В июля месяце впал он в недуг свой и послал пригласить к себе настоятелей всех основанных им обителей, вместе с ними стеклись все братия. В последний раз простер он к ним назидательную свою беседу о пользе иночества, наставляя их быть единомысленными и твердо стоять в Православии, удаляясь от всякой прелести душевной и телесной, и не забывать странных и нищих, ожидая себе воздаяния от Господа. Преподобный поручил собранное им стадо Матери Божией и в самый час своего исхода приобщился еще однажды Божественных Таин, поддерживаемый учениками. Долго молился он о присных чадах своих, которым вместе преподал мир и благословение; смиренно молился и о душе своей, чтобы избежать ей мытарств воздушных, и в теплой молитве к Господу и Пречистой Его Матери мирно отошла душа его июля в 20-й день 1375 года. Преподобный Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав в ней четыре монастыря, посвященные Божией Матери, явившей ему Свою икону в начале его молитвенных подвигов. Сей светильник смирения, переносимый Промыслом Божиим с одного места на другое, везде возжигал светочи духовной жизни, населяя земли суеверной чуди православными иноками. Святые мощи просветителя Галичской земли почивали в приделе храма Покровской обители, посвященном его имени. В Чухломе свято чтится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Авраамием, вода которого обладала целебными свойствами. Преподобного Авраамия называют также и Городецким. Афанасий Брестский, преподобномученик — прославление Около времени рождения святого Афанасия, в 1596 году, в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церковью юго-западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и римо-католической церковью. Уния имела целью латинизацию святой православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно, противиться их определениями, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей Святой Церкви, особенно при наших патриархах (имеются в виду восточные патриархи), не оставляя старого календаря… и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

169 Γλιτζα, πισκοπ ο σα τς ’Ρωσας, τιμθη ες μητρπολιν παρ το βασιλως κυρο νδρονκου το Παλαιολγου π το γιωττου πατριρχου κυρο θανασου, ν τει 54;34; ι, – у Ралли и П. V, 494, примечание 1. См. ещё статью А. С. Павлова: „О начале галицкой и литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам”, напечатанную в майской книжке „Русского Обозрения” за 1894 год. Митрополит Киприан в житии св. Петра говорит о попытке галичского великого князя Юрия Львовича получить для Галиции особого митрополита, сделанной после смерти митрополита Максима, как о первой попытке. Возможно, что Киприан не знал о действительном первом поставлении особого галичского митрополита; но не невозможно, что и зная притворился незнающим, ибо в интересе московских митрополитов было то, чтобы история галичской (галичско-литовской) митрополии была возможно менее известна, дабы против каждого поставления особого галичского митрополита можно было протестовать как против небывалого и неслыханного нововведения. 171 В Воскресенской летописи относительно места в соборе, где был положен Максим, сказано: „в соборней церкви святыа Богородица, во храме (придельном) Христова мученика Пантелеймона”, – Собрание летописей VII, 184 (Тоже в Степенной книге, I, 403). 172 Из синодального сборника XVI века житие напечатано К. И. Невоструевым в январской книжке харьковского Духовного Вестника 1862 года; из новгородского Софийского Сборника XIV века напечатано преосвященным Макарием в приложениях к IV т. Истории; третий известный нам список – в сборнике XVI века Троицкой Лаврской библиотеки, лист 300; указание других списков см. у Ключевского в Древне-русских Житиях святых, стр. 75, примечание 2, и у Барсукова в Источниках Русской Агиографии, col. 447, прибавив к указанным ещё список в синодальной рукописи Епископу Прохору усвояется житие в списке, напечатанном преосвященным Макарием, и в некоторых из списков ненапечатанных. 173 Помещено в Степенной книге, – I, 410; читается в рукописях и в отдельном виде (см. преосвященного Макария История т. IV, приложение 3, Востокова Описание рукописей Румянцевского Музея и у Барсукова ibid.; нам известные списки: бывшие Волоколамские лист 226, и лист 226, и Лаврский Троицкий лист 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1. Феодосий, упоминается в 1326 г., когда он погребал в Москве св. Петра, митрополита Московского . 2. Иоанн, упоминается под 1393 г., когда он приехал в Царьград к патриарху с грамотами от Польско-Литовского короля Ягайлы Владислава, просившего возвести этого епископа в митрополита Галича. Но патриарх отказал в этой просьбе короля. И это потому, что епископ Иоанн был обжалован за проступки митрополитом Киприаном, который, по приказу патриарха, судил даже этого виновного епископа и, кажется, лишил его Луцкой епископии, ибо в 1397 г. был уже Луцким епископом Феодор. Но Ягайло отдал в 1398 г. епископу Иоанну Галичскую митрополию, обещаясь даже содействовать поставлению его в сан митрополита, за что этот епископ со своей стороны письменно обязался, – когда станет митрополитом, –дать королю 200 русских гривен и 30 копей 21 . 3. Феодор I, упоминается в 1397 г., когда он вместе с митр. Киприаном, посещавшим тогда Волынь, прибыл в Москву, где и умер. 4. Савва, на Московском Соборе в 1401 году митрополитом Киприаном был лишён своей епархии – с обязательством жить в Москве, потому что, как полагают, он заслужил гнев Витовта, князя Литовского. 5. Дионисий I, упоминается в 1415 и 1416 годах. 6. Мартиниан, упоминается около половины 15 века. 7. Евфимий, жил между 1447 и 1490 гг. 8. Никифор, упоминается около 1490 года. 9. Иона, упоминается в 1495 году, когда он умер от язвы, свирепствовавшей тогда на Волыни. 10. Кирилл, хиротонисан в 1495 г., присутствовал на Виленском соборе в 1509 г. 18 января, умер в 1526 г. 11. Пафнутий, упоминается в 1526 и 1528 годах. 12. Макарий, из Туровских епископов переведён во Владимир в марте 1528 г., потом перешёл в Украину, а в 1533 году возведён в сан митрополита Киевского. 13. Арсений, упоминается в 1540 г. 14. Феодор II Гулевич, упоминается около 1541 года. 15. Димитрий. 16. Алексей, упоминается в сделанной от лица его описи вещей церкви Спаса (что на Красном); опись эта сохранилась в евангелии Луцком. 17. Феодосий, упоминается около 1548–1558 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

2008. С. 172, 39.I; С. 207-208, 59). В февр. 1458 г. в ответ на покаяние смертельно больного Новгородского архиерея в связи с его позицией по вопросу отлучения Шемяки И. отправил ему со своим духовником Евмением прощальную грамоту (АИ. Т. 1. С. 86-87, 43; Абеленцева. 2009. С. 413-414, 43). Дмитрий Шемяка пользовался большой поддержкой и на Вятке, куда святитель отправил 3 послания, в к-рых под угрозой отлучения призывал вятчан признать власть вел. кн. Василия II, а также не нарушать христ. заповеди (РФА. 2008. С. 94-95, 7.II; С. 113-116, 16, 17). После бегства можайского кн. Ивана Андреевича, сторонника шемяки, в Литву И. предостерегал Смоленского еп. Мисаила от возможного содействия беглецу. В послании говорится, что митрополит дважды безуспешно просил можайского князя послать рать против татар (Там же. С. 209-210, 60). После смерти Шемяки, отравленного в 1453 г. в Вел. Новгороде по приказу Василия II, И. запретил поминать галичского князя на заупокойных службах. В лит-ре высказывалось мнение, что часть духовенства и мирян на Руси считали поставление И. неканоническим. Согласно свидетельству прп. Иосифа Волоцкого, «Ионе митрополиту была брань с Пафнотием старцем: сказали Ионе, что Пафнутий его не велит звати митрополитом» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 191; ср.: С. 365). Однако есть основания считать, что прп. Пафнутий Боровский был не согласен только с позицией И. в отношении Дмитрия Шемяки, к-рый умер отлученным от Церкви, поэтому его не могли поминать на заупокойных службах (см.: Абеленцева. 2009. С. 193-203). Встав во главе Русской Церкви, И. начал добиваться признания своей власти во всех областях общерус. митрополии. 31 янв. 1451 г. по решению кор. Казимира IV Ягеллончика и рады Литовского великого княжества И. был признан митрополитом (РФА. 2008. С. 151-152, 29). 9 февр. 1451 г. датируется грамота И. протодиак. Михаилу на наместничество в Вильно, Новогрудке, Гродно и «по всем городом» (РИБ. Т. 6. Стб. 569-572, 69). Однако И. был признан митрополитом только для епархий на территории Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/578250.html

277 Иван Данилович и другие, бывшие с ним, князья «начата увещевати и молити пресвященнаго митрополита Феогнаста, дабы отлученьем и запрещением связал» Александра Михайловича, – Никон. лет. III, 153. 278 Литовский митрополит ( Λιτβδων, Λιτβν), упоминаемый в записях Константинопольского патриаршего собора в правление св. Петра, под 1317 г. (см. в статье о св. Петре), упоминается потом в тех же записях под 1327 и под 1329 гг.; под последним годом он называется по имени Феофилом, – Миклошича Acta Patriarchal. Constantinop. I, 143 и 147. 279 Митр. Феогност отправился из Новгорода в Волынскую землю не позднее Апреля месяца 1330 г.: это видно из рассказа 1-й Новгородской летописи об отречении от кафедры Новгородского архиепископа Моисея и об избрании преемника ему (Новгородцы, пробыв после отречения Моисеева без архиепископа 8 месяцев, избрали преемника ему в Январе 1331 г., а Моисей отрекся после отбытия Феогноста из Новгорода); оставался Феогност в юго-западной Руси по крайней мере до Сентября 1331 г., ибо 25-го Августа сего года он посвятил во Владимире Волынском Новгородского архиепископа Василия. Что он принимаем был в юго-западной Руси как законный митрополит, это видно, во-первых, из того, что, будучи там, он ставил епископов – Новгородского и еще Тверского; во-вторых, что архиепископа Новгородского он ставил с епископами: Полоцким, Владимирским, Галичским, Перемышльским и Холмским (Новгородск. 1-я лет.). О пребывании Феогноста в юго-западной Руси Никоновская летопись говорит, что он пошел из Новгорода в Волынскую землю, а оттуда пошел в Галич и в Жарову (не можем сказать, какой разумеется город) и пришел во Владимир Волынский, – III, 154 и 155. 280 Литовский митрополит Феофил упоминается в записях патриаршего собора под 1323 г., а новый митрополит, называемый Галицким, Γαλτζης, – из чего и видно, что новый, а не тот же Феофил, – вероятно, только что поставленный, упоминается в тех же записях под 6 Апреля 1331 г., – Миклош. Acta Patriarchal. Const. I, 164. Что новый митрополит был поставлен не на одну Галицию, но и на Литву, это видно из грамот о закрытии Галицкой митрополии 1347 г., о которых сейчас ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А он имеет действовать по своим правам и уставам, как правили прежде бывшие Митрополиты, по добрым обычаям предков наших и своего христианства. Посему князья наши, и епископы, и бояре, архиепископы, игумены, священники, диаконы, иноки, и весь причет церковный, и весь народ христианства Русскаго должны признавать Иону отца нашего за Митрополита, оказывать ему почести и послушание, по правилам духовным, как и прежним Митрополитам». Эта грамота была подписана самим королём, бывшим князем Литовским Свидригайлом, князем Киевским Александром Владимировичем, воеводами и наместниками знатнейших городов Литовско-Русских и даже Латинским Епископом Виленским Матфеем 217 . Таким образом, в православной Руси, разделённой тогда между двумя государствами, Московским и Литовским, старанием святого Ионы, при содействии Великого Князя Московского и Казимира, восстановлена была единая древняя митрополия Русская. Пользуясь правами Всероссийского митрополита, святой Иона обратил внимание на устройство возвращённых епархий. Епископа Владимирского (на Волыне) Даниила он немедленно вытребовал в Москву. Сей Епископ, как видно, был поставлен Исидором, уже после его соединения с Римскою Церковью, потому и сам согласился на Унию. Ревностный о православии архипастырь первым долгом почёл очистить свою паству от посеянных в ней плевел. Вызвав в Москву, он расположил Даниила отречься от согласия с Церковью Римскою, дать обязательство в соблюдении верности православию, и после того отпустил его в свою епархию 218 . Для управления делами церковными в главнейших городах, зависевших непосредственно от кафедры Киевской и входивших в состав епархии митрополитской, святой Иона, по прежним примерам, поставил своих наместников, которые должны были заведовать местным и ближайшим духовенством; освящать церкви, выдавать достойным поступления в служители церкви, или высшего степени священнослужения, свои одобрительные грамоты, для посвящения чрез епископов; наблюдать за соблюдением правил церковных и заведовать судом церковным; управлять отчинами митрополии и собирать с них доходы 219 . Но без успеха святой Иона старался возвратить своему престолу те епархии, которые находились в областях Русских, принадлежавших собственно Польше, а не Литовскому Великому Княжеству, именно: епархии Галичскую, Хельмскую и Перемышльскую 220 . Не видно, чтоб Казимир сделал здесь что-нибудь для святого Ионы, и не видно никаких сношений Митрополии Всероссийской с теми епархиями 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но намерение Витовта стать королем пришлось не по нраву польской знати, опасавшейся, что Литва таким образом выйдет из династической унии с Польским королевством. Первоначально согласившийся на коронацию Витовта Польский король Владислав Ягайло решил ей воспрепятствовать. Послы императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембурга, которые должны были доставить Витовту корону, были задержаны поляками по пути в Литву. Коронация Витовта не состоялась. Удрученный великий князь Литовский скончался 27 октября 1430 г. Весть об этом застала митрополита Фотия и великого князя Московского Василия в Новогрудке. Здесь же состоялась встреча свт. Фотия с пришедшим к власти в Литве великим князем Свидригайло Ольгердовичем (правил как великий князь Литовский в 1430–1432 гг.) и его братом польским королем Владиславом Митрополит Киевский и всея Руси свт. Фотий скончался в Москве 2 июля 1431 г. Выдающийся Первосвятитель был с почетом погребен в Успенском соборе Московского Вероятно, уже вскоре после кончины свт. Фотия в Москве состоялось наречение епископа Рязанского свт. Ионы на Киевский митрополичий престол (точная дата этого события неизвестна, Е. Е. Голубинский считал, что оно имело место во 2-й половине 1432 Сохранилась датированная 11 марта 1433 г. грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», которую святитель послал в нижегородский Печерский Вознесенский 27 августа 1433 г. датирована адресованная на имя свт. Ионы духовная грамота князя Василия внука последнего независимого галичского князя Дмитрия Ивановича. Очевидно, что данный документ, не имеющий отношения к Рязанской епархии (вотчина князя Василия Васильевича располагалась в Дмитровском уезде, который никогда не входил в состав Рязанской епископии, но находился в составе митрополичьей области), обращен к свт. Ионе как нареченному митрополиту, а не простому епархиальному В грамоте И. В. Минина, выданной землевладельцем при пожаловании села Аксиньинское в Звенигородском уезде в дар митрополичьей кафедре, также говорится, что она выдана «Ионе епископу нареченому в святейшую митрополью Правда, грамота эта не имеет точной датировки и может быть отнесена к 1441–1448 гг., когда свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Первый патриарх после начала турецкого ига, Святитель Геннадий, просил митрополита Иону о помощи вопиющим нуждам греческой Церкви. Митрополит поспешил исполнить желание праведного патриарха и просил его не оставлять Русской Церкви своим попечением. В 1465 г. митрополит Феодосий, по грамоте патриарха Иерусалимского Иоакима, посвятил в Москве грека Иосифа в митрополиты Кесарии-Филипповой. Святитель Иона, заняв столь высокое положение, позаботился о внешней представительности. На своем дворе он поставил палату каменную с домовою церковью Ризположения Пречистые Богородицы; Успенский кафедральный собор украсил иконами в золотых и серебряных ризах с драгоценными каменьями и пр. Богослужение в нем сделал более торжественным чрез умножение певчих и числа чтецов. Святитель Иона родился близ г. Солигалича Костромской обл., от вотчинника Феодора Одноуша, следовательно был по своему происхождению из людей благородных. 12-летним мальчиком он поступил в один из галичских монастырей, а затем перешел в московский Симонов мон. Он проявлял там большую ревность. Любил он писание божественных книг. Житие сообщает, что Святитель Фотий застал его однажды заснувшим в хлебне «от великого воздержания и от прилежного труда и молитвы» с правой рукой, согбенной для благословения. Св. Фотий, запретив будить его, предрек, что Иона будет великим святителем. Поставленный ок. 1430 г. епископом рязанским, он обратил в христианство многих инородцев. Первою заботою митр. Ионы было подчинить своей власти епископии, находившияся во владениях короля польского и одновременно вел. кн. литовского Казимира. Он сносился с последним, с православным киевским князем Александром Владимировичем, женатым на сестре Василия II, и отправлял послания южной пастве. В 1451 г. в грамоте, данной в Вильне, Казимир признал Иону главой литовских епархий с Киевом, но не галицким. Все старания Святителя подчинить и Галицию оказались напрасными. Святитель сразу произвел очищение литовско-русских епархий от заразы униатства. Один из литовских епископов, Даниил Владимирский и берестейский, ходил ранее для посвящения в Константинополь к патриарху-униату Григорию Мамме и был посвящен, находившимся там, Исидором. Еп. Даниил был вызван в Москву, где, совершив перед митрополитом отречение и подписав его, получил прощение и благословение. Первым делом м. Ионы было торжественное причисление к лику святых митрополита Алексия. Сохранились учительные грамоты Св. Ионы. Две – на Вятку, получавшую из России священников, но не имевшую над собою епископа и сначала не подчинявшуюся русской иерархии. В двух грамотах в Новгород Святитель обличает кулачные (вернее палочные) бои. В послании к псковичам он дает им пастырски-учительное указание

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Св. Пётр, быв послан в Константинополь галичским великим князем Юрием Львовичем для поставления в отдельные митрополиты галичские, был поставлен там в митрополиты всея России. Патриарх Афанасий, давший было Галиции отдельного митрополита в 1303 году, потом почему-то переменил свои мысли и после смерти этого отдельного митрополита, последовавшей одновременно со смертью митрополита всея России Максима, отказал Юрию Львовичу в его просьбе дать Галиции нового отдельного митрополита. Но в правление самого Петра при втором преемнике патриарха Афанасии Иоанне Глике мы снова видим у нас подле митрополита всея России ещё другого или отдельного митрополита. Этот отдельный митрополит, по имени Феофил, называется не галичским, а литовским, чем даётся знать, что он был истребован у императора и патриарха не великим князем галичским, а великим князем литовским. Что касается до его области, то мнения относительно этого несогласны: мы со своей стороны, заключая из того, что после видим при митрополите Феогносте, признаем за вероятнейшее думать, что отдельная митрополия обнимала не только Русь литовскую, но и галичско-волынскую или вообще всю Русь юго-западную; другие находят вероятнейшим думать, что митрополия обнимала именно только литовскую Русь или в точном смысле слова была литовской 208 . Литовцы, особый народ в индоевропейском семействе народов, ближайший между другими народами семейства к нашему славянскому, жили по южному и восточному берегам Балтийского моря в нынешней северо-восточной Пруссии (начиная на западе от реки Вислы) и в наших губерниях курляндской и частью лифляндской и потом внутрь от моря – в наших губерниях ковенской и частью виленской, сувалкской (царства польского), минской и гродненской. Западная половина Литовцев, носившая особое название Пруссов, была покорена в XIII веке (с 1230 по 1283 год) немецким орденом; восточная же половина (наша теперешняя русская) образовала из себя великое княжество литовское, которое простёрло свою власть на весьма значительную часть и нашей Руси. До сороковых годов XIII века восточные Литовцы не составляли из себя одного государства, но распадались на мелкие и весьма мелкие владения. Около 1238 года у них явился князь – собиратель земли, который соединил все мелкие владения в одно государство; этот князь, «самодержец всей земли литовской» 209 , был Миндовг, правивший до 1263 года. С этого Миндовга и начинается покорение Руси Литовцами. Мы не знаем истории завоеваний Миндовга, но в конце своего правления он владел более или менее значительной частью княжества полоцкого 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Соблазн в России, произведенный Исидором, смуты и униатские движения в самой Византии заставили вел. московского князя Василия Васильевича через семь лет решиться на то, что следовало бы сделать давно. Князь осмелился дома поставить Иону митрополитом на Русь с именем киевского и всея России, в предупреждение печальных явлений, которыми, благодаря не всегда полезному праву Константинополя ставить на Русь митрополитов, так богата история русской митрополии. Поставление состоялось 15 декабря 1448 года. Чрез три года вел. князь Василий Васильевич, не забывая старины совсем, пытался известить нового греческого царя Константина Палеолога о поставлении Ионы: составили грамоту, только доставить ее не было возможности. На Константинополь шли турки, чтобы совсем разгромить его. Новый митрополит поспешил известить о своем поставлении литовских князей, панов, бояр, наместников и народ 32 . Сделавшись единым митрополитом, Иона употреблял все меры к сохранению единства митрополии. 31 янв. 1451 г. он писал киевскому князю Александру Владимировичу о своем поставлении, убеждал его охранять православие в Литве и содействовать воссоединению митрополии. Одновременно со своим посланием в Киев м. Иона получил грамоту от польского короля Казимира IV. Грамотой в управление киевского митрополита отдавались духовенство и народ литовских владений 33 . В своей переписке Иона, кстати, напомнил Казимиру о данном когда-то обещании присоединить к Киевской митрополии и Галичскую 34 , но без успеха. Галичская митрополия соединилась с Киевской после, когда Киевская окончательно отделилась от Московской митрополии 35 . Если м. Ионе не удалось присоединить к своей митрополии Галицию, за то удалось вступить в полные права по управлению Литовской митрополией. 9 февр. 1451 г. он назначил в Вильну, Новгородок, Гродну и все города, места и села, где были митрополичьи церкви, наместником своего протодьякона Михаила на тех же самых правах, как управляли там наместники м. Фотия, выгнанные Витовтом. Старец Давид остался наместником в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010