Закрыть itemscope itemtype="" > Русские Инсигнии Часть третья 09.01.2015 523 Время на чтение 37 минут ПУТЬ Я ломаю слоистые скалы В час отлива на илистом дне... Александр Блок 1.М.А. НА ЛЬДИНЕ Скоро начнётся моя навигация. Ну, а покуда - до слёз молодой, Прыгну на льдину, а льдина лягается, Словно кобыла, дрожит подо мной. Мне ещё нравятся пьяные глупости, Мне по душе ещё всякая бредь. Так и плыву из нечаянной юности, Стоя на льдине, как белый медведь. Я - Одиссей, вертопрах и уродина, Нет ещё страшного горя нигде. Мне невдомёк, что когда-то и Родина, Станет лишь тающей льдиной в воде. 2.В.Н НА РОДИНЕ МОЕЙ Наверное, на родине моей Сирень цветёт и птицы не смолкают... И Тихий Дон в ручей перетекает, И свищет ветер в куполах церквей. Наверное, на родине моей Ещё живут мои однофамильцы. Чем постоянно кормятся кормильцы?.. В счастливом детстве - нет очередей! Наверное, на родине моей Лишь памятники обо мне и помнят И половицы уцелевших комнат, И старый двор, забытый и ничей. И всё в порядке смысла и вещей На родине оставленной моей. 3.В.Н. И ЭТО БЫЛО Ах, это было в нашем веке! И в доме, полном старины, Фортепиано фирмы «Беккер» Считалось русским, как блины. И девушек сухие пальцы, По белым клавишам кружа, Старинные играли вальсы, В которых плакала душа. Десятилетия, как ливни, И ни мелодий, и ни слов... Желтеют клавиши, как бивни Забытых в комнатах слонов. На стороне играют свадьбы. Самостоятельность ума. И вымирают, как усадьбы, Большие русские дома. 4.В.Н. ТОПОЛЯ Мы мало меняемся внешне. На родине наших отцов В рассохшейся старой скворешне Никто не выводит птенцов. Машины, солдаты и куклы Давно свезены на пустырь. Задрал продырявленный купол К седым небесам монастырь... Нас солнце горячее будит, Прямыми лучами пыля. Весёлые сильные люди Пускали в распыл тополя. Взлетали фонтанчики пуха. В лучах испарялась роса. И плакала горько старуха, Что с этой аллеей росла. Мальчишка ногами затопал, Застыл на земле муравей. Простился с живущими тополь Стремительным взмахом ветвей. А вечером крупные звезды

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/09/...

Аббатство Сен-Мийель в Лотарингии было основано в 709 г. франкским аристократом Вульфоальдом, который совершил паломничество к горе Гаргано и привез оттуда реликвии (MGH. SS. T. 4. P. 79-80; см.: Parisse. 1974; Weill G. Le culte de S. Michel à Saint-Mihiel//Millénaire. 1971. T. 3. P. 325-328). В VIII в. реликвии М. хранились в мон-ре Шель, о чем свидетельствуют 2 сохранившихся пергаменных ярлыка; на одном из них указан день празднования в честь архангела - 23 мая (см.: Chartae Latinae Antiquiores. Zürich, 1985. T. 18. P. 84-108. N 669). На вершине вулканического некка близ Ле-Пюи-ан-Веле (деп. В. Луара) находится капелла Сен-Мишель-д " Эгий, основанная в 961 г. и перестроенная в XII в. в романском стиле ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 244-246; Saint-Michel. 1962; Autour de l " archange. 2012). Британским «двойником» аббатства Мон-Сен-Мишель считается Гора арх. Михаила (Сент-Майклс-Маунт) в Корнуолле. На небольшом острове, расположенном недалеко от берега и доступном для пешеходов в часы отлива, находился бенедиктинский приорат во имя архангела. Согласно грамоте (возможно, неподлинник), кор. Эдуард Исповедник (1042-1066) подарил остров, именовавшийся «Св. Михаил у моря» (sanctum Michaelem qui est iuxta mare), монахам аббатства Мон-Сен-Мишель, которые основали там приорат во имя архангела. Монастырь был местом паломничества, велись записи совершавшихся там чудес (BHL, N 5955b). В 1417 г. приорат перешел под контроль бригиттинского аббатства Сион и был закрыт во время англ. Реформации. На острове сохранилась бывш. монастырская церковь (XII в.) (см.: Orme. 1986/1987; Idem. 2000). В Ирландии почитание М. засвидетельствовано с VIII в. Среди самых ранних свидетельств - лат. гимн в честь архангела, автором которого считается Колман, сын Мурьху, аббат Маг-Биле († 736). М. представлен как ангел, принимающий душу человека в смертный час; он заступается за людей перед Богом, защищает их от демонов и возносит их души на небеса (AHMA. T. 51. P. 330-331. N 248a; см.: Kenney. Sources.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Выслушав это сказание, я велел дать Ибрагиму стакан белого вина. Он выпил его и рассказал мне другое восточное предание. «Однажды вавилонский царь Немврод охотился в лесу. Ходит он меж кедров, пальм и кипарисов, и ищет зверя либо птицы. Но день был несчастливый. Возвращаясь без добычи, ловец в одном месте увидел змия, подкравшегося к голубиному гнезду, свитому высоко в пальмовых ветвях. В гнезде на яйцах сидела голубица и, видя врага своего, трепетала. Сжалился над нею Немврод и прицелился в змия. Золотая стрела слетела с тетивы тяжелого лука его и вонзилась в ядоносную голову. Змий упал на землю, растянулся и издох. На другой день благодарная голубица прилетела к куще Немврода с зеленой веткой и, играючи кружась над головой великодушного царя, опустила ему ветку. Немврод посадил ее своими руками и прилежно поливал. Выросла высокая лоза, а на ней уродился грозд, желтый как янтарь. То был белый виноград». 25, пятница. Полдня я ехал от Аюн-Мусы до Суэса, полдня отдыхал на помории у ворот сего города. Во время отдыха меня искушало желание обозреть следы древнего канала Суэсского и посетить коптские монастыри во имя св. Антония Великого и преподобного Павла Фивейского. Но утомление в жарких пустынях, холодность к исследованию водяных путей сообщения, нерешимость синайских бедуинов вести меня в помянутые монастыри, долгое промедление в Суэсе в ожидании других проводников туда и сбережение времени для надобной поездки на Афон понудили меня отложить это желание. Земля весьма велика. Пядию не измеришь ее всю. Исторических мест на ней много. Довольно видеть лишь те из них, в коих наиболее настраивается душа к поклонению Богу в духе и истине. Вечером я приказал переводчику нанять для меня малую лодку на весь следующий день с тем, чтобы гребцы готовы были утром и после полудня возить меня по взморью, куда и как я хочу. Ибо мне заблагорассудилось узнать, сколько можно точнее, часы прилива и отлива Чермного моря, и сообразить с ними время как перехода израильтян через эту пучину, так и гибели в ней воинства фараонова.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мы можем предположить, что и великий полководец, человек высокой чести, нравственности, доблести и языческой набожности Сципион Публий Корнелий был возможно направляем и руководим Богом. Но здесь истинный Бог не являлся ему напрямую ни наяву, ни во снах. Здесь возможно Бог действовал через языческие верования римских граждан. Почему так? Нам это неизвестно, но именно, по словам самого Сципиона, откровения языческого бога Нептуна во сне дали чёткое указание Сципиону о помощи ему во время будущего штурма Нового Карфагена и об отливе озера и канала у стен города, и о возможности захватить город с этой стороны отлива. При этом как утверждают некоторые историки, что Сципион об отливе якобы узнал у рыбаков, и якобы обманул своих воинов, что это Нептун ему помог с отливом. Но тогда логически, если рыбаки знали о якобы регулярных отливах, то и жители Нового Карфагена тоже бы знали, и укрепили бы город, увеличили высоту стен на этом участке и оставили бы солдат для обороны, но никого не было на этом участке, т.к. новокарфагенцы были уверены, что канал и озеро никто не преодолеет в брод. Значит, отливов никогда и не было. А тут отлив случился именно по Божественной Воле для помощи Сципиону и римлянам в успешном штурме и начале сокрушения Карфагенского языческого государства с более мрачными языческо-сатанинскими культами Карфагена. Вообще Сципион Публий Корнелий был очень набожным гражданином Рима. Он мог ночами быть в храме и молиться о помощи божественных языческих сил в его предприятиях на благо Рима. Тогда римляне ещё не знали истинного Бога. Но именно в Римской Империи, когда установилось единоначалие императора Августа Октавиана, родился (вочеловечился) истинный Бог Иисус Христос. Об этом Православная Церковь так говорит в Рождественской стихире: « Августу единоначальствующу на земли,// многоначалие человеков преста:// и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,// многобожие идолов упразднися.// Под единем царством мирским гради быша,// и во едино владычество Божества языцы вероваша.// Написашася людие повелением кесаревым:// написахомся вернии Именем Божества,// Тебе вочеловечшагося Бога нашего.// Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

Проект церкви был составлен архангельским губернским инженером Д.В. Васильевым и утвержден министром внутренних дел Маковым. Строительство началось 6 июля 1872 г. в присутствии архангельского губернатора Н.П. Игнатьева. Строительство велось под наблюдением особого комитета во главе с архангельским губернатором. Церковь была освящена 25 августа 1874 г., в том же году был открыт приход. Жертвователи: писатель М.К. Сидоров в 1869 г. приезжал к Борисоглебской церкви на своем пароходе " Георгий " и пожертвовал в старую церковь напрестольное Евангелие; вдова писателя пожертвовала серебряный напрестольный крест, на одной строне рукояти креста было написано: " о здравии Ольги и Василия " , на другой - " о упокоении Михаила " ; прихожане и причт пожертвовали в 1880 г. серебряную позолоченную лампаду в память 25-летия царствования Александра II. В 3-х верстах от Пазрецких храмов, за норвежской границей, находилась пещера в горе на левом берегу Норвежского залива " Паз " , высеченная, по преданию, преп. Трифоном, в которой он скрывался от лопарей, когда те раздражались на него, не желая принимать христианство, и угрожали ему смертью. После перехода в 1826 г. пещера перешла в ведение Норвегии. Эта пещера почиталась лопарями как святыня. В ней находилась икона Божией Матери в деревянном окрашенном киоте (размером 2 арш. х 1 арш.), сделанном в 1872 г. экипажем военной шхуны " Полярная звезда " . Сама икона, по преданию, была поставлена жительницей Новгорода Марфой. Каждый лопарь перед выходом в море на промысел приходил в пещеру просить Божиего благословения по молитвам преп. Трифона. Проезжая на своих судах мимо этой пещеры, все лопари считали своим долгом положить по три земных поклона перед пещерой. Пещера была едва заметна с залива, особенно во время отлива, когда войти в нее было возможно только по трапу, переброшенному на берег. Вход в пещеру был тесный: ширина внизу 1 1/4 арш., вверху 3/4 арш., высота 1 арш. 15 вершк. Сама пещера имела в высоту 2 1/4 арш., в длину 4 1/4 и в ширину 3 3/4 арш. 23 июня 1873 г. Пазрецкие Борисоглебские церкви посетил король Швеции и Норвегии Оскар II, наследный принц Оскар Адольф с супругой наследной крон-принцессой Софией-Марией-Викторией.

http://sobory.ru/article/?object=37054

С. 533–542. ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 513. (Воспоминания судового священника Петра Добровольского). Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера)//Вестник военного духовенства. 1898. 17. С. 529–534. Дьяков. Н. свящ. Год на крейсере «Адмирал Нахимов». СПб., 1904. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника, сопровождавшего партию новобранцев из Одессы во Владивосток на пароходе Добровольного флота «Саратов» весной 1894 г.//Вестник военного духовенства. 1894. 17. С. 528–534; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895//Вестник военного духовенства. 1896. 14. С. 427–436; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе ДФ «Орел»//Вестник военного духовенства. 1897. 3. С. 86–91; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весною 1899 г.//Вестник военного духовенства. 1900. 9. С. 275–281. Ливанский А., свящ. Священник на пароходе Добровольного флота «Саратов» (Впечатления и заметки)//Вестник военного духовенства. 1896. 16. С. 500–504. Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II», за два года заграничного плавания (1896––97 гг.)//Вестник военного духовенства. 1907. 17. С. 537–541; 18. С. 568–570; 19. С. 599––608. Никитин Д. В. В отлива час. San Francisco, 1938 (Русская морская зарубежная библиотека. 64). ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 225 (Дневник великого князя Николая Александровича). Апрелев Б. П.Брызги моря. Прага, 1931 (Русская морская зарубежная библиотека. 1). Головин П. Н. На крейсере «Рюрик»//Война и мир крейсера «Рюрик». 1895–1905 гг. Сборник воспоминаний, статей и документов. СПб., 2013. С. 3–43. Долгов Б. А.Плавание учебного корабля крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский» 1897––1898. Кронштадт, 1899. Чегодаев-Саконский А. П. На «Алмазе» от Либавы через Цусиму – во Владивосток. СПб., 2004. Боцманмат – помощник боцмана, унтер-офицерское звание.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

17 . Свв. Константин и Елена 18 . Мраморировка в уровне хор Юго-западный компартимент под хорами 1 . «Отвержение даров» 2 . «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев» 3 . «Скорбь Иоакима и Анны» 4 . «Моление Анны» 5 . «Иоаким и Анна толкуют книгу пророка Исайи» 6 . «Явление ангела Анне» 7 . «Явление ангела Иоакиму» 8 . «Встреча у Золотых ворот» 9 . «Праздничная трапеза Иоакима и Анны» 10 . «Рождество Богоматери» 11 . «Ласкание Марии» 12 . «Первые шаги Богоматери» 13 . «Благословение Марии иереями» 14 . «Обручение Марии и Иосифа» 15 . «Благовещение у колодца» Северо-западный компартимент под хорами 1 . «Проповедь апостола Иакова» 2 . «Избрание Тимофея» 3 . «Путешествие ослепленного Павла в Дамаск» 4 . Первый апостольский собор в Иерусалиме («Прение о вере») 5 . «Проповедь апостола Павла в Дамаске» 6 . «Проповедь апостола Павла в Ареопаге» 7 . «Путешествие Тимофея и Силуана» 8 . «Взятие Петра под стражу» 9 . «Изведение Петра ангелом из темницы» 10 . «Исцеление тенью» 11 . «Возвращение Петра в Кесарию» 12 . «Диспут о вере в доме сотника Корнилия» 13 . «Избрание семи дьяконов» 14 . «Крещение народа Климентом папой Римским» 15 . «Прибытие папы Климента в Херсонес и его проповедь» 16 . «Чудо с агнцем» 17 . «Чудо морского отлива перед гробницей папы Климента». ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ САРАБЬЯНОВ – реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ. Старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Автор многих монографий и статей по древнерусскому искусству. Член Патриаршего совета по культуре. Преподаватель ПСТГУ. Кандидат искусствоведения. Г.И. Вздорнов. Фрески Феофана грека в церкви спаса преображения в Новгороде 65 Система росписи храма и ее общий замысел В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «Господи из небеси на землю призри: услышати воздыхания окованных: и разрешити сыны умершвенных: да проповедает имя Господне в Сионе» ( Пс.101:20–22 ). (Особенность надписи – в изменении прошедшего времени («призрел») на просьбу («призри»). – Прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Кирилл одолевал. Ведь не один Несторий видел в Халкидоне свой реванш. Все монофизиты со своей точки зрения и в противоположном смысле твердили то же. Считали Халкидон хитроумной ловушкой. Несторий будто бы был анафематствован для отвода глаз, чтобы провести самое несторианство. И это была правда в смысле восстановления равновесия, нарушенного Ефесом. Но вся Юстинианова эпоха (VI b.) снова ушла к Ефесу, услаждалась монофизитствующими формулами — «Един от Св. Троицы распят», трисвятое с «распныйся за ны» (до сих пор об этом нам напоминает за литургией Юстинианово «Единородный Сыне»...) — и повторила, в сущности, Ефес в диалектически излишнем V Bceлehckoм соборе 553 г., по-Кирилловски добивая мертвых «несториан» — Феодора, Иву, Феодорита — и поглощая монофизитского верблюда. Что иное затем ересь монофелитская [ 34 ] — μα θεανδρικ ενεργεα, как не повторение через 200 лет Кирилловой μα φσις του θεο Λγου σεσαρκωμνη? И сколько нужно было иметь в недрах богословского сознания истинного догматического здоровья, чтобы после двухсотлетних отрав монофизитством снова в 680 г. доставить торжество Халкидону, даже Антиохии, скажем еще более — самому Несторию! Ибо «две природные воли и два природных действия, и Его человеческая воля не противоборствующая, но во всем последующая Его Божественной воле» (орос VI Bceлehckoro собора) — это ликвидация монополии Кирилловой μα πστασις. В двоеволии восстановлена двуипостасность, совершенная антиохийская полнота природ, до конца раздельных и соединенных только в Единое Лицо с возможностью толковать его даже в Несториевом стиле «Объединенного Лица». Но спасен ли Халкидон даже этим изумительным по смелости перегибанием дуги VI собором? Принципиально да. Но в жизни церкви и в практическом благочестии нет. На Востоке, по крайней мере, интерес к тайне человека угас и снова приходится звать отнесенных волной Ефесского отлива: «Опять к Халкидону! к чистой антиномии! к сохранению во Христе смысла всего тварного, конечного, множественного, индивидуального, человеческого!» Религиозные проблемы нашей эпохи, можно сказать, все громче и яснее «антиохийствуют».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Не редкостью было, что человек, начавший в Риме свое жизненное поприще, затем с различными промежутками продолжал его на берегах Рейна, в северной Африке или в Малой Азии, пока, достигнув последних и высших почестей, он не возвращался опять на родину, чтобы спокойно умереть в Риме или в своих поместьях в Италии. Высшие правители провинций обыкновенно оставались на своей должности недолго, а правители так называемых сенаторских провинций обыкновенно только в течение одного года. Они привозили с собой весь свой чиновничий персонал и вместе с ним, по прошествии годичного срока, уступали место совершенно новому составу администрации. Тоже самое было, наконец, и со служащими из низшего класса, например, с рабами, которые для церкви имели большое значение. Хотя рабы по большей части в течение всей своей жизни оставались во владении и в доме одного господина, но едва ли половина из них рождалась там, где они умирали. Более чем 900 000 рабов и рабынь, как число их определяется в Риме во времена империи, были почти исключительно иностранного происхождения. Если и не все, то, несомненно, многие из них прибывали в столицу мира из отдаленнейших стран – то как военная добыча, то как предмет торговли. Одним словом, в главнейших городах, число жителей которых приближалось к миллиону, или даже более того, как в Риме, Александрии и Антиохии, а также в торговых местах и приморских гаванях меньшего объема, мы едва ли можем и представить всю пестроту смеси населения, всю быстроту прилива и отлива и вообще всю оживленность мирового взаимообщения того времени. Как же к этому мировому взаимообщению относились христиане? Прежде всего, нужно сказать, что они принимали в нем живейшее участие. Помимо особых причин, которые заключались в самых задачах церкви и в особых наклонностях христиан, это зависело от того, что древняя церковь имела по преимуществу городской характер. А этот характер, прежде всего, объясняется самым способом апостольской миссии. Апостол Павел, который поработал больше всех других миссионеров апостольского века и о миссионерской деятельности которого мы имеем больше всего сведений, не чувствовал себя призванным шаг за шагом покорять мир Евангелием и поодиночно, где только случилось, приводить сидящих во тьме и сени смертной ко Христу, но с самого начала он стремился к крупным центрам мировой жизни и, ограничиваясь основанием в таких центрах жизнеспособных общин, самостоятельных очагов христианской жизни, спешил далее, от самого большого города Азии – Антиохии, направляясь к самой столице мира – Риму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vzaimo...

Папа не разделял ненависти, которую питала к Галилею инквизиция, иезуиты и ученые старой школы. На аудиенции Павел V высказал свое убеждение в правильности воззрений Галилея и по поводу жалобы последнего на козни и клеветы врагов заявил, что, пока он занимает престол, Галилею нечего опасаться. Такое же дружелюбное настроение обнаружили некоторые кардиналы. Однакож успех недоброжелателей Галилея произвел на него глубокое впечатление. По возвращении из Рима Галилей сделался осторожен и нерешителен, с большою осмотрительностию приступал к составлению новых сочинений, снабжал их предисловиями и оговорками насчет того, что не признаёт системы Коперника истинною, – словом употреблял все усилия, чтобы выполнить предписание конгрегации 1616 г. и не дать против себя нового оружия иезуитам. Предосторожность была нелишняя ввиду того, что время около 1620 г. было временем преобладания иезуитской партии как в Риме, так и во Флоренции. Основатели ордена иезуитов, Лойола и Ксаверий, были тогда причислены к лику святых; тогда же умер великий герцог Флоренции Козьма II, на престол вступил малолетний Фердинанд II, регентство перешло к его матери-вдове, а с нею церковная партия, с иезуитами во главе, получила преобладающее влияние в государстве. Находясь в Риме, Галилей, прежде чем вышло постановление конгрегации, написал рассуждение о явлениях прилива и отлива, объяснив происхождение их двояким движением земли, – объяснение, как мы теперь знаем, ложное. После издания декрета конгрегации он присоединил к рассуждению заключение, в котором свое объяснение называет вымыслом, фантазией, бреднями, которые должны исчезнуть, как дым, пред «голосом небес», т. е. пред решением богословов. В 1616 г. некто Инголи, равенский адвокат, бывший потом секретарем Пропаганды в Риме, написал опровержение коперниковой системы, в форме письма к Галилею. Галилей долго не осмеливался отвечать на вызов и только после вступления на папский престол расположенного к нему кардинала Барберини, с именем Урбана VIII (1623 г.), написал против Инголи сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010