в Москве, в 1610 г.; но когда именно, умерла – полагают, в младенчестве – неизвестно. – Тело её погребено в московском Вознесенском монастыре, что в Кремле. – Примечание. Царевну эту многие писатели смешивают с её старшей сестрой Анной. 359), другие именуют ее Марией . 280. Анастасия Владимирковна 280. Анастасия Владимирковна (Владимировна), дочь Владимирка Володаровича (Владимира Владимировича), князя галичского 51), от брака, по Татищеву, с княжной венгерской, неизвестного имени. – Летописные сказания русские, в этом случае, почти согласные с польскими, повествуют о ней, что она выдана отцом за Болеслава IV Кудрявого, князя (короля) польского, в 1150–1151 гг., и, родив сына Болеслава, в 1155–1156 гг., да другого сына Лешка, князя мазовецкого, в 1157–1158 гг., ум. в 1158 –1159 гг. – Тело её погребено в соборной церкви города Кракова. 281. Анастасия Владимировна 281. Анастасия Владимировна, первая жена Василия Михайловича, князя кашинского 478), третьего из трех князей, носивших те же оба имени и название, дочь Владимира Ольгердовича, князя киевского, следственно, по отцу, внука Гедимина, вел. кн. литовского. – Выдана замуж в 1384 г, и, ум. в 1396 г. – Тело её погребено в тверском Спасо-преображенском соборе. 282. Анастасия Дмитриевна 282. Анастасия Дмитриевна, третья изь четырех дочерей Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), от брака с св. Евдокией Дмитиевной, в иночестве Евфросинией, великой княжной суздальской 78), вторая жена Ивана Всеволодовича Хомского, князя тверского 824). – Выдана замуж 23 сентября, и отправилась в Торжок, куда князь Иван Холмский был назначен наместником великого князя московского, в 1397 г.; по смерти Михаила Александровича, великого князя тверского 137), прибыла, с мужем, в Тверь, и поселилась в Кашине, уделе князя Ивана Холмского, в 1400 г,; при новых раздорах князей тверских, сопровождала мужа в Тверь; осенью 1401 г., и здесь овдовела, бездетной, 27 марта 1402 г. – Других сведений о ней нет. 283. Анастасия Дмитриевна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

в Москве хиротонии Евфимия I во архиепископа Можно думать, что молчание летописцев относительно событий с участием митрополита связано как с отсутствием каких-либо значительных событий, так и с нормальным в целом и бесконфликтным характером церковной жизни в этот недолгий период, чему способствовали и московско-литовские отношения, которые складывались тогда весьма дружественно. Летом 1417 г. неожиданно скончался старший сын и наследник великого князя Василия Дмитриевича 20-летний князь Иван Васильевич. В результате наследником Московского престола стал 2-летний князь Василий Васильевич (будущий Василий II Темный), что сразу же было зафиксировано в написанном в том же году завещании Василия Дмитриевича. Однако, как известно, в духовной грамоте Димитрия Донского, составленной еще до того, как у Василия Дмитриевича появились дети, наследником последнего был назван князь Звенигородский и Галичский Юрий. Желая обеспечить переход великокняжеского престола к сыну, а не к брату, Василий Дмитриевич решил сделать главным гарантом своего завещания тестя – великого князя Литовского Витовта, который должен был поддержать права своего малолетнего внука. Чтобы получить поддержку Витовта, Василий Дмитриевич был вынужден проводить в отношении Литвы максимально дружественную политику. В частности, это выразилось в том, что в 1422 г. московские полки участвовали в походе Витовта против Тевтонского ордена. Напротив, во время нового конфликта Пскова с Литвой Василий Дмитриевич не оказал псковичам никакой (даже дипломатической) поддержки, дабы не взывать неудовольствия со стороны Разумеется, в таких условиях роль митрополита Фотия как объединяющего в своей юрисдикции и великорусские, и западнорусские земли многократно возросла. 27 февраля 1425 г. произошло событие, радикально изменившее ход государственно-политической истории Руси и отразившееся на ее церковной жизни: в возрасте 53 лет скончался великий князь Василий I Дмитриевич, и на великокняжеский престол вступил 10-летний Василий II Васильевич (правил с перерывами до 1462 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

В России же со времени крещения Владимира римская политическая традиция, заимствованная от Византии, оказалась не столько политической системой, непосредственно определяющей повседневную жизнь общества, сколько идеологией христианского универсализма, налагавшейся на местные центробежные традиции племенной или династической принадлежности. Раздоры местной удельной системы представлялись на суд вселенского критерия, как «христианского», так и римского. Имперские понятия Константина и Юстиниана в действительности основывались на сочетании между Римской вселенской империей и вселенской же христианской Церковью, между имперской структурой и церковной иерархией. В России под контролем Византии была только церковная иерархия, и в принципе ко вселенскости русский народ приобщался именно через Церковь . Критерий вселенскости очень ясно звучал в церковной гимнологии. Так, например, в канун Рождества Христова богослужение провозглашало провиденциальное значение рах готапа, выраженное в IV веке Евсевием Кесарийским : «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста ...Под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языци вероваша. Написашеся людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества» 234 . В течение всего киевского периода, периода монгольского ига и на ранних стадиях возвышения Москвы единственным и сильнейшим объединяющим фактором огромной русской страны была власть и престиж назначенного Византией «митрополита Киевского и всея Руси», предстоятеля Церкви, в которой имя императора поминалось в богослужениях первым, раньше имен местных князей, господствовавших над политически разделенной страной (язычника великого князя литовского, великого князя галичского, великого князя московского и т. д.). Власть эта была нравственной, политической, а также экономической. Она напоминала русским людям и о реальной вселенскости Церкви. Это отражается во многих текстах. Вот, например, каким образом датирует смерть свт. Стефана Пермского (конец XIV века) агиограф Епифаний Премудрый :

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В январе 1842 года назначен ректором Казанской семинарии и профессором богословских наук, и в октябре сделан вторым членом внешнего правления Казанской академии. В апреле 1843 года избран Королевским Копенгагенским Обществом северных антиквариев в звание члена Общества. В мае 1843 года переведен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук, и в апреле 1844 года, согласно собственному прошению, по совершенно расстроенному здоровью уволен от должности ректора и профессора Орловской семинарии, и перемещен на жительство в Виленскйй Свято-Духов монастырь, откуда, для поправления здоровья, перемещен в Подольскую епархию. В 1847 году назначен ректором Тамбовской семинарии и архимандритом Козловского Троицкого монастыря. 1852 года, декабря 3-го дня, переведен во Владимирскую семинарию ректором и профессором с назначением настоятелем второклассного Троицкого Данилова монастыря. 1854 года был в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения и слова Божия. 1856 года, мая 24-го, хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородского. Того же года, 31-го дня, переведен в Санкт-Петербургского, епископа Ревельского, с сохраненем степени Новгородского викария. 1857 года, февраля 15-го дня, переведен в епископа Костромского 38 . VIII. Исторические проишествия Удельный князь Василий Косой, по кончине отца своего Галичского князя Юрия Димитриевича, в январе 1435 года, разбитый близ Ярославля на реке Которосли, к весне явился в Кострому с новым войском; туда прибыл и великий князь Василий Темный и со своею ратею расположился лагерем, на мысе у святого Ипатия, межи Волгою и Костромы, и нельзя битися им и взяша мир, а весна тогда была вельми студена 39 . С весны 1609 года Ипатский монастырь находился в осадном состоянии. Еще в 1608 году, декабря 28-го, пан Лисовский, с ляхами и приверженцами сомозванца Тушинского, заняли Кострому. Хотя Лисовский в январе 1609 года отбыл из Костромы в Галич; но в Костроме осталась большая литовская сила с тремя проломными пушками и полным сороковым нарядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Вера Васильевна Трукс родилась 14 февраля 1886 года в деревне Тамаровке Городнянского уезда Черниговской губернии. Отец ее был чех и работал у местного помещика объездчиком леса. Вера окончила двухклассное городское училище и выдержала экзамен, дававший ей право на преподавание в школе. В 1909 году Вера Васильевна слушала лекции на курсах для преподавателей школ, проходивших во Владимире-Волынске, на которых епископ Фаддей читал лекции по педагогике. Вера Васильевна познакомилась с ним, и впоследствии он поддерживал ее, а когда она тяжело заболела, выхлопотал ей отпуск в Крым для лечения. Часть денег на поездку была казенной, а недостающие епископ добавил от себя. С 1909-го по 1923 год она работала учительницей в сельских школах. Когда в 1921 году епископа Фаддея арестовали, Вера Васильевна вместе с прихожанами усиленно хлопотала о его освобождении. После его освобождения в 1923 году, памятуя всё, чем она была ему обязана, Вера Васильевна решила, что пора и ей отдать долг, тем более что, вернувшись из ссылки, архиепископ остро нуждался в помощи. Приехав в Москву в 1923 году, она просила священника Сергия Мечева и патриарха Тихона благословить ее быть келейницей у архиепископа Фаддея. Благословляя ее, патриарх сказал: «Много скорбей понесешь». Епископ Фаддей с особенной ревностью чтил этого святого, часто молился ему и был почитателем тех несравненных сокровищ церковной гимнографии, которые были созданы этим святым подвижником. Как и за преподобного Иоанна Дамаскина, Матерь Божия в трудную минуту Сама вступилась за терпящего унижение архипастыря. Николай Давыдович Шаров (настоящая фамилия Шавер) ( 1897–1939). Слесарь на арматурном заводе в Петрограде. С 1917 года – красногвардеец. В 1919 году – председатель Ялтинской уездной ЧК. С 1920 года – заместитель председателя Волынской ГубЧК. С 1935 года – начальник УНКВД по Киевской области, с 1938-го – по Сталинградской области. В 1938 году арестован, в 1939-м – расстрелян. Епископ Анатолий (Соколов; 1865–1942). В 1904 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1914 году принял монашество, в 1915 году был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1917 году – ректор Литовской духовной семинарии. В 1919-м – хиротонисан во епископа Енотаевского, викария Астраханской епархии, и назначен временно управляющим епархией. В 1922-м – был арестован и после согласия сотрудничать с органами ГПУ освобожден и возглавил обновленцев в Астрахани. Член Всероссийского обновленческого Синода и обновленческого Поместного собора 1925 года. В 1927-м – «митрополит» Таврический и Симферопольский. В 1929-м – «митрополит» Артемовский и Донецкий. В 1936-м – «митрополит» Костромской и Галичский. С сентября 1937 года по завершении всех поручений, возлагавшихся на него НКВД, на покое. Скончался в 1942 году в Костроме.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Вечером, когда при нем был один ученик, он пел: «блаженны непорочны в пути, ходящие в законе Господни», а припевал заупокойные стихи. Окончив псалом, стал петь: «святых лик обрете источник жизни» и потом начал со слезами молиться Богу и Божией Матери о спасении души своей и о обители. Собрались некоторые из учеников. Блаженный начал ворочаться слева на право и шептал слова. Потом положил руки крестообразно на грудь и, вздохнув три раза, предал душу свою в руки Божии, мая 1-го 1478 г. 16 При отпевании преподобного от слез и рыданий не могли ни петь, ни канонархать, – иные даже падали под тяжестью скорби; один только Иннокентий и то с трудом мог совершать надгробное пение; а братии было тогда 85 человек. 17 Еще ученик преподобного написал службу преп. Пафнутию. 18 – Мощи его открыто почивают в приделе главного храма обители и придел сей посвящен его имени. 19 По описи 17 века, в царской моленной хранились «посох, часть клобука, башмаки и онучки Пафнутия чудотворца боровского». 20 Страдание священномученика Макария, киевского митрополита Блаж. Макарий, до посвящения своего в митрополита, был архимандритом виленского Троицкого монастыря. В 1495 г. при венчании в. князя литовского Александра с Еленою, дочерью великого князя московского Иоанна, блаж. Макарий присутствовал в сане архимандрита виленского, но уже, назывался нареченным митрополитом. В. к. Иоанн 3 желал, чтобы этот брак совершил «нареченный митрополит Макарий»: но гордость латинян хотела везде первенствовать и унижать православие: по ее настоянию, брак Александра с Еленою в костеле совершил виленский бискуп Войцех Табор: а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены Фома: блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Владимир недолго был местом кафедры митрополичьей. Князья его охлаждали к себе любовь народную кровопролитием и раздорами. Святитель Петр полюбил доброго Московского Князя Иоанна и зрел духом будущее Москвы; весною 1325 г. он переселился в Москву, а в следующем году, убеждая Князя воздвигнуть новый храм Богоматери, говорил пророчески: «если послушаешь меня, – сын мой, – то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и святители поживут в нем; руки его взыдут на плещи врагов наших, и прославится Бог наш» 185 . Предсказание Чудотворца стало исполняться еще при Иоанне Калите, которого хан признал Великим Князем. Это удаление Митрополита на север не могло не печалить жителей юга. Привыкнув видеть Митрополита близ себя, сильные волынские князья стали желать особого для себя Митрополита – южного; Польские короли и Литовские князья, получившие во власть свою юго-запад, стали желать того же по своим политическим видам. Между тем Митрополит Киево-Московский предъявлял в пользу единства Митрополии давность сего единства, а вместе и надежду поддерживать единство исповедания единством Митрополии. Константинопольский Патриарх и Собор его поставлены были тем в затруднение. Отселе почти столетие продолжалось колебание мыслей и решений о единстве Митрополии. В первый раз обнаружил желание иметь особого Митрополита на юге Волынский Князь Владимир Львович, который, но словам Митр. Киприана, восхоте галичскую епископию в митрополию претворити. Это было по смерти Митр. Максима. Отправляя Волынского игумена, св. Петра, в Константинополь, Князь послал грамоту и посла с просьбою посвятить Петра в Митрополита Галичского. П. Афанасий (в 1308 г.) посвятил Петра, но не для одной южной, а для всей России 186 . Князь, как видно, не отказался от своего желания. При П. Иоанне Глике и Импер. Андронике Октяб. 1317 г. в Константинополе назначали особую Литовскую Митрополию 187 . «Первый Митрополит нашего благочестия был Нифонт, второй Митрополит Петр, третий Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Возвратившись из Новгорода в Москву и совершив в ней, или, может быть, отчасти в ней, отчасти во Владимире, в течение последних месяцев 1329 года – первых месяцев 1330 года, поставления трёх новых епископов (ростовского, суздальского и тверского 250 , Феогност опять отправился в южную, волынскую, Русь, чтобы отсутствовать из Москвы на довольно продолжительное время. Из актов патриархии константинопольской видно, что в Апреле месяце 1331 года находился в Константинополе митрополит галицкий 251 , а из актов, относящихся к нашей церковной истории, видно, что в Августе месяце 1331 года находился при митрополите Феогносте епископ галичский, участвовав в поставлении им одного нового епископа (черниговско-брянского 252 . Два эти известия необходимо понимать и примирять таким образом, что в Апреле 1331 года епископу галичскому удалось достигнуть того, чтобы открыта была митрополия галицкая, но что весьма скоро за этим, к Августу месяцу того же года, по стараниям Феогноста, опять была закрыта. Это открытие галицкой митрополии и эти старания об её закрытии, нет сомнения, и заставили Феогноста предпринять путешествие в галицко-волынскую Русь и пробыть там довольно долго, с Марта-Апреля 1330 года до Апреля-Мая 1332 года 253 . Виновником настоящего, весьма недолго продолжавшегося, отделения галицко-волынской Руси в особую митрополию с гораздо большей вероятностью должен быть считаем Гедимин литовский, чем великий князь галицкий, которым в 1331 году был последний князь из дома Романова Юрий Андреевич, ибо тот Романович представляется государем настолько слабым, настолько, так сказать, одной тенью государя, что усвоять ему искание для себя отдельного митрополита весьма маловероятно. Что касается до Гедимина, то он мог действовать или сам непосредственно или через своего сына Любарта, по христианскому православному имени Димитрий, который с 1320 года сидел на уделе в волынском Луцке, доставшемся ему после его тестя Льва Юрьевича, младшего брата великого князя Андрея, отца нашего Юрия II. Ответ на вопрос: почему Гедимин хлопотал о восстановлении митрополии галицкой, а не своей литовской, может быть дан без затруднения. В Константинополе гораздо легче было добиться восстановления митрополии галицкой, чем митрополии литовской: как дают знать греческие акты, император и патриарх константинопольские, один раз открыв митрополию литовскую, не хотели больше открывать её, потому что христиан в самой Литве было весьма мало, и что они удобно могли быть заведуемы соседним епископом русским 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Гедимин, конечно, должен был иметь сильное желание видеть галицкую Русь под властью своего митрополита, так как это очень важно было в видах государственных, и чтобы он встретил решительное сопротивление своему желанию в Андрее Юрьевиче, это представляется очень маловероятным. Г. Павлов ссылается ещё на то, что погребение митрополита Петра совершал луцкий епископ Феодосий: епископ, говорит он, приезжал в Москву, конечно, по делам епархиальным; значит, в 1326 году галицко-волынские епархии находились в подчинении киевскому митрополиту, – стр. 11. Но нисколько не невозможно и не невероятно будет предполагать, что епископ приезжал в Москву не по делам епархиальным, а по делам государственным, причём, мог приезжать или именно в Москву к Ивану Даниловичу, или же во Владимир, в Тверь, к великому князю, а в Москве быть только проездом. В заключение мы должны сказать, что всякое вероятное мнение есть только вероятное мнение: мы защищаем своё мнение потому, что оно представляется нам вероятным, но если бы оказались положительные данные или достоверные свидетельства, обнаруживающие его ошибочность, то, конечно, мы не стали бы на нём настаивать. 210 В 1258 году Литва приходила к Смоленску с Полочанами; следовательно – в этом году Полочане были уже данниками Литвы. 211 После смерти Миндовга сын его Воишелк отдал было великое княжение литовское своему зятю (мужу своей сестры) Шварну, сыну Данила Романовича галичского; но тот скоро умер и на престол литовский снова вступил природный Литовец. 212 Год смерти Гедимина по русским летописям, в числе которых и 1 Новгородская, ведённая современниками. 213 До недавнего времени, на основании Стрыйковского, было принимаемо, что завоевание всей юго-западной Руси было окончено Гедимином в 1321 году взятием Киева. В настоящее время это отвергается, но вероятного общего мнения относительно хода завоеваний Гедимина пока не установлено. Мы со своей стороны, как сказали, считаем за вероятнейшее, что к концу своего правления Гедимин довёл свои завоевания до того, до чего доводит их Стрыйковский к 1321 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Города приняли вызов Москвы с удовольствием, и один за другим спешили отправлять в Москву выборных, по съезде достаточного – хотя и не полного – количества которых, в Москве был объявлен трехдневный пост, а затем начались заседания земского собора. В этих заседаниях прежде всего рассуждалось о том: выбирать ли из иностранных королевских домов или из своих «московских родов»? и было приговорено: «литовского и свейского (шведского) короля и их детей, и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных некрестьянской веры греческого закона на Владимирское и на московское государство не обирати, и Маринки и сына ея на государство не хотети, потому что польского и немецкого короля видели к себе неправду и крестное преступление и мирное нарушенье, как литовской король московское государство разорил, а свейской король Великий Новгород взял обманом» 43 . Оставалось, следовательно, взяться за своих, т. е. за «московские роды», и, так как имели в виду дело не легкое, именно же: избрать «государя праведна, чтоб дан был от Бога, а не от человек», 44 то «много, говорит современник, избирающи искаху, не возмогоша вси на единого согласитися; овии глаголаху того, инии же иного, и вси разно вещаху, и всякий хотяше по своей мысли учинити, и тако препроводиша не малые дни», при чем, по свидетельству того же современника, «мнозии от вельмож, желающи царем быти, подкупа хуся, многим дающи и обещающи многие дары 45 ». Дело в том, что вельможи не хотели уступать престол вельможам; тайные доброжелатели поляков – а они были между вельможами – желали видеть на этом престоле, по крайней мере, не сверстника своего, а подростка или юношу, при котором не было бы никакого опытного руководителя; духовенство стояло на одном, чтобы избирали православного. Хронограф кн. Оболенского говорит, что в один из «немалых» дней, посвященных избирательным прениям, собору были разом предъявлены два письменные мнения: одно – неизвестного галичского дворянина, заключавшее в себе совет избрать в цари Михаила Федоровича Романова, как ближайшего по родству к русским царям из дома Рюрикова; другое – какого-то донского атамана, трактовавшее прямо: о природном царе Михаиле Федоровиче».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010