поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Церковный раскол " справа " провоцируют СМИ В последнее время в некоторых публикациях на портале " Религия и СМИ " (см. статьи А. Шмелева [ здесь ] и А. Беглова [ здесь ] ) авторы обратили внимание на то, что в православной среде активно развивается движение за канонизацию царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Эти настроения формируются многочисленными публикациями в прессе, и православные журналисты посчитали необходимым четко обозначить позицию Церкви по этим вопросами. Редакция официальной газеты Московского Патриархата " Церковный вестник " , выступившая организатором секции " Православная журналистика " в рамках XI Рождественских чтений, предложила детально обсудить проблемы ответственности церковных журналистов при освещении этих тем. На секцию собралось около 100 представителей епархиальной и приходской прессы из многих регионов России. Вел заседание заместитель председателя Издательского Совета протоиерей Валентин Тимаков. Перед собравшимися выступили ведущие церковные историки, богословы и публицисты: архимандрит Макарий (Веретенников), преподаватель Московской Духовной Академии, доктор богословия, протоиерей Владислав Цыпин, специалист по церковному праву, священник Борис Михайлов, член московской епархиальной комиссии по искусствоведению, священник Александр Степанов, руководитель петербургского епархиального радио " Град Петров " , протоиерей Александр Новопашин, настоятель кафедрального собора Новосибирска, диакон Андрей Кураев, кандидат богословия, известный миссионер, профессор Александр Дворкин, руководитель Центра сщмч. Иринея Лионского, Алексей Беглов, аспирант Института российской истории РАН, специалист по истории Церкви XX века, Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты " Церковный вестник " . В ходе оживленной дискуссии были выявлены несколько причин популярности в церковной среде идеи канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Первая: низкий уровень церковной культуры, большой приток в Церковь неофитов, которых легко увлечь любыми, в том числе и сомнительными, идеями.

http://religare.ru/2_1660.html

Святые Гереон и Урсула — покровители Кельна Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1. Продолжая выполнение “наказа” великого православного иерарха ХХ столетия и чудотворца святителя Иоанна (Макси­мовича) изучать жития древних западных святых 1 , мы сочли наиболее естественным обратиться к агиографическим преданиям второго по древности (после Трира) германского города — славного Кельна. Важнейший культурно-исторический центр Северной Рейн-Вестфалии начал свое существование уже в 38 г. до Р. Х., когда Марк Агриппа переместил германское племя убиев с правого берега Рейна на левый, а затем назначил двум римским легионам постоянное местопребывание близ Ara Ubi­orum (“жертвенник убиев”). В этом лагере и родилась Агриппина, супруга императора Клавдия, которая основала там в 50 г. по Р. Х. колонию ветеранов, и новый город, получивший италийское право, был назван Colonia Agrippina и вскоре стал метрополией провинции Нижняя Германия. Христиане должны были здесь быть, судя по сведениям основного сочинения священномученика Иринея Лионского “Против ересей” (I.10.2), уже по крайней мере со II в., а христианскими покровителями города стали не местные жители, но провозвестники истины Христовой, которых Промысл Божий направил сюда для принятия мученичества с дальнего юго-востока и с ближнего северо-запада. Характеристики покровителей Кельна превосходно демонстрируются на лучшем, как представляется, произведении религиозной живописи знаменитого Кельнского собора — на алтарном триптихе-складне капеллы святой Агнесы выдающегося кельнского мастера Стефана Лохнера (†1451), обеспечившего в свое время возрождение кельнской художественной культуры 2 . Центральную часть триптиха составляет “Поклонение волхвов”, на створках — “Святой Гереон” и “Святая Урсула”, обращенные лицом друг к другу, в одеждах времени художника (который изобразил и себя рядом со святым Гереоном) во главе групп мучеников и мучениц.  Совершенство изображения неоднократно

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

Структура Церкви: Вселенская Церковь — Поместная Церковь — Епархия — Приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 1. Вступительные замечания Вопрос о структуре Церкви является одним из самых существенных вопросов жизни Церкви в течение последних ста лет (особенно в России в грозные 20-е и 30-е годы XX столетия). Вопрос был поставлен со всей остротой на Всероссийском Поместном Соборе 1917 г. Этот же вопрос неизбежно возникает на Всеправославных совещаниях в связи с подготовкой Всеправославного Собора, при попытках решения вопроса диаспоры или межправославных отношений. Предвосхищая результаты попытки обсуждения темы о струк­туре Церкви, быть может, уже в первых строках нужно высказать мнение, что перечисляя выражения Вселенская Церковь, Поместная Церковь, епархия, приход, мы говорим попросту о Церкви, о ее проявлениях на разных уровнях. Вслед за отцом Николаем Афанасьевым хочется повторить слова священномученика Иринея Лионского: “Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати” 1 . В другом месте священномученик Ириней пишет: “Цер­ковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от Апостолов и учеников их веру во единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего все домостроительство Божие…” 2 . 2. Структура Церкви по свидетельству книг Нового Завета В Евангелиях слово ™kklhs…a находится только в двух местах Евангелия от Матфея (16:18 и 18:17). Чаще это слово выступает в Деяниях святых Апостолов. Многократно употребляет его в своих посланиях апостол Павел. Один раз употреблено оно в Послании апостола Иакова, три раза в 3-мсоборном Послании апостола Иоанна. Довольно часто мы находим его в книге Откровения Иоанна. В значении слова Церковь в посланиях апостола Павла, Деяниях и Откровении нет разницы. Во всех этих книгах слово Церковь обозначает Церковь в данном городе или же стране. В Первом и Втором посланиях к Коринфянам Апостол пишет к Церкви сущей в Коринфе — тН ™kklhs…v тоа Qeoa тН oЬsV ™n Kor…nqJ (1 Kop l:2; 2 Kop l:1).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Хроника секции “Православная журналистика” XI Рождественских образовательных чтений 29 января 2003 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Ответственность церковных журналистов в свете кампании в некоторых СМИ за канонизацию царя Ивана Грозного и Григория Распутина Главным событием секции “Православная журналистика” XI Рождественских образовательных чтений стал круглый стол, посвященный кампании вокруг так называемой канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина и состоявшийся 29 января 2003 г. в Издательском совете Русской Православной Церкви. В последнее время призывы к канонизации упомянутых исторических личностей, а также выступления, популяризирующие их как православных святых, стали раздаваться во многих печатных изданиях и радиопередачах, публиковаться на интернет-сайтах. Несмотря на однозначно выраженную позицию Священноначалия Русской Православной Церкви, высказанную в заявлении Святейшего Патриарха Алексия, который назвал кампанию за канонизацию Распутина и Грозного “про­во­ка­цией, направленной на то, чтобы ослабить Церковь” 1 , ряд средств массовой информации и общественных организаций не изменил свою позицию, а, напротив, выбрал путь давления на Священноначалие. 4 октября 2002 г. в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась “общественно-церковная конференция” историков, архивистов и писателей на тему “Исторические мифы и реальность”. По результатам ее работы Предстоятелю Русской Православной Церкви было направлено Обращение, в котором участники предложили рассмотреть возможность канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина 2 . В этой ситуации Издательский совет Русской Православной Церкви по инициативе редакции газеты “Церковный вестник” в рамках XI Рождественских чтений провел секцию “Православ­ная журналистика”, темой которой стала ответственность церковных журналистов. На круглом столе, который прошел в рамках секции, выступили с докладами известный церковный историк, доцент МДА архимандрит Макарий (Веретенников), историк и канонист, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин, член московской епархиальной комиссии по искусствоведению священник Борис Михайлов, руководитель Центра священномученика Иринея Лионского сектовед Александр Дворкин, диакон Андрей Кураев. В прениях выступили настоятель кафедрального собора Новосибирска протоиерей Александр Новопашин и аспирант Института российской истории РАН Алексей Беглов.

http://pravmir.ru/hronika-sektsii-pravos...

Предлагаемая вниманию читателя, книга представляет собой, по изложеню, удобопонятные для любителя церковно-исторической науки и для каждого образованного человека «Очерки», утверждающиеся на строго-научных основаниях, и составляет продолжение, впрочем имеющее вид самостоятельного сочинения, под заглавием: Очерки истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках». Цель теперь издаваемой книги таже, какая имелась в виду и при напечатании сейчас упомянутого сочинения – ознакомление с одним из тех отделов церковно-исторической науки, которые очень мало известны по своему содержанию. Книга обнимает период Византийско-восточной церкви от начала крестовых походов, которыми условливался ряд новых явлений в истории этой церкви, до падения Византии от турецкого меча в 1453 году. Обработка Византийской церковной истории, по нашему мнению, есть прямая задача русских богословов – тем более, что богословы западные, как и естественно, посвящают мало внимания этой области церковной истории. Приняв на себя задачу изложить указанный период в форме систематического целого, мы не имели под руками никакого руководящего сочинения. Западная и русская литература, относящаяся к нашему делу, пересмотрена нами, полагаем, тщательно; Византийская же историческая, богословская и иного рода литература, при ея очень почтенных размерах, пересмотрена настолько, насколько это нужно было для составления «очерков», не изъявляющих притязания на обширную ученность. Пусть читатель не ставит нам в вину неполноту обзора. Эта неполнота не случайная. Мы не намерены были распространяться о таких предметах, о которых уже существует удовлетворительная литература на русском языке; так, например, мы оставляем в стороне историю Лионской и Флорентийской унии, потому что с этими историческими явлениями можно знакомиться по следующим сочинениям: «Истории Флорентийского собора», изданной под редакцией известого ученого, прот. А.В. Горского, «История попыток к соединению церквей греческой и латинской», проф. А.Л. Катанского и по книге: «Виссарион Никейский», проф. Садова. Равно также мы не даем места в своей книге изложению таких религиозных споров или таких произведений Визанийских богословов, которые могут возбуждать интерес разве у специалистов, да и то, пожалуй, не у всех. Вообще мы не имели намерения придавать своей книге очень большой объем; сожалеем даже и о том, что она вышла больше, чем какой должна быть книга, носящая название очерков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЙО [франц. Villot] Жан (11.10.1905, Сент-Аман-Талланд, деп. Пюи-де-Дом, Франция - 9.03.1979, Рим), кард., гос. секретарь Ватикана (1969-1979). Начальное духовное образование получил в семинарии при католич. ун-те в Париже. 19 апр. 1930 г. рукоположен во пресвитера. В 1934 г. закончил рим. ун-т Angelicum , с 1934 по 1942 г. преподавал в семинарии г. Клермон-Ферран и затем в Лионском католич. ун-те. 1 дек. 1945 г. папой Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1950 г. В. возглавил секретариат Французской епископской конференции, и 22 февр. того же года назначен Апостольским протонотарием. 2 сент. 1954 г. определен титулярным епископом Виндским, викарием Парижского архиеп-ства. Епископское рукоположение В., состоявшееся 12 окт. 1954 г. в Париже, совершил архиеп. Парижа кард. М. Фельтен. 17 дек. 1959 г. папой Иоанном XXIII В. был наречен титулярным архиепископом Боспорским и назначен викарием с правом наследования Лионского архиеп-ства. На первых 3 сессиях Ватиканского II Собора являлся одним из заместителей генерального секретаря Собора архиеп. П. Феличи . С 17 янв. 1965 по 7 апр. 1967 г. В.- архиепископ Лиона, примас Галлии. На консистории 22 февр. 1965 г. папа Павел VI возвел В. в достоинство, а 25 февр. присвоил ему титул кардинала-пресвитера ц. Пресв. Троицы на холме Пинчио (Sanctissimae Trinitatis in Monte Pincio). С 7 апр. 1967 по 2 мая 1969 г. занимал должность префекта Конгрегации Собора (с 15 авг. 1967 - Конгрегация по делам духовенства). 2 мая 1969 г. папой Павлом VI В. был назначен гос. секретарем Ватикана, префектом совета по внешнецерковным делам, председателем Комиссии по управлению гос-вом Ватикан, а также руководителем Администрации по управлению имуществом Ватикана. С 16 окт. 1970 г. В.- кардинал- камерленго Римско-католической Церкви. 15 июля 1971 г. назначен председателем Совета по проблемам милосердия («Cor unum»). 12 дек. 1974 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати.

http://pravenc.ru/text/158438.html

178. ИННОКЕНТИЙ IV Римские Папы. Список 178. ИННОКЕНТИЙ IV. 1243—1254. Хаос, который возник после смерти Целестина IV в Риме, был причиной того, что следующий конклав собрался только через полтора года. Он проходил в Ананьи. Папой был избран кардинал Синибальдо Фиески, граф делла Лавенья, генуэзец по происхождению. Был бенедиктинским монахом. Иннокентий IV являлся выдающимся юристом, теологом и превосходным проповедником. Борьба с Фридрихом II разгорелась заново. Папские войска под водительством кардинала Райнера из Витербо безжалостно вырезали германские отряды, находившиеся в Центральной Италии. Опасаясь ответных репрессий, Иннокентий IV укрылся во Франции, где созвал в Лионе новый (XIII) Вселенский собор в целях разрешения спора между папством и императорской властью (1245 г.). Попытки посредничества, предпринятые королем Франции Людовиком IX (признанным позднее святым), не дали никаких результатов. Фридрих II, который не присутствовал на соборе, был снова предан анафеме, объявлен низложенным как император римский, король германский и король сицилийский, а его подданные были освобождены от присяги ему. Фридрих не признал этот приговор и подверг острой критике испорченность духовенства, отход от принципов Евангелия, занятие политикой вместо распространения божественной истины. Позиция императора нашла поддержку во многих странах Европы. Авторитет римского понтифика уже не был так высок, как во времена Иннокентия III. Несмотря на попытки папы заполучить политических союзников объявление крестового похода против проклятого императора, положение Фридриха 11 оставалось прочным до самой его смерти (13 декабря 1250 г.). На I Лионском соборе обсуждался также вопрос о татаро-монгольском нашествии. Еще до собора Иннокентий IV послал в Каракорум— резиденцию татарского хана — францисканца Джованни дель Карпине, которого сопровождал Бенедикт Поляк, принадлежавший к этому же ордену. Оглашенный на соборе декрет Иннокентия IV одобрил методы инквизиции, особенно применение пыток и смертной казни по отношению к еретикам, и требовал даже от детей доносить на своих родителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/442442/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН III ( не позднее нояб. 1278, К-поль), патриарх К-польский (25 мая 1265 - 15 сент. 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей. По словам Георгия Пахимера предки Г. были лазами и принадлежали к роду Гавров, хотя противники часто называли его оскорбительным персид. (?) именем Маркуца ( Georg. Pachym. Hist. T. 2. P. 367). До 1235 г. Г. был монахом на Чёрной Горе, близ Антиохии, откуда ушел в Иерусалим, а затем в Никею. Его учителем в Палестине считается патриарх Афанасий II Иерусалимский, к-рый во многом повлиял на его взгляды и сделал его сторонником идеи церковной унии. В Никее его наставником был патриарх Герман II К-польский. Не позднее нач. 1259 г. Г. стал митрополитом Адрианополя и занимал этот пост до 1265 г. Во 2-й пол. правления Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258), с к-рым он находился в переписке, Г. перешел в оппозицию к политике Ласкарей. В нач. 1259 г. он поддержал узурпацию имп. трона Михаилом VIII Палеологом . После отречения патриарха Арсения Авториана от престола (1265) Г. по воле императора Собором избран на Патриарший престол. Но, не имея широкой поддержки среди высшего духовенства, Г. не осмелился освободить Михаила VIII от отлучения от Церкви, наложенного патриархом Арсением. Поэтому через год после избрания Г. император через своего духовника Иосифа , буд. патриарха, побудил его к добровольной отставке. Г. удалился в мон-рь Манганы в К-поле. Уход не повлиял на отношения Г. и императора. Он стал духовным отцом и советником Михаила и выполнил ряд его поручений. В 1272 г. Г. вместе с вел. дукой Михаилом Ласкарисом возглавлял визант. посольство в Венгрии, к-рое доставило в К-поль принцессу Анну, невесту Андроника II . В марте 1274 г. Г. был отправлен Михаилом VIII вместе с вел. логофетом Георгием Акрополитом и митр. Феофаном Никейским в Рим для переговоров о подготовке Лионского Собора и унии Церквей. Они встречались с папой Григорием X и обещали ему от имени императора помощь в освобождении Св. земли. 6 июля 1274 г. Г. подписал католич. Символ веры. Осенью того же года вернулся в К-поль. Умер не позднее нояб. 1278 г.

http://pravenc.ru/text/164785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕКОФИЛЬСКАЯ ШКОЛА направление в арм. лит-ре (V-VIII вв.), представители к-рого осуществляли дословный (verbum e verbo) перевод с греч. языка богословских, философских, грамматических и естественнонаучных трактатов, необходимых для систематизации знаний и создания научной терминологии. Дословные переводы с греческого, засвидетельствованные еще в III в. до Р. Х. (эдикты Ашоки в Кушанском царстве), в христ. мире были характерны прежде всего для Сирии и Армении, где для перевода были выбраны почти одни и те же труды. Предполагается, что в Армении деятельность Г. ш. была частью программы Армянской Церкви по перенесению на арм. почву достижений эллинистической науки и святоотеческого церковного наследия, а впосл.- для успешного ведения догматических споров; хотя из христ. текстов переводились памятники, написанные до Халкидонского Собора (451). Одним из главных предназначений переводов Г. ш. было создание учебников по наукам «тривиума и квадривиума», философии, истории Церкви и т. д. Однако чрезмерно букв., «пословный» и даже «поморфемный» перевод, калькирующий не только грамматические формы, но и синтаксические обороты, создавал искусственный язык, зачастую непонятный без сличения с оригиналом, а следов., и доступный в большинстве случаев лишь для знатоков греческого. Первым грекофильским переводом считается «Грамматика» Дионисия Фракийского (II-I вв. до Р. Х.). К начальному этапу деятельности Г. ш. относятся также переводы трудов Филона Александрийского и свт. Иринея Лионского (многие из них сохр. только в арм. переводе), а также риторический сб. «Книга хрий». Классификация и датировка этих переводов, несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не могут считаться окончательными. Проблемы, связанные с датировкой грекофильских памятников, осложнены тем, что переводчики не указывали своих имен, воспринимая свою деятельность как патриотический долг. Исследователями предложено неск. систем периодизации памятников Г. ш.

http://pravenc.ru/text/166441.html

Наиболее важное произведение М.- т. н. Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами - старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В 3 книгах трактата М. излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в к-ром находится империя, связано с многовековым расколом между правосл. Церковью и Римско-католической Церковью. Для доказательства своего тезиса М. отсылал ко 2-му периоду иконоборчества, к конфликту К-польских патриархов Фотия и Игнатия (Historia dogmatica. I 4-9), к эпохе правления Константина IX Мономаха (Ibid. I 10-13), к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов (Ibid. I 16-19) и Иоанна III Дуки Ватаца (Ibid. I 20). В рассказе о событиях кон. XIII в. М. превозносил имп. Михаила VIII (Ibid. I 21-22) и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униат. политику только из личных корыстных интересов (Ibid. I 26). Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии (Ibid. I 35-65) и богословско-полемическими фрагментами (вся 2-я книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна Векка, написанного Григорием II Кипрским). В 3-й кн. трактата больше биографических сведений, чем в первых: М. рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата неизвестно; вероятно, он составлялся на протяжении неск. лет: в 3-й кн. М. говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283) прошло 18 лет - т. о., этот фрагмент относится к 1301 г. ( Laurent V. 1926. P. 316). Также М. составил «Опровержение Трех глав» (Αντρρησις τν τριν κεφαλαων) Максима Плануда об исхождении Св. Духа (PG. 141. Col. 1275-1308) и «Опровержение» (Αντρρησις) сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула (Ibid. Col. 1308-1406). Не издан полностью трактат М. об исхождении Св. Духа (Vat. gr. 1716; Paris. gr. 1260).

http://pravenc.ru/text/2563078.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010