Казимир не осмелился сам воспротивиться папе и несмотря на то, что сам же прежде изъявил согласие на избрание Ионы в митрополита и дал ему грамоту на управление Литовскими епархиями, несмотря на договор с великим князем московским и убеждения его, принял Григория и отдал ему все девять епархий Западнорусского края. Семь из этих епархий находились в пределах Литовского королевства: Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимирская на Волыни и Холмская ; они-то, за исключением, впрочем, последней, и подчинены были прежде Ионе грамотою Казимира. Остальные две епархии числились во владениях Польши — Галичская и Перемышльская — и, вероятно, вместе с Холмскою считались еще за особую митрополию Галицкую, непостоянно, впрочем, имевшую своего митрополита. Эту митрополию Казимир также обещал было подчинить Ионе, но не видно, чтобы исполнил свое обещание, несмотря на просьбы Ионы, и она только теперь воссоединилась с Киевскою митрополиею под властию Григория, так что отселе Киевские митрополиты имели уже право называться Киевскими и Галицкими, хотя, сколько известно, сам Григорий назывался только Киевским и всея России . «Слышание таково полное,— писал Московский митрополит Феодосий Новгородскому владыке спустя два года после прибытия Григория в Литву,— что король его принял, и стˆолец ему Киевский дал, и во всей своей державе св. Божия церкви и вся церковная оправдания ведати». И мало того что сам принял Григория и дал ему кафедру Киевскую со всеми церквами в своей державе, но еще посылал к великому князю Василию Васильевичу, чтобы Григория приняли и на Москву, а после несколько раз посылал с просьбою о том и к Ивану Васильевичу, хотя получал всегда решительный отказ . Как же поступили литовские епископы? Сначала они хотели показать свою приверженность к митрополиту Ионе, сами известили его о прибытии к ним Григория, прислали в Москву даже грамоты, которые последний принес с собою в Литву от папы, лжепатриарха Григория Маммы и Исидора; иные извещали и о своей ревности по православию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436020/

Местожительство удаляло их от центра государственной деятельности. Они жили не в Вильне, столице государства, но в скромном и довольно далеком от столицы Новогрудке. В Вильне главным духовным лицом являлся латинский арцибискуп. Митрополиты, имея в польско-литовской столице кафедральный собор, заезжали туда очень редко, большей частью однажды в год или по особым случаям и требованиям. Жили они еще в Минске, где у них был свой замок и наместник из соборных протопопов 887 . Епископы-владыки в начале разделения митрополий жили в своих епархиях среди своей православной паствы; они пока свободно содержали и исповедовали родное православие 888 , удерживая за собой прежние кафедры. Но так было не долго. Латинство, поддерживаемое королем и папой, ослабляло православие при бездеятельности патриарха и духовенства, уступивших свои права орденам и бискупам. Правда, существование православных кафедр не прекращалось совсем, зато отличалось каким-то непостоянством. На литовско-русских епархиях Смоленской, Черниговской и Полоцкой, пограничных с Московскими владениями скоро отразилось непостоянство политической зависимости их областей; на польских – особенно Галицкой – сказался католицизм польских воевод, старост и панов, завладевших землями православных помещиков. Отсутствие владык в Галиче, вошедшем в состав обширной митрополичьей области, ухудшало положение дела. Галичская епархия давно не имела самостоятельного архиерея, хотя и не теряла своей территориальной обособленности. После первого разделения митрополии при Григорие Цамблаке там было учреждено наместничество и поручено особым викариям, не имевшим епископского сана 889 . Киевский митрополит для управления делами бывшей митрополии в разных её поветах имел несколько наместников, из которых один заведывал округом Галича или Галичским и митрополичим домом – монастырем, называвшимся «Крылосом». Галичских наместников в начале XVI в. избирали и ставили городские старосты, по воле короля, быть может, только с согласия митрополита. В 1509 году 15 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Название слободки происходило от рода занятий ее жителей – гашения извести; сама слободка была жалована монастырю «под коровий двор». Уже в 1653 в исторических документах упоминается о существовании в слободе на окраине города Костромы деревянной церкви во имя преподобного Алексия, человека Божия. Многие историки считают, что название церкви связано с памятью особого отношения к этой обители со стороны первого русского царя из дома Романовых – Михаила Федоровича. Известен факт, что в годы Смутного времени Анастасиин монастырь был разграблен литовскими оккупантами, в результате этого, в 1623 игумения Иулия вынуждена была просить у царя Михаила Федоровича подтверждение на собственность прежних монастырских вотчин, документы которых были утеряны. В 1627 царь Михаил Федорович вручил обители подтвердительную грамоту на владение Гашеевой слободой, а вскоре (от второго брака с Евдокией Лукьновной Стрешневой) у него родился сын Алексей – будущий царь Алексей Михайлович; вполне вероятно, что этим и объясняется выбор небесного покровителя нового храма, соименного только что родившемуся наследнику престола. Во второй половине XVIII в. на месте обветшавшего к тому времени деревянного храма по благословению епископа Костромского и Галичского Дамаскина священником Иоанном Федоровым на средства прихожан жертвователей была воздвигнута двухэтажная каменная церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. Строительство осуществлялось в два этапа: сам храм возводился в 1759-1762, а трапезная и нижний ярус колокольни были построены в семидесятых годах XVIII в. ( в справочной книге о костромских приходских церквах начала XX в. приводится следующая датировка завершения работ: нижний этаж -1763, верхний — 1775 ). Западное крыльцо и два верхних яруса колокольни были возведены в первой половине XIX столетия. Особенностью храма является главка в виде короны; легенды, бытовавшие в связи с этим в Костроме, связывали такое необычное украшение колокольни с посещением города великой императрицей Екатериной II в 1767.

http://sobory.ru/article/?object=03110

Первые сведения о нем появляются в половине XVII столетия в Галичских писцовых книгах, составленных князем Мещерским 3 . В этих книгах так описывается монастырь: «Монастырь Николая Чудотворца на Староторжьи, а в нём храм великого Чудотворца Николая древян, а в церкви образ местной Чудотворца Николы в киоте; у него пелена тавта ветха черна, образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на призелени, пелена у нея кондяк черечать; над царскими вратами Деисус, одиннадцать образов на красках; над дверьми царскими сень; на дверях северных написан благоразумный разбойник; образ Пресв. Богородицы на престоле да книга евангелие, престольное письменное да шестоднев печатный, две псалтири ветхи, да ермолог, две треиди печатные, соборник, служебник печати литовския, трефолой письменной. Другая церковь теплая св. мученика архидиакона Стефана. А в ней Божие милосердие образов: Деисус да двери царския на красках ветхи. За престолом образ Пресв. Богородицы да крест благословенной медной. Сосуды церковные оловянные ветхи, кадило медное ветхо; два колокола. Да на монастыре две кельи игуменския да две кельи братских, да около монастыря ограда ветха, да под монастырем огороды их, мелкое монастырское. В монастыре служит игумен Паисей». В этих же книгах сказано, что в то время монастырю принадлежали две пожни: одна по реке Едомке, другая по реке Средней 4 . Как можно судить по этому описанию, монастырь был бедным, малолюдным, скудным своими средствами, одним из тех монастырей, каких в то время было множество и какие с течением времени были или упраздняемы, или преобразовываемы в женские. Эта последняя участь постигла и староторжский монастырь. В 1668 году он был передан «иным делателям», делателям иного пола, которые вот уже в продолжение 2,5 столетия возделывают вверенный им «виноград», ограждают, расширяют, преумножают с глубокою верой в Промысел Божий и спасительность несомого им подвига монашества. Проследить жизнь монастыря за этот период времени, по возможности со всех сторон и составляет цель дальнейшего очерка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. XVII в. П. Г. м. был одним из крупнейших вотчинников Галичского у. и переживал хозяйственный подъем ( Авдеев. 2009. С. 36-37), но пострадал в Смутное время . 3 янв. 1609 г. отряд А. Лисовского взял штурмом Галич и подверг его разгрому. Монастырские вотчины были разорены, вероятно, пострадала и сама обитель. В 1612-1613 гг. в П. Г. м. был пожар, о чем упомянуто в отписке в Галичскую четь дозорщика В. Жемчужникова. В 1618 г. настоятель архим. Боголеп писал в челобитной царю Михаилу Феодоровичу , что «вотчинка пуста от войны литовских людей, и от русских воров, и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно». В дозорной книге 1618 г. за монастырем в Галичском у. числились 2 погоста, 3 сельца, 26 деревень, 30 починков, в которых было 77 крестьянских дворов. Часть вотчины за годы Смуты опустела, в 1618 г. здесь были «пусты 2 деревни, да 12 починков, да 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых» (Акты писцового дела. М., 1913. Т. 1. С. 62, 63, 65). В 1655 г. П. Г. м. принадлежали 680 крестьянских дворов, в 1678 г.- 694 двора. С 1606 г. мон-рь был втянут в тяжбу с посадскими людьми и рыбными ловцами Галича, к-рым по их «посулу» писцы Иван Биркин и Михаил Тюхин приписали принадлежавшие мон-рю сенные покосы по рекам Челсме и Святице и «Овинов луг с росчистями». Окончательно дело решилось в пользу мон-ря в 1652 г. ( Авдеев. 2009. С. 37). В 1655 г. за обителью числились 680 крестьянских дворов, в 1681 г.- 682, в 1701 г.- 687. По писцовой книге 1628 г., в П. Г. м. «у Галичского посада» находились холодный Успенский храм и теплая Никольская ц., «да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере Галичском и в реках Ихлиме у озера в устье и на Светице и на Сухом Песке» (цит. по: Белоруков. 2000. С. 72). В 1628 г. в мон-ре было 2 храма: холодный Успенский и теплый Никольский. В 60-х гг. XVII в. в монастырском скриптории был выполнен ряд лицевых рукописей высокого художественного уровня, в т. ч. и лицевой Апокалипсис ( Анисимова. 1997).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

архиеп. Псковский и Рижский Павел (Пономарев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 26.10.1798 архиепископ с 15.05.1799 по 26.12.1799 архиеп. Ярославский и Ростовский Павел (Зернов) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.01.1800 архиепископ с 15.09.1801 по 18.12.1803 архиеп. Казанский и Симбирский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 31.12.1803 архиепископ с 1.05.1804 по 30.08.1814 архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с30.08.1814 по 15.03.1819 митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.03.1819 по 26.09.1820 архиеп. Ярославский и Ростовский Симеон (Крылов-Платонов) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.09.1820 поЗ.07.1821 архиеп. Ростовский и Ярославский Иона (Павлинский) архиепископ, бывший еп. Орловский и Севский c 21.07.1821 по 6.11.1826 архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Симбирский с 6.11.1826 †1.07.1831 Григорий (Постников) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 1.03.1848 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов) архиепископ, бывший архиеп. Херсонский и Таврический с 1.03.1848 по 15.02.1857 на покое; † 8.09.1858 Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 5.05.1876 митр. Киевский и Галицкий Алексий (Ржаницын) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 9.09.1876 † 9.06.1877 Евсевий (Ильинский) архиепископ, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 8.12.1877 †12.03.1879 Савва (Тихомиров) епископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский, с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 †18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Иринарх (Попов) епископ, рукоположен с 3.05.1836 по 15.09.1836 еп. Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4. Воишелк во второй раз, 1270. 5. Тройден, 1270–1283. 6. Витень или Витенес, 1283–1315. 7. Гедимин, сын или брат Витеня, 1315–1341. 8. Евнутий, сын Гедимина, 1341–1345. 2. Максим, 1283–1305 г. 3. Св. Петр, 1308–1326 г. 4. Феогност, 1328–1353 г. В 1303-м году поставлен отдельный митрополит галицкий, неизвестный по имени, который (вероятно) умер около одного времени с Максимом и после смерти которого кафедра митрополии опять была закрыта. В 1316–1317-м году поставлен особый митрополит литовский, по имени Феофил, кафедра которого (вероятно) была закрыта при поставлении в митрополиты всея России Феогноста. В 1331-м году была открыта не на долгое время митрополия галицкая. В 1337–1338-м году снова была открыта митрополия галицкая, закрытая потом в 1347-м году. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 18. Иван Иванович, 1353– 1359. 19. Дмитрий Константинович (суздальский), правнук Андрея Ярославовича, 1360–1362. 20. Дмитрий Иванович Донской, 1362–1389. 21. Василий Дмитриевич, 1389–1425. 22. Василий Васильевич Темный, 1425–1433. 23. Юрий Дмитриевич (звенигородско-галичский), сын Донского, 1433. 24. Василий Васильевич во второй раз, 1434. 25. Юрий Дмитриевич во второй раз, 1434. 26. Василий Юрьевич Косой, сын предыдущего, 1434. 27. Василий Васильевич в третий раз, 1434–1446. 28. Дмитрий Юрьевич Шемяка, сын Юрия Дмитриевича, 1446. 9. Ольгерд, брат предыдущего, 1345–1377. 10. Ягайло или Ягелло, сын Ольгерда, 1377–1386 (с 1386-го года, под именем Владислава II, король польский). 11. Скиригайло, брат предыдущего, 1386–1392. 12. Витовт, сын Кейстутия, брата Ольгердова, 1392–1430. 13. Свидригайло, брат Ягайла, 1430–1432. 14. Сигизмунд, брат Витовта, 1432–1440. 15. Казимир, сын Ягайла, 1440–1492 (с 1447-го года и король польский). 5. Св. Алексий, 1354–1378. 6. Михаил Митяй, нареченный митрополита. 1378–1379. 7. Киприан, 1381–1382. 8. Пимин, 1382–1385, 1388– 1389. 9. Дионисий, нареченный митрополит, 1384–1385. 10. Киприан во второй раз, 1390–1406. 11. Фотий, 1408–1431. 12. Исидора, 1436–1441. 13. Св. Иона, 1448–1461.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

О том, как выглядела первоначально деревянная Воскресенская церковь, тоже не сохранилось никаких сведений. Постройки обители не раз горели и отстраивались заново. Первые их описания относятся уже к XVII столетию. В «Дозорной книге Солигалича» за 1614 год (указано следующее: «…У Соли же Галицкой на посаде на берегу у Костромы реки монастырь Воскресенской, а на монастыре два храма древяны, храм вверх во имя Воскресения Христова да у того же вверх четыре престола, престол Честнаго Креста, престол Животворящей Троицы, престол вверх святым Петру и Павлу, престол пророка Илии… да на монастыре ж Воскресенском храм с трапезою вверх во имя страстотерпца Христова Дмитрия Солунского, а в нем два престола Алексия человека Божия да престол Введения Пречистой Богородицы, да колоколница о осми стенах вверх, а на ней колокола…» Из этого отрывка можно сделать два вывода. Во-первых, не стоит ли принять оборот «да у него же вверх четыре престола» как указание на то, что у деревянного храма конца XVI или начала XVII столетия было пятишатровое завершение? Если это так, то перед нами один из наиболее ранних примеров деревянных многошатровых храмов и, пожалуй, единственный подобный случай в Костромской земле. До настоящего времени такие храмы были в данный период известны только в Архангельской области (это, например, Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста) Конечно, нельзя исключать и другого толкования этого описания. Во-вторых, поскольку книга была составлена по указанию государя Михаила Феодоровича, с целью выявить урон, причиненный городу литовскими набегами 1609 и 1613 годов, то можно заключить, что храмы Воскресенского монастыря были сильно повреждены (хотя книга этого и не фиксирует), но не уничтожены. Такое предположение напрашивается при сопоставлении данных Дозорной книги и текста грамоты патриарха Филарета: «В 1619 году святейший патриарх Филарет, грамотою от 1 июля, последовавшею вследствие челобитья игумена Воскресенскаго монастыря Антония с братиею, вместо сожженаго литовскими и русскими ворами Воскресенскаго храма пожаловал, благословил игумена в Воскресенском монастыре на старом церковном месте воздвигнуть новый храм во имя Воскресения Христова, с приделами: Происхождения честнаго креста Господня, да Петра и Павла верховных апостол и святаго пророка Ильи, повелел дать на престолы антиминсы и разрешил игумену Антонию с игуменом (Галичскаго Паисиева монастыря), попом Иваном и диаконом Василием, по устроении, освятить по правилам святых апостол и святых отец» Вероятно, и другие церкви вновь отстроенной обители появились примерно в это же время.

http://sobory.ru/article/?object=05171

Так, преподобный Авраамий Галичский основал четыре монастыря, Макарий Унженский — три монастыря, Дионисий Глушицкий — три и четвертый восстановил, Ферапонт Белоезерский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрицкий — по два. А всего более умножению у нас монастырей в то время и возбуждению монашеского духа способствовали своим нравственным влиянием, своими трудами и примером такие великие подвижники, каковы были преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белоезерский и другие, и такие великие святители, каковы были святые Петр и Алексий Московские, Моисей Новгородский, Стефан Пермский и им подобные. Монголам можно вменить разве то, что они, не вмешиваясь во внутренние дела нашей Церкви, не возбраняли самим русским заботиться об устроении своих святых обителей, делать на них пожертвования, вклады, как не препятствовали вообще естественному течению церковной жизни. Что же касается до мысли, будто некоторые принимали тогда у нас монашество вследствие государственных бедствий, чтобы найти для себя безопасный приют и покой в стенах мирных обителей, а другие устремлялись туда толпами из городов и сел, привлекаемые одними мирскими преимуществами монастырей , то, признавая эту мысль совершенно сообразною с тогдашними обстоятельствами и свойствами человеческого сердца, мы, однако ж, не находим возможности подтвердить ее фактами. Надобно еще заметить, что большая часть наших монастырей того времени возникла не в первое столетие монгольского ига, когда оно давило Россию всею своею тяжестию, а уже во второе, когда Юго-Западная Россия совсем освободилась от этого ига и вошла в состав Литовского государства и отчасти Польши, когда в Руси Восточной утвердилась и возвысилась Москва и начала жить почти самостоятельною жизнию, и что самое значительное число монастырей основано у нас тогда в области Новгородской и других северных, куда владычество монголов вовсе не проникало. I. Монастыри в Юго-Западной России Всего менее сохранилось сведений о тогдашних монастырях Юго-Западной России, которая со времени нашествия монгольского начала отделяться от Восточной, пока не вошла в состав Литовского государства и частию Польши.

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

В 1392 г., после установления мира между Ягайло и Витовтом, реальная власть в Великом княжестве Литовском перешла к последнему. Г. С. поначалу поддержал Витовта и даже участвовал в походе на Витебск против Свидригайло . Здесь смоленский князь дал клятву верности Витовту, к-рый подтвердил его права на Смоленск. Однако вскоре произошел разрыв, причиной к-рого стал захват Г. С. оршанских волостей, к-рые он раздал своим боярам. Изменение позиции Г. С. по отношению к Витовту, по-видимому, стало следствием укрепления отношений смоленского князя с рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем , на дочери к-рого Г. С. женился, вероятно в нач. 90-х гг. XIV в. Витовт передал Смоленск Глебу Святославичу, а Г. С. выделил Рославль. В 1395 г. среди многочисленных сыновей Святослава Иоанновича началась борьба за перераспределение владений в неподвластной Литве части Смоленского княжества. Возможно, в поисках поддержки в этой борьбе Г. С. отправился к кн. Олегу Рязанскому. Пока он отсутствовал, 28 сент. 1395 г. Витовт захватил Смоленск, взял в плен всех находившихся здесь во главе с Глебом Святославичем местных князей и поставил в городе своих наместников. «Литовская метрика» в 40-х гг. XV в. сообщает о том, что по настоянию Витовта со Смоленской кафедры был удален свт. Михаил . 6 апр. 1396 г. во епископа Смоленского был хиротонисан Насон, хиротонию возглавил митр. Киприан . В 1396 г. в Смоленск на встречу с Витовтом приезжал вел. кн. московский Василий I Димитриевич , в 90-х гг. поддерживавший дружественные отношения со своим тестем. Зимой 1395/96 г. Витовт послал рать во главе с кн. Лугвенем (Семёном), разорившую рязанские земли. После поражения 12 авг. 1399 г. на р. Ворскле войск Витовта от ордынцев хана Темир-Кутлуя и эмира Едигея власть литов. вел. князя на рус. землях ослабла. В битве на Ворскле погибли соперники Г. С. за власть в Смоленске - литов. наместник кн. Ямонт (Иоанн) и Глеб Святославич. К 1400 г. упрочились дружеские связи смоленского князя с московским вел. кн. Василием I, брат к-рого звенигородско-галичский кн.

http://pravenc.ru/text/164465.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010