383, Болеслава Святославовна, старшая из двух дочерей Святослава Всеволодовича, великого князя киевского ), от брака с дочерью Василька (Василия) Рогволодовича, князя полоцкого 512), неизвестной по имени, жена Владимира Ярославича, князя галичекого 562). – Летопись упоминает о ней только раз, по случаю свадьбы её с князем Владимиром, в 1166 г. 384. Борис 384. Борис, князь межибожский. из племени, по происхождению неведомого, князей Болоховских 241), чей сын – неизвестно. Летопись именует его однажды, повествуя, что он, вследствие совещания с некоторыми лицами, послал Даниилу Романовичу, князю галичскому 67), ложное известие о наступлении Половцев к Владимиру-Волынскому, в 1234 г. 385. Борис 385. Борис, князь полоцкий, чей сын – неизвестно. – Летопись именует его только раз, сообщая, что Ярославцы и Смольияне ваяли при нем Полоцк, в 1222 г. 386. Борис Александрович 386. Борис Александрович, удельный князь микулинский, старший из двух сыновей Александра Федоровича, князя микулинского 262), от брака с Марией Ивановной, княжной ярославской ). Род. в городе Никулине (теперь село Микулино-Городище, на р. Шоше, Старицкого уезда тверской губернии), около 1412 г.; по смерти отца, наследовал удел мякулпнский, в 1435 г.: выстроил на правом берегу Шоши, в заречной слободе Никулина, церковь (давно не существующую) Бориса и Глеба, в 1447 г.; ум. в Микулине. в 1460 г. – Тело его погребено там же, в соборе Архангела Михаила (но надтробница, для простора, снята). – Был женат на неизвестной, от брака с которой оставил единственного сына Андрея, князя микулннского 296). 387. Борис Александрович 387. Борис Александрович, великий князь тверский младший из двух сыновей Александра Ивановича, вел. кн. тверского 248), от брака с дочерью Федора Михайловича, князя моложского ), неизвестной по имени. – Род. в Твери, около 1399 г.; по смерти деда 868), отца я старшего брата ), умерших, один за другим, от язвы, сед на княжение тверское, в 1426 г.; присутствовал на съезде в Троках, у Витовта, великого квязя литовского, в 1430 г.; принял было, взяв за приставов, но потом отпустил в Литву, Исидора, митрополита московского, бежавшого из Москвы, в 1442 г.; ограбил 50 волостей новгородских и взял Торжок, в 1445 г.; послал своих воевод в Торжок, вывез оттуда 40 повозок награбленого имущества, и вступив в союз с князьями: Дмитрием Шемякой Галичским 75), и Иваном Андреевичем Можайским 791), овладел казной Василия Васильевича, великого князя московского 44), захваченного в Троице-Сергиеве монастыре, в 1446 г.; держал 4 месяца «на спасе» послов новгородских, приехавших целовать крест Шемяке, с честию принимал в Твери вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

464 Когда Витовту донесли, что в некоторых местах народ, обращаемый в латинскую веру, упорствует в своих прежних мнениях и готов оставить свою страну и искать убежища в чужой, он приказал проповедникам оттуда удалиться. «Витовт лучше хотел, – говорит один из этих проповедников, – чтобы менее было народа у Христа, нежели у него». (Нарбут. V, стр. 406). 466 Так он сам себя называет и записи. Но прибавление: из Луцка, едва ли даёт право называть его епископом луцким. По крайней мере, другие епископы юго-западные так себя титуловали. 467 Он издан сперва при Опис. Киево-Софиийск. Собора в приложениях: потом в Актах, относящихся к Западной России. т. 1. 12. Дошёл он до нас не в списке, a в подлиннике, имеющем современную архивскую помету, и хранится в Румянцевск. Музее. Запись дана 1 февр. 1398. 468 Между тем во Владимир Волынский в 1405 г. он поставил епископа вместе с епископами Луцким и Хельмским. Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 554. 469 Акт. Ист. т. 1. 18. Этот акт относится к 1414 г. по самой подписи. Сверх того известно, что еп. Владимирский Герасим уже участвовал в делах Собора Новгородского об учреждении особой митрополии для всех, юго-западных епархий и в поставлении митрополитом Григория Цамблака. См. Акт. Зап. России. 24. Никонов. Летоп. и др. 470 В Никонов. Летоп. т. V, стр. 51. упоминаются кроме Дионисия Луцкаго, Иван Галицкий, Павел Червенский, вероятно, Перемышльский. 471 См. о нём в Прибавлениях к Изд. Твор. св. Отцев в Русск. переводе. 1846 г. т. IV, стр. 248. Впоследствии с образованием Литовско-Русской митрополии, после св. Ионы, последнего митрополита Всероссийского, епархии галичские могли войти в состав этой митрополии, и таким образом разделение между юго-западными епархиями уничтожиться. См. Замеч. в Акт., относящихся к истории Запад. России, в грамоте Т. 1, под 12. 472 Житие св. Стефана, Еп. Пермского, описано его другом и сотрудником в Григорьевском монастыре, – а потом учеником пр. Сергия и его жизнеописателем, пр. Епифанием. Из него-то почерпаем некоторые подробности нашего повествования о св. Стефане, пользуясь ркп. МДА. Имя Е. Парфения в Ист. Рос. Иерарх. Изд. 2. Ч. 1. ст. 245. считается сомнительным. Но в списке Ростовских епископов, помещённом в Летописях при конце XIV ст., Парфений значится под числом 31. См. напр., Соф. Вр. Ч. 1, стр. 415.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—48— Св. Петр, быв послан в Константинополь Галичским великим князем Юрием Львовичем для поставления в отдельные митрополиты Галичские, был поставлен там в митрополиты всея России. Патриарх Афанасий, давший было Галиции отдельного митрополита в 1303 г., потом почему-то переменил свои мысли и после смерти этого отдельного митрополита, последовавшей одновременно со смертию митрополита всея России Максима, отказал Юрию Львовичу в его просьбе дать Галиции нового отдельного митрополита. Но в правление самого Петра при втором преемнике патриарха Афанасия Иоанне Глике южная Русь снова получила отдельного митрополита. Этот новый митрополит, по имени Феофил, называется не Галичским, а Литовским, потому, как должно думать, что он был истребован у императора и патриарха не великим князем Галичским, а великим князем Литовским; что же касается его митрополичьей области, то со всею вероятностию нужно полагать, что она обнимала обе заднепровские Руси – Литовскую и Галичскую, как это после Петра видим при Феогносте. Литовцы, особый народ в Индоевропейском семействе народов, ближайший между другими народами семейства к нашему Славянскому, жили по южному и восточному берегам Балтийского моря в нынешней северо-восточной Пруссии (начиная на западе от реки Вислы) и в наших губерниях Курляндской и частию Лифляндской и потом внутрь от моря – в наших губерниях Ковенской и частию Виленской, Сувалкской (царства Польского), Минской и Гродненской. Западная половина Литовцев, носившая особое название Пруссов, была покорена в XIII веке (с 1230 по 1283 г.) Немецким орденом; восточная же половина (наша теперешняя Русская) образовала из себя великое княжество Литовское, которое простерло свою власть на весьма значительную часть и нашей Руси. До сороковых годов XIII века восточные Литовцы не составляли из себя одного государства, но распадались на мелкие и весьма мелкие владения. Около 1238 г. у них явился князь – собиратель земли, который соединил все мелкие владения в одно государство; этот князь, «самодержец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

61 По задолго перед тех (в предшествующем 1312 г.) поставленный в епископы Саранские Варсанофий на место низведенного Измаила, если только уже успел до того завести в Орде связи и знакомства, несомненно был усердным старателем за митрополита (а что в позднейшее, по крайней мере, время епископ пользовался нарочитым благоволением Узбека, относительно этого мы имеем положительные свидетельства, – Ник. лет. III, 155 нач.). 63 В 1258 г. Литва приходила к Смоленску с Полочанами; следовательно в сем году Полочане были уже данниками Литвы. 64 После смерти Миндовга сын его Воишелк отдал было великое княжение Литовское своему зятю (мужу своей сестры) Шварну, сыну Давила Романовича Галичского; но этот скоро умер и на престол Литовский снова вступил природный Литовец. 65 Год смерти Гедимина по Русским летописям, в числе которых и Новгородская 1-я, веденная современниками. 66 У Ралли и Π. V, 494, прим. 2 (в замечании выставлен и год, но в напечатанном списке к тысячам и сотням не достает десятков и единиц, «в 68.. лето» от С. М.). 68 Исправляем чтение имени по житию Киприанову. В списке жития, напечатанном преосв. Макарием вместо «Сеита» читается: «се тако», в списке Троицком Лаврском: «Сиитя». 69 Автор Никоновской летописи, заимствуя известие об еретике из жития Киприанова, вместо «Сеит еретик» пишет: «се ин еретик». 70 Свидетельства летописей см. у Карамзина и Арцыбашева по Index’aм; в Азбуковниках слово сеит толкуется словом владыка, т. е. архиерей, cfr. Никон, лет. V, 261. У Греков сеитами назывались также магометанские духовные, см. у Дюканжа в Gloss. Graecit. сл. Σετιδες. По свидетельству Вамбери, в Хиве в настоящее время верховное духовное лицо (накиб) всегда из сеидов или потомков пророка. 72 Если митр. Киприан говорит о судьбе Сеита, что он, проклятый Петром, погибе, т. в. подвергся гражданской казни: то это могло случиться очень просто: он принял Сеита за обыкновенного еретика и прибавил «погибе» по априорическому заключению. 75 У Карамз. т. II, прим. 301 (позднейшие сказки тут же и т. I, прим. 292). Место усадьбы боярина Кучки предание полагает на нынешних Чистых прудах, что между Мясницкой и Покронской улицами за почтамтом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

649 Говоря о библиотеках, нельзя, впрочем, не заметить и о том, что Литовское епархиальное начальство само иногда в рассылке книг по библиотекам действовало неосмотрительно, принуждая приобретать такие книги, которые не заслуживали доброго отзыва. Так, это было с книгою кафедрального протоиерея Гомолицкого: «Объяснение Божественной литургии», которая в 1883 году была разослана через благочинных епархии в количестве 10 экземпляров на каждую церковь . Между тем, оказалось, что эта книга была почти буквально описана с книги Галичского священника Добрянского, напечатанной на славяно-малорусском языке во Львове, каковая подделка была обличена публично в Церковном Вестнике за 1883 год, 9. 651 Ревизией церквей в 1895 году по Гродненской губернии также был отмечен тот факт, что духовенство епархии было вообще туго на выписку духовных периодических изданий. 652 В 1897 году по инициативе и при материальном участии архиепископа Иеронима, духовенство епархии собрало 1069 рублей, на которые было положено учредить 19 библиотек при церквах, полагая на каждую по 70 рублей, 9 – по Гродненской губернии и по 5 в Виленской и Ковенской – имени К. П. Победоносцева , по случаю исполнившегося пятидесятилетия его службы. 654 Если уже в 1887 году священник Флор Сосновский в своем отчете о состоянии церковно-приходских школ во 2-м округе Бельского благочиния жаловался на то, что псаломщики, как большею частью неучи и невежды, нигде почти ничему не научившиеся, не могут быть помощниками священникам в деле обучения, то, тем более, это приложимо к дьячкам времени митрополита Иосифа. 659 Особенно сему удивляться не приходится, если принять во внимание, например, то, что при Изабелинской церкви сам священник Л., бывший здесь в 1868–1872 годах, завел школу с обучением по-польски. 661 К сожалению, приходится отметить тот факт, что число церковно-приходских школ по Литовской епархии показывалось иногда не верно. Так, в св. Синод в 1862 году был представлен отчет о числе сих училищ, на основании сведений прежнего времени, вследствие того, что благочинные, несмотря на неоднократные предписания, или замедлили доставлением о том сведений, или же и совсем не представили. При сем еще обнаружилось, что некоторые священники показали ложно и число учеников в школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

86 Когда Витовту донесли, что в некоторых местах народ, обращаемый в латинскую веру, упорствует в своих прежних мнениях и готов оставить свою страну и искать убежища в чужой, он приказал проповедникам оттуда удалиться. «Витовт лучше хотел, – говорит один из этих проповедников, – чтобы менее было народа у Христа, нежели у него» (Нарбут. V. стр. 406). 88 Так он сам себя называете в записи. Но прибавление из Луцка, едва ли дает право называть его епископом луцким. По крайней мере другие епископы юго-западные не так себя титуловали. 89 Он издан сперва при Опис. Киево-Софийск. Собора в приложениях потом в Актах, относящихся к Западной России T. 1. N. 12. Дошел он до нас не в списке, а в подлиннике, имеющем современную архивскую помету, и хранился в, Рунянцевск. Музее. Запись дана 1 февр. 1398. 90 Между тем во Владимир Волынский в 1405 г. он поставил епископа вместе с епископами луцким и хельмским. И. Г. P. Т. V. пр. 254. 91 Акт Ист. T. 1. N. 18. Этот акт относится к 1414 г. но самой. Сверх того известно, что Еп. Владимирский Герасим уже участвовал в делах Собора Новогродского об учреждении особой Mumponoлuus для всех юго-западных епархий и в поставлении митрополитом Григория Цамблака. См. Акт. Зап. России. N 24. Никонов. Лет. и др. 92 В Никонов. Лет. V. стр. 51. упоминаются кроме Дионисия Луцкого, Иван Галицкий, Павел Червенский, вероятно, Перемышльский. 93 См. о нем в Прибавлениях к Изд. Твор. св. Отцев в Русск. перевод. 1846 г. Т. IV. стр. 248. В последствии с образованием Литовско-Русской Митрополий, после св. Ионы, последнего Митрополита Всероссийского, епархии галичские могли войти в состав этой митрополии, и таким образом разделение между юго-западными епархиями уничтожиться. См. Замеч. в Акт., относящихся к истории Запад. России, к грамоте Т. 1. под N 12. 94 Житие св. Стефана, Е. Пермского, описано его другом и сотрудником в григорьевском монастыре, – а потом учеником пр. Сергия и его жизнеописателем, пр. Епифанием. Из него-то почерпаем некоторые подробности нашего повествования о св. Стефане, пользуясь рки. Москов. Д. Академии. Имя Е. Парфения в Ист. Рос. Иерарх. Изд. 2. Ч. 1. ст. 245. считается сомнительным. Но в списки Ростовских Епископов, помещенном в Летописях при конце XIV ст., Парфений значился под числом 31. См. напр. Соф. Вр. Ч. 1 стр. 415.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Благочестие понималось в тех именно формах, в каких оно проявлялось здесь. По своей славе он считался старейшим между всеми монастырями. В 12 веке игумен его Поликарп получил сан архимандрита. Из Печерской обители брали игуменов в другие монастыри и иерархов для епархий. Более 50 из ея иноков занимали епископские кафедры. По мере своей славы обитель обогащалась пожертвованиями князей и других благочестивых людей и стала богатейшим монастырем в России. Это давало ему возможность возводить постройки и совершать дела благотворительности в самых обширных размерах. Другие монастыри. Святые столпники В то время, вслед за киево-печерским монастырем, возникали новые обители во всех городах, преимущественно с половины 12 века. В одном Киеве их было 13; в Переяславле – 4, в Чернигове – 4, из них главные Успенский-Елец кий и Ильинский-Троицкий, в Галицком княжестве – 3, в Полоцке – 3 и Спасский мон., созданный Пр. Евфросинией. В Тмуторакани – 1. В Смоленске было 5. Пр. Авраамий подвизался в смоленском монастыре. До поступления туда он, раздав свое богатство нищим, некоторое время юродствовал по улицам. Пребывая в обители, Пр. Авраамий, достигший большой мудрости, сделался любимым учителем и священником всего Смоленска. Из зависти против него восстало городское духовенство и обвинило его перед епископом в ереси. Но святой скоро был оправдан своим благочестием и чудесами. Он был поставлен игуменом Ризположенского мон., который своим мудрым управлением довел до высокого духовного совершенства. В Галичской области был известен Полонинский Григориев мон. Создал его в селении Полонина подвижник Григорий, о котором в летописи под 1268 г. говорится как о человеке старом. Повидимому, обитель создана была в самом конце домонгольского периода. Он выделялся между современными ему монахами и славился своею жизнью. Его избрал своим наставником кн. Войшелк Литовский, когда после своих неистовств решился стать иноком. В Муроме под 1096 г. упоминается Спасский монастырь, воздвигнутый, по всем вероятиям, монахами самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1425 г., по смерти в. кн. Василия I, м. Фотий твердо поддержал права на престол десятилетнего сына последнего – Василия II. Права племянника оспаривал кн. Юрий Дмитриевич звенигородский и галичский. Начались военные действия. Наконец, в Москве решено было просить митрополита отправиться в Галич и убедить Юрия заключить мир. Юрий решительно отказался, и Святитель покинул город, не преподав ему и князю благословения. В Галиче открылся великий мор. Юрий поспешил с дороги вернуть митрополита, прося его молитв и соглашаясь исполнить его требования. По молитвам возвратившегося м. Фотия мор прекратился, и Юрий прислал в Москву послов для заключения мира. Найдя по вступлении на митрополичью кафедру имущество в большом разорении, м. Фотий привел все в порядок и умножил его. Имеются основания предполагать, что м. Фотий, по примеру м. Киприана, вел летопись своего времени. Митр. Фотий скончался 1 или 2 июня 1431 г. В духовном завещании он сообщил биографические сведения о себе и писал, что пребывание его на кафедре было временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Святитель Фотий почитался издавна; местное празднование ему в Успенском соборе последовало после 1805 г. В Москве, после кончины святителя Фотия, предположено было представить на его место русского кандидата. Выбор такового задержан был княжескими спорами. Юному Василию Васильевичу пришлось отстаивать лично в Орде свои права на великокняжеский престол, которого домогался его дядя Юрий Дмитриевич Звенигородский. В 1432 г. вел. кн. Василий II избрал кандидатом епископа Рязанского и Муромского Иону, который с 1433 г. назывался «нареченным в святейшую митрополию русскую». В том же году вел. кн. литовский Свидригайло, преемник Витовта, послал в Константинополь ставиться в митрополиты епископа смоленского Герасима, что и было осуществлено. Герасим считал себя не только митрополитом Литвы, но и «на русскую землю». Таковым он упоминается в псковских и в третьей новгородской летописях. В 1434 г. Герасим, пребывавший в Смоленске, поставил Евфимия архиепископом новгородским. Известно, что Герасим и Свидригайло намеревались принять участие в намечавшемся соединении церквей, что видно из письма последнего к папе Евгению IV. Но вскоре Свидригайло заподозрил Герасима в тайных сношениях с Сигизмундом, сыном Витовта. Герасим был схвачен вблизи Смоленска, сослан в Витебск и в июле 1435 года сожжен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1429 г., по смерти новгородского архиепископа Евфимия, он объявил им, что до тех пор не поставит им нового архиепископа, пока они не сдадутся на его требования. Но вскоре последовавшая затем смерть самого Фотия (1431 г.) оставила спор нерешенным, Еще в начале своего управления русской церковью, в 1411 г., митрополит Фотий услужил московскому князю Василию Дмитриевичу тем, что был посредником в заключении почетного для великого князя брака его дочери Анны с старшим сыном КПльского императора Мануила Иоанном, а к концу своей деятельности сказал сыну и преемнику Василия Дмитриевича Василию Васильевичу (1425–1562 гг.) и еще более серьезную услугу. По смерти Василия Дмитриевича в 1425 г. его место по праву старшинства должен был занять родной брат его, князь звенигородский и галичский Юрий Дмитриевич; между тем Василий Дмитриевич посадил на великокняжеском столе своего сына Василия, желая начать этим новый порядок престолонаследия. Обиженный князь Юрий открыл против Василия Васильевича военные действия. Но, сознавая слабость своих сил, начал искать примирения. Москва не соглашалась на перемирие и требовала от Юрия полного мира и отречения от своих претензий. С предложением московских условий к нему в Галич отправился митрополит Фотий и, когда Юрий стал упорствовать, митрополит оставил Галич, лишив его вместе с князем своего благословения. Тут, по рассказу летописей, за словами митрополита последовала сверхъестественная помощь: в Галиче открылся страшный мор. Князь Юрий принужден был воротить митрополита с дороги и просить его о прекращении Божьей кары, обещая покорность Москве. По молитве Фотия мор прекратился, и мир был заключен. Правда, по смерти митр. Фотия в 1431 г., Юрий Дмитриевич возвратил Василию Васильевичу свои крестоцеловальные грамоты и отправился в Орду искать великого княжения, вследствие чего и Василий Васильевич должен был ехать туда же. Возвратившись из Орды в следующем 1432 г., великий князь Василий Васильевич мог заняться вопросом о преемнике митрополиту Фотию. Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался уже для нее нежелательным. Среди русских уже начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополитов у себя дома, но здесь же и поставлять их независимо от КПля. Недаром в двух списках чина поставления в епископы 1423-го и 1424-го годов (выработанного еще при митрополите Киприане), читается такое обещание хиротонисаемого: «еще же и на том обещаваются: не хотети ми приимати иного митрополита, разве кого поставят из царя-града, как есмы то изначала прияли». В настоящем случае в Москве решили избрать митрополита из своих русских людей, но вследствие политических замешательств, не успели устроить этого дела в скором времени, так что Москву успел опередить литовский князь Свидригайло. В 1432 г. он послал в КПль ставиться в митрополиты смоленского епископа Герасима. Герасим (1433–1435 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В 1439 году татары под предводительством Мамотяка, сына казанского хана Улу-Махмета, напали на Нижний Новгород и разорили обитель святого Макария. Иноки были убиты, а святой игумен взят в плен. Однако из уважения к благочестию преподобного Макария хан Улу-Махмет отпустил святого и по его просьбе освободил еще до 400 христиан. Но при этом татарский властелин потребовал от преподобного не селиться больше при Желтом озере. «Та земля, – говорил он, – наша». Преподобный Макарий, вернувшись в обитель, с честью похоронил замученных татарами иноков, а затем отправился в Галичскую землю. В 240 верстах от прежней обители на берегу озера Унжа блаженный Макарий поставил крест и соорудил келлию. В том же, 1439 году, он основал новую обитель. Примечательно, что на пути от Казани до Унжы преподобный Макарий, «нося во устех непрестанные молитвы», чудесно насыщал своих спутников. На пятом году своей подвижнической жизни в Унже, прославившись «пощением и бдением, яко ангел», преподобный Макарий заболел и 25 июля 1444 года, в возрасте 95-ти лет, отошел ко Господу. Во время блаженной кончины праведника вся местность вокруг келлии исполнилась благовония, а лицо святого озарилось Божественной благодатью. Еще при жизни преподобный Макарий получил от Бога дар чудотворений. Так, однажды он исцелил слепую и бесноватую девушку. Но и по смерти преподобного множество людей получали исцеление при гробнице его святых мощей, а город Унжа неоднократно был спасаем от разграбления татарами его пламенной молитвой. Так, в 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить серебряную гробницу в Макариевой пустыни, но внезапно ослепли и, обезумев, бросились бежать, многие из них при этом утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татарского набега город Солигалич и благодарные жители устроили в соборном храме придел во имя преподобного Макария. Сохранился до наших дней текст письма знаменитого предводителя русского ополчения в борьбе против польско-литовских захватчиков, князя Димитрия Михайловича Пожарского, в котором он сообщает Святейшему Патриарху Московскому Филарету о многочисленных исцелениях, происшедших от чудотворной иконы преподобного Макария, находившейся в его поместье («Письма русских государей», изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010