Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Храм Протата - древнейший храм Афона   Храм Протата - древнейший храм Афона     Фото О. Г. Ульянова       Успенский собор Протата. Святая гора Афон       Фото О. Г. Ульянова    Успенский собор  является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.           Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году.               Уже в Первом Уставе Святой горы, утвержденном императором Иоанном Цимисхием в 972 г., прот признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма — на Успение Пресвятой Богородицы — в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей.        Следует заметить, что до этого афонские насельники стекались в Карею на общие празднования трижды в год — на Пасху, Рождество и Успение. В 964–969 гг. первое здание собора Протата, уже не вмещавшее всех участников карейского собора, было перестроено в значительно большую по размерам базилику с трансептом (19 м х 16,5 м при высоте 11 м) благодаря вкладу стратига Льва Фоки, брата императора Никифора Фоки.         В правление императора Михаила Палеолога VIII афонское монашество, несмотря на давление патриарха Иоанна (Векка), отказалось признать унию и решения Лионского собора 1274 г., в результате чего святогорцы были подвергнуты гонениям, а Успенский собор в Карее разрушен.     Его восстановление началось сразу же после интронизации императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но не было завершено из-за каталонского разорения в начале XIV в. Об этом напоминает соборный кенотаф в северном нартексе (1534 г.) в память об иноках, замученных каталонцами.           Столь сильные испытания, которые выпали на долю столицы Афона, не могли не найти своего отражения в росписи Успенского собора, выполненной после каталонского нашествия на Святую гору Афон Мануилом Панселиносом.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=25...

Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием.      Афонское монашество всегда стояло на страже чистоты Православия. Святогорцы активно участвовали в работе церковных соборов, выступили против Лионской и Флорентийской унии. Экуменические контакты неоднократно становились поводом для критики со стороны святогорцев (письма Вселенскому Патриарху, объявления, доклады комитетов Священного Кинота), однако большая часть афонских монахов на протяжении всей истории Святой Горы избегала зилотских проявлений и огульной критики священноначалия. Афониты с сыновним почтением и любовью с благоговением выражали свое мнение, предложения и предостережения, при этом когда над Православием нависала угроза готовы были даже пойти на мученичество, но не изменить своим убеждениям. Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием. Безоговорочно поддерживает Собор считанное число святогорцев. Из них открыто заявил о своей позиции только известный богослов и церковный писатель проигумен Иверского монастыря архимандрит Василий (Гондикакис). 3 февраля 2016 года отец Василий опубликовал обширную богословскую статью «В связи с Великим Собором Православной Церкви» . В этой публикации он подчеркнул неразрывную связь Церкви с таинством Пятидесятницы и критически отозвался о «поверхностных экуменистах и фанатичных зилотах», которые «пленники одной и той же тюрьмы. Они замкнуты только на собственных взглядах, лишены дерзновения веры и истины любви». Архимандрит Василий (Гондикакис) принял участие в ряде международных конференций в поддержку грядущего Всеправославного собора. В частности, в симпозиуме «В канун Святого и Великого собора Православной Церкви» на острове Крит (15—16 мая 2016 года) . В своих докладах отец Василий подчеркнул, что решения на Соборах Православной Церкви должны приниматься не по-человечески, а «в Духе Святом». «Станет ли собор вселенским или нет, какое место займет в жизни Церкви — зависит не от человеческого решения, это плод живого церковного самосознания в Духе, которое безошибочно выносит мнение о каждом соборе и богослове».

http://pravoslavie.ru/94223.html

Митрополит Волоколамский Иларион: «Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния» 10 марта 2016 г. 14:01 Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона порталу  « Интерфакс-Религия» . — Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: «Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных». Как бы Вы прокомментировали это высказывание? — Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его «псевдособором». Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия — в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого — разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://patriarchia.ru/db/text/4394818.ht...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния " Источник:  Официальный сайт Московского Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Волоколамского Илариона порталу " Интерфакс-Религия " . – Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: " Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных " . Как бы Вы прокомментировали это высказывание? – Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его " псевдособором " . Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия – в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого – разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://religare.ru/2_108608.html

Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши (версия для печати)/Православие.Ru Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши Православие.Ru , 20 февраля 2003 г. Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши / Блаженнейший митрополит Макарий (в миру Михаил Федорович Оксиюк) родился 17 (29) сентября 1884 года в деревне Луковиско на Холмщине (ныне территория Польши) в семье крестьянина. С 1897 по 1901 год обучался в четырехгодичном Варшавском духовном училище. В 1901 году поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году. В том же году стал студентом Киевской духовной академии, курс которой окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия и как один из лучших воспитанников был оставлен в Академии профессорским стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. Во время обучения в Киевской академии Михаил Федорович некоторое время проживал на квартире профессора КДА Петра Кудрявцева, с которым впоследствии сохранил дружеские отношения. Уже будучи митрополитом, он часто навещал его вдову Анну Алексеевну, проживавшую в Киеве. Сам профессор Кудрявцев был арестован в 1937 году и погиб в застенках НКВД. В 1912 году М. Ф. Оксиюк был избран Советом Киевской духовной академии исполняющим обязанности доцента по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии). В 1914 году он защитил диссертацию на тему «Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование», был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента. В том же 1914 году магистерское сочинение Михаила Федоровича вышло в свет отдельным изданием (Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. — Киев, 1914). Эта книга является ярким памятником отечественной церковной науки. Эсхатологические воззрения святого Григория представлены здесь в широком историческом контексте. Михаил Федорович подробно излагает развитие эсхатологии в грекоязычной патристической письменности от мужей апостольских до Пятого Вселенского Собора. Здесь содержатся очерки об эсхатологических воззрениях Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского, Оригена, Мефодия Патарского, Адамантия, Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Энея Газского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Богородица — наша духовная Матерь Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? 26 августа, 2010 Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край). Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Протестантам, которые относятся к Божией Матери просто с уважением, можно задать такой вопрос (показав это место в Библии) – что вы за «роды», если не хотите ублажать Божию Матерь ? Простое уважение, причисление Богоматери к значимым персонажам Нового Завета – это так сказать познавательное отношение. А ублажение обязательно включает в себя молитву. Поэтому в Православной, Католической, Древневосточных Церквах всегда присутствует богослужебное, молитвенное почитание Божией Матери. Протестанты считают Богоматерь обычной женщиной, на месте которой могла оказаться и любая другая. Но, конечно, православный христианин не может согласиться, что Матерью Господа могла стать любая женщина. Потому что Бог не мог прийти в мир насильно – для этого нужно было согласие человека принять его. Прародительница людей – Ева была создана непорочной и свободной. Поэтому неизвестно, как правильнее назвать то, что произошло после ее грехопадения – изгнание Евы из рая или изгнание Бога из сердца. Богоматерь совершила обратное действие – приняла Бога в своем сердце. В этом смысле она является для нас второй прародительницей, только уже не по плоти, а по духу. Учение о Деве Марии как о второй Еве было заложено уже во втором веке в трудах святого Иустина Философа и святого Иринея Лионского.

http://pravmir.ru/bogorodica-nasha-duxov...

Богородица — наша духовная Матерь Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). 27 августа, 2010 Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край). Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Протестантам, которые относятся к Божией Матери просто с уважением, можно задать такой вопрос (показав это место в Библии) – что вы за «роды», если не хотите ублажать Божию Матерь ? Простое уважение, причисление Богоматери к значимым персонажам Нового Завета – это так сказать познавательное отношение. А ублажение обязательно включает в себя молитву. Поэтому в Православной, Католической, Древневосточных Церквах всегда присутствует богослужебное, молитвенное почитание Божией Матери. Протестанты считают Богоматерь обычной женщиной, на месте которой могла оказаться и любая другая. Но, конечно, православный христианин не может согласиться, что Матерью Господа могла стать любая женщина. Потому что Бог не мог прийти в мир насильно – для этого нужно было согласие человека принять его. Прародительница людей – Ева была создана непорочной и свободной. Поэтому неизвестно, как правильнее назвать то, что произошло после ее грехопадения – изгнание Евы из рая или изгнание Бога из сердца. Богоматерь совершила обратное действие – приняла Бога в своем сердце. В этом смысле она является для нас второй прародительницей, только уже не по плоти, а по духу. Учение о Деве Марии как о второй Еве было заложено уже во втором веке в трудах святого Иустина Философа и святого Иринея Лионского.

http://pravmir.ru/bogorodiza-nasha-duxov...

В Архангельске завершились VI Иоанновские образовательные чтения Архангельск, 10 ноября 2004 г. В Архангельске завершились VI Иоанновские образовательные чтения. Их организаторами выступили Архангельская и Холмогорская епархия, администрация Архангельской области и Поморский Государственный университет, сообщает пресс-служба Архангельской епархии . В течение трех работы чтений в них приняли участие около двух тысяч человек: представители власти, работники сферы образования и культуры, студенты ВУЗов, журналисты. Гостями чтений стали президент Российского фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева Вячеслав Киселев, профессор Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский, историк, ведущий телевизионной программы " Кто мы? " Феликс Разумовский, президент центра религиоведческих исследований Иринея Лионского профессор Александр Дворкин, директор института демографической безопасности Ирина Медведева, а также ряд видных деятелей духовной и общественно-политической сферы. Во время чтений работали секции и семинары на темы " Пастырское педагогическое и социальное наследие святого Иоанна Кронштадтского " , " Духовно-нравственное воспитание и эстетическое образование " , " Семья и будущее России " , " Вера и слово " , " Поэтика псалтири " , " Урок литературы и русский этический канон " . Всего было озвучено 90 докладов. В итоговом документе чтений его участники одобрили работу форума. Организаторами принято решение опубликовать материалы чтений в специальном сборнике. Кроме того, принято общее решение одобрить озвученное во время чтений решение о подписание соглашения между Архангельской и Холмогорской епархией и администрацией Архангельской области, а также высказаны рекомендации подписать подобные соглашения с мэрией Архангельска. Также была поддержана инициатива епархии и областной администрации о возведении в Архангельске кафедрального собора. В решении чтений говорится о том, что бы обратиться в областное и городское собрание депутатов с предложением о возведении в Архангельске памятника святому Иоанну Кронштадтского и о переименовании улиц Архангельска с тем, чтобы вернуть им исторические название, а также о недопустимости распространения игровых автоматов.

http://pravoslavie.ru/11791.html

В данном тексте будет предпринята попытка привести некоторые замечательные и в высшей степени достойные внимания святоотеческие позиции и ответы на актуальные церковные вопросы, такие, как общение и отлучение от общения, важность поминовения, поминовение еретиков и его последствия, икономия и 15-е Священное правило Двукратного Собора. В качестве основного источника мы используем греческий архив Лионской унии «Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273–1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976» и, в особенности, послание святогорских отцов латиномыслящим императору Михаилу VIII Палеологу и Патриарху Иоанну XI Векку. 1. Исторические рамки В 1261-м году, после почти шестидесятилетнего рабства, Константинополь освободился от крестоносцев. Император Михаил VIII Палеолог, чтобы избежать нового похода крестоносцев на Ромейскую империю, хотел заручиться благоволением и дружбой Папы Григория Х. В качестве залога, который должен был быть отдан на заклание на папском алтаре, естественно, было Православие, которое должно было подчиниться папизму, признавая ересь «Filioque», папскую власть и главенство над всей Церковью, опресноки во время Божественной литургии и все, чего пожелают Папы. Император, чтобы добиться этой своей цели, должен был иметь соратника и единомышленника в лице Патриарха. Патриархом тогда был Иосиф, человек глубоко православный, противник порочного и ложного союза Православия с папизмом, сторонник доброго и истинного единения. В 1274-м году во французском Лионе прошел лжесобор (XIV Вселенский Собор папизма), на который император послал делегацию без согласования с Патриархом. Православные делегаты признали псевдосоюз с Папой. Затем император, чтобы упрочить лжесоюз, начал ссылать и мучить православных разными способами. Явные и скрытые исповедники веры ужасно пострадали, потому что они не признавали три пункта, а именно: папский примат, экклит и поминовение Папы в порядке поминовения православных Патриархов.

http://pravoslavie.ru/129039.html

В Саратове состоятся IV межрегиональные Пименовские чтения 24 ноября 2006 г. 10:34 Дни памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) впервые прошли в Саратове в декабре 2003 года, когда отмечалось десятилетие со дня кончины этого выдающегося архипастыря, оставившего яркий след в истории Саратовской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Пименовские чтения объединили научную, творческую интеллигенцию региона и духовенство. Работы исследователей, представляющих свои доклады на этой конференции, — представителей и церковной, и светской науки — обращены прежде всего к традиционному отечественному духовному наследию, которое сформировано Православием. 8-10 декабря состоятся очередные IV Пименовские чтения . На этот раз их центральным событием станет миссионерский форум ПФО «Православная культура как основа духовного возрождения России». Он проводится Саратовским епархиальным управлением при содействии Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, правительства Саратовской области, фонда Архиепископа Пимена, регионального совета ректоров. В числе организаторов также Саратовский госуниверситет, социально-экономический университет, государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. 8 декабря состоится открытие и пленарное заседание миссионерского форума. Со словами приветствия к участникам обратятся епископ Саратовский и Вольский Лонгин , Полномочный представитель Президента в ПФО А.В. Коновалов , губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов. На пленарном заседании, посвященном проблемам и особенностям христианской миссии в современном обществе, выступят протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями ; профессор А.Л. Дворкин, руководитель Центра религиоведческих исследований св. Иринея Лионского; священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии. В этот же день состоится работа круглых столов «Церковь, общество, власть: пути соработничества» и «Церковь и СМИ: проблемы взаимодействия». В 18.00 в Большом зале консерватории начнется концерт духовной музыки в исполнении Архиерейского мужского хора Свято-Духовского кафедрального собора Саратова.

http://patriarchia.ru/db/text/164086.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010