Для управления делами церковными в главнейших городах, зависевших непосредственно от кафедры Киевской и входивших в состав епархии митрополитской, святой Иона, по прежним примерам, поставил своих наместников, которые должны были заведывать местным и ближайшим духовенством; освящать церкви, выдавать достойным поступления в служители церкви, или высшего степени священнослужения, свои одобрительные грамоты, для посвящения чрез епископов; наблюдать за соблюдением правил церковных и заведывать судом церковным; управлять отчинами Митрополии и собирать с них доходы 50 . Но без успеха святой Иона старался возвратить своему престолу те епархии, которые находились в областях Русских, принадлежавших собственно Польше, а не Литовскому Великому Княжеству, именно: епархии Галичскую, Хельмскую и Перемышльскую 51 . Не видно, чтоб Казимир сделал здесь что-нибудь для святого Ионы, и не видно никаких сношений Митрополии Всероссийской с теми епархиями 52 . В то время, как добрый Пастырь собирал и устроял свое расточенное стадо, в самой Москве ему угрожало тяжкое испытание. Вскоре, по возвращении его из Литовского путешествия, разнеслись слухи о нашествии на Россию Мазовши, сына Седиахмета, хана Ногайского. Великий Князь, намереваясь собрать более войска для отражения врага, выехал из Москвы, вверив ее охранение святому Ионе и боярам (1451). 2 июля неприятель зажег посады Московские. Пастырь, готовый положить душу свою за овцы своя, не оставлял подкреплять заключившихся вместе с ним в Кремле духовными пособиями. Под зноем страшного пожара, в облаках дыма, несшегося на Кремль, он совершал крестные ходы по стенам его. Стрелы Татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря Антоний, уважаемый святителем за святость его жизни, пал пред его глазами, успев только сказать, что Господь ради молитв святительских спасет свой город. В вечеру того дня осажденные сделали вылазку, бились с Татарами до ночи. На другой день неприятеля уже не было под стенами Московскими; он бежал, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Знамение от иконы Пресв. Богородицы в Устюге. 8 июля. Иноки Печерские: Арефа. 24 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Арсений, еп. Сербский. 28 окт. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские. 3 июля. Константин, сын Феодора, киязя Смоленского. 19 сент. Евфросиния, преп. Суздальская. 23 сент. Григорий Синаит. 8 авг. 1303.             Даниил, князь Московский. 4 марта. Прокопий, юродивый Устюжский. 8 июля. 1314.             Явление Томской иконы Пресв. Богородицы. 8 авг. 1319.             Михаил Ярославич, вел. кн. Тверской. 22 ноября. 1321.             Давид, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сент. 1326.             Петр, митрополит Киевский. 21 дек. 1347.             Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские. 14 апр. 1353.             Феогност, митрополит Киевский. 14 марта. 1375.             Аврамий, преп. Галичский. 20 июля. 1378.             Алексий, митрополит Киевский. 12 февр. 1380.             Установление Дмитриевской субботы. 25 окт. 1383.             Явление Тихфинской иконы Пресв. Богородицы. 26 июня. 1385.             Дионисий, архиеп. Суздальский. 20 июня. 1389.             Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 1391.             Сергий, преп. Радонежский. 25 сент. Димитрий, преп. Прилуцкий. 11 февр. 1392.             Иаков, еп. Ростовский. 27 ноября. Мефодий, преп. Песношский. 4 июня. Николай Кочанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 1393.             Празднование Коневской иконе Богоматери. 10 июля. 1395.             Перенесение Владимирской иконы Богоматери в Москву. 26 авг. 1400.             Стефан, еп. Пермский. 26 апр. 15 век             Григорий Палама, архиеп. Солунский. 14 ноября. 1404.             Евфимий преп., архимандрит, Суздальский. 1 апр. 1406.             Киприан, митрополит Киевский. 16 сент. Стефан, преп. Махрищский. 14 июля. 1407.             Савва, преп, Звенигородский. 3 дек. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. кн. Московская. 7 июля. 1409.             Арсений, еп. Тверской. 2 марта. 1412.             Сергий, преп. Вологодский. 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Зубрицкий Д. История древнего Галичскорусского княжества. Ч. 1–3. Львов, 1852–1855. Зубрицкий Д. Критикоисторическая повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси. От водворения христианства при князьях поколения Владимира Великого до конца XV ст. М., тип. Моск, унта, 1845. Иваницкий С. Переяславский епископ Гервасий Линцевский. Начало воссоединения униатов в Западной или польской Украине (1757–1769). Каменец-Подольск, 1904. 392 с. Иванов П. А. Исторические судьбы Волынской земли с древнейших времен до конца XIV века. Одесса, 1895. 317 с. И. М. Правда об унии к православным христианам. Киев, 1864. 64 с. Иннокентий (Леоферов), иеромонах. Преподобный Иов – борец за Святое Православие. – «Журнал Московской Патриархии», 1949, 10, стр. 43 – 47. Иосиф (Савраш), епископ. Борьба Православия с католической унией. – «Журнал Московской Патриархии», 1961, 10, стр. 45–61. Казновецкий Анатолий. Церковные братства Украины и Белоруссии как оплот Православия в борьбе против папства. Загорск, МДА, 1953. 140 стр. Машинопись. Карпов Г. Новые источники для истории западнорусской церковной унии. [Б. м. и г.]. Карпяк Иларион, протоиерей. Богословские труды протопресвитера д-ра Гавриила Костельника, – «Журнал Московской Патриархии», 1981, 10, стр. 74–77. Карпяк Иларион, протоиерей. 30 лет назад на Львовском Церковном Соборе. – «Журнал Московской Патриархии», 1976, 9, стр. 15–17. Кашуба М. В. 3 icmopii боротьби проти yhii XVII–XVIII ст. Киев, «Наук, думка», 1976. 171 с. Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с Православной Церковью в 1839 году. Вильна, 1893. XVIII. 448 стр. с портр. То же. Изд. 2–е, испр. и доп. Вильна, 1897. XXIV. 614 с. Киприанович Г. Я. Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Изд. 2–е, доп. Вильна, 1889, XV. 288 стр. Кирилл (Мучичка), иеромонах. История борьбы Православия с католикоуниатством в Закарпатье в XX веке и ликвидация унии в 1949 году. Загорск, МДА, 1956. 106 стр. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Новгорода в следующем 1330 г. Феогност отправился в юго-западную Русь или, как выражаются летописи, в Волынскую землю. Мы говорили выше, что в правление св. Петра в 1316–1317 г. был поставлен для юго-западной или Литовско-галицкой Руси отдельный митрополит. Этот отдельный митрополит, по имени Феофил, оставался на кафедре до 1329 г. 278 Но в сем году, как должно думать, он умер (после 7-го Апреля, под которым упоминается), и Феогност с своей стороны поспешил воспользоваться этим обстоятельством, чтобы снова присоединить к митрополии всея Руси находившуюся в отделении от ней ее часть. Действительно, он был принят в Литовско-галицкой Руси как законный митрополит и пробыл там довольно долго; 279 но —232— в то самое время, как он находился там, в Константинополе был поставлен новый особый Галицко-литовский митрополит. 280 Из юго-западной Руси Феогност ходил в Константинополь, 281 по всей вероятности, хлопотать, чтобы устранен был вновь поставленный отдельный митрополит. Однако его старания остались безуспешными. К сожалению, мы вовсе не знаем истории постановления нового Галицко-литовского митрополита, в которой Феогност, наделенный, как мы имеем основания предполагать, весьма немалою дипломатическою мудростию, был искусно проведен южнорусскими правителями. Со всею вероятностию следует предполагать, что действующим лицом при этом был не великий князь Галичский, каковым был тогда последний из великих князей Галичских Андрей Львович, а великий князь Литовский, мудрый и хитрый, Гедимин. 282 В большую часть времени пра- —233— вления митрополита Феогноста отдельная Галицко-литовская митрополия оставалась существовать, и только в 1347 г. ему вместе с Московским великим князем Симеоном Ивановичем удалось достигнуть того, чтобы она была закрыта. При этом, есть вероятность думать, что и оставшийся настоящим столом митрополитов всея России Киев, ставший с 1321 г. в государственном отношении Литовским, был оспариваем или и совсем освояем у него митрополитом Галицко-литовским. 283

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иона (Павлинский), архиепископ бывший епископ Орловский и Севский с 21.07.1821 по 06.11.1826 архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 06.11.1826 01.07.1831 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 01.03.1848 архиепископ Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов), архиепископ бывший архиепископ Херсонский и Таврический с 01.03.1848 по 15.02.1857 на покое; 08.09.1858 Филофей (Успенский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 05.05.1876 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 09.09.1876 09.06.1877 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский с 08.12.1877 12.03.1879 бывший епископ Харьковский и Ахтырский с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Имена Сведения Иринарх (Попов), епископ рукоположен с 03.05.1836 по 15.09.1836 епископ Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин), епископ рукоположен с 15.11.1836 по 23.04.1838 епископ Вятский и Слободской Викариатство упразднено 1 октября 1840 года, восстановлено 9 ноября 1866 года Антоний (Николаевский) епископ рукоположен с 19.02.1867 по 31.03.1873 епископ Енисейский и Красноярский Антонин (Державин), епископ рукоположен с 27.11.1883 по 18.10.1886 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 02.03.1902 рукоположен с 14.12.1886 по 04.10.1897 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; в конце 1916 Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Имена Сведения Киприан (Старорусенков) архиепископ рукоположен с 08.09.1620 по 12.12.1624 митрополит Сарский и Подонский Макарий (Кучин), епископ рукоположен с 19.12.1624 (1625) 24.07.1635 Нектарий (Теляшин), архиепископ рукоположен с 07.02.1636 по 07.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни: 15.01.1667 Герасим (Кремлев), архиепископ рукоположен с 31.05.1640 16.07.1650 Симеон, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

История поставления при св. Петре отдельного митрополита литовского, который, как со всей вероятностью должно думать, получил в своё заведывание и Галиции или был поставлен в митрополиты галицко-литовские, остаётся нам в своих подробностях неизвестной. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежа к митрополии Великой России, сделана особой митрополией при помянутом императоре Андронике и при патриархе Иоанне Глике 214 ; а Иоанн Глика занимал патриарший престол с Мая 1316 года по Май 1320 года. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний константинопольского патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит литовский ( Λιτβδων) присутствовал на этом соборе в Августе месяце 1317 года 215 . Из сейчас сказанного мы получаем те исторические данные относительно поставления отдельного митрополита литовского, что он поставлен был в 1316–1317 году и что его испросил у императора Андроника и патриарха Иоанна Глики великий князь литовский Гедимин. Совершенно естественно было, чтобы тот, владея весьма значительной частью Руси, находил неудобной и небезопасной в политическом отношения церковную зависимость своих русских подданных от митрополита, жившего во владимирско-московской Руси: а потому он легко и мог прийти к мысли искать для своей литовской Руси особого митрополита. Кафедра отдельной литовской митрополии учреждена была не таким образом, чтобы возведён был на степень митрополита один из существовавших литовско-русских епископов, а таким образом, что митрополит поставлен был как новый против прежних архиерей, с новой епархией и с новой кафедрой. В епархии митрополиту была назначена самая Литва, сколько было в ней Русских и сколько было в ней православных христиан из самих Литовцев; а кафедра его помещена была в городе Новогрудке (Новом городке), нынешнем уездном городе минской губернии. Что касается до области митрополита литовского, кафедра которого с 1316–1317 года оставалась незакрытой до самой кончины св. Петра, то в случае предположения, что он был митрополитом не просто литовским, но галичско-литовским, указать область эту было бы легко, – тогда её должна была составлять вся юго-западная Русь с Галицией, за исключением в теснейшем смысле области киевской, насколько эта последняя была епархией митрополита всея России, т. е. она должна была состоять из 6 епархий галичской митрополии 1303 года с присоединением к ним епископии полоцкой и епархии самого митрополита. Предполагая же, что митрополит был единственно литовским, нельзя будет указать пределов его области с точностью и обстоятельностью, ибо остаётся хорошо не известным как то, насколько Литва владела Русью в минуту учреждения кафедры, так и постепенное дальнейшее расширение владений. В этом случае будет несомненным только то, что к митрополии принадлежала епархия полоцкая, и весьма вероятным то, что принадлежала к ней епархия туровская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

к. нет митрополита в России, (малой), а земля не может быть без закона». Патриарший собор постановил возвести Антония в митрополиты галичские и подчинить ему епископии: холмскую, туровскую, перемышльскую и владимирскую (на Волыни). Извещая м. Алексия, патриарх писал ему: «что же мы должны были тут делать? Тебя призываем в судьи, что ты сам скажешь? Другое дело, если бы государь земли был православный и нашей веры, тогда мы, может быть, и подождали бы... Он намерен был немедленно поставить митрополита литовского, как говорил, и крестить руссов в латинскую веру. – Посуди сам, хорошо ли было бы, если бы так случилось? Благодарю еще Бога, что он, прежде чем сделал сие, послал к нам и требовал митрополита... Мы дали ему Галич, чтобы быть митрополиею, епископии же – Владимир, Перемышль, Холм, что все под властью короля польского. Больше того мы ему не дали ни Луцка, ни чего другого». Ольгерд, в свою очередь, в то же время просил поставить отдельного митрополита не только для Литвы, но и для всей той Руси, которая, по его представлению, была враждебна Москве (он упоминал Тверь, Нижний Новгород). В этом патриарх ему отказал. Но, после смерти Антония, в 1376 г. патриарх посвятил в митрополиты Киприана, с тем условием, чтобы он, по смерти Алексия, остался митрополитом всей России. Еще при жизни м. Алексия, м. Киприан появился в Москве. Вел. кн. Димитрий Донской заявил ему, что не имеет нужды в новом митрополите, когда жив святитель Алексий. Предъявлял он права на Новгород, но оттуда ему ответили: «Посылай к вел. князю в Москву, и если он примет тебя митрополитом на Русь, то и нам будешь митрополитом». Киприан остался в Киеве. В России тогда были два митрополита: Алексий и Киприан. Сохранились учительные послания Св. Алексия к пастве при занятии им митрополичьей кафедры и послания отправленные им в отдельные епархии. Видимо, в бытность Святителя в Константинополе, где он в первый раз пробыл долго, им сделан перевод или сличение одной из существующих редакций перевода Евангелия с греческим подлинником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Киприану оставалось с терпением переносить, чего не мог он изменить своими силами: – когда встречались непреодолимые препятствия, благовременно быть уступчивым и извлекать пользу из самого равнодушия В. Князя Литовского к делам веры 464 . Проведши полтора года в своём странствований, он возвратился в Москву (7 окт. 1397 г.) с тремя епископами юго-западных епархий: Смоленским Михаилом, Брянским или Черниговским Исаакием и Луцким Феодором 465 . Из них Епископа [Исаакия снова видим потом на кафедре черниговской; Михаил удалился на желанный покой к ученику Сергиеву, пр. Никону; Феодор, вероятно, также не возвратился на свой престол. Но едва Киприан удалился из Литвы, как должен быль испытать новое огорчение от одного из православных Пастырей той страны. Дошёл до нас странный акт, которым некто епископ Иоанн из Луцка 466 , в благодарность за обещанное пособие к поставлению его на митрополию галичскую, обязывался подарить Королю 200 гривен русских и 30 коней. Такая открытая торговля священным саном и самовольное отторжение епархий от митрополии Всероссийской, для образования новой в Галиче, на первый раз невольно заставляют сомневаться в подлинности самого акта. Но, к сожалению, акт не из числа подложных 467 . Соображение дальнейших происшествий удостоверяет нас, что действительно митрополия Всероссийская и до Собора Новгородского (1415 г.) при митрополите Фотии, на время подвергалась разделению, и что отделялись от неё епархии, собственно состоявшие в Галиции, тогда соединённой с Польшей, именно: галичская и перемышльская. С ними мы не видим никаких сношений у М. Киприана 468 . Преемник Киприана, м. Фотий, в 1414 г. поставляя на кафедру епископскую во Владимире Волынском Герасима, писал: «Понеже благоволением и благодатию Божиею соединися Церковь Русская и в первый мир приведена бысть и уставлена, и вся раздвоения упразднена быша, и по давному обычаю и законам укреплено бысть единой Митрополии быти со всей Русской земли, якоже то изначала пошло от святого крещения и един Митрополит Киевский и всея Руси – и того ради избрах священноинока Герасима и поставих его во епископа в святейшую епископию богоспасаемого града Володимера» 469 . Итак, епископ Иоанн из Луцка успел достигнуть желаемого, получил галичскую митрополию. Имя его встречается на предварительных совещаниях юго-западных епископов об учреждении Литовско-Русской митрополии при Фотии, хотя в летописи он и не называется митрополитом 470 . В подобном отделении от Всероссийской митрополии Галиция находилась и при св. Ионе 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киприану оставалось с терпением переносить, чего не мог он изменить своими силами: – когда встречались непреодолимые препятствия, благовременно быть уступчивым и извлекать пользу из самого равнодушия В. Князя Литовского к делам веры 86 . Проведши полтора года в своем странствовании, он возвратился в Москву (7 окт. 1397 г.) с тремя Епископами юго-западных епархий: Смоленским Михаилом, Брянским или Черниговским Исаакием и Луцким Феодором 87 . Из них Епископа Исаакия снова видим потом на кафедре черниговской; Михаил удалился на желанный покой к ученику Сергиеву, пр. Никону; Феодор, вероятно, также не возвратился на свой престол. Но едва Киприан удалился из Литвы, как должен был испытать новое огорчение от одного из православных Пастырей той страны. Дошел до нас странный акт, которым некто Епископ Иоанн из Луцка 88 , в благодарность за обещанное пособие к поставлению его на митрополию галичскую, обязывался подарить Королю 200 гривен русских и 30 коней. Такая открытая торговля священным саном и самовольное отторжение епархий от Митрополии Всероссийской, для образования новой в Галиче, на первый раз невольно заставляют сомневаться в подлинности самого акта. Но, к сожалению, акт не из числа подложных 89 . Соображение дальнейших происшествий удостоверяет нас, что действительно Митрополия Всероссийская и до Собора Новогродского (1415 г.) при Митрополите Фотии, на время подвергалась разделению, и что отделялись от нее епархии, собственно состоявшие в Галиции, тогда соединенной с Польшею, именно: галичская и перемышльская. С ними мы не видим, никаких сношений у М. Киприана 90 . Преемник Киприана, М. Фотий, в 1414 г. поставляя на кафедру епископскую во Владимире Волынском Герасима, писал: «Понеже благоволением и благодатию Божиею соединися Церковь Русская и в первый мир приведена бысть и уставлена, и вся раздвоения упразднена быша, и по давному обычаю и законом укреплено бысть единой Митрополии быти со всей Русской земли, якоже то изначала пошло от святого крещения и един Митрополит Киевский и всея Руси… и того ради избрах священноинока Герасима и поставих его во епископа в святейшую епископию богоспасаемого града Володимера» 91 . Итак Епископ Иоанн из Луцка успел достигнуть желаемого, получил галичскую митрополию. Имя его встречается на предварительных совещаниях юго-западных епископов об учреждении Литовско-Русской Митрополий при Фотии, хотя в летописи он и не называется митрополитом 92 . В подобном отделении от Всероссийской Митрополии Галиция находилась и при св. Ионе 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Князь и Митрополит нашли нужным составить новое приложение Номоканона к жизни Русской и издали уставную грамоту о церковных судах и пошлинах 220 . § 27. Епархии; пределы Сарайской Архиепископии; умножение Архимандрий и протопопов; епархиальное управление Благочестию Волыно-галичских князей Церковь одолжена была тем, что, тогда как епархии Белогордская и Юрьевская пред нашествием Батыя соединены с Полоцкою 221 , в продолжение XIII век. открыты были новые епископии. Луцкая и Холмская 222 . Волынские Пастыри пользовались особенным уважением, инекоторых из них Волжский Летописец выставляет к блистательном виде, – каковы Иоасаф, «блаженный и преподобный Святитель, взятый из Святой горы», из обители, бывшей близ Владимира, и Косма «кроткий преподобный, смиренный» 223 . Переяславская епархия оставалась при Батые без особого Епископа, но новая Сарайская скоро соединена с Переяславскою; Черниговская же, опустошенная Батыем, не имела особого Пастыря до самого конца XIII столетие. На севере открыта была Тверская епархия. В XIV веке для архипастыря Черниговского поставили кафедру в Брянске; почему именовался он то Брянским, то Черниговским 224 , новые кафедры явились в Коломне, (ок. 1350 г.) 225 , в Перми и на время в Звенигороде 226 . Владимир с его десятинами с 1300 г. оставался за Митрополитом, но в Суздале открыта отдельная епископия 227 . Псков, домогаясь гражданской независимости от Новгорода и ожидая лучшего от союза с Литвою, в 1331 г. вместе с Литвою домогался получить особого епископа: Литовский Князь, получив отказ у Митрополита, отважился было даже на насилие; архиепископ Василий, поставленный в сан в то самое время, как избранному Псковичами Арсению отказано в посвящении, едва не схвачен был на дороге отрядом, посланным из Киева, – дело дошло было до кровавой схватки. Но «Бог и св. София всегда низлагает высокомыслящих», говорит Летопись 228 . Пределы Сарайской епархии не раз были предметом споров между Сарайским и Рязанским Епископами. Близость Сарайского Епископа к местам по-Хоперским располагала как Сарайского Епископа, так местных жителей, причислять эти места к ведению Сарайского Епископа; а за Рязанского Епископа говорило древнее право над теми местами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010