Антоний (Знаменский) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.02.1803 по 25.05.1806 архиеп. Ярославский и Ростовский Амвросий (Келембет) архиепископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 25.05.1806 по 21.12.1822 на покое; † 4.07.1825 Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 28.10.1822 †14.02.1825 Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.09.1825 по 1.08.1831 архиеп. Рязанский и Зарайский Павел (Морев) архиепископ, бывший еп. Могилевский и Витебский с 7.08.1831 †18.12.1831 Афанасий (Протопопов) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 24.01.1832 † 21.09.1842 Владимир (Алявдин) архиепископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 14.11.1842 † 20.05.1845 Георгий (Ящуржинский) архиепископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 30.06.1845 †1.04.1852 Евлампий (Пятницкий) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 16.06.1852 по 13.06.1853 на покое; † 12.03.1862 Феогност (Лебедев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 31.07.1856 архиепископ с 8.04.1862 по 27.09.1862 архиеп. Псковский и Порховский Варлаам (Успенский) архиепископ, бывший архиеп. Пензенский и Саранский с 7.10.1862 по 12.04.1872 на покое; † 31.03.1876 Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Березовский, викарий Тобольской епархии с 25.05.1874 по 11.01.1880 еп. Курский и Белгородский Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 11.01.1880 по 9.03.1885 на покое, с 22.04.1889 еп. Пензенский и Саранский Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 9.03.1885 по 16.12.1889 еп. Саратовский и Царицынский † 24.10.1893 Иустин (Полянский) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 16.12.1889 по 17.07.1893 на покое, с 10.12.1894 еп. Рязанский и Зарайский †26.09.1903 Викарии Тобольской епархии Иркутские епископы Викариатство учреждено 15 декабря 1707 года Кафедра в Иркутске Варлаам (Косовский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во время Смуты, поздней осенью 1612 г. или в нач. 1613 г., на севере Костромского у. староста вотчины Романовых крестьянин Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг. Согласно царской грамоте от 30 нояб. 1619 г., «польские и литовские люди», искавшие Михаила Феодоровича, «изымали» Сусанина и пытали его «великими, немерными пытками». Однако Сусанин не выдал им местонахождение буд. государя, и враги «замучили его до смерти» (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1822. Ч. 3. С. 214-215). С Костромским краем были связаны нек-рые деятели раннего старообрядчества: протопоп Аввакум , боярыня Ф. П. Морозова , протопоп Даниил Костромской. В 20-30-х гг. XVII в. в Костромском у. начинал свою деятельность старец Капитон , являвшийся «инициатором изуверски-аскетического и пессимистически-эсхатологического движения, из которого позже вышли проповедники самосжигания и беспоповщины» ( Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 1975. С. 21). Основными территориями, где с XVII в. проживали старообрядцы, были район Костромского Заречья (к западу от Костромы), север Костромского у. (совр. Буйский и Сусанинский районы), Поунженский край и Поветлужье. В сер.- 2-й пол. XVII в. в Костроме был выстроен ряд каменных храмов, являющихся выдающимися памятниками русского церковного зодчества: ц. Воскресения на Дебре, ц. Вознесения на Дебре, Троицкая ц. К кон. XVII в. ряд монастырей края (Ипатиевский и Богоявленский в Костроме, Макариево-Унженский) представляли собой ансамбли каменных строений XVI-XVII вв. К сер. XVII в. относится формирование костромской школы настенной живописи. Помимо Костромы во 2-й пол. XVII в. костромские мастера расписывали храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Переславля-Залесского, Калязина и др. В числе наиболее выдающихся представителей школы - Любим Агеев, В. И. Запокровский и Гурий Никитин . В 1-й трети XVIII в. в Костромском крае жил и работал выдающийся иконописец рубежа XVII и XVIII вв., бывш. царский изограф Кирилл Уланов (см. Улановы ). Ок. 1708 г. он поселился в Кривоезерской Троицкой пуст., где в янв. 1709 г. принял монашество с именем Корнилий (с 1720 в схиме с именем Карион), а в 1714-1720 гг. был настоятелем пустыни. Два образа, написанные им, почитались как чудотворные: Иерусалимская Кривоезерская икона Божией Матери, вплоть до нач. XX в. пребывавшая в Кривоезерской пуст., и Тихвинская икона Божией Матери , до нач. XX в. находившаяся в Христорождественском соборе в Макарьеве. 1744-1914 гг.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Михаил Александрович хлопотать о получении ярлыка на Владимирское великое княжение. Этот шаг, предпринятый при поддержке Литовского вел. кн. Ольгерда, существенно изменял характер конфликта между Москвой и Тверью. Теперь речь шла о попытке утвердить связанного с Литвой тверского князя в качестве 1-го среди князей Сев.-Вост. Руси. Мамай, не заинтересованный в усилении Москвы, выдал ему такой ярлык, но население великого княжества не приняло Михаила Александровича, была сделана попытка его задержать. Правителю Твери вновь пришлось бежать в Литву. Его претензии на великое княжение должен был поддержать 2-й поход Ольгерда на Москву, но эта цель не была достигнута. Ольгерд перестал поддерживать кн. Михаила Александровича и стал искать соглашения с Москвой. В июне 1371 г. Москву посетили литов. послы. При участии митр. Алексия было заключено соглашение о браке кн. Владимира Андреевича с дочерью Ольгерда Еленой. В янв.-февр. 1372 г. брак был заключен. Возможно, т. о. Ольгерд рассчитывал в дальнейшем привлечь Владимира Андреевича на свою сторону, но внести разлад в отношения между двоюродными братьями ему не удалось. Уже в 60-х гг. XIV в. советники Д. И. прилагали усилия, чтобы заинтересовать удельного князя в поддержке старшего брата; на территории великого княжения Владимирского появились земли, принадлежавшие боярам и слугам Владимира Андреевича. Заботился об укреплении отношений между братьями митр. Алексий. По его «челобитью» Д. И. передал двоюродному брату Лужу и Боровск. Позднее, во время совместной борьбы против Михаила Тверского, он передал Владимиру Андреевичу, потомку по матери галичских князей, Галич и Дмитров. «Розмирье» между братьями произошло лишь в самом конце правления Д. И. Кн. Михаил Александрович продолжал искать поддержки в Орде и в апр. 1371 г. вернулся в Тверь с ярлыком на Владимирское великое княжение. Однако его жители снова не приняли тверского князя, и тогда Михаилу Александровичу пришлось силой захватывать земли Владимирского великого княжества. В этих условиях московским политикам в нач.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Положение Православия в юго-западной России начало улучшаться после смерти короля Сигизмунда III (1587—1632). Только на Варшавском сейме 1632 г. была признана православная западнорусская иерархия. Одновременно с этим были официально восстановлены 4 православные епархии: Киевская (митрополичья), Галичско-Львовская, Перемышльская, Луцкая — и, кроме того, была учреждена вновь Белорусская или Мстиславская. На том же сейме 1632 г. был поднят вопрос о возвращении православным отнятых униатами духовных школ и училищ. Это требование вошло в составленные на сейме и подписанные новым королем Владиславом IV в ноябре 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и великом княжестве Литовском». Таким образом, с восстановлением православной Киевской митрополии в 1620—1632 гг. государством было признано право существования западнорусской Православной Церкви. Но, с другой стороны, жизнь Православной Церкви была так стеснена и проходила в таких неблагоприятных условиях, подавлялась столь различными способами и подвергалась таким насилиям, что ее история представляет непрерывный ряд страданий пастырей за национальную независимость. Но тем не менее снова появилась возможность созывать православные Соборы (1620, 1627, 1628, 1640 гг.); при необходимости митрополиты обращались с посланиями ко всей южнорусской Церкви, а епископы — к клиру и мирянам их епархий, к братствам и обителям. Таковы окружные послания митрополита Иова от 15 декабря 1621 г. с увещанием к верным твердо стоять в Православии, а к отпавшим — возвратиться в лоно Церкви, послания митрополита Исайи (Копинского) в 1631 г. и т. д. В 1650 г. по Зборовскому трактату православным была возвращена Холмская епархия. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) проездом в Варшаву в январе 1650 г. посетил Люблин и Красностав и возвратил православным отнятые у них униатами храмы. Прибыв в Холм в феврале того же года, он принял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три храма и назначил на Холмскую кафедру православного епископа Дионисия (Балабана). Но в середине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Епископ Дионисий вынужден был покинуть Холмщину, спасаясь от происков униатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

с октября 1715 (1716) с 1718 по 1722 управлял Киевской митрополией †30.11.1726 (1724) Иоаким (Струков) епископ, рукоположен с 4.06.1727 по 7.06.1730 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 7.06.1730 по 13.04.1731 архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский В 1733–1785 годах преобразована в самостоятельную епархию. Виктор (Садковский) епископ, рукоположен с 09.06.1785 по 13.04.1793 архиеп. Минский и Литовский Димитрий (Устинович) епископ, рукоположен с 14.08.1793 по 1.05.1795 еп. Смоленский и Дорогобужский Амфилохий (Леонтович) епископ, рукоположен с 24.06.1795 †1.07.1799 Малороссийский Переяславский епископ 68 Сильвестр (Лебединский) епископ, рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 еп. Полтавский и Переяславский Чигиринские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года Феофан (Шиянов-Чернявский) епископ, рукоположен с 12.02.1800 по 15.01.1807 еп. Полтавский и Переяславский Ириней (Фальковский) епископ, рукоположен с 24.02.1807 по 7.02.1812 еп. Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский (повторно) с 6.07.1813 †29.04.1823 Афанасий (Протопопов) епископ, рукоположен с 29.07.1823 по 13.10.1826 еп. Нижегородский и Арзамасский Мелетий (Леонтович) епископ, свт., рукоположен с 21.11.1826 по 21.04.1828 еп. Пермский и Екатеринбургский Кирилл (Куницкий) епископ, рукоположен с 13.05.1828 по 5.01.1835 на покое; †16.04.1836 Владимир (Алявдин) епископ, рукоположен с 20.01.1835 по 26.09.1836 еп. Костромской и Галичский Иннокентий (Борисов) епископ, рукоположен с 3.10.1836 (1837) по 1.03.1841 еп. Вологодский и Устюжский Иеремия (Соловьев) епископ, рукоположен с 6.04.1841 по 2.01.1843 еп. Кавказский и Черноморский Варлаам (Успенский) епископ, рукоположен с 31.01.1843 по 30.06.1845 еп. Архангельский и Холмогорский Аполлинарий (Вигилянский) епископ, рукоположен с 15.08.1845 †10.01.1858 Антоний (Амфитеатров) епископ, рукоположен с 30.03.1858 по 31.10.1859 еп. Смоленский и Дорогобужский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Весной 1398 г. 3-тысячное войско новгородцев выступило в поход и летом опустошило не только Двинскую землю, но и владения В. Д.: Белоозеро, Вологду, Устюг, галичские и кубенские волости. Вел. князь вынужден был отступиться от Двинской земли и осенью 1398 г. заключить мир с Вел. Новгородом. На такое решение московских властей повлияло и то, что в апр. 1398 г. литов. вел. кн. Витовт договорился с тевтонскими рыцарями о разделе граничивших с ними и Литвой рус. земель: Ордену должен был отойти Псков, Литве - Вел. Новгород. Соглашение было утверждено 12 окт. 1398 г. Продолжение войны с Новгородом толкало новгородцев в сторону Литвы, возвращением же Двинской земли Новгороду московский вел. князь добивался перехода новгородцев на свою сторону и получал важного союзника при отражении возможного литовско-нем. наступления на рус. земли. Подготовка наступления шла весьма интенсивно. Витовт намеревался использовать силы не только Ордена, но и Польши, где правил его двоюродный брат кор. Владислав-Ягайло, а также укрывавшегося в Литве хана Тохтамыша. Последний рассчитывал с помощью литов. вел. князя вернуть себе власть над Ордой. В. Д. предпринял ряд шагов, чтобы противостоять угрозе: он заключил договор с Тверью, к-рая ранее при обострении московско-литов. отношений принимала сторону Литвы. Договор 1399 г. носил более равноправный характер, чем заключенный между ними договор 1375 г. Москва и Тверь обязывались вместе выступать против общих врагов: литовцев, немцев и татар. В договоре 1399 г. были подтверждены право московских князей на территорию бывш. Владимирского вел. княжения, их контроль над Вел. Новгородом, незыблемость границ последнего. Видимо, по тайной договоренности Твери была передана Ржева, за обладание к-рой боролась Литва. Тем самым московский князь осложнял отношения Литвы с Тверью, заставляя правителя последней действовать на своей стороне. Общие положения договора впосл. входили во все московско-тверские соглашения XV в. Заключив договор с Тверью, В. Д. сумел добиться единения остальных, менее могущественных рус. князей, к-рые дружно послали грамоты Витовту о расторжении с ним мира. Литов. вел. князь должен был понять, что он будет воевать с коалицией рус. князей, тем не менее Витовт выступил в поход. Однако до нападений на рус. земли дело не дошло. Ордынский хан Тимур-Кутлуг, узнав о планах Витовта и опасаясь восстановления власти в Орде Тохтамыша, собрал громадное войско и встретил литов. вел. князя с его союзниками на р. Ворскле (под Полтавой). 12 авг. 1399 г. на ее берегах произошло сражение, Тимур-Кутлуг одержал полную победу, и угроза рус. землям с запада перестала существовать. На неск. лет Витовт вынужден был отказаться от активной внешней политики, затрагивавшей интересы московского вел. князя.

http://pravenc.ru/text/150783.html

её епископы, назначаемые из Москвы, стали именоваться смоленскими и брянскими 895 . Таким образом две епархии Литовской митрополии – Смоленская и Чернигово-Брянская в самом начале XVI в. соединились в одну под властью Москвы. В ведении литовского митрополита осталось лишь шесть епархий. В половине XVI в. к ним прибавилась седьмая – Львовская, учрежденная, точнее, восстановленная, в территории бывшей Галицкой епархии или в области митрополичьего наместничества. Положение православия в Галиции ухудшалось, особенно во Львове, кафедральном городе латинского архиепископа, получившего право вмешиваться в управление галицким наместничеством. Но случайно и совсем не намеренно сам король помог тамошнему православию. По совету ли всеми уважаемого защитника православия князя К. И. Острожского († 1530 г.) 896 или кого другого, Сигизмунд в 1522 году с согласия львовского арцибискупа назначил в Галицию вместо нескольких одного наместника дворянина Яцка (Иакинфа) Гдашицкого) поручив ему надзор над попами и «синагогами русского обряда» в округах Львовском, Галичском, Коломыйском, Каменецком и Снятинском. Через пять месяцев Иакинф, в монашестве Исаакий, вместе с саном архимандрита получил шестой Жидачевский округ. Архимандриту – наместнику были предоставлены права, какими некогда в этих округах пользовался владыка или митрополит галицкий. Иакинф оказался убежденным православным и, не смотря на жалобы своего патрона арцибискупа львовского, повернул от него, подчинившись киевскому митрополиту 897 . М. Иосиф Салтан, гневавшийся на латинского поставленника, теперь сменил гнев на милость и окружной грамотой от 9 февр. 1526 года объявил всей Галиции, что он простил Исаакия и утвердил его своим наместником в поветах: Галицком, Львовском, Каменецком, Межибужском, Коломыйском и Жидачевском 898 . Утверждение Исаакия в звании наместника православного митрополита было шагом вперед в истории епархиально-административного устройства галицкого наместничества. Дальнейшие шаги были несколько задержаны происками львовского арцибискупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

47 В начале 1451 г., он был уже там. Это видно из подписи грамоты, данной Святителем Ионою на наместничество Киевское. Здесь сказано «дан лист сей к Новегородку, февруария 1, Индикта 14». Указание времени относится к 1451 г., а места к Литве (см. пр. 31. Ак. Ист.) 49 И. Г. Р. т. V. пр. 311. помещено отречение Даниила от унии, принятой чрез Исидора, данное 28 октября 1451 года, а в Акт. Ист. (т. I. N. 52.) разрешительная ему грамота. Сверх того даровано ему право «с протропьми наместников Киевских и Новгородскаго поставлять в диаконы, и в попы совершать». Протропи – одобрительная грамота, выдаваемая наместником тому, кто удостоивался священного сана. 50 См. жалован. прим. Митр. Ионы на наместничество Киевской Митрополии, именно – в Киеве, Вильне, Новегородке и Гродне, в Акт. Ист. т. I. N. 46. Другая, позднейшая, на наместничество только в Киеве, там же стр. 97. 51 Именно «в Галичской Митрополии», как сказано в посольском наказе Митрополита Ионы к королю Казимиру Ак. Ист. т. I, N. 260. Святый Иона припоминает здесь обещание короля возвратить сии церкви и домы престолу Киевскому «хотел еси в другом своем богомолии и господарстве Галичской Митрополии, Божия церкви и домы церковные, к той своей богомолии Киевской и церкви Святыя Софии и к Киевскому столу, отдати по старине, и велел еси нам себе обослати в том своем Государстве». Святый Иона называет Казимира Самодержцем великих двоих господарств, т.е. Польскаго и Литовскаго (там же ст. 96.). Церкви и домы причисляемые к бывшей Галичской Митрополии, как видно, отошли к областям собственно Польским (Критико-Истор. повесть 3убрицкаго о Червонной Руси стр. 313. О Галичской Митрополии см. Опис. Киево-Соф. Собора стр. 92 и прилож. N. 8. Акты, относящиеся к запад. Руси. т. I, N. 53 и прим. 44.) Для рассмотрения сего дела, Казимир повелел доложить ему об этом, когда сам он будет в тех областях. Приложенные к тому же наказу два прошения, одно к королю, другое к пану Михаилу, Канцлеру Литовскому, по видимому, относятся к тому же делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Однако, эта грамота не послана в Россию, вероятно, по слухам о несогласии мыслей Литвы с ее содержанием. Как бы то ни было, в 1371 г. Казимир Король Польский просил П. Филофея письмом посвятить в Митрополита Галичского отправленного к нему Епископа Антония, – причем писал: «если не будет милости Божией и вашего благословения сему человеку: не сетуйте на нас после, если приидет печальная нужда крестить Русских в веру Латинов, так как нет Митрополита в России (южной), а земля не может быть без закона». Это были мысли не одного Казимира; Ольгерд и другие Князья жаловались, что их епископий не посещает Митрополит Московский, и также просили особого Митрополита. Угрозы Короля встревожили Патриарха. Собор определил возвести Епископа Антония в Митрополита Галичского и подчинить ему епископии Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую. П. Филофей, извещая Свят. Алексия о посвящении Галичского Митрополита, объяснял ему жалобы Князей, и говорил: «Что же мы должны были тут делать? Тебя призываем в судьи, что ты сам скажешь? Другое дело, если бы Государь земли был православный и нашей веры: тогда мы может быть и подождали бы... Он намерен был немедленно поставить митрополита Литовского, как говорил, и крестить Руссов в латинскую веру. – Посуди сам, хорошо ли было бы, если бы так случилось? Благодарю еще Бога, что он, прежде чем сделал сие, послал к нам и требовал Митрополита... Мы дали ему Галич, чтобы быть Митрополиею, Епископии же – Владимир, Перемышль, Холм, что все под властью Короля Польского. Больше того мы ему не дали ни Луцка, ни чего-либо другого» 200 . По смерти Антония юго-западные Князья просили у Патриарха преемника Антонию, и Патриарх в 1376 г. посвятил Киприана Серба, с тем условием, чтобы он по смерти Алексия остался Митрополитом всей России 201 . Киприан за долг сочел явиться к Московскому Князю, чтобы предъявить патриаршую грамоту о своем назначении. Князь Московский сказал, что Москва пока еще не имеет нужды в новом Митрополите, когда жив Святитель Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

бывший епископ Воронежский и Черкасский с 01.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 04.12.1803 переименован архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года. Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Имена Сведения Афанасий (Иванов), архиепископ бывший архиепископ Новороссийский и Днепропетровский с 04.12.1803 по 18.08.1805 архиепископ Астраханский и Кавказский; 18.08.1805 Платон (Любарский), архиепископ бывший архиепископ Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 20.10.1811 Иов (Потемкин), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 07.02.1812 28.03.1823 Феофил (Татарский), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; 14.11.1830 Онисифор (Боровик), епископ бывший епископ Вологодский и Устюжский с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 20.04.1828 Гавриил (Розанов), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 09.05.1837 архиепископ Херсонский и Таврический Екатеринославская и Таганрогская С 9 мая 1837 года Имена Сведения Анастасий (Ключарев), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.05.1837 по 16.04.1838 на покое по болезни; 22.03.1851 Иннокентий (Александров), епископ бывший епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 23.04.1838 по 19.08.1853 на покое; 03.04.1869 Леонид (Зарецкий), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 19.08.1853 по 14.11.1864 на покое; 03.12.1885 Платон (Троепольский), епископ рукоположен с 13.12.1864 по 21.08.1868 епископ Томский и Семипалатинский Алексий (Новоселов), епископ бывший епископ Томский и Семипалатинский с 21.08.1868 по 23.06.1871 член Московской синодальной конторы; 26.02.1880 Феодосий (Макаревский), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 23.06.1871 05.02.1885 Серапион (Маевский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 16.02.1885 05.12.1891 бывший епископ Костромской и Галичский с 14.12.1891

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010