Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXI (между 1210 и 1220, Лиссабон - 20.05.1277, Витербо; до избрания папой - Петр Юлиани), папа Римский (с 16 сент. 1276). До последнего времени И. отождествлялся исследователями с Петром Испанским , однако в новейшей лит-ре ( D " Ors Á . 1997; 2001; 2003) была доказана неправомерность этого отождествления. О происхождении Петра Юлиани практически ничего не известно. По одной из гипотез, его отцом был канцлер португ. кор. Саншу I (1185-1212) Юлиан Паис. Согласно др. т. зр., прозвище Юлиани происходит от приходской ц. св. Иулиана (Юлиана) в Лиссабоне, близ к-рой родился буд. папа. Большинство исследователей сходятся на том, что Петр Юлиани учился в Парижском ун-те; ему была присвоена степень магистра. Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Попытку восстановить «португальскую» биографию Петра Юлиани предпринял Ж. Ф. Мейриньюш ( Meirinhos. 2000) Самое раннее известие о церковной карьере Петра Юлиани относится к 1250 г.- он занимал должности декана Лиссабона и архидиакона Браги и был советником и представителем кор. Афонсу III Португальского в отношениях с клиром (короля обвиняли в нарушении прав Церкви). 11 дек. 1257 г. при поддержке короля он стал приором коллегиальной ц. Богоматери (Носа-Сеньора-да-Оливейра) в Гимарайнше (этот бенефиций не был вакантным, что привело к конфликту с его держателем; официально статус Петра Юлиани был утвержден папой лишь 28 окт. 1263). К 1258 г. относится начало конфликта между Петром Юлиани и Афонсу III из-за избрания Лиссабонским епископом Михаила, неугодного Петру Юлиани. С жалобой на якобы неканоническое избрание Михаила Петр Юлиани впервые приехал в папскую курию. Папа Римский Урбан IV признал каноничными выборы Лиссабонского епископа, а Петру Юлиани удалось добиться от папы утверждения в должности приора ц. Богоматери. Примирившись с португ. королем, в 1263 г. Петр Юлиани стал наставником (magister scholarum) одной из школ в Лиссабоне, однако с этого времени он подолгу находился при папской курии, где во многом благодаря покровительству кард. Оттобоно Фиески (буд. папы Римского Адриана V ) быстро сделал карьеру. В мае 1272 г. Петр Юлиани был избран архиепископом Браги. Избрание, видимо, не было утверждено португ. королем, т. к. в актах Лионского II Собора (1274) Петр Юлиани упоминается как «electus Bracarensis» (избранный архиепископ Браги). 3 июня 1273 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати. Управлял архиеп-ством Браги до 1275 г., когда папа назначил ему преемника.

http://pravenc.ru/text/469710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ) Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ) (Соколов Андрей Григорьевич; 27.06.1801, г. Буй Костромской губ.- 2.01.1868, казанский Кизичский Введенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский. Род. в семье причетника Благовещенского собора г. Буй. После окончания Костромской ДС, где наставником Соколова был прп. Макарий (Глухарёв) , учился в СПбДА, к-рую окончил в 1825 г. 17 дек. того же года был удостоен степени канд. богословия, 23 окт. 1826 г.- степени магистра богословия. 22 авг. 1825 г. пострижен в монашество, 8 сент. рукоположен во иеромонаха. 30 янв. 1826 г. назначен инспектором Псковской ДС. 3 апр. 1827 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем псковского Мирожского мон-ря . С 28 авг. 1828 г. ректор и профессор Харьковского коллегиума, с апр. 1830 г. ректор Черниговской ДС и настоятель Елецкого черниговского мон-ря , с 29 апр. 1832 г. ректор Тверской ДС и настоятель Макариева калязинского мон-ря . В 1837 г. А. перемещен настоятелем в Толгский ярославский мон-рь , в кон. 1837 г. вызван в С.-Петербург и 7 марта 1838 г. назначен ректором СПбДС. С 5 авг. 1838 г. член духовно-цензурного комитета. Указом от 14 июня 1841 г. А. был назначен, 25 июня в Казанском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 24 дек. 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский, с 3 (23?) нояб. 1856 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Во всех епархиях, к-рыми управлял А., он много внимания уделял миссионерству: обращению в Православие язычников, мусульман, присоединению к правосл. Церкви старообрядцев. С 9 нояб. 1866 г. жил на покое в казанском Кизичском мон-ре . Погребен в склепе под главным алтарем Казанского собора мон-ря. Перевел на рус. язык часть житий святых из Пролога и Четьих-Миней свт. Димитрия (Туптало) (списки переводов хранились в б-ке КазДА), принимал участие в составлении «Замечаний» на соч. С. Стурзы «Considerations sur la doctrine et esprit de Eglise orthodoxe» (рукопись хранилась в б-ке СПбДА). По нек-рым сведениям, А. являлся одним из переводчиков творений свт. Григория , еп. Нисского, свт. Иринея Лионского, др. отцов Церкви, публиковавшихся без указания имени переводчика в ж. «Христианское чтение» .

http://pravenc.ru/text/76926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОКАТАСТАСИС [греч. ποκατστασις - восстановление, возвращение, завершение], в христианстве наименование учения о всеобщем спасении (букв.- восстановлении) грешников (людей и даже демонов), не принятого Церковью. Это наименование появилось в результате смешения понятий ποκατστασις («восстановление») и ποκατστασις τν πντων («восстановление всего»), с последним и соотносится ошибочное учение. В древнегреч. библейском тексте это понятие встречается 1 раз, в Книге Деяний (3. 21), где повествуется о Христе, «Которого небо должно было принять до времен совершения всего (ποκαταστσεως πντων), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века». Однако глагол ποκαθιστναι, от к-рого происходит это слово, в Библии встречается многократно. Всеобщее воскресение. Земля отдает своих мертвецов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Всеобщее воскресение. Земля отдает своих мертвецов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент В святоотеческой письменности термин «А.» впервые появляется у св. Иустина Философа . Вспоминая в «Диалоге с Трифоном Иудеем» историю с сыновьями Ноя , мч. Иустин пишет: «Если Ной отдал в рабство двум своим сыновьям семя (потомство.- М. И.) третьего сына, то теперь Христос пришел для восстановления (ες ποκατστασιν) и свободных детей, и рабов их» (Dial. 134). У мужей апостольских и апологетов иногда встречается глагол ποκαθστημι («восстановить»). Им пользуется св. Игнатий Богоносец , когда говорит об антиохийских христианах, у к-рых «водворился мир, возвратилось их величие и восстановилось (πεκατεστθη) их малое тело» (Тело Церкви.- М. И.) (Ep. ad Smyrn. 11. 2). Татиан описывает с помощью этого глагола воскресение тела человека: «Царь Бог, когда захочет, восстановит (ποκαταστσει) в прежнее состояние сущность (тело.- М. И.), которая видима для Него Одного» (Contr. graec. 6). По мысли св. Иринея Лионского, телесность человека будет восстановлена (ποκαταστσει) Жизнью, т. е. Христом (Adv. haer. V 12. 1). Говоря о Втором пришествии, тот же св. отец отмечает, «что Господь в последние времена восстановит Себя Самого во всем» (τι π σχτων τν καιρν φανερωτες Κριος τος πσι αυτν ποκατστησεν) (Ibid. IV 38. 1). А. в эпоху античности

http://pravenc.ru/text/апокатастасис.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в. Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в. [греч. λδβλθυοτεΑγια Νπια; лат. Innocentes Infantes], мученики (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.), убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2. 16-18). С древности почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него ( Aug. Serm. de Tempore. N 199.1). По сообщению Макробия (нач. V в.), имп. Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном» (Saturn. IV 14). Блж. Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (multa parvilorum milia) ( Hieron. In Is. 7, 15), по правосл. преданию, число жертв составляло 14 тыс., в сир. источниках упоминаются 64 тыс., а в ряде зап. мартирологов - 144 тыс. младенцев (MartUsuard. Р. 364). Из сочинений сщмч. Иринея, еп. Лионского († 202) ( Iren. Adv. haer. III 16. 4), и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258) ( Cypr. Carth. Ep. 58. 6), следует, что при их жизни В. м. уже почитались святыми. Память В. м. впервые появляется в Сакраментарии папы Льва I Великого (ок. 485) и в Карфагенском календаре (ок. 505). В греч. календарях их память отмечается 29 дек. (SynCP. Col. 353), в лат.- 28 дек. (MartHieron. Р. 13), в сир.- 27 сент., в арм.- в понедельник после 2-го воскресенья по Пятидесятнице. В средневек. Европе день В. м. считался самым несчастливым в году. Мощи В. м. хранились в пещере Младенцев под юж. трансептом базилики Рождества Христова в Вифлееме, одно из наиболее ранних упоминаний о ней встречается в описании Вифлеемского храма свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского (633/4-638) (PG. 73. Col. 3813). Затем мощи В. м. были перенесены в К-поль и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В «Хожении» игум. Даниила (нач. XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград (Житие и хождение Даниила. С. 65). Однако со 2-й пол. XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме (напр., Аноним ок. 1170 г.- Wilkinson. P. 241). Антоний Новгородец (ок. 1200) разъясняет, что половина мощей В. м. находилась в К-поле, а половина осталась в Вифлееме (Книга Паломник. С. 21). Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

http://pravenc.ru/text/158896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ V Иннокентий V, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий V, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1225, обл. Тарантез (совр. Франция) - 22.06. 1276, Рим; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276). В Liber Pontificalis приводится краткое жизнеописание И. (LP. Vol. 2. P. 457). Полное собрание его грамот и писем не сохранилось. Сведения о жизни папы восстанавливаются по отдельным посланиям (последняя публикация - Mothon. 1896), а также по разрозненным сообщениям в хрониках того времени. Происходил из знатной и богатой семьи. В 10 или в 16 лет вступил в орден доминиканцев и начал обучение в коллегии св. Иакова при Парижском ун-те, где под рук. Альберта Великого и Гуго Сен-Шерского изучал богословие. Пьер де Тарантез получил звание магистра теологии, в 1259 г. преподавал в Париже вместе с Фомой Аквинским . С Альбертом Великим и Фомой Аквинским участвовал в разработке принципов доминиканской системы образования (Statuta de studiis), к-рые были приняты на генеральном капитуле ордена в 1259 г. в Валенсии. Дважды становился провинциалом доминиканцев во Франции (в 1264-1267 и в 1269-1272). 6 июня 1272 г. папа Григорий X назначил Пьера де Тарантеза архиепископом Лионским. Как архиепископ он способствовал урегулированию отношений между горожанами и соборным капитулом (конфликт начался еще при предыдущем архиеп. Филиппе II Савойском). 3 июня 1273 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Остии и Веллетри, с нояб. 1273 по апр. 1274 г. ему было поручено управление Лионским архиеп-ством. Принимал деятельное участие в организации Лионского II Собора (7 мая - 17 июля 1274), дважды выступал с сообщениями, а также прочитал заупокойную молитву по Бонавентуре († 15 июля 1274). Исполнял обязанности великого пенитенциария . Иннокентий V, папа Римский. Роспись зала капитула мон-ря Тревизо. 1352 г. Худож. Т. да Модена

http://pravenc.ru/text/468781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЕМАН [франц. Clément] Оливье (17.11.1921, Аньян, Юж. Франция - 15.01.2009, Париж), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель. Жизнь Происходил из нерелиг. семьи. Юность и молодость К. сопровождались духовно-религ. исканиями в области вост. мистики, каббалы, эзотеризма. По окончании школы поступил на исторический фак-т ун-та в г. Монпелье, где учился в 1939-1943 гг. у таких выдающихся историков, как А. И. Марру, М. Блок, А. Дюпрон, впосл. защитил докторскую диссертацию. Во время второй мировой войны принимал участие в движении Сопротивления. О. Клеман. Фотография. Нач. XXI в. О. Клеман. Фотография. Нач. XXI в. В послевоенные годы К. увлекается творчеством Ф. М. Достоевского , философией христ. мыслителей, особенно Н. А. Бердяева . Под влиянием богословских трудов П. Н. Евдокимова и В. Н. Лосского , с к-рыми у К. позже завязалась многолетняя дружба, он постепенно открывает для себя восточнохрист. традицию, углубляется в изучение творений св. отцов и решает принять крещение в правосл. Церкви. 1 нояб. 1952 г. К. был крещен в парижском франкоязычном правосл. приходе зап. обряда РПЦ во имя сщмч. Иринея Лионского прот. Евграфом Ковалевским (впосл. Иоанн-Нектарий, еп. Сен-Денийский, РПЦЗ; см. в ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 60-х гг. XX в. К. перешел в новостильный приход Пресв. Троицы в крипте св. Александра Невского собора в Париже , находящийся в юрисдикции К-польского Патриархата. Особое духовное влияние на К. оказало общение со схиархим. Софронием (Сахаровым) . После крещения К. изучал правосл. богословие и патристику под рук. Лосского вплоть до кончины последнего (1958). С 1965 по 2003 г. К. преподавал историю Церкви и историю Вселенских Соборов в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже, а с 1970 по 2002 г., став преемником почившего проф. Евдокимова, занимал там также кафедру нравственного богословия. По свидетельству свящ. Николая Лосского, «его лекции имели громадный успех. На них ходили не только студенты, но и многие вольнослушатели. Его влияние распространялось и на православных, и за пределами православного мира» (Преподобный Сергий в Париже. 2010. С. 358-359). Наряду с этим К. мн. годы вел курсы истории в Лицее Людовика Великого, читал лекции в католич. Высшем ин-те экуменических исследований и др. учебных богословских заведениях Парижа.

http://pravenc.ru/text/1841283.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Как афонская икона Акафистная стала чудотворной     Как афонская икона Акафистная стала чудотворной       Утреня в Зографе бывает в час пополуночи. К сожалению, этот афонский монастырь штатный; каж­дый здесь пользуется правом совершенной сво­боды в рассуждении келейной жизни, а потому нельзя не находить в самом характере болгар и в прекрасной настроенности их духа темных сторон; Впрочем, в отношении к странноириимству и доброте болгары - единственный народ.   В бытность нашу здесь Литургию совер­шал русский иеромонах в параклисе Пресвятыя Богородицы; пение было хотя и славянское, но но греческому напеву. Вместо при част на читается у болгар акафист Богоматери пред Ее чудотворною иконою.     О случае, по которому признана икона, так называемая «Акафистная», чудотворною, я рас­скажу вам следующее.   Прежде еще неудачных следствий Флорентийского Собора Запад силил­ся увлечь к своей унии потрясенную политичес­кими обстоятельствами Грецию: сам император Греческий Михаил Палеолог содействовал в том Западу во исполнение своей клятвы, данной папе Григорию X по ослеплении Иоанна Ласкаря и после похищения его царственного престола.   Это было в XIII веке. Патриарх тогдашнего времени Иоанн Векк, действовавший согласно преступной воле и намерениям императора, на втором Лионском Соборе подчинил Восточную Церковь Римскому престолу, что и имело чрез­вычайно гибельные для нее следствия, потому что латиняне убеждали православных к унии не силою евангельского слова, а обнаженным мечом и всевозможными неистовствами. Тысячи жертв падали под их мечом за чистоту восточно­го Православия.     Но так как Святая Гора всегда оставалась и остается оплотом страдающей Церкви на Востоке, поэтому, чтоб сокрушить основные утверждения Православия латиняне вторглись сюда, убеждали словом, увлекали золотом и обещаниями и принуждали угрозами и самою мучительною пыткою к признанию над Афоном власти Римского папы.   Немногие слабые сер­дцем увлеклись силою металлических убежде­ний или, боясь пыток и смерти, отрекались от Православия отцов своих; но большая часть из них запечатлела кровью свое исповедание и с твердостью обличала палу в его святотатствен­ном усвоении себе прав наместничества Иисуса Христа, Который один только и был, и есть, и будет Главою Своей Святой Церкви.       Письма святогорца к оглавлению (Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. ) Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.  1844 г., Афон   Русский монастырь       Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=1372

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На иконах рядом с евангелистами часто изображают орла, тельца, льва и ангела. Откуда пошла эта традиция? 1 мин., 21.10.2017 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Мы привыкли к образам за спинами евангелис­тов: ангел склонился над Матфеем, лев возлежит у ног Марка, на Луку взирает телец, Иоанна осеняет крылами орел. Мы узнаем их и на деревянных царских вратах в сельской церкви, и под куполом римского собора. Но откуда пошла такая традиция? В Ветхом Завете тетраморф — четыре крылатых животных — упоминается в видении пророка Иезекииля, а в Новом — в Откровении Иоанна Богослова: И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему… (Откр 4:6–8). В первые века христианства учителя Церкви, толкуя Апокалипсис и видение Иезекииля, указали на символическую связь крылатых существ с евангелистами. В основу православной (и католической) иконографии легло толкование блаженного Иеронима: Матфею был дан человек, потому что он показал человеческую природу Христа; Луке  — телец, символ жертвенности, он показал Христа как священника; Марку — лев, потому что он объявил о царском достоинстве Спасителя; Иоанну же дан был орел — за полет веры. Однако существует и другое толкование этих символов. Оно принадлежит святителю Иринею Лионскому. Эта традиция сохранилась до сих пор на христианском Востоке, в храмах Малой Азии и у русских старообрядцев. В 1723 году вышли «Поморские ответы» — одно из важнейших апологетических сочинений старообрядцев. Среди прочего они утверждали альтернативную иконографию символов евангелистов: «В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ cbяmiu четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым…». Так что если бы Венецию строили старообрядцы, ее символом был бы не лев святого Марка, а орел.   Читайте также: Четвероевангелие: сходства и различия четырех текстов Проблемы прочтения евангельских текстов Как создавались и выглядели рукописи Евангелий Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-ikonah-ryadom-s-evange...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН I ПИСИМАНДР [греч. Γερμανς Πησμανδρος], архиеп. Кипрский (1254-1274). Избран правосл. Кипрскими епископами и утвержден Римским папой Иннокентием IV. В знак протеста лат. архиеп. Кипра Гуго ди Фаджано (1251-1261) покинул остров; после избрания Римским папой Александра IV он решил подчинить себе правосл. архиепископию и потребовал, чтобы Г. явился к нему для разбирательства ряда экономических вопросов, касавшихся греч. кафедры. Г. отказался предстать перед судом лат. архиепископа, т. к. считал себя равным, а не подчиненным ему. Он отправился в Рим вместе с 3 греч. архиереями: Нифонтом, еп. Солейским, Иоакимом, еп. Карпасийским, и Матфеем, еп. Лефкарским. Г. был принят папой Александром IV и после переговоров, в к-рых участвовали представители Гуго ди Фаджано, 3 июля 1260 г. был составлен документ, регулировавший отношения между 2 Церквами на Кипре - Кипрская булла (Bulla Cypria, или Constitutio Cypria). Греч. епископы, число к-рых сокращалось с 14 до 4, были подчинены и должны были давать присягу лат. архиепископу Кипра, однако архиепископский титул и ряд привилегий закреплялись за Г. пожизненно. Исследователи предполагают, что участвовавшего в Лионском Соборе (1274), не названного по имени Кипрского архиепископа можно отождествить с Г. Вскоре после Лионского Собора Г. или скончался, или был смещен с кафедры, т. к. в распоряжении лат. архиеп. Кипра Рафаила перечислены греч. епископы, но не упоминается правосл. архиепископ. Лит.: Laurent V. La succession épiscopale des derniers archévêques grecs de Chypre, de Jean le Crétois (1152) à Germain Pèsimandros (1260)//REB. 1949. T. 7. P. 39-41; Κιρμτσης Π. Ι. Η Ορθδοξος Εκκλησα τς Κπρου π Θραϒκοκρατας//Κυπριακα Σπουδα. 1983. Τ. 47. Σ. 3-64; ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 374; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; PLP, N 23168. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/164791.html

Clar. Ep. 363//PL. 182. Col. 567; Suscipite signum crucis, et omnium, de quibus corde contrito confessionem feceritis, plenam indulgentiam delictorum - Bernard. Clar. Ep. 458//PL. 182. Col. 653). Латеранским III Собором (1179), призвавшим к крестовому походу против альбигойцев и др. еретических движений в Юж. Франции, в 27-м каноне определялось, что умершие во время похода «в истинном покаянии» получают И. грехов (peccatorum indulgentiam), а его участники - освобождение от 2-летней епитимии (poenitentia iniuncta). Собор оставлял на усмотрение епископов вопрос о предоставлении крестоносцам большей И. в соответствии с реальными сроками похода и степенью заслуг его отдельных участников (laboris maior eis indulgentia tribuatur - Mansi. T. 22. Col. 232-233). Объявляя на Латеранском IV Соборе (1215) о начале нового крестового похода в Св. землю, папа Римский Иннокентий III декретом «Ad liberandam» (71-й канон Собора) подтвердил И., отпускавшую епитимии за все грехи, в которых раскаялись и исповедались участники похода (plenam suorum peccaminum, de quibus veraciter fuerint corde contriti et ore confessi, veniam indulgemus), а также все те, кто оказывали им помощь ( Mansi. T. 22. Col. 1067). Впосл. данные формулы воспроизводились в канонах Лионского I Собора (1245) и Лионского II Собора (1274), провозглашавших И. крестоносцам и жертвующим на защиту Св. земли. Развитие учения и практики И. Значительную роль в упорядочивании практики предоставления И. сыграли каноны IV Латеранского Собора: 60-й канон («Accedentibus») запретил аббатам присваивать епископские прерогативы, в т. ч. право давать И. ( Mansi. T. 22. Col. 1047). 62-й канон («Cum ex eo») ограничил права епископов, разрешая им жаловать И. на срок не более года по случаю освящения храма и не более 40 дней в честь храмового праздника, подчеркнув необходимость следовать практике, к-рой придерживается папа Римский, обладающий в этих вопросах полнотой власти (cum Romanus pontifex qui plenitudinem obtinet potestatis). В каноне приводился текст формуляра-образца папской грамоты об И.

http://pravenc.ru/text/389591.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010