафедральный собор в Оренбурге строили в честь Ивана Ивановича Неплюева - первого губернатора Оренбургской губернии. В 1744 году по его представлении был принят и утвержден императрицей Елизаветой Петровной проект об образовании Оренбургской губернии. Выбрали площадь в центре города — тогда Оренбург был небольшим. Территория называлась Сакмарская площадь, именно здесь в 1886 году было принято решение заложить собор в честь иконы Божией Матери Казанская. Для сбора пожертвований был избран специальный Комитет. На Караван-Сарайской площади была поставлена специальная временная церковь для сбора средств на строительство столь величественного храма. Сбор пожертвований на строительство шел по всей России. Но проекта храма Комитет не имел, а предложенные Императорской академией художеств проекты были слишком дороги. В 1885 году в Оренбурге находился академик архитектуры Александр Александрович Ященко. Комитет по строительству обратился к академику с просьбой оказать помощь. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось всего менее года. 23 января 1886 года проект был Высочайше утвержден и вскоре начались земляные работы. В 1888 году выкладывается цоколь. Кирпичная кладка по ярусам шла четыре с половиной года. В 1893 году собор покрывается железом, начинаются штукатурные работы, которые заканчиваются в 1894 году. В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович. Для отливки соборных колоколов в Оренбург был вызван мастер " колокольного отлива " с известного московского колокольного завода господина Финляндского, которому заказывали отливать колокола и для храма Христа Спасителя в Москве. Колокол весом 302 пуда был отлит 20 августа 1894 года. На нем была надпись: " Господь сил той есть Царь славы! Сей колокол лит во славу Божию и Пресв. Богородицы иждивением Марии Львовны Ивановой в память помолвки Государя Наследника Николая Александровича " . На звонницу колокола подняты 4 декабря 1894 года и закреплены. Подъем " сделан " без машин, усилиями рук верующих людей, которых набралось к собору тысячи, несмотря на мороз.

http://sobory.ru/article/?object=35460

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010