Приверженцами унии стали бояре – крупные феодалы, рассчитывавшие на всемерную поддержку иноземцев. Феодалом был и Владыка Галичский Артемий. В 1215 году сын Андрея II, Коломан, был коронован, однако народ не проявил ни единения, обещанного Папе, ни послушания. Вместе со служилым дворянством и «лепшими людьми» в городах он упорно боролся против религиозного и социального угнетения. Восстание против преступного поведения галичских бояр и насилий захватчиков приняло такие размеры, что Андрей II, двигаясь с войском к Галичу, жаловался Иннокентию III: «Галичский народ не только выступил против своего короля, нарушив присягу, но и, собрав войско от соседских русских, обложил галичский замок, где пребывал наш сын с малым гарнизоном». 6 Следующая попытка римской курии подчинить своей власти Православную Церковь Юго-Западной Руси была предпринята в годы правления князя Галичского Даниила Романовича – выдающегося государственного деятеля, продолжавшего линию своего отца, талантливого военачальника и дипломата. В 1238 году на Русь нахлынула мощная волна монголо-татарского нашествия. После Киева орды Батыя прошли, разоряя города и села Галичско-Волынского княжества, на запад, разгромили армию нескольких союзных войск под Лигницем в Чехии, одержали победу над войском венгерского короля Белы IV и вышли к Адриатике. Однако, имея в тылу разоренную, но непокоренную Русь, завоеватели были вынуждены в 1242 году возвратиться. Монголо-татарская угроза заставила папу Иннокентия IV включить вопрос о защите от нее в повестку Первого Лионского Собора Римской Церкви, созванного 24 июля 1245 года. За несколько недель до начала Лионского Собора папа Иннокентий отправил в Орду посольство во главе с опытнейшим дипломатом францисканским монахом Джиованни Паоло дель Карпини. Ему поручалось передать великому хану предложение: принять католическую веру и установить мирные отношения с католическими государствами Западной Европы. Вместе с тем посольство по пути должно было встретиться с князьями и представителями церковной иерархии на Руси и склонить их к единению с Римской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XI в. вокруг мон-ря сложилось поселение (бург), обнесенное укреплениями. Участники Собора, созванного в Шалоне папским легатом Петром Дамиани (1063), подтвердили, что владения К. находились в полной юрисдикции аббата и не подчинялись др. церковным и светским сеньорам. Причиной созыва Собора были попытки Дрогона, еп. Макона, установить контроль над принадлежавшими К. землями; епископ столкнулся с сопротивлением жителей бурга, а участники Собора отлучили его от Церкви. Юрисдикция аббата К. была подтверждена Римскими папами Григорием VII (в 1075) и Луцием II (в 1144). В 1095 г. папа Урбан II подтвердил, что монастырский бург находится под покровительством Папского престола, как и священная территория в окрестностях К. (limites sacri banni - PL. 151. Col. 561-564). На собрании епископов Лионской пров. и сеньоров Бургундии в Маконе (1153) было принято решение защищать собственность и зависимых людей К. на землях между реками Соной, Луарой и Роной; жители бурга обязывались оказывать вооруженное сопротивление захватчикам. Тем не менее в 1161 г. воины Гийома II, гр. Шалона, напали на бург и убили почти 500 жителей, пытавшихся остановить их. Лурдонский договор, заключенный аббатом К. и графом Шалона (1180), был утвержден франц. кор. Филиппом II Августом , к-рый обязался защищать мон-ри К., Паре-ле-Моньяль и Марсиньи. Однако угроза монастырским владениям со стороны местных сеньоров не исчезла, поэтому аббат Тибо I из Вермандуа (1179-1183) велел окружить монастырь и бург крепостными стенами (длина 1,33 км), заменившими укрепления аббата Гуго I. Жители бурга, перестав повиноваться аббату Гуго V Анжуйскому из-за повышения податей, основали коммуну, но в 1206 г. заключили договор с аббатом и отказались от борьбы за городские свободы; впосл. сеньориальные права аббата не оспаривались горожанами. В 1304 г. юрисдикция аббата над бургом К. была подтверждена франц. кор. Филиппом IV Красивым . Несмотря на снижение авторитета К. в XIII-XIV вв., мон-рь оставался одним из крупнейших во Франции (в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

При избрании преемника Григория IX впервые в истории папства был применен так называемый конклав (от лат. cum clave - запертые на ключ). В 1241 году коллегия кардиналов сократилась в общей сложности до 12 человек, двое из них были у императора в плену, присутствовавшие 10 кардиналов разделились на две партии, одна - проимператорская, а вторая - антиимператорская, партия курии. Вследствие этого ни одна сторона не могла обеспечить своему кандидату необходимое большинство в две трети. Поскольку выборы затягивались, кардиналы были заперты в одну из комнат Латеранского дворца, чтобы таким образом ускорить решение. Лишь под воздействием грубых угроз была достигнута договоренность об избрании престарелого кардинала-епископа Сабины, который под именем Целестина IV продержался на престоле Святого Петра всего две недели. Кардиналы, чтобы избежать насилия со стороны римлян, собрались на новые выборы в Ананьи. Лишь через два года, в июле 1243 года, произошло избрание генуэзского кардинала Синибальда Фиески, гибеллина по убеждениям; папой он стал под именем Иннокентия IV. Однако Иннокентий IV (1243-1254) принес разочарование императорской партии, ибо, став папой, он продолжил политику Иннокентия III и Григория IX. В 1244 году, спасаясь от императора, он неожиданно бежал во Францию. В 1245 году в Лионе он созвал новый вселенский собор. Папа жил в лионском монастыре Сент-Жюст, а заседания собора проводил в лионском кафедральном соборе. Основным вопросом, которым занимался собор, был суд над императором, закончившийся 17 июля 1245 года преданием Фридриха II анафеме и лишением его престола. Довольно плохо посещаемый собор принял еще 22 решения: например, о переговорах с восточной церковью по вопросу о воссоединении, об организации крестового похода против татар. (В качестве интересной детали можно отметить, что в соответствии с решением собора папа получил право дарить новым кардиналам шляпу красного цвета.) После закрытия Лионского собора папа призвал всех своих союзников на борьбу против императора. В 1246 году в Германии в противовес Фридриху были избраны один за другим два антикороля. И в Италии вспыхнули новые столкновения между гвельфами и гибеллинами. Фридриху все же удалось сохранить трон, но в 1250 году перед решающей битвой он неожиданно скончался. Архиепископ Палермский совершил в Апулии отпущение грехов отлученному от церкви императору, лежавшему на смертном одре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441617/

Следует отметить, что созыв Вселенского Собора для разрешения догматических противоречий Востока и Запада был изначально византийской инициативой. Относительно ясные очертания этот проект начал приобретать в середине XIV в., причем, что характерно, не в последнюю очередь в трудах богословов, принадлежавших к паламитскому кругу. Немалый интерес с этой точки зрения представляет собой собеседование императора (бывшего к тому моменту) Иоанна Кантакузина с папским легатом, латинским патриархом Константинопольским Павлом, о соединении Церквей. В собеседовании Кантакузин предложил модель воссоединения, которое должно было стать противоположностью неудачной Лионской унии, вводившейся насильственным путем по инициативе государственной власти без надлежащего одобрения со стороны полноты Церкви. Предложение его было следующим: «Надо, чтобы состоялся Кафолический и Вселенский Собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха — и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как то: митрополит России с несколькими его епископами, митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии; также другие патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того католикос Иверии, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; Собор, на который и папа прислал бы своих представителей, согласно с установленными издревле порядком и обыкновением. И когда они соберутся, надо, чтобы они с любовью Всесвятого Духа и братским расположением исследовали существующие причины конфликта между нами и вами. И если так будет, я уверен, что Бог не скроет от нас Свою святую волю и истину» .  На первый взгляд, Кантакузин здесь значительно расширяет традиционное византийское представление о Вселенском Соборе как о Соборе «пентархии», вводя требование участия «католикоса Иверии, патриарха Тырнова и архиепископа Сербии» . Однако представляется вероятным, что в действительности участие предстоятелей, не входящих в число «пентархов», могло рассматриваться Кантакузином как нужное в первую очередь для практического претворения потенциального соглашения о соединении Церквей в жизнь, а не с точки зрения формальной законности созываемого Собора.

http://bogoslov.ru/article/6176042

1 Примечание редакции «Азбуки веры». К сожалению, автор некритично использовал подложный текст католического догмата о непогрешимости Римского папы. Католическое учение по этому вопросу мы излагаем ниже.   Апостольское первенство, которым папа Римский, как Преемник Петра, главы Апостолов, обладает во Вселенской Церкви, включает также верховную власть учительства (supremam magisterii potestatem). Святейший Престол всегда этого придерживался, неизменный обычай Церквей доказывает это, и Вселенские Соборы, особенно те, на которых Восток встречался с Западом в единстве веры и любви, это провозгласили.   Отцы IV Константинопольского Собора, следуя своим предшественникам, издали торжественное исповедание веры: «Первое условие спасения – хранить закон православной веры... Нельзя пренебречь словами Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: “Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” ( Мф 16, 18 ). Это утверждение подтверждается фактами, потому что католическая религия всегда сохранялась без изъяна Святейшим Престолом. Желая ни в чем не отделяться ни от его веры, ни от его учения, мы надеемся заслужить пребывание в единстве в этом общении, которое проповедует Святейший Престол, на котором покоится, полностью и истинно, прочность христианской христианской религии».   С одобрения II Лионского Собора греки исповедовали: «Святая Римская Церковь обладает также верховным и полным первенством и главенством (summum et plenum primatum et principatum) над собранием [всей] кафолической Церкви. Она искренне и смиренно признает, что получила это право со всей полнотой власти от самого Господа в лице блаженного Петра, главы Апостолов (apostolorum principe sive vertice), преемником которого является папа Римский. И поскольку она должна, превыше всего, защищать истину веры; вопросы, которые возникают относительно веры, должны быть решены ее судом».   Наконец, Флорентийский Собор определил: «Папа Римский является истинным наместником Христа, главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; ему, в лице блаженного Петра, Господом нашим Иисусом Христом доверена полнота власти пасти, руководить и управлять всей Церковью».  

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В связи с тем что ряд авторитетных мыслителей того времени - Луп из Ферьера , Пруденций, еп. Труа,- не поддержали Г. и выступили на стороне Готшалька, а запрос кор. Карла Лысого к Ратрамну из Корби , автору трактата «De praedestinatione Dei» (О предопределении Божием), не привел к прояснению вопроса, Г. по совету Пардула, еп. Лана, обратился к Иоанну Скоту Эриугене . В соч. «De divina praedestinatione» (О Божественном предопределении, 857) Иоанн Скот писал, что Бог не предопределяет ко злу и к смерти, поскольку они суть умаление добра и жизни, а предопределение возможно лишь к сущему благу, т. е. к тому, что есть, но не к тому, чего нет. Ввиду сложности использования в пастырской практике идей, содержащихся в трактате Эриугены, Г. остался не удовлетворен полученными разъяснениями; впосл. зачастую подвергался осуждению в решении вопроса о предопределении в одном ряду с Эриугеной, а также с Пардулом Ланским, напр., со стороны Ремигия Лионского и участников Собора южногалльских епископов в Валансе (855), выступивших против решений Собора в Кьерзи. В ходе 2-го богословского спора с Готшальком Г. написал трактат «De una et non trina Deitate» (О едином, а не тройном Божестве, ок. 855-857), посвященный проблеме точного выражения догмата о Троице и направленный против его интерпретации в духе тритеизма, в чем подозревался Готшальк. Против мнения Г. в защиту Готшалька выступил Ратрамн из Корби, однако его сочинение, в к-ром отстаивалась догматическая корректность употребления выражения «тройное Божество» (trina Deitas), ныне считается утерянным. Г. разделял т. зр. своего современника Пасхазия Радберта о тождественности евхаристического и исторического Тела Христова, он также активно отстаивал необходимость почитания образов Спасителя и святых. Г. создал ряд трактатов по церковному праву, наиболее значительными из к-рых считаются «De ecclesiis et capellis» (О церквах и капеллах, 857/8), посвященный изложению прав частной церкви и их обоснованию, «De divortio Lotharii..., Quaterniones» (Кватернион, 868) - о церковном имуществе, «Opusculum LV capitulorum» (Краткий труд в 55 главах, 870) - о полномочиях архиепископа в полемике против Гинкмара Ланского, «De iure metropolitanorum» (О праве архиепископов, 876), а также «De officiis episcoporum» (Об обязанностях епископов, 882). Сохранилась лишь небольшая часть обширной корреспонденции Г., под его влиянием или непосредственным участием были подготовлены мн. постановления Соборов. При поддержке Г. получили развитие б-ка и скрипторий в Реймсе, где сохранились рукописи IX в. Сочинения Г. по церковному праву характеризует обращение к рим. праву, цитирование Кодекса Феодосия (V в.).

http://pravenc.ru/text/165017.html

Вообще желающие могут молиться на коленах и тогда, когда Церковь не приглашает нас к тому особым возглашением. Она с любовью взирает на таковых, не стесняя порывов их благочестивого чувства. Но есть исключения для дней воскресных и дней от Пасхи до пятидесятницы. По древнему обычаю и по ясному церковному законоположению, коленопреклонение не должно быть совершаемо в эти дни. Об этом обычае свидетельствует писатель II века Тертуллиан : «В день Господень (то есть воскресный), мы считаем неприличным поститься или преклонять колена, той же свободой мы пользуемся от Пасхи до пятидесятницы» 11 . В 20-м правиле 1-го Вселенского Собора читаем: «Поскольку есть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и в дни пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». То же гласит 90-е правило Трулльского собора. В церковном уставе делается замечание касательно того, как священник на всенощном воскресном бдении, по прочтении Евангелия, должен приступать к лобызанию его: «Не до земли творить поклоны, но малые, до тех пор, пока рукою достигнет до земли. В неделю во Владычный праздник и всю пятидесятницу колена пе преклоняют (гл. 2)». Древний писатель, указывая на сочинение святого Иринея, епископа Лионского, не дошедшее до нас, говорит, что обычай не преклонять колени в дни воскресные и от Пасхи до пятидесятницы «получило начало от времен Апостольских» 12 . О значении этого обычая тот же древний писатель рассуждает так: «Не преклонять колена в день Господень есть знак воскресения, которым мы по благодати Христовой освобождены от грехов и смерти... В пятидесятницу также не преклоняем колена, потому что она равночестна дню Господню» 13 . Подобное объяснение предлагает и святой Василий Великий , но присовокупляет к нему и другие соображения. Он говорит: «Не только, как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего, стоянием во время молитвы в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной. Но и потому это творим, что день сей представляется неким образом ожидаемого века (то есть стоянием мы выражаем надежду на будущее наше восстание для вечной жизни)… И вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Еще до созыва собора Иннокентий решил направить к великому хану посольство, целью которого было убедить его более не нападать на Европу и попытаться обратить его в христианскую веру. Зимой 1244-1245 годов папа принял некоего русского архиепископа по имени Петр, который сообщил ему, что монголы благосклонно принимают иностранных послов. Это подарило Иннокентию надежду на успех подобной миссии. Первым, кто был избран в качестве посланника к «татарам», стал Лаврентий Португальский. Он должен был доставить великому хану папское послание, оформленное в виде буллы, которую Иннокентий подписал в Лионе 5 марта 1245 года. Ее текст начинался с краткого рассказа о Христе, после чего папа предлагал хану принять христианство в том виде, в котором его представят европейские представители, то есть Лаврентий со спутниками, «дабы последуя их спасительным наставлениям ты исповедал Иисуса Христа, истинного Сына Божия, и поклонился Его славному имени, восприняв христианскую веру». Папа также просил хана «принять сих монахов благосклонно и достойно, из почтения к Богу и к нам, как если бы ты принимал нас самих». Лаврентий так никуда и не оправился, однако письмо сохранилось и свидетельствует о папских намерениях по отношению к монголам. Примерно через неделю, 13 марта 1245 года, в Лионе было составлено еще одно послание великому хану. Его тон заметно отличается. В этом письме папа указывает на существующий во вселенной богоустановленный порядок, предостерегает монголов от его нарушения и призывает их к покаянию. Основная тема письма – требование мира. «Объясни нам через сих братьев, – пишет Иннокентий, – что подвигло тебя истреблять иные народы и каковы твои намерения». Доставить это второе письмо предстояло францисканцу Иоанну из Плано-Карпини. Иоанн происходил из итальянской деревеньки близ Перуджи, на момент Лионского собора ему было уже 65 лет. Он мечтал об обращении иноверцев в христианство, хотя в качестве папского посла он был должен лишь доставить письмо хану. Иоанн не знал ни одного восточного языка и был крайне ограничен в материальных средствах, но это не влияло на его решимость.

http://bogoslov.ru/article/6168643

Затем П. короновал Генриха как императора (13 апр.). Уступка папы вызвала протест кардиналов, остававшихся на свободе (в т. ч. Иоанна Тускуланского и Льва Остийского), а также мн. др. сторонников григорианской реформы : аббата Монте-Кассино Бруно Астийского , архиепископов Гвидо Вьеннского (папа Римский Каллист II в 1119-1124), Иоцелина Лионского, Адальберта Майнцского. В марте 1112 г. в Латеране состоялся Собор, на котором П. пришлось объявить подписанное им соглашение «неправильным законом» («Pravileg»), и публично исповедовать свою приверженность католич. вероучению и постановлениям пап Римских Григория VII и Урбана II. Вместе с тем он отказался нарушить обещание и отлучить от Церкви имп. Генриха V. Недовольный компромиссными, с его т. зр., решениями Латеранского Собора, архиеп. Гвидо в сент. того же года созвал Собор французских и бургундских епископов во Вьенне. На этом Соборе светская инвеститура была объявлена еретической практикой, а имп. Генрих V отлучен от Церкви. П. пришлось утвердить решения Вьеннского Собора, однако в папском документе использовались иные, менее четкие формулировки. В 1112-1115 гг. против Генриха V вспыхнуло восстание в Саксонии. В 1115 г. о церковном отлучении императора объявили папские легаты в Германии - Куно, кард.-еп. Палестрины, и Теодерик, кард.-пресв. рим. ц. Сан-Кризогоно, но сам П. не оказывал мятежникам поддержки. На Соборе в Риме (март 1116) он отказался одобрять или осуждать действия кард. Куно. На Соборе присутствовали французские, испанские и немецкие епископы, а также Понтий, аббат Клюни (он выступал как представитель императора). Осенью того же года имп. Генрих V начал поход в Италию, чтобы закрепить за собой «наследство» маркгр. Матильды Тосканской. Одновременно с этим в Риме началось восстание, вызванное намерением папы назначить новым префектом города Гугуччо, сына Петра Леони. В итоге П. пришлось признать префектом Петра, сына покойного префекта Петра из рода Тускуланов. Когда имп. Генрих V прибыл в Рим (весна 1117), П.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Можно с известной осторожностью сделать следующий вывод: основная черта апостольского собора состояла в консенсусе и компромиссе, которые были связаны с единомыслием и даром Духа Святаго. У нас нет подробных сообщений о процедуре соборов в доникейскую эпоху, однако, можно предположить, что во многом она базировалась на консенсусе. Иначе трудно было бы понять следующее высказывание отцов Карфагенского собора 256 г.: « Никто не должен из нас делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать своих собратьев к необходимости подчинения, ибо каждый епископ в силу свободы и власти имеет право своего собственного выбора и как не может быть судим другим, так и сам не может судить другого, но будем ожидать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один только имеет власть поставить нас для управления Своей Церковью и судить о наших действиях» . На первый взгляд, в этой формулировке наблюдается известное противоречие: каждый епископ в силу свободы и власти имеет право выбора и не может быть судим другим... В то же время он участвует в соборе, где принимаются общие решения. Следовательно, противоречие между этими двумя пунктами может быть снято лишь через консенсус, когда епископ по собственной доброй воле реципирует решение, принятое собором и свободно соглашается с коллегами. Для истории понимания консенсуса, на наш взгляд, важно и следующее высказывание святителя Иринея Лионского о Римской Церкви: «Ибо по необходимости, с этой церковью, по ее преимущественной важности (propter potiorem principalitatem), согласуется (convenire) всякая церковь (т.е. повсюду верующие), так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду» . Исследователи обращали чрезмерное внимание на вторую часть высказывания — о важности или главенстве Римской Церкви, но недостаточное — на первую: священномученик Ириней Лионский говорит не о подчинении, а именно о согласовании, о свободном консенсусе, хотя, разумеется, и с учетом высокого авторитета Римской Церкви, в силу как ее апостольского происхождения, так и столичного статуса, а также многочисленности ее членов и их активности.

http://bogoslov.ru/article/2450207

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010